База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Анализ теоретических основ применения IТ-технологий в профессиональной реабилитации инвалидов и разработка путей их совершенствования — Социология

Министерство науки и образования РФ

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Кафедра теории и методики социальной работы

Курсовая работа

Анализ теоретических основ применения IТ-технологий в профессиональной реабилитации инвалидов и разработка путей их совершенствования

Магнитогорск, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

профессиональная реабилитация инвалид

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1  Понятие и сущность профессиональной реабилитации инвалидов

1.2  Роль информационных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов

Выводы по Главе I

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

2.1 Опыт использования новых информационных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов

2.2 Результаты эмпирического исследования

2.3 Разработка модели отделения профессиональной реабилитации инвалидов

Выводы по Главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Проблемы социализации, социальной реабилитации, профессионального становления, трудоустройства инвалидов в условиях современной России очень актуальны. Это объясняется в первую очередь тем, что численность людей с различными отклонениями и ограничениями жизнедеятельности возрастает. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. – впервые.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно сообщество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Необходимо отметить, что одной из важнейших форм вхождения инвалидов в социум является их трудовая деятельность. Новое законодательство в отношении инвалидов, их профессионального становления, трудовой занятости достаточно прогрессивно, ориентируется на общепризнанные международные стандарты. Однако на практике реализация основных направлений становления инвалида – профессиональное ориентирование, обучение, трудоустройство, - имеет много проблем.

В данной работе мы попытаемся определить, какие проблемы на самом деле являются первостепенными для людей с ограниченными возможностями, а также выяснить, с какими трудностями им приходится сталкиваться в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы.

Таким образом, объектом исследования являются люди с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 55 лет.

Предметом исследования выступает процесс профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 55 лет.

Целью исследования выступает изучение теоретических основ применения информационных технологий (ИТ) в профессиональной реабилитации инвалидов и разработка путей совершенствования профессиональной реабилитации инвалидов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- изучить научную литературу по данной проблеме;

- определить роль информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации;

- обобщить опыт использования информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации;

- разработать анкету и провести эмпирическое исследование;

- разработать модель отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Гипотеза: процесс профессиональной реабилитации будет более качественным и эффективным, если:

1)  будут созданы специализированные центры или отделения профессиональной реабилитации инвалидов;

2)  в процессе профессиональной реабилитации будут использованы новые информационные технологии.

В качестве методов исследования будут использованы следующие: анализ научной литературы, обобщение опыта, анкетирование, моделирование, наблюдение, беседа.

Базой исследования выступает Комплексный центр социального обслуживания населения Агаповского района.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в процессе профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

В структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

 

1.1  Понятие и сущность профессиональной

реабилитации инвалидов

Чтобы говорить о профессиональной реабилитации инвалидов, необходимо, прежде всего, рассмотреть такие понятия как «инвалидность» и «инвалид» в современной трактовке, поскольку исторически данные понятия в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». Причиной этого выступало то, что специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. Социальная сторона проблемы, в свою очередь, была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

В настоящее время инвалидность рассматривают как препятствия или ограничения деятельности человека, с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Однако существует и другое определение инвалидности: это нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма (7, с. 59).

Что касается определения понятия «инвалид», то, согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации», им выступает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (33).

В данной работе мы будем придерживаться определения, согласно которому, инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, общения, передвижения, обучения).

Если рассматривать причины инвалидности, то основными из них являются следующие:

- общее заболевание;

- трудовое увечье; устанавливается при несчастном случае и в зависимости от обстоятельств, при котором он произошел;

- профессиональное заболевание;

- инвалидность с детства (признаки инвалидности должны быть определены до 16 лет, у учащихся до 18 лет);

- военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;

- инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска; а также другие причины, установленные законодательством РФ.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения Российской Федерации.

На Государственную службу МСЭ возлагаются:

1)  определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2)  разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3)  участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты населения;

4)  изучение уровня и причин инвалидности населения;

5)  определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

6)  определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

В связи с этим в настоящее время принята более корректная форма обозначения инвалида – «человек с ограниченными возможностями».

Необходимо отметить, что ограничение функций организма человека принято условно разделять по следующим категориям:

·  нарушения статодинамической функции (двигательной);

·  нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;

·  сенсорные (нарушения зрения, слуха, обоняния, осязания);

·  психические (нарушения восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Что касается основных категорий жизнедеятельности человека, то среди них можно выделить следующие:

·  способность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

·  способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

·  способность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями;

·  способность к трудовой деятельности – способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;

·  способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве, воспринимать сигналы посредством зрения, слуха, обоняния и реакция на эти сигналы;

·  способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

·  способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Кроме того, законом определяются различные степени нарушений по каждому их виду, в зависимости от этого делается вывод о категории и сроке инвалидности: от первой степени (наименьшее ограничение) до третьей (наибольшее ограничение).

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации – основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечения.

Однако принципиально важная черта учета инвалидности заключается в том, что событие попадает под наблюдение только при его юридическом оформлении. Таким образом, фактическое число лиц со стойкими нарушениями в состоянии здоровья, вызывающими полную утрату или значительное снижение трудоспособности, фактически оказывается заметно выше, чем по данным регистрации.

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов, необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации (18, с. 26).

Важнейшим аспектом реабилитации инвалидов является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Именно профессиональная реабилитация является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:

- профессиональная ориентация (профессиональное информирование и консультирование, профессиональный отбор и подбор);

- психологическая поддержка профессионального самоопределения;

- обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования);

- повышение квалификации;

- содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);

- квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- профессионально-производственная адаптация (4, с. 12).

В целом профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству. Профессиональное образование играет определяющую роль в профессиональной реабилитации инвалидов, так как именно оно создает основу для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Кроме того, средства, вложенные в образование инвалидов, возвращаются государству через уплату налогов. Обучение и последующее трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечит им самостоятельный заработок и снимет с государства необходимость постоянных затрат по социальной помощи (23, с. 56). А в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав (14, с. 7).

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов занято трудовой деятельностью. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные и психологические трудности (31, с. 16).

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества,

выполнять свои гражданские обязанности.

Необходимо подчеркнуть, что социальная политика в отношении инвалидов должна осуществляться с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц» (19, с. 53). В общем, интеграция инвалидов в общество должна осуществляться через эффективный реабилитационный процесс.

Кроме того, процесс реабилитации должен быть двухсторонним и встречным (28, с. 17). С одной стороны, общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации, среди которых приоритетной является профессиональная реабилитация.

1.2  Роль информационных технологий в профессиональной

реабилитации инвалидов

По своей природе любой человек изначально рожден быть деятельным, и такое состояние является естественным для успешного и гармоничного развития каждой личности. Привнося своей созидательной деятельностью в жизнь общества свою долю трудового участия, человек тем самым имеет возможность реализовать себя и оказаться полезным для других. Это обстоятельство является очень важным для каждого, независимо от наличия или отсутствия у него других существенных индивидуальных качеств, в том числе и инвалидности, сам факт наличия которой вовсе не освобождает человека от его природного предназначения – трудиться и созидать, а главное – быть нужным.

Если рассматривать под этим ракурсом человека с инвалидностью, тогда становится очевидным, что его участие в трудовом процессе необходимо и ему самому, и сообществу, в котором он пребывает. Остается лишь приложить усилия для достижения такого состояния, при котором профессиональные качества человека с ограниченными возможностями соответствуют тому уровню, который необходим в любой сфере трудовой деятельности.

Говоря о жизнедеятельности инвалида, нужно обратить внимание на то, что в России подавляющее число людей с ограниченными возможностями живут за чертой бедности. Обусловлено это недостаточным уровнем обеспеченности их со стороны государства и отсутствием возможности получения интересной, высокооплачиваемой, а главное - подходящей работы.

Одним из способов решения данной проблемы является внедрение информационных и Интернет-технологий в систему профессиональной реабилитации инвалида, представляющей собой процесс восстановления его конкурентоспособности на рынке труда.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы (8, с. 17).

В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

1.  ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, при этом существенно экономятся другие виды ресурсов: сырье, энергия, полезные ископаемые, материалы и оборудование, людские ресурсы, время.

2.  ИТ позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человека.

3.  ИТ очень часто выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий.

4.  ИТ сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к уже ставшим традиционными средствами связи (телефон, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.

5.  ИТ занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа – технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

6.  ИТ играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

7.  Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития ИТ заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.

Следует подчеркнуть, что информационные технологии открывают принципиально новые возможности для решения проблемы профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Во-первых, компьютеризация позволит активизировать процесс обучения и обеспечит дифференцированный подход к людям с ограниченными возможностями. В данном случае предполагается разумная дифференциация учебных заданий, постановок перед инвалидами посильных задач. Кроме того, дифференцированный подход предполагает помощь инвалиду в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждении.

Во-вторых, будут развиваться дистанционное обучение и дистанционные трудовые отношения, которые предоставят инвалидам возможность трудоустроиться. Дистанционное обучение представляет собой совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения. В целом дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники. Что касается дистанционных трудовых отношений, то появление новых информационных технологий привело к тому, что зачастую работа специалистов не требует их физического присутствия на рабочем месте. Так как результат работы не носит материальной формы, он может быть подготовлен и в дальнейшем передан ему в любом месте, а не только на территории нанимателя.

И, в третьих, у инвалидов появится возможность прямого равноправного общения с людьми, что позволит им чувствовать себя более раскованно, непринужденно, поможет им раскрыться.

В целом, стремительное развитие средств коммуникации и Интернета позволит представителям многих профессий избавиться от необходимости ежедневно ездить на работу, появятся тысячи надомных рабочих мест. Что касается специальностей для людей с ограниченными возможностями в сфере информационных технологий, то наиболее востребованными среди них являются: оператор ПК, переводчик, web-разработчик, художник компьютерной графики, дизайнер, корректор и др.

Конечно же, все трудовые отношения должны быть отрегулированы законодательно, но не менее важным, а порою, и решающим является личная инициатива человека с инвалидностью, желание адаптироваться в обществе, учиться, повышать профессиональную квалификацию и не останавливаться. Любой опыт и знания, приобретенные в процессе поиска работы и общения с работодателями, обязательно окажутся полезными, и позволят увидеть новые варианты достижения результата.

Таким образом, подводя итог, необходимо еще раз отметить, что в условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим ресурсом профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями становятся новые информационные технологии, которые открывают достаточно широкие границы для образовательной и профессиональной деятельности инвалидов.


Выводы по Главе I

1.  Инвалидность - это нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма; инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности.

2.  Основными причинами инвалидности выступают: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, военная травма, инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий, а также другие причины.

3.  Важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является профессиональная реабилитация, которая представляет собой процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

4.  Профессиональная реабилитация включает следующие мероприятия и услуги: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профобучение, повышение квалификации, содействие трудоустройству, квотирование и создание специальных рабочих мест и др.

5.  Важную роль в профессиональной реабилитации инвалидов играют новые информационные технологии, под которыми в последнее время чаще всего понимают компьютерные технологии.

6.  ИТ открывают новые возможности для решения проблемы профессиональной реабилитации: активизируется процесс обучения, будет обеспечен дифференцированный подход к инвалидам, будут развиваться дистанционное обучение и дистанционные трудовые отношения.

7.  Наиболее востребованными специальностями для инвалидов в сфере ИТ являются: оператор ПК, переводчик, web-разработчик, художник компьютерной графики, дизайнер, корректор и др.


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

 

2.1 Опыт использования новых информационных технологий

в профессиональной реабилитации инвалидов

Как известно, право на труд и право на образование являются неотъемлемыми правами каждого человека, и в том числе инвалида. Не подлежит сомнению, что инвалиды должны получать профессиональное образование и в дальнейшем иметь рабочее место по профессии.

Однако образование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегированной форме: в специализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. Уровень образования инвалидов гораздо ниже, чем у неинвалидов. Очевидна и узость профилей профессиональной подготовки инвалидов.

Как уже говорилось, одним из способов решения этой проблемы является использование новых информационных технологий, позволяющих более эффективно организовать процесс профессиональной реабилитации человека с ограниченными возможностями.

Более того, на данный момент в России действует свыше ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям, с последующим трудоустройством.

Так, например, Министерством социальной защиты Республики Татарстан успешно реализуется социальный проект дистанционного обучения инвалидов в Татарском институте содействия бизнесу. На учебу принимаются инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обучение производится дистанционно через сеть Интернет в режиме реального времени с использованием системы «Дистанционного асинхронного обучения ТИСБИ».

Подобный опыт успешно реализуется также Министерством социальной защиты населения Московской области и Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ). В 2005 году ими был начат совместный проект по созданию областной сети дистанционного обучения инвалидов на базе интернет-классов реабилитационных центров Московской области.

Практическая цель проекта была сразу же достигнута: создана областная сеть дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями на базе реабилитационных центров на основе технологии дистанционного обучения МНЭПУ. Перспектива проекта состоит в предоставлении инвалидам равных возможностей и безбарьерного доступа к получению образования по востребованным специальностям высшего и среднего профессионального образования.

Уникальность проекта состоит в том, что вместе объединены межотраслевые возможности системы социальной защиты населения и системы профессионального образования. ВУЗ «сделал шаг навстречу» инвалидам и разместил образовательный процесс в местах, удобных для лиц с ограничениями.

Для данной категории лиц дистанционные технологии обладают явными преимуществами, тем более интернет-технологии, разработанные для этого проекта. Интернет-система дистанционного асинхронного обучения изначально разработана для лиц с ограничениями. Это ограничения по времени – студенты физически не могут заниматься свыше 3 часов в день; ограничения в пространстве – студенты ограничены в передвижениях и учатся по сетевым технологиям (через интернет) или кейс-технологиям (почтовые пересылки). Асинхронность (обучение по индивидуальной траектории усвоения знаний, в удобное время в удобном месте) принципиально важна для лиц с ограничениями, которые не всегда достаточно хорошо себя чувствуют в режиме группового обучения в условиях жесткого расписания занятий. Студенты занимаются в реабилитационных центрах или дома по различным технологиям: по сетевой технологии, кейс-технологии или по смешанной технологии. Причем все технологические особенности обучения реализуются в полном соответствии с Государственными образовательными стандартами Российской Федерации, они реализованы в существующем нормативно-правовом поле дистанционного обучения и полностью соответствуют лицензионным и аккредитационным параметрам высшей школы.

Технология дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями апробирована в Федеральном эксперименте 2001-2005 гг. Министерства образования и науки РФ в г. Казани, где обучаются инвалиды I и II групп инвалидности (колясочники, не слышащие) на базе интернет-классов 14 реабилитационных центров.

Для каждого участника учебного процесса разработана своя программа – автоматизированное рабочее место (АРМ), позволяющая с любого компьютера в пределах локальной сети вуза взаимодействовать с центральной базой данных, где накапливается полная информация о ходе обучения каждого студента. Студент может видеть всю информацию о процессе своего обучения, получать доступ к учебному материалу по предметам текущего семестра, проходить контрольные точки, задавать вопросы своим преподавателям, участвовать в виртуальных семинарах, общаться с другими студентами.

Еще одним примером использования информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации инвалидов является опыт Тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Лобачевского, который в партнерстве с Нижегородским областным центром социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению успешно реализовал проект «Использование компьютерных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов по зрению».

Важнейшим средством профессиональной реабилитации инвалидов по зрению и необходимым условием качественного профессионального образования и дальнейшего трудоустройства становится в настоящее время использование компьютерных технологий, адаптированных для незрячих и слабовидящих – тифлотехнологий. Их использование позволяет инвалидам по зрению самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи, например, получать информацию из Интернет или с помощью сканера читать обычный текст.

Это в существенной мере компенсирует недостаток или отсутствие зрения в области работы с информацией, создает благоприятные условия для образования и профессиональной деятельности незрячих специалистов (педагогов, юристов, психологов), повышает их конкурентоспособность и способствует подлинной интеграции в общество.

В рамках проекта был также проведен комплекс мероприятий, направленных на более широкое внедрение компьютерных тифлотехнологий и повышение качества их использования в профессиональной деятельности инвалидов по зрению.

Кроме того, начал работу информационно-консультативный центр по вопросам оборудования и эксплуатации компьютерных рабочих мест для незрячих и слабовидящих пользователей. Были проведены обучающие семинары и ряд практических занятий в малых группах для незрячих и слабовидящих пользователей, что обеспечило индивидуальный подход к каждому, был издан рельефно-точечным шрифтом сборник «В помощь незрячему пользователю компьютера», содержащий материалы, посвященные работе на компьютере без визуального контроля с использованием специальных средств звукового и рельефно-точечного вывода.

Необходимо отметить, что данный проект вошел в число победителей Всероссийского конкурса социальных проектов «Социальный форум», а работа Тифлоцентра ННГУ стала примером открытия аналогичного центра в Калининградском государственном университете.

2.2 Результаты эмпирического исследования

Для того, чтобы определить роль новых информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, нами было проведено исследование, направленное на изучение данной проблемы.

Исследование проводилось среди людей с ограниченными возможностями на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Агаповского района. В исследовании приняло участие 38 человек, среди которых 55% – мужчин, 45% – женщин.

Что касается возрастных границ респондентов, то среди них большинство – 50% - составили молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. В возрастные группы 31 – 40 лет и 41 - 55 лет вошли 34% и 16% опрашиваемых соответственно.

Одним из первых вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о том, работают ли они в настоящее время. Подавляющее число опрашиваемых, примерно 83% от общего числа, ответило положительно на данный вопрос.

Для тех же, кто не имеет работы на данный момент времени, был задан дополнительный вопрос, касающийся причин, по которым они не работают. Среди основных причин, названных респондентами, были следующие: нет работы со специально оборудованными рабочими местами (24%), не позволяет здоровье (18%), трудоустройству мешает инвалидность, т.е. «инвалидов на работу не берут» (16%).

Как видно из процентного соотношения полученных ответов, основной причиной, обусловившей проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, является отсутствие работы со специально оборудованными рабочими местами, что в значительной степени влияет на трудоспособность данной категории, лишая при этом человека с ограниченными возможностями вести полноценную трудовую деятельность.

Кроме того, был задан вопрос относительно того, хотят ли они работать. И, как выяснилось, все желают работать, но на данный момент существуют определенные сложности с поиском работы.

Необходимо также отметить, что опрос помог выявить проблемы, с которыми сталкивается инвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы (рис.1).

Рис. 1. Проблемы, с которыми сталкивается инвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы

Как показано на рисунке, одной из главных проблем трудоустройства для инвалида является проблема низкого уровня оплаты труда. Данную проблему отметили 30% респондентов. И это не случайно, поскольку для инвалида, которому приходится тратить большие средства на приобретение медикаментов и оплату лечения, размер заработной платы имеет решающее значение.

Среди вопросов, задаваемых респондентам, был и вопрос о владении навыками работы на персональном компьютере (далее ПК). Результаты оказались достаточно скромными, поскольку лишь 37% респондентов указали, что владеют данными навыками. Причем, только 5% из этого числа проходили специальные курсы по обучению работе на ПК. Остальные либо пользовались специальной литературой (12%), либо овладели навыками с помощью родственников и знакомых (20%).

Это позволяет сделать вывод о том, что инвалиды вдвойне лишены возможности найти для себя подходящее место работы. Поскольку в большинстве случаев для инвалидов физический труд противопоказан, им остается занимать вакансии, на которых основным является интеллектуальный труд, тесно связанный в последнее время с использованием информационных технологий, и в первую очередь с ПК. Здесь и возникает проблема, так как основная доля людей с ограниченными возможностями, как показало исследование, не обладают необходимыми навыками работы на ПК.

Кроме того, данные опроса свидетельствуют о том, что из числа респондентов только 32% используют в своей работе ПК. Следовательно, можно предположить, что остальные 68% занимают рабочие места, не требующие высокой квалификации, а значит и малооплачиваемые; а также места с большой нагрузкой и физическим трудом, что категорически противопоказано инвалидам.

Разница между показателями использования инвалидами ПК в своей профессиональной деятельности наглядно представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели использования инвалидами ПК

Как показало исследование, из числа работающих респондентов, принявших участие в опросе, 32% нашли работу благодаря умению работать на ПК. Причем, необходимо подчеркнуть, что совпадение данных (число инвалидов, использующих в своей работе ПК и число инвалидов, которым умение работы на ПК помогло найти работу, оказалось абсолютно равным – 32%) по двум показателям не случайно, поскольку существует прямая зависимость от умения работы на ПК и возможностью трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.

Еще одним вопросом, задаваемым респондентам, был вопрос, касающийся государственной политики в области социального обеспечения инвалидов, полностью или частично сохранивших способность к обучению и труду. Согласно полученным результатам, данная политика должна быть направлена в большей степени на профессиональную реабилитацию с целью обеспечения возможности работать на равных возможностях со всеми. Данной точки зрения придерживаются около 69% опрашиваемых. Остальные считают, что главным направлением политики должна выступать, прежде всего, поддержка материального положения инвалида.

В ходе исследования было также определено мнение людей с ограниченными возможностями о способности новых информационных технологий сделать процесс профессиональной реабилитации более качественным и эффективным. Мнения разделились, однако, большая часть респондентов (73%) согласилась с тем, что ИТ способны внести качественные изменения в процесс профессиональной реабилитации, сделав его более успешным и эффективным.

Помимо этого, респондентам были представлены проблемы, среди которых они должны были выбрать те, которые для них являются самыми актуальными. Здесь, как и ожидалось, основными стали материальные трудности, проблемы в обучении и проблемы при трудоустройстве (таблица 1).

 

Табл. 1. Наиболее актуальные проблемы для людей

с ограниченными возможностями

Проблема

Процент полученных ответов

Материальные проблемы 35%
Проблемы при трудоустройстве 31%
Проблемы в обучении 15%
Проблемы в общении 12%
Проблемы планирования семьи 4%
Проблемы организации досуга 3%

Таким образом, на основании результатов, полученных в ходе нашего эмпирического исследования, анализа теоретических и эмпирических данных была разработана модель отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

2.3 Разработка модели отделения профессиональной реабилитации инвалидов

Проанализировав весь спектр полученных данных: теоретических и эмпирических, мы разработали модель отделения профессиональной реабилитации инвалидов. Данное отделение может быть создано на базе центров, работающих с данной категорией клиентов, т.е. с инвалидами; например на базе Комплексного центра социального обслуживания населения.

Положение об отделении профессиональной реабилитации инвалидов

1.  Общие положения

1.1.  Отделение профессиональной реабилитации для инвалидов является структурным подразделением Центра, осуществляющим на территории г. Магнитогорска мероприятия по профессиональной реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

1.2.  Отделение профессиональной реабилитации создается, реорганизуется, ликвидируется решением директора Центра по согласованию с управлением социальной защиты населения при администрации города Магнитогорска.

1.3.  Отделение свою деятельность строит на основе Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных актов Челябинской области, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется настоящим Положением.

1.4.  Отделение профессиональной реабилитации организуется и содержится за счет средств местного бюджета, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.5.  Центр оказывает отделению профессиональной реабилитации организационно-методическую и практическую помощь, а также осуществляет контрольные функции в пределах своей компетенции.

1.6.  Отделение профессиональной реабилитации определяет формы и порядок работы с инвалидами с учетом их состояния и индивидуальной программы реабилитации, разработанной учреждениями медико-социальной экспертизы.

1.7.  Образовательная работа с инвалидами в отделении организуется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной и профессиональной подготовки.

1.8.  Отделение развивает и поддерживает контакты со всеми учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с инвалидами, взаимодействует с общественными объединениями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.

2.  Цель и основные задачи отделения

2.1.  Целью деятельности отделения является оказание людям с различными ограничениями жизнедеятельности квалифицированной профессиональной реабилитационной помощи, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

2.2.  Специалисты отделения обеспечивают определение выбора профессии, соответствие выбранной профессии (специальности) медицинским, социальным и психологическим характеристикам инвалида.

2.3.  Специалисты отделения разрабатывают программу профессиональной реабилитации инвалида, конечной целью которой является трудоустройство по выбранной профессии.

2.4.  Отделение:

- определяет соответствие требований, предъявляемых данной профессией к инвалиду, его возможностям;

- дает консультации, в том числе, с помощью Интернет-технологий, и предоставляет информацию по вопросам выбора профессии, включая возможности для смены профессии, проводит профессиональное тестирование, определяет профессиональные интересы и их соответствие имеющимся способностям;

- проводит своевременную профориентацию и трудотерапию инвалидов посредством использования информационных технологий, организует в необходимых случаях их профобучение, занимается вопросами трудоустройства людей с ограниченными возможностями на специализированные предприятия для инвалидов или использует имеющиеся квоты рабочих мест для инвалидов на других предприятиях, оказывает содействие в организации их труда и труда членов их семей на дому, в обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции;

- проводит трудовые пробы по точной оценке профессиональной пригодности инвалида к той или иной профессии путем обучения элементам трудовой деятельности и оценивает эффективность их освоения и пригодности инвалида к конкретным видам деятельности;

- определяет оптимальный уровень нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессии;

- оказывает содействие занятости людям с ограниченными возможностями.

Должностная инструкция инспектора по труду

Отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями

Общие положения.

1.  На должность инструктора по труду назначается специалист с высшим образованием и работающий с инвалидами.

2.  Инструктор по труду непосредственно подчиняется директору Центра.

Права.

Инструктор по труду имеет право:

1.  Выбирать формы и методы работы с инвалидами.

2.  Выходить с предложениями к директору Центра по вопросам создания условий, необходимых для успешной работы Отделения.

3.  Знакомиться с документацией по организации реабилитационного процесса.

Обязанности.

Инструктор по труду обязан:

1.  Проводить работу с инвалидами в соответствии с врачебными назначениями по трудовой терапии.

2.  Вести учетную документацию, учет хранения и использования сырья и материалов, инструментов и готовой продукции.

3.  Проводить занятия с учетом индивидуальных особенностей инвалидов.

4.  Совместно с другими специалистами Отделения профессиональной реабилитации разрабатывать программы по профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Ответственность.

Инструктор по труду несет персональную ответственность за правильность методических приемов реабилитационной работы; соблюдение правил организации труда и техники безопасности.

Должностная инструкция преподавателя ЭВМ

Отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями

Общие положения.

1.  На должность преподавателя ЭВМ назначаются лица, имеющие высшее образование по профилю и стаж педагогической работы.

2.  Преподаватель ЭВМ находится в непосредственном подчинении директора Центра.

Права.

Преподаватель ЭВМ имеет право:

1.  Вносить свои предложения директору Центра по вопросам компьютеризации.

2.  Вносить предложения по улучшению организации труда.

Обязанности.

Преподаватель ЭВМ обязан:

1.  Обеспечивать подготовку ЭВМ к работе.

2.  Обеспечивать проведение обработки информации в соответствии с рабочими программами.

3.  Осуществлять внедрение новых программных проектов.

4.  Обучать лиц с ограниченными возможностями работе на компьютере в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

5.  Организовывать и контролировать самостоятельное выполнение заданий ими.

6.  Использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.

7.  Формировать у лиц с ограниченными возможностями профессиональные умения и навыки, применять полученные знание в практической деятельности.

8.  Повышать производительность труда, своевременно и тщательно выполнять свою работу.

Ответственность.

Преподаватель ЭВМ несет ответственность за выполнение своих функциональных обязанностей.

Должностная инструкция психолога

Отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями

Общие положения.

1.  На должность психолога принимается специалист с высшим психологическим образованием и работающий с инвалидами.

2.  Психолог находится в непосредственном подчинении директора Центра.

Права.

Психолог имеет право:

1.  Выбирать формы и методы работы с инвалидами, устанавливать очередность проведения различных видов работы, выделять приоритетные направления работы в определенный период.

2.  Выходить с предложениями к директору Центра по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы.

3.  Проводить групповые и индивидуальные, психологические обследования. В этих целях: создавать, использовать и корректировать психологические тесты с учетом социальных, культурных и других особенностей инвалидов.

Обязанности.

Психолог обязан:

1.  Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей.

2.  Знать новейшие достижения психологической науки в целом и в том числе в социальной практической, возрастной и педагогической психологии.

3.  Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и психопрофилактической работы.

4.  Определять факторы, препятствующие развитию личности с ограниченными возможностями и принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи.

5.  Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности лиц с ограниченными возможностями, способствовать развитию у них готовности и ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

6.  Определять степень ограничения жизнедеятельности в развитии лиц с ограниченными возможностями, а также различного вида нарушений социального развития и проводить психолого-педагогическую коррекцию.

Ответственность.

Психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций; несет ответственность за выполнение своих функциональных обязанностей.

Выводы по Главе II

1.  Одним из способов решения проблемы профессиональной реабилитации инвалидов является использование новых информационных технологий, позволяющих более эффективно организовать процесс реабилитации.

2.  В настоящее время в России действует свыше ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям, с последующим трудоустройством.

3.  Министерством социальной защиты Республики Татарстан успешно реализуется социальный проект дистанционного обучения инвалидов в Татарском институте содействия бизнесу. На учебу принимаются инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обучение производится дистанционно через сеть Интернет в режиме реального времени с использованием системы «Дистанционного асинхронного обучения ТИСБИ».

4.  Министерством социальной защиты населения Московской области и Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ) реализуется совместный проект по созданию сети дистанционного обучения инвалидов на базе интернет-классов реабилитационных центров Московской области. Перспектива проекта состоит в предоставлении инвалидам равных возможностей и безбарьерного доступа к получению образования по востребованным специальностям.

5.  Для определения роли новых информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации было проведено исследование на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Агаповского района. В исследовании приняло участие 38 человек.

6.  Опрос показал, что основной причиной, обусловившей проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, является отсутствие работы со специально оборудованными рабочими местами, что в значительной степени влияет на трудоспособность данной категории.

7.  Данные опроса свидетельствуют о низком уровне владения навыками работы на ПК среди людей с ограниченными возможностями, поскольку всего 37% опрашиваемых указали, что владеют данными навыками.

8.  Среди основных проблем для людей с ограниченными возможностями наиболее актуальными стали: материальные трудности, проблемы в обучении и проблемы при трудоустройстве.

9.  На основании данных, полученных в ходе исследования, анализа теоретических и эмпирических данных была разработана модель отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Данное отделение может быть создано на базе центров, работающих с данной категорией клиентов, т.е. с инвалидами.

10.  Цель деятельности отделения заключается в оказании людям с различными ограничениями жизнедеятельности квалифицированной профессиональной реабилитационной помощи, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвалидность, как и другие социальные проблемы, детерминируется множеством тесно связанных между собой причин. К ним можно отнести невостребованность обществом возможностей инвалида как полезной личности, недостаточное государственное финансирование, отсутствие необходимого количества учреждений, осуществляющих социальную работу с инвалидами и др. В немалой степени решение этой проблемы зависит от профессиональной готовности специалистов к социальной работе с данной категорией клиентов.

В данной работе инвалидность рассматривалась с позиции процесса профессиональной реабилитации, то есть с позиции профессионального становления инвалида, включения его в активную трудовую деятельность.

Для человека с ограниченными возможностями, как и для обычного здорового человека, возможность работать и иметь постоянный доход, тем самым осознавать себя свободным и независимым, очень важна. Необходимо также подчеркнуть, что имея возможность работать, инвалид не только получает материальную выгоду, но и включается в процесс общения, что для него является немаловажным условием полноценной жизнедеятельности.

Однако, в настоящее время инвалидам становится все труднее найти для себя подходящую работу. Этому много причин: нежелание работодателей принимать на работу людей с ограниченными возможностями, низкий уровень оплаты труда, плохие условия труда и др. Одной из главных причин можно назвать и отсутствие навыков работы на персональном компьютере у людей с ограниченными возможностями в большинстве случаев и, как следствие, снижение вероятности найти работу, которая подходила бы по уровню физической нагрузки.

Возможным вариантом решения данной проблемы является совершенствование процесса профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредством внедрения новых информационных технологий в процесс профессиональной реабилитации и создания отделения профессиональной реабилитации для подготовки специалистов из числа инвалидов с последующим их трудоустройством.

Следует отметить, что проводимое исследование подтвердило выдвинутую в самом начале гипотезу, касающуюся совершенствования процесса профессиональной реабилитации.

Кроме того, были выполнены все задачи. Именно выполнение всех задач и достижение цели исследования позволяет сделать вывод о том, что для людей с ограниченными возможностями процесс профессионального становления необходим, но существующих способов его реализации недостаточно. И, как уже говорилось, возможным и, вероятнее всего, самым эффективным способом профессиональной реабилитации видится внедрение новых информационных технологий в данный процесс.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Андреева Т.В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. – N 1. –С. 74-77;

2.  Андрусяк Н.Ю. Роль курса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» в профессиональной подготовке будущих специалистов к социальной работе с детьми-инвалидами // Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов и специалистов по социальной работе. – Магнитогорск, 2007. –С. 19-22;

3.  Бронников, В. А. Современные основы социальной и психологической реабилитации в учреждениях социального обслуживания // Социальное обслуживание. – 2009. – N 2. –С. 5-34;

4.  Быков А. Маршрут: реабилитация // Социальная защита. – 2009. – N 3. –С. 10-13;

5.  Виноградов А. З. Формирование здоровья инвалидов в крупном промышленном городе // Социальная работа. – 2007. – N 1. –С. 55-56;

6.  Гарифуллина Г.Р. Организация и содержание деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. – 2006. – N 1. –С. 19-28;

7.  Головко С. Г. Модель социальной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - N 6. –С. 58-63;

8.  Гришин В. Управление нуждается в совершенствовании // Социальная защита. – 2009. – N 5. –С. 15-18;

9.  Евдокимова Ю. Реабилитационные мероприятия как традиционный механизм социализации личности ребенка-инвалида в учреждениях социального обслуживания // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – N 8. –С. 238-242;

10.  Журавлев В. Удочка для «золотой рыбки» // Социальная защита. – 2009. – N 5. –С. 3-7;

11.  Зозуля Т. В. Психологическая реабилитация инвалидов в отделении социальной реабилитации центра социального обслуживания // Работник социальной службы. – 2009. – N 4. –С. 27-32;

12.  Казарновский С. Инклюзивное обучение // Социальная защита. – 2009. – N 6. –С. 26-28;

13.  Кан А. М. Образование как фактор реабилитации и социальной интеграции инвалидов: зарубежный опыт // Социология образования. – 2008. – N 8. –С. 66-71;

14.  Ковалева О. Ратификацию нужно хорошо подготовить // Социальная защита. – 2009. – N 6. –С. 6-9;

15.  Коновалова М.П. Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности ребенка // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – N 4. –С. 56-59;

16.  Колосова Г. В. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы // Работник социальной службы. – 2007. – N 4. –С. 6-16;

17.  Косенкова Т. В. Роль образования в управлении реабилитацией инвалидов: социологический анализ // Социология образования. – 2009. – N 10. –С. 81-86;

18.  Костина Т. А. Комплексный подход к решению проблем инвалидов // Социальная работа. – 2009. – N 2. –С. 25-28;

19.  Куваева Н. В. Проблемы профессионального становления молодого инвалида. // Социологические исследования. – 2007. – N 1. –С. 153-154;

20.  Куличенко Р. Размышления специалиста // Социальная работа. – 2006. – N 3. –С. 38-40;

21.  Любушкина Т. Л. Комплексная реабилитация инвалидов // Социальная работа. – 2007. – N 6. –С. 42-43;

22.  Любушкина Т.Л. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями в областном центре «Полянка» // Работник социальной службы. – 2006. – N 4. –С. 19-23;

23.  Мкртумова И. В. "Золотое кольцо" надежды: первые итоги создания областной сети профессиональной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – N 2. –С. 54-58;

24.  Могилев В. А. Педагогические аспекты социальной реабилитации инвалидов военной службы // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – N 4. –С. 24-30;

25.  Патрушев С. Б. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Среднее профессиональное образование. – 2009. – N 1. –С. 15-17;

26.  Пенкина Т. Не квотировать, а заинтересовывать // Социальная защита. – 2009. – N 4. –С. 11-14;

27.  Похоруков О.Ю. Значение адаптивной физической культуры в коррекции нарушения у детей-инвалидов здоровья // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – N 8. –С. 224-232;

28.  Птушкин Г. С. Условия качественной профессиональной подготовки студентов-инвалидов // Среднее профессиональное образование. – 2008. – N 6. –С. 15-20;

29.  Пугачев А. С. Проблемы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научные исследования в образовании : прил. к журн. "Профессиональное образование". – 2008. – N 8. –С. 39-41;

30.  Саленко Н.О. Практика реабилитации детей-инвалидов в условиях сельской местности // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – N 3. –С. 72-78;

31.  Сидорова Л. Н. Профессиональная реабилитация инвалидов // Социальная работа. – 2007. – N 2. –С. 16-17;

32.  Смирнов А.В. О проблеме активной включенности инвалидов в социально полезную жизнедеятельность, перспективы и возможности ее решения. // СОТИС. – 2006. – N 1. –С. 38-49;

33.  ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

34.  Чешихина В. Реабилитационные технологии как средство повышения качества жизни. // Высшее образование в России. – 2006. – N 8. –С. 57-59.

35.  Чигинцева Е.Г. Гуманизация обучения студентов вуза в подготовке к работе в системе интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями // Гуманизация высшего профессионального образования. – Магнитогорск, 2005. –C. 207-209.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в нашем исследовании, целью которого является определение роли новых информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации инвалидов.

Ниже приведен перечень вопросов, на которые Вам предлагается ответить. Вариант ответа, отражающий Ваше мнение, обведите в кружок. Исследование является анонимным, ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях.

1.  Работаете ли Вы в настоящее время?

а) да, работаю (переходите к вопросу №4);

б) нет, не работаю;

2.  Хотите ли Вы работать?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

3.  Назовите, пожалуйста, причины, по которым Вы не работаете?

(возможны несколько вариантов ответа)

а) нет работы близко от дома;

б) нет работы по специальности;

в) нет работы с нормальной зарплатой;

г) не позволяет здоровье;

д) инвалидов на работу не берут;

е) нет работы со специально оборудованными рабочими местами;

ж) нет работы на дому;

з) другое ____________________________

4.  С какими проблемами, по Вашему мнению, чаще всего сталкивается инвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы? (возможны несколько вариантов ответа)

а) отсутствие работы по специальности;

б) состояние здоровья;

в) отказ работодателя в приеме на работу;

г) низкий уровень заработной платы;

д) отсутствие специально оборудованных рабочих мест;

е) удаленность места работы;

ж) другое _____________________________

5.  Владеете ли Вы навыками работы на ПК (персональный компьютер)? Если «да», где Вы этому научились?

а) нет, не владею данными навыками;

б) да; проходил специальные курсы;

в) да; научили знакомые и родственники;

г) да; из специальной литературы;

6.  Используете ли Вы в своей работе ПК?

(если Вы не работаете, вопрос нужно пропустить)

а) да, использую;

б) нет, не использую;

7.  Помогло ли Вам умение работы на ПК найти работу?

(если Вы не работаете, вопрос нужно пропустить)

а) да, помогло;

б) нет, не помогло;

8.  Как Вы полагаете, на что должна быть направлена в первую очередь государственная политика в области социального обеспечения инвалидов, полностью или частично сохранивших способность к обучению и труду?

а) на поддержку материального положения;

б) на профессиональную реабилитацию с целью обеспечения

возможности работать как все;

в) другое ____________________________

9.  Если Вам предоставят возможность пройти курс реабилитации, после которого Вы сможете полноценно работать, но при этом частично лишитесь компенсаций и выплат, причитающихся инвалидам, то какими будут Ваши действия?

а) конечно, соглашусь;

б) подумаю, соглашаться или нет;

в) откажусь, оставив всё, как есть;

г) затрудняюсь ответить;

10.  Как Вы считаете, как в целом общество относится к инвалидам?

а) враждебно;

б) безразлично;

в) дружественно;

11. Какие проблемы являются самыми актуальными для людей с

ограниченными возможностями?

(возможны несколько вариантов ответа)

а) материальные проблемы;

б) проблемы в общении;

в) проблемы планирования семьи;

г) проблемы организации досуга;

д) проблемы при трудоустройстве;

е) проблемы в обучении;

ж) другое ____________________________

12.  Как Вы думаете, способны ли новые информационные технологии сделать процесс профессиональной реабилитации более качественным и эффективным?

а) да, способны;

б) нет, не способны;

в) затрудняюсь ответить;

_____________________________________________________________

Ваш пол: а) мужской; б) женский

Ваш возраст: а) 18-30; б) 31-40; в) 41-55.

Ваше образование: _________________________

 

Спасибо за участие!

 

Министерство науки и образования РФ ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Социальный факультет Кафедра теории и методики социальной работы Курсовая работа Анализ теоретических основ пр

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru