курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Детская проституция как форма проявления
девиантного поведения детей
Выполнила: студентка III курса ХГФ
Крекова Марина Борисовна
Проверила: преподаватель Сенина
Ольга Ивановна
Усть-Илимск 2004
Содержание
Введение........................................................................................................... 3
I. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания.............. 5
1. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков....... 5
2. Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет......... 7
II. Подростковая проституция ....................................................................... 9
1. Проблема и особенности детской проституции.................................. 9
2. Типология проституции. Детская и подростковая
проституция и криминал.......................................................................... 14
III. Исследование проблемы детской и подростковой проституции в городе Усть-Илимске....................................................................................................................................................... 27
Заключение.................................................................................................... 29
Список литературы....................................................................................... 30
Приложение................................................................................................... 31
Введение
Проституция - это общемировое явление с глубокими историческими корнями. В условиях цивилизованного общества проституция превратилась в проблему. Имея биологическую основу, проституция не имеет аналогов в животном мире и представляет собой чисто человеческий феномен. Тесно связанная с культурой, проституция противостоит ей как нечто чуждое и враждебное. Культура постоянно обновляется и видоизменяется, сохраняя лучшие достижения. Проституция остается почти не затронутой прогрессом, тормозит его своим низменно-примитивным началом.
Нарушение сексуальной избирательности как основа проституции лиц женского пола.
Биологическое право выбора партнера, предоставленное женщине природой, может быть нарушено:
a) в результате наличия заболеваний, таких как шизофрения, нейроинфекции (менингит, энцефалит), травматические поражения головного мозга, сосудистые поражения мозга и мозговых оболочек после перенесения детских инфекций (корь, скарлатина), опухоли мозга, опухоли коры надпочечников;
b) в результате психических травм с невротическими последствиями;
c) в результате изнасилования;
d) в результате насильственного замужества или других форм сексуального овладения женщиной против ее воли. Следствием перечисленного может стать потеря избирательности и склонность к проституции как с целью заработка, так и с целью получения сексуального удовлетворения.
Отсутствие этнокультурных предпосылок для проституции в РФ.
В России в настоящее время нет идеологических и этнокультурных основ для проституции:
а) женщины имеют равные права с мужчинами;
б) нет расовой и этнической дискриминации;
в) заключение браков производится по добровольному согласию партнеров;
г) эксплуатация сексуальности женщины запрещена законом (статья 118 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Социально-экономические предпосылки для проституции в РФ.
Социально-экономическая ситуация в России в настоящее время характеризуется как нестабильная, отмечается рост безработицы, миграция населения, инфляция, темпы которой к настоящему моменту хотя и замедлились, но остаются высокими, углубляется имущественное расслоение. Эти факторы, безусловно, сказываются на росте проституции, но не являются определяющими, о чем свидетельствует еще более высокий показатель уровня проституции в странах с благополучной социально-экономической ситуацией.
Так как проституция, т.е. предоставление сексуальных услуг за вознаграждение или без него, при условии, что женщина не выбирает партнера, возможно только на основе болезненного состояния женщины, то это является нарушением прав человека. Женщина в данной ситуации превращается в товар на рынке услуг. Партнер становится покупателем, нарушающим права больного человека. С повышением спроса на услуги проституток появляются посредники - сутенеры, содержатели притонов и легальных (в странах, где проституция разрешена) или нелегальных (как в России) публичных домов. Эти люди эксплуатируют болезненные качества личности женщины в корыстных целях.
Существует определенная связь сексуальной активности с отклоняющимся (девиантным) поведением. Одним кажется, что сексуальная активность способствует его возникновению, другие видят в девиантном поведении почву для сексуальной вседозволенности. Как бы то ни было, эти вещи взаимосвязаны. По данным американских исследователей, высокий уровень сексуальной активности подростков сочетается с кражами, угонами транспорта, насилием, бессмысленными разрушениями, алкоголизацией, наркотизацией. И. С. Кон отмечает, что все эти действия могут быть проявлением эмансипационных реакций, своего рода знаками самостоятельности, а там, где подростково-юношеская сексуальность не находится под особо жестким запретом, ее связь с девиантным поведением ослабевает.
Сдерживать, регулировать природные побуждения помогает и призвано воспитание. В условиях бесконечных «искушений», испытаний на прочность трудно сохранять воспитанность (весьма показательная модель - переполненный общественный транспорт; ее использует в психологических исследованиях не один социальный психолог). Половое воспитание смыкается не только с нравственным воспитанием, но и с широким кругом проблем экологии человека. Делясь с подрастающими поколениями опытом управления собственной жизнью вообще и сферой пола - в частности, мы должны позаботиться и о создании для его развития оптимальных условий. Но здесь мы вступаем в не существующую пока область знаний - сексологическую экологию...
Знание об их возможности, предвидение их, оберегание от них детей и подготовка их к самостоятельному избеганию потенциально трудных «зон» могут значительно уменьшить их риск. Мы могли убедиться также и в том, что разумное поведение может быть неоценимой помощью, если все же такие ситуации возникают. Не все стороны влияния научно-технического прогресса на жизнь и социализацию подрастающих поколений можно было предвидеть заранее. Многие из них открываются для понимания только теперь, заставляя искать новые пути и обосновывая с новых позиций те линии воспитания, в том числе полового, в которых еще недавно сомнения перевешивали уверенность.
I. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания
1. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами.
Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве». В них записано, что профилактика безнадзорности и правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел. Однако для того, чтобы профилактическая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.)
Психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
· дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
· конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
· асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологическая реабилитация.
Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы, которая включает деятельность кружков, совета школы, экскурсионную работу, специальные занятия по формированию культуры поведения в образовательном учреждении, общешкольные мероприятия, взаимодействие с другими учреждениями.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации практически не используется.
2. Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет
В юношеском возрасте каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение зародившейся сексуальной чувствительности – это важный компонент юношеского самосознания. Отношения молодых людей к своим сексуальным устремлениям может быть различным:
1. Преувеличение физических аспектов сексуальности, разрядка сексуального напряжения с помощью циничных разговоров, сальных анектодотов и тому подобное;
2. Аскетизм, подчеркнуто презрительное отношение к сексуальной чувствительности как к чему-то низменному, стремление подавить в себе сексуальное влечение;
3. Интеллектуализм, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее;
4. Разрядка сексуальных влечений в онанизме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный онанизм (мастурбация) в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредным. Но чрезмерный онанизм может ослабить организм и поэтому следует избегать факторов, способствующих половому возбуждению»).
5. Начало половой жизни следствие: а) появления влюбленности, либо б) сильных сексуальных желаний, либо в) как средство доказательство своей взрослости, как средство самоутверждения и повышения своего престижа в глазах сверстников.
Определение детской проституции как феномена:
1) Возрастная градация исходя из общих законов становления сексуального сознания и физиологической половой зрелости можно условно выделить три возрастные группы девочек-проституток:
а) девочки от 8 до 11 лет. В норме этот возраст характеризуют понятийная стадия сексуального сознания, половая незрелость, конвенционный (договорной) уровень нравственности, то есть понятие "что такое хорошо, что такое плохо" навязывает или активно воспитывает окружающая социальная среда;
б) девочки 11-14 лет. В норме этот возраст характеризуют романтическая стадия сексуального сознания, период пубертата, активного полового созревания, сопровождающийся высокой гормональной насыщенностью крови, формированием вторичных половых признаков, пробуждением либидо, конвенционный уровень нравственности;
в) девочки 14-16 лет. В норме этот возраст характеризуют эротическая стадия сексуального сознания, окончание пубертата и вступление в детородный возраст, автономный уровень нравственности, то есть способность самостоятельно рефлексировать, оценивать и осмыслять, позитивные и негативные факторы социальной среды. В силу характерного для юношеского максимализма возраста оценки и результаты рефлексии не всегда адекватны.
Таким образом изучив факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков, я выделила основные, наиболее значимые: биологические, психологические, социально-психологические. Большую роль в развитии ребенка играют взаимоотношения в семье. Для того, чтобы узнать причины появления проституции, надо сначала изучить факторы по которым отклоняется детское поведение от нормы. Огромное значение имеют возрастные половые особенности детей и подростков от 8 до 18 лет. Отношение молодых людей к своим сексуальным устремлениям играют большую роль в развитии психологических отношений между сверстниками и другими людьми.
II. Подростковая проституция
1. Проблема и особенности детской проституции
«Среди всех ужасов жизни, среди всех страданий и кошмарных уродств ее, едва ли не самой ужасной гримасой этой жизни кажется нам преждевременно взрослое и отупевшее лицо ребенка, продающего или продаваемого на панели и в домах разврата», - так писал в начале XX века один из наших соотечественников. Прошло свыше 80 лет, а детская проституция и порнография не только не ушли в прошлое, но приобрели еще большие масштабы в российском обществе. Это обусловливается рядом причин, в частности, либерализацией половой морали, ослаблением социального и правового контроля со стороны государства, а также падением престижа института семьи и материнства в современном обществе.
Термин «проституция» происходит от латинского prostitutio -осквернение, обесчещение. Проституция (вступление в половую связь за плату) — это одна из разновидностей половой деморализации, другими проявлениями которой считаются вступление в половую связь лиц, не достигших половой зрелости, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.
Различные виды деморализации в сфере полового поведения несовершеннолетних особенно распространены среди девочек, о чем свидетельствует количество дефлорированных девочек 12-13 летнего возраста, число обращений несовершеннолетних по поводу производства аборта, распространение среди них венерических заболеваний.
Проблема детской проституции усугубляется выработанным за годы советской власти тезисом «в России секса нет», а значит, нет и детей, предоставляющих оплачиваемые сексуальные услуги. Хотя если обратиться к прошлому, то по отчету Петербургского врачебно-полицейского комитета, в 1889 году в России среди официально зарегистрированных проституток число детей в возрасте до 18 лет составляло 31%; в 1909г. их стало уже более 45%. А убежища петербургских домов милосердия уже в 1910г. принимали детей, занимающихся продажей своего тела, начиная с 13 лет, хотя по уставу там должны были содержаться дети старше 16 лет. Оставалась острой проблема детской проституции и в 20-х годах.
В СССР какие-либо сведения и научные знания о проституции практически отсутствовали. В «Словаре русского языка» проституция, как впрочем, и благотворительность, значится элементом эксплуататорского общества и понимается как «продажа женщинами своего тела с целью добыть средства к существованию».
Хотя различают мужскую и женскую; взрослую и детскую проституцию, наиболее изученной является женская проституция. Женщины, которые вступают на этот путь, являются товаром, их тело - объектом купли-продажи. Способность женщины привлекать мужчин - это ее «капитал», который расчетливо инвестируется с целью получения максимальной прибыли. Изначальной причиной прихода женщин в эту сферу бизнеса является наличие спроса на «сексуальные услуги», за которые мужчины платят и которые чаще всего оказывают женщины. В России проституция не преследуется, поскольку нет уголовного законодательства, запрещающего эту деятельность, а вот, например, в США предусмотрены репрессивные меры для женщин, занимающихся проституцией, в виде задержания или ареста.
Говоря о детской проституции, все немногочисленные научные отечественные источники рассматривают в качестве основного объекта сексуальной деятельности девочку-проститутку, замалчивая, что в обществе существует и другой вид детской проституции - гомосексуальная проституция. При этом мальчики могут оказывать платные сексуальные услуги в качестве «профессионалов», для которых это занятие является постоянным и основным источником заработка; «мальчиков по вызову» , подрабатывающих таким образом; «мальчиков на подхвате», которые время от времени получают доход от оказанных ими услуг. Их называют альфонсами. Есть лишь приблизительные данные об их численности. В 1996 г. в Москве было около 100 подростков, зарабатывающих на жизнь таким способом. Несомненно, что в настоящее, время в связи с изменившимися социально-бытовыми условиями их стало намного больше. В месяц альфонсы имеют около 400-600 дол., не считая бесплатной еды и подарков. Дамы, которые пользуются услугами подростков-альфонсов, - это, как правило, разведенные женщины от 35 до 55 лет.
В России нет законов, запрещающих проституцию, но существует очень тесная связь между проституцией, законом и преступлением. Проституция, как и порнография - один из механизмов перевода безнравственного поведения в преступное. Как свидетельствует практика, проститутки рано или поздно преступают рамки закона, причем совершаемые ими преступления часто отягощаются сексуальным садизмом.
Не разработанность государственных и научных подходов к осознанию самой проблемы детской проституции, бездейственность социальных, медицинских и правовых служб на фоне восторженных описаний красивой жизни и неизмеримых доходов валютных проституток и воротил порнобизнеса в средствах массовой информации, отсутствие грамотного полового воспитания в школе и беспомощность родителей в семье ставят детей перед необходимостью самостоятельно решать эту проблему, делать свой собственный выбор.
Неграмотное решение этой проблемы самими детьми в силу их юного возраста и малого социального опыта приводит к печальным последствиям, на которых иногда сосредоточивают свое внимание государственные, общественные и частные организации. К таким последствиям можно отнести: подорванное детское здоровье, отягощенное побоями, криминальными абортами, венерическими заболеваниями, СПИДом, наркоманией и пьянством; связи с преступным миром и наступление уголовной ответственности за совершенные правонарушения и преступления; сексуальную коммерцию, связанную с перевозкой и продажей детей за рубеж; психические травмы, ведущие к разрушению личности ребенка.
В Конвенции ООН о правах ребенка, которая подписана и нашей страной, статьей 34 зафиксировано, что «государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения». Однако до настоящего времени практически никаких реальных шагов в направлении выработки и осуществления государственной политики в отношении детей и подростков, занимающихся проституцией, сделано не было.
Ни один из научных коллективов страны на сегодняшний день не занимается изучением проблемы детской проституции. Разработано законодательство об охране прав детей, разные министерства и ведомства с привлечением ученых и практиков занимаются разработкой национального плана действий, где отдельной строкой выделена проблема «Дети, находящиеся в особо трудных условиях», однако сфера обезличенных половых отношений в это понятие не включается, хотя право на жизнь, свободную от сексуальных домогательств, даровано ребенку от рождения.
В результате в обществе укрепляется сознание того, что занятие проституцией — сугубо личное дело каждого, которое по свидетельству многих подростков является общественно полезным занятием, поскольку вносит положительный вклад в снятие социальной напряженности между людьми. Но есть и оборотная сторона такого свободного выбора. Приведем лишь некоторые факты. Так, за последние пять лет в России более двух тысяч несовершеннолетних мам убили своих новорожденных детей; от одиноких малолетних матерей поступает в дома ребенка около шести тысяч детей в год.
Известно, что проблема проституции имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, поэтому для разработки наиболее эффективного механизма защиты ребенка от любой формы сексуального домогательства необходимо знать историю этой проблемы.
Данный социальный феномен зафиксирован в истории в VI в. до н. э., хотя скорее всего это явление существовало и ранее, и связан с именем Солона, который считается первым известным организатором публичных домов, поскольку он покупал женщин и предлагал их в «общее пользование» за внесение определенной платы.
Проституция начала зарождаться еще в первобытные времена и существовала в виде культа у разных народов, и, как общественное явление, она постоянно увеличивалась в масштабах. Уже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая его неизбежность.
Уровень проституции резко вырос в результате развития капиталистических общественных отношений, и масштабы этого явления начали вызывать серьезное беспокойство. В последней трети XIX в. были разработаны методы регламентации и способы медико-полицейского надзора с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной.
В дореволюционной России проститутки составляли особый слой общества, так называемых «разрядных женщин». Они обязаны были вставать на учет в полиции, сдавать паспорт, а вместо него получали «желтый билет» — официальное свидетельство того, что женщина уже не относилась к числу «порядочных». Все «разрядные женщины» были обязаны регулярно проходить медицинские осмотры.
Причины проституции активно изучались в первые годы Советской власти, однако в период сталинской диктатуры исследования были прекращены и возобновились лишь в 60-е гг. XX столетия. В открытой печати результаты исследований по этой проблеме начали публиковаться совсем недавно. Стало известно, что по сравнению с 20-ми гг. минувшего века существенно изменились и общественное мнение по отношению к проституции, и социально-психологический портрет проститутки, и мотивы занятия этим ремеслом, и возраст, и категории проституток.
Атмосфера сексуальной вседозволенности, царящая в подростковой и молодежной среде XX века, приводит к появлению новых страшных понятий — «общие девочки», «дети дискотек», т.е. дети, родившиеся в результате беспорядочных половых контактов и связей. В Ежегодном отчете Департамента семьи, женщин и детей значится, что в 1990 г. органами внутренних дел выявлено более 12 тыс. несовершеннолетних наркоманов, проституток, гомосексуалистов. Причем, как отмечается в документе, эти данные явно занижены — высока латентная (скрытая) проституция. Так, полагают специалисты, только в Москве число детей, занимающихся проституцией, составляет не менее 10 тысяч.
Таким образом, сегодня проституцию, и в первую очередь детскую, необходимо рассматривать прежде всего как острейшую социальную проблему, как один из видов социальной патологии, который выделяется по следующим признакам: отдача себя многим лицам; отдача себя за вознаграждение; полное равнодушие к личности получающего сексуальные услуги.
В этом аспекте можно дать следующее определение проституции, это форма девиантного поведения, выражающаяся в беспорядочных, обезличенных, внебрачных половых отношениях, осуществляемых за плату.
Особенность проституции как отклоняющегося поведения состоит в том, что это явление предопределяет взаимосвязанные с ним другие социальные отклонения: алкоголизм, пьянство, преступность, административные правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.
О детской проституции говорят в том случае, когда ее признаки впервые проявляются до достижения ребенком 18 лет.
Поведение детей, занимающихся проституцией, принципиально отличается от поведения взрослых проституток. К числу наиболее характерных отличий можно отнести следующие:
- Неосознанность совершаемых поступков. В отличие от взрослых проституток, осознанно и целенаправленно ведущих антисоциальный образ жизни для получения дохода, у детей в качестве основных мотивов занятия проституцией выступают такие, как стремление к самоутверждению; любопытство; желание выглядеть взрослыми.
- Получение оплаты за свой труд в различных формах. Если взрослые проститутки вознаграждение за свой труд получают, как правило, исключительно в денежном выражении, с детьми часто рассчитываются вещами, косметикой, спиртными напитками, ужином в ресторане, сигаретами и пр.
- Продажа своего тела в любом месте по желанию полового партнера. В то время как взрослые проститутки обычно имеют для предоставления сексуальных услуг определенные условия (снимаемая постоянная квартира, места в гостиницах и др.), дети занимаются проституцией, как правило, на вокзалах, в салонах автомобилей, подвалах, подъездах, на чердаках и т. д.
- Принятие ребенком при оказании сексуальных услуг больших доз алкоголя или наркотических веществ. Ребенку нередко вменяется в обязанности пить со своим клиентом как можно больше и при этом опаивать своих клиентов, особенно таких, которых можно ограбить на крупную сумму.
-
Занятие проституцией
с вынужденным перерывом, так как
время от времени
дети попадают, например, в приемники-распределители, приюты либо принудительно возвращаются к родителям.
- Запугивание, шантажирование подростка возможным обнародованием занятия проституцией перед значимой группой сверстников, родителями или школьным коллективом в случае отказа заниматься этим видом деятельности.
-
Правовой
нигилизм подростков, заключающийся в том,
что в число друзей
подростка, как правило, входят криминальные элементы: фарцовщики, валютчики, наркоманы, сутенеры, но никого из них они не
считают преступниками и не связывают себя с преступным миром.
Рассмотрев проблему и особенности подростковой проституции, я поняла, что это она существует с давних времен. Но в последнее эта проблема обострилась. В настоящее время в стране нет законов, запрещающих проституцию. В обществе укрепляется сознание того, что занятие проституцией – сугубо личное дело каждого.
Особенности детской проституции заключаются в том, что в большинстве случаев дети не осознают правильности своих поступков.
Во избежание таких последствий за детьми нужен контроль со стороны взрослых. Дети и подростки, которые занимаются этим «бизнесом», вступили на такой путь по причине неправильного воспитания и бесконтрольного отношения со стороны взрослых.
К проблеме выявления причин детской проституции обращаются как отечественные, так и зарубежные ученые: медики, психологи, социологи и др.
Анализируя отечественный и зарубежный опыт, выделим основные причины детской проституции. Их можно разделить на три группы: генетические, или их еще называют физиологические, социальные и психологические.
Генетические теории рассматривают влияние наследственных факторов, приводящих детей к занятию проституцией. Биофизиологические теории связывают выбор «профессии проститутки» с определенным морфоконституциональным типом человека.
По данным русских ученых XIX в. В. Тарновского, В. Окорокова и др[1]., подвергнувших проституток антропометрическим и биологическим исследованиям, было установлено, что хотя данная категория производит в общем впечатление миловидных и даже красивых девушек, при более детальном изучении обнаруживается ряд физических недостатков: например, преобладание лицевых размеров над головными, что дает возможность сделать заключение и о меньшем объеме мозговых масс, идущих в ущерб как умственному, так и нравственному развитию человека, оказывающего сексуальные услуги; существование физических признаков вырождения, таких как неправильные формы в развитии черепа, седлообразное и несросшееся верхнее небо, аномалии ушей, зубов, конечностей, асимметрия лица и пр.
На основании этих физических особенностей был сделан о том вывод, что с биологической точки зрения проститутки — это категория прирожденно-порочных женщин, которые могут быть охарактеризованы как «болезненные или недоразвитые существа, отягченные неблагоприятной наследственностью, представляющей несомненные физические или психические признаки вырождения, всего резче проявляющие свое отклонение от нормальных женщин в отсутствии этических представлений и в половом отправлении».
Психологические теории дают различное объяснение природы проституции, прежде всего детской. Теории личностных черт подчеркивают наличие у индивида определенных качеств, приводящих его к такого рода общественному поведению, а именно зависимость; трудности в отношениях со сверстниками; отсутствие стремления к образованию.
Мотивационно-потребностные теории считают, что занятие проституцией является второстепенной потребностью, на первое же место выдвигается удовлетворение потребностей в деньгах, а также в реализации сексуальных желаний. Психодинамические теории связывают тягу к занятию проституцией со стремлением подавить негативные переживания подростка, такие как чувство вины, страха, тревожности, возникающие в раннем детстве в результате искаженного семейного воспитания.
Трансактный анализ рассматривает занятие проституцией как одну из «игр», которая способствует достижению индивидом своих, как правило, деструктивных целей. Эти цели закладываются родителями в раннем возрасте в форме жизненного сценария личности, в результате чего вырабатывается определенный тип сценарного поведения, изменить которое бывает практически невозможно.
В отличие от биологических и психологических теорий, которые рассматривают проблему проституции на уровне развития и становления конкретной личности, т. е. на микроуровне, социальные теории изучают эту проблему на макроуровне (взаимосвязь с социальной политикой государства, культурными и этническими нормами общества, экономическими условиями) и на мезоуровне (взаимоотношения ребенка с различными социальными группами).
На макроуровне проституция обусловлена, в первую очередь, социально-экономической обстановкой в стране, в зависимости от которой она переживает свои подъемы и спады. В периоды высокой безработицы или инфляции она возрастает, так как низкая заработная плата или ее отсутствие толкает человека, в том числе очень юного возраста, к оказанию сексуальных услуг, к участию в порнофильмах и пр. Среди социальных групп для ребенка наиболее значимой является семья. Поэтому когда говорят о предрасположенности его к занятию проституцией на мезоуровне, то выделяют следующие причины:
- неблагополучие семьи. Анализ
социологических опросов семей, где были выявлены дети, занимающиеся проституцией, показал, что взаимоотношения
между родителями и детьми носили эмоционально обезличенный характер либо принимали форму
физического или психического насилия над ребенком; в
большинстве семей
не проводился контроль за детьми со стороны родителей или контроль принимал жесткий характер, провоцирующий противодействие
ребенка установленным требованиям, и
приводил к конфликтным ситуациям; в большинстве семей наблюдалась серьезная материальная нужда и продолжительная безработица родителей; среди членов семьи
зачастую оказывались ранее судимые
люди с криминальным прошлым; для
большинства семей характерен низкий культурный уровень;
- отсутствие семьи, отсутствие кого-либо из родителей, наличие в семье отчима или мачехи;
- раннее приобщение детей к спиртным напиткам, сексуальные притязания со стороны взрослых. Данные социологических опросов профессиональных проституток, проведенных в 1975 г. в США, показали, что в детстве практически все они были совращены, изнасилованы родителями или родственниками, принуждены к сожительству с мужчинами старшего возраста, а затем брошены;
- желание стать материально независимыми от семьи;
- сексуальная активность подростка, лишенного материальной и семейной поддержки;
- недостаточная информированность подростка о половых отношениях. На основании исследований Д. Бойера и Дж. Джеймса[2], проведенных в 1978 г. среди подростков, оказывающих сексуальные услуги, было выявлено, что 63% получили первоначальный толчок к занятию проституцией, почерпнув извращенную информацию о сексуальных отношениях от друзей или в результате случайного собственного опыта. У них отсутствовали знания о контрацепции, венерических заболеваниях;
- бесконтрольность и безразличие администрации образовательных учреждений к внешкольным занятиям детей.
Очень часто в категорию проституток попадают выпускники детских домов, которые в силу распада системы начального профессионального образования, куда могли бы пойти учиться дети с низким образовательным уровнем, повышения престижа образования в вузах, где бывшие выпускники детских домов просто не конкурентоспособны, высокого уровня безработицы и практически полного отсутствия работы для несовершеннолетних вынуждены искать другие источники средств существования.
Если подросток не получает должного одобрения социально приемлемыми способами, не может реализовать себя в социально значимой деятельности, не попадает в поле зрения педагогов и воспитателей, то происходит подмена социальных норм антисоциальными, социально значимой деятельности — аморальной, криминальной или преступной, а вместо педагогов приходят криминальные авторитеты, которые организуя жизнедеятельность подростка, вовлекают его в противоправные действия, эксплуатируя здоровье, подвергая опасности его жизнь. Сравнивая деятельность «эксплуататоров разврата» начала XX века и сутенеров, которые успешно организуют труд несовершеннолетних в настоящее время, можно обнаружить одни и те же особенности организации данного процесса.
Сутенер — это человек, живущий на средства проститутки, рассматривающий ее как источник доходов и распоряжающийся ими как своей собственностью.
Неотъемлемой частью проституции является сутенерство. Как правило, большинство сутенеров — женщины, бывшие проститутки. Но бывает, что сутенерством занимаются не только взрослые, но и подростки. Они, так же как и взрослые, получают за это деньги, но гораздо меньшие, поэтому экономия очевидна. К тому же несовершеннолетнему сутенеру безопаснее находиться на улице, чем взрослому. С одной стороны, его самого и его «товар» не тронут бандиты, потому что по неписаным бандитским законам, тронуть ребенка — последнее дело. С другой стороны, подросток до 14 лет, согласно нашему законодательству, неподсуден, Даже 15-летнего подростка можно привлечь к уголовной ответственности только за особо опасные преступления, но сводничество в это число не входит.
Механизм действия сутенеров отточен веками и может рассматриваться как своего рода технология.
Начальный этап их деятельности предполагает организацию сутенером «своего дела» путем вложения средств в покупку или аренду помещений, создание других условий для превращения его в предприятие, приносящее доход.
Следующий этап — приобретение «живого товара». В начале XX века существовала определенная категория торговцев, которые вербовали и продавали девушек в дома терпимости. В Москве мужчин, занимающихся такой работой, называли «Маккавеями» (преимущественно это были евреи), а женщин-торговцев называли «няньками». Опытные торговцы работали на улицах, вблизи магазинов, куда посылали хозяйки своих молодых мастериц; в больницах, где после выздоровления молодые девушки часто оказывались в затруднительном положении; в семьях, где вербовщики появлялись в нужный момент и нужный час с советами и реальной помощью; на фабриках, где заранее существовала договоренность между скупщиком «живого товара» и хозяином, который объявлял о сокращении кадров, но под видом благодетеля переводил девушек якобы на другую «фабрику»; через газетные объявления, в которых неопытным девушкам предлагались «хорошие места постоянной работы», и т. д.
Многие из этих приемов используются и современными сутенерами:
- те же газетные объявления (только
если в начале века
объявления были
завуалированы и предлагалась хорошо оплачиваемая
работа достойных профессий: швеи, экономки, горничной, то в современной ситуации нередко открыто говорится о
приглашении девушек или юношей для оказания интимных услуг);
- та же улица (только в начале века это по преимуществу были магазины, теперь это вокзалы, где сосредоточена основная масса безнадзорных и беспризорных детей, которые, как правило, согласны на любую работу и кроме того отсутствует любой социальный контроль за их жизнью, что позволяет сутенеру распоряжаться ими так, как он этого пожелает, вплоть до физического уничтожения без страха поиска такого ребенка);
- та же семья, когда ребенок, например, остается без родителей и средств к существованию и в нужный момент появляется «добрый дядя», который помогает преодолеть временные трудности, плата же за такую помощь — отдача себя и своей квартиры в общее пользование преступной группы;
- та же квартира хозяина, куда приглашают девушек в гости для более близкого знакомства, обещая им, что ничего с ними не случится.
В XIX в., когда девушка соглашалась на такое приглашение, то с ней начинали работать вежливые и порядочные агенты-развратители, усыпляя ее бдительность. Иногда с девушкой работало до шести специалистов. Такое совращение могло длиться на протяжении нескольких дней. В качестве угощения обязательно присутствовали спиртные напитки, специально изготовляемые хозяином из настоя нюхательного табака или сигар, растворенных в крепком вине. В состоянии опьянения
девушку обирали, забирали документы и насильно заставляли работать в публичном доме.
В XX в. существует практика приема на работу, особенно юных девушек, на должность секретарей-референтов, включающая в качестве обязательного элемента посещение квартиры работодателя с целью более детального знакомства с претенденткой. В условиях безработицы и погони за красивой беззаботной жизнью на это идет большинство девушек. Дальше все как в XIX в. — угощение, спиртные напитки, наркотики, заканчивается это действо, как правило, исполнением сексуальных услуг по требованию «хозяина».
Еще одна форма вовлечения подростков в проституцию — когда их насильственно похищают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (чаще всего это происходит на дискотеках), а затем морально и физически подавляют (в начале века такая форма вербовки тоже существовала, но не на дискотеках, а, например, в темных переулках, аллеях, когда группа выжидала свою жертву, похищала и насильно продавала в публичный дом).
Кроме того, занятие проституцией тесно связано с индустрией развлечений и фактически легализовано в таких видах бизнеса, как массажные салоны, игорные заведения, частные фирмы, оказывающие интимные услуги, которые для прикрытия содержатся какой-либо нейтральной третьей стороной. Клиентами в них, как правило, являются мелкие предприниматели в возрасте 35-50 лет, имеющие семьи и детей.
Третий этап — продажа «товара». В начале века, когда «товар» привозился к месту назначения, собирались покупатели — содержатели публичных домов, определялись достоинства и недостатки товара, а затем начинался торг.
Торг русскими девушками для удовлетворения целей разврата не ограничивался Россией. Уже в XIX в. существовала международная торговля, где мировой известностью пользовались невольничьи рынки Вены, Лейпцига, Данцига, куда вывозились русские девушки из городов Одессы, Варшавы и Риги.
Эта проблема в нашей стране, вне всякого сомнения, существует и сегодня, однако цифры, показывающие ее размеры, отсутствуют. Но за рубежом эти цифры открыты. Так, например, в Париже в 1994 г. в страны «третьего мира» для использования в сексуальной коммерции было продано 8 тысяч детей (3 тыс. девочек и 5 тыс. мальчиков).
Ребенок, оказавшийся в сфере проституции, проходит ряд этапов, превращающих «нормальное» поведение в девиантное.
На первом этапе ребенок приобретает статус человека низшего ранга с искаженными моральными и нравственными нормами.
На втором этапе постигаются определенные сексуальные знания и умения как теоретического, так и практического характера.
Третий этап характеризуется тем, что в сознании подростка складывается убеждение, что естественных половых отношений по любви между мужчиной и женщиной не существует.
Четвертый этап закрепляет осознание негативного отношения общества к занятию проституцией, вследствие чего подросток ощущает себя человеком второго сорта.
В 1991 г. были предприняты социологические исследования московских проституток с целью разобраться в их психологическом, внутреннем мире и понять мотивацию выбора этой сферы деятельности. 87% из опрашиваемых были несовершеннолетними. Исследования показали, что к морально-нравственной стороне своей профессии они относятся достаточно безразлично, практически все вступают в половые связи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, знают правовые аспекты привлечения к административной ответственности и штрафам, не опасаются официальных предупреждений, осознают, что деньги, которые они добывают, торгуя собой, оседают в руках сутенеров, рэкетиров, фарцовщиков и т. д.
С одной стороны, при анализе данных рассуждений кажется, что проститутки представляют собой достаточно уверенную публику, но с другой стороны, в результате психологических исследований было выяснено, что вечный спутник жизни проституток — страх. Они страшатся, что попадутся на связях с преступной средой, опасаются, что окружающие узнают об их доходах, опасаются быть ограбленными, боятся за будущее своих детей.
Пытаясь вырваться из круга страха, они начинают неумеренно пить, употреблять наркотики. Многие из них оказываются в числе бродяг, многие погибают, либо становясь жертвами преступления, либо оканчивая жизнь самоубийством.
Подведем итог: Кто и почему встает на этот скользкий путь?
- Молодые девушки, оторванные от своей семьи (студентки, проживающие в общежитии, приезжающие на работу из других городов и сельской местности).
- Девочки из неблагополучных семей.
- Девочки, перенесшие в детстве психосексуальную травму, после чего у них возник болезненный интерес к половым отношениям.
- Девочки, склонные к девиантному поведению. Они составляют основную массу подростков-проституток.
Мотивы занятия проституцией самые разные. Они таковы:
- безысходность, когда девочка, уйдя из дома, отдается за кусок хлеба, чтобы выжить;
- понуждение родной матери заняться этим ремеслом;
- подражание взрослым, в том числе собственной матери;
- пример подруги или знакомой.
Есть несколько путей вовлечения девочек-подростков в данную асоциальную группу:
- Через объявления в газетах.
- В рубриках «Развлечения», «Работа», «Приглашаю», «Предлагаю» печатаются объявления фирм, набирающих девушек для занятий проституцией. И такие объявления печатаются каждый день.
- Через всемирную сеть Интернет. На его страницах можно найти много объявлений о хорошо оплачиваемой «работе» для подростков, как для девочек, так и для мальчиков.
- Через модельные агентства. Во многих агентствах принуждают несовершеннолетних топ-моделей к сексуальным отношениям. После окончания работы в агентствах многие из них становятся профессиональными проститутками.
- Участие в съемках порнографических фильмов. Детям за гроши предлагают участвовать в съемках фильма. На черном рынке цена оригинала кассеты с детской порнографией стоит от 500 до 700 дол.
В настоящее время сложился определенный круг клиентов, пользующихся услугами девочек-проституток. Это воротилы преступного бизнеса, коммерсанты, сынки богатых родителей, уголовники-рецидивисты, а также женатые мужчины. Последние, по мнению психологов, покупают у малолеток утешение, самоутверждаются с их помощью, реализуют свои самые невероятные фантазии.
Стоимость услуг малолетних проституток в городах России различна. Например, в Москве так называемые транспортные проститутки, работающие вдоль московской кольцевой автодороги, отдаются за 150—200 рублей и действуют в основном в одиночку. Уличные и поставляемые на заказ по звонку клиента — не менее чем за 150 дол., из которых две трети, как правило, забирает сутенер. Иногда плата возрастает до 500 дол. Но это означает, что проститутка будет работать всю ночь и обслуживать целую компанию. Примерно ту же цену сутенеры берут за девственницу, поиск которой много времени не занимает. Говоря о проституции, необходимо знать и то, что занятие этим ремеслом ведет к заболеванию СПИДом и различным венерическим заболеваниям, что часто приводит к бесплодию женщины.
К проблеме классификации проституток, выделения определенных критериев различия представительниц этого рода занятий обращались ученые XIX и XX веков. Так, в отечественных исследованиях прошлого века (И. Канкарович, А. И. Федоров[3]) выделены три категории проституток, существовавшие тогда в России:
1) живущие вполне самостоятельно в комнате или квартире;
2) живущие за известную плату на полном пансионе у квартирных хозяек;
3) уличные проститутки, среди которых основное большинство составляли несовершеннолетние.
Стоили дети по-разному. Как правило, для поддержания своего бюджета они были вынуждены обслуживать по несколько посетителей (от 3 до 5) в день. Сколько бы они ни зарабатывали, все деньги переходили в чужие карманы (как правило, сутенера, который давал им работу). Их эксплуатировали совершенно бессовестным образом: обращались как с животными, в любую непогоду выгоняли на заработок, били, морили голодом и т. д. Если по какой-либо причине они переставали зарабатывать деньги, их выгоняли на улицу — и тогда эти дети становились до поры до времени беспризорными, пока не попадали в специальные детские учреждения.
Арена деятельности уличных проституток — главным образом была улица, хотя они могли работать и в ресторанах, других увеселительных заведениях, банях.
Средняя продолжительность деятельности проститутки — 5-7 лет, редко — 10. Если предположить, что она начинается обычно с 15-16 лет, то к 25-28 годам женщины оказывались либо в учреждениях здравоохранения, либо в специальных учреждениях, либо кончали жизнь самоубийством.
Среди современных проституток можно выделить следующие категории:
- элитарные, центровые, шаровые, валютные. Эту группу составляет немногочисленная категория материально обеспеченных проституток, имеющих высокий образовательный уровень, постоянную работу и клиентов, отдающих себя за высокую плату;
- разовые. Данная группа состоит из внешне привлекательных молодых людей, тщательно следящих за собой. Многие из них работают и обслуживают клиентов по мере нахождения заказов. Как правило, рано или поздно эти люди увольняются со своей основной работы и начинают вести только праздный образ жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- семейные. Молодые семьи, внешне выглядящие благопристойными, всегда на хорошем счету. Однако, в случае появления дополнительного заработка, всегда готовы выехать по заказу и обслужить клиента. Посредником в таких случаях выступает сутенер;
- плечевые или дальнобойщицы, среди которых много несовершеннолетних. Получили свое название за то, что ездят с водителями грузовых машин (рефрижераторов, трейлеров) дальнего следования, обслуживая их в пути. Расплачиваются с ними обычно покупкой еды или в некоторых случаях одежды, иногда при расставании водители дают им небольшую сумму денег. Если проститутка понравится шоферу, то он может ее рекомендовать и передать своему напарнику или другому водителю. Основные места работы таких проституток — заправочные станции, закусочные или придорожные кафе, места стоянок и отдыха водителей;
- автомобильные или трассовые. Данный тип проституток, тоже, в основном, несовершеннолетних, выбирает своих клиентов на автомобильной дороге под предлогом подвезти, прокатиться. Они неразборчивы в связях, часто меняют партнеров (по несколько человек за сутки), представляют большой риск распространения венерических заболеваний. Местом работы может быть не только автомобильная трасса, а например, автомобильная стоянка. Охранники стоянки могут открыть любую понравившуюся клиенту машину, а проститутка готова отдаться клиенту или группе клиентов прямо в автомобильном салоне;
- вокзальные, скорее алкоголики, чем проститутки. Отдаются за небольшую плату, флакон одеколона или бутылку водки. Среди них много подростков, мир которых ограничен треугольником: вокзал, детприемник, вендиспансер. Сутенеров они не интересуют, но иногда эту роль могут выполнять взрослые-бомжи, отбирая у них все заработанное и оставляя подростков даже без этих малых средств к существованию;
- школьницы-малолетки (начиная с
8-летнего возраста).
Вступают в половые
контакты либо по принуждению ближайших родственников, либо сутенера. Работают
подчас в антисанитарных
условиях (вокзальные туалеты, подвалы и пр.), за минимальную цену.
В настоящее время в зависимости от психофизиологических особенностей, задатков и социальных условий, которые приводят женщин на панель, проституток можно разделить на 2 категории.
1. «Порочные». У них склонность к проституции закладывалась в семье. С малых лет в них пробуждаются дурные инстинкты: ложь и лицемерие, к которым они постоянно прибегают, формируется наклонность к воровству, жестокости, употреблению алкоголя и наркотиков, что постепенно приводит к полной деградации личности. Такие девушки становятся проститутками потому, что эта профессия, по их мнению, хорошо оплачивается. При этом они нисколько не заботятся о своем будущем. Даже те из них, кому удается выйти замуж, нередко возвращаются к своему прежнему ремеслу и заканчивают свои дни в нищете, в больнице или в тюрьме.
2. «Случайные». Они встали на путь проституции по не зависящим от них причинам. Эти проститутки не столь уродливы в нравственном отношении и не так цинично бесстыдны, как «врожденные». Они начали торговать своим телом из-за нищеты, беспризорности или детского легкомыслия, т. е. из-за неблагоприятных обстоятельств, которым не смогли противостоять.
«Случайные» проститутки обращают на себя внимание мужчин блеском или роскошью своего наряда. Но при этом избегают встреч с людьми, которые знали их до начала занятия проституцией. Вблизи своих домов они ведут себя прилично и одеваются очень скромно, стараются не привлекать к себе внимания.
Среди таких проституток немало тех, кто, родив ребенка, становятся заботливыми матерями, оставляют свой прежний образ жизни, несмотря на то, что попадают в очень тяжелые материальные условия.
Они есть в больших и малых городах. Например, по неофициальной статистике в Москве в 1998 г. было около 300 тыс. проституток. К 2000 г. их количество возросло в несколько раз — только за 5 месяцев было задержано около 400 тыс. проституток и среди них много девочек-подростков, есть и такие, которым менее 10 лет. Следовательно, можно констатировать, что в нашей стране возникла другая серьезная проблема — подростковая проституция.
Приведем определение, которое дается данному явлению в комментарии к статье 151 п. 4. Уголовного кодекса РФ:
Занятие проституцией несовершеннолетней — это неоднократное (не менее двух раз) вступление лица женского пола, не достигшего 17 лет, в половую связь за деньги или иное материальное вознаграждение с лицом мужского пола.
Есть и другое определение понятия «подростковая проституция», которое наиболее полно отражает современный смысл данного социального явления. Подростковая проституция — особое социальное явление, характеризующееся тем, что подростки, т.е. лица, не достигшие 18лет, причем как женского, так и мужского пола, вступают неоднократно (не менее двух раз) во внебрачные половые отношения с большим числом лиц за определенное (материальное) вознаграждение по социально-экономическим и психолого-педагогическим причинам.
Деморализация в половой сфере как форма девиантного поведения весьма тесно связана с преступностью. Эта взаимосвязь наиболее отчетливо проявляется в нескольких отношениях.
Во-первых, лица, для которых характерны данные формы поведения, часто являются организаторами или активными участниками преступных групп. Ранняя половая распущенность девочек как выражение пренебрежения к нравственным запретам общества способствует в психологическом плане возможности совершить преступление. Катализатором здесь выступают: отрицательное, как правило, окружение таких подростков; неправильно сформировавшиеся, связанные с половой распущенностью, извращенные или неумеренные материальные потребности; привычка употреблять спиртное и праздно проводить свободное время.
Во-вторых, подростки, которым свойственна половая распущенность, создают криминальные ситуации, а иногда и прямо провоцируют совершение преступлений. Как для преступника, так и для потерпевшей характерен низкий нравственный уровень. По данным статистики 27% опрошенных осужденных за изнасилование показали, что до совершения преступления располагали сведениями о репутации потерпевшей как безнравственной; 25% потерпевших от изнасилования своим безнравственным поведением способствовали совершению преступления; 22% потерпевших имели отрицательную бытовую характеристику; 15% потерпевших были ранее изнасилованы либо осуждены по настоящему делу (5%), либо другими лицами (10%).
Все это дает основание утверждать, что лица, для которых характерна деморализация в сфере полового поведения, не только создают криминальную ситуацию, но и своим поведением формируют решимость у преступника совершить преступление и способствуют осуществлению этой решимости.
В-третьих, такие подростки нередко сами становятся жертвами преступных посягательств. Проведенное исследование изнасилований, совершенных подростками, показало, что 84% всех потерпевших составляли девочки «легкого поведения». Среди несовершеннолетних, потерпевших от изнасилования, включая и малолетних, 16,8% уже до изнасилования находились в интимной связи, т. е. в отношении их ранее было совершено преступление.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основные факторы, сдерживающие развитие проституции:
1) на макроуровне, связанном с государственной социальной политикой и планированием, принятием законодательных мер, решением общественных и государственных вопросов в регулировании проблемы детской проституции, организацией инфраструктуры помощи, в качестве основных факторов выступают следующие:
- повышение жизненного уровня населения,
- сглаживание социального неравенства в обществе,
- укрепление и стабилизация института семьи,
- контроль над порнографической литературой и видеозаписями,
- введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров
- изменение общественного мнения в отношении проституток;
2) на мезоуровне, рассматривающем отношения между ребенком и основными социальными группами — семьей и коллективом образовательного учреждения, где он должен находиться, важнейшим фактором является:
- реализация программы полового
воспитания школьников
через институт семьи
и разные типы образовательных учреждений;
3) на микроуровне, рассматривающем развитие и становление конкретной личности, выделим следующие факторы:
- развенчание проституции как праздного, обеспеченного и красивого образа жизни;
- воспитание в ребенке высоконравственных качеств и моральных норм.
В целом же проституция — это четко организованная преступная структура, выйти из которой подросткам практически невозможно.
Пока в Уголовном кодексе РФ статьи об уголовной ответственности за проституцию нет. Да и нужно ли ее вводить? Ведь наивно было бы думать, что если сегодня принять закон о запрете проституции или об ответственности за занятие проституцией, то завтра ее не будет. Проституция — это социальное явление. И бороться следует не с проститутками, а с криминальным окружением, которое их создает и поддерживает. Но уже сейчас есть много других законов, предусматривающих уголовное наказание, особенно в случае противоправных действий с несовершеннолетними. Однако несмотря на наличие этих статей в Уголовном кодексе РФ, дети защищены законом слабо. В любом случае, будь это спровоцированная взрослыми детская проституция или бытовое насилие, — дети практически не имеют права голоса. Они всецело во власти родителей. И дело может быть возбуждено только на основании заявления взрослого. ^Даже в случае изнасилования близкими родственниками об этом не спешат заявлять в правоохранительные органы, предпочитая разобраться в семье. Это есть прямое нарушение не только Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98 г. № 124-ФЗ), но и Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в 1989 г. и которую Россия ратифицировала в 1990 г., а также многих других постановлений правительства.
Что же касается закона о легализации проституции, то такого закона пока нет. А нужна ли легализация самим проституткам? Социологические опросы среди них показали, что девушки согласны платить налоги (т. е. выступают за легализацию), с тем чтобы чувствовать себя защищенными от «крыш» и рэкета.
Пока органы власти в России решают проблему проституции на федеральном уровне, с ней борются в регионах страны самостоятельно. Например, в Санкт-Петербурге для борьбы с проституцией была создана «Полиция нравов». За 1996 г. она провела более 60 операций по разгрому своднических контор. В Москве с недавних пор тоже появилась своеобразная «Полиция нравов». Из близлежащих монастырей Подмосковья и других городов России в столицу приезжают сестры Господни. Их цель — нравственное перевоспитание девушек с панели. С помощью уговоров, длительных бесед монахини пытаются убедить девушек в неправильности выбранного ими образа жизни. Такая работа дает результаты.
Проблема проституции существует и в других странах, но там — свое отношение к ней. В большинстве европейских стран жрицы любви действуют на вполне легальной основе. При соблюдении ими ряда условий и ограничений никаких проблем с властями у них нет.
Например, в Голландии, в столице и других крупных городах страны, этим ремеслом разрешено заниматься, но строго в границах специальных кварталов.
В Уголовном кодексе Кубы есть статья, предусматривающая тюремное заключение за сутенерство. Лицам, признанным виновными в растлении несовершеннолетних, полагаются сроки от 15 до 20 лет.
Уголовный кодекс Испании предусматривает для виновных в изнасиловании несовершеннолетних тюремное заключение до 15 лет. В Англии и Германии давно приняты законы, карающие тех, кто пользуется услугами малолетних проституток.
В Турции проституция существует совершенно законно. В остальных же мусульманских странах, особенно ближневосточных, отношение к проституткам далеко от турецкого и европейского гуманизма. Проституция здесь категорически запрещена, и к виновным применяются строжайшие наказания, начиная от штрафов и арестов и заканчивая забиванием камнями обеих участвовавших в процессе сторон.
Подростковая проституция получила наибольшее распространение в Юго-Восточной Азии, прежде всего на Тайване, где зарегистрировано около 600 тыс. совсем юных проституток. В Индии их немного меньше — 400 тыс. На Филиппинах — порядка 60 тыс., причем в это число входят дети в основном 10-13 лет. В Гамбурге на 6 тыс. проституток приходится 300 малолеток, услуги которых не превышают 100 марок в час.
Тем не менее, по закону детская проституция находится под строжайшим запретом во всем мире, в том числе и в России. Однако мы стоим в начале пути борьбы с таким злом, как подростковая проституция. Несомненно, этот путь будет долгим и нелегким.
Из последнего параграфа я выяснила, что психологи изучили проституток и разделили их на разные категории в зависимости: от места работы, от возраста, от клиентов и др. Например, есть проститутки, живущие самостоятельно в своих квартирах, а есть – уличные. Существует и другое разделение на: элитарных, семейных, автомобильных, вокзальных, школьниц-малолеток. Так разделяют людей, занимающихся проституцией, для того, чтобы было легче исследовать их психологию, их образ жизни и причины, по которым они ведут такой образ жизни. Основные причины, по которым дети и подростки занимаются проституцией, делятся на три группы: генетические, социальные и психологические. Каждая из групп состоит из множества мелких причин, которые играют большую роль в жизни ребенка. Причины можно рассматривать начиная с наследственности и заканчиваю безвыходным материальным положением.
Последствия проституции ужасны для общества и для самих людей, занимающихся этой «профессией»: очень велика вероятность заражения различными венерическими заболеваниями. Во-вторых, лица, для которых характерны данные формы поведения, часто являются организаторами и активными участниками преступных групп. В-третьих, подростки, которым свойственна половая распущенность, создают криминальные ситуации, а иногда и прямо провоцируют совершение преступлений. Также подростки нередко сами становятся жертвами преступных посягательств.
Проституция очень тесно связана с криминалом. Для того, чтобы как-то бороться с преступностью, для начала надо устранить ее основы. Ликвидировав проституцию в стане, заметно снизится криминал. В Уголовном кодексе РФ статьи об уголовной ответственности за проституцию нет, в регионах станы с ней нужно бороться самостоятельно, чтобы предотвратить ее тяжелые последствия.
III. Исследование проблемы детской и подростковой проституции
в городе Усть-Илимске.
Практическая часть моей курсовой состоит из трех частей:
1. беседа с социальным педагогом в школе
2. опрос школьников по данной теме
3. беседа с инспектором по делам несовершеннолетних
Побывав в школе №1 и гимназии №1, я поняла, что социальной педагогики на тему проституции разговаривать не очень любят. В гимназии конкретно сказали, что такой проблемы у них нет, не было и не будет, потому что все дети находятся под четким присмотром социальных педагогов.
В первой школе, в отличие от гимназии, всего два социальных педагога (в гимназии Тили 8). Я поговорила с одним из них. Все что мне удалось узнать это то, что случаи проституции не фиксируются, потому что она не доказывается. «Не пойманный, не вор». Социальные педагоги знают девочек 10-11 классов, которые могут этим заниматься. Таких девочек не много, но точное количество мне не сказали, естественно, и имен тоже не назвали. Они считают, если подросток идет на такой шаг, значит он психически не здоров, никакой другой причины здесь не может быть. В старших классах подросткам хочется иметь по больше денег, а идти на работу в таком возрасте нет желания.
Поэтому они и ищут легкий заработок. С ними проводят беседы социальный педагог и психолог, ставят на «путь истинный». Но, по-моему мнению, эти работы (беседы) не дадут никакого результата. С подростками должен разговаривать человек, который авторитетен для них, тот, кого они будут слушать, и это никак не социальный педагог. Хотя если педагог завоюет у них доверие, только тогда можно будет говорить о какой-то помощи.
Следующим моим шагом было узнать у школьников как они относятся к проституции. Я составила анкету из трех вопросов (анкета прилагается в конце работы) и провела ее у двух одиннадцатых классов. Общее количество человек составляет 50. Мальчиков было 23 человека (46%), а девочек - 27 (54%).
На вопрос: как вы относитесь к проституции - большинство ответили отрицательно, только 6 мальчиков относятся к проституции положительно. Объяснять свой ответ они не захотели. Мне кажется, что если молодой человек не может пояснить свой выбор, значит этот выбор сделан не обдуманно, наугад или по глупости.
Следующий вопрос звучал так: как стоит поступать с проститутками? И дан выбор ответов: а) ликвидировать; б) изолировать; в) помогать; г) игнорировать; д) принимать какие-либо другие меры (предложить какие?). Здесь мнения ребят разделились. Большинство - это 77, 8 % было за то, чтобы проституток ликвидировали, помогали им или принимали какие-либо другие меры. Совсем мало - это 22,2 % голосов было за - изолировать и игнорировать.
Этот же вопрос был задан студентам высшего учебного заведения. На что 82 % учащихся ответили - проституткам надо помогать, 8 % - игнорировать и 10 % - принимать другие меры.
Возвращаясь к поставленным целям в моей курсовой работе, могу сказать, что проблемы проституции и причины ее появления я изучила. И поняла, что проблема проституции имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, поэтому для разработки наиболее эффективного механизма защиты ребенка от любой формы сексуального домогательства необходимо знать историю этой проблемы.
Психологи видят генетические или физиологические причины проституции. Генетические теории рассматривают влияние наследственных факторов, приводящих детей к занятию проституцией. Так же существует ряд физических недостатков: например, преобладание лицевых размеров над головными, что дает возможность сделать заключение и о меньшем объеме мозговых масс, идущих в ущерб как умственному, так и нравственному развитию человека, оказывающего сексуальные услуги. Есть еще несколько причин, по которым дети и подростки занимаются проституцией - это какая-то зависимость, трудности в отношениях со сверстниками, отсутствие стремления к образованию.
Педагоги считают, что проституция обусловлена, в первую очередь, социально- экономической обстановкой в стране, в зависимости от которой она переживает свои подъемы и спады. В период высокой безработицы или инфляции она возрастает, так как низкая зарплата или ее отсутствие толкает человека к оказанию сексуальных услуг. Еще причины могут скрываться в семье и школе ребенка: например, неблагополучие в семье, отсутствие семьи, бесконтрольность и безразличие администрации образовательных учреждений к внешкольным занятиям детей.
Что же надо сделать, чтобы не было такой проблемы, как проституция в нашей стране?
Просто устранить все причины ее появления, описанные выше. Улучшить социально-экономическую обстановку в стране. Подходить к каждому ребенку индивидуально и уберечь его от связи с таким бизнесом. Надо занять детей творческими делами художественные кружки, танцы, музыкальные школы и другие. За такими детьми должна следить школа, социальные работники и, конечно же, семья.
В Москве нашли метод борьбы с проституцией. Это скорее не борьба, а помощь девушкам с панели. Из близлежащих монастырей Подмосковья и других городов России в столицу приезжают сестры Господни. Их цель - нравственное воспитание девушек с панели. С помощью уговоров, длительных бесед, монашки пытаются убедить девушек в неправильности выбранного ими образа жизни. Такая работа дает результаты.
По закону детская проституция находится под строжайшим запретом во всем мире, в том числе и в России. Однако мы стоим в начале пути борьбы с таким злом, как детская и подростковая проституция. Несомненно, этот путь убудет долгим и нелегким.
Список литературы
1. Андреева Г.М. «Социальная психология». - М., 2000.
2. Бандура А. Уолтерс Р. «Подростковая агрессия: изучение влиянии воспитания и семейных отношений». - М. 2000.
3. Василькова Ю.В. «Социальная педагогика». - М., 2000.
4. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. «Девиантное поведение школьников» // Вопросы психологии. – 1995, - №1, - с. 24-36.
5. Гурко Т.А. «Особенности развития личности подростков в различных типах семей» // Социс. – 1996, - №3, - с. 31-39.
6. Дронов И. «Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию» // Семья, - 2003, - № 7/787.
7. Зайка Е.В., Ячина А.С. «Психология школьников»//Вопросы психологии. – 1990, №4, с. 18-25.
8. Закатова И.Н. «Социальная педагогика в школе». - М., 1996.
9. Иванова Л. «Подростковая проституция» // Воспитание школьников, - 2002, №9, с. 41-47.
10. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы»//Социально-политический журнал, - 1995, №2, - с. 20-31.
11. Иванова Л. «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» // Воспитание школьников, - 2002, - №5, - с. 8-14.
12. Каган В.Е. «О сексологии». - М., «Педагогика», 1991.
13. Крайг Г. «Психология развития», 7-е международное издание. - М., «ПИТЕР», 2000.
14. Лачина И. «Социальное поведение» // Социс, - 1997, - №5, - с. 13-21.
15. Лихачев Б. «Педагогика. Курс лекций». - М., 1999.
16. Мудрик. Л.В. «Социальная педагогика». - М., 1999.
17. Новиков Г. «Семейное воспитание» // Семья, - 2002, - №5/556.
18. Павлов А.Г. «Поведение подростков» // Социально-политический журнал, -1993, - №4, - с. 24-37.
19. Потапов Л. «Проблема проституции» // Аргументы и факты, - 2003, - №10(1167).
20. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста», - М., «ПИТЕР», 2000.
21. Романенко С. «Проституция: Образ жизни» // Совершенно секретно, - 2002. №7(158).
22. Самойлов А. «Так называемый Секс», - СПб., «Лениздат», 1991.
23. «Социальная педагогика». Курс лекций / под редакцией Галагузовой М.А., -М., 2000.
24. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», - Ростов-на-Дону, 1997.
25. Фром Э. «Антология человеческой деструктивности», - М., 1998.
26. Шибутани Т. «Социальная психология». - М., 1996.
[1] «Социальная педагогика». Курс лекций, под редакцией Галагузовой М.А., М. 2000. с. 96.
[2] Василькова Ю.В. «Социальная педагогика». М. 2000. с. 104.
[3] «Социальная педагогика». Курс лекций, под редакцией Галагузовой М.А., М. 2000. с. 112.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра педагогики и психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Детская проституция как форма проявления девиант
Детские страхи
Детский психолог в физкультурной деятельности дошкольника
Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте
Детский фольклор как средство разрешениея конфликтов
Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании
Емоційна готовність дітей старшого дошкільного віку до навчання у школі
Дефекты воли в психопатологии и юриспруденции
Життєві кризи особистості
Диагностика и развитие мотивации у учащихся
Диагностика и развитие творческих способностей подростков
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.