курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
/ «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»/
В настоящее время не так часто встречаются книги, чтение которых оставляло бы впечатление беседы с мудрым и понимающим тебя собеседником. Мне по-настоящему дорога всё-таки классика. Герои Лермонтова, Л. Толстого, Ф.М. Достоевского, М. Шолохова останутся в моей памяти навсегда. В последнее время появились оригинальные по содержанию произведения, авторы которых пытаются убедить нас в правильности изображения событий сталинского периода, кровавой полосы в жизни России.
Нам, молодым, очень трудно давать объективную оценку тому, что происходило много лет тому назад. Народ пережил такие большие социальные трагедии, как революция, гражданская война, коллективизация и большой террор.
Противоречивыми, внутренне драматическими были судьбы писателей, втянутых в водоворот этих событий, - А. Платонова, А. Солженицына, Б. Пастернака, М. Булгакова. Все они дети своего времени и делили со своей страной её страшные испытания, её духовную драму. Их творчество - выстраданная боль за судьбы отечества, пораженного тяжелым недугом, за судьбы родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, сломано, искажено.
Прочитав книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича», я был потрясён описанием событий в них.
Писатель, как мне кажется, достоверно рассказал о трагических судьбах русской интеллигенции, изуродованной, онемевшей, сгинувшей в ГУЛАГе. Миллионы русских интеллигентов бросили сюда на увечья, на смерть, без надежды на возвращение. Впервые в истории такое множества людей развитых, зрелых, богатых культурой оказались навсегда «в шкуре раба, невольника, лесоруба и шахтёра».
А. Солженицын в начале своего повествования пишет о том, что в его книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Архипелаг - все эти «острова», соединенные между собой «трубами «канализаций», по которым «протекают »люди, переваренные чудовищной машиной тоталитаризма в жидкость - кровь, пот, мочу; архипелаг, живущий «собственной жизнью, испытывающий то голод, то злобную радость, то любовь, то ненависть; архипелаг, расползающийся, как раковая опухоль страны, метастазами во все стороны... » .
Обобщая в своём исследовании тысячи реальных судеб, неисчислимое множество фактов, Солженицын пишет, что «если бы чеховским интеллигентам, всё гадавшим, что будет через двадцать- тридцать лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотой, голого и привязанного пытать муравьями, загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие, медленно раздавливать сапогами половые органы, «ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца»: многие зрители попали бы в сумасшедший дом » .
Я, человек девяностых годов, не могу в это поверить. Неужели была такая необходимость издеваться над народом? Ведь в таких условиях может произойти ломка сознания, самодеградация, отказ от своих убеждений, от сознания невиновности. И А. Солженицын доказал это, приведя в пример Елизавету Цветкову, узницу, которой в тюрьму пришло письмо от дочери, попросившей мать сообщить, виноватали она. Если виновата, то пятнадцати летняя девочка от неё откажется и вступит в комсомол. Тогда невиновная женщина пишет дочери неправду : «Я виновата. Вступай в комсомол». «Как же дочери жить без комсомола ?»- думает бедная женщина.
А.И. Солженицын, бывший узник ГУЛАГа, ставший писателем для того, чтобы поведать миру о бесчеловечной системе насилия и лжи, вынес в печать свою лагерную повесть «Один день Ивана Денисовича».
Один день героя Солженицына, пробежавший перед моим взором, разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.
Иван Денисович Шухов, заключенный, жил как все, воевал часто, пока не попал в плен. Но Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания даже в ГУЛАГе, он остался человеком. Что же помогло ему устоять? Кажется, в Шухове всё сосредоточено на одном - только бы выжить. Он не задумывается над проклятыми вопросами : почему так много народа, хорошего и разного, сидит в лагере? В чем причина возникновения лагерей? Он даже не знает, за что его посадили. Считается, что Шухов находился в заключении за измену Родине.
Шухов- обычный человек, жизнь его прошла в лишениях, недостатке. Он ценит прежде всего удовлетворение первых простых потребностей - еды, питья, тепла, сна. Этот человек далек от размышлений, анализа. Ему присуща высокая приспособляемость к нечеловеческим условиям в лагере. Но это не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, живет по совести. Главное для Шухова - это труд.
В лице тихого, терпеливого Ивана Денисовича , Солженицын воссоздал почти символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства тоталитарного режима и , несмотря ни на что, выжить в этом «десятом круге ада» и сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримости к нравственным порокам.
Произведения А. Солженицына по-настоящему заставили меня задуматься над прошлым моей страны. А без прошлого, я уверен, нет будущего.
А.А. Фет
«Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…»
А.С. Пушкин на Кавказе
Автор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание
Авторские преобразования
Акмеизм
Акмеизм
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Анализ стихотворения А.А.Блока «Незнакомка»
Анализ стихотворения Бунина «Змея»
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.