База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Человек и природа в русской литературе — Литература и русский язык

(По лирике Ф. И. Тютчева)

Две души живут в груди моей, всегда враги.

И. В. Гете “Фауст”

Не то, что мните вы, Природа...

Ф. И. Тютчев

Ф. И. Тютчев — мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской литературе. В современной Тютчеву поэзии почти не было природы как основного объекта изображения, а в лирике Тютчева природа занимает доминирующее положение. Именно в пейзажной лирике проявляются особенности миросозерцания этого незаурядного поэта.

Пейзажная лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение “Не то, что мните вы, природа...” отражает отношение поэта к природе, его понимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает, что истинным бессмертием обладает природа, а не человек, человек — это лишь разрушающее начало.

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

А для того, чтобы не вносить в природу разлад, необходимо раствориться в ней.

Тютчев воспринял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности как принцип единства. И два противоборствующих начала, которые создают единое целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пейзажную. Его привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях. Его романтизм основан на признании жизни как нестихающей борьбы противоположностей, поэтому его привлекали переходные состояния человеческой души, переходные времена года. Недаром Тютчева называли поэтом переходных состояний. В 1830 году он пишет стихотворение “Осенний вечер”. Осень — это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. Природа здесь таинственная, но в ней

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья...

Красота и божество природы связаны с ее увяданием. Гибель и страшит поэта, и манит его, он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ее ущербности. Человек — это лишь частичка огромного мира природы. Природа здесь одушевлена. Она вбирает в себя

Зловещий блеск и пестроту дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состояния, можно выделить стихотворение “Тени сизые смесились...”. Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.

Все во мне, и я во всем!..

Для Тютчева очень важен миг приобщения человека к вечности. И в этом стихотворении поэт показал попытку “слиться с беспредельным”-. И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумерках наступает миг приобщения человека к вечности.

Сумрак тихий, сумрак сонный...

С миром дремлющим смешай!

Несмотря на то что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева — это символ гармонии и спокойствия. Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является “Полдень”. Представления о природе здесь близки к античным. Особое место занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков считалось, что полдень — священный час. В этот час покой охватывает все живое, ведь сон здесь является и покоем.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

Образ великого Пана сливается с картиной дневного полдня. Здесь знойная гармония природы. Абсолютно противоположно этому стихотворению стихотворение “О чем ты воешь, ветр ночной?..”. Здесь поэт показал мир души ночной. Усиливается тяготение к хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание заглянуть в тайны мироздания, ночью человек может погрузиться в бездну своей души, в которой нет предела. Это желание поэт называет “жаждой слиться с беспредельным”. Хаос страшен, но для ночной души он необходим. Природа, ночной ветер причастны к тайне бытия, поэтому поэт так страстно обращается к ветру:

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Стихотворение очень напряженное. Возвышенная, самозабвенная любовь к природе, попытка родства с ней, борьба противоположных чувств, философская глубина отличают пейзажную лирику Тютчева. Образ природы и образ человека — это контрастные образы, но они соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над противоположностью всегда господствует единство. Неизмеримо большое, природа, и неизмеримо малое, человек. Они всегда связаны.

В наше время проблема взаимоотношений природы и человека стоит особенно остро. Человек разрушает природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня. Человек должен слиться с природой и не нарушать ее гармонии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

(По лирике Ф. И. Тютчева) Две души живут в груди моей, всегда враги. И. В. Гете “Фауст” Не то, что мните вы, Природа... Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев — мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской лит

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
Традиции русской классики в творчестве И. Бунина
Трагедия любви в лирике А. А. Блока
Литература на военную тему
Искусство создания характера
Иван Алексеевич Бунин
Стихи о назначении поэта и поэзии
Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Любовь как трагедия незаурядной личности

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru