База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Концепции естественного права и общественного договора в истории политических учений — История политических и правовых учений

Федеральное агентство по образованию Р.Ф.

ГОУВПО «Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет».

Реферат по политологии

на тему «Концепции естественного права и общественного договора в истории полетических учений»

Выполнил студент

Заочного отделения

Бабанов А. С.

Иваново 2006 г.                                                                                                                               

  

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Естественно правовые учения древности………………………………..5

Естественно правовые учения средневековья……………………………7

Естественно правовые учения в России………………………………….16

Естественно правовые учения новейшего времени……………………..17

Заключение…………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………………21

Введение.

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

 История полетических и правовых учений – дисциплина юридическая,

однако кроме юристов значительный вклад в историю полетических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд представителей философской мысли (например: Пифагор, Сократ, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Н.А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории полетических и правовых учений.

 Предмет История полетических и правовых учений - представления о формах     государства, структуре и функциях законов, типах политической власти и механизме функционирования государств на различных этапах развития человечества. Под учениями имеются в виду различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, т.е. теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. Поэтому вне предмета История полетических и правовых учений остаются различные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей.

        Правовая мысль прошлого освещается в Истории полетических и правовых учений не в виде истории юриспруденции (с отраслями, приемами юридического анализа), а в виде теоретических концепций права и законодательства. Проблемы отраслевого профиля (относящиеся к отдельным отраслям права) изучаются лишь в том случае, если они имеют общеправовое значение, значение для понимания всего политического состояния общества.

Естественно правовые учения Древности.

Впервые различие права естественного и права искусственного было приведено древнегреческой мыслью.

        Аристотеля  (384-322 гг. до н.э.) можно считать родоначальником науки о политике, т.к. он первым соединил все политическое в особую отрасль социального сознания. Главное его сочинение – «Политика».

Сочинение "Политика".

Государство - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство -  высшая форма общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития.

Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправильных - о личном. Правильными формами являются монархия, аристократия и полития, а неправильными - тирания, олигархия и демократия. Под политией Аристотель понимает такую форму государства, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все остальные формы являются отклонением от этого идеала. Полития объединяет в себе лучшие свойства олигархии и демократии, но она свободна от их недостатков. В политии средний элемент доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой.

Идеальное государство, описываемое Аристотелем, - это, по его мнению, логическое построение, не очень точное. Население такого государства должно быть достаточным и легко обозримым. Гражданских прав не должны иметь ремесленники, матросы, торговцы. Предполагается большое число рабов. Территория должна быть достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля делится на 2 части: одна находится в общем пользовании государства, другая - в частном владении граждан (продукты этой части предоставляются на дружеских началах другим гражданам).

Аристотель не является единственным философом древности который рассуждал о политике. Был также целый ряд мыслителей, которых объединяют под названием софисты.

Софисты не являются единой школой. Старшие софисты (Протагор, Горгий и др.) придерживались в основном демократических воззрений. Среди младших софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встречаются приверженцы и иных форм правления. Протагор считал человека мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справедливости демократического строя. Горгий писаные законы называет "стражами справедливости", т.е. "божественного и всеобщего закона". Справедливость он ставит над законами. Естественно-правовые представления существовали у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонт считал, что естественные потребности у всех одинаковые, а неравенство происходит из человеческих законов; законы не всегда соответствуют справедливости.

         Младшие софисты отвергали нравственность политики. Фрасимах говорил, что справедливость - это то, что устраивает сильнейшего, обладающего властью. Пол Агригентский считал, что поскольку в отношениях между людьми все равно нет справедливости, то лучше самому творить несправедливость, чем терпеть ее от других. В принципе он оправдывал произвол тирана. Согласно мнению Калликла, естественным является положение, когда сильный повелевает слабым и стоит выше слабого; он критиковал демократические законы и лежащий в их основе принцип равноправия граждан. Ликофрон был сторонником договорной теории, отрицал неравенство людей по природе. Алкидам Элейский также выступал за равенство всех, в т.ч. рабов.

Естественно правовые учения средневековья.

        Вершины могущества как в политической так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в 13 в. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), чьи сочинения являлись своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. О вопросах государства и права он ведет речь в труде “О правлении властей” (1265-1266) в произведении “Сумма теологии” (1266-1274) и в иных работах.

        От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть “животное общительное и политическое”. В людях изначально заложено стремление объединятся и жить в государстве, ибо индивид в одиночку свои потребности удовлетворить не может. Цель государственности - “общее благо”, обеспечение условий для достойной разумной жизни.  Аквинат широко использовал категорию “закон” для объяснения различных явлений свойственных политически оформленному обществу.

        Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общии принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе и от него произведены другие виды законов. Прежде всего Естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона. Естественный закон предписывает стремится к самосохранению и продолжению рода, обязивает искать истину (бога) и уважать достоинства людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение силой и страхом принуждать людей (создание по природе не совершенное) избегать зла и достигать добродетели. В отличае от естественного человеческий (позетивный) закон это императив с меняющимся содержанием. Говоря о  человеческом (позитивном) законе, Аквинат фактически вел речь о феодальном законодательстве.

Классово политический подтекст сопряжения человеческого закона – через закон естественный ясен: законодательство феодального государств надлежит соблюдать в принципе столь же неукоснительно сколь указание божественного разума.

Однако очень важно учесть, что Ф.Аквинский отрицал значение человеческого (позитивного)  закона именно как закона над теми актами светской власти, которые противоречили предписаниям закона естественного.

Естественно правовые учения в Голландии.

Гуго Гроций (1583-1645)- выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей ранне буржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права нового времени, основатель теорий естественного права и общественного договора.

Естественное право, согласно Гроцию, это и есть “право в собственном смысле слова”, и “оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и  выполнять возложенное на нас по отношению к ним обязанности”. Источником этого права в собственном смысле (то есть естественного права, которое вместе с тем есть справедливость) является, вовсе не чья либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность) то есть естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом.

     Г. Гроций высказал некоторые суждения, касающиеся теории договорного характера возникновения государства. Он смотрел на государство как на “полное соединение свободных людей” на основе договора между ними. Из данного договора выводятся им все принципы и нормы государственного права, регулирующие деятельность государств, выполнения им своих функций.

К основным функциям государства Гроций относит: решение вопросов о войне и мире; заключение и расторжение государственных договоров; издание законов; осуществление правосудия; взимание налогов и другие. Подчеркивается что государство является “носителем верховной власти”.

Естественно правовые учения в Германии в 17-18 вв.

Опустошительная Тридцатилетняя война (1618-1648) пагубно отразилась на социально-экономическом состоянии Германии. Раздробленная на сотни самостоятельных княжеств, она заметно отставала от Голландии, Англии и Франции. Но спудом консервативной крепостнической системы медленно пробиваются ростки капитализма, возникает оппозиция существующему режиму и появляются идеологи, в произведениях которых отражаются интересы  и нужды новых общественных сил. На исходе 17 в. зарождается  немецкое Просвещение.

   Строить политическую науку на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632-1694). В интерпретации Пуфендорфа, предпринявшего попытку синтезировать соответствующие взгляды Ж. Бедина, Г. Гроция и Т. Гоббса, естественное право выглядело универсальной социальной этикой, нормы  которой должны были регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и полетических убеждений. Такой взгляд на природу естественного права проистекал из мнения Пуфендорфа о том, что всем без исключения индивидам свойственно нечто их объединяющее – стремление к жизни с ближними, с себе подобными, ибо существовать в одиночку человек не в состоянии: «… человеческая натура устроена таким образом, что вне общества мы не можем ни жить, ни сохранять наш род».

Исходным пунктом построений Пуфендорфа является концепция естественного, до государственного общества. В естественном общежитии нет “ войны всех против всех “ (как считал Т. Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной идиллической формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей.

Правовые основания государства суть два договора: собственно договор (pactum) и постановление (decretum). По первому договору отдельные индивиды соединяются  в устойчивое целое. Затем они выносят постановление о приемлемой для них форме правления. Это постановление обязывает избранного властителя заботится о благе народа, а граждан - подчинятся власти. Лишь с его подписанием государство начинает функционировать как таковое.

Назначение государства быть надежной порукой порядка и спокойствия в человеческом роде. Оно должно твердо поддерживать внешнюю безопасность людей, не позволять церкви вмешивается практическую мирскую деятельность; прерогатива духовенства – убеждения и совесть человека. Государство неизбежно ущемляет естественную свободу граждан, но не отменяет ее совсем. Оставшаяся часть естественных свобод (свобода вероисповедания, право собственности и т. п.) неприкосновенна; это область частной жизни индивида. Нормы права, посягающие на эти естественные свободы, нельзя признать законными.         

 Особенности правовых взглядов Гоббса.

Дальнейшее развитее теории естественного права и общественного договора получило в трудах английского философа  Томаса Гоббса (1588-1679). Речь идет о таких работах как "Философские основания учения о гражданине" и "Левиафан". В них он подробно излагает свои представления о естественном состоянии общества и вытекающей из нее естественной природе человека, о естественном праве и о появлении государства в результате заключенного между людьми общественного договора.

Он считал, что в естественном состоянии все были равны, имели равные права. Человек - существо эгоистическое, склонное к порокам, и потому в естественном состоянии происходили постоянные войны. Над человеческими пороками доминируют страх смерти и инстинкт самосохранения. Естественное состояние, помноженное на разум (предвидение последствий), приводит к тому, что в обществе начинает действовать главный естественный закон - стремление к миру.

Тогда в силу вступает 2й естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Люди заключают договор, и вступает в силу 3й закон - люди обязаны соблюдать заключенные ими соглашения. Далее следуют еще несколько законов, и в итоге человек приходит к следующему естественному закону: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (основной принцип гражданского общества).

Однако претворить в жизнь естественные законы может лишь сильная абсолютная власть государства. Абсолютная власть ограничивает стремления людей, принуждает человека соблюдать естественные законы. То есть Гоббс обосновывает необходимость государства в виде общественного договора, где люди согласились передать все свои естественные права монарху и подчинится ему в обмен на закон.

Конструкция естественного права  в учении Джона Локка.

Представляют интерес политические взгляды соотечественника Т. Гоббса английского философа и политического деятеля Джона Локка (1632-1704). Он выступил как основоположник идей буржуазного либерализма, обосновывая необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского общества и государства.

 Свои по­ли­тические взгля­ды и ус­та­нов­ки Локк обос­но­вы­вал при по­мо­щи фи­ло­со­фии ис­то­рии, ядром которой бы­ли уче­ния о ес­те­ст­вен­ном пра­ве и об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре. По мне­нию Лок­ка, из­на­чаль­но су­ще­ст­во­ва­ло ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние лю­дей, од­на­ко это не бы­ла гоб­бсо­ва “вой­на всех про­тив всех”. В этом со­стоя­нии ца­ри­ла вза­им­ная доб­ро­же­ла­тель­ность, т.к. ка­ж­до­му хва­та­ло пло­дов зем­ли и во­ды и ка­ж­дый мог на­ко­пить дос­та­точ­ную для не­го соб­ст­вен­ность. Ина­че го­во­ря, ча­ст­ная соб­ст­вен­ность су­ще­ст­во­ва­ла за­дол­го до  ус­та­нов­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и не­за­ви­си­мо от ее воз­ник­но­ве­ния. Локк раз­ви­вал по­ло­же­ния, ра­нее вы­ска­зан­ные др. английскими дея­те­ля­ми вре­мен ре­во­лю­ции се­ре­ди­ны 17 в.

Лок­ков­ская кон­ст­рук­ция “ес­те­ст­вен­но­го пра­ва” -  это уже не про­сто сис­те­ма тео­ре­тических по­сту­ла­тов. Это пря­мая дек­ла­ра­ция “не­от­чу­ж­дае­мых прав”, со­во­куп­ность которых мыс­лит­ся как ос­нов­ной за­кон вновь уч­ре­ж­дае­мо­го (ра­зум­но­го) общественно­го строя. На уче­ние Лок­ка пря­мо опи­ра­ет­ся кон­сти­туционная прак­ти­ка се­ве­ро­аме­ри­кан­ских шта­тов, их зна­ме­ни­тые бил­ли о пра­вах. Локк был пер­вым в ис­то­рии фи­ло­со­фии, уча­ст­во­вав­шим в со­став­ле­нии пер­во­уч­ре­ди­тель­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го ак­та  он на­пи­сал кон­сти­ту­цию для Се­вер­ной Ка­ро­ли­ны, которая в 16­69г. бы­ла одоб­ре­на со­б­ра­ни­ем на­род­ных пред­ста­ви­те­лей и всту­пи­ла в си­лу.

Ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся Лок­ком как со­во­куп­ность от­но­ше­ний сво­бо­ды, ра­вен­ст­ва и вза­им­ной не­за­ви­си­мо­сти лю­дей. Его идеа­ли­зи­ро­ван­ные пред­став­ле­ния оз­на­ча­ли апо­ло­гию бур­жу­аз­ной, но от­нюдь не фео­даль­ной соб­ст­вен­но­сти: ведь по­след­няя, по Лок­ку, не от­ве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям сво­бо­ды и доб­ро­же­ла­тель­но­сти. В этих пред­став­ле­ни­ях на­хо­дил свое вы­ра­же­ние и прин­цип бур­жу­аз­но­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма: “ра­вен­ст­во” лю­дей в смыс­ле их рав­но­го пра­ва на лич­ную ини­циа­ти­ву  вовсе не предполагало у Локка требований уравнения собственности. Такие требования были характерны для радикально-демократических идеологов революционных лет вроде Джона Лильберна, но Локк их отвергал.

В разгар революции  левеллеры выдвинули и другую идею - о подотчетности правительств народу, согласно общественному договору. Эта идея зафиксирована в трактате поэта Джона Мильтона “Права и обязанности короля и правителей...” (1649). Учение об общественном договоре прогрессивное для своего времени, использует и Локк. Его мотивом пронизан уже Локков “Опыт о веротерпимости” (1667), и оно направляется философом против феодально-теократических концепций, что со всей резкостью выражено в “Двух трактатах о государственном правлении”.

Можно сказать, что  достаточно широкие демократические слои доросли до адекватного понимания философско-правовых идей, и с др. стороны сама новаторская философия права развилась до такой степени, чтобы принять в себя ряд право сознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 16-17 вв..  Учение Локка впервые угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократическую, законодательную волю, а эта последняя впервые узнала себя в принципах  “естественного права”.

Учение об общественном договоре теории естественного права содержалась в незавершенном наброске “Опытов о законе природы”. И хотя теория Локка в начале 60-х годов еще не сложилась, уже видна ее связь с его философско-историческими построениями: никаких политико-моральных врожденных идей (знаний) нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей. В этой не опубликованной при жизни философа работе свободная воля господа как источник благочестивых социально значимых моральных предписаний как бы конкурирует с необходимо возникшим естественным законом самосохранения, который с благочестием не имеет ничего общего и связывается с ним только искусственно. Эта двойственность преодолевается победой закона природы, и, хотя в “Двух трактатах о государственном правлении” к  “законуну природы и разума” добавляется изредка ссылка и на его божественную санкцию, она уже не имеет здесь ровно никакого содержательного значения; требования человеческой природы диктуют все. “Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым  и основным  позитивным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена этого общества”.

Концепция происхождения государства из общественного договора вполне складывается только в “Двух трактатах о государственном правлении”.  По предположению философа, в давние времена вследствие роста народонаселения появились тревожные симптомы перерастания естественного состояния в “войну всех против всех”. Именно в этот момент люди предпочли совместным и, возможно, “молчаливым” решением учредить государства и вручили первообразованным правительствам исполнительную власть.

Из анализа соотношения естественного и общественных состояний в философии истории Локка видно, что в отличие  от Гоббса он считает, что общество сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, например отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.

В “Трактате о государственном правлении” Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в “естественном состоянии” и которые затем гарантируются самим государством: это право на жизнь, свободу и собственность. Эти три права образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу - законодательство, сама возможность которого была непредставима для традиционного юридического мышления. Локк пишет: “ Целью закона является не ограничение,  а сохранение и расширение свободы. Она представляет собою свободу человека располагать и распоряжаться как угодно своей личностью, своими действиями... и всей своей собственностью”.

Естественно правовые учения во Франции.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) французский философ и писатель моралист. В области политической философии Руссо стал оригинальным истолкователем происхождение социального неравенства и путей преодоления его отрицательных следствий.

Руссо готов признать частную собственность лишь на ту часть земли и иное имущество, без которых не в состоянии обходиться трудящихся своими руками земледелец. Собственность принесла в общественное состояние имущественное расслоение, взаимное соперничество и бесправие беднейшего сословия.

В этой анархической обстановке богатые люди сумели хитростью и насилием навязать большинству общественный договор. Это был договор о создании гражданского общества и учреждений государственной власти, а также о соответствующих законов, которые по общему замыслу должны охранять жизнь и собственность всех, но оказались приспособленными как ранее выгод имущих и богатейших. Эти законы, замечает Руссо, “связывали новыми путами слабых и придавали новые силы богатым, разрушая без возврата естественную свободу и устанавливая навсегда законы собственности неравенства”.

Естественно правовые учения в России.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в оде “Вольность” (1783) расценил казнь английского короля как осуществление естественного права народа на освобождение от внешнего угнетателя. “Ликуйте склепанны народы! Се право мшенное природы на плаху привело царя!”

В публицистическом очерке “Путешествие из Петербурга в Москву”(1790) изложил в доходчивой  форме идеи естественного права человека быть свободным и на этом основании осуществил разоблачительную критику  российского крепостничества и самодержавного деспотизма. Государство создается в связи с появлением часной собственности и оформляется общим договором в целях обеспечения благой жизни, включая защиту слабых и обездоленных. Главным участником этой договоренности является народ, который сохраняет суверенную власть в государстве и поэтому никогда не согласится на рабство, поскольку рабство в этом случае противоестественно.

Законы государства должны быть основаны на естественных правах людей. Если закон не основан на естественном праве, то он не должен считаться действительным, поскольку основанием права является справедливость, а не сила.

Социальный идеал Радищева – общество равных и свободных собственников. Сторонник естественно – правовой теории и общественного договора с приматом незыблемых прав народа как единственного источника верховной власти. Считал феодальную собственность плодом грабежа и насилий. Народу должны быть обеспеченны следующие естественные права: свобода мысли, слова, деяния, защиты самого себя, когда закон не в силах защищать, а также право собственности и право быть судимыми себе равными.

 Если мы уделяем закону часть наших прав и нашей природной власти, то это делается лишь для того, чтобы власть была употребляема в нашу пользу – так Радищев растолковал азбучные истины происхождения власти государства из общественного договора.

Естественно правовые учения новейшего времени.

Проблематика естественного права была оживлена немецким правоведом Рудольфом Штаммлером (1856-1939) различением права справедливого и права не справедливого. Если признать, что право (закон) бывает периодически несправедливым то вполне оправданным делается различие права справедливого современного (актуального) и права справедливого исторического. Справедливое право может быть названо также правильным правом, то есть таким, которое отвечает определенным родовым признаком права – его способности воплощать индивидуальные и общественные (колективические)  ценности. Так возникла концепция естественного права (справедливого права) с исторически меняющимся содержанием.

Естественно – правовая ориентация в правоведении сохранила свое значение и в последующие исторические периоды. Новый подъем “возрожденного естественного права“ пришелся на окончание Второй Мировой войны в ходе которой формальная законность нацистского и фашистского режима вновь сделала азбучной истину о не совпадении справедливого и не справедливого закона, или, в других словах, о не совпадении права и закона не только в германском измерении.

Однако в 50-х гг. Артур Кауфман (Естественное право и  историчность. 1957) выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул в этой связи, что естественно – правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Вместе с тем  он соглашается с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержании которого включаются некоторые внеюредические факторы, действующие “ здесь и сейчас”. В 70-х гг. Кауфман откажется от этих позиций и объявит о “бесплодности естественно правовых учений”.

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. Получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Концепция Маритена, как и концепция других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. Источником естественного закона, согласно концепции Маритена, является бог, которой обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями не несет перед ними моральных обязанностей. Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом “универсальные нормы права и долга”. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. “Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом”. В его сочинениях подчеркивалась также роль католической церкви как хранительницы  естественного права.

Маритен предложил собственную классификацию прав человека разделив их на три вида.

Фундаментальные права личности (человека как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа.

Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение, ибо установление государственной власти  становятся законом лиш в силу их соответствия естественному праву.

Социальные права человека ( права трудящегося ) охватывают: право на труд, право объединятся в профсоюзы, право на справедливую заработную плату право на социальное обеспечение в случае безработице или болезни, по старости и т.п.

Учения Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948г.

С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., международного пакта о гражданских и полетических правах 1966г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.     

Заключение.

Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В отличие от доктрин прошлого, правоведение 20 в. рассматривает человека не с точки зрения об   изолированном  обособленном индивиде, а со стороны его социальных взглядах, как участника многообразных общественных и полетических связей. Т.е. теперь естественные права не только неприкосновенные права личности, гарантирующие ее независимость от государственной власти, но и социально -  экономические  права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства). Т.е. естественные права изменяются параллельно изменениям потребностей человека. 

   

Список литературы.

1.    Учебник под ред. В.Г.Графского «История полетических и правовых учений.» /Проспект/ Москва 2005г.

2.    Под ред. А.Н.Хорошилова  «История политико-правовых учений» /Москва 2001г.

3.    Под ред.доктора юридических наук профессора О.Э.Лейста «История полетических и правовых учений» /Зерцало/Москва 2000г.

4.    Под ред. В.С.Нерсесянца «История полетических и правовых учений» /Москва 1995г.-736с.

Федеральное агентство по образованию Р.Ф. ГОУВПО «Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет». Реферат по политологии на тему «Концепции естественного права и общественного договора в истории полетических учений» Выполнил

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru