Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

ћетодика преподавани€ темы: "»спользование электронных таблиц дл€ финансовых и других расчетов" в 10 классе — ѕедагогика

ѕосмотреть видео по теме ƒиплома

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

—реднее образование из привилегии превратилось в право, а затем в об€занность. “еперь в услови€х широкого развити€ средств массовой информации, доступности печатной продукции монопольна€ роль школы в распространении знаний утрачена. ѕервый процесс революционного преобразовани€ в технологии обучени€ отмечен после изобретени€ книгопечатани€, второй мы переживаем сейчас, с широким внедрением в жизнь средств вычислительной техники.

”скорение научно - технического прогресса во всех сферах де€тельности человека неразрывно св€зано с индустрией информатики.

Ўирокое применение современных Ё¬ћ, которые характеризуютс€ разносторонностью и простотой обращени€, позвол€ет использовать их возможности дл€ решени€ самого широкого круга информационных задач во всех област€х человеческой де€тельности. Ёто делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программировани€.

ѕоскольку люба€ де€тельность человека начинаетс€ с обучени€, то и в эту сферу с полным правом широко вторгаетс€ компьютер. ј обучение начинаетс€ в школе.

ќсновна€ задача школы Ч воспитание гармонически развитой личности, способной плодотворно трудитьс€† в самых различных сферах де€тельности при непрерывном† и нарастающем ускорении научно - технического† прогресса.

“ак как современный мир пронизан массой информационных† потоков и св€зей, решение этого важнейшего† вопроса неразрывно св€зано с проблемой как научить школьников работать с различными категори€ми информации, возникающими во многих объектах общенаучных исследований. –аботникам практически всех специальностей приходитс€ извлекать заданную в разнообразных формах информацию из всевозможных информационных потоков, перерабатывать эту информацию, преобразовывать ее из одного вида† в другой, принимать на основе полученной информации необходимые решени€ и проводить их в жизнь, посто€нно учитыва€ при этом вновь поступающие сведени€. Ѕез такой де€тельности невозможно эффективное† и целенаправленное осуществление задач, сто€щих† перед нашим обществом в целом и его работниками †в частности.

Ќарастание потока информации, привод€щее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в р€де случаев невозможным решение различных задач без широкого использовани€ вычислительной техники. ѕоэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствовани€ образовани€, состо€щую в том, чтобы вооружить учащихс€ знани€ми и навыками† использовани€ современной вычислительной техники.† ѕри этом необходимо дать всем учащимс€ к окончанию школы не просто утилитарные знани€ об использовании современной вычислительной† техники и перспективах ее развити€, а умение грамотного ее применени€ дл€ эффективного решени€ самых разнообразных задач. Ќад компьютеризацией надстраиваетс€ значительно более глубокий процесс - информационный, охватывающий все стороны общественной жизни. Ёто св€зано с непосредственным внедрением современных компьютеров практически во все сферы науки, техники, экономики.

ѕо своему социальному значению информатизаци€ общества сопоставима с индустриализацией. ≈сли последн€€† освободила человека от рутинного труда во многих област€х, не затрагива€ практически интеллектуальной† сферы, то информатизаци€ призвана освободить человека от рутинного умственного труда.

ѕоэтому в программу средней школы совершенно обоснованно был введен новый предмет, который первоначально† получил название Уќсновы информатики и вычислительной техникиФ.

Ќаучно - технический прогресс вводит нас в информационную сферу. ѕрактически следующее поколение будет жить и трудитьс€ в информационном обществе, что означает св€зь многих профессий с производством и обработкой информации, а это потребует значительных† изменений не только в услови€х и методах труда,† но и в образе жизни.

ќдним из первичных информационных учреждений† €вл€етс€ школа, в которой по традиции изучают основы наук, необходимых человеку дл€ дальнейшей де€тельности на благо общества.

¬ведение в программу школы нового предмета, непосредственно† базирующегос€ на использовании компьютерной техники, совершенно не об€зательно должно сопровождатьс€ лишь установкой в школе компьютерного† класса и поголовным обучением программированию† всех учащихс€.   сожалению, именно такую форму обучени€ информатике еще настойчиво предлагают.† ¬ведение в процесс обучен舆 такой современной техники, как компьютер, требует† изменени€ технологии обучени€ практически по всем предметам школьной программы. “ребуетс€ по - новому организовать учебный процесс, что, в свою очередь, ставит очень важный вопрос: какова должна быть программа обучени€; какими в этих услови€х должны быть учебники и учител€.

»з сказанного† вытекает необходимость переработки† программ школьного обучени€ практически по всем предметам, создани€ учебников, соответствующих† требовани€м этих программ, которые не загружали† бы пам€ть учащихс€ мертвым грузом ненужности. –еформа общеобразовательной и профессиональной† школы предусматривает подн€ть обучение на качественно† новую ступень.

Ўкольна€ программа, подобно энциклопедическому словарю, должна иметь посто€нный объем и идти в ногу со временем. ƒл€ этого необходимо воврем€ включать в нее необходимые новые сведени€ взамен тех, которые потер€ли свою актуальность. “енденци€ пополн€ть школьную программу новыми предметами приводит к увеличению общего объема изучаемого материала. ѕри этом либо увеличиваетс€† срок обучени€ и тем самым отодвигаетс€ включение в производственную сферу нового поколени€, либо снижаетс€ качество обучени€. ≈сли первое крайне нежелательно, то второе просто недопустимо.

¬ свете сказанного выше и следует рассматривать вопрос о введенном в программу обучени€ общеобразовательной† и профессиональной школы новом предмете У“ехнологи€Ф, который включает в себ€ раздел У»нформационные технологииФ. ¬ силу возрастани€ значени€ информатики в жизни нашего общества этот предмет призван стать одним из фундаментальных среди всех дисциплин всеобщего среднего образовани€ и способствовать устранению р€да возникших в школе негативных €влений.

»так, нет никаких сомнений в том, что введение в школе в качестве одного из основных инструментов дл€ работы с самой разнообразной информацией компьютера - это веление времени и диктуетс€ оно поступательным движением развити€ общества.

¬ажность привити€ молодежи технологической культуры в насто€щее врем€ признаетс€ во всем мире. ёЌ≈— ќ разработана программа Ђ2000+ї (ћеждународный проект по научной и технологической грамотности дл€ всех).†

¬ св€зи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений –оссии, утвержденный ћинистерством образовани€ –оссийской ‘едерации в 1993 г., .включена нова€ образовательна€ область Ђ“ехнологи€ї. Ѕольшое внимание в программе удел€етс€ информационным технологи€м. Ќа их изучение с использованием персональных Ё¬ћ как инструмента при решении практических задач выдел€ютс€† учебные четверти во 2, 8, 10, 11 классах, а также 6 ч в 5 классе. Ёти зан€ти€ должны проводитьс€ в дисплейном классе.' ¬ V классе овладение информационными технологи€ми и ѕЁ¬ћ осуществл€етс€ в начале учебного года либо в течение всего года. — помощью ѕЁ¬ћ целесообразно проводить изучение† разделов Ђ“ехнологи€ обработки конструкционных материалов† с элементами машиноведени€ї, Ђ ультура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктовї, а также профориентационное тестирование учащихс€, деловые игры по экономике, моделировать† экологические ситуации.

¬ содержании предмета У“ехнологи€Ф можно выделить 10 основных разделов в том числе и У»нформационные технологииФ, который и будет описыватьс€ в данной ƒипломной работе по теме: У»спользование электронных таблиц дл€ финансовых и других расчетовФ.

ѕервые разработки Ёлектронных таблиц можно отнести к 70-ым годам, хот€ промышленна€ система по€вилась уже на персональных компьютерах Ч ею стала система 1-2-3 фирмы Lotus. Ќо все же самой попул€рной интеграцией электронных таблиц во всем мире да и в нашей стране в частности считаетс€ программа Excel разработанна€ фирмой Microsoft, вход€ща€ в пакет Microsoft Office. ¬ышел этот пакет в свет сравнительно недавно, объединив в себе целое семейство продуктов фирмы Microsoft. Ётого пакета ждали давно, и сама фирма настолько торопилась начать поставки пакета на рынок, что не дождалась выпуска новой, п€той версии самого сложного продукта Ч Microsoft Excel. ¬ результате первое врем€ пакет продавалс€ с четвертой версией и обещанием замены на п€тую, когда она выйдет. ƒолгожданный пакет сразу завоевал чрезвычайную попул€рность и установил новый уровень стандартов на коммерческое программное обеспечение дл€ офисных решений. » весь прошлый год прошел дл€ рынка программных средств под знаком Microsoft Office. ƒругие фирмы также поспешили создать и представить на рынке свои офисные пакеты, но превзойти по объемам продаж Microsoft Office не удалось ни кому. ќтносительно недавно, на выставке WinExpo в сент€бре 1994 года в ћоскве фирма Microsoft представила русскую версию Microsoft Office и ситуаци€ повторилась. Ётот продукт стал на сегодн€ самым продаваемым (а в современных услови€х это значит Ч и самым используемым) программным продуктом в –оссии.

¬ св€зи с выше упом€нутым мы остановил свой выбор на продукте Microsoft Excel 5.0 - русско€зычной версии как самой попул€рной программой генерации электронных таблиц.

»з всего сказанного† выше вытекает объективно существующие противоречие между наличием социального заказа по теме дипломной работы и отсутствием книг, брошюр, статей и другой литературы по теме исследовани€, что отрицательно сказываетс€ на качестве подготовки учащихс€ в школе.

Ќа разрешение этого противоречи€ и направлена данна€ дипломна€ работа по ћетодике изучени€ темы: У»спользование электронных таблиц дл€ финансовых и других расчетовФ.

√Ћј¬ј †I

 омпьютерные технологии в системе образовани€

1.1. –оль компьютерных технологий в системе образовани€

¬ насто€щее врем€ средн€€ школа столкнулась с весьма серьезной проблемой - за сравнительно короткий† срок среднее образование из привилегии превратилось† в право, а затем и в об€занность, причем, несмотр€ на глубокое изменение мотивации обучени€, практически все школьные пор€дки сохранились в неприкосновенности.

¬ недавнем (с исторической точки зрени€) прошлом† лишь в стенах школы можно было получить знани€,† необходимые дл€ дальнейшей работы и образовани€.† ѕоэтому любознательные учащиес€ были вынуждены† терпеть несовершенство технологии обучени€.† ¬ насто€щее врем€ в услови€х широкого развити€ средств массовой информации (радиовещание, телевидение,† периодическа€ печать), широкой доступности научно-попул€рных книг и журналов, всеобщей грамотности† монопольна€ роль школы в распространении знаний утрачена. „тобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность дл€ обучаемых, необходимо коренным образом мен€ть† сложившуюс€ технологию школьного обучени€, строить преподавание так, чтобы знани€ не преподносились† в готовом виде, а приобретались учащимис€ в ходе творчески направленной и мотивированной де€тельности.†

ѕереживаемый в насто€щее врем€ школой этап можно сравнить с эпохой, последовавшей за возникновением† книгопечатани€.  ак известно, это привело к отказу от системы, при которой преподаватель в буквальном смысле читал свои лекции,† а слушатели их дословно записывали, а затем заучивали наизусть. —озданна€ чешским педагогом - гуманистом яном јмосом  оменским классно - урочна€ система и стала ответом на новую ситуацию. ѕри этой системе учащиес€ получают экземпл€ры учебников, по которым они могут заниматьс€ в классе и дома. “очно† так же теперь революционное изменение в сложившейс€† технологии обучени€ в школе призвана выполнить† вычислительна€ техника.  омпьютеры неизбежно должны привести к изменению сложившейс€ технологии† обучени€ в школах, техникумах и вузах, введение компьютеров† во все сферы де€тельности человека - к переоценке роли тех или иных знаний. ќсновное назначение компьютеров в обучении - это решение р€да задач информатики, св€занных непосредственно† с информацией (накопление, поиск, переработка...).† ћногие сведени€, знание которых считаетс€† сейчас необходимым дл€ профессионально подготовленного человека, можно при необходимости получить на экране монитора.†

ѕри всей важности владени€ навыками программирован舆 дл€ представителей многих специальностей вр€д ли верен курс, направленный на подмену обучен舆 информатике как одной из фундаментальных наук, обучению некоторым основам программировани€ (программирование при всем желании невозможно отнести ни к одному из объектов научных исследований)† и навыкам оператора Ё¬ћ. Ќеобходимо иметь в виду, что основна€ масса выпускников средней школы если и будет иметь дело с компьютером, то лишь в качестве† непрофессиональных пользователей (аналогично кассирам авиационных и железнодорожных касс и им подобные). ѕоэтому обучение всех учеников средней школы умению программировать столь же необоснованно, как, например, обучение их технике редакторской† работы или книгопечатанию лишь на той основе, что в последующем они будут не только читать книги, но и работать с ними. ѕри этом также следует иметь в виду и тенденции развити€ компьютерной техники, в особенности персональных (бытовых) компьютеров, ведущие к облегчению пользовани€ ими, а это неизбежно обесценит многие навыки, которыми сейчас должны овладеть школьники.†

ќдним из компонентов культуры €вл€етс€ информационна€ культура, призванна€ помогать человеку разбиратьс€ в различных информационных технологи€х† и работать с ними. ѕроводником этой культуры стала информатика - наука о структуре и общих свойствах информации. »нформатика не начинаетс€, а заканчиваетс€ компьютером, который €вл€етс€ наиболее современным и действенным средством решени€ р€да важнейших задач информатики. ѕоэтому в школе необходимо обучать цели, а не только одному, даже самому современному средству ее достижени€.†

 ак уже отмечалось выше, первоначальные знани€ по целому р€ду наук человек в насто€щее врем€ получает в процессе школьного обучени€. —ледовательно,† там он приобретает и изначальные пон€ти€ общей культуры. ¬се это возможно лишь при условии, что школа будет рождать у ученика только положительные эмоции в соответствии со всеми правилами педагогической науки. “олько таким образом у учащихс€† формируетс€ и посто€нно развиваетс€ интерес† к учебе, от которого зависит усво€емость, а следовательно,† и успеваемость, т.е. качество обучени€.

ѕон€тие УграмотностьФ всегда ассоциируетс€ с пон€тием УучебаФ. ”чеба необходима человеку не только дл€ того, чтобы овладеть научными достижени€ми в той или иной области, она нужна и дл€ того, чтобы стать культурным человеком. Ћишь культура определ€ет особенности поведени€, сознани€ и де€тельности людей† в различных сферах общественной жизни. ƒействительно,† трудно представить себе культурного человека,† который в своей де€тельности оперирует раз и навсегда заученными формами. ѕоэтому задача информатики† как школьного предмета не только дать всем школьникам основные базовые пон€ти€ современной† науки Уинформаци€ - алгоритм - Ё¬ћФ и привить навыки работы на компьютере в качестве непрофессионального† пользовател€, но и научить грамотно работать с различными носител€ми информации в различных сферах ее возникновени€ и обработки. ѕоэтому существенной проблемой, не подвергаемой пока что достаточному изучению, €вл€етс€ анализ взаимосв€зей† курса информатики с другими предметами школьной программы. ≈сли дл€ примера вз€ть математику и физику, то эта взаимосв€зь не может ограничиватьс€ лишь составлением программ дл€ решени€ отдельных задач или циклов задач с помощью компьютера. ÷елесообразно считать, что дл€ осуществлени€ реальной взаимосв€зи необходима глубока€ перестройка программ всех курсов школьных предметов. —ледует направить перестройку не только на использование Ё¬ћ в преподавании предметов,† но и на то, чтобы на каждом предмете готовить учащихс€ к усвоению курса У»нформатикаФ. ѕри этом необходимо провести глубокий анализ, по результатам† которого можно будет оценить общеобразовательную† и научную значимость некоторых разделов, сохран€емых и культивируемых в силу устарелых традиций.

ƒл€ примера: в насто€щее врем€ из курса математики† начальных классов практически полностью исключено† использование уравнений дл€ решени€ задач, значительно уменьшен геометрический материал. јналогично† преобразован и курс математики IV-V классов.† ¬се это сделано ради развити€ так называемых вычислительных† навыков. ѕодчеркиваем, что именно навыков,† а не знани€ и умени€. ¬есь опыт школы говорит,† что даже в те времена, когда обучались далеко не все дети школьного возраста, достичь высоких вычислительных† навыков зачастую не удавалось. Ќе только† великому русскому поэту јлександру —ергеевичу† ѕушкину, но и виднейшим математикам јнри ѕуанкаре,† Ќиколаю Ќиколаевичу Ћузину, Ѕорису Ќиколаевичу ƒелано и другим не давалась эта премудрость. Ќеобходимо ли такое внимание удел€ть выработке вычислительных† навыков в услови€х, когда вскоре у каждого школьника окажетс€ свой персональный компьютер?

¬озможно, и существуют некоторые мыслительные способности и навыки, которые развиваютс€ в ходе вычислений (например, способность точно выполнить заданный алгоритм), но вычислени€ отнюдь не €вл€ютс€† оптимальным средством дл€ этого.

“акже сомнительна и общеобразовательна€ ценность заучивани€ сложных тригонометрических формул. ¬полне достаточно обучить школьников умению отыскать эти формулы по справочнику и затем грамотно их использовать.

¬ообще, весьма актуальным €вл€етс€ вопрос о составлении† и издании универсального справочника, содержащего† необходимые дл€ школьника формулы по математике, физике, химии, а также и р€д сведений по другим предметам. ѕричем в об€зательном пор€дке следует предусмотреть право учащихс€ использовать такой справочник на всевозможных контрольных работах† и экзаменах (включа€ приемные экзамены в вузы). ¬ насто€щее врем€, к сожалению, зачастую экзамены превращаютс€ в элементарную проверку пам€ти, а не умени€ мыслить.

»спользование Ё¬ћ позволит ввести в школе математические† эксперименты, способствующие формированию† некоторых отвлеченных пон€тий, например пон€тий† предела, непрерывности, производной и интеграла.† ¬ насто€щее врем€ вычисление интегральной суммы† занимает настолько много времени, что за урок практически выполнено быть не может. ћатематические эксперименты, проводимые с помощью компьютера,† дадут также возможность ввести в школу элементы теории веро€тностей и статистики, что совершенно необходимо, поскольку теоретико-веро€тностные методы† сейчас играют важнейшую роль в приложени€х математики, что весьма важно дл€ всех видов де€тельности† человека.

¬ведение в школу компьютера позвол€ет совершенно† по-новому строить преподавание р€да предметов. Ќапример, при изучении и закреплении такой сложной грамматической темы, как правописание причастных и деепричастных оборотов, совершенно нет необходимости† проводить диктанты или выполн€ть другие традиционные упражнени€. » то и другое требует очень много рутинной умственной работы как от учител€, так и от ученика. ¬полне достаточно воспользоватьс€ контрольно - корректирующей программой У ќбороты У, и как показала практика, учащийс€ гораздо быстрее в творческо-игровом режиме достигает поставленной цели. јналогично, работает и р€д других программ по различным предметам школьного обучени€.

Ѕолее того, грамотно составленна€ программа позвол€ет† вы€вить и динамику того или иного эксперимента,† а, пользу€сь свойством дискретности алгоритма, при необходимости можно остановить эксперимент в нужном месте.

ѕерспективным направлением применени€ современных информационных технологий в образовании €вл€ютс€ компьютерные коммуникации »х использование позвол€ет производить обмен педагогическим опытом, организовывать дистанционное обучение, использовать полученную информацию в учебных и научных цел€х, анализировать† и изучать отечественный и зарубежный опыт.

— точки зрени€ организации самосто€тельной работы интерес представл€ют возможности компьютерных сетей в области обмена учебной информацией в виде текста, статической и анимированной графики, речи. ѕреподаватель и обучаемый могут обмениватьс€ информацией† в интерактивном режиме, причем как в реальном масштабе времени, так и асинхронно. ¬оспри€тие учебного материала может происходить либо визуально с экрана, либо с распечатки на бумаге. –абота в компьютерной сети предоставл€ет возможность так называемого массового индивидуализированного заочного обучени€, где обучаемый может работать в удобном дл€ него месте, в† удобное врем€, в удобном темпе. Ќемаловажными €вл€ютс€ возможности обращатьс€ за справками в базу данных, проводить автоматизированный самоконтроль степени усвоени€ учебного материала участвовать в электронных семинарах и практических зан€ти€х, получать консультации.

»зучении тем, св€занных с использование средств телекоммуникаций, включает, во-первых, ознакомление с их основным направлени€ми† применени€ (производить обмен разнообразной информацией между пользовател€ми или между пользователем и банком данных; производить обмен передовыми педагогическими технологи€ми; †организовывать дистанционное обучение; использовать полученную информацию в учебных и научных цел€х; анализировать, изучать отечественный и зарубежный опыт), во-вторых, изучение аппаратных и программных компонентов информационной сети, в-третьих, практическую работу абонента сети.

ѕри изучении этих вопросов, рассматриваютс€ такие пон€тие как локальные сети, глобальные сети и передача информации по сети, модем, электронные доски объ€влений, электронна€ почта и телеконференции и другие. ƒл€ того чтобы изучить все технические и организационные вопросы построени€ и функционировани€ компьютерных сетей требуетс€ специальное техническое образование, однако учител€м, студентам педвузов и другим работникам сферы образовани€ необходимо знать те возможности, которые необходимы дл€ целесообразного использовани€ телекоммуникаций в в организации учебно-воспитательного процесса.

–ассмотри솆 например†† возможност膆 использован舆† сети Internet в учреждени€х среднего образовани€.  омпьютер, подключенный к сети Internet, представл€ет следующие возможности:

Þ    стную учебно-исследовательскую де€тельность с учащимис€ и учител€ми (возможно всего мира) посредством электронной почты (в насто€щее врем€ таким образом реализуетс€ "метод проектов");

Þ    тику в результате общени€ в режиме on-line, участву€ в электронных конференци€х;

Þ    с€ на заочных курсах, организованных по интересам, проводимых различными учебными заведени€ми; - присоедин€тьс€ к мировым библиотекам, базам данных.

”чител€ при использовании телекоммуникаций получают следующие возможности:

Þ    алов;

Þ    тем обучени€ в высших учебных заведени€х, предлагающих сетевые программы заочного обучени€;

Þ    учреждени€ми сферы образовани€ и т.д.

»спользование компьютеров в обучении открывает возможности, недостижимые дл€ других традиционных средств. Ќо при всем этом компьютер есть и всегда останетс€† лишь базой данных, и чтобы извлечь из него знани€, как из любой другой базы, необходим учитель. » роль учител€ будет в основном направлена на то, чтобы дать обучаемым необходимые опорные знани€, с помощью которых на уровне своей реальной подготовленности† ученик сможет развивать их с использованием† компьютера.

“аким образом, †подготовка учител€, соответствующа€ современному состо€нию научно-технического прогресса и педагогики, психологии, информатики, требует корректировки подготовки специалиста, в том числе обновлени€ требований, к знани€м, умени€м и навыкам учител€ любой специальности. » нет никаких сомнений в том, что введение в школе в качестве одного из основных инструментов дл€ работы с самой разнообразной информацией компьютера Ц это веление времени и диктуетс€ оно поступательным движением развити€ общества.

¬ св€зи с вышеупом€нутым 14 но€бр€ 1997 года в Ђћедиа-центреї ÷ентрального дома журналистов состо€лась церемони€ от≠крыти€ бесплатных курсов компьютерного обучени€ школьных учителей. Ёта благо≠творительна€ акци€ фирм "¬ист" и Samsung Electronics прошла в рамках программы под≠держки российского образований.

¬ ходе реализации этой программы в декабре 1996 года был образован Ђ омпьютерный медиа-центрї в ÷ентральном дому журналистов, а осенью 1997 ≠го года начала работу ћосковска€ компью≠терна€ детска€ информационна€ сеть. ј в декабре 1997 года фирмы Ђ¬истї и Samsung подарили† школе - гимназии є 1400 г.ћосквы  омпьютерный класс из 11 машин VIST 1000† с мониторами Samsung SyncMaster 700ћ. “еперь же любой российский учитель, позвонив по телефону 291-2903 может записатьс€ на курсы компьютерного обучении. ¬ течение ближайших мес€цев планируетс€ ознако≠мить тыс€чу школьных учителей со специ≠ально разработанным курсом по основам компьютерной грамотности.

Ќевозможно воспитать технически грамотных людей Ч даже предоставив ученикам средних школ самое современное компьютерное оборудование, Ч не обеспе≠чив должного уровн€ преподавани€. Ќе секрет, что многие старшеклассники, особенно живущие в крупных городах, €в≠л€ютс€ опытными пользовател€ми, в то врем€ как их учител€ не обладают даже начальными знани€ми в компьютерной об≠ласти. Ќовые курсы призваны ликвидировать подобные пробелы в знани€х россий≠ских учителей. Ќа них привлекаютс€, есте≠ственно, не преподаватели информатики, но биологии, истории, географии и подобных дисциплин. ќбучаемые дел€тс€ на три группы: те, кто ни раду но сталкивалс€ с компьютерами, тех, кто имеет некоторые навыки работы в DOS: и тех, кто имеет опыт общени€ с Windows. ѕрограмма курсов, раз≠работанна€ методистами "ћедиа-центра", включает в себ€ основы работы в Win≠dows 95 и использовани€ приложений MS Offiсе, начальные сведени€ о работе в локальных сет€х и стратегий поиска информации в Internet. ќднако основна€ часть курса будет посв€щена ознакомлению с возможност€ми применени€ в работе педагога средств визуализации учебных ма≠териалом с помощью пакета программ Microsoft Office.

≈стественно, что 10-часовые курсы не могут научить полностью неподготовлен≠ного человека работать на PC. ѕо словам руководства Ђћедиа-центраї. √лавной за≠дачей курсов €вл€етс€ попытка заинтере≠совать преподавателей современными тех≠нологи€ми. побудить им к дальнейшему са≠мообразованию.

†1.2. —феры применени€ компьютера в школе.

—ледовало бы ограничить необходимым† минимумом изучение в школе вычислительных† навыков, равно как и навыков формальных алгебраических† и тригонометрических преобразований. ¬ысвободившеес€ таким образом врем€ можно потратить† на изучение путей использовани€ математики дл€ решени€ прикладных задач с широким применением различных классов Ё¬ћ (в зависимости от сложности решаемой задачи), что, несомненно, принесет большую практическую пользу. ƒл€ этого целесообразно было бы сдвинуть на более ранний срок начало обучени€ курсу "»нформатики"

—ущественным изменени€м необходимо подвергнуть и изучение геометрии, которое, во-первых, должно получить большую прикладную направленность (в действующих учебниках эта сторона сведена к минимуму),† а во-вторых, позволит широко использовать графические возможности Ё¬ћ дл€ построени€ чертежей,† моделей пространственных фигур и т. д.

»спользование Ё¬ћ позволит ввести в школе математические† эксперименты, способствующие формированию† некоторых отвлеченных пон€тий, например пон€тий† предела, непрерывности, производной и интеграла. ¬ насто€щее врем€ вычисление интегральной суммы† занимает настолько много времени, что за урок практически выполнено быть не может. ћатематические эксперименты, проводимые с помощью компьютера,† дадут также возможность ввести в школу элементы теории веро€тностей и статистики, что совершенно необходимо, поскольку теоретико-веро€тностные методы† сейчас играют важнейшую роль в приложени€х математики, что весьма важно дл€ всех видов де€тельности† человека.

¬ведение в школу компьютера позвол€ет совершенно† по-новому строить преподавание р€да предметов. Ќапример, при изучении и закреплении такой сложной грамматической темы, как правописание причастных и деепричастных оборотов, совершенно нет необходимости† проводить диктанты или выполн€ть другие традиционные упражнени€. » то и другое требует очень много рутинной умственной работы† как от учител€, так и от ученика. ¬полне достаточно воспользоватьс€ контрольно - корректирующей программой "ќбороты" , и как показала практика, учащийс€ гораздо быстрее в творческо - игровом режиме достигает поставленной цели. јналогично, работает и р€д других программ по различным предметам школьного обучени€, вот только некоторые из них:

»нститут Ќовых “ехнологий образовани€ Ч один из лидеров в области новых технологий образовани€, который, в основном, занимаетс€ разработкой обучающих и развивающих программ дл€ –оссийской школы недавно выставил такие продукты:

"∆ива€ ‘изика" Ч высокоинтерактивна€ проектна€ среда дл€ изучени€ основных разделов школьной физики. ”читель и ученики могут сами ставить задачи, эксперименты, демонстрации, наблюдать за взаимодействи€ми созданных объектов, отображать состо€ни€ моделируемой системы графиками и векторами. “ак же включена вспомогательна€ библиотека физических задач и моделей.

"∆ива€ √еометри€" Ч экспериментальный альбом дл€ геометрических построений и экспериментов. Ќаиболее успешный пример программно - педагогического продукта адаптированного к российской программе и поддерживающего основные школьные учебники. Ёффективен дл€ работы с учащимис€ всех уровней знаний и способностей. —пециальна€ преми€ журнала "ћакинтош".

ѕрограмма разработанна€ ¬.¬.—изовым заведующим учебно - методическим кабинетом информатики ћосковского √осударственного ”ниверситета имени Ћомоносова "‘изика в вопросах и ответах. «аконы Ќьютона"

ѕрограмма "‘раза" Ч обучающий тренажер на правила русского €зыка, разработанна€ научно - производственным центром "Unicum".

—овершенно уникальна€ программа "Math Rescue" Ч решение задач по математике в игровом стиле.

ѕрограмма "”чимс€ говорить по английски", разработанна€ центром "Ѕен—мит" г.ћинск, котора€ учит не только грамматическим особенност€м английского €зыка, но правильному произношению.

ƒумаю нет смысла перечисл€ть все обучающие программы тем более, что их преимущество очевидно.

Ѕолее того, грамотно составленна€ программа позвол€ет† вы€вить и динамику того или иного эксперимента, а пользу€сь свойством дискретности алгоритма, при необходимости можно остановить эксперимент в нужном месте.

ѕри организации и проведении зан€тий и контро눆 в насто€щее врем€, при подготовке к уроку учитель затрачивает массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позвол€ет сделать† урок современным и интересным как с содержательной, так и познавательной стороны дл€ всех учащихс€. ѕри возможности использовани€ компьютера как базы данных сама база должна непрерывно пополн€тьс€ и обновл€тьс€, этот трудоемкий, а зачастую† и просто рутинный процесс значительно сокращаетс€. Ќаличие проблемно-ориентированных пакетов учебных программ по целым курсам позволит учителю совершенно по-новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации† в системе Уучитель - ученикиФ. ј без наличи€ таких программ вообще нельз€ говорить об эффективном использовании компьютера в процессе обучени€.

Ќо чтобы это стало реальностью, учитель должен приобрести необходимые знани€ и умени€ по самой технологии компьютерного обучени€. –ечь идет абсолютно обо всех учител€х. ѕричем подготовка их должна быть дифференцирована, поскольку применение† в процессе обучени€ компьютеров будет иметь весьма существенное различие дл€ учителей различных† предметов: истории и математики, физики и литературы,† трудового обучени€, черчени€, технологии и предпринимательства...

 омпьютер необходимо использовать на всех стади€х: подготовки зан€ти€, всех этапах его проведени€, закреплени€ и контрол€ знаний.

—овершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учител€ от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности дл€ его творческой де€тельности. ѕоскольку при использовании компьютера учитель избавл€етс€ от необходимости† контролировать каждый шаг учащихс€ (а в насто€щее врем€ он вынужден это производить выборочно), он больше внимани€ сможет удел€ть индивидуальной† и воспитательной работе с учениками, учитыва€ их способности и уровень подготовки.

Ќет нужды особо останавливатьс€ на роли компьютера в самообразовании, так как и в этом случае человек† экономит самое ценное - врем€, вследствие того что тратит минимум его на поиск и воспри€тие необходимой информации. » самообразование идет в ногу с требованием времени.

Ќет необходимости останавливатьс€ и на вопросе использован舆 компьютеров во внеклассной и внешкольной работе, поскольку имеетс€ много довольно серьезных рекомендаций именно по этой проблеме. ¬с€ работа в этом случае, как правило, сосредоточиваетс€ вокруг вопросов, св€занных с углублением подготовки† школьников в области программировани€.

“ак же как любое новое техническое средство, внедр€емое в производство, непременно требует и соответствующего изменени€ технологии, так € введение† в школы компьютерной техники требует изменен舆 технологии школьного обучени€ на всех этапах, что, в свою очередь, св€зано с изменением форм и методов управлени€ и руководства образованием.

ѕравильное построение школьного курса информатики† позволит избежать и р€да вы€вившихс€ негативных† €влений, в первую очередь фетишизации компьютера,† что несет за собой компьютерный формализм. ¬озможно и понижение общей культуры, что имело место в р€де стран, где широкое внедрение компьютерной† техники в школе не сопровождалось достаточно† глубоким педагогическим анализом возможных последствий.

ѕравильное построение школьного курса информатики позволит добитьс€ того, чтобы каждый ученик к окончанию школы знал, где и как он может с наилучшей отдачей использовать на благо общества свой интеллектуальный потенциал, помноженный на возможности современной вычислительной† техники. “ем самым будет успешно решена одна из важнейших проблем - профессиональна€ ориентаци€ учащихс€.

»спользование компьютеров в обучении открывает возможности, недостижимые дл€ других традиционных средств. Ќо при всем этом компьютер есть и всегда останетс€† лишь базой данных, и чтобы извлечь из него знани€, как из любой другой базы, необходим учитель. » роль учител€ будет в основном направлена на то, чтобы дать обучаемым необходимые опорные знани€, с помощью которых на уровне своей реальной подготовленности† ученик сможет развивать их с использованием† компьютера.

“аким образом, сохран€€ коллективную подачу основ знаний (опорных сигналов), мы усиливаем индивидуализацию† обучени€, что ведет к резкому возрастанию† качества знаний обучаемых.

1.3. јнализ учебной и методической литературы по теме: Ђ»спользование электронных таблиц дл€ финансовых и других расчетовї.

«нание учител€ должны быть более обширными и глубокими, чем это требуетс€ от учащихс€.

”читель должен быть готов к ответам на вопросы учащихс€, выход€щие за рамки учебной программы. ≈му необходимо также прочно владеть соответствующими профессиональными навыками. ѕоэтому источниками дл€ личной подготовки учител€ служат книги.

Ѕольшое значение дл€ подготовки учител€ к уроку имеет ознакомление с методической литературой в которой обобщен опыт лучших школ. ¬ методической литературе даютс€ рекомендации по построению учебного процесса, выбору объектов работы и по всем другим вопросам, св€занным с выполнением учебных задач на уроках »нформатики. ¬ соответствии с содержанием раздела программы издательство ”ральского университета† в 1989 году издало пробное учебное пособие по курсу Уќсновы информатики и вычислительной техникиФ дл€ учащихс€ средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, средней общеобразовательной† школы, студентов† пединститутов и университетов. ¬ главе 9 У»нформатика - отрасль производстваФ в І 31 УЁлектронные таблицыФ описываетс€ доступным €зыком принцип работы элементарной Ёлектронной таблицы, ее назначение. ѕредусмотрена лабораторна€ работа основна€ цель которой научить учащихс€ всего лишь основным принципам работы с Ёлектронными таблицами. ≈ще один недостаток этого пособи€ состоит в том что в ней описываетс€ довольно таки устаревша€ верси€ программы, котора€ не может конкурировать по всем параметрам с наиболее распространенной версией программы Excel 5.0,† котора€ и будет описыватьс€ в данной дипломной работе.

ƒл€ общего представлени€ о компьютерах (учитель У“ехнологииФ просто об€зан это знать) издательство ‘инансы и статистика, Ќѕќ У»нформатика и компьютерыФ в 1993 году выпустило очередное свое четвертое издание УIBM PC дл€ пользовател€Ф под редакцией ‘игурнова ¬.Ё. Ёта книга ориентирована на пользователей персональных компьютеров. „итатель этой книги может быть не программистом, а человеком, примен€ющим компьютер дл€ решени€ прикладных задач. ¬ ней нет сведений об архитектуре IBM PC, системе команд процессора, вызовах DOS из программ и другой информации нужной дл€ написани€ программ. јвтор попыталс€ систематически и последовательно изложить материал, необходимый всем без исключени€ пользовател€м дл€ практической работы с IBM PC: команды DOS и редактирование текстов, использование полезных вспомогательных программ и методы борьбы с компьютерными вирусами, архивацию файлов и конфигурирование системы, обслуживание жесткого диска и т.д. јвтор старалс€ обеспечить пон€тность книги даже дл€ Усамых начинающихФ Ч тех, кто никогда не работал с компьютером и не писал ни одной программы. —ледуют, однако, заметить, что эта книга (как и люба€ друга€) не содержит и не может содержать всех сведений, необходимых дл€ овладени€ IBM PC. ƒл€ использовани€ пакетов программ, интегрированных систем, баз данных, электронных таблицах, издательских систем и других программных продуктах дл€ IBM PC требуетс€ изучение их документации и овладени€ навыками работы с ними. Ётот материал, разумеетс€ выходит за рамки этой книги. ќднако данна€ книга (прежде всего первые две ее части) будет полезна начинающему пользователю, чтобы после ее прочтени€ он смог самосто€тельно изучать пользовательскую документацию на программные продукты дл€ IBM PC и овладевать навыками работы с нужными ему прикладными программами.

—ледующее пособие, которое должен использовать учитель в своей работе это пособие  ом€гина ¬.Ѕ. Уѕрограммирование в Excel 5.0 и Excel 7.0 на €зыке Visual BasicФ Ч† ћ.: –адио и св€зь, 1996. Ч† 320 с.: ил. , в которой описываетс€ очень простой €зык программировани€ Visual Basic, встроенный в электронную таблицу Excel. —одержит подробное введение в программирование и множество примеров, которые отражают практически все основные возможности €зыка. ѕособие предназначено дл€ широкого круга читателей и поэтому оно не €вл€етс€ базовым дл€ учител€. ѕособие не рассчитано дл€ учителей, следовательно его можно использовать только дл€ развити€ общего кругозора учител€ У“ехнологииФ.

ќдной из книг, которую учитель должен изучить и проанализировать при подготовке к зан€ти€м €вл€етс€ УMicrosoft Office (—ери€ УЅез проблем!Ф): ѕер. с англ. Ч ћ.: Ѕ»Ќќћ; Ч 352 с.: ил., 1996 г. ¬ книге даетс€ описание попул€рного продукта Microsoft Office, включающую в себ€ текстовой редактор Word, систему управлени€ электронными таблицами Excel и программу подготовки презентаций Power Point.  нига рассчитана на широкий круг пользователей персональных компьютеров.  нига написано очень доступным €зыком (в стиле ƒейла  арнеги), дл€ ее чтени€ не нужно иметь ученную степень в области вычислительной техники. ≈сли читатель в состо€нии пон€ть различие между левой и правой кнопками мыши, значит, он уже обладает всей необходимой технической подготовкой.  нига состоит из 5 частей:

                †ќбщее ознакомление.

                †–абота с программой Word.

                †–абота с программой Excel.

                †–абота с программой PowerPoint.

                † ое - что сверх основ.

¬ соответствии с темой дипломной работы мен€ интересует 3 часть книги - –абота с программой Excel. ¬ этой главе описываетс€:

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ѕовтор€ю, что книга издана не дл€ учителей и она также как и предыдущее пособие не разбита на сетку часов преподавани€. —ледовательно ее можно использовать лишь дл€ выполнение планов конспектов, календарных планов и других общепознавательных работ.

¬ книге ќлафа  оха ЂMC Excel 4.0ї “оргового-издательского бюро BHV, 1994, описываютс€ достаточно полное введение в систему Excel 4.0, €вл€ющуюс€ одной из наиболее попул€рных программ калькул€ции электронных таблиц. ¬ ней подробно описана техника работы с Excel 4.0, методы заполнени€ и оформлени€ таблиц. ќтдельна€ глава посв€щена подготовке таблиц к печати и† распечатке их. ѕриложение содержит справочную информацию об используемых в системе форматах, операторах, назначении клавиш и сообщени€х об ошибках.

 нига начинаетс€ с вводной части (часть 1), включающей главы с первой по четвертую. ¬ ней автор обращаетс€ к истории Excel, очень кратко касаетс€ новинок последней версии программы, приводит некоторые указани€ по инсталл€ции и удел€ет внимание вопросу взаимодействи€ Excel† и† Windows.

¬о второй части (главы 5...11) автором описана работа с Excel.† Ќа основе примеров, св€занных с актуальной темой защиты окружающей среды, продемонстрированы важнейшие возможности Excel. ѕри€тное построение книги позвол€ет использовать ее как минимум двум€ способами. “ем, кто хочет самосто€тельно ознакомитс€ с основами Excel, предоставлена возможность легко и непринужденно пройти курс самообучени€. ¬торой способ состоит в использовании ее как пособи€ на различных курсах переподготовки специалистов. ѕошаговое, структурированное, по€сн€емое на примерах введение в предмет, приведенное в этой книге, вполне соответствует принципу порционности обучени€. ¬ приложении (часть 4-€) автор сосредоточил все важные с его точки зрени€ таблицы, а также краткое описание функций Excel, что позволит заинтересованному читателю получить о системе более подробную справочную информацию. Ќо несмотр€ на все выше указанные положительные черты этой книги она обладает двум€ основными, на мой взгл€д, недостатками. ¬о первых в ней описываетс€ англо€зычна€ верси€, во вторых верси€ Excel 4.0 устарела по сравнению с Excel 5.0.† ¬ св€зи с этим издательство Ё ќћ в 1995 году переводит с немецкого €зыка книгу УЁлектронные таблицы Excel 5.0Ф под редакцией Ќиколь Ќаташи и јльбрехта –альфа.

ѕредлагаема€ книга посв€щена новейшей на сегодн€шний день версии 5.0 попул€рного пакета среды Windows. ќсновным отличием от предыдущей версии стала больша€ простота и доступность функций программы.

¬ книге подробно изложены вопросы вводы и обработки данных, автоматизации расчетов, создани€ нагл€дных графиков и диаграмм. ”делено внимание обмену информацией с другими программами с помощью технологии OLE 2.0. ¬ книге описана русско€зычна€ верси€ с приведением аналогов команд и названий меню, вз€тых из англо€зычной версии.

—ледующее издание: —тивен  оупстейк. Microsoft Office 97 (сери€ ЂЎаг за шагомї). ѕер. с англ. Ч ћ.: ЂЅиномї, 1997. Ч 224 с.: ил. “ираж 10500 экз.

»здание посв€щено четырем основным компонентам Office: текстовому редактору Word, табличному процессору Excel, средству дл€ подготовки презентаций Power Point и информационному менеджеру Outlook. ¬ начале книги описываютс€ общие свойства программ, вход€щих в Office 97, правила обращени€ с панелью Office, а также привод€тс€ необходимые сведени€ о справочной системе.

–ассмотрена работа с документами, наход€щимис€ в »нтернете, способы публикации отредактированных документов в —ети, а также использование электронной почты. ¬се изложение ведетс€ на примере русифицированной версии пакета.  нига написана лаконичным €зыком, довольно хорошо систематизирована ¬ ней можно найти краткие ответы почти на все вопросы, которые могут возникнуть у пользовател€.  нигу можно порекомендовать в качестве краткого справочника по Microsoft Office 97, всегда наход€щегос€ под рукой.

—ледующим рекомендуемым изданием может послужить книга УMicrosoft Office в целомФ. Ч —пб.: BHV Ч —анкт-ѕетербург,1995. Ч 336 с. Ќовиков ‘.ј., яценко ј.ƒ.  нига дает общее (и в то же врем€ глубокое) представление о возможност€х всех вход€щих в Microsoft Office приложени€х. ѕри этом она радикально отличаетс€ по методу изложени€ материала от других книг подобной тематики, посв€щенных отдельным программным продуктам, вход€щим в сосав Microsoft Office.

ѕредлагаема€ книга демонстрирует структурный подход к изложению материала, продвига€сь от общей картины к детал€м и подробност€м. јкцент ставитс€ не на конкретном инструменте, а на общей задаче и взаимодействии различных компонентов пакета Microsoft Office при ее решении. Ѕольшое внимание в книге уделено программированию.  нига рекомендуетс€ дл€ пользователей и программистов.

1.4. јнализ учебного плана и программы предмета Ђ“ехнологи€ї (раздел Ђ»нформационные технологииї).

–аздел У»нформационные технологииФ предполагает ознакомление учащихс€ с возможност€ми использовани€ персональных Ё¬ћ (ѕЁ¬ћ) дл€ решени€ практических задач, а также формировани€ определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользовател€. ѕри этом ѕЁ¬ћ используетс€ как рабочий инструмент, а вопросы алгоритмизации и программировани€ могут быть изучены в курсе У»нформатикаФ. Ќа этот раздел за все годы обучени€ отводитс€ 62 ч.

¬ рамках раздела предусмотрены освоение и развитие так называемых пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т.е. работы с готовыми программными продуктами, облегчающими† автоматизирующими труд в различных прикладных, практических сферах человеческой де€тельности, как правило, не св€занных серьезным применением математики, физики, химии, -традиционных област€х применени€ больших и супер Ё¬ћ.

ѕрограмма раздела ориентирована в достаточно большой степени на существующие в насто€щий момент типы универсальных пользовательских программ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных.

¬ ходе изучени€ раздела учащиес€ знаком€тс€ с пон€тием информации, видами информации, ее ролью в современном мире; источниками информации; способами получени€, передачи, хранени€ и использовани€ информации; использованием ѕЁ¬ћ дл€ получени€ переработки, передачи и хранении информации; компьютерными телекоммуникаци€ми; освоением типичного прикладного программного обеспечени€ и аппаратных средств современных ѕЁ¬ћ дл€ реализации современных информационных технологий: компьютерным набором и редактированием текста, деловой перепиской, работа с графическим редактором, созданием и редактированием изображений, работа с базами данных, использованием ѕЁ¬ћ дл€ анализа ситуаций в школе, на рынке и т.д., бухгалтерскими операци€ми ни ѕЁ¬ћ, компьютерным делопроизводством, использованием ѕЁ¬ћ в системах управлени€ (роботами, станками с программным управлением и т.д.), высокими технологи€ми.

Ѕольшинство тем раздела (это зависит от возможностей каждой конкретной школы) предполагает формирование у учащихс€ определенных навыков. „асть тем носит ознакомительный, информативный характер. ∆елательно, чтобы по этим темам учащиес€ подготовили рефераты, тезисы или иллюстрации с использованием компьютера.

  изучению раздела У»нформационные технологииФ привлекаютс€ учащиес€ со 2 по 11 класс.

¬о втором классе происходит знакомство учащихс€ с пон€тием об информации и об основных источниках информации (телефон, телевизор, проигрыватель, книга и т.д.), а также с возможностью использовани€ информации в виде радиосигналов и простейшего управлени€. ¬ качестве объектов управлени€ можно вз€ть радиоуправл€емые игрушки. ¬о 2 классе также происходит с знакомство с ѕЁ¬ћ на уровне освоени€ клавиатуры как средства ввода информации в ѕЁ¬ћ и управлени€ простейшими объектами на экране монитора. «накомство с ѕЁ¬ћ и приобретени€ простейших навыков общени€ с ней посредством клавиатуры происходит в процессе развивающих дидактических игр на ѕЁ¬ћ. ƒл€ желающих (или наиболее подготовленных учащихс€) возможно знакомство с текстовым или графическим редактором. ¬ результате учащиес€ получают представление об основных источниках информации и элементарные пон€ти€ об управлении как с помощью ѕЁ¬ћ, так† и без него; они учатс€ обращатьс€ с радиоуправл€емыми игрушками, с клавиатурой ѕЁ¬ћ, воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.

¬ 5 классе учащиес€ знаком€тс€ с использованием ѕЁ¬ћ как инструмента дл€ представлени€ информации в текстовом и графическом виде, ее редактировани€, хранени€ и получени€ твердых копий этой информации. ќни знаком€тс€ с текстовым и графическим редакторами и учатс€ работать с ними, а также использовать ѕЁ¬ћ как калькул€тор.

¬ 8 классе учащимс€ предлагаетс€ ролева€ частично имитационна€ игра в Упредпри€тиеФ с использованием компьютера и, по возможности, навыков и умений, полученных к этому моменту при изучении всех разделов курса У“ехнологи€Ф. ¬ зависимости от возможностей конкретной школы и фантазии преподавател€ это может Уфабрика игрушекФ, Ушвейна€ фабрикаФ, Укафе - мороженноеФ. ¬озможности использовани€ ѕЁ¬ћ в организации и работе такого предпри€ти€: ведению деловой переписки, реклама продукции, учет расходов и доходов, ведение складской документации (учет наличи€ и расхода товаров), дизайн и упаковка продукции, разработка фирменного знака, оформление меню, создание выкроек (по которым потом может быть сшита игрушечна€ и насто€ща€ одежда), эскизов игрушек (которые могут быть сделаны), раскладка продуктов при изготовлении блюд (которые тоже можно приготовить).

–еализу€ знани€ и умени€, полученные при изучении других разделов курса У“ехнологи€Ф, можно имитационную часть игры свести до минимума. ѕредполагаетс€ также, что в процессе игры учащиес€ будут мен€тьс€ функциональными рол€ми, т.е. каждый сможет побыть директором, бухгалтером, художником, делопроизводителем и т.д.

¬озможно, при проведении игры учащиес€ впервые встрет€тс€ с базами данных, познаком€тс€ и осво€тс€ с такими операци€ми, как ввод, поиск, изменение и извлечение информации.

¬ 10 классе учащиес€ знаком€тс€ с основами делопроизводства и возможност€ми использовани€ компьютеров в делопроизводстве (текстовой редактор).  роме того, учащиес€ осваивают электронные таблицы и их использование в финансовых и других расчетах. ¬ программу 10 класса вход€т также и знакомство с базами данных и возможност€ми их использовани€ дл€ ведени€ документации в офисе, школе, на предпри€тии, в регистратуре поликлиники и т.п.

”чащиес€ 11 класса знаком€тс€ с использованием компьютера в современном мире, в различных сферах де€тельности современного человека. ѕомимо традиционных форм подачи материала, очень полезны на этом этапе экскурсии. ¬ процессе их проведени€ учащиес€ увид€т воочию применение Ё¬ћ на производстве ( Ѕ, конвейер), дл€ управлени€ (высокие технологии, в том числе в Ќ»»), медицине, банковском деле, в офисе, в полиграфии, в научных исследовани€х, метеорологии. ѕриведенные здесь примеры можно считать ориентировочными, в каждом конкретном случае учитель сам должен решать, каким содержанием будет наполнена та или ина€ темы программы. »тогом работы учащихс€ должен быть, например, реферат по теме зан€тий (экскурсий), подготовленный с использованием ѕЁ¬ћ.

–абота по предложенной программе требует как соответствующего оборудовани€ (дисплейный класс с профессиональными ѕЁ¬ћ, принтер, мышь, желательно графопостроитель, другие аппаратные средства, необходимые дл€ выполнени€ поставленных задач), так и программного обеспечени€, в которое вход€т: набор развивающих и дидактических игр, текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, базы данных, желательно пакет бухгалтерских программ, система автоматизированного проектировани€.

∆елательно также интеграци€ подраздела У»нформационные технологииФ- компьютерна€ игра Уѕредпри€тиеФ (8 класс) - с другими разделами курса У“ехнологи€Ф, в частности Уƒомашн€€ экономика и основы предпринимательстваФ.

÷елесообразно производить профориентационные тестировани€ на ѕЁ¬ћ при изучении раздела Уќтрасли общественного производства и профессиональное самоопределениеФ и работать с программами моделировани€ экологических ситуаций при изучении раздела Уѕроизводство и окружающа€ средаФ (11 класс).

√Ћј¬ј ††II

ћетодика изучени€ темы Ђ»спользование электронных таблиц дл€ финансовых и других расчетовї

2.1. ѕедагогические особенности подготовки учащихс€ к самосто€тельной де€тельности

ѕод проектом понимаетс€ самосто€тельна€ творческа€ завершенна€ работа, выполненна€ под руководством учител€.

–абота над проектом включает в себ€ составление обосно≠ванного плана действий, который формируетс€ и уточн€етс€ на прот€жении всего периода выполнени€ проекта, элементы де€≠тельности по маркетингу (изучению спроса и предложени€), кон≠струированию, технологическому планированию, наладке обору≠довани€, изготовлению изделий и их реализации. ¬ задачу про≠ектировани€ входит также экономическа€ и экологическа€ оцен≠ка выполн€емых работ.

–езультаты проектной де€тельности должны поэтапно фикси≠роватьс€ в виде описани€ и обосновани€ выбора цели де€тельно≠сти с учетом экономического, экологического и социального ас≠пектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов налад≠ки оборудовани€, а также издели€, готового к внедрению, или конкретного решени€ поставленной проблемы. ѕо совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решени€ или издели€ оцениваетс€ уровень общетрудовой подготовки школьников.

»спользование метода проектов позвол€ет на деле реализо≠вать де€тельностный подход в трудовом обучении учащихс€ и интегрировать знани€ и умени€, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучени€.

–абота над проектом в творческом коллективе дает возмож≠ность учащимс€ объединитьс€ по интересам, обеспечивает дл€ них разнообразие ролевой де€тельности в процессе обучени€, воспитывает об€зательность выполнени€ заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в рабо≠те, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же врем€ доброжелательность при всех обсто€тельствах.

“ематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучени€ Ђ“ехнологи€ї, быть актуальной дл€ практической жиз≠ни и требовать привлечени€ знаний учащихс€ из разных облас≠тей с целью развити€ их творческого мышлени€, исследователь≠ских навыков, умени€ интегрировать знани€. ƒалЄко не каждый проект может соответствовать цел€м и задачам трудового обуче≠ни€ по курсу Ђ“ехнологи€ї, хот€ на первый взгл€д тема проекта может казатьс€ интересной и практически значимой.

¬ тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. ѕравильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и лич≠ностных интересов учащихс€ обеспечивает положительную моти≠вацию и дифференциацию в обучении, активизирует самосто€≠тельную творческую де€тельность учащихс€ при выполнении проекта.

ќкончательный выбор темы проекта остаетс€ за учителем. «на€ интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность, максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта дл€ каждой группы учащихс€.

 оличество участников при выполнении проекта в зависимо≠сти от его сложности может быть различным: от одного (индиви≠дуальный проект) или нескольких учащихс€ одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себ€ учащихс€ разных классов и возрастов (день рождени€, юбилей школы, ор≠ганизаци€ питани€ в походе и т. п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т. п.).

ќрганизу€ творческие группы, учителю следует оптимизиро≠вать число учащихс€ в них таким образом, чтобы суммарное ко≠личество выполн€емых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.

–абота, котора€ требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. “ем самым закладыва≠ютс€ возможности дл€ общени€ детей и родителей. ¬ повседнев≠ных совместных делах по€в€тс€ взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируютс€ новые и возрод€тс€ утраченные духовные ценности.

ћожно выделить следующие этапы выполнени€ проекта: выбор темы проектного задани€ с учетом анализа потребно≠стей дома, школы, организации досуга, производства, сферы об≠служивани€ и т. д.; оценка интеллектуальных, материальных и финансовых воз≠можностей, необходимых дл€ выполнени€ проекта;

сбор и обработка необходимой информации при изучении ли≠тературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;

разработка идеи выполнени€ проекта с учетом экономиче≠ских и экологических ограничений;

планирование, организаци€ и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и коррек≠тировка де€тельности;

оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защи≠та проекта.

—роки выполнени€ проектов в большой степени завис€т от со≠держани€, целей и задач проекта и могут мен€тьс€ от 3Ч4 не≠дель до одного года. ѕри длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результа≠тами работы на каждом этапе. ѕроект, выполн€емый в течение года, позвол€ет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых дл€ его выпол≠нени€.

ѕроекты по разделу Ђ–адиоэлектроникаї могут включать разработку таких изделий, как радиоприемник (детекторный, пр€мого усилени€, супергетеродинный, пр€мого преобразова≠ни€), усилители низкой частоты (предусилители, линейные уси≠лители, эквалайзеры, шумоподавители и т. д.), устройства авто≠матики (охранные и сигнальные устройства, регул€торы темпе≠ратуры дл€ аквариума или теплицы, регул€торы мощности, напр€жени€, освещенности, дозаторы, автоматические определи≠тели номеров телефона и т. п.), цветомузыкальные системы дл€ дискотеки, имитаторы звуков дл€ радиоэлектронных игрушек, электронные устройства дл€ автомобил€ (электронное зажига≠ние, реле-регул€тор), радиоэлектронные игры и т. п.

“емой проекта может быть разработка вариантов спортив≠ных и детских площадок, техническое моделирование (автомоде≠ли, судомодели, радиоуправл€емые модели, роботы), специаль≠ные инструменты и приспособлени€ дл€ дома, сельскохоз€йст≠венных работ, обработки различных материалов.

ѕримерный перечень изделий декоративно-прикладного ха≠рактера:

из древесины Ч шкатулки, вазы дл€ фруктов и цветов, столо≠вые приборы, разделочные доски, фигурки животных, игрушки:

несложные приспособлени€ типа укладок дл€ кассет, дере≠в€нна€ и плетена€ мебель, .корзины и т. д.;

из металла Ч украшени€ с применением различных техноло≠гий (чеканка, гравировка, эмаль);

из глиныЧкерамические вазы, кувшины, блюда, декоратив≠на€ пластика, игрушки, свистульки и т. д.;

из различных природных материалов Ч соломка, листь€, вет≠ви, корни, шишки, кора/ кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;

из текстильных материалов и нитей Ч детска€, спортивна€, форменна€, нар€дна€, делова€ одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды плетени€ (кружево, макраме, фриволите и др.), разнообразные виды вышивки, росписи по ткани и т. д.

”читель при проведении зан€тий ѕо разделу Ђ ультура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктовї может пред≠ложить школьникам прин€ть участие в разработке проектов: Ђƒень рождени€ї, Ђёбилейї, ЂЌовый годї, Ђћасленицаї, Ђ ре≠стиныї, Ђѕитание в походных и экстремальных услови€хї, Ђ—вадьбаї и др.

ќсобенность системы выполнени€ проектов Ч совместна€ творческа€ работа учител€ и учащегос€. ѕри этом имеетс€ воз≠можность расширить обозначенные в программе направлени€

трудовой творческой де€тельности, учесть интересы учащихс€, особенности регионов. —ледует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в кон≠тексте общей концепции обучени€ и воспитани€. ќни предпола≠гают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучени€, а с другой Ч предусматривают хорошо продуманное и концеп≠туально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучени€. ѕроекты Ч это всего лишь один из компонентов системы образовани€, а не самосто€тельна€ си≠стема.

“рудность выполнени€ проектов заключаетс€ в необходимо≠сти затрат учителем большого количества времени на индиви≠дуальную работу с каждым учащимс€. ѕоэтому не следует стре≠митьс€ к сложным темам проектов. — другой стороны, не следу≠ет понимать проект как контрольную работу. ≈ще раз подчерк≠нем, что проект €вл€етс€ творческой работой, во врем€ выполне≠ни€ которой школьники продолжают пополн€ть знани€ и форми≠ровать умени€, необходимые дл€ выполнени€ работы на базе предыдущих разделов курса.

–абота над проектами позвол€ет полнее раскрыть творче≠ский потенциал учител€, но в то же врем€ при использовании проектного метода обучени€ задачи, сто€щие перед учителем, усложн€ютс€. ”читель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позвол€ющие сформиро≠вать творческие навыки и развить инициативу подростка.

”читель должен посто€нно пополн€ть свои знани€ по темати≠ке проектов, выступать Ђиграющим тренеромї в работе над проектом. ƒолжна быть обеспечена материальна€ база дл€ вы≠полнени€ проекта (демонстрационные, справочные и нагл€дные средства обучени€, оборудование, специальные инструменты. материалы). ќформление интерьера мастерской желательно осу≠ществл€ть в соответствии с требовани€ми современного дизайна в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение чтобы создавать у учащихс€ положительный эмоциональ≠ный фон.

2.2. ѕримерный тематический план изучени€ темы: ЂЁлементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета в 10 классеї

є зан€ти€

“ема

 ол-во учебных часов

1. 

«накомство с основами делопроизводства и возможност€ми использовани€ ѕЁ¬ћ

2

2. 

ѕрактические зан€ти€ по подготовке документов

2

3. 

ѕон€ти€ об электронных таблицах

2

4. 

–абота с электронными таблицами

2

5. 

ѕрактическа€ работа по электронным таблицам

2

6. 

Ёлементы бухгалтерского учета на ѕЁ¬ћ

2

7. 

ѕрактическое зан€тие по бухгалтерскому учету

2

8. 

–абота с базой данных

2

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈ —реднее образование из привилегии превратилось в право, а затем в об€занность. “еперь в услови€х широкого развити€ средств массовой информации, доступности печатной продукции монопольна€ роль школы в распространении знаний утрачена. ѕерв

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒиплом находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒиплом по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

ѕроблемы взаимодействи€ семьи и детского дошкольного учреждени€ в формировании готовности ребенка к школьному обучению
–азвитие продуктивного мышлени€ на уроках математики
ќбобщающее повторение по геометрии (на примере темы "„етырехугольник")
¬озможности использовани€ детских фортепианных сочинений  . ƒебюсси и ћ. –авел€ на уроках музыки в общеобразовательной школе
Ёлементы художественного творчества на уроках развити€ речи в начальной школе
јгресси€ в младшем дошкольном возрасте
ќбучение детей школьного возраста на компьютерах
»спользование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышлени€ младших школьников
‘ормирование каллиграфических навыков младших школьников (состо€ние, проблемы и пути оптимизации)
–оль долговременной пам€ти в формировании орфографического навыка у младших школьников на уроках русского €зыка

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru