курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Дети – отражение своих родителей. Так ли это?
Введение
В наши дни существует множество социальных проблем: трудные подростки, дети-сироты, алкоголизм всех возрастных категорий населения, наркомания, зависимость от табачных изделий, преступность, человеческая жестокость и т.д. Я решила взять ту социальную проблему, от которой идут все остальные проблемы в обществе. Это проблема неправильного воспитания, неблагоприятного климата в семье.
Действительно, какова вероятность того, что в семье, где ни мать, ни отец не пьют, воспитают человека, который в будущем будет страдать алкоголизмом? Или какова вероятность, что в семье с благоприятным климатом, полным взаимопониманием, уважением каждого члена, равноправием, тёплыми отношениями будет трудный ребёнок, склонный к различного рода правонарушениям?
Выбрав данную тему, я решила выяснить, насколько же верна та теория, что дети повторяют модель поведения своих родителей, строят свои отношения в семье так, как это делали их родители, как сильно влияет воспитание в семье на дальнейшую жизнь человека, и к чему могут привести ошибки родителей.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе,
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Важность правильного воспитания
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения – все это создает благоприятную среду для эмоционального формирования личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главнейшую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки.
Часто уже в детском саду приходится встречаться с проявлением агрессии мальчиков по отношению к девочкам. Считается, что, если мальчик задирается, бьёт девочку, значит, она ему нравится. Но почему бы ему не сделать ей какой-нибудь маленький приятный подарок? Например, подарить цветочек. Задумываясь над данной ситуацией, можно предположить, что в семье такого мальчика отец проявляет жестокость к матери. Он знает, что папа любит маму, но также видит, как отец поднимает на неё руку. У ребёнка складывается мнение, что если ты любишь человека, то его нужно бить, проявлять к нему агрессию, жесткость. Ребёнок до 6–7 лет проводит своё время дома и в детском саду, следовательно, модели поведения он может перенимать у своих родителей, следовать их примеру.
Когда ребёнок идёт в школу, он попадает в среду, где все дети из разных семей, с разным воспитанием, с разным представлением о мире, о том, как следует проявлять себя в обществе, с разными моральными ценностями, этическими представлениями, с разными манерами и т.д. Часто ребёнок слышит, как матерятся его сверстники, и не может этого понять, так как для него это дико, ибо в его семье не матерятся, и употреблять нецензурную речь считается для него аморальным. Поэтому ребёнок не понимает, почему же его одноклассники сквернословят, ведь это неправильно. Но дети, которые используют в своей речи маты, вероятно, воспитываются в семье, где материться – в порядке вещей. Поэтому ребёнок не понимает, что это плохо. Даже если родители его ругают за маты, но ведь сами они так делают, тем самым подавая пример ребёнку. Он думает, что, если папа и мама так делают, значит, в этом нет ничего плохого, просто мне ещё рано, я маленький, поэтому мне нельзя, а они взрослые. Но ведь в школе родители его не видят, значит, он может показать своим одноклассникам, каким взрослым он может быть. Продемонстрировать, как ведут себя взрослые.
Взаимоотношения семьи и школы важны как впервые годы пребывания ребенка в школе, так и в старшем возрасте. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумения хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Неразумная родительская любовь
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа.
Любовь умиления – это самое печальное, что можно представить себе в отношения родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ребенку кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Это форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и в человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или дочь – такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.
Родители читают детям нотации о том, как надо себя вести, дают им полезные советы, предостерегают от ошибок, а в итоге получают противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что поступки родителей не всегда соответствуют тому, о чем они говорят? Дети – это постоянные свидетели. Они видят падения родителей, срывы, провалы, как бы родители ни старались скрыть это.
Социологические опросы
В нашей школе я проводила социологические опросы среди учащихся 4,5 и 7 классов.
На основе данных опроса я сделала много выводов для себя. Некоторые из них я представлю в этом исследовании.
Я попросила учащихся закончить предложение «Моя семья…», добавив к этому словосочетанию прилагательное, которое наиболее точно характеризует их семью. Большинство ответов были положительными и, в основном, либо одинаковые, либо синонимичные (хорошая, добрая, отзывчивая, дружная, позитивная, весёлая, любимая, ласковая, лучшая, счастливая, клёвая, замечательная). Одни из учащихся ответил честная. Вероятно, что в их семье отношения строятся на полном доверии друг к другу, взаимопонимании. Некоторыми учащимися были даны такие ответы: нормальная, тираническая, плохая, «такая не очень, но мне нравится», я и папа… Те дети, которые отозвались отрицательно о своей семье (ответ нормально тоже можно причислить к отрицательным, так как ребёнок не может сказать ничего хорошего о своей семье, но и плохо говорить о своей семье он тоже не может, поэтому он предпочёл дать нейтральный ответ), чувствуют себя некомфортно в своей семье, возможно, что родители плохо к ним относятся, часто их ругают, или ребёнок нередко становится свидетелем скандалов между отцом и матерью. Возможно, что дома их не понимают, относятся пренебрежительно, они не могут поделиться своими проблемами с родителями, чтобы те помогли им их решить. В любом случае, в этих семьях существуют проблемы, которые уже имеют отражение на их детях и которые будут сбиваться в большой ком, если их не решать, и ещё более усложнять жизнь ребёнка и оставлять след на его психическом здоровье. Мальчик, который дал ответ «я и папа…», наверняка очень переживает из-за того, что у него неполноценная семья, ему хочется, чтобы у него, как и у всех, была мама.
Следующим предложением, которое ученики должны были закончить, было: «Моя мама…».
Практически все ученики подобрали для своих матерей положительные прилагательные, которые показывают их любовь к маме. У большинства учеников ответы были одинаковыми или подобными. Вот, что отвечали учащиеся: классная, самая-самая, любимая, клёвая, счастливая, заботливая, милая, красивая, лучшая, добрая, хорошая, умная. Но были и те дети, у которых мама ассоциируется с не совсем приятными моментами… Возможно, что в этих семьях существует непонимание между её членами, разногласия, мать не уделяет достаточно внимания и времени ребёнку, не оказывает ему поддержку в те минуты, когда он в ней нуждается. Ответы некоторых учеников натолкнули на мысли, что в их семьях нет равноправия, ребёнок чувствует себя ущемлённым, ему кажется, что мама поступает с ним несправедливо. Вот некоторые ответы: «считает меня слугой», «непонимающая». У некоторых учеников и вовсе нет мамы…
Ученикам было дано предложение «Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…». То, как ученики продолжили это предложение, позволило сделать не очень приятные выводы…
Оказывается, что большинству детей не хватает отцовского внимания. Они бы хотели, чтобы папа чаще обращал на них внимание, уделял больше времени (Был со мной. Сходил со мной на каток. Покатался со мной на лыжах. Сходил со мной в кафе. Сходил со мной на тренировки. Был чаще дома, а не на работе. Играл со мной. Научил меня водить. Больше обращал на меня внимание. Был дома и помогал мне. Больше проводил времени с семьёй. Съездил со мной во Владивосток. Больше разговаривал со мной.)
Несколько учеников хотели бы, чтобы их папа стал немного добрее. Вполне вероятно, что в таких семьях отец старается дать своему ребёнку хорошее воспитание, но слишком строг с ним, поэтому ребёнку хотелось бы, чтобы отец был несколько мягче. У некоторых детей нет отца, но они хотели бы, чтобы он был (Я бы хотела, чтобы у меня был папа… Вернулся.)
Есть и те дети, которые хотели бы, чтобы их отец избавился от некоторых вредных привычек (Бросил курить. Перестал пить). Если ребёнок желает, чтобы его отец бросил пить, то вероятнее всего, что в этой семье происходят частые ссоры, скандалы из-за выпившего папы. Естественно, что ребёнку некомфортно жить в такой атмосфере, поэтому он желает, чтобы отец перестал пить. Ученик, который хочет, чтобы его отец перестал курить, скорее всего очень любит папу, поэтому желает ему здоровья, которое он губит курением.
С возрастом потребности детей меняются, и они предпочитают материальное обеспечение родителей духовному. В 7 классе большинство учеников хотели бы, чтобы их отец купил им что-нибудь или дал денег (Подарил мне мопед. Стал олигархом. Установил мне компьютерную игру. Больше катал меня на хамере и лимузине. Давал мне деньги. Купил мне фотоаппарат. Купил мне телескоп. Купил мне компьютер) Многие ответы совпадали.
семья подростковый преступность личность
Истоки подростковой преступности
Недостаток внимания в семье зачастую приводит к печальным последствиям. В наши дни увеличилась преступность среди подростков. В большинстве случаев преступниками становятся дети из неблагополучных семей. Неправильное воспитание, искаженное представление о том, что хорошо, а что плохо, недостаток родительской любви, ласки, внимания, контроля перерастают в неправильное понимание реальности. Ребёнок не может ориентироваться в обществе, теряется, не знает, как ему поступить в трудных ситуациях, не может найти поддержки у своих родителей, ему не удаётся самому справиться с трудностями, а помочь некому. Эти и ещё многие факторы становятся причинами преступных мыслей в голове подростков. К сожалению, многие дети эти мысли материализуют.
На 20.02.2011 г. На учете в ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнпительная инспекция №5 ГУФСИН России по Приморскому краю» состоит 13 несовершеннолетних осужденных, из них 8 подростков проживают в неполных малообеспеченных семьях.
В 2010 году по учетам прошло 34 несовершеннолетних осужденных, из них 22 подростка не имеют второго родителя, а доход семьи ниже прожиточного уровня.
Кроме того, в 2010 году осуждено к реальному лишению свободы за повторное преступление 6 несовершеннолетних, из них только один подросток проживал в полной семье с хорошим материальным положением. Причина совершения преступления – личное нежелание встать на путь исправления. В остальных случаях – это отсутствие контроля со стороны семьи за окружением и поведением подростка, нежелание и лень воспитания ребенка, пьянство в семье, отрицательное влияние старших членов семьи. Также совершению подростками преступлений, как правило, предшествуют уклонение от учебы и труда, бродяжничество или асоциальный образ жизни, злоупотребление алкогольными или наркотическими веществами, неблагополучная обстановка в семье.
Заключение
Исследуя эту социальную проблему, я сделала некоторые выводы о своей семье, о семье родных и близких. Данная тема действительно важна, так как относится к каждому человеку. Особенно важно донести эту тему до тех, кому ещё только предстоит стать родителями. Конечно, человеку свойственно учиться именно на своих ошибках, так как на чужих учиться выходит плохо. Каждый человек должен понимать, какую ответственность он берёт на себя, а именно, воспитание человека, которому потом предстоит жить в обществе самостоятельно. И то, насколько ответственно молодые родители подойдут к этому, зависит целая жизнь. Ведь фундамент человеческой личности закладывается именно в семье. Затем ребёнок сам начнёт возводить свой небоскрёб, но если фундамент окажется некрепким, то рано или поздно небоскрёб разрушится. Часто случается так, что родители с самого детства начинают разрушать мечты, желания, стремления детей. Они спускают их с небес на землю, возвращают к реальности, говорят о том, что есть настоящая жизнь. Они подсознательно настраивают ребёнка на то, чтобы он возводил не небоскрёб, а пятиэтажку. Такие родители изначально закладывают неправильный слабый фундамент личности. Однажды они сами осознают, что это они не дали уверенности ребёнку в своих силах, что он мог бы добиться большого успеха, если бы они не вырвали с корнем все стремления ребёнка. Это хорошо, если ребёнок в будущем выстроит хотя бы пятиэтажку, но ведь есть и те дети, фундамент которых еле-еле выдержит хилый двухэтажный дом… В большинстве случаев те родители, которые сомневаются в возможности своих детей достичь невероятных высот, сами не добились в жизни того, к чему стремились в молодости. Вероятно, что их родители так же не вселили в них уверенность в то, что в жизни всё возможно, стоит лишь приложить усилия, и можно добиться всех поставленных целей.
На самом деле у каждого человека есть всё, что нужно для достижения успеха в жизни. В человеке с детства должен формироваться стержень, который будет крепнуть с годами. Если у ребёнка проблемы в семье, есть факторы, которые мешают нормальному его развитию, то этот внутренний стержень, воля, осознание необходимости самому прокладывать себе дорогу в жизнь помогут ему самореализовываться, самосовершенствоваться, заниматься саморазвитием. Когда ребёнок понимает, что для достижения поставленных целей ему требуется много усилий, средств, а поддержки от родителей нет, иногда даже наоборот они пытаются убедить ребёнка в том, что всё это бессмысленно, нереально, тогда у ребёнка опускаются руки, он теряет веру в себя, свои силы и чаще всего отказывается от своих целей. Но есть и те, кто вопреки всем преградам борются за ту жизнь, которой они хотят жить, за то будущее, в котором они видят себя. На многих примерах из жизни я увидела, что дети, не имеющие никакой поддержки родителей, стали успешными людьми, которые живут в достатке и добились того, чего хотели в детстве и не останавливаются на достигнутом. Но не каждый ребёнок обладает такой волей, поэтому родители должны быть внимательны и, ни в коем случае, не навязывать ребенку идеал именно их жизни.
Сильное воздействие на будущую жизнь ребенка оказывает атмосфера в семье. Если ребёнок живёт в семье, где родители постоянно ругаются, применяют жестокость в отношении друг друга, а порой и к самому ребёнку, то это сильно травмирует психику его. Если родители часто пьют, а в выпившем состоянии начинают скандалить, ругать ни за что ребёнка, и просто вести себя так, как в нормальных семьях не допускается, то они наносят сильный урон психическому здоровью ребёнка, что в последствии будет очень сильно сказываться на его жизни. Большинство всех проблем, причины которым родители пытаются искать в друзьях, школе, плохом окружении, в самом ребёнке, скрыты именно в семейных отношениях. Семья может оставлять в душе ребенка раны, которые не залечиваются до самой старости, а все нерешённые проблемы детства преследуют человека на протяжении всей жизни. Поэтому родители не должны стесняться обращаться за помощью к семейным психологам, если сами не могут разобраться с некоторыми проблемами, которые они чаще всего даже не замечают. Лучше решить всё, пока есть возможность. Все проблемы должны решаться своевременно. То, какого человека родители воспитают и выпустят во взрослую жизнь, зависит только от родителей. Конечно, школа, окружение ребёнка играют немаловажную роль, но каркас человеческой личности формируется именно семьёй. Родители – это пример, модель человека в детском понимании. Каждый из родителей должен помнить об этом и приложить все усилия, чтобы вырастить достойного человека.
Дети – отражение своих родителей. Так ли это? Введение В наши дни существует множество социальных проблем: трудные подростки, дети-сироты, алкоголизм всех возрастных категорий населения, наркомания, зависимость от табачных изд
Лингвокультурологический материал с Витебско-российским пограничьем
Педагогические основы социальной работы
Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты
Педагогічні основи економічного виховання шляхом використання методу формування свідомості
Проблемы модернизации общего и профессионального образования
Методика педагогических исследований
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным играм
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.