База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка — Педагогика

                              - 3 -

                            ВВЕДЕНИЕ

     "Со словами с непроверяемыми написаниями  младшие  школьники

встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах "АЗБУКИ" де-

ти сталкиваются со словами "абажур",  "арбуз", "библиотека", "ко-

нура", "мавзолей",  "торшер" и многими другими [13,  с.22]. Число

таких слов с каждой страницей учебников по русскому  языку,  чте-

нию, математике, природоведению и другими дисциплинами все больше

возрастает,  достигая к концу курса начальной школы  внушительной

цифры - более 500 единиц.  Нет необходимости доказывать, что наи-

более употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми уча-

щимися начальных классов.

     К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчиваю-

щие начальную школу,  допускают ошибки в написании большого коли-

чества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.

Поэтому эта тема актуальна.

     Одна из причин  актуальности  -  неразработанность  методики

обучения  непроверяемым написаниям,  прежде всего,  неупорядочен-

ность дидактического материала,  на котором следует проводить ра-

боту над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснован-

ных рекомендаций о том,  как нужно обучать этим  написаниям.  Без

усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащи-

еся не могут в полной мере овладеть литературной речью,  ее пись-

менной формой.

     Поэтому для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написа-

ниями  учителю  необходимо  использовать в своей работе различные

методы и приемы, работать над значением этих слов.


                              - 4 -

                       _МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

     1. Анализ лингвистической и методической литературы по теме.

     2. Наблюдение  за  учебной  деятельностью учащихся начальных

классов и методической работой учителя над непроверяемыми написа-

ниями.

     3. Опытное обучение по определению наиболее удачных  методи-

ческих приемов обучения словарным словам.

     4. Статистическая обработка данных,  полученных в результате

обучения непроверяемым написаниям в контрольной и эксперименталь-

ной группах с применением компьютерных программ.

                       _ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

     1. Познакомиться с приемами обучения непроверяемым написани-

ям.

     2. Выявить  основы и принципы методики формирования орфогра-

фических навыков с помощью приемов обучения непроверяемым написа-

ниям.

     3. Обосновать эффективность различных приемов.

      _ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ .: организация учебного процесса, направ-

ленного на усвоение учащимися начальных классов словарных слов.

      _ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ .:  Методические приемы формирования навы-

ков правописания словарных слов на основе развития общей орфогра-

фической зоркости.

.

                              - 5 -

      _БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ .:  Средняя школа - гимназия N 11 г.Ельца, 2

"Д" КЛАСС.  Учитель - Яковлева Валентина Александровна.

      _ГИПОТЕЗА .: Использование учителем в  своей  работе  различных

приемов  и  методов  обучения  способствует эффективному усвоению

детьми слов с непроверяемыми написаниями.


                                - 6 -

     I. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЯМ

        НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА

      1.ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОРФОГРАФИИ

     Слово - могучий двигатель мысли,  незаменимое средство обще-

ния и великий источник вдохновения.  Словарный  состав  необходим

языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем

богаче и язык.  Бедность словаря учащихся тормозит  усвоение  ими

орфографии,  многие  учащиеся  затрудняются в подборе проверочных

слов.  Непонимание смысла одного слова ведет часто к  непониманию

всего содержания читаемого материала.

     Природу русской орфографии раскрывают с помощью  ее  принци-

пов:  разные типы орфограмм подводятся под действие морфологичес-

кого,  традиционного, смыслового и других принципов, что помогает

в выборе методов и приемов обучения не всей орфографии вообще,  а

каждому конкретному типу орфографических явлений [13,  с.22]. По-

нять  принципы орфографии - значит воспринять каждое ее отдельное

звено общей системы,  каждую орфограмму увидеть  во  взаимосвязях

всех сторон языка.

     Рассмотрим традиционный принцип орфографии.

     Есть в русском языке слова,  которые пишутся так, как приня-

то:  либо в соответствии с традицией родного языка: "калач", "со-

бака",  "корова";  либо сохраняют написание по языку - источнику:

"касса",  "магазин".Непроверяемые правилами слова многочленны,  в

письменной речи учащихся их число достигает многих десятков и да-

же сотен.  Они усваиваются запоминанием,  а проверяются с помощью

орфографического словаря.


                                - 7 -

     По преимуществу слова с традиционными написаниями - это  за-

имствования из других языков.  Многие из них вошли в русский язык

сравнительно недавно: "ванна" - из немецкого языка, "пионер" - из

французского,  "компьютер" - из английского; иные - в давние вре-

мена:  "арбуз", "балык" - из тюркских языков, "чемодан" - из пер-

сидского,  "солдат"  -  из немецкого,  "декабрь" - из латинского.

Многие слова нерусского происхождения настолько  "обрусели",  что

уже  не  воспринимаются как заимствования:  "трактор",  "пиджак",

"лампа" и пр.

     Многие написания,  относимые к числу непроверяемых, на самом

деле могут быть проверены на основе языка - источника (если  учи-

тель и ученик хотя бы немного знают этот язык):  "аккуратный"- от

латинского "accuratus" (буква "а" в начале слова, две буквы "к"),

"пассажир" - от французского "passger" (буква "а" в первом слоге,

две буквы "с"), "трамвай" - от английского tramway, "хоккей" - от

английского " hockey", "аллея" - от французского "allee" и т.п.

     Иногда написание , считающееся традиционным и непроверяемым,

может  быть  проверено на основе знания этимологии и исторических

изменений в фонетике русского языка: "петух" - от "петь"; "горох"

- содержит полногласие "-оро-", в котором не бывает буквы "а".

     Традиционные написания не противоречат ни  морфологическому,

ни фонематическому принципам орфографии, ни правилам русской гра-

фики.  Но в рамках традиционного принципа все же  есть  несколько

случаев, противоречащих общей системе графики.

     Традиционное написание сочетаний "жи",  "ши"  с  буквой  "и"

(хотя  после  всегда  твердых  согласных  [ж] и [ш] употребляется

гласный [ы], a не [и]) "ча", "ща" с буквой "а", "чу", "щу" с бук-

вой "у (несмотря на то, что звуки [ч] и [щ] всегда мягкие,и после


                                - 8 -

них дети должны писать "чя","щя",  "чю","щю" - по аналогии с  по-

добными позициями,  где мягкость предшествующего согласного обоз-

начается буквами "я",  "ю"). Объясняется написание этих сочетаний

исторически: в древне-русском произношении согласные [ч], [щ] бы-

ли всегда твердыми,  а [ж] и [ш] - мягкими (в  современном  языке

мягкие  [ж] и [ш] встречаются в нерусских словах:  "жюри",  "Жюль

Верн" и т.п.). Историческое написание сохранилось до сих пор.

     В начальных классах написание этих сочетаний обычно заучива-

ется без какого-либо объяснения,  что, конечно, не может не нано-

сить  ущерба формированию у детей понятия об орфографической сис-

теме.

     Морфологическому принципу противоречит традиционное  написа-

ние отдельных слов; например, "калач" по морфологическому принци-

пу следовало бы писать "колач" - от слова "коло" - "колесо"  (ка-

лач обычно круглый); буква "а" пишется по традиции.

     Есть слова, в которых традиция написания может быть подкреп-

лена  пониманием  морфологического  состава  слова и даже способа

словообразования.Так,  написание  сложных  числительных,  которое

должно быть усвоено младшими школьниками запоминанием, может быть

понято детьми по их образованию: "пять-десят", "пять-сот" и т.п.

     Если морфологические  написания усваиваются и проверяются на

основе  фонетического,  словообразовательного  и  грамматического

анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания усваивают-

ся, в большинстве случаев, запоминанием и проверяются по словарю.

     Запоминание в начальных классах играет очень важную роль, им

не следует пренебрегать, наоборот, нужна гибкая система мотивации

и игровых методик, облегчающих детям запоминание трудных слов.

     Традиционные написания непроверяемы в том смысле, что они не


                                - 9 -

могут быть проверены,  подобно морфологическим, сильным позициями

соответствующих гласных и согласных фонем.Но они сохраняют основ-

ной  признак морфологического написания:  единообразное написание

корня слова,  морфемы. В самом деле, все родственные слова с неп-

роверяемым корнем,  например,  "-машин-":  "машинка", "машинист",

"машинный", "автомашина", "машиноведение", "машинопись,- сохраня-

ют единообразное написание этого корня.  Это значит, что традици-

онный принцип по своей функции очень близок  принципу  морфологи-

ческому.

      2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ

     Начиная с  первого  класса,  проводится постоянная работа по

запоминанию, заучиванию слов и орфограмм. Запоминаются слова и не

проверяемые,  и проверяемые: последние в ассоциативных парах (или

группах) с проверочными словами: "луг-луга".

     Но в  отличие  от  первого  класса,  во втором классе даются

списки непроверяемых слов,  правильное написание  которых  обяза-

тельно; их 5О, согласно программе. В учебнике эти слова введены в

упражнения,  а также даны отдельно, напечатаны крупно письменными

буквами.  Где возможно, они тематически связаны с изучаемым грам-

матико-орфографическим материалом.  Так,  в теме "Большая  буква"

даны слова "корова",  "молоко", "собака", "город", "деревня", ко-

торые легко входят в словосочетания с собственными именами.

     Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в сло-

варном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть прове-

рены на более высоком уровне обученности. Так, в словах "корова",

"молоко",  "город",  "деревня"  полногласия   "-оро-",   "-оло-",


                                - 10 -

"-ере-" пишутся всегда с буквами "о" и "е";  в том,  что это пол-

ногласия,  а не случайные сочетания,  легко  убедиться,  подбирая

проверочные родственные слова:  "город-град" ( "-оро-",чередуется

с "-ра-"),"  деревня-древо,  древесный"  ("-ере-",  чередуется  с

"-ре-"), "молоко-млеко, млечный" ("-оло-", чередуется с "-м-").

      _МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ:

     а) метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного  анали-

за, фонетического разбора, орфографического комментирования, уст-

ного проговаривания;

     б) зрительное запоминание - вместе с кинестезическим (речед-

вигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, спи-

сывания с различными заданиями,  проверки слов по словарику,  ис-

пользования плакатов или таблиц,  выделения орфограмм цветным ме-

лом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;

     в) сопоставление и противопоставление тематических групп за-

учиваемых слов ( например, сопоставление названий домашних живот-

ных:  "корова", "лошадь","собака"), однокоренных слов ("рабочий",

работа, работать"), форм слова ("стакан-стаканы", "учитель-учите-

ля"),  сравнение по значению ("машина-машинка-машинища",  "дерев-

ня-город",  "мороз-жара"),  пример  противопоставления ("учебник,

ученик"-"учитель") и т.п.;

     г) сопоставление  зрительного и слухового образов (составов)

слов:  различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пи-

шущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он перево-

дит в буквенный, графический комплекс и записывает;

     д) составление  словосочетаний  (синтез) с трудными словами,

выработка словесных ассоциаций:"пальто" - "осеннее пальто","надел


                                - 11 -

пальто",  "пальто велико"; "сорока" - "сорока-болтунья", "белобо-

кая сорока", "заметили сороку", "сорока улетела" и т.п.;

     е) составление предложений с трудными словами,  включение их

в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естествен-

ной речи;

     ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в сло-

весные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с эти-

ми словами,  юморесок,  загадок,  отгадывание загадок; проведение

викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву "а", на букву

"м", больше слов с безударными гласными и т.п.

     Установлено экспериментально,  что для успешного запоминания

непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения:

через две недели;  еще через месяц 2 раза: затем через 2 месяца с

целью контроля [13,с.23].  Однако в практике многих учителей  ис-

пользуются словарные диктанты,  которые проводятся устно в начале

каждого урока.  Такие устные диктанты,  занимающие 2-3 минуты  (и

даже меньше),  позволяют постоянно держать в памяти детей трудные

слова,  а также проверять их усвоение и работать над индивидуаль-

ными  ошибками учащихся.  Такие мини-диктанты могут варьироваться

частично с записью слов,  использованием карточек, хоровым произ-

несением и пр.

      3.ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ  ПРИ  УСВОЕНИИ  УЧАЩИМИСЯ  "СЛОВАРНЫХ

         СЛОВ"

     Одной из причин, затрудняющих усвоение "словарных слов", яв-

ляется то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ве-

дется на уроке изолированно,  в отрыве от всей другой  орфографи-


                                - 12 -

ческой  работы.  Так,  написание непроверяемых безударных гласных

осваивается в отрыве от изучения проверяемых,  хотя в  основе  их

правописания  лежит  одно и то же умение:  обнаруживать гласный в

слабой позиции, т.е. в безударном положении.

     Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую

задачу,  можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в

зависимости от разновидности орфограммы.

     К другой причине можно отнести то,  что  при  знакомстве  со

"словарными"  словами ребенку отводится,  как правило,  пассивная

роль:  слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учаще-

муся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое

заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к

языку.  Столь  же  неэффективно механическое выписывание слов при

работе над ошибками.

     Работу по  освоению  таких слов рекомендуется строить в нес-

колько этапов,  каждый из которых призван решать конкретную зада-

чу.

     Первым шагом в этой работе является введение  нового  слова.

На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

      11.Предъявление слова.

     В настоящее время используются следующие способы:

     а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

     б) прослушивание грамзаписи и определение предмета,  о кото-

ром идет речь;

     в) рассматривание  предметной картинки (из набора "картинный

словарь");

     г) описание  признаков предмета или предъявление слова-сино-

нима.


                                - 13 -

     Дети определяют,какое слово они будут изучать. Затем учащие-

ся начинают работать над так называемым "слуховым" образом слов.

      12.Работа над "слуховым" образом слов.

     В школьной практике распространен  следующий  способ  подачи

"словарного"  слова:  сначала  учащиеся  отгадывают  загадку (или

рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: "Сегодня мы поз-

накомимся с новым словом.  Посмотрите, как оно пишется, запомните

его написание.  Теперь давайте разберем  это  слово!"  Проводится

звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д.

     Такой порядок работы неудачен,так как учащиеся пассивно зна-

комятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.

Правильнее поставить иначе.

     Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпи-

чески, без выделения слогов определяют "трудное" место.

     Это очень важно для всей последующей работы,  так как именно

здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в пери-

од обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм (со

слабыми позициями для гласных и согласных: для первых - положение

без ударения, для вторых - положение в конце слова и перед другим

согласным), то после орфоэпического произнесения дети сразу могут

назвать  в этом слове "трудное" место.  Как известно,  дети лучше

запоминают то,  что ,  как им кажется,  они нашли сами. Если дети

умеют  определять  "трудное"  место в слове до начала письма,  то

процесс письма становится для них более осознанным.

      13. Запись слова с "окошком" ("дыркой").

     После того как дети определят ударный  и  безударный  слоги,

они  записывают  "словарное"  слово в тетрадь.  Важнейшее условие

состоит  в  том,чтобы  учащиеся,  записывая  слово,сами  показали


                                - 14 -

"трудное"  место  пропуском  буквы - так называемым "окном",  или

"дыркой". Дети записывают слово, пропустив, например, букву безу-

дарного гласного и ставя ударение.  Однако при такой форме записи

важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен

непременно  ставиться  какой-либо  "сигнал опасности" - например,

точка:" б.реза".

     После проведения необходимой работы учащиеся  самостоятельно

вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно

проговорив его орфографически, т.е. как оно написано.

     Специфическая форма записи слова с пропуском "трудного" мес-

та - это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной ор-

фографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами

с  непроверяемыми  написаниями  учились прежде всего обнаруживать

орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая

же форма записи используются и при изучении орфограмм,  подчиняю-

щихся правилами:  "Обнаружив "трудное" место,  не пиши наугад,  а

оставь "окно" там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь

затем приступай к ее решению".

     Иногда учителя предъявляют детям карточку,  на которой слово

записано с пропущенной буквой: "б.реза".

     Этот прием  не равноценен приему записи слова с "дыркой" са-

мим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической зада-

чей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятель-

но.

     После того как учащиеся записали слово с "окном",  они пыта-

ются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда

это сделать не удается,  дети обращаются к авторитетному источни-

ку.


                                - 15 -

     Согласно традиционной  методике,  учитель  сам показывает на

доске,  предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке либо

просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.

     Здесь целесообразно внести некоторые усовершенствования.

      14. Работа над "зрительным" образом слова.

     Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о  нуж-

ной букве),  обратившись к орфографическому словарику (или к сло-

варю учебника).Это будет  способствовать,  во-первых,  накоплению

опыта  работы  со  словарями,  во-вторых,  формированию умения не

только ставить,  но и решать орфографическую задачу самостоятель-

но.  Для  лучшего  усвоения орфографического облика слова на этой

стадии работы полезно использовать элементы этимологического ана-

лиза (если он помогает объяснить написание слова).

     На этапе введения нового слова работа над непроверяемым  на-

писанием включает в себя:  устное предъявление слова,  постановку

орфографической задачи,  которая фиксируется пропуском  соответс-

твующей буквы,  выбор способа решения и собственно решение орфог-

рафической задачи, в том числе, если это целесообразно, с исполь-

зованием этимологического анализа.  Завершающий шаг - запись сло-

ва, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфогра-

фического облика.

     Как пишет М.Р.Львов, "иногда написание, считающееся традици-

онным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания эти-

мологии и  исторических  изменений  в  фонетике  русского  языка"

[13,с.24].

     Обращение к  истории  слов может помочь детям в изучении ор-

фографии отдельных слов.  Учителя знают о возможности использова-

ния  элементов этимологического анализа для решения орфографичес-


                                - 16 -

ких задач, но прибегают к нему редко из-за отсутствия в собствен-

ной методической лаборатории необходимого материала.

     При работе над так называемыми словарными словами определен-

ную трудность для школьников представляет прочное запоминание ор-

фографического облика слова. Известно, что запоминание облегчает-

ся вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов.  Сле-

довательно, и упражнения должны опираться на различные виды памя-

ти.

     Хорошему усвоению правильного написания  слова  способствует

использование   системы   списывания,   разработанной  психологом

П.С.Жедек [16,с.  ]. Запоминанию слов способствует и  привлечение

мнемонических приемов.

     К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки,

ребусы,  группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциа-

ции,  помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно

полезны  в  тех  случаях,  когда  не может помочь этимологическая

справка.

     Работу по  организации  тематических  групп  слов  описывает

С.Н.Лысенкова [15,с.  ].

     Часто учителями  объединяются  слова  с безударной гласной в

первом слоге, например,

     морковь                 картофель

     помидор                 капуста

     Помогают запоминанию небольшие рассказы  детских  писателей,

например,рассказ  Н.Сладкова"Сорока и медведь",  рассказ А.Возне-

сенского "Собака".

     После знакомства с рассказом "Собака" учитель задает вопрос:


                                - 17 -

     - Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу? (да)

     К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминаю-

щая букву "о".

     С большим интересом дети относятся к рисункам,  схемам, нап-

ример,

     Орех                   (орех круглой формы)

     рАкета                 (ракета в виде буквы "А")

     Работу по  запоминанию  слова "ягоды" (ягода) можно начать с

рассмотрения картинок с изображением малины, черники, земляники и

т.п.  Детям задается вопрос:  "Как можно назвать все эти предметы

одним словом?" (ягоды)

     Учащиеся записывают слово с "окном".  Для запоминания орфог-

раммы предлагается рисунок:  ягОды (букву "о" можно изобразить  в

виде какой-либо ягоды).

     Нельзя обойти и работу со словами, в которых есть непроизно-

симые  согласные.  Возьмем  для  примера слово "лестница".  После

предъявления слова учащимся предлагается (устно) провести  звуко-

вой анализ этого слова. .

     Определить "трудное" место в слове и обозначить  его  "окош-

ком" учащиеся не смогут. После звукового анализа одному из учени-

ков даются карточки с  буквами:  Е;Т;Н;Л;и,с,а,ц,  которые  нужно

разместить на ступеньках лестницы (см. рисунок).

.

                                - 18 -

 ш1

                                       а

                                     ┌────

                                    ц│

                                  ┌──┘

                                 и│

                               ┌──┘

                              н│

                            ┌──┘

                          т │

                         ┌──┘

                       с │

                      ┌──┘

                    е │

                   ┌──┘

                 л │

                ───┘

 ш2

Затруднения могут возникнуть с размещением буквы  "Т".Тогда  учи-

тель должен помочь детям,  объяснить, какое место и почему в этом

слове "трудное", и дать этимологическую справку.

      4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА"

          ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

     "Этимологический  словарик",  который  адресован  учителю  и

предназначен для организации  словарно-орфографической  работы  на

уроках грамматики и орфографии в 1 классе (программа 1-3) и во  2

классе (программа 1-4).

     Традиционно слова  с  непроверяемыми  написаниями,  или  так

называемые "словарные" слова,  усваиваются  младшими  школьниками

путем механического  запоминания  их  графического  облика.  Это

объясняется  прежде  всего  тем,  что  правописание  таких   слов

основано на историческом принципе орфографии,  в  соответствии  с

которым  морфемы  родственных  слов  пишутся   единообразно,   но

проверить их посредством современного литературного  произношения


                                - 19 -

нельзя, и поэтому их написание рекомендуется  запомнить.  С  этой

целью новое слово обычно  записывается  на  доске  или  карточке,

прочитывается,  анализируется,  несколько   раз   проговаривается

орфографически,  записывается  в   тетради,   затем   многократно

повторяется на следующих уроках.

     Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание

этих  слов,  не  обеспечивает  достаточно  быстро  и  прочно   их

запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые

младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и  в  словах,

родственных изученным: "земл _е .ника", "п _а .года"; "к _а .ньки";" пл _а .ток",

но "пл _о .точек";"береза,но "б _и .резовый" и т.п.

     Повышение  эффективности  усвоения   слов   с   традиционным

написанием психологи, передовые учителя  связывают  с  изменением

характера их запоминания: запоминание  графического  облика  слов

должно  быть   осмысленным,а   не   механическим.   Осмысленность

запоминания может быть достигнута на  основе  понимания  учеником

знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в  нем

трудности, установления связи данного слова  с  ранее  изученными

словами,  сообщения  (учителем)   и   использования   (учащимися)

специальных приемов запоминания,  активного  включения  "трудных"

слов в речевую практику ребенка.

     Интересно, что младшие школьники,  стараясь  облегчить  себе

запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно,

непроизвольно отыскать опору запоминания  или  в  языке,  или  во

внеязыковой действительности: "Восток пишется с "о",  потому  что

там солнышко восходит".

     Однако часто эти опоры бывают  ложными:  "М _и .дведь,  его  еще

М _и .шей называют, М _и .шенькой"; "К _а .ньки - потому что  мы  на  них  на


                                - 20 -

к _а .тке к _а .таемся, проверочное слово к _а .тится."

     Одним из средств, обеспечивающих  правильность  и  прочность

запоминания  непроверяемых  написаний,  является  этимологический

анализ, в упрощенном  варианте  -  этимологическая  справка.  Она

содержит информацию о  происхождении  слова,  его  первоначальном

значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко

обращение к истории слова позволяет мотивировать его  современное

правописание. Например, "М _А .ЛИНА"-в основу  названия  был  положен

признак плода ягоды, состоящего из малых частей.  Слово  "малина"

образовано от слова "малый" - "маленький".

     "Малина" - "малый" - "состоящая из маленьких частей".

     Однако далеко не  всегда  этимологическая  справка  содержит

опорное написание.

     Например: "С _А .ПОГ" - по внешнему виду  верхняя  часть  сапога

похожа  на  трубу,  дудку.  Не  случайно  поэтому  слово  "сапог"

образовалось от "сапох" - "труба, дымоход, отверстие в печи".

     В ряде  случаев  исторический  корень  (приставка,  суффикс)

имеет    графический     облик,     контрастный     современному.

Например: "СТ _А .КАН"-слово   заимствовано   из   тюркского    языка.

Первоначально слово "стокан"  означало  -  "маленькая  деревянная

миска".

     Учитывая  сказанное,  можно  считать,   что   в   1   классе

целесообразно использовать этимологические справки в работе  лишь

с теми словами, обращение к истории  которых  позволяет  выделить

опорное написание, найти опору для  запоминания  их  современного

графического облика. В соответствии  с  этим  в  "Этимологический

словарик" и были отобраны  из  программы  слова  с  традиционными

написаниями в историческом корне (береза, деревня, пенал).  В  то


                                - 21 -

же время ряд слов содержит орфограммы  в  исторической  приставке

или суффиксе (народ, завод, ягода и др.).

     Словарная статья состоит из нескольких частей.

     В первой части называется заголовочное слово  статьи  (слово

выделено  большими  буквами) и дается толкование его современного

лексического значения.  У многозначного слова объясняется одно из

значений,  в котором оно чаще всего употребляется младшими школь-

никами.

     Вторую часть составляет этимологическая справка,  в  которой

сообщается   язык-источник   происхождения    слова,    толкуется

первоначальное  значение  слова  (оно   заключено   в   кавычки),

называются слова,  исторически  родственные  данному,  выделяется

слово или морфема с опорным написанием.

     Далее  приводится  образец  краткой  записи  этимологической

справки в словарики или тетради школьников.  Запись  строится  по

следующей схеме:

     - изучаемое слово  (выделено  большими  буквами,  со  знаком

ударения, линией обозначена орфограмма);

     - производящее слово, морфема, исторически родственные слова

(слова,   морфемы    с    опорными    написаниями    подчеркнуты;

заимствованные слова переданы буквами русского алфавита);

     - первоначальное значение слова (заключено в кавычки).

     Завершает словарную статью текст,  иллюстрирующий  исходное,

историческое значение анализируемого слова.

     Этимологическую справку следует  сообщить  детям  на  уроке

знакомства с новым словом. Работа при этом строится  в  следующем

порядке:

     1. Предъявление цели.Предъявление слова,  чтение,  уточнение


                                - 22 -

его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью  выделения

орфограммы.

     2. Орфографическое проговаривание, запись  слова,  выделение

орфограммы в записанном слове.

     3.  Сообщение  учащимся  этимологической  справки,   краткая

схематичная  запись  ее  на  доске,  в  тетрадях  или  словариках

учащихся.

     4. Подбор однокоренных слов.

     5. Составление словосочетаний или  предложений  с  изученным

словом, комментированная запись их  с  использованием  этимологии

для объяснения правописания.

     В "Этимологическом  словарике"   представлено   38   слов   с

непроверяемым написанием: береза, воробей, ворон, ворона,  город,

деревня,  дорога,  завод,  капуста,  карандаш,  картина,  коньки,

корова,  лисица,  лопата,  малина,  медведь,  медведица,  Москва,

народ, огород, одежда, октябрь,  пенал,  петух,  платок,  погода,

портфель, посуда, работа,  рабочий,  работник,  собака,  соловей,

сорока, тетрадь,  урожай,  ягода.  (Некоторые  образцы  словарных

статей приведены в приложении).

      5. РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

     Современная школа видит одну из  главных  задач  в  развитии

речи и мышления учащихся.  Одним  из  показателей  умственного  и

речевого  развития  школьника  служит  богатство  их   словарного

запаса.  С помощью  слова  человеческое  мышление  связывается   с

объективной действительностью, так как слово  обозначает  предмет

действительности и выражает понятие о нем.  Слово  как  смысловая


                                - 23 -

единица речи, как носитель значений, "представляет собой  частицу

знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится  в  памяти  и

используется человеком в процессе мышления и речи"[     ].

     Чем  богаче   активный   словарный   запас   учащихся,   тем

содержательнее  и  красочнее  его  устная  и   письменная   речь.

Подчеркивая  значение  развития  "дара  слова"  для  формирования

мыслительной  деятельности  ребенка  и  для   всего   дальнейшего

обучения, К.Д.Ушинский писал: "Дитя, которое не привыкло  вникать

в  смысл  слова,  темно  понимает  или  вовсе  не  понимает   его

настоящего  значения  и  не  получило  навыка  распоряжаться   им

свободно в устной и письменной речи,  всегда  будет  страдать  от

этого  коренного  недостатка   при   изучении   всякого   другого

предмета"[28,с.69]. Обогащению словарного запаса, а следовательно,

и речевому развитию может способствовать такая организация  учеб-

ной  деятельности,  которая будет направлена на:

     1) восприятие и осознание  смыслового  содержания  изучаемых

слов и однокоренных слов,  оттенков значений этих слов, антоними-

ческих и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых

оборотов;

     2) развитие умения объяснить значение слов и особенности  их

употребления в речи;

     3)формирование умения пользоваться словом в речи при постро-

ении собственного речевого высказывания (как устного, так и пись-

менного).

     "Каждое лексическое  значение  слова как единицы лексико-се-

мантической системы языка, - по определению Н.А.Купиной, - предс-

тавляет собой совокупность смысловых признаков,  которые отличают

это значение от  других,  создают  индивидуальность  лексического


                                - 24 -

значения и поэтому могут быть названы дифференциальными признака-

ми лексического значения"[17,с.112]. Учим ли мы детей  вникать в

смысл слова?  Какой объем информации о лексическом значении слова

воспринимается ребенком?  Воспитываем ли мы у младших  школьников

умение объяснять значение слова? Сейчас, когда методическая мысль

и педагогическая практика по вопросу организации лексической  ра-

боты в школе значительно продвинулась вперед,  эти вопросы не мо-

гут не волновать ни учителей, ни методистов, ни ученых.

     Каждый ребенок по-своему понимает смысл,  который  закреплен

за словом, обозначающим какой-то реальный или мыслимый  "кусочек"

действительности, но дать словесное объяснение значения слова для

детей затруднительно. Это еще  раз  подтверждает,  что  словарные

упражнения  не  должны  быть  направлены  только  к   запоминанию

определенного списка слов  вне  всякой  связи  с  общей  системой

занятий по языку. У  младших  школьников  необходимо  воспитывать

умение словесно формулировать смысл изучаемых слов, а  значит,  и

словесно раскрывать  содержание  понятий,  обозначенных  в  языке

данными словами.

     Как объяснить младшим школьникам значение слова?  Отвечая на

этот вопрос,  невольно вспоминаются слова К.Паустовского. Размыш-

ляя о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русс-

кого языка, в одном из которых собрать слова, имеющие отношения к

природе, он писал: "Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое

слово  должно быть объяснено,  и после него следует помещать нес-

колько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих науч-

ное или поэтическое касательство к этому слову"[19, с.96].

     Для осознания значения слова  важным  для  ребенка  является

контекст, в котором это слово было услышано впервые. Подбор таких


                                - 25 -

текстов поможет учителю не только  провести  анализ  лексического

значения слова, но и оказать определенное воздействие на ученика,

даст верное представление о предмете окружающей действительности,

обогатит память ребенка образцом  художественного  текста,  будет

способствовать  воссоздающему  и  творческому  воображению  (см.

практическую часть, фрагмент урока N4).

     Вот еще несколько заданий, которые  можно  использовать  для

того, чтобы развивать у детей умение объяснять значения изученных

слов,   воспроизводить   в   памяти   дифференциальные   признаки

лексического значения.

     - Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.

     - Представь себе, что ты художник. Тебе  поручили  нарисовать

молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.

     - Тебе поручили составить рассказ о  медведе.  Составь  этот

рассказ так, чтобы мы  смогли  представить  себе  медведя  таким,

какой он есть в жизни.

     - Представь себе, что тебе нужно  объяснить  значение  слова

"пенал" человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты

объяснишь значение этого слова?

     - Вспомни значение  слова  "береза"  и  составь  загадку,  в

которой по одному  или  нескольким  признакам  можно  узнать  это

дерево.

     - Составь кроссворд на тему "Растения".

     Наибольшие возможности для осознания  лексического  значения

изучаемых слов имеет проведение внеурочных занятий по языку,  где

младшие  школьники  под   руководством   учителя   создают   свои

собственные словарики, например, на  такие  темы,  как  "Звери  и

птицы" (1 класс), "Растения  леса  и  огорода"  (2  класс),


                                - 26 -

"Профессии" (3 класс)  и др.  Как происходит  толкование  слов,

покажем на примере одного из вариантов работы со словом "сорока",

проведенной на внеурочном занятии в 1 классе (см.  практическую

часть).

     Работа   над   словом   предполагает   "количественное"    и

"качественное" обогащение словаря учащихся и его активизацию.Так,

при изучении любого слова учитель может создать  у  детей  первое

представление  о  лексико-семантической   парадигме,   образующей

семантическое поле изучаемого слова. Такое  представление  дается

без соответствующих терминов и не на одном уроке,  а  в  процессе

постепенного выполнения  лексико-орфографических   упражнений   на

уроках грамматики и  правописания  и  во  внеклассной  работе  по

русскому языку. Например, при разборе слова "мороз"  определяются

его связи по значению и сочетаемость слова с другими словами.

-----> РОДО-ВИДОВЫЕ  СВЯЗИ:  1)  мороз-холод;  2)  мороз-холодная

       зимняя погода.

       РОДСТВЕННЫЕ  СВЯЗИ:  мороз,   морозец,морозный,<- морозно,

       заморозки, морозить.

----->СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа.

----->АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз-жара, мороз-зной.

МОРОЗ  ----->  СОЧЕТАЕМОСТЬ  СЛОВ:  Сильные,   жестокие,   лютые,

январские...морозы;   Мороз   ударил,   усиливается,    крепчает,

трещит...;На мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять...

----->ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по  коже  (  по  спине<-)

дерет (идет-) - возникает неприятное ощущение от  холода  или  от

внезапного страха.

     Слово  "мороз"  является  первым  словом   с   непроверяемым

написанием, с которым знакомятся первоклассники (программа  1-3).


                                - 27 -

На уроке на основе  выполнения  упражнения  N3  в  учебнике  дети

осознают первое  значение  данного  слова  (мороз  -  это  низкая

температура воздуха, холод) и возможность  синонимической  замены

слова "мороз" словом "холод".На последующих уроках в 1-3  классах

при изучении грамматико-орфографического материала учитель  через

систему  упражнений  (имеющихся  в  учебнике  и   дополнительных)

знакомит детей с другими связями  по  значению  слова  "мороз"  и

сочетаемостью этого слова  с  другими  словами  в  предложении  и

словосочетании

     Проведение  подобных  упражнений  обогатит  память   ребенка

пониманием лексического значения уже не одного слова  "мороз",  а

многих  слов  (однокоренных  слов,   слов-синонимов,   антонимов,

сочетаний слов) и позволит ему правильно использовать  эти  слова

при построении собственного речевого высказывания.

     Считаем,  что  лексико-семантическая  работа   в   начальных

классах должна широко применяться, ибо  она  готовит  учащихся  к

восприятию  систематического  курса  в   среднем   звене   школы,

способствует развитию у детей лексико-семантического  взгляда  на

слово, обогащает речь детей, вызывает у школьника  познавательный

интерес к русскому языку, формирует  орфографическую  зоркость  и

помогает запомнить правописание "словарных слов".

      6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

          ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

     Методисты: Гордеев  Э.В.,  Дмитрюк М.В.,  Рыжикова Г.И.  для

закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры,

т.к.  именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни млад-


                                - 28 -

шего школьника, представляет для него наиболее интересный и увле-

кательный вид деятельности. Игру можно построить так, чтобы веду-

щим началом была наглядность,  столь необходимая для формирования

орфографического навыка.  И наконец, что так же немаловажно, игру

можно вывести за рамки урока.

     Игры, предназначенные  для  запоминания слов с непроверяемым

написанием,  нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариан-

тов  является лото,  которым целесообразно пользоваться не только

на  дополнительных  занятиях,  но  и  в  группе  продленного  дня

[31,с.15-16].

     В комплект лото входит несколько больших листов,  расчерчен-

ных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны слова

с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое напи-

сание в слове было каким-либо образом выделено), например:

 ш1

                 ┌────────────────┬────────────────┐

                 │    к _а .пуста     │  к _а .ртоф _е .ль     │

                 ├────────────────┼────────────────┤

                 │     _о .гурец      │  п _о .м _и .дор       │

                 └────────────────┴────────────────┘

 ш2

     На маленьких карточках,  совпадающих по размерам  с  клеткой

большого листа,  записываются загадки, соответствующие словам-от-

гадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно

соответствовать общему количеству клеток на больших листах.

     Правила игры аналогичны другим играм подобного рода.  Участ-

ники получают одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий

берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут

на своих листах слова-отгадки.  Игрок,  правильно отгадавший свою

загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую

клетку  на листе.  Выигрывает тот,  кто первым закроет карточками

все слова своего листа.  Цель такого лото - зрительное восприятие


                                - 29 -

и запоминание слов с непроверяемым написанием.

     Использовав эту игру продолжительное время,  учитель  делает

другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо вы-

деленных букв делаются пропуски, которые школьник будет заполнять

простым  карандашом  или  накладывать  букву из разрезной азбуки,

например:

 ш1

               ┌─────────────┬──────────────────┐

               │    к.пуста  │ к.ртоф.ль        │

               │             ├──────────────────┤

               │    .гурец   │ п.м.дор.         │

               └─────────────┴──────────────────┘

 ш2

     Наконец, можно сделать и так:  на маленьких карточках с  за-

гадками следует начертить схемы слов-отгадок, например:

 ш1

          ┌────────────────────────────────────────────┐

          │ Лежит меж грядок ┌───┬───┬───┬───┬───┬───┐ │

          │                  │   │   │   │   │   │   │ │

          │  зелен и сладок. └───┴───┴───┴───┴───┴───┘ │

          └────────────────────────────────────────────┘

 ш2

     Игрок в  таком случае должен не только правильно закрыть ма-

ленькими карточками клетки большого листа,  но и вписать  простым

карандашом отгадку в заданную схему.

     Чтобы не наступило такого момента,  когда учащиеся  потеряют

интерес к игре (потому что выучили все загадки), надо своевремен-

но обновлять содержание маленьких карточек,  т.е. подбирать на те

же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивиду-

альные особенности класса.  Загадка не должна быть очень  простой

или, наоборот, очень сложной.

     Отбирая слова для заполнения больших листов, следует по мере

возможности группировать их по тематическим группам:  овощи-фрук-

ты-ягоды, животные-птицы и т.п. Лото лучше сделать красочным: ри-


                                - 30 -

сунки, вырезки из журналов, открытки украсят игру, сделают ее бо-

лее привлекательной и интересной.

     С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они

учатся читать слова "корова",  "ворона", "ворота" и др., написан-

ные в виде ребусов.

     Вот, например,  кроссворд, где зашифровано слово "молоко". К

такому кроссворду обычно дается загадка.

 ш1

               ┌────┬────┬────┬────┬────┬────┐

               │    │ О  │    │ О  │    │ О  │

               └────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 ш2

               Хочешь бегать далеко,

               Хочешь прыгать высоко,

               Пей почаще ...(молоко).

Дети хором подсказывают отгадку.

     Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный матери-

ал,  но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и  закре-

пить ее написание в памяти.

 ш1

                ┌────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐

                │    │ А  │    │ У  │    │    │ А  │

                └────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 ш2

                 Две гласных "а" и "у" одна.

                 Угадайте-ка, друзья,

                 Очень много хруста

                 Издает ... (капуста).

 ш1

                ┌────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐

                │    │    │ Е  │    │ И  │ Ц  │    │

                └────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 ш2

                   В поле выросла она,


                                - 31 -

                   Колосом своим горда.

                   Может колосом гордиться

                   Лишь хорошая ... (пшеница)

 ш1

                ┌────┬────┬────┬────┬────┐

                │    │ О  │ Р  │ О  │    │

                └────┴────┴────┴────┴────┘

 ш2

                Прошу вас все слова назвать,

                Где -оро- надо написать.

     К этому  кроссворду  можно предложить игру "Подскажи словеч-

ко".

          На жарком солнышке подсох

          И рвется из стручков ... (горох).

                               (Е.Благинина.)

          Дедушка Рох посеял ... (горох).

         - Уродился я неплох,-

          С грядки хвастался ... (горох).

          Привезли во двор песок-

          Золотую гору:

          Без гвоздей и без досок

          Можно строить ... (город).

                           (И.Кононов.)

          Берегите уши, нос,

          Здесь ведь прячется ... (мороз).

     Для правильного  закрепления  написания  "словарного"  слова


                                - 32 -

можно использовать шуточные вопросы, загадки, например:

     1. В каких словах живет рак?

        (ЗавтРАК, РАКета.)

     2. В каких словах спрятались ноты?

        (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

     3. Назовите слова, в которых спрятались числа?

        (Родина(1), сорока(4О) )

     4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

        (дЕЖурный, УЖин.)

     5. Какие слова любит ворона?

        (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

        А лягушка?

        (КВАртира, МосКВА.)

     6. В каких словах ель растет?

        (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

     Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

                Мой первый слог - крик птицы.

                Два других на дне пруда,

                А целое в музее

                Найдите без труда. (Картина)

           Или:

               Прибавьте сорок к единице длины,

               И вмиг она преобразится.

               А как? Подумать вы должны.

               Скажу лишь: под землей помчится.

                                       (метро)

     После того  как написание слова хорошо усвоено и дети не де-

лают ошибок,  можно использовать загадки,  где  отгадка-словарное


                                - 33 -

слово. Например: игра "Подскажи словечко".

             1. Рано утром всех на луг

                Собирает нас пастух.

                А к вечеру всем молока

                Я людям дать готова.

                Угадали, кто же я?

                Конечно же ...(корова).

             2. Дремучий лес к стеклу прирос -

                Нарисовал его ...(мороз).

                                    (Г.Соколов.)

             3. Трещала с самого утра:

                "Пора! Пор-р-ра!"

                 А что - пора?Такая с ней морока,

                 Когда трещит... (сорока).

                                     (Е.Серова.)

     И последним,  завершающим  этапом  изучения словарного слова

является самостоятельная работа учащихся  по  закреплению  умения

правильно  писать  изученное  слово  в письменной работе.  С этой

целью можно давать такие работы, как:

     1) написать все словарные слова,  используя сюжетную картин-

ку;

     2) учитель читает стихотворение,  а учащиеся после его прос-

лушивания должны записать все "словарные" слова, например:

     Однажды, в студеную зимнюю пору,

     Я из лесу вышел; был сильный мороз.

                                 (однажды, мороз.)

   


                                - 34 -

      7. СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ

     Формой контроля  сформированности  умений писать "словарные"

слова являются диктанты.  Гордеев Э.В.  и Дмитрюк М.В. обобщили и

систематизировали материал по работе над "словарными" словами,  и

составили схему-классификацию словарных диктантов [3,с.16-18].

     Все словарные диктанты классифицированы:

     а) по форме работы (простые и творческие);

     б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).

     Эта схема полезна учителям,  т.к.  она позволит им творчески

подойти к проведению словарной работы,  быстро сориентироваться в

подборе материала и написании плана урока,  разнообразить  работу

над  словами,  сделать  ее  более эффективной.Методика проведения

словарных диктантов, таких, как выборочный, картинный, кратковре-

менный,  с использованием загадок, с подбором синонимов и антони-

мов, по перфокартам, хорошо известна учителям.

     1. На доске записаны слова.  Учитель предлагает детям внима-

тельно их прочитать.  Затем слова закрываются и учитель  говорит:

"Сейчас  я буду показывать картинки.  Если название изображенного

на картинке предмета совпало с записью слова  на  доске,  то  это

слово записывайте в тетрадь, если не совпало-не записывайте".Пос-

ле каждого показа картинки дается проверка и подведение итогов.

     2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами.  Учи-

тель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие сло-

ва.

     Не велик ... , да краснеет нос. (мороз)

     ... любит чистоту. (посуда)

     Чужбина - калина, родина - ... . (малина)


                                - 35 -

     ... человек добро помнит. (русский)

     3. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу "забе-

гания вперед".)

     На доске  помещены  слова,  например:   д.журный,   т.традь,

уч.ник, учит.ль, р.бята, м.дведь. Учитель говорит: "Все слова по-

добраны по одному орфографическому признаку.  Догадайтесь,  какой

это признак? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы".

     Первые 2-3 слова нужно обязательно записать полностью,  т.к.

ученики,  не успевавшие на предыдущих уроках написание этих слов,

могут и в других словах допустить ошибку и написать их  с  буквой

"и".

     4. Подбор слова с общим признаком.

     Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая де-

тям подобрать и записать еще одно.

     Капуста, морковь ... , картофель - ОВОЩИ (общий признак.)

                                 

     СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.

 ш1

    ┌────────────────────────────┐   ┌──────────────────────────┐

    │ -предупредительный         │   │ -предупредительный       │

    │ -объяснительный            │   │ -объяснительный          │

    │ - выборочный               │   │ -выборочный              │

    │ -по памяти                 │   │ -картинный               │

    │ -по загадкам               │   │ -кратковременный         │

    │ -по описательному обороту  │   │ -по памяти               │

    │ -с использованием сигналь- │   │ -по загадкам             │

    │ ных карточек.              │   │ -по описательному обороту│

    └─────────────┬──────────────┘   │ -по перфокартам          │

                  │                  │ -с использованием сиг-   │

                  │                  │  нальных карточек        │

                  │                  │ -с пропущенными буквами  │

                  │                  └───────────────┬──────────┘

                  │                                  │

                  │                                  │

           ┌──────┴────┐                        ┌────┴───────┐

           │  слуховые │                        │ зрительные │

           └──────┬────┘                        └────┬───────┘

                  │                                  │


                                - 36 -

           ┌──────┴──────────────────────────────────┴────────┐

           │                       простые                    │

           └──────────────────────────┬───────────────────────┘

                                      │

           ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐

           │                  словарные диктанты              │

           └──────────────────────────┬───────────────────────┘

                                      │

           ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐

           │                       творческие                 │

           └──────┬────────────────────────────────────┬──────┘

                  │                                    │

           ┌──────┴───┐                          ┌─────┴──────┐

           │ слуховые │                          │ зрительные │

           └─────┬────┘                          └─────┬──────┘

                 │                                     │

┌────────────────┴──────────────┐  ┌───────────────────┴───────┐

│-группировка по орфографичес-  │  │ -группировка по орфографи-│

│ ким признакам.                │  │  ческим признакам.        │

│ -подбор родственных слов.     │  │  -подбор родственных слов.│

│ -подбор слов с общим приз-    │  │ -подбор слов с общим при- │

│ наком.                        │  │  знаком.                  │

│ -подбор синонимов, антонимов. │  │ -подбор синонимов, анто-  │

│ -запись цепочкой слов.        │  │  нимов.                   │

└───────────────────────────────┘  │ -запись цепочкой слов.    │

                                   │ -запись по алфавиту.      │

                                   │ -запись с исправлением    │

                                   │   ошибок.                 │

                                   │ -работа с деформирован-   │

                                   │  ными словами.            │

                                   │ -запись слов с анало-     │

                                   │   гичной орфограммой.     │

                                   │ -составление словосоче-   │

                                   │  таний.                   │

                                   │ -использование ребусов.   │

                                   │ -использование школьно-   │

                                   │  го.                      │

                                   │ -словаря                  │

                                   │ -использование крос-      │

                                   │  вордов.                  │

                                   │ -по пословицам.           │

                                   │ -по перфокартам.          │

                                   │ -составление   рассказа   │

                                   │  по опорным словам.       │

                                   │ -работа с деформирован-   │

                                   │   ным текстом.            │

                                   └───────────────────────────┘


                             - 37 -

 2ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ  РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

           2ПРИ РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

           2В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

      1. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

          ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

          ПРИ НАПИСАНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

     С целью определения эффективных  приемов  было  организовано

наблюдение  за  работой  учителя Яковлевой В.А.  во втором классе

С.Ш.Г. N11

     Приведем фрагменты  уроков,  на  которых наиболее интересные

предлагались формы организации усвоения слов с непроверяемыми на-

писаниями.

                  ФРАГМЕНТ УРОКА N1.

     Работа над значением слова "береза" и  приемы,  направленные

на первичное усвоение написания.

     1. Предлагается загадка:В белом сарафане встала на поляне.

     Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они оп-

ределили предмет.

     2. Учащиеся проговаривают слово "береза" орфоэпически, опре-

деляют ударный и безударные слоги.

     3. Перед учащимися ставится задача: в тетрадь самостоятельно

записать слово, пропустив орфограмму.

     4. Далее учитель говорит:

     - Прежде чем мы вставим в "окошко" нужную букву, послушайте,


                             - 38 -

что пишет о березе Л.Успенский.

     Учитель зачитывает детям  несколько  адоптированный  рассказ

Л.Успенского из книги "Почему не иначе?"

     Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя

его знакомо большинству родственных народов. Оно входит к ...кор-

ню   "bhe"(бе),   уходящему  в  глубокую  древность,  означавшему

"блеск",  "белизна". Ведь и ее кора - "береста" - носит название,

связанное с тем же корнем.

     - Итак,  слово береза образовано от того же корня, что и бе-

лый, и дерево названо так по белому цвету коры.

     После этой этимологической справки  учитель  задает  вопрос:

какую же букву, как подсказывает эта история,  нужно  написать  в

первом слоге?

     Правильность ответа  предлагается проверить по словарю учеб-

ника.

     - Проговариваем  это  слово,  как  будем  писать.  Вставим в

"окошко" нужную букву.

     Затем   слово   еще   раз   прочитывается    орфографически,

закрывается и под орфографическую  самодиктовку  каждым  учеником

записывается, после чего запись сверяется с образцом.

                  ФРАГМЕНТ УРОКА N2.

     Знакомство со значением и написанием слова "медведь".

     - Сегодня мы познакомимся с новым словом.  Угадайте,  о  ком

идет  речь:"Летом бродит без дороги между сосен и берез,  а зимой

он спит в берлоге, от мороза прячет нос".

     (Вывешивается картинка с изображением медведя,  карточка  со


                             - 39 -

словом "медведь".)

     - Что вы знаете о  медведе?  Где  он  живет?  Чем  питается?

Почему его считают лакомкой?

     - Нам  нужно запомнить правописание слова "медведь".  Прочи-

тайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый

слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает

ударение? Назовите безударную гласную в слове.

     Запомните: слово "медведь" пишется с безударной гласной  "е"

в первом слоге.

     - Как вы думаете, почему медведь так называется? (Сообщается

из "Этимологического словарика".)

     Теперь нам  понятно,  почему слово медведь пишется с гласной

"е" в первом слоге-по слову  "мед".  Запомните.  (Краткая  запись

справки.) Вывод:  как пишется слово "медведь"? Почему оно пишется

с буквой "е"?

                   ФРАГМЕНТ УРОКА N3.

     Толкование слова "сорока" для запоминания  его  написания  в

процессе составления "словарной странички".

     Занятие началось с воспроизведения значений таких слов,  как

"воробей"  и "ворона".Учитель просит разгадать кроссворд (рис.1),

называя слова по заданным значениям: 1. Маленькая птичка с корич-

невато-серым оперением. 2. Птица, у которой голова, шея, крылья и

хвост черные,а туловище серое.

 ш1

                ┌────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐

                │    │    │    │ О  │    │    │    │

                ├────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┘

                │    │    │    │ О  │    │    │

                └────┴────┴────┴────┴────┴────┘


                             - 40 -

 ш2

     После разгадывания кроссворда дети находят  предметные  кар-

тинки с изображением вороны и воробья, называют каждую птицу сло-

вом и рассказывают, как они различили этих птиц.

     Затем учитель  вводит  детей  в  тему  занятия:"Сегодня  нам

предстоит составить новую словарную страничку, которая будет пос-

вящена  слову "сорока".  Кого мы так называем?  В загадке об этой

птице говорится: "Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". Какой

признак  этой птицы лег в основу загадки?" В процессе анализа за-

гадки выделяется один из признаков этой птицы - стрекотание (пти-

ца  издает  характерный  крик - стрекотание) и отмечается суетли-

вость, подвижность этой птицы.

     Следующий момент занятия. Учитель предлагает прочитать отры-

вок из рассказа Г.Скребицкого и ответить на вопрос:  какая  птица

сорока?

     У сороки есть прозвище - белобока.  По бокам перышки  у  нее

совсем  белые,  а  голова,  крылья и хвост черные,  как у вороны.

Очень красив у сороки хвост  -  длинный,  прямой,  будто  стрела.

Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом.

     После чтения ученики отвечают на вопросы: какая же птица со-

рока? Найдите признаки, по которым сорока сравнивается с вороной.

Чем сорока похожа на ворону?  А чем сорока отличается от  вороны?

Почему сороку называют белобока? Какое же толкование слова "соро-

ка" мы дадим в нашем словарике?  В процессе обсуждения дети отби-

рают те существенные признаки,  которые будут составлять значение

слова "сорока". В правой стороне словарной странички дети коммен-

тированно  записывают значение слова "сорока",  в левой-оставлено

место для рисунка:


                             - 41 -

     1. Сорока - птица.  Голова,  крылья и хвост у сороки черные.

По бокам перышки белые. У сороки длинный, прямой хвост. Птица из-

дает крик - стрекотание.

     Каждому ребенку дается контур с изображением  сороки.  Зада-

ния:  можно  ли по контуру определить,  что на рисунке изображена

сорока?  (По длинному и прямому хвосту дети догадываются, что это

контур  сороки.)  Что  нужно знать,  чтобы изобразить в цвете эту

птицу? Расскажите, какие краски вам потребуются, чтобы нарисовать

оперение сороки. Учитель помещает на доске картинку с изображени-

ем сороки,  ученики раскрашивают контур так,  как показано на ри-

сунке.  Затем  подготовленные  к чтению школьники читают наизусть

стихи:

     Стрекотунья белобока,      А пестрая сорока

     Под калиткою моей          Лукаво смотрит сбоку,

     Скачет пестрая сорока      И скачет, и стрекочет.

     И пророчит мне гостей.     Чего сорока хочет?

               (А.Пушкин.)                  (Е.Стюарт.)

     Чтение стихотворений заканчивается обсуждением: какой увидел

поэт сороку? Как А.Пушкин называет сороку? А какое слово в описа-

нии птицы одинаково у обоих авторов?  Почему сорока названа пест-

рой? (Пестроту создает черная и белая окраска оперения птицы).

     Обобщающий вопрос:  "Что значит слово сорока?" -  заставляет

детей  повторить существенные признаки,  составляющие лексическое

значение данного слова.  Ученикам предлагается задание на смекал-

ку:"Послушайте стихотворение С.Маршака и ответьте на вопрос: кого

называют словом "сорока" в этом стихотворении?"


                             - 42 -

                А ежели вы вежливы,

                Вы, сидя на уроке,

                Не будете с товарищем

                Трещать, как две сороки.

     В словарную статью (в правой  стороне)  дети  вносят  второе

значение слова сорока:

     2. Сорока-так говорят о болтливом человеке.

     Заканчивая занятие, учитель предлагает детям посмотреть кни-

ги,  в которых можно найти рассказы о сороке и узнать много инте-

ресного об этой птице.  В качестве домашнего задания ученикам (на

выбор и по желанию) предлагается: рассказать родителям, что узна-

ли о значении слова сорока;  составить свой рассказ (или загадку)

о сороке;  выписать из книг любое предложение,  в котором было бы

слово "сорока".

                    ФРАГМЕНТ УРОКА N4.

           Работа над значением слова "малина".

    Детям для анализа предлагается следующий текст:

                     Малина.

     Малина растет на лесных опушках, по долинам рек, по холмам.

     Малина-ветвистый кустарник.  Цветки зеленовато-белые,  невз-

рачные,  а ягода малиново-красная,  состоящая из отдельных сочных

шариков с косточками внутри.

     Цветет малина в июне-июле, а плоды созревают в июле-августе.

Плоды малины сладкие, душистые и вкусные. Особенно душиста лесная


                             - 43 -

малина.

     (По А.Гаммерману и И.Гром.)

     Учитель просит  детей прочитать текст и объяснить,  подходит

ли название к тексту. Далее наблюдения школьников направляются на

анализ значений слова "малина". Им предлагаются такие задания:

     - Найдите в тексте предложения, в которых говорится о малине

как растении.  (Уточняются значения слов:  невзрачные-непривлека-

тельные, некрасивые на вид; кустарник-то же, что и куст.)

     - Что же вы еще знаете об этом растении?

     - Теперь найдите в тексте предложения, в которых говорится о

малине как ягоде этого растения.  Что еще вы знаете о ягоде мали-

ны?

     - Что же мы называем словом малина? Сколько  значений  имеет

это слово? Объясните, как понимаете эти значения?

     Работа над  словом  "малина" продолжается в плане обсуждения

формулировок значений слова: 1)малина-ягодный кустарник; 2) мали-

на-ягода  этого растения,  сладкая,  душистая,  малиново-красного

цвета. Затем, после грамматико-орфографического разбора слов, де-

ти записывают предложения в тетради.

     На уроке (или при подведении  итога  урока)  учитель  всегда

найдет  минутку для этимологической справки,  раскрывающей проис-

хождение слова "малина" и объясняющий его написание: "Одни ученые

считают,  что название малина произошло от корня мал-,  малиновая

ягода состоит из малых ягодок-зернышек.Другие считают,  что ягода

получила свое имя за свой темно-красный,  малиновый цвет".  В ка-

честве домашнего задания второклассникам предлагается:1) подгото-

вить сообщение о том, что значит слово малина; 2) составить текст

на тему "Ох,  уж эта малина!";3) нарисовать такие картинки, чтобы


                             - 44 -

по ним можно было объяснить значение слова "малина".

     Таким образом,  текст дал возможность создать у  детей  пра-

вильное представление о предмете действительности на основе выде-

ления его существенных признаков и раскрыть лексическое  значение

слова,  являющегося  названием этого предмета.  В процессе работы

над словом  у  школьников  формировалось  умение  точно  выражать

мысль,  умение  объяснить значение слова,  воспитывался интерес к

слову, непроизвольно проходит запоминание написания.

    Статистические данные показывают как усвоены словарные слова

в контрольном и экспериментальном классах.

    76% успешных безошибочных написаний в классе, где применялся

этимологический анализ,  и 24%  ошибочных написаний.  В классе с

обычным способом предъявления словарных слов результаты состави-

ли 31% и 69% соотвественно.

     Был проведен словарный диктант во 2 "г"  и  2  "д"  классах:

земляника,  пшеница, портфель, улица, вокруг, ученик, пенал, суб-

бота, яблоко, однажды, лестница, вместе, осина.

 ш1

 ┌───────────────────┬───────────────────┬─────────────────────┐

 │ Количество        │ Безошибочное      │  Неправильное       │

 │учеников, писавших │ написание         │  написание          │

 │ диктант           │                   │                     │

 ├────────┬──────────┼─────────┬─────────┼──────────┬──────────┤

 │ 2"г"   │    2"д"  │   2"г"  │   2"д"  │  2"г"    │    2"д"  │

 ├────────┼──────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

 │   29   │    26    │   76%   │   31%   │   24%    │    69%   │

 └────────┴──────────┴─────────┴─────────┴──────────┴──────────┘

    2 "г" - экспериментальный класс; 2 "д" - контрольный класс.

 ш2

.

                             - 45 -

    Сравнительная диаграмма:

     ВЫВОД: Таким образом,  наблюдение  за  деятельностью  учителя

показало,  что  использование разнообразных  приемов  работы   над

словарными  словами  в  рамках  общей  работы   по   формированию

орфографической зоркости способствует  более  успешному  усвоению

непроверяемых написаний. Учитель опирается на  то,  что  учащиеся

осознавая   лексическое   значение   слов,   получая   информацию

происхождения некоторых слов параллельно запоминают их письменный

образ.

      2.  ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА  ПО  ПРИМЕНЕНИЮ

           КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ УСВОЕНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

     С целью  проверки эффективности обучения орфограммы непрове-

ряемым написаниям при помощи компьютерных программ нами был  про-

веден лабораторный эксперимент по теме:


                             - 46 -

     "Приемы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского

языка".

     Для эксперимента были подобраны дети 8-9 лет,  обучающиеся в

3 классе по программе 1-3, в НСШ N6 г.Ельца.

     К теме нами были  разработаны  два  сценария  игры.  Первая

игра:" Шерлок Холмс".

     Детям дается задание:" Вам предстоит разгадать  головоломку,

которую может решить только Шерлок Холмс.

     Сначала Вы должны выбрать  слово,  подходящее  по  смыслу  к

предложению.  Верно выбрав слово,Вы должны вставить в него пропу-

щенную букву

    По окончании работы на экране появляется словесная оценка:

          1ОЦЕНКА 5.

     1.Молодец! Ты правильно решил головоломку и вставил буквы  в

словарные слова. Будешь как великий Шерлок Холмс.

           1ОЦЕНКА 4.

     2. Хорошо!  Вы разгадали головоломку  и  правильно  вставили

буквы почти во все слова.  Вероятно, Шерлоком Холмсом Вы не буде-

те, но на роль доктора Ватсона вполне сгодитесь.

          1ОЦЕНКА 3 И НИЖЕ.

     3. Слабоватенько!  Вы плохо знаете словарные слова и,  может

быть,  не очень хорошо разгадываете головоломки. Будете преследо-

вать преступников на мотоцикле, как это делает лейтенант Полищук!

     Эта работа помогает выявить уровень знаний учащихся, так как

выполняют ее они самостоятельно.


                             - 47 -

     Для того, чтобы дети получше освоились в работе на компьюте-

ре и закрепили свои знания по этой теме, мы им предложили еще од-

ну игру "Дельфиненок Лоло".

     Учащимся дается задание:"Вы очень любите зверей, рыб и птиц?

Тогда у Вас есть шанс сделать это. Вы можете подрессировать дель-

финенка Лоло.  Как?  - спросите Вы. А очень просто. Для этого Вам

предстоит разгадать головоломку.  Сначала Вы должны разгадать за-

гадку.  Для этого выберете слово-отгадку.  Верно выбрав слово, Вы

должны вставить в него пропущенную букву.  Если Вы правильно выб-

рали букву,  то дельфиненок послушается Вас и прыгнет  в  кольцо.

Если  же Вы ошиблись,  то дельфиненок будет Вас дразнить,  прыгая

рядом с кольцом.

     После того,  как  работа  выполнена,  на  экране  появляется

словесная оценка работы.

     Перед началом  работы  с компьютерной программой в течение 4

минут был проведен инструктаж,  во время которого дети познакоми-

лись с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего

задания.

     Экспериментаторами был  создан  положительный  эмоциональный

фон,  который помог детям освоиться в необычных условиях экспери-

мента,  познакомиться с клавиатурой машины и особенностями работы

с программой.

.

                             - 48 -

 ш1

                                               Таблица N1.

         Результаты выполнения программы "Шерлок Холмс".

┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│                     │                                      │

│Ф.И.учащихся.        │Слова с непроверяемыми написаниями.   │

│                     ├──────────────────────────────────────┤

│                     │Игра "Шерлок Холмс".                  │

│                     ├────────────────────┬─────────────────┤

│                     │   время, мин.      │    оценка       │

├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────┤

│ 1.Аброськина И.     │       7            │        4        │

│ 2.Боев Р.           │       13           │        2        │

│ 3.Макаренко М.      │       6            │        4        │

│ 4.Моськин М.        │       6            │        5        │

│ 5.Нестерова К.      │       7            │        4        │

│ 6.Нестерова Н.      │       7            │        4        │

│ 7.Панин С.          │       10           │        3        │

│ 8.Рябцев С.         │       8            │        4        │

│ 9.Смыкова Ю.        │       7            │        5        │

│ 10.Шишкова Л.       │       6            │        4        │

└─────────────────────┴────────────────────┴─────────────────┘

 ш2

    Среднее  время  приблизительно  7-8  мин,  что  находится   в

пределах допустимой нормы.

 ш1

                                             Таблица N2.

       Результаты выполнения программы "Дельфиненок Лоло".

┌──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│     Ф.И. учащихся    │ Слова с непроверяемыми написаниями. │

│                      ├─────────────────────────────────────┤

│                      │ Игра "Дельфиненок Лоло".            │

│                      ├─────────────────────┬───────────────┤

│                      │   время, мин.       │      оценка   │

├──────────────────────┼─────────────────────┼───────────────┤

│ 1.Аброськина И.      │        8            │       4       │

│ 2.Боев Р.            │        11           │       2       │

│ 3.Макаренко М.       │        7            │       5       │

│ 4.Моськин М.         │        8            │       4       │

│ 5.Нестерова К.       │        9            │       5       │

│ 6.Нестерова Н.       │        10           │       5       │

│ 7.Панин С.           │        13           │       3       │

│ 8.Рябцев С.          │        9            │       3       │

│ 9.Смыкова Ю.         │        8            │       4       │

│ 10.Шишкова Л.        │        8            │       5       │

└──────────────────────┴─────────────────────┴───────────────┘

 ш2

   Из таблицы  видно,  что  среднее  время,  затраченное  в  игре

приблизительно 9-10 мин,  что  находится  в  пределах  допустимой

нормы работы с электронно-вычислительной машиной с  точки  зрения


                             - 49 -

психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста.  Кроме

того,  сыграли  роль  и  положительная  эмоциональная  установка,

заинтересованность самих детей, помощь и поддержка старших.

     Сравнивая результаты таблиц N1  и  N2,  можно  увидеть,  что

работа над темой заняла большой объем времени.Особое  затруднение

вызвала игра "Шерлок Холмс", это связано с тем, что дети не знают

к какому слову относится данный описательный оборот.

     В  дальнейшем,  составляя  сценарии,   необходимо   обращать

внимание на то, чтобы данные слова были  доступны  для  понимания

детей.

     Подобные занятия необходимы  на  уроках  русского  языка-это

расширяет  кругозор   детей,   активизирует   их   познавательную

деятельность.

     Таким образом, лабораторный эксперимент,  проведенный  нами,

показал значимость и необходимость привлечения элементов работы с

компьютером  в  начальной  школе   при   обучении   непроверяемым

написаниям на уроках русского языка.

     Составленные методически верно компьютерные программы  четко

организуют   мыслительную   деятельность   учащихся,    исключают

возможность  пропуска  ошибок  и   выставления   завышенной   или

заниженной оценки.

     В ходе эксперимента практически все задания  были  выполнены

на 4-5 баллов, хотя успеваемость взятых нами учеников  невысокая.

Следовательно,  подобная  работа   выявляет   скрытый   потенциал

возможностей детей, стимулирует их познавательную деятельность.

     Успешность  выполнения  заданий  зависит  также   от   того,

насколько учащийся владеет знаниями для изучения данной темы.

     Этому    может    способствовать    система     компьютерных


                             - 50 -

программ,которая  позволит  изучать  материал  последовательно, с

учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

     Данная  система  позволит  устранить   негативные   моменты,

присутствовавшие в эксперименте, где компьютерная программа  была

дана как единичный случай: устранит  переизбыток  эмоций,  снизит

время, отводимое на чтение заданий и работу с клавиатурой  машины

до минимума, так как у детей вырабатывается навык чтения с экрана

дисплея  и  усовершенствуется  умение  пользоваться  компьютером;

устранит пробелы в знаниях, умениях и  навыках,  необходимых  для

усвоения правила, так как следующая программа будет введена  лишь

после полного усвоения ребенком программ предыдущих тем.

     Распечатка компьютерных программ дана в приложении.


                             - 51 -

                            2ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Проанализировав педагогическую литературу  по  данной  теме,

познакомившись с приемами, методами, принципами обучения непрове-

ряемым написаниям, мы подтвердили на практике их правильность.

     Проведя практическую  работу,  мы  сделали вывод о том,  что

именно рациональное использование разнообразных приемов,  методов

на различных этапах обучения непроверяемым написаниям способству-

ет эффективному усвоению детьми "словарных" слов.

     Наблюдения показали,  что учащиеся большое количество ошибок

допускают именно в словах с непроверяемой орфограммой. Преодолеть

трудности,  испытываемые учащимися при усвоении непроверяемых на-

писаний,  можно только развивая их речь и  мышление.  Показателем

умственного и речевого развития школьника является богатство сло-

варного запаса.

     Экспериментальная работа  показала,  что  обогащению словаря

устной и письменной речи  способствуют  не  только  разнообразные

приемы, основанные на лексической работе, но и применение которо-

го, с целью формирования орфографической зоркости  при  работе  с

непроверяемым написанием.  Были разработаны компьютерные програм-

мы,  содержание которых направлено не только на формирование  ор-

фографической  зоркости  путем зрительного восприятия "словарных"

слов и упражнений на вставку букв, но и на развитие мышления (от-

гадывание загадок, заполнение кроссвордов и т.д.)

     Сочетание обучения непроверяемым написаниям с машинным повы-

шает познавательную активность младших школьников,  формирует ус-

тойчивые орфографические знания.

                              - 3 -                             ВВЕДЕНИЕ      "Со словами с непроверяемыми написаниями  младшие  школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах "АЗБУКИ" де- ти сталкиваются со словами "абажу

 

 

 

Внимание! Представленный Диплом находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Диплом по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Умственное развитие учащихся в процессе изучения правила правописания безударных личных окончаний глаголов
Моделирование учебного процесса на примере темы "Издержки производства"
Влияние общения на развитие речи ребенка в возрасте от 0 до 3 лет
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста
Методика преподавания темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе
Проблемы взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Развитие продуктивного мышления на уроках математики
Обобщающее повторение по геометрии (на примере темы "Четырехугольник")
Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе
Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru