База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Архитектура Древнего Египта — Культура и искусство

Контрольная работа по теме:

"Архитектура Древнего Египта"


Пять тысяч лет отделяют нас от времени расцвета Египетской цивилизации и более 10 тысячи лет от времени ее появления. Египетское же государство возникло на берегах Нила в 5-4 тысячелетии до н.э. Египет был разделен на области, каждому городу покровительствовал один из Богов.

Египетскую историю разделяют на три крупных периода, называемых царствами: Древнее, Среднее и Новое. Такое разделение предложил египетский историк Манефон (кон. IV – нач. III в. до н.э.). Царства подразделяются на династии правящих фараонов, всего насчитывается 32 династии. Период Древнего царства, о котором пойдет повествование, был временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры, экономической и политической мощи фараонов.

Древнее царство – 28-23 вв. до н.э. – период правления III-VI династии. В это время сформировалось рабовладельческое общество, делившееся на три класса: знать и жречество, свободные крестьяне и ремесленники, рабы. Характерным типом правления в Египте во все эпохи была абсолютная монархия - неограниченная власть царя, подчинявшая себе все классы, экономику и культуру. Подобная власть была основана на зависимости населения от климатических условий, от малого количества плодородной земли. Для сельскохозяйственных работ требовалось строительство сложных гидротехнических сооружений, которое не могли себе позволить бедные общинники-земледельцы. Свободные крестьяне получали надел земли и воду для орошения, таким образом зависели от фараона экономически. Но кроме экономической, существовала религиозная зависимость. Культ фараона – «сына бога», укреплял и узаконивал единовластие. Царь «сочетал высшие государственные полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти».  Фараона всегда изображен в короне  и с атрибутами власти.

Политика и экономика Египта в эпоху Древнего царства была еще достаточно примитивна, «Деятельность египетского правительства сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства». А вся экономика основана на земледелии и ремеслах. «Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте была сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму». Египетской политике, экономике и культуре вообще была свойственна застойность в развитии, создание нерушимых канонов и следование им. Большое влияние на все стороны общественной жизни играла религия. Она и диктовала образ жизни и была главной опорой фараона в подтверждении его неограниченной власти. У египтян существовало верование в загробную жизнь, причем подготовить эту дальнейшую жизнь после смерти возможно было только на земле. По этой причине фараоны строили себе грандиозные усыпальницы, в которых должна будет поселиться их душа. Египтяне сохраняли тела своим умершим при помощи бальзамирования. Именно туда придет душа, после суда Озириса (египетский бог мертвых), для того, что бы продолжить свою земную жизнь. И загробная жизнь будет мало отличаться от земной, только нужно сохранить богатство и власть те же, что имел на земле. Другие древневосточные народы, «у которых были сходные верования, поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову и слуг и хоронили их вместе с господином. Таков был обычай, например, в древнем Вавилоне. Но египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства».

Неограниченная, деспотическая власть фараонов III-IV династии позволила создать невиданные в мировой истории архитектурные гиганты – пирамиды. Тысячи рабов и свободных общинников призывались на эту непродуктивную работу во славу фараона. Никогда более за время своей истории власть царя в Египте не была столь сильна и государство не отличалось такой централизацией и сплоченностью вокруг культа фараона. Гробницы-пирамиды наглядно показывали, какая власть находиться в его руках, именно в эту эпоху «сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя».

Источники к изучению истории и культуры Древнего Египта можно найти у античных авторов – Геродота (490 -ок.525), Гекалея (IV - III вв. до н.э.), Диодора (I вв. до н.э.), Плутарха Херонейского (46-120 гг. н.э.), Манефона (IV - III вв. до н.э.) и других. Богатые сведения дают памятники материальной культуры и немногочисленные сохранившиеся письменные документы. Так, большую ценность имеет Палермский камень – древняя летопись, относящаяся к времени Древнего царства. Фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший перечень царских имен до XVIII династии с датами их царствования. «От времени Древнего царства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений». Для изучения истории Древнего царства исследователи так же используют сохранившиеся древнеегипетские юридические документы, акты судебных процессов, тексты завещаний, договоров, жалованных грамот на землю и другое. Для историков интересны сохранившиеся частные письма, автобиографии вельмож, тексты которых в основном сохранились в рельефах гробниц.

Материальная культура Древнего царства хорошо сохранилась и дает богатые сведения историкам. Благодаря обычаю хоронить вместе с покойным большое количество его личных вещей, изображать в рельефах и настенных росписях его жизнь, точно фиксировать биографию, исследователи имеют богатый исторический и искусствоведческий материал. Царские усыпальницы Древнего царства хорошо сохранились, конечно, они не дошли до наших дней в первозданном виде, но и те останки, которые мы имеем сейчас, дают возможность изучить историю и искусство Египта, и, прежде всего его архитектуру.

Древнее царство и вся Египетская культура прославлена строительством великих пирамид фараонов Хефрена (Хафра), Хеопса (Хуфу) и Микерина (Менкаура) в Гизе. Эти пирамиды уже в древнем мире были признаны одним из чудес света и свидетельствовали о мощи Египетского государства, о высоком уровне культуры, науки и искусства. «Все наиболее традиционные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства».

Гробница – место пребывания души умершего царя и, при том, сооружение, возвеличивающее фараона при жизни, словно доказывающее его божественную сущность. Культ личности царя был велик и «обычным его титулом стал «Бог благой». В эпоху Древнего царства возросло значение рабов, их стало больше, набирались они из покоренных чужеземцев (египетская знать вела много захватнических войн) и из своих соплеменников, попавших в рабство за невыплату долга или по другой причине. Свободные общинники имели особую трудовую повинность перед царем на строительство пирамиды, рабы работали на строительстве по приказу хозяина. Сила и власть фараона в период Древнего царства была огромна и внешним выражением этой власти являются пирамиды, построенные в период III - IV династий.

Египет богат различными породами камня. Его использовали ремесленники и архитекторы, во времена Древнего царства техника обработки достигла высокого уровня. Но строили из камня в основном гробницы и храмы, дома же и даже дворцы царей и знати были из сырцового кирпича. Дерево было дорого, на территории Египта его было мало и применяли его для строительства домов редко. Дома бедняков строились из тростника и глины. Все эти сооружения не сохранились и о их внешнем облике мы имеем лишь косвенные свидетельства – по моделям и изображениям, найденным в усыпальницах.

Форма гробницы сложилась уже в эпоху Раннего царства – это было в плане прямоугольное сооружение с чуть наклоненными к центру стенами и плоским верхом. Его называют – «мастаба» (арабск. – «скамья»). Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства и, следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Мастабы начали строить больше, они увеличивались по горизонтали. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати»9. Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя. И около 2800 года до н.э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы.

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА В САККАРА. Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступенчатой» пирамиды.

Ансамбль погребальных сооружений состоит из пирамиды - в центре, прилегающих дворцов – Южного и Северного, и поминальных храмов. Построен был в Саккара, «недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена», на месте мастабы фараона Санахта. Пирамида находится на прямоугольной террасе, длинные стороны прямоугольника имеют длину 545 м., короткие – 278 м. Так как строилась пирамида без связующего раствора, каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси и поэтому были устойчивы. Пирамида была задумана не сразу шестиступенной. Сначала была выстроена мастаба высотой в 8,2 метра, с длинной каждой стороны – 62,9 м. Возле нее были сделаны захоронения членов семьи фараона, еще при жизни Джосера. Позже мастабу увеличили до прямоугольника и вход в первое погребение оказался закрытым. Во время строительства, зодчий решает увеличить мастабу и надстраивает еще три мастабы над первой, затем она еще была надстроена и увеличена и «в итоге имела высоту 60 метров и основание размерами 109,2Х121 м.». Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.

Главной заслугой Имхотепа было не только строительство усыпальницы нового типа, отличавшейся монументальностью и величественностью, но и создание ансамбля вокруг пирамиды, чего прежде не было. Зодчий разместил на площади в 1500 м 2 молельни, заупокойные храмы, хеб-седный двор, предназначенный для ритуального бега фараона, сложился гармоничный ансамбль, все части которого гармонически связаны друг с другом. «Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка», вход был один и находился в южном конце восточной стены. В комплексе Джосера впервые встречается особая форма колонн, украшенных желобками, передававших связку стеблей, имевшие круглые базы и прямоугольные капители. Эти колонны получили название протодорических. Сорок таких колонн стояли вдоль стен галереи, ведущей на лестницу и во двор хеб-сед (хеб-сед – религиозное празднование, справляемое с целью «возрождения» престарелого фараона и придания ему новых сил). Кроме усыпальницы в этом же комплексе находится и кенотаф (ложная гробница) фараона Джосера. На стенах кладовых кенотафа сохранилась облицовка фаянсовых плит зеленовато-синего цвета, узор которых воспроизводит плетенку из тростника. К кенотафу примыкали помещения, связанные с религиозным празднеством хеб-сед. «В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей – уреев, охранителей фараона»13. Так же в орнаментике ансамбля использованы стилизованные изображения цветка или бутона папируса, лотоса, пальмы, мотивы иероглифических знаков. Только пирамида лишена всякого декора, строго и величественно возвышается она над другими сооружениями ансамбля, поражает своей ясностью и цельностью форм, лаконичным силуэтом и динамичным наростом уменьшающихся ступеней вверх.

Ступенчатые пирамиды строили и другие фараоны III династии. Это частично сохранившаяся пирамида фараона Сехемхета в Саккаре, которая размером была больше пирамиды Джосера. Создание этой пирамиды также приписывают Имхотепу. Великолепная усыпальница была выстроена для фараона Неферка в Завьет эль-Ариане, она имела 7 уступов и квадратное основание со сторонами 100 м.

По пирамидам фараона IV династии – Снофру, выстроенным в Медуме и Дашуре, мы можем проследить историю стиля, каким образом египетские зодчие пришли к пирамидальной четкой форме гробницы. Пирамида в Медуме первоначально задумывалась как 7 ступенчатая, но по мере строительства к ней прибавили еще один уступ, ступени покрыли облицовкой из плит известняка. «Промежутки между ними засыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороны приобретали форму плоских граней». Высота пирамиды равна 75 метрам.

Пирамида Снофру в Дашуре по форме приближается к классической, но не имеет ровных граней. Состоит она из мастаба и поставленной на мастабу пирамидой, нижняя и верхняя часть пирамиды сливается в единый объем. Так же в Дашуре была сооружена 3-я пирамида Снофру, она была задумана с ровными, сходящимися в одной точке гранями и имела высоту около 100 метров.

Так форма пирамиды, «развивавшаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась в третьей дашурской пирамиде Снофру, но своей кульминации она достигла в пирамидах приемников Снофру, воздвигнутых в Гизе».

ПИРАМИДЫ ХЕОПСА, ХЕФРЕНА И МИКЕРИНА. Наиболее знаменитым ансамблем пирамид были и остаются пирамиды, сооруженные в Гизе для фараонов IV династии – Хуфу, Хафра и Менкаура, или, как называли их греки – Хеопса, Хефрена и Микерина. Все три пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Самая большая из них – Хеопса (высота равняется 146,52 м, длина основания – 233 м.), была построена первой. При постройке пирамид соблюдался целый ряд религиозных, астрономических и геодезических условий, и место – Гиза, было выбрано не случайно. «Некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом, скрывалось солнце».

Три пирамиды ориентированы по сторонам света, вершины юго-восточных углов пирамид находятся на одной линии, а центры первых двух расположены на одной диагонали. «Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении».

При строительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. Архитектором пирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна. Он предложил новое решение для постройки пирамид. Вместо мелкой каменной кладки, использованной Имхотепом при постройке пирамиды Джосера, были взяты крупные известняковые блоки, отесанные и плотно пригнанные друг к другу. Всего 2300000 блоков весом 2,5 т каждый, отдельные блоки весят до 30 т. Держатся они посредством собственной тяжести. «Высота самого большого, первого ряда кладки основания пирамиды Хеопса равна 1,5 м., второго – 1,25 м., третьего – 1,2 м., четвертого 1,1 м., высота последующих колеблется от 90 до 65 см. Чем выше поднимаются ряды, тем меньше становятся блоки. У вершины высота блоков равна 55 см». Внутри пирамиды кладка была сплошной, кроме коридоров и погребальной камеры. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированными известняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубого египетского неба и желтых песков. (На облицовку пирамиды Хеопса потребовалось 115000 плит длиной 1,5 м. До нынешнего времени облицовка частично сохранилась только на пирамиде Хефрена).

По свидетельству Геродота пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100000 человек.

Вход в пирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан после захоронения. Коридор от входа вел к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Камера была ориентирована по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира, гробница должна была вписываться в орбиту космоса. «При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения».

Ансамбль пирамиды включал в себя различные сооружения, среди которых два заупокойных храма, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, что в них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящие опоры – столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры.

Рядом с пирамидой Хеопса была выстроена пирамида преемника Хеопса – Хефрена, ее высота 143,3 м, а длина стороны основания – 215,25 метров. Вторая пирамида по конструкции подобна первой, только погребальная камера расположена ниже основания. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенный проходом в единый комплекс». Интересен нижний храм, состоящий из нескольких залов, один из которых – Т-образной формы – многоколонный (гипостильный), уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Красиво естественное сочетание материала – темно-розового гранита колонн, светлого алебастрового пола и статуй фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоявших вдоль стен. В древности к каждой из 16-ти колонн были прислонены статуи фараона, высеченные из диорита, алебастра и желтого шифера. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее в Каире. Синтез архитектуры и скульптуры, с преобладанием архитектуры свойственен египетскому искусству, в ансамбле пирамиды Хефрена он выразился особенно сильно. Недалеко от пирамиды находится так называемый Большой сфинкс. Огромная фигура льва с лицом фараона Хефрена, высеченного из цельной скалы, приставлены только лапы и голова. Сфинкс значительно пострадал от времени, поверхность его испещрена неровностями, трещинами, утерян нос, но внешний его образ не потерял от этого величественности, особенной строгости и красоты.

Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина (зодчий Дебхен), была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м., окончена она не была в связи со смертью фараона. При ее строительстве применяли большие блоки камня, а также кирпич-сырец и дерево. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно и об ослаблении власти фараона, его деспотии и всего Египетского государства. Непроизводительный, вынужденный труд сотен тысяч египтян сильно подорвал экономику Египта. Уже сын Микерина, фараон Шепсескаф, ограничился строительством кирпичной мастабы для себя. Никогда позднее не возрастал и не расцветал так культ фараона и мощь Египетского государства. После смерти царь считался покровителем Египта, ему воздавали божеские почести, но это не спасло гробницы от разорения. Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, - это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды достались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. И это при почитании и обожествлении царей, которое было в Египте. Удивительно противоречие – богобоязненный трепет, уважение традиций и религии, но и попрание их.

Пирамиды V династии уже не имеют столь внушительных размеров, как знаменитая гизехская группа. Но возрастает роль заупокойных храмов. Увеличиваются их размеры, «на стенах помещаются рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя и его победы над врагами».

Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире – типичная царская гробница этого времени. Ее высота 49,6 м. Погребальная камера находится на уровне земли, вход с северной стороны. Интересен заупокойный храм, включавшийся в ансамбль этой гробницы. В одной из зал, в портале и перистильном дворе использовалась колоннада с капителями в форме пучка пальмовых листьев, капитель раскрашивали зеленым, ствол – коричневым, базу – черным, словно изображая землю. А потолок над ними делали ярко-синим с золотыми звездами, словно изображая ночное небо. Пальмовидные колонны потом получили большое распространение. Кроме пальмовидных, в храме представлены другие «растительные» колонны, с капителями в виде стилизованных папирусов и лотосов. Колонны здесь играют роль опор, «они несут потолок галереи вокруг центральной части перистильного двора – зала, открытого сверху. Полихромное декоративное оформление интерьеров храма довершали раскрашенные рельефы на его стенах».

Погребения фараонов VI -ой династии – Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II состояли из пирамиды и окружавших ее дворцов и храмов. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров. Планировка всех гробниц одинакова, что связано с обрядом, предписывающему каждому ритуальному действу особое помещение. В отличии от более ранних пирамид, не имевших рельефов и надписей на своих стенах, внутренние помещения пирамид VI -ой династии покрыты текстами и изображениями. Причем в каждой зале или коридоре были записаны те молитвы и заклинания, которые читались при обряде захоронения фараона. Таким образом становится ясным назначение каждого помещения.

Гробница частных лиц во время V -ой, VI -ой династии – это мастаба, но она претерпела ряд изменений с начала Древнего царства.

В эпоху Раннего царства мастаба имела лишь помещения для саркофага, и весь обряд захоронения, чтения заупокойных молитв проходил под открытым небом. В период III -ей династии появляется крытая молельня, мастаба начинает увеличиваться, стены внутренних помещений покрываются рельефами. Типичной, хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего Хесира.

Мастаба V -ой династии – это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутренних помещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров. «Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V -ой династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений». Стены гробниц покрывают рельефами, воссоздающими земную жизнь покойных. Хорошо сохранилась мастаба вельможи Ти (V -я династия) в Саккаре. Вход ее украшен двухколонным портиком, стены покрыты расписными рельефами, сохранившими свой первоначальный цвет. Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены его земной жизни. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле», «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». По этим изображениям можно воссоздать картину земной жизни египтянина.

Кроме пирамид, заупокойных храмов и мастаб, во время V -ой династии начинают строиться храмы, посвященные богу солнца Ра.

СОЛНЕЧНЫЙ ХРАМ НИУСЕРА В АБУСИРЕ. Греческие историки Диодор и Геродот рассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народ подвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил тела царей из их гробниц. В результате смуты к власти пришли жрецы бога Ра и возвели на престол своего ставленника, который в благодарность объявил культ Ра государственной религией. Так, или иначе, но «уже в эпоху IV -ой династии начинается усиления культа бога солнца Ра, который при первых царях V -ой династии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имен фараонов IV - V династии входит имя бога Ра».

Солнечный храм, как называли храмы в честь Ра, был построен фараоном V -ой династии Ниусером в Абусире и носил название «Тот, кто радует сердце». Храм плохо сохранился, но возможно было его реконструировать. Центральное место в ансамбле храма отводилось обелиску, точнее прообразу обелиска. Это был гигантский прямоугольный столб с постаментом, достигавшим в ширину 40 метров, увенчанный небольшой пирамидой. В нижней части он был сложен из базальтовых, а в верхней – из известняковых блоков и покрыт золоченой медью. Этот золотой «столб» был символом бога Ра – солнечным лучом. Храм представлял собой «огромный открытый двор с крытыми молельнями по его сторонам»25, к нему вел длинный мощеный коридор от пристани в долине, на берегу Нила. Возле обелиска стояла каменная священная ладья, посвященная богу Ра.

Подобная форма обелиска применялась в архитектуре Среднего и Нового царства. Впрочем, и этот обелиск, и пирамиды, все были видоизменением мастаба. Обелиск – вытянутая по пропорциям мастаба, увенчанная пирамидой. А развитие пирамиды до классической четырехгранной формы тоже происходило благодаря изменениям мастаба. Вообще, египетскому искусству свойственно перетекание форм, синтез архитектуры и круглой скульптуры, рельефов, росписей, обобщенность и вместе с тем конкретность форм.

Египетское искусство никогда не доходит до чрезмерной стилизации, вместе с тем в нем нет и признаков натурализма. Большая органичность свойственна египетской архитектуре, подчиненность пространству, закономерность, строгость ансамблей. Искусство Египта имеет жесткие религиозные рамки и каноны, но они не стесняют его, а дают волю к творчеству. И это удивительно, как мастера умели одухотворить канон, делать будь то рельеф или круглую скульптуру не официально застывшей и мертвенной, а истинно вечной, внутренне живой с неповторимыми характерными особенностями.

Архитектура Египта имеет имена, зодчие были не простыми ремесленниками из народа, а обычно приближенными или родственниками фараона, так что имели средства и на свою собственную гробницу и на прославление своего имени. Имхотеп – архитектор ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун – строитель пирамиды Хеопса, Дебхен – зодчий пирамиды Микерина, «Тети – исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефериркара, зодчий Шесгеф – создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу - построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи».


Заключение

Эпоха Древнего царства – время расцвета египетской культуры и искусства, экономики и захватнической политики государства, время наибольшей деспотии фараонов, внешне которая проявлялась в строительстве гигантских усыпальниц. В период III - IV династии складывается канон египетского искусства, который прошел почти неизменным через все последующие эпохи. Монументальность, стилизация и, вместе с тем, изящество и конкретность образов свойственна Египетскому искусству. Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве и объединяющем начале архитектуры.

Нильские долины богаты различными породами камня и египтяне научились их обрабатывать во всевозможных техниках. Использовали камень и для строительства мастаб и пирамид, и для скульптуры, рельефов, мелкой пластики, бытовых вещей. В основном египетская архитектура – каменная, впрочем, из камня чаще возводились храмы и усыпальницы, а дома строили из сырцового кирпича. Важно было построить не земное жилище, в котором человек проживет недолго, уносимый смертью, а «дом вечности», для посмертного в нем пребывания. Религия диктовала развитие и направленность в искусстве. Религии было все подчинено, ради вечной жизни строили себе пирамиды фараоны и, тем самым подрывали экономику страны. Но вместе с тем, при вере в своих богов, фараоны были выше всякой религии. Они были египетскими богами, очень временными, но и в короткое время владычество их было беспредельно. Об этом говорят молчаливые древние гизехские пирамиды, подлинные памятники неограниченного самодержавия фараона, его поистине божественной власти.

В эпоху Древнего царства сложился стиль и тип царских усыпальниц и погребений знати. В начале III династии гробницы делали в виде мастаб и цари, и их приближенные. Единственно, царские гробницы отличались размерами. Но большая мастаба казалась фараонам не слишком величественной и не достойной их высокого сана – «благого бога». В Саккаре зодчий Имхотеп строит пирамиду, составленную из шести поставленных друг на друга мастаб, где каждая верхняя меньше нижней. Далее возникают пирамиды Снофру, две в Дашуре и одна в Медуме, последняя дашурская пирамида имела классический вид. Но наивысшее выражение пирамиды получили в погребальном ансамбле трех фараонов: Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.

Кроме усыпальниц архитекторы Древнего царства занимались храмовым строительством, к V династии расцветает культ бога солнца Ра, которому начинают сооружаться храмы. Известный, сохранившийся в руинах до нашего времени, храм был построен в Абусире. Центром ансамбля в нем является массивный обелиск, символизирующий солнечный луч. Уже к концу Древнего царства фараоны не могли позволить себе столь роскошных усыпальниц, как представители IV династии. Экономика страны была подорвана непроизводительными работами по постройке пирамид.

В период Древнего царства образовалось рабовладельческое государство Египта и сформировались основные формы его культуры. Древнее царство – время наибольшего господства фараонов, их неограниченной власти, время появления великой архитектуры, которая и до сих пор является лицом и символом Египта – время строительства пирамид.


Список использованной литературы

1.  Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.1 том. –  М., 1979.

2.   Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970.

3.   Афанасьева К.А., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. // Малая история искусств. / Под общ. ред. И.С. Канцнельсона. – М.: Искусство, 1976.

4.  Беккер К.Ф. Мифы древнего мира. Всемирная история. – Саратов: Надежда, 1995.

5.  Блэк В.Б. Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учебное пособие. – Л.,1986.

6.  Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Архитектура Древнего мира. Т.1. / Под ред. О.Х. Халпахчьяна. – М., 1970.

7.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1988.

8.  Древний Восток. // Всемирная галерея. / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: Терция, 1994.

9.  История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник. / Под ред. А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980.

10.  Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1980.

11.  Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М-Л.: АН СССР, 1956.

Контрольная работа по теме: "Архитектура Древнего Египта" Пять тысяч лет отделяют нас от времени расцвета Египетской цивилизации и более 10 тысячи лет от времени ее появления. Египетское же государство возникло на берегах Нила

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Живопись советского периода
Киево-Печерская Лавра
Культура як феномен духовності
Музеи города Лабинска и их культурно-просветительская деятельность
Развитие культуры ХХ века в России. Музыка
Создание фарфорового изделия с изображением бабочки
Специфика актерского искусства
Теория композиции в теории Н.Н. Волкова
Глубина эмоциональной передачи актёров и режиссёров классической школы
Культура епохи Відродження (Ренесансу)

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru