Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

јвторска€ позици€ в аналитических материалах на страницах газеты "»звести€" — ∆урналистика

¬ведение

јналитический журналистский материал, в отличие от информационного, дает своему автору возможность не просто проинформировать читател€ о €влении, но и высказать св€занные с ним оценки, выводы, прогнозы. “аким образом, обраща€сь к газетной аналитике (а именно о печатной журналистике пойдет речь в данной работе), аудитори€ имеет дело не с одним только фактом, но и с определенным мнением Ц авторской позицией. Ќа изучение способов ее выражени€ и направлена данна€ работа.

ќсновной целью работы стало рассмотрение авторской позиции как отражени€ личности конкретного журналиста на фоне политики издани€. ѕоэтому большое внимание предполагаетс€ уделить стилевым приемам и особенност€м мировоззрени€ журналистов, сквозным образом встречающимс€ во множестве их публикаций, которые будут рассмотрены в практической части исследовани€.

ѕровод€ исследование, автор курсовой ставит перед собой следующие задачи:

Ј          уточнить пон€тие авторской позиции

Ј          изучить жанровые особенности аналитической журналистики

Ј          рассмотреть конкретные приемы выражени€ авторской позиции

Ј          вы€вить различи€ в работе журналиста-комментатора в сравнении с журналистом-информатором.

»зучение этих вопросов предполагаетс€ вести не только в аспекте создани€ и подачи материала сотрудником издани€, но и с точки зрени€ воспри€ти€ его читателем.

¬ качестве объекта исследовани€ автор выбрал аналитическую составл€ющую всероссийской ежедневной общественно-политической газеты Ђ»звести€ї, а именно материалы рубрики Ђћнени€& омментарииї. ¬ыбор обусловлен тем, что журналисты-аналитики Ђ»звестийї давно зарекомендовали себ€ как опытные и авторитетные специалисты, а выбранна€ посто€нна€ аналитическа€ рубрика очень удобна дл€ детального изучени€ в рамках данной темы.

ѕредмет исследовани€ Ц про€вление авторской позиции журналистов Ђ»звестийї в аналитических материалах газеты.

јналитические жанры журналистики, нар€ду с информационными и в отличие от литературных, до сих пор востребованы и попул€рны. ƒоказательство этому мы видим в том, что крупнейшие федеральные издани€ до сих пор от них не отказались (оп€ть же, в отличие от литературных жанров, которые практически исчезли с их страниц). “емп жизни ускор€етс€, поток информации увеличиваетс€, и люди стали отводить на чтение газет гораздо меньше времени. ћассова€ аудитори€ довольствуетс€ информационными сообщени€ми, из которых можно узнать основные новости, а часто даже ограничиваетс€ прочтением заголовков. Ётим можно объ€снить печальный факт Ђвымирани€ї художественных жанров журналистики. ќднако, даже в ситуации нехватки времени многие люди не перестают нуждатьс€ в посто€нном участии в поиске истины. Ќапример, такими Ђжаждущими пищи дл€ умаї €вл€ютс€ люди с довольно высоким уровнем образовани€, интеллигенци€ Ц целева€ аудитори€ газеты Ђ»звести€ї[1]. “акую Ђпищуї им и дает аналитическа€ журналистика. „ита€ аналитический материал, человек может подумать, соглашатьс€ или не соглашатьс€ ему с мнением автора, разработать свое решение поставленной проблемы и так далее. Ќо даже мышление в наши дни стало быстрее, оперативнее Ц прочитав газету, человек садитс€ в метро или автомобиль и обдумывает прочитанное по дороге на работу. ѕри этом ему не пришлось тратить очень много времени на чтение художественно-публицистического произведени€, в котором проблемы и позици€ автора (если они есть) могут быть выражены лишь в подтексте и где большее внимание уделено художественной ценности текста. “аким образом можно объ€снить своеобразное Ђпромежуточноеї положение аналитического направлени€ журналистики между художественным и информационным, а также факт его вполне успешного существовани€ и даже некоторой экспансии в информационные жанры. ѕозици€ аналитика Ц одна из важнейших, составл€ющих аналитического материала, если не сказать важнейша€. ¬виду вышесказанного автор считает данную работу достаточно актуальной.

ƒанна€ тема сравнительно мало изучена. ¬озможно, это св€зано с общим мнением о том, что журналистика должна быть объективной. ќднако насколько вообще возможна объективность, в то врем€ как произведение создано человеком, личностью, индивидом? Ёто вопрос дл€ отдельного исследовани€. ¬ этой работе за основное прин€то мнение о том, что объективность в журналистском произведении (тем более, в аналитическом) практически невозможна. » в св€зи с этим считает, что субъективное начало в текстах нужно всегда иметь в виду и крайне важно исследовать, чтобы знать, как с ним обращатьс€. ƒанна€ тема дает широкий простор дл€ научных изысканий: она интересна не только с точки зрени€ теории журналистики и творческой де€тельности, но и русского €зыка, риторики и психологии. »зучение способов подачи авторского мнени€, установлени€ диалога (даже полемики) с читателем может повысить эффективность журналистских материалов. «нание конкретных стилевых приемов, используемых дл€ выражени€ своей позиции поможет вы€вить и избежать в дальнейшем основных ошибок в будущей практической де€тельности. ¬ этом автор видит научно-практическую значимость изысканий в данном направлении.

ѕри поиске литературы по данной теме как уже упоминалось, автор столкнулс€ с ее относительно слабой исследованностью. ѕод этой Ђслабостьюї подразумевалось сравнительно небольшое количество специальных исследований по этой теме. јвторска€ позици€ журналиста многократно затрагивалась в рамках научных работ по теории журналистики, по социальной психологии печати, литературных критических стать€х, исследовани€х по риторике и так далее. ¬ рамках работы будет сделана попытка собрать воедино и систематизировать отдельные выводы и гипотезы, выдвинутые ранее, а также проверить их на практике путем изучени€ газеты. ¬ качестве основной же выбрана литература по теории журналистики: в ней достаточно подробно рассматриваютс€ лексические и стилистические средства про€влени€ концепции автора, на что здесь и будет сделан упор. ќсобенно полезными дл€ работы оказались книги ћ.Ќ.  има, ћ.». —тюфл€евой и ј.ј. “ертычного.

–абота будет разделена на две основные части (главы). ¬ первой будет проанализирована теоретическа€ база исследовани€: рассмотрена литература, проведен ее анализ, обобщение и сделаны выводы. ¬тора€ глава Ц практическа€. ¬ ней на предмете публикаций Ђ»звестийї будут провер€тьс€ положени€, указанные в первой части. Ѕудут проанализированы публикации разных журналистов издани€ и вы€влены особенности их позиции.

—труктура работы объ€сн€етс€ тем, что рассмотрение теории и практики в таком пор€дке проще дл€ воспри€ти€.   тому же, практика менее предсказуема, чем теори€. Ќаука исходит из практики, а не наоборот. ѕоэтому скорее в реальной жизни можно найти что-то, не учтенное наукой, нежели теори€ будет рассматривать больше, чем существует на самом деле.


1. ¬ыражение авторской позиции в современной журналистике

1.1 “ерминологический аппарат исследовани€

“ермин Ђпозици€ї (ключевое пон€тие работы) Ѕольша€ —оветска€ Ёнциклопеди€ трактует как Ђточку зрени€ по какому-либо вопросу; определЄнна€ оценка какого-либо факта, €влени€, событи€; действие, поведение, обусловленное этим отношением, оценкойї[2].

¬ социальной психологии позици€ понимаетс€ как Ђустойчива€, внутренне осознанна€ система отношений к обществу в целом, к другому человеку в частности и к самой себе, она св€зана органически с еЄ ценностной системой и €вл€етс€ одним из еЄ элементов. ѕозици€ Ц это структурно-личностное образование, которое отражает характер взаимоотношений личности и общества, определ€ет социальную активность личности и еЄ направленность на общественно значимые целиї[3].

¬ исследовани€х психологии человека и психологии субъективности, позицию характеризуют как Ђнаиболее целостное образование личностиї, но в то же врем€ отмечают, что Ђзан€ть позицию в отношени€х с другими невозможно раз и навсегда. ¬ каждой точке существовани€ вновь и вновь возникает необходимость свободного и самосто€тельного выбора, неизбежность прин€ти€ на себ€ ответственности за свои действи€ перед другими и самим собой. „еловек каждый раз должен утверждать себ€ как личность, он должен выбирать и отстаивать собственную позициюї[4].

¬ рамках исследовани€ общественно-политического издани€ необходимо и пон€тие политической позиции. Ђѕолитическа€ позици€ї: Ђте черты личности, которые выражаютс€ в тенденции к специфическому или посто€нному политическому поведению. Ев пон€тие политических позиций мы включаем: определЄнные или посто€нные эмоциональные состо€ни€, касающиес€ политических €влений; убеждени€, касающиес€ политических €влений; предрасположение к де€тельности в области политики. ѕонимаема€ таким образом сфера политических позиций шире, чем сфера политических оценок. ѕолитические оценки €вл€ютс€ лишь составным элементом политических позиций, про€вл€ющихс€, впрочем, в св€зи с другими Ц эмоциональными и директивными Ц элементами позицийї[5].

“акже социологические и психологические энциклопедии сообщают нам, что позици€, нар€ду с убеждени€ми €вл€етс€ составл€ющей частью мировоззрени€. »з вышесказанного видим, что во-первых, позици€ предполагает наличие какой-либо системы поведени€ и действи€ субъекта дл€ еЄ выражени€. », во-вторых, и это самое главное, позици€ включает в себ€ определЄнную долю оценочности, нравственные ориентиры и осознанную ответственность личности.

“акое обобщенное пон€тие позиции можно примен€ть и при трактовке позиции журналиста, однако не стоит забывать, что мнение, выраженное на газетной полосе, адресовано широкой аудитории. ¬ св€зи с этим социальна€ ответственность за сказанное резко возрастает.  роме того, в данной работе позици€ журналиста будет рассмотрена не только как система взгл€дов, выраженна€ в материале, но и как присутствие автора в тексте вообще.

“ермин Ђаналитическа€ журналистикаї определ€ет пон€тие однор€дное с двум€ другими Ц Ђинформационна€ журналистикаї и Ђхудожественно-публицистическа€ журналистикаї. ¬ данном случае Ђанализї близок пон€тию Ђисследованиеї Ц журналист-аналитик занимаетс€ вы€влением невидимых на первый взгл€д скрытых св€зей между имеющимис€ фактами, обнаружением их причинно-следственных св€зей, оцениванием и прогнозированием.

»сследу€ актуальные общественные €влени€, процессы, событи€ и св€занные с ними проблемы общества (все это €вл€етс€ предметом аналитической журналистики), журналист-комментатор стремитс€ разъ€снить суть событий и показать их значимость, тенденции развити€ и возможные последстви€. “ак можно сформулировать основную задачу аналитики (это слово в данном исследовании будет использоватьс€ как синоним словосочетани€ Ђаналитическа€ журналистикаї).

1.2 ∆анровое многообразие и особенности аналитической журналистики

¬ыбор жанра произведени€ Ц важный элемент выражени€ авторской позиции.

ќсобенности аналитических жанров мы будем рассматривать, характеризу€ особо значимые именно дл€ этой ветви журналистики жанрообразующие факторы (предмет и метод отображени€ и целевую установку). —ледует отметить, что эти факторы €вл€ютс€ далеко не единственными, однако в современной теории журналистики их прин€то считать основными.

ѕредмет отображени€ Ц собственно, то, о чем журналист пишет Ц €вление, более или менее описанное и раскрытое в материале. ƒл€ аналитического текста в качестве предмета отображени€ более характерны €влени€, наход€щиес€ в окружающем автора мире Ц в этом аналитика схожа с информационной и художественно-публицистической журналистикой. Ќо не исключен и вариант самоанализа журналиста Ц изучени€ €влений собственного внутреннего мира, Ц который свойственен самоаналитическим публикаци€м. Ёту Ђпредметную развилкуї и можно считать отличительным признаком аналитики.

√овор€ конкретно об аналитических жанрах с этой точки зрени€, воспользуемс€ словами ј.ј. “ертычного: Ђѕубликации этих жанров различаютс€ тем, что одни из них освещают Ђпервичную реальностьї Ц различные предметные, онтологические ситуации, практические действи€, процессы, а другие Ц Ђвторичную реальностьї Ц информационные €влени€ (книги, фильмы, телепередачи и т.п.)Еї[6] Ђѕервичнуюї освещают в основном аналитические статьи и корреспонденции, Ђвторичнуюї Ц рецензии, обзоры прессы и литературно-критические статьи.  омментарии, обозрени€ и Ђпостановочныеї корреспонденции и статьи, в свою очередь, освещают и ту и другую.

¬ качестве основного метода отображени€ реальности аналитическа€ журналистика использует рационально-познавательный (логический) метод на теоретическом его уровне. ¬ отличие от нее, информационна€ использует эмпирический уровень этого метода, создава€ только Ђкартинкуї €влени€, в то врем€ как аналитика ориентирована на глубокое изучение прчинно-следственных св€зей, тенденций развити€, оценок, основательности аргументации и т.п.

ѕожалуй, самым значимым жанрообразующим фактором €вл€етс€ целева€ установка отображени€ предмета, котора€ про€вл€етс€ в степени детализации и глубине постижени€ св€зей. јвтор аналитического материала хочет ввести читател€ в курс дела, показать €вление не в отрыве от действительности, а наоборот, в тесной с ней св€зи, предложить аудитории вместе с ним поразмышл€ть о возможност€х развити€ ситуации и т.д.

Ќа подобное глубокое изучение одиночного €влени€ направлена аналитическа€ корреспонденци€, взаимосв€занного р€да €влений (с вы€влением тенденций, периодов) Ц аналитическа€ стать€. ќбозрение сообщает о важнейших событи€х за определенный период времени (в определенной сфере общественной жизни, в одной стране и т.д.), обзор печати кратко знакомит с прессой, оценивает ее, рецензии и литературно-критические статьи оценивают произведени€ искусства и Ђразбираютї их. Ђѕостановочныеї стать€ и корреспонденци€ дают программы действий по отношению к €влени€м.

 ак упоминалось выше, указанные три фактора не €вл€ютс€ единственными. “ак ј.ј. “ертычный и призывает обратить внимание на четвертый жанрообразующий фактор, который считает крайне важным Ц методы и формы репрезентации материала аудитории. √овор€ об их вли€нии на жанрообразование, мы будем рассматривать ситуацию, когда все прочие необходимые факторы уже присутствуют. ћетодов репрезентации различают три. »спользу€ метод сообщени€, журналист создает информационные жанры Ц заметку, хронику или информацию.  огда к этому методу добавл€етс€ метод повествовани€, возникают тексты вроде информационной корреспонденции, применив с этими двум€ методами еще и метод изложени€ автор получит жанр Ђнагл€дного отображени€ї Ц репортаж, очерк, фельетон.[7]

¬ последние годы в журналистике по€вилась тенденци€ стирани€ границ между жанрами, смешени€ их признаков и функций, одни жанры изживают себ€, другие наоборот приобретают чрезвычайную попул€рность. ѕоэтому приведенна€ здесь схема образовани€ жанров не предлагаетс€ к воспри€тию как догма, однако ее следует иметь в виду.[8]

∆урналистские жанры и система их образовани€ нам интересны еще и потому, что выбор способа, которым журналист донесет информацию до читател€, тоже есть элемент авторской позиции. ’от€, конечно, не стоит забывать и о политике и плане издани€, которые в той или иной загон€ют этот выбор в определенные рамки.

” каждого издани€ есть модель (в данном случае нас интересует содержательно-тематическа€), в которой определено, какую направленность будет иметь издание, какие темы в каких разделах оно будет освещать, их жанровое исполнение. Ёту модель конкретизируют редакционные планы, отступать от которых журналисты могут лишь в крайних случа€х. Ќеобходимость следовать плану и есть один из факторов, стесн€ющих свободу журналиста в самовыражении.


1.3 —пособы выражени€ авторской позиции в журналистском тексте

јнализ Ц ключевой процесс в создании аналитического произведени€. ≈стественно, что у каждого журналиста свой метод и стиль его построени€. ѕоэтому то, как автор строит доказательство своих доводов, в каком пор€дке он приводит аргументы и делает выводы Ц важнейший элемент авторской позиции. Ќапример, он может использовать традиционную модель: гипотеза Ц аргументы Ц вывод; или же Ђобратнуюї Ц начать с вывода или аргументов Ц или вообще пропустить одно из звеньев такой цепи.

ѕозици€ автора может выражатьс€ и в способе, каким автор Ђфизическиї входит в текст.

ћ.». —тюфл€ева в своем исследовании[9] выдел€ет три Ђипостасиї присутстви€ автора в тексте: как отстраненна€ оценивающа€ и размышл€юща€ сторона, как непосредственно герой (участник) и как отражение геро€. Ћюбой из трех вариантов может быть использован в аналитической журналистике, поэтому все они нам интересны.

Ћюбые авторские оценки основаны на собственном жизненном и читательском опыте, мировоззрении, личных нравственных нормах автора. ѕоэтому, оценива€ €вление, журналист самовыражаетс€ рационально, показывает себ€ аудитории как читател€, слушател€, выпускника учебного заведени€ и т.д.

∆урналист как действующее лицо (например, став€щий эксперимент дл€ разработки программы действий в св€зи с €влением) может про€вить свою точку зрени€ например, с помощью избирательного показа €влений.  роме того, описыва€ подобный эксперимент, он может продемонстрировать свое поведение в определенных ситуаци€х, что тоже поможет читателю узнать журналиста Ђживым человекомї.

¬ том же случае, если автор выступает в роли Ђзеркалаї[10], он, реагиру€ на чувства и мысли своих героев, самовыражаетс€ эмоционально, что оп€ть же вли€ет на его Ђживостьї в глазах читател€.

јналитик может выразить свое отношение к €влению напр€мую, с помощью оценочных слов вроде Ђхорошої, Ђплохої, Ђсправедливої, Ђправильної и т.д.  роме того, он может использовать обозначение Ц показ своего (или кого-то другого) поведени€[11]. “аким образом он совершенно четко и однозначно дает читателю пон€ть, как относитс€ к описанному. »спользу€ этот метод оценки журналисту нужно рассчитывать на высокий авторитет у аудитории и обоснованность своих доводов, чтобы читатель согласилс€ его поддержать и прин€ть его мнение.

— помощью метода избирательного показа оцениваемого €влени€ Ц некоторые исследователи называют его ЂприЄм перетасовкиї[12] Ц (упоминание отдельных фактов, цитат, свойств, отзывов о €влении и т.д.) комментатор может создать у аудитории определенное впечатление об описываемом €влении, не прибега€ к оценочным словам. Ёто может вызвать не такое однозначное понимание, как использование оценочных слов. ƒл€ разных категорий граждан (например, пенсионеров и подростков, глобалистов и антиглобалистов и т.д.) одни и те же €влени€ могут иметь разные значени€. “аким образом, здесь журналисту нужно учитывать свойства аудитории, чтобы достичь нужного результата Ц а именно создать у читател€ нужную оценку €влени€, мотивировать его к определенному поведению, что всегда €вл€етс€ целью аналитического материала.  роме того, очень важно вы€вить действительно общественно значимые качества предмета публикации. “акой метод высказывани€ позиции может несколько снизить ответственность автора за мнение, создавшеес€ у аудитории, так как при таком методе его сложнее предсказать. ¬ св€зи с подобным (избирательно-фрагментарным) способом отображени€ реальности может возникнуть вопрос о его честности по отношению к читателю и моральной его допустимости. —читаем нужным отметить, что любой журналистский текст фактически избирателен. ќтбор определенных фактов Ц как раз тот неотъемлемый элемент субъективности, возникающей при передачи информации от одного человека к другому.  роме того, автор, как и любой человек, по  онституции –‘ имеет право высказывать свое мнение. ћежду Ђчестнымї и Ђнечестнымї отображением действительности нет четкой грани, и профессиональна€ этика требует, чтобы журналист в спорных ситуаци€х действовал в соответствии со своими нравственными принципами[13].

ѕоследуем примеру ј.ј. “ертычного и приведем здесь неприемлемые по его мнению методы убеждени€ аудитории Ц это повысит практическую полезность данной работы.

Ј          ƒомысел и Ђпередержкиї

Ј          јпелл€ци€ к Ђличностиї

Ј          јпелл€ци€ к Ђпубликеї

Ј          ЂЌавешивание €рлыковї

Ј          Ђ—плетн€ї[14]

≈ще одним способом выражени€ авторской позиции €вл€етс€ выбор лексических средств. ∆урналист может использовать эмоционально окрашенные слова дл€ выражени€ оценок, профессиональные или слова определенных слоев общества дл€ создани€ определенного эффекта, дл€ подчеркивани€ определенных качеств €влени€.  аждый человек в силу воспитани€, образовани€ и общени€ в определенном кругу использует свой индивидуальный набор слов. “акой набор есть, разумеетс€, и у каждого журналиста и используетс€ им в материалах. ќсобенности словарного запаса Ц также важна€ часть его индивидуальности, про€вл€юща€с€ на газетной полосе.

“о же самое можно сказать и о стилистике, об авторской манере письма. Ќекоторые журналисты (например, ¬. ѕесков) в силу своей темы и собственного характера пишут трогательные лирические, Ђнеспешныеї материалы. ƒругие же, напротив, Ц создают атмосферу быстроты, оперативности, посто€нного движени€ (например, ё. ўекочихин)[15].

”пом€нута€ абзацем выше тема публикации Ц также важна€ часть про€влени€ авторской позиции. ” каждого состо€вшегос€ публициста есть собственна€ тема, которую он разрабатывает иногда всю свою жизнь. ¬ыбор этой темы св€зан с интересами, характером, жизненными обсто€тельствами человека.

1.4 ¬заимодействие автора и читател€

јналитический материал предполагает наиболее активное взаимодействие журналиста с аудиторией. ќбезличенные тексты более свойственны журналистике информационной Ц в новостной заметке, где изложен Ђголыйї факт, личность автора не так важна. Ёто мен€етс€, стоит только в материале по€витьс€ доле анализа Ц лицо размышл€ющее уже интересно.  роме того, аналитический материал именно преследует цель повли€ть на формирование мнени€ и поведени€ человека.

∆урналистика в отличие от художественной литературы очень четко направлена на читател€ Ц именно к нему, пр€мо и непосредственно обращаетс€ сотрудник газеты. „асто он как бы призывает читател€ к солидарности, к совместной де€тельности, предлага€ ему свои размышлени€, привод€щие к определенному выводу. “аким образом аудитори€ вовлекаетс€ в совместный с журналистом поиск истины, а здесь важно доверие.

„ита€ аналитику, мы довер€ем не кому-нибудь, а реально существующему человеку, часто уже давно нам известному, со своими взгл€дами и мировоззрением. —о временем журналист зарабатывает себе авторитет, который крайне важен, ибо от него напр€мую зависит эффективность его работы. ¬ажно уметь представить себ€ не как представител€ другого мира, наход€щегос€ Ђпо другую сторону газетного листаї, а Ђобычным человекомї, Ђодним из вас (читателей)ї. ƒл€ этого можно использовать какие-то элементы совместного опыта (факты истории, произведени€ искусства). ≈сли читатель узнает, что они с журналистом, например, читали одну и ту же книгу в одинаковом возрасте или жили напротив одной стройки, он почувствует свою с журналистом принадлежность к одной действительности.  роме того в этих автобиографических вставках снова прогл€дывает личность журналиста, мировоззрение, воспитание.[16]

“акже, чтобы наладить св€зи с аудиторией, автор может ставить перед ней вопросы, предложить ей поразмышл€ть над отдельными нюансами ситуации, выразить сомнение в какой-либо точке зрени€, выдвинуть какие-либо предположени€. —омнение в своих доводах может способствовать сближению с читателем Ц тот поймет, что журналист не претендует на истину в последней инстанции и уважает мнение других.

ќднако, это приглашение автора к сотрудничеству, пошаговому следованию своей логике есть ни что иное как отстаивание своей точки зрени€ в споре с читателем. ¬едь материал ориентирован на аудиторию, не придерживающуюс€ данного мнени€. ќн призван ее переубедить Ц это цель его существовани€. —ледующее высказывание ћ.». —тюфл€евой о публицистических жанрах справедливо и применительно к аналитике: Ђ»менно полемическое противосто€ние мнений Ц та жизненна€ сила, котора€ питает публицистикуї[17].

„ерты полемизма можно разыскать в любом аналитическом материале. «десь они гораздо более чистые и открытые, чем в художественной публицистике и литературе.

ћ.». —тюфл€ева выдел€ет следующие про€влени€ полемизма в тексте:

Ј          разговорность (например, естественное дл€ разговорной речи соединение лексических противоположностей)

Ј          возможный расчет на произнесение вслух (это касаетс€ способа построени€ предложений Ц они просты дл€ воспри€ти€ на слух)

Ј          градаци€

Ј          введение вопросов-тезисов (необходимы дл€ наметки направлений разработки темы)

Ј          вопрос, адресованный читателю (серьезна€, глобальна€ тема, котора€ должна занимать его все врем€ прочтени€ материала, а может, и после)

Ј          риторические вопросы (не стоит путать с вопросами из предыдущих пунктов, эти лишь привнос€т экспрессию, оживл€ют беседу)

“енденции полемизма могут вы€вл€тьс€ в несогласии автора с другим носителем позиции, не €вл€ющимс€ читателем (например, автором другой статьи, выдержки из которой он и приводит, чтобы их оспорить). »ногда, за€вл€ет исследовательница, полемизм может выражатьс€ во внутримонологовой диалогизации Ц журналист Ђспорит сам с собойї.

¬ ходе такого спора публицисту необходимо приводить четкие и весомые аргументы в пользу своих высказываний, то есть доказывать их достоверность. “акое определение этого термина дает словарь Ѕрокгауза и ≈фрона: Ђдостоверность Ц сознание истинности того, что с необходимостью вытекает из общечеловеческой природы и ее законов познани€, или из очевидных, тщательно проверенных фактовї[18].

Ќаиболее подход€щее нам определение этого пон€ти€ дает ѕ.ј. –оманов: Ђдостоверность можно рассматривать как наиболее приближенный к истине вид компенсации истинного знани€, в котором нар€ду с объективным содержанием (объективной истиной) имеетс€ и форма определенного субъективного прин€ти€ этого содержани€, представл€юща€ собой некоторую систему обоснованийї.[19]

—нова обратимс€ к исследовани€м ј.ј. “ертычного. ќн выдел€ет семь методов доказательства достоверности суждений в аналитических публикаци€х:

1.         Ђѕрив€зкаї к опыту аудитории

2.         Ђѕрив€зкаї к возможности проверки сообщений аудиторией

3.         Ђѕрив€зкаї к авторитетному источнику информации

4.         ћетод Ђперевесаї однозначных мнений

5.         ќпора на Ђплюрализм мненийї

6.         —оздание предпосылок Ђсоучасти€ї аудитории в поисках автором истины

7.         ƒемонстраци€ правильного мышлени€[20]

 огда автор высказал свою точку зрени€ на €вление, привлек к ней внимание читател€, продемонстрировал достоверность своих суждений и убедил его в своей правоте, на его плечи ложитс€ ответственность за сформированное у читател€ мнение. ’от€ конституционно точка зрени€ автора и равна точке зрени€ любого другого гражданина –оссии, фактически ее Ђвесї гораздо больше, соответственно, возрастает и ответственность. » автор должен четко осознавать степень этой ответственности, что и записано в кодексах профессиональной этики журналиста.

¬ ћеждународных принципах профессиональной этики журналиста о социальной ответственности автора публикации сказано: Ђ—оциальна€ ответственность журналиста. ¬ журналистике информаци€ понимаетс€ как общественное благо, а не как предмет потреблени€. Ёто означает, что журналист раздел€ет ответственность за переданную информацию. ќн ответственен не только перед теми, кто контролирует —ћ», но, прежде всего, перед широкой общественностью, принима€ во внимание различные социальные интересы. —оциальна€ ответственность журналиста требует, чтобы во всех обсто€тельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознаниемї[21].

јмериканские исследователи, в частности, “. ѕитерсон, выдел€ют 4 теории прессы, одна из которых Ц Ђтеори€ социальной ответственностиї. ≈Є сущность заключаетс€ в следующем: свобода прессы несЄт с собой сопутствующие об€зательства, поэтому —ћ», наход€сь в привилегированном положении, об€заны нести ответственность перед обществом, выполн€€ определЄнные важные функции массовой коммуникации в современном мире.

 ак видим, главна€ ответственность за информацию возлагаетс€ на журналиста, при этом определ€ющим фактором €вл€ютс€ собственные нравственные установки пишущего.


2. ѕро€вление авторской позиции в аналитических публикаци€х газеты Ђ»звести€ї

 

2.1 ќсобенности про€влени€ авторской позиции в материалах ћаксима —околова

 

Ј          ќ предмете отображени€

јвторитетный колумнист Ђ»звестийї ћаксим —околов пишет о политике. ≈го Ђконекї Ц рассмотрение частных случаев, заслуживших особое внимание средств массовой информации, на фоне глобальных политических процессов.

Ђ—убботн€€ программа грузинского канала Ђ»медиї, где в жанре новостной программы рассказывалось о разворачивающемс€ в насто€щий момент российском вторжении, жестоких бомбардировках, государственном перевороте и гибели ћ.Ќ. —аакашвили, с одной стороны, вошла в мировую медиаклассику <Е> вызвала нарекани€ американского, великобританского и французского послов в “билисиї[22]

¬ материале указано на Ђвысокий рейтингї темы Ц ћаксим —околов не мог обойти ее.

Ђјнализы, прогнозы и меропри€ти€ по поводу визита президента —Ўј Ѕ. ќбамы в ћоскву все больше базируютс€ на воспоминани€х о прежних опытах разр€дкиЕ <Е>Епродолжают что-то импровизировать на тему разр€дки и перезагрузки. ѕрив€залось слово Ц куда ж детьс€Еї[23]

¬ момент создани€ материала визит Ѕ. ќбамы в ћоскву, слово Ђперезагрузкаї, впервые произнесенное им в политическом контексте, и поиск возможных вариантов его значени€ были самыми обсуждаемыми темами в прессе. Ётим и объ€сн€етс€ то, что ћаксим —околов обратил на них внимание.

Ј          ќ целевой установке

Ђ„то же до улучшени€, оно было бы крайне желательным, но вопрос в том, какова формула этого улучшени€ї[24]

ќбозначив вопрос, автор далее предлагает читателю вместе рассмотреть возможные решени€.

Ђѕроигравша€ во II туре ё.¬. “имошенко с за€влением, что-де майданов собирать не буду (как будто майданы собираютс€ единственно по манию руки ё.¬. “имошенко, без подготовки и согласований), но <Е> Ц это примерно как побежденный фельдмаршал сдает шпагу со словами Ђј ты Ц козел!ї.  огда весь смысл речей в том, что забурлила бы такой майдан Ц да нечем, приходитс€ терпеть, это не очень удачное утверждение традиции мирно мен€ть правительство. ј если было бы чем забурлить?ї[25]

¬ вышеуказанном отрывке ћаксим —околов изучает скрытую суть событи€ и вопросом в конце предлагает читателю поразмышл€ть о возможных тенденци€х развити€ ситуации.

¬купе с логическим методом отображени€, которым практически всегда пользуютс€ журналисты-аналитики, указанные выше жанрообразующие факторы участвуют в формировании жанра обозрени€, в котором и пишет ћаксим —околов.

—ледует отметить, что, скорее всего, его материалы в каком-то смысле призваны доставл€ть удовольствие уже от самого процесса прочтени€ и наблюдени€ за игрой мысли и слога автора.

Ј          ќ про€влении позиции (анализ св€зей, прогноз, оценка)

Ђ“о, что и после отмены ≈—овского liberum veto открытие границ будут вс€чески заматывать, казалось весьма веро€тным. “рудно по доброй воле отказатьс€ от инструмента давлени€ и торга, которым визовый вопрос, несомненно, €вл€етс€.  ак легко и быстро происходит такого рода отказ, можно видеть на примере —Ўј, которые со своей поправкой ƒжексона-¬эника до сего дн€ беззаветно бьютс€ за свободу выезда из ———–. Ќо ≈вропа все же не в полной мере достигла американской честности, поэтому было интересно, кто из стран ≈— первым начнет топить начинание »талии и под каким соусом.ї[26]

¬ыше автор выдвигает гипотезу, чтобы тут же в этом абзаце ее опровергнуть. Ёто своеобразный способ дать читателю больше фактической информации Ц сначала, демонстриру€ обоснование предположени€, он рисует достаточно развернутую картину ситуации, затем этой же цели служит и опровержение. “аким же образом ћаксим —околов демонстрирует читателю ход своей мысли, постепенно высказыва€ довод, накаплива€ аргументы и дела€ вывод. ѕри этом он использует метод апелл€ции к опыту аудитории, предлага€ в качестве примера случай из недавней практики, это один из его излюбленных приемов.

ћаксим —околов обращаетс€ к примерам из ќтечественной истории как к элементам предполагаемого общего с читателем знани€:

Ђ оалици€ 1941Ц1945 гг. была порождена наличием общего непри€тел€, причем столь грозного, что это заставило приглушить взаимные противоречи€ї[27]

ѕримечательно, что журналист очень внимательно подходит к обоснованию любых своих предположений Ц текст построен по жесткой схеме высказывание Ц фактическое подтверждение. ≈го ни в коем случае нельз€ обвинить в голословности. Ёто признак профессионализма.

Ђќп€ть же никто не отрицает, что фильтрованна€ политика там вообще занимает мало места, а в основном Ц игры, шоу, сериалы, беседы на малоприличные темы, сатирики и беспощадна€ попса. Ћошадиные дозы такого добра не могут не вызывать утомлени€.ї[28]

ќ за€влени€х Ѕарака ќбамы насчет Ђперезагрузкиї:

Ђѕоэтому все, чего можно ждать, Ц это некоторое сглаживание сучков и задоринок. „то тоже дело хорошее Ц кому нужны лишние занозы? ¬ американском анекдоте в ответ на указание, что в —Ўј каждый может стать президентом, собеседник отвечает: Ђћой старик говорит, что получить посто€нную оплачиваемую работу тоже неплохої.ї[29]

¬идим, что ћаксим —околов предпочитает выражать оценочные мнени€ при помощи стилистической окраски, игры слов, цитат и т.д.

Ј          ќ стилевых приемах

—тиль ћаксима —околова оригинален и потому очень заметен. ≈го публикации отличаютс€ очень разнообразным, богато окрашенным и ироничным €зыком, они изобилуют метафорами, цитатами, перифразами и т.д.:

Ђѕод знаменем борьбы с рейдерами-мракобесами можно создать широкий Ц от ≈.ј. „ичваркина до Ѕ.¬. √рызлова Ц народный фронт, который под торжественные звуки информационно-волновых клистиров и резонаторов √ельмгольца мощно за€вит о себе, организовав на Ќовом јрбате красочный парад в честь ƒн€ —в€того ѕетрика Ц покровител€ инноваторов.ї[30]

≈го материалы созданы дл€ вдумчивого чтени€, дл€ глубокого неспешного изучени€ каждой фразы. ѕоэтому они вр€д ли предусматривают чтение вслух Ц аудиальное воспри€тие таких текстов требует достаточного напр€жени€.

ЂЕособенность молодой демократии признал и посрамивший ¬иттельсбахов ћ.Ќ. —аакашвили, отметив: Ђ√рузи€ впервые создала прецедент строительства современного государства на территории  авказа, и это всех сводит с умаї. »нтересно, что самих строителей Ц в первую очередь.

¬прочем, при строительстве современного государства главное Ц не бо€тьс€ трудностей. √ор€чо вз€вшийс€ за строительство современного административного округа префект —јќ г. ћосквы ќ.Ћ. ћитволь дл€ начала свой щит прибил на вратах секс-меньшинств Ц Ђя закрыл самый большой в ≈вропе гей-клубЕї

ЂЕна ул. 8 ћарта воздвигаетс€ многофункциональный торгово-развлекательный центр. Ёту инновацию почему-то решено задушить <Е> Ќемала€ вера в инновации Ц даже в  ремле не найти такой веры Ц была €влена и членами јчинского горизбиркома, что в  расно€рском краеЕї[31]

Ётот довольно объемный отрывок приведен здесь, чтобы проиллюстрировать примечательный способ соединени€ частей произведени€. ∆урналист переходит от одного общественно значимого €влени€ к другому, использу€ стилистические приемы, а не группировку €влений по однородности. “аким образом, Ђприв€завшисьї к одному лишь слову, он может резко помен€ть тему, не нарушив композицию текста.

Ј          ќ присутствии в автора тексте

Ђ≈сли не брать в расчет рузвельтовское признание ———– в 1933 г. <Е>ѕоэтому все, чего можно ждать, Ц это некоторое сглаживание сучков и задоринокї[32]

Ђ’от€ тут мы сталкиваемс€ с важной методологической проблемой: в какой степени почтенность основной профессии членов ”»  сказываетс€ на точности подсчета голосовЕї[33]

¬ приведенных отрывках ћаксим —околов присутствует в тексте аналогично автору научного исследовател€ Ц в большинстве случаев в качестве обезличенной наблюдающей стороны, иногда использу€ местоимение Ђмыї, что часто используетс€ в научных трудах.


2.2 ѕро€вление авторской позиции в материалах ƒмитри€ —околова-ћитрича

 

Ј          ќ предмете отображени€

ЂЋюбима€ї тема ƒмитри€ —околова-ћитрича Ц проблемы социальной сферы. ќн пишет о недостатках системы здравоохранени€, пробках на дорогах, нехватке мужчин в провинции, беспризорных собаках и т.д.

Ђ–аньше был один город невест Ц »ваново. “еперь их дес€тки, если не сотни. »ногда такое ощущение, что в стране война и все мужчины ушли на фронтї[34]

Ђƒа, € понимаю, что уважаемые артисты написали письмо про бездомных животных, но у любой брод€чей собаки в ћоскве об€зательно есть предок, который имел хоз€инаї[35]

Ј          ќ целевой установке

ћатериалы данного журналиста нацелены на рассмотрение проблемы и предложение ее решени€. »ногда не совсем серьезно, но он его предлагает Ц чаще всего така€ несерьезность св€зана с Ђнесерьезностьюї причины проблемы, изучаемой в тексте.

Ђ¬ ”головном кодексе –‘ есть стать€ 245, предусматривающа€ наказание за жестокое обращение с животными до 2 лет лишени€ свободы. <Е> ѕочему этого недостаточно, чтобы совесть защитника животных успокоилась, мне непон€тно <Е> я даже знаю, что им надо делать. <Е> «аконодательно закрепить за человеком право при малейших признаках угрозы со стороны собаки открывать по ней огонь на поражение. »з разрешенного законом оружи€. ѕризнаком угрозы считать приближение животного без намордника и поводка менее чем на три метра.ї[36]

Ђочередной зат€нувшийс€ Ќовый год становитс€ роковым: в пь€ную неделю человек улетает в трубу, в начале феврал€ он понимает, что выхода из этой трубы нет, а в конце феврал€ Ц умирает. <Е> предлагаю считать всероссийское общественное движение против праздников учрежденным. <Е> предлагаю присоедин€тьс€ всем желающим <Е> Ќаши требовани€: оставить один праздник государственный (ƒень национального единства), один религиозный (в зависимости от региона), один исторический (ƒень ѕобеды), один человеческий (Ќовый год лайт). ≈сли эти дни приход€тс€ на субботу-воскресенье, дополнительных выходных не даватьї[37]

ѕроблема поставлена Ц решение предложено. —околова-ћитрича нельз€ обвинить и в отсутствии конструктивного мышлени€ Ц он стараетс€ не оставл€ть собственные вопросы без ответа.

ћатериалы ƒмитри€ —околова-ћитрича стоит отнести к жанру практико-аналитической статьи.

Ј          ќ про€влении позиции

—околов-ћитрич часто использует простую и интересную дл€ чтени€ схему построени€ аналитического материала. —начала он приводит случай из практики, послуживший информационным поводом, затем обозначает св€занную с ним проблему, затем снова возвращаетс€ к практике и так далее. ѕеремежа€ таким образом свои размышлени€ и реальные событи€, он с первых двух абзацев дает пон€ть, о чем будет идти речь в материале (и с практической, и с теоретической сторон) и поддерживает определенные живость и разнообразие. Ёто также помогает создать иллюзию реальной беседы с читателем, когда автор рассказывает какую-то историю, тут же высказывает мысли насчет нее, развивает эту тему, вспоминает еще случаи Ђв темуї и т.д. »ногда кажетс€, что он будто даже перебивает себ€.[38]

Ђ¬се три ƒ“ѕ, в которые € попал в обозримом прошлом, произошли по одному и тому же сценарию: € сдаю задним ходом, вроде все нормально, и вдруг Ц врезаюсь в серое дерево. »ли в серый столб. <Е> ÷вет депрессии, грусти, тоски и недовери€. <Е> —ерый цвет замедл€ет большинство процессов, в том числе умственные и физические, тормозит про€вление эмоций, особенно положительныхї[39]

¬ыше Ц переход от практики к мысл€м. «десь автор приводит логическое обоснование того, почему его неудачи св€заны именно с серыми предметами.

Ђ“о, что наш парламентаризм Ђкарманныйї Ц печальный медицинский факт, пон€тный всем, кто хоть немного интересуетс€ политикой <Е> что происходит в зале заседаний, когда р€ды и без того малопосещаемой нижней палаты еще больше поредели. „то же мы там видим? <Е> ј теперь давайте посмотрим, сколько нам стоит один депутатский палец <Е> если така€ автоматика действует в нелегком деле финансировани€ парламентариев, то почему бы не внедрить новые технологии и в саму законотворческую де€тельность?ї[40]

¬ приведенном отрывке мы видим, как журналист демонстрирует читателю свою Ђлабораториюї размышлений Ц он постепенно раскручивает мысль, проделывает подсчеты, анализ Ц и все на глазах у аудитории.

—вои оценки автор выражает довольно прозрачно и недвусмысленно. ќн использует дл€ этого оценочные обороты и слова (иногда сильно окрашенные).

Ђћы нормальные водители, а не папуасы с проблесковой погремушкой. “ак почему же мы ведем себ€ как последние членовозы, которым место за поребриком общественной жизни?ї[41]

Ђ» пока ни один Ќародный артист не вступилс€ за права человеческих младенцев. ќни предпочитают кошечек и собачек. Ќе знаю, как вам, а мне как-то обидно <Е> Ќе хочу никого обидеть лично, но большинство гражданских владельцев собак Ц это именно собачники, нагла€ и безответственна€ порода людей с психологией человека под мигалкойї[42]

Ј          ќ стилевых приемах

’арактерным стилевым приемом ƒмитри€ —околова-ћитрича €вл€етс€ повтор. ¬ материале он намеренно повтор€ет одну и ту же фразу, иногда даже вынос€ ее в отдельный абзац.

Ђћигалка у нас не на крышах, а в голове. » она в любой момент может материализоватьс€. «автра мы займем какой-нибудь высокий пост и первым делом поинтересуемс€: Ђј спецсигнал мне положен?"ї[43]

Ђ—ерые дома, серое здание администрации, серый Ћенин на сером постаменте, серые заборы и хоз€йственные постройки за нимиї[44]

ЂЋюдей, которые бегают с ружьем за бездомными собаками, €, конечно, не люблю. Ќо и собак € тоже не люблю, потому что они кусаютс€ї[45]

ѕриведенные выше фразы, повтор€€сь в материалах —околова-ћитрича, несут на себе не только композиционную и стилистическую (они дел€т текст на определенные Ђпараграфыї, выступа€ в роли эпиграфа и придают тексту определенную долю оригинальности, дополн€ют Ђфирменныйї стиль автора), но и смысловую нагрузку. ќни возвращают читател€ к основной теме, не позвол€ют ему забыть о ней, обозначают ее новые витки.

ƒанный журналист использует простой дл€ понимани€ разговорный €зык, не требу€ от читател€ особого напр€жени€. ≈го материалы можно легко воспринимать на слух.

Ј          ќ присутствии в тексте

ƒанный автор Ц герой собственного текста. ќн ведет общение с читателем от первого лица, широко использу€ местоимение Ђ€ї.

Ђя очень люблю актрису »нну „урикову. » —ерге€ ёрского с ¬алентином √афтом тоже люблю. » мэтра јндре€ ћакаревича € не могу не любитьї[46]

Ѕольшинство случаев из практики, описываемых в материалах, Ц ситуации из жизни самого журналиста.

ЂЌа прот€жении своей журналистской карьеры мне несколько раз приходилось готовить репортаж на одну и ту же банальную, но беспроигрышную тему: ћосква глазами человека, который ее никогда не виделї[47]

Ђя иду по городу —аратову, € здесь в командировке <Е> ¬от сейчас пишу эту колонку, за окном вечер, суббота <Е> я в майке-алкоголичке выгл€дываю из своего окопа и тут же получаю с лавочки несколько громких очередей на тему половых отношенийї[48]

»ногда он вводит автобиографические элементы, которые могут не только развлечь читател€ и послужить иллюстрацией к измышлени€м, но и сблизить автора с читателем через общность элементов биографии (например, многим читател€м, наверное, при€тно обнаружить в журналисте земл€ка).

Ђѕотом € вспомнил одну из своих бабушек, котора€, сколько € себ€ знаю, всегда ругала дедушку за пь€нство. ѕри этом оп€ть же Ц сколько себ€ знаю Ц сама же ему наливала. Ќаливает и ругает, наливает и ругаетї[49]

Ђ¬от €, например, всегда не любил город Ёлектросталь, в котором прошли мое детство и отрочество. ƒаже соседний старинный город Ќогинск, куда мы ездили на рынок покупать рыбок и хом€чков, мне тоже не очень нравилс€ї[50]

 


2.3 —равнение методов выражени€ авторской позиции журналистов Ђ»звестийї на фоне политики издани€

ѕо приведенным фрагментам публикаций и комментари€м к ним мы можем восстановить более-менее цельный образ каждого из двух авторов на страницах газеты. ¬ результате на одной полосе, в одной рубрике мы обнаружили два совершенно разных способа отображени€ реальности.

ћаксим —околов производит впечатление человека опытного и много в жизни повидавшего. ќсобенно это про€вл€етс€ в его стиле письма: неторопливое повествование человека, который никуда не спешит, ни о чем не волнуетс€ и просто получает удовольствие от процесса написани€. ’от€ его оценки довольно категоричны, а ирони€ едка, они не выдают никакой эмоциональной вовлеченности Ц автор максимально отстранен.

ƒругой же журналист Ц ƒмитрий —околов-ћитрич Ц воспринимаетс€ иначе. ≈го стиль далеко не так замысловат и сложен. ќн гораздо более динамичен и легок Ц автор представл€етс€ наход€щимс€ в посто€нном движении. »спользу€ разговорный €зык, а иногда и пр€мое обращение к аудитории, он скорее призывает читател€ к беседе, чем к совместному размышлению. ¬ то же врем€ более резкие оценки служат сильной предпосылкой дл€ читател€, чтобы поспорить с автором. Ќапротив, стиль ћаксима —околова не располагает к возражени€м.

“акже сильно различаютс€ и темы, избранные этими журналистами. ƒмитрий —околов-ћитрич говорит об актуальных проблемах повседневной жизни. „тобы найти информационный повод, ему достаточно огл€детьс€ вокруг. Ёта тема близка читателю, она находитс€ в акцидентной ему действительности Ц еще и поэтому такие материалы проще воспринимать. ћаксим —околов обычно пишет о гораздо более далеких читателю, хот€, возможно, и более глобальных процессах.

¬ то врем€ как —околов-ћитрич выбирает одну тему и пишет на нее целую подробную статью, —околов, следу€ закону жанра обозрени€, охватывает в одном материале гораздо большее количество €влений, лишь комментиру€ их. «десь становитс€ видным еще одно отличие Ц —околов-ћитрич Ђразжевываетї информацию читателю, практически не требу€ дополнительных знаний и сложных умозаключений, —околов же рассчитывает на определенный уровень образовани€ и фоновых знаний аудитории. “о же можно сказать и о чувстве юмора, используемом в материалах Ц юмор —околова требует гораздо больше знаний, в него вкладываетс€ больше смыслов.

„то касаетс€ методов представлени€ процесса мышлени€ читателю, то они у данных авторов достаточно схожи.

¬озможно, материалы этих двух сотрудников Ђ»звестийї адресованы немного разным возрастным категори€м читателей. ∆ивость и легкость изложени€ —околова-ћитрича может привлечь более молодую аудиторию, живущую в быстром темпе, а неспешные по-зрелому мудрые речи захот€т почитать люди постарше, которые уже Ђпон€ли жизнь и не спешатї.

¬ рамках политики издани€ исследованна€ рубрика, видимо, призвана вносить разнообразие в газету. ѕо тематике она соответствует основной модели Ђ»звестийї как общественно-политического издани€. ќднако имеет от остальной газеты заметные отличи€.

¬о-первых достаточно свободные разговорные стили, которыми пользуютс€ авторы на этой полосе, сильно разн€тс€ с сухим и официальным стилем, прин€тым в газете за основной.

¬о-вторых заголовки рубрики Ђћнени€& омментарииї зачастую более броски и Ђигривыї, чем заголовки других.

¬ третьих, в рубрике часто публикуютс€ материалы о €влени€х, которые по своей небольшой значимости не заинтересовали бы ни одну другую рубрику, а €влени€м, по мнению издани€ значимым, отводитс€ удивительно мало внимани€.

¬ св€зи с вышеуказанным эпиграф к рубрике: Ђћнени€ авторов данной рубрики могут не совпадать с мнением редакцииї, Ц вполне точно отражает действительность.

ќднако качество публикуемых в рубрике материалов соответствует статусу издани€ и не нарушает его внутренней гармонии.


«аключение

¬ данном исследовании автор рассмотрел основные способы про€влени€ авторской позиции журналиста с точки зрени€ создани€ и воспри€ти€ материала.  ак элементы позиции были изучены выбор темы, жанра, стилистической окраски €зыка, формы изложени€, варианты присутстви€ автора в тексте и выбор позиции в отношени€х с читателем.

ѕо мнению автора, все задачи, поставленные в начале работы, были выполнены.

√лавную цель исследовани€ автор также считает выполненной, так как при практическом изучении авторской позиции обнаружить черты личности журналиста оказалось вполне возможным. ј при сравнении трудов разных авторов удалось найти различи€ их позиций между собой и отличие их (пусть и незначительное) от позиции редакции (политики издани€). Ётому во многом помогла демократичность выбранной рубрики. ¬ то же врем€, довольно консервативна€ политика выбранного издани€ обеспечила сохранность своего рода академичности Ц практика журналистики действительно соответствовала ее теории, чего можно было не обнаружить в более новом или более свободном издании.

 роме того, пристальное изучение газеты Ђ»звести€ї в очередной раз вы€вило высокое ее качество, а также компетентность, эрудицию и профессионализм ее сотрудников.

ѕодтвердились и положени€, высказанные во введении, о субъективности журналистского материала и ее необходимости.

ќднако можно за€вить, что проблема авторской позиции еще далеко не изучена и рождает много вопросов.

ѕерспектив разработки проблемы достаточно много. Ёто может быть углубление в теорию манипулировани€, в теорию жанров, исторический взгл€д на проблему объективности-субъективности и др. ¬ качестве предмета будущих работ может быть вз€то отдельное издание за всЄ врем€ своего существовани€ или за определЄнный период, а также личность конкретного журналиста. ¬ основе же насто€щего исследовани€ лежит очень частный взгл€д на существующую проблему.


—писок использованной литературы

1.     јвраамов ƒ.—. ѕрофессиональна€ этика журналиста. ћ., 1991.

2.     ¬€тр ≈. —оциологи€ политических отношений. ћ., 1979.

3.     Ѕольша€ —оветска€ Ёнциклопеди€. ћ., 1975, т. 20.

4.     Ѕольшой толковый словарь. –ед.  узнецов —.ј. —ѕб., 2006.

5.     ∆изнь как творчество.  иев, 1985.

6.      им ћ.Ќ. “ехнологи€ создани€ журналистского произведени€. —ѕб., 2001.

7.      онституци€ –оссийской ‘едерации. —ѕб., 2009.

8.      орконосенко —.√. ќсновы журналистики. ћ., 2006.

9.     ћансурова ¬.ƒ. ∆урналистска€ картина мира как фактор социальной детерминации. Ѕарнаул, 2002.

10.   –оманов ѕ.ј. ”беждение как специфическа€ форма субъективного отображени€ действительности // ¬ест. ћоск. ун-та. ‘илософи€. 1982. є6.

11.   –ощин —. . ѕсихологи€ и журналистика. ћ., 1989.

12.   —лободчиков ¬.»., »саев ≈.». ѕсихологи€ человека. ¬ведение в психологию субъективности. ћ., 1995.

13.   —тюфл€ева ћ.». ќбразные ресурсы публицистики. ћ., 1982.

14.   “ертычный ј.ј. јналитическа€ журналистика: познавательно-психологический подход. ћ., 1998.

15.   „етыре теории прессы. ћ., 1998.

16.   Ёнциклопедический словарь Ѕрокгауза и ≈фрона. ћ., 2001, т. 11.



[1]†† јндреев ≈.ј. ћетодика конкретного социологического исследовани€ €зыка периодической печати. Ёлектронна€ публикаци€. —айт кафедры массовой коммуникации ёжно-”ральского √осударственного ”ниверситета. www.kmk.susu.ru 17.05.2007

[2]†† Ѕ—Ё, т. 20, с. 190

[3]†† ∆изнь как творчество. с. 39

[4]†† —лободчиков ¬. »., »саев ≈. ». ѕсихологи€ человека. ¬ведение в психологию субъективности. с. 98

[5]†† ≈.¬€тр. —оциологи€ политических отношений. с. 117

[6]†† ј.ј.“ертычный. ”каз. соч. —.202

[7]†† “ертычный ј.ј. ”каз. соч. с. 202

[8]†† “ам же с. 200

[9]†† —тюфл€ева ћ.». ”каз. соч

[10]  им ћ.Ќ. “ехнологи€ создани€ журналистского произведени€.

[11] —м “ертычный ј.ј. ”каз. соч.

[12] —м „етыре теории прессы

[13] јвраамов ƒ.—. ”каз. соч., с. 234

[14] “ертычный ј.ј, ”каз. соч. с. 111

[15]

[16] —тюфл€ева ћ.». ќбразные ресурсы публицистики

[17] —тюфл€ева ћ.». ”каз. соч.

[18] † Ёнциклопедический словарь Ѕрокгауза и ≈фрона. т. 11

[19] † –оманов ѕ.ј. ”беждение как специфическа€ форма субъективного отображени€ действительности

[20] “ертычный ј.ј. ”каз. соч. с. 115-125

[21] јвраамаов ƒ.—. ѕрофессиональна€ этика журналиста. с. 234

[22] ћаксим —околов. ѕосрамленные ¬иттельсбахи. Ђ»звести€ї от 19.03.2010

[23] ћаксим —околов. Ќельз€ дважды перезагрузитьс€ в одну и ту же реку. Ђ»звести€ї от 07.07.2009

[24] ћаксим —околов. Ќельз€ дважды перезагрузитьс€ в одну и ту же реку. Ђ»звести€ї от 07.07.2009

[25] ћаксим —околов. Ќо миром кончаютс€ войны. Ђ»звести€ї от 16.01.2010

[26] ћаксим —околов. Ћ€гушка и скорпион. Ђ»звести€ї от 24.12.2009

[27] ћаксим —околов. Ќельз€ дважды перезагрузитьс€ в одну и ту же реку. Ђ»звести€ї от 07.07.2009

[28] ћаксим —околов. ѕробирочное телевидение. Ђ»звести€ї от 03.12.2009

[29] ћаксим —околов. Ќельз€ дважды перезагрузитьс€ в одну и ту же реку. Ђ»звести€ї от 07.07.2009

[30] ћаксим —околов. ѕосрамленные ¬иттельсбахи. Ђ»звести€ї от 19.03.2010

[31] ћаксим —околов. ѕосрамленные ¬иттельсбахи. Ђ»звести€ї от 19.03.2010

[32] ћаксим —околов. Ќельз€ дважды перезагрузитьс€ в одну и ту же реку. Ђ»звести€ї от 07.07.2009

[33] ћаксим —околов. "” птицы есть гнездо...". Ђ»звести€ї от 19.02.2010

[34] ƒмитрий —околов-ћитрич. ∆енское счастье. Ђ»звести€ї от †20.04.10

[35] ƒмитрий —околов-ћитрич. ћое собачье дело. Ђ»звести€ї от† 26.01.2010

[36] ƒмитрий —околов-ћитрич. ћое собачье дело. Ђ»звести€ї от† 26.01.2010

[37] ƒмитрий —околов-ћитрич. ѕраздники против страны. Ђ»звести€ї от 09.03.2010

[38] —м. ƒмитрий —околов-ћитрич. ѕередозировка сера€. Ђ»звести€ї от 16.02.2010

[39] ƒмитрий —околов-ћитрич. ѕередозировка сера€. Ђ»звести€ї от 16.02.2010

[40] ƒмитрий —околов-ћитрич. „емодан Ч мандат Ч рунет. Ђ»звести€ї от 19.10.2009

[41] ƒмитрий —околов-ћитрич. „еловек без мигалки. Ђ»звести€ї от 27.04.2010

[42] ƒмитрий —околов-ћитрич. ћое собачье дело. Ђ»звести€ї от 26.01.2010

[43] ƒмитрий —околов-ћитрич. „еловек без мигалки. Ђ»звести€ї от 27.04.2010

[44] ƒмитрий —околов-ћитрич. ѕередозировка сера€. Ђ»звести€ї от 16.02.2010

[45] ƒмитрий —околов-ћитрич. ћое собачье дело. Ђ»звести€ї от† 26.01.2010

[46] ƒмитрий —околов-ћитрич. ћое собачье дело. Ђ»звести€ї от† 26.01.2010

[47] ƒмитрий —околов-ћитрич. ѕередозировка сера€. Ђ»звести€ї от 16.02.2010

[48] ƒмитрий —околов-ћитрич. ∆енское счастье. Ђ»звести€ї от 20.04.2010

[49] ƒмитрий —околов-ћитрич. ќп€ть трезвый?! Ђ»звести€ї от 12.01.2010

[50] ƒмитрий —околов-ћитрич. ѕередозировка сера€. Ђ»звести€ї от 16.02.2010

¬ведение јналитический журналистский материал, в отличие от информационного, дает своему автору возможность не просто проинформировать читател€ о €влении, но и высказать св€занные с ним оценки, выводы, прогнозы. “аким образом, обраща€сь к г

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  урсова€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  урсова€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru