База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Древнегреческий обряд погребения — Религия и мифология

           

          Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский Государственный Университет»

                                            

                                                                           Кафедра всеобщей истории

                                                                      

Курсовая работа

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ.

 

                     Выполнила:

                            Студентка I курса

                                 заочного отделения ИФФ

                                  специальность «История»   

                                       Филимонова Е.С.

                               Научный руководитель

                                             Яблонский Л. Т.

                                                 Йошкар-Ола  2006

                                            Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3       

                                                                                           

ГЛАВА 1  ПОГРЕБАЛЬНЫЕ  ОБРЯДЫ  ГРЕЦИИ………………..3

1.  Кремация………………………………………………………5

1.1«Иллиада» Гомера…………………………………………………7

2.  Захоронения…………………………………………………...8

3.  Кремация и погребение римлян……………………………10

ГЛАВА 2 ЗАХОРОНЕНИЯ  КРИТА   И   МИКЕН………………...11

                                                                                                                                                               

1  Погребения Крита………………………………………………….11

2  Погребальные сооружения Микен……………………………...12

ГЛАВА 3 Античные государства Северного…………...18 Причерноморья

1.  Погребальные обряды некрополей……………………………...18

1.1Курганы Боспора…………………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..30

  

Список литературы………………………………………..31                                                               

                                     Введение

Древнегреческий обряд погребения  охватывает огромные временные рамки, периодически видоизменяясь, оставляя за собой погребальные захоронения многих эпох.

Актуальна ли тема сейчас? Конечно да, ведь археологи постоянно находят и открывают что-нибудь новое. В Греции не прекращаются раскопки, огромны территории хранят свои секреты и  это  много значит, для археологов, которые никогда не оставят попытки разгадать и открыть тайны древних.

  Целью работы является рассказать о значимости погребений, и что проявляется в непосредственной связи с ними. Показать какие погребения существовали в древней Греции, что представляли  собой  древние усыпальницы.

Сами греки не раз обращались к вопросам погребальной обрядности. О ранних его особенностях писал ещё Гомер.¹

Позже мы находим некоторые черты этих обычаев в  трагедиях Софокла и Эсхила.²

В поздний период об этом упоминают Лукиан³, Цицирон.  

    Основой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных историков. В частности, книга Велишского Ф.Ф. «Быт греков и римлян », использование которой дало материал о видах погребений. «Античные государства Северного Причерноморья» из серии Археология СССР, помогла разобраться в обрядах и видах погребений северного Причерноморья. Работа Паневина К.В. «История древней Греции», дала подробный материал о микенских погребальных сооружениях, а также Крита, Голубцов А.П. Из чтений по Церковной  Археологии и Литургике, даёт несколько эпизодов о значимости погребения для древних греков.

Работа состоит из трех глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. Глава первая сообщает о видах погребение на материковой Греции, вторая же рассказывает о захоронениях Микен и Крита, последняя дает представления о обрядах  государств Северного Причерноморья.


ГЛАВА 1 ПОГРЕБАЛЬНЫЕ  ОБРЯДЫ  ГРЕЦИИ

 Обычаи захоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности. Советский археолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения тела умершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) и предположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связи приобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичах стала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространенным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых.

  Для древних греков погребение  умершего  считалось  священной  обязанностью, не исполнение которой прегрешение не только перед умершим, но и перед богами, как    вышнего, так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором он лежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, и боги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душа умершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки не знали про­клятия более страшного, как умереть не погребенным (άταφος) и римляне считали лишение погребения величайшим наказанием, и ему подвергались лица, совершенно отверженные в глазах обще­ства, чуждые всяких прав, потерявшие самое человеческое до­стоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных пре­ступников, этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, по исполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясь добычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение и распятие, что она оставляла преступника в этом позорном поло­жении до тех пор, пока труп не сгнивал и не разрушался. Потому-то страшно было и побитие камнями, за которым следовало тоже беспризорное состояние трупа, лишенного могильного покоя и из всех родов смерти самой ужасной почитали гибель на море, потому что поглощенные волнами трупы оставались без погребения. С этой мыслью плывшие по морю, когда находились в опасности крушения, привязывали к своему телу дорогие вещи, какие кто имел, на случай, если   бы труп его был прибит волнами к берегу. Первый, кто нашел бы этот труп, обязывался немедленно предать его земле, а в награду за эту услугу мог воспользоваться драгоцен­ными вещами, найденными при трупе. Все, кто находил где-нибудь не погребенный труп, обязан был похоронить его или, при невозможности сделать это, по крайней мере, прикрыть тремя горстями земли. В Аттике погребение мертвого тела, найденного на земле какого-нибудь дема, лежало на обязанности демарха.

 Оставление без погребения павших на поле битвы ставилось в тяжкую вину полководцам, как это видно в известном деле победителей при Аргинусах. Побежденным врагам не смели отказывать в перемирии для погребения убитых, или сами победители принимали на себя заботу о погребении павших врагов; просьба о перемирии для погребения убитых       была, как известно, равносильна признанию себя побежденными. Припомним, наконец, ту замечательную сцену в Илиаде, когда после жарких схваток под стенами Трои враждебные стороны заключали перемирие и при свете факелов, забывши не­давнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших, сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычные религиозные церемонии.

1   Кремация

 

Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и у многих других народов.

 В Древней Греции погребение в землю и кремация существовали одновременно. Выбор того или другого способа зависел от предсмертного распоряжения покойника или от воли его родственников. Этот факт подтверждают находки в некрополях в скалах Сиракуз, древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формы погребения. Письменные свидетельства о кремации в Древней Греции относятся еще к гомеровскому периоду.  Можно сказать, что  в эту эпоху был в употреблении только одно - способ сожжения.

   Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.

 Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивиад, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионисий после смерти были преданы кремации.

    Тело без души — один труп и при том с признаками разложения, а потому — и было в их глазах чем-то нечистым. Эта нечистота уничтожалась, как скоро труп подвергали действию огня. На основании этого представления Еврипид   выражается  о  Клитемнестре:   «ее тело было  очищено огнем», когда говорит о сожжении ее трупа. Какое бы представление ни имели древние о духе,  это представление все же было,  и, предавая тело огню,  они думали облегчить духу,  связанному с телом, выход из его земной оболочки вместе с огнем и дымом, поднимавшимися к небу.

 Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим не доставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.

Кремация, по сравнению с захоронением в   земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Церемония сожжения была обстав­лена очень драматично и представляла довольно сложную сцену.

   Для сожжения воздвигали костер (pura), который у богатых людей иногда бывал очень велик, роскошен и дорог. Его зажигали, отвернув лицо, ближайшие родственники и в пламя бросали отрезанные волосы, одежды, утварь и другие предметы, которые покойник любил при жизни; в гомеровские времена убивали и животных (иногда даже и людей, как при, погребении Патрокла) и бросали в огонь.

   Мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, по сожжении тела собранные кости и пепел клали в глиняную или металлическую урну, пепел поливали вином. Урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсул или круглых закрытых свинцовых сундучков, урны для пепла изготовляли из глины или бронзы; могли использовать разные типы крупных ваз. Детей часто погребали в амфорах. Опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы различных размеров, которые получили распространение в последние столетия до нашей эры как братские могилы. Очень большое захоронение - кострище афинян, павших при сражении у Марафона в 490 г. н. э., обнаружил при раскопках немецкий археолог Генрих Шлиман.

Лукиан говорит: «Далее, при самом погребении, происходит разделение в соответствии с племенными  обычаями: эллин сжигает покойника, перс закапывает в землю, индус прозрачной одевает оболочкой, скиф пожирает…» 

 

1.1 «Илиада»  Гомера

В «Илиаде» форма сожжения представляется вошедшей в общее употребление. Рели­гиозные представления греков, вероятно, имели влияние на принятие этой формы предпочтительно перед зарыванием. Как это происходило, Гомер дает подробное описание.

   По изображению «Илиады», костер Патрокла был во сто футов. Перед ним было убито много овец и черных волов, жиром которых Ахиллес помазал труп Патрокла с ног до головы. Вокруг него разложили на костре убитых животных; тут же поставили сосуды с медом и маслом,  а в довершение всего возложили на костер двенадцать пленных   троянцев,   которых  Ахиллес   собственноручно   убил.   У древних считалось хорошим предзнаменованием, если труп заго­рался скоро и обращался в пепел без остатка мускулистых частей. Потому   Ахиллес и употребил такое большое количество жира, когда приготовлял к сожжению тело своего друга. Ахиллес, поджегши костер Патрокла и видя, что огонь распространяется слабо, обратился с молитвой к Борею и Зефиру присоединить свою помощь и раздуть огонь. Вокруг пыла­ющего    костра    трижды    объезжали    всадники    с    громкими восклицаниями, потрясавшими воздух, и при звуках музыки. В это  же время родственники и друзья умершего, в виду пылающего костра,  делали возлияния Бахусу,  призывали тень умершего и совершали по нем поминки. Пепел тщательно собирали вместе с костями. Ахилл почтил помять Патрокла пышными состязаниями: конными ристаниями, борьбой, кулачными боями метанием копья и диска, стрельбой из лука.

  Гомера у греков было в обычае над трупом насыпать холм, а над могилами царей и лиц особенно значительных насыпаемы были такие высокие курганы, которые гиперболически сравнивают с го­рами. Под этой насыпью, или холмом оставлялось выложенное камнем или просто отгороженное деревянными брусьями пустое пространство в виде большой комнаты, посередине которой стоял деревянный гроб или каменный саркофаг, куда клали умершего.

2 Захоронения

           Из обычая сохранять тела умерших родственников возникает религиозный обряд погребения в собственном значении этого слова. Телу умершего стали придавать особую позу (клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение), что и является существенным ритуальным моментом религиозного обряда погребения.

 Древнейшие могилы этрусков, так называемые шахты, - колодцы-могилы - устраивали в рыхлой почве. Этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали в скалах.

 С начала V в. н. э. для погребений используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.

 Учреждение погребального обряда в Аттике приписывали Кекропу: родственники должны были опустить тело умершего в землю и, засыпав его, посеять на могиле хлебные семена, чтобы таким образом вверить покойника лону матери земли и затем очистить ее посредством плодов.  (Циц. О зак. II, 25, 63 ).

   Зарывание в землю было особенно употребительно у небогатых людей как требовавшее меньших расходов; некоторые, впрочем, и из видов благочестия предпочитали предавать останки любимого родственника целыми и неповрежденными в лоно матери-земли, а не уничтожать их огнем. При этом погребении тело клали в деревянный (преимущественно кипарисовый) или глиняный гроб (larnax, qhkh, soroV и пр.); каменные саркофаги, иногда богато украшенные рельефами, встречаются преимущественно в поздние времена. (shma, mnhma, mnhmeion). Зажиточные люди часто строили просторные гробницы, служившие общим местом упокоения членов всей семьи или рода. Семейные гробницы устраивались и при погребении посредством зарывания в землю В гробницы клали сосуды (lhkuqoi), употреблявшиеся при погребении, и разные вещи, принадлежавшие покойнику, например, при воинах — оружие, при победителях — победные призы, при ремесленниках — их инструменты, при женщинах — зеркала, при детях — игрушки и т. д. Общие гробницы иногда строились с такою роскошью, что в Афинах еще Солоновым законом запрещено было строить гробницы дороже таких, которые могут быть построены в три дня десятью рабочими. Деметрий Фалерский еще более сократил расходы на постройку памятников  (Циц. О зак. II, 26, 66). На гробницах ставились более или менее дорогие каменные памятники, часто с рельефными изображениями и надписями, содержащими в себе полное имя покойника и нередко стихотворную эпитафию, выражавшую его заслуги и доблести, сердечные чувства его родственников, нравственные сентенции и т. п. Огромное количество таких надгробных памятников сохранилось до наших времен в разных местностях эллинского мира. Таким покойникам, которые умерли и погребены были на чужбине или вовсе не могли быть погребены (например, утопленники, тела которых не были найдены), на родине были воздвигаемы памятники, называвшиеся kenotafia; но при этом всегда заботились, по мере возможности, чтобы останки или пепел умершего на чужбине были перевезены на родину и погребены в фамильной гробнице. Кладбища, как правило, находились вне городов вдоль дорог, ведших к городским воротам; в Афинах одно кладбище было в загородном Керамике по дороге в Академию, а другое, для простого народа, — по дороге в Пирей. Окружающая местность засаживалась деревьями (преимущественно кипарисами и тополями) и цветами Погребение внутри городов в исторические времена вообще принадлежит к исключениям, хотя такой обычай существовал в Спарте и некоторых других дорических городах, а в древнейшие времена и в Афинах.(  Плат. Минос. 315 d). В колониях могилы основателей (oikisthV) находились внутри города, по большей части на рыночной площади; но эти лица считались не обыкновенными покойниками, а героями- покровителями города, и их гробницы — святынями. Обыкновенно же нахождение гробниц внутри городов, особенно в священных местах, считалось их осквернением. Священный остров Делос, как известно, неоднократно был очищаем посредством вынесения с него гробов, и наконец афиняне запретили на нем рождаться и умирать (ч. I, разд. IV, гл. 27, § 2).

    Нельзя здесь не упомянуть о прекрасном обычае афинян устраивать на государственный счет общее торжественное погребение павших в бою за отечество. Описание такого погребения оставил нам Фукидид (II, 34). Убитых сжигали на поле битвы, затем останки привозили в Афины, и здесь кости граждан каждой филы клали в один общий кипарисовый гроб и предавали в загородном Керамике торжественному погребению, после которого избранный оратор произносил с возвышенного места надгробное слово. Этот обычай со времен Солона сохранялся в течение многих столетий и впоследствии, приблизительно с начала III в. до Р. X., был распространен еще тем, что ежегодно в память павших за отечество стали устраивать на государственный счет поминальный праздник (epitafia), попечение о котором возложено было на архонта-полемарха.

 

3   Кремация и погребение римлян

 

      У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.

 До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима - Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.

 Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.

Таким образом, античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. Огненное погребение вышло из обихода в жесткой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.

ГЛАВА 2 ЗАХОРОНЕНИЯ  КРИТА   И   МИКЕН.

 

Крит

 

Представления критян о загробном мире были связаны с идеей о загробном существовании. Покойников снабжали оружием, утварью, возводили погребальные сооружения.

Имущественное неравенство среди населения острова ярко сказывается в погребальном обряде. Во II тыс. до н. э.  критяне хоронили своих покойников в небольших могилах разнообразных по форме, предназначавшихся для отдельных семей.

   Чаще всего  встречаются каменные могилы – прямоугольные в плане склепы, вырезанные в скалах, или цистовые – круглые могилы, куда покойников клали в скорченном положении. Много захоронений найдено в пифосах  или керамических гробах, также имевших круглую форму.

    Погребальный инвентарь находимый в могилах критской знати очень богат по сравнению могилами широких масс населения. Самые богатые семьи возводили монументальные гробницы из тщательно отесанных плит. Менее состоятельные критяне хоронили покойников в вырубленных в скалах подземных склепах. Обычно там ставили деревянные или глиняные гробы, расписанные многоцветными узорами.

    Погребальный ритуал критян изображен очень подробно на глиняном  саркофаге  из Агиа – Триады расположенном недалеко от Феста. Изображенные на нем сцены представляют погребальное шествие, проводы покойного к усыпальнице. Эта роспись, а также архитектура некоторых погребальных камер на Крите ( могила жреца-царя в Камо, царская гробница в Исопате) указывают на некоторое сходство критян и египтян.

В середине XV в. до н. э. в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копий, что совсем не характерно минойских погребений. Вероятно, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати.

Погребальные  сооружения  Микен

На западном склоне микенского холма, в пределах  позднейших микенских укреплений, но, очевидно,  за чертой древнейшего поселения и его стен, если таковые вообще существовали, Шелиманом было раскрыто шесть погребений конца XVII- I половины XVI в. до н. э., так называемые шахтовые гробницы. Они  представляют собой высеченные в скале погребальные склепы, имеющие форму прямоугольных колодцев. Долгое время шахтовые гробницы считались древнейшими сооружениями микенской эпохи. Однако в 1951-1955 гг. а Микенах, на  площадке, огороженной циклопической кладки, было обнаружено и раскопано еще 24 погребения, датируемые XVII-XVI вв.  до н. э. По своему типу эти гробницы весьма близки шахтовым гробницам, раскрытым Шлиманом. Каждая из них представляет собой глубокую прямоугольной формы выемку в скальном грунте. Сверху гробницы  были закрыты каменными плитами, укрепленными на балках, и засыпанных землёй. При каждом новом погребении могила раскапывалась, сверху опускали нового покойника, останки  умершего прежде обычно отодвигались в сторону, чтобы дать место вновь усопшему, после чего могила снова закапывалась.

   В насыпях над гробницами были обнаружены гладкие и покрытые спиральным орнаментом и рельефами стелы, своим числом и местоположением совпадающие с числом и местоположением погребенных. Некоторые  гробницы содержат по одному скелету, другие- до четырёх. Стелы над мужскими погребениями в середине окруженного спиральным орнаментом пространства содержали изображения самих умерших с оружием и на колесницах. К сожалению, большая часть этих стел очень повреждена, сохранились только фрагменты. На сохранившейся полностью стеле изображена охота на быков, на другой - разбитой на несколько кусков - в обрамлении из спиралей представлена сцена единоборства, по бокам- два вздыбленных льва, т.е. мотив, близкий к рельефу на львиных воротах.

    В большинстве шахтовых гробниц погребальный инвентарь отличается относительной скромностью. Зато другие по количеству обнаруженных в них ценностей не могут идти в сравнение ни с одним из погребений, раскрытых на территории античной Греции. В виде примера можно указать хотя бы на одну из гробниц, вскрытых еще Шлиманом (третью), где было найдено до 870 по большей части сделанных из золота предметов, в т. ч. диадемы, цепочки, золотые и серебряные чаши, покрытые рельефами, толстые орнаментированные пластины от ларцов, прекрасной работы мечи и кинжалы, перстни, изделия из слоновой кости, стекла, фаянса, горного хрусталя, алебастровая ваза, многочисленные  подвески и золотые бляшки в форме древесных листьев, цветов, бабочек, сфинксов и морских животных, драгоценные камни т.п. Среди  находок в большом количестве представлена и разнообразная керамика, часто в виде сосудов, содержащих пищу для умерших,-  свидетельство развитого погребального  культа.

   Подавляющее большинство найденных вещей из метала по стилю и технике весьма близки критским. Влияние Крита на микенскую культуру в данном случае,  не может возбудить ни каких сомнений. О многих драгоценностях и металлических сосудах нельзя с точностью сказать, сделаны ли они в Арголиде или вывезены с Крита, настолько сходны они с Критскими изделиями.

    Среди многих предметов, по всем признакам сделанных в микенских поселениях, местную работу можно распознать большей частью по сюжетам изображений. В отличие от Крита здесь преобладают мотивы охоты и войны, использовавшихся даже на женских украшениях. Таковы, например, два золотых кольца из четвёртой гробницы, раскрытой Шлиманом. На одном изображении воин, сражающийся с двумя наступающими на него врагами, на другом- сцена охоты: охотник стоит на боевой колеснице и натягивает лук, чтобы попасть в оленя. Трактовка одежды и вооружения на этих изображениях совсем не критские, хотя  техническом отношении выполнена в лучшей критской манере.

  Говоря о микенских гробницах необходимо отметить, что они остаются единственными памятниками 1650- 1500 гг. до н. э., в яркой форме отражающий начальный период во взаимоотношениях  материка с Критом и другими странами. На них полностью базируются представления о ранней микенской культуре, т.к. о других погребениях, памятниках, не известно.

 Следующая группа микенских памятников относиться уже ко II половине XVI и к XV вв. до н. э. Это также, прежде всего погребения, но уже несколько иной конструкции. В них погребальная камера имеет прямоугольную, овальную или круглую формы и обыкновенно высекается в мягкой скальной породе, но она уже соединена с поверхностью земли особым длинным и узким ходом, так  называемым дромосом. Наличие дромоса чрезвычайно облегчало повторное использование погребальной камеры. Для нового трупоположения достаточно было отвалить плиту, прикрывающее входное отверстие дромоса , тогда как в шахтовых гробницах приходилось  в случае повторного погребения каждый раз вскапывать насыпь и разбирать потолок склепа для того, чтобы сверху опустить умершего. Новый тип погребений сохранялся на всём протяжении  последующих веков существования микенской культуры в более или менее неизменном виде. Единственное различие между ранними и поздними погребальными камерами заключается в длине дромоса. В погребениях XVI и XV вв. до н. э. его длина обыкновенно не превышает 3-4 м, в более же позднее время она достигает 14 и даже 16 м. Наиболее  древние из до сих пор известных погребений  этого типа было обнаружено вблизи Микен, а также близь Аргоса. Оба  относятся к  середине XVI в. и по времени близки к шахтовым гробницам. Поновляющее большинство  других известных погребальных камер, разбросанных по всему греческому материку и островам, значительно моложе шахтовых гробниц.

   В тех случаях, когда грунт, в котором вырывалась погребальная камера, оказывался слишком мягким, ее стены выкладывались камнем. Это послужило началом для развития ещё одного типа погребений, так называемых купольных гробниц-толосов, существовавших потом параллельно с гробницами-камерами. Существенная особенность этого типа погребений выступает в том случае, когда каменная кладка стен находит продолжение в потолке, принимающем куполообразную форму и укреплённом на слегка выгнутых каменных блоках. Получается выложенный камнем котлован ульеподобной формы с дромосом. Особая дверь из дромоса в погребальное помещение отсутствует, и после каждого нового погребения отверстие, проделанное в стене для того, чтобы внести тело, вновь закладывается и замуровывается камнем.  Наиболее ранние из таких гробниц, как, например, две небольшие гробницы близ Микен и несколько аналогичных погребений из других регионов Южной, Средней и Северной Греции, судя по отдельным находкам, восходят ко времени, близкому эпохе существования шахтовых гробниц. В дальнейшем конструкция и отделка купольных гробниц все время совершенствуются. Стены погребальной камеры выкладываются уже не мелким необработанным известняком, но правильной формы каменными       (в отдельных случаях даже из паросского мрамора) плитами. Появляется и дверь со специальной притолокой из больших поперечных брусьев, соединяющая тоже уже отделанный камнем дромос с погребальной камерой. Стены и куполообразный потолок покрываются рельефными  украшениями. Увеличивается площадь и кубатура всего помещения, в целом достигая в отдельных, уже относительно поздних, гробницах 14,5 м в диаметре и 13,4м в высоту. Наконец, боковая камера гробницы выносится на поверхность земли и её наружные стены из больших каменных блоков с цоколем и крышей украшаются рельефами. Так постепенно вырастает и развевается новая архитектурная форма, получившая распространение на всей территории греческого материка и островов.

   Купольные гробницы были обнаружены помимо Микен. Где  их насчитывается девять, ещё около Аргоса, в Тиринфе, Вафио, Пилосе, Аттике близ Афин, в Фессалии и ряде других мест. Погребальный инвентарь во всех этих гробницах давно уже оказался расхищенным. Счастливое исключение составляют только купольная гробница в Вафио на территории Лаконики, близ древних Амикл, и гробница в Мидее (Дендре), в центральной части Арголиды. Гробница в Вафио, датируемая началом XV в. до н.э., представляет погребение знатного микенского война. Здесь сохранился богатый погребальный инвентарь: значительное количество различного рода украшений, предметы туалета, богато украшенное оружие и орнаментируемая посуда, предназначенная главным образом  для вина. Из всех этих вещей особое внимание обратило на себя железное кольцо. Это первая находка железа крито–микенской эпохи*. Наличие

 * В дальнейшем находки железных предметов неоднократно повторялись. В частности, в погребении микенского времени в Фарсале (Фессалии) были найдены железная задвижка и гвозди.

кольца, обнаруженного  на пальце скелета вместе с двумя другими кольцами из золота и бронзы, показывает, что железо

только еще начало входить в обиход и по своей ценности приравнивалось к изделиям из золота. Среди других находок выделяются золотые кубки с изображением быков, двойная шейная цепь, украшенная 80 аметистами, и браслеты, состоящие из гемм. Почти все найденные вещи, особенно украшения и туалетные принадлежности, выполнены в чисто критском стиле и технике. Удельный вес оружия в общем числе других вещей относительно не велик, особенно по сравнению с инвентарём шахтовых гробниц.

    Гробница в Мидее (Дендре) дошла в значительно худшем состоянии, ибо в ней ещё, очевидно, а древности успели побывать грабители. Все же на полу было обнаружено несколько мелких вещей. Обследование погребального помещения позволило установить следы двух ям. На дне этих ям были обнаружены нетронутые погребения двух женщин и двух мужчин. Погребальный инвентарь в этих могилах также оказался состоящим из украшений и драгоценных сосудов. На одной из золотых чаш изображено море, на других – серебряных - охота на  оленя и скачущие быки. Стилизованные головы  пяти быков украшают и чашу из серебра с золотой обкладкой, найденную подле женского скелета. Среди украшений большие геммы, четыре кольца – из железа, меди, свинца и серебра, золотая цепь из 36 розеток и многочисленные мелкие украшения из слоновой кости, бронзы, фаянса, стекла и даже скорлупы страусового яйца. Было обнаружено и оружие: четыре меча, ножи и наконечники копий. Мечи  значительно меньших размеров и более лёгкие, чем из шахтовых гробниц. этот навый тип оружия, гораздо более близкий к критским образцам, чем оружие XVI в. до. н.э. Датируются все перечисленные вещи II половиной или даже концом XV в. Все сосуды и украшения из металла также обнаруживают сильное влияние критского стиля и техники.

 Область сохранившая в рассматриваемое время местные черты,

было строительное искусство. Ни мегарон, занимающий центральное место в микенских зданиях, ни погребальные камеры с дромосом и купольные гробницы не имеют аналоги с

  Критом. Если же погребения такого типа в XVI-XIII вв. до н.э. и появляются на Крите, то сравнение их с гробницами Эллады ясно обнаруживает заимствование. Т. о., даже во второй  половине XVI- XV вв. до н. э., знаменующих собой кульминационный пункт в культурном влиянии Крита, взаимоотношения его с материковой Грецией в известной мере сохраняют характер двустороннего процесса.

    В XIV в. строительство купольных гробниц достигает наивысшего расцвета. Так называемая Сокровищница Артея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, правильной формы, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями. Заметно какие значительные изменения претерпела в своём развитии специфическая микенская архитектурная форма по сравнению-с подобными погребальными сооружениями  XIV- XII вв. до н. э. с их ульеобразным прототипом XVI в. до н. э.

Т.о. погребальные сооружения Крита и Микен имели влияние на строительство усыпальниц материковой Греции того времени.

              

ГЛАВА 3 Античные государства Северного Причерноморья

 

1.  Погребальные обряды Северного Причерноморья

Античные некрополи раcполагались  в непосредственной близости от городов за пределами их оборонительных стен. Наряду с грунтовыми могильниками они включают и курганы. Ранее V в. до п. э. некрополи состояли только из грунтовых могил. Курганные за­хоронения встречаются в Греции, в Западном При­черноморье   их   значительно   больше.   Несмотря   на это, широкое распространение курганов вокруг горо­дов   Северного   Причерноморья   большинство   иссле­дователей    связывают    со    скифскими    традициями.    Господст­вующим обрядом погребения было трупоположения в  простых могильных ямах. Трупосожжения встре­чаются  почти  во  всех  некрополях северопричерноморских городов, но сравнительно редко. Чаще всего обряд,   кремации   считают   греческим,   несмотря   на спорадическое его применение различными племена­ми Северного Причерноморья.  Наиболее высок процент могил с трупосожжением   в  Херсонесе эллинистического пе­риода - до    25%.  В  Пантикапее трупосожжения в  VI — V вв. до н. э. составляют примерно  10—13%, а к эпохе эллинизма их доля  снижается  до  3%   Совсем незначительно число могил с трупосожжением   в   Ольвии  Греческим погребальным обрядом является обы­чай хоронить детей в амфорах пли крупных сосу­дах В Ольвии захоронения в амфорах отмечены и архаический и римский периоды  Они встречаются в Херсонесе, реже в Пантикапее — только в V—IV вв. до н. э., значительно чаще в ази­атской части Боспора. В Фанагории они известны на протяжении всей античной эпохи, встречаются в Гермонассе, Кепах, Танаисе

    Значительно труднее выяснить вопрос, с какими традициями связаны захоронения и простых могильных ямax прямоугольной формы или со скругленными углами. Они одинаково характерны для античных и местных могильников. Более показательны дополнительные конструкции в могилах или отдель­ные черты обряда. Часто встречающиеся деревян­ные надмогильные перекрытия объясняют влиянием местного погребального обряда. Прием покрытия могил поверх деревянного настила слоем камки встречается в пантикапейском некропо­ле VI в. до н. э., но особенно широко он распростра­няется па азиатской стороне Боспора, так как он был обычен у окрестных племен. Могилы с каменны­ми перекрытиями и часто с дном и стопками, выло­женными камнем, были одинаково распространены в античном и племенном мире.

     Связь погребальных традиций с обрядовыми нормами греческой метрополии особенно отчетливо проявляется в VI—V вв. до н. э. Почти во всех некро­полях этого времени покойники, как правило, лежат головой на восток, что считают влиянием греческой традиции, так же, как и обычаи ставить над могила­ми  стелы  с  надписями и  рельефами или  антропо­морфные  надгробия;  хоронить в гробах и саркофа­гах, класть в могилы предметы палестрического ха­рактера и монеты. Подбор вещей, которые клали в могилы,  зависел  от  пола и  возраста,  положения  в обществе  и  материальных  возможностей  умершего. Все, что употреблялось умершим при жизни, могло быть положено в могилу. Так, в могилу воина клали оружие,   юноши-палестрита — стригиль   и   сосудике для масла, женщины — украшения и статуэтки, ре­бенка — игрушки. Часто в могилы ставили сосуды и светильники. Терракотовые статуэтки клали в моги­лы   как   изображения   богов   и   как   любимые   ве­щи. В монументальных склепах стояли жертвенные столы,   куда   родственники   приносили   дары   умер­шему.

    Варварские   погребальные  традиции   проявляются в   некрополях  почти   каждого  города.  С   ними   свя­зывают   конструкции   могил,   невосточную   ориенти­ровку погребенных,  подсыпку и  подстилку в  моги­лах, употребление для захоронении деревянных ко­лод, скорченное положение костяков, наличие в мо­гилах  красной  краски,   мела,  напутственной   пищи и специфические предметы погребального инвентаря, такие, как оружие, ножи, точила, бусы ярких расцветок, лепные курильницы, разбитые зеркала и т. д. Выводы исследователей о том, что считать гречески­ми чертами, что варварскими, часто расходятся. Так, захоронения со скорченными костяками большинст­вом   исследователей   расцениваются   как   признаки проникновения и город местного населения, однако, такие захоронения в Херсонесе считают греческими Вместе с тем хорсонесские захоронения со скорчен­ными костяками норных иском нашей эры связывают с сарматами. По-разному расцениваются находки оружия м могилах. М. И. Ро­стовцев считает, что  оружие  свидетельствует о  принадлежности мо­гил негреческому населению, а Г. А. Цветаева придерживается мнения, что это могилы греков. Наибольшее распространение в   античных  некрополях   Северного   Причерноморья получили, по-видимому, те обычаи, которые соответ­ствовали традициям, распространенным как грече­ском,   так   и варварском   мире. К ним относится и устройство ни моги­лах тризны, своего роди поминок, от которых сохраня­лись скопления костей животных и птиц и множество битой, посуды. Остатки тризн встречаются и в грунтовых и в курганных некрополях. Е. Г. Каста-наян  констатирует широкое распространение этого обряда в Гомеровской Греции и приходит к выводу, что первые переселенцы перенесли его в Северное  Причерноморье, где он и нашел благоприятную почву.

С IV в. до п. э. наблюдается большее разнообра­зие  в  типах  погребальных сооружений.  Во второй половине IV в. до н. э.    вначале в Ольвии, а затем и в других городах,  появляются земляные склепы. В Ольвии они составляют больше 50% захоронений. В не­крополях   Пантикапея,   Тузлы,    Гермонассы,   Кеп,. Фанагории, Тирамбы земляные склепы появляются в III в. до н. э.  в Херсонесе  с   I   в.   н.   э. Конструкция   их   не   единообразна.  Так,   например, в Ольвии наибольшее распространение получили од­нокамерные склепы с длинным дромосом, в Пантикапее — двухкамерные склепы с обычными входны­ми ямами. Появление склепов в некрополях городов. Северного Причерноморья объясняют влиянием  античной   погребальной   традиции   Средиземноморья, другие связывают их с проникновением сарматского населения или с традициями, восходящими к эпохе поздней бронзы в Прикубанье. С античной традици­ей    связано   широкое   распространение    (с    IV    в. до и. э.)   черепичных гробниц, хорошо известных в античном мире. В Херсонесе они составляют около четверти   всех   захоронений.  В Ольвии в могилах находят только отдельные обломки чере­пицы  . Види­мо,   с  варварской   погребальной  традицией  связано распространение   подбойных   могил.   В   IV — начале III в. до н. э. п Ольвпи они составляют около 50% всех могил;  в  III  в. до н. э. их около 28,4% —а во II —I  ив. до  п. э.  их совсем мало. В III в. до н. э. появляются нодбойные могилы в Пантикапее. Со II в. до н. э. они там широко распространены и появля­ются   на   азиатской  стороне   Боспора.   М.   Парович-Псшикан   считает,   что   они   ведут   свое   начало   от  скифской  погребальной традиции сооружения ката­комб. На Боспорe их появление связывают с прито­ком в города сарматского населения.

 В Ольвии большая масть каменных склепов относится к эпохе эллиниз­ма  и совсем немного   к   первым  векам  нашей эры. Курганы ок­ружают   пси   города   Северного   Причерноморья,   но особенно много их вокруг Пантикапея. Самые боль­шие из курганов достигают высоты 25 м, но наибо­лее распространены  курганы  высотой от 5 до 10 м.

Курганные насыпи для прочности часто делали из нескольких слоёв камня, морской травы и земли. Многие курганы вокруг насыпи обносились канавой или рвом, а также каменной оградкой –крепидой. Основная группа курганов Северного   Причерноморья была возведена в IV- III вв. до н. э., со II-I вв. до н. э. этот обычай уходит в прошлое, позднее курганы почти не сооружали   для захоронения, как правило, использовали курганы, возведённые  в более ранний период. Единичные курганы позднего времени уступают ранним по высоте и по богатству. Чаще всего в курганах прослеживаются те же конструкции могил и черты обряда, что и в грунтовом некрополе. До IV в. до н.э. в могилах преобладают одиночные захоронения. Со строительством склепов появляются захоронения, содержащие несколько костяков, как на пример, могильники II половины IV - I половины III вв., до н. э. в районе поселка им. Войкова близь Керчи.

На сельской территории античных городов могильники  VI- IV вв. до н. э. как грунтовые, так и курганы, исследовались главным образом, на Керченском полуострове и в близи Анапы. Они принадлежали негреческому населению. Возможно, только  в могильнике у поселения Южно- Чурубашское были погребены  боспорские греки- владельцы усадьбы. Захоронения VI- IV вв. до н. э. отличаются разнообразием погребальных сооружений и обрядов: простые грунтовые могилы, захоронения в каменных ящиках, составленных из «дикарных»  плит часто каменными обкладками вокруг ящиков, подбойные могилы и склепы. Встречаются одиночные захоронения и могилы, содержащие до 22 погребений. Ориентировка покойников различна, но преобладает западная. Положение погребенных чаще вытянутое, но встречается и скорченное. Для могильников первых веков нашей эры, открытых у сельских поселений Золотое, Семеновка, Ново- Отрадное, Кыз-Аул, Фронтовое II наиболее характерны  простые грунтовые могилы, часто перекрытые плитами и могилами, обложенные каменными плитами с такими же перекрытиями, реже встречаются подбойные могилы и склепы. Встречаются могилы с одиночными и многократными захоронениями. Преобладает восточная ориентация погребенных. Стандартность в наборе погребального инвентаря видимо, свидетельствует о приблизительном одинаковом социальном положении сельского населения в первых веках нашей эры. Раскопан только один могильник к III-IV у.с. заморское, где были земляные могилы с одиночными захоронениями.

1.1 Курганы Боспора

На территории Боспорского государства находится огромное количество курганов. Большинство из них было ограблено либо в античное время либо в XIX в. Археологическое изучение курганов началось с 30-х годов XIX в. В советский период

раскопки курганов проводились ограниченно. Основное внимание уделялось научному осмыслению ранее раскопанных памятников*. Наиболее ранним, по-видимому, курганным захоронением является случайно обнаруженное в земляной гробнице погребение представителя синдской родовой знати на западном берегу Цукурского лимана на Тамани. В нем найдены: бронзовый боевой клевец, бронзовое украшение в виде двух барсов и расписная родосская ойнохоя последней четверти VII в. до н. э. Весьма близки этому погребению захоронения в четырех курганах, раскопанных в 1868 г. Тизенгаузеном. К V в. до н. э. принадлежит ряд курганов Нимфея с захоронениями в больших каменных ящиках, обложенных камнями, в земляных сырцовых гробницах и, в урнах. Особый интерес представляют погребения богатых, воинов, сопровождаемые бронзовым греческим оружием, золотыми украшениями и захоронениями лошадей.

   На азиатской стороне Боспора погребения V в. до н. э. под курганными насыпями совершались в земляных ямах, обложенных сырцовыми кирпичами и перекрытых деревом. К их числу относятся два чисто греческих по обряду фанагорийских  кургана с женскими погребениями, содержащими золотые украшения и расписные аттические фигурные сосуды  и два из Семибратних курганов с погребениями синдских воинов в кожаных панцирях с нашивными бронзовыми чешуйками, украшенных золотыми нагрудниками, с оружием, бронзовой и серебряной утварью и с конскими захоронениями. Ко второй четверти V в. до н. э. принадлежит пантикапейский курган, раскопанный в 1891 г. с трупосожжением в урне, массой расплавившихся бронзовых и железных изделий с чернофигурной ойнохоей и краснофигурной гидрией с изображением Гермеса (ОАК, 1891, с. 26 сл.).

   Наибольшее количество курганов относится к IV — Ш вв. до н. э. Нередко погребальные сооружения обкладывали дикарным камнем (Змеиный курган). Иногда насыпь состояла из ряда чередующихся слоев камня, морской травы и земли (Царский курган, Куль-Оба) . Ряд курганных насыпей имел крепиды из хорошо отесанных камней (Павловский, Острый курганы) или

*(Кастанян Е. Г., 1950; Кауфман С. А., 1947; Силантьева Л. Ф., 1959; Цветаева Г. А., 1957а)

необработанных камней (Золотой курган) . Иногда курган мог иметь две крепиды (Кара-Оба). Курганы азиатского Боспора были в своей основе земляными. Характерной особенностью Курганов Фанагории является обилие в насыпях больших амфор, лежащих рядами или сплошными грудами. Наряду с широким распространением земляных гробниц, обложенных сырцовыми кирпичами и перекрытыми деревянными брусьями, под курганами Боспора встречаются земляные склепы и могилы (иногда обложенные черепицами), каменные гробницы. Погребения знати совершались в каменных склепах, к которым нередко вели так же каменные монументальные проходы-дромосы. Стены склепов покрывались многоцветной расписной штукатуркой с бытовыми, военными, культовыми сценами и расти- тельным орнаментом. Внутри находились захоронения в деревянных или роскошных мраморных расписных саркофагах. Вблизи Пантикапея открыты грандиозные склепы Золотого и Царского курганов, возможно, являвшиеся усыпальницами боспорских царей. Часть курганов содержала чисто греческие погребения, например, Павловский курган, курганы со склепами 47 и 48. В Павловском кургане обнаружен перекрытый горизонтальными плитами каменный склеп, всю камеру которого занимал деревянный расписной саркофаг с резьбой и инкрустацией, в котором покоилась женщина с золотыми украшениями, тремя аттическими расписными вазами и тремя алабастрами (ОАК, 1859, прим. 1).   Типично греческие погребения засвидетельствованы и в курганных некрополях других боспорских городов. Особый интерес представляют погребения в мраморных саркофагах, найденных вблизи Гермонассы  и Фанагории (АДЖ, с. 94, 95). В курганах Феодосии открыты только чисто греческие погребения. Раскопками, проведенными И. К. Айвазовским и А. А. Сибирским, обнаружены погребения с сожжением или трупоположения в земляных могилах, сопровождаемые богатым погребальным инвентарем. Один курган содержал захоронение в деревянном саркофаге, украшенном терракотовыми медальонами с изображением Аполлона на грифоне, поражающего упавшую лошадь. Среди находок из феодосийских курганов особо следует отметить золотые серьги с изображением квадриги, управляемой Никой в обрамлении стоящих крылатых гениев и с лунарной подвеской с мелкими розетками, украшенной крупными розетками, к которым на цепочках подвешены амфорки.

   Другая часть боспорских курганов принадлежит погребениям представителей варварской племенной знати, зачастую в значительной степени эллинизированной. В первую очередь к ним относится курган Куль-Оба*. Он содержит квадратный в плане каменный склеп с уступчатым сводом, к которому вел короткий дромос. В перекрытии дромоса, наряду с каменными плитами использовались деревянные балки. Уступчатый свод камеры закрывал деревянный потолок, с которого, по-видимому, свисал полог, украшенный золотыми бляшками. Большую часть склепа занимал деревянный расписной саркофаг, разделенный на две части. В большем отсеке находилось мужское захоронение с остроконечным башлыком на голове, украшенным золотыми обручами с рельефными изображениями и бляшки с фигурками скифов. На руках погребенного были массивные золотые браслеты. В другом отделении саркофага находилось оружие, украшенное золотом и ножны, ногайка, бронзовая позолоченная кнемида, а также точильный камень и массивная золотая фиала. Напротив входа в склеп стояло кипарисовое ложе, украшенное резными пластинками из слоновой кости. На этом ложе, видимо, находился труп женщины. Голову погребенной украшала электровая диадема с оттиснутыми изображениями стоящих женщин, грифонов и розетками с разноцветными эмалями. Головному убору принадлежат и три электровые ленты — одна с рельефным растительным орнаментом и две узкие с подвесками, а также два золотых медальона с изображением головы Афины и два золотых медальона с розетками и лунарными подвесками. Шею погребен ной украшала золотая гривна, руки — золотые пластинчатые браслеты с тиснеными изображениями грифонов, раздирающих оленей. Рядом лежало бронзовое зеркало, серебряное веретено и знаменитая электровая ваза с изображением сцен из быта скифов. У южной стены лежал скелет слуги с шестью ножами. У его головы, в углублении, лежали кости лошади, шлем, поножи и два железных наконечника копья. Вдоль стен стояли серебряные и бронзовые сосуды. В северо-западном углу под полом был тайник, разграбленный в

*(Ростовцев М. И., 1925, с. 376 сл.)

древности.

     В. В. Шкорпил в 1912 г. в кургане на г. Зеленой обнаружил каменный склеп с дромосом, перекрытый бревнами и плитовую гробницу. В склепе находились чернолаковая гидрия с пеплом, золотые украшения, золотая монета Александра Македонского, серебряные и бронзовые сосуды. В плитовой могиле было погребение воина с оружием и украшениями (бусы, золотая фибула, золотой венок и диадема с застежкой в виде гераклова узла). Напротив входа в гробницу были конские захоронения. Находки в гробнице бронзового стригиля, а в насыпи кургана панафинейской амфоры указывают, что погребенный принадлежал к эллинизованным слоям местного населения и участвовал в общеэллинских состязаниях.

    Курган Большая Близница в 8 км к югу от Фанагории представлял собой родовой некрополь знатной, вероятно, синдской семьи, некоторые женщины которой были жрицами. В нем найдено три каменных склепа, две плитовые могилы и несколько могил с кремацией. Стены среднего, полностью ограбленного, склепа были расписаны цветочным орнаментом, а на верхней плите свода было изображение Деметры. В другом склепе обнаружено погребение жрицы в кипарисовом саркофаге, орнаментированном слоновой костью и резьбой. На погребенной были золотые украшения: калаф с подвесками и начельником, ожерелья, браслеты, перстни с резными камнями, нашивные бляшки. В третьем склепе, в аналогичном саркофаге был погребен вооруженный воин в золотом венке, с перстнями, штампованными нашиными бляшками. Несколько богатых погребений найдены и в кургане Малая Близница. Среди курганов Фанагории известны погребения воинов, в сырцовых гробницах с полным набором вооружения, сопровождаемые конскими захоронениями, а иногда и умерщвленным слугой и совершенными по негреческому погребальному обряду. Большое количество курганов раскопано в окрестностях Горгиппии. Они содержали погребения в каменных и сырцовых склепах, грунтовых и обнесенных сырцовыми кирпичами могилах. К рубежу I V — Ш вв. до н. э. принадлежит раскопанный Н. И. Веселовским в станице Анапской каменный склеп с полуциркульным сводом с росписями по стенам, имитирующими ограду героона (ОАК за 1908 г., с. 119). В кургане на Султан горе открыты три гробницы — каменная, сырцовая и земляная (ОАК, 1882 — 1888, с. XXVIII). Во II — I вв. до н. э. количество курганов, по сравнению с предшествующим периодом резко сокращается. Нередко использовались ранние курганные насыпи. Сохраняются прежние типы подкурганных сооружений (каменные и сырцовые склепы, плитовые и грунтовые могилы). Появляются грунтовые склепы, вырубленные в скале или земле и зачастую расписанные. Встречаются погребения с чисто греческим, варварским или смешанным греко-варварским погребальным обрядом. Так, например, погребение в склепе 1852 г., где скелет человека находится в одной нише, а скелет лошади — в другой — сочетает элементы смешанного обряда (АДЖ, с. 30 сл.). Многие курганные захоронения, совершенные по греческому погребальному обряду, представляют собой трупосожжения в урнах. Наиболее значительными среди курганов этого времени является Артюховский курган вблизи города Кепы. Один из его каменных склепов содержал парное захоронение мужчины с золотым венком и перстнем, расписными сосудами, стригилем и ножом, и, женщины с золотыми венком, гривной, перстнями, ожерельем, браслетами из бус, серебряными и бронзовыми сосудами, зеркалом и меховой накидкой. В другом двухкамерном склепе также находилось парное захоронение: мужчины с золотым венком, кольцом, монетой и пряжкой с гранатами и женщины, среди золотых украшений которой были: венок, диадема, серьги с голубями из белой эмали, гривна, два ожерелья, медальон с изображением Афродиты и Эрота, браслеты, перстни, нашивные бляшки, тканое золотом покрывало. Там же были металлические со- суды, веретено, футляр для иголок и т. п. В перед- ней камере найдены металлические и глиняные сосуды, два железных стригиля. Третье погребение представляло собой женское захоронение в плитовой гробнице с золотыми украшениями и различной утварью. Особый интерес представляет золотая, украшенная эмалями и гранатами диадема в виде Гераклова узла.

    В I — II вв. и. э. количество насыпных курганов еще более сокращается. Почти все склепы имеют полуциркульные перекрытия, оштукатурены и рас- писаны. Широко используются старые курганы и иногда склепы. Большое распространение находит обряд захоронения в деревянных гробах или саркофагах. Значительная часть курганных погребений совершена по греческому погребальному обряду.

    Примером могут служить захоронение с палестрическим инвентарем в кургане на земле Фельдштейна, погребение в каменном расписном склепе Львиного кургана, содержавшем остатки деревянных саркофагов, золотых украшений, наконечников копий и стрел, плиту с именами Селкима и Филопатра и статую льва (ОАК, 1894, с. 5; ОАК, 1895, с. 20). Подобные захоронения встречаются и на азиатской стороне Боспора. Другие погребения совершены по местному, главным образом, сарматскому погребальному обряду. К их числу относится погребение воина с оружием и частями конской узды в каменном саркофаге, курганы к западу от Керчи (ОАК, 1862, с. XIV); семейная усыпальница в каменном склепе, открытом Ашиком в 1841 г.; погребение мужчины в каменном ящике с золотыми украшениями, стеклянными бусами, оружием и конским захоронением со сбруей из бронзы, серебра и золота в специальном отсеке*. В Ш — IV вв. н. э. почти все курганные захоронения являются впускными. Широкое распространение получает использование ранних каменных склепов и гробниц, даже для представителей царского дома, и сооружение земляных склепов. В погребальном обряде прослеживается значительная сарматизация населения, выразившаяся в распространении обычая класть в могилы оружие, гривны, конскую сбрую, а также в полихромии украшений.

    Среди погребений этого времени следует упомянуть царские захоронения членов семьи Рескупорида Ш, открытые А. Ашиком на Глинище. В 1837 г. в поле одного из курганов им был найден мраморный саркофаг, содержавший богатое захоронение. На голове покойного был надет золотой венок, на центральном щитке которого изображен всадник перед алтарем. Лицо покрывала золотая маска, на шее находились 'гривны. Кроме того, найдено большое количество золотых украшений полихромного стиля (перстни, серьги, фибулы, застежки, нашивные бляшки), конская сбруя с золотыми пластинками и

*(Ростовцев М. И., 1925, с. 242)

сердоликом, серебряный скипетр, бронзовые и серебряные сосуды.    Богатство погребений многих боспорских курганов, хорошая сохранность подкурганных склепов, часто покрытых настенной живописью, способствовали всемирной известности этих своеобразных погребальных памятников античных государств Северного Причерноморья.

 


Заключение

 

 В заключении можно сделать вывод, что погребальный обряд Древней Греции был очень важен для каждого человека, было не важно богат он или беден церемония трупа положения или сожжения была важной частью жизненного пути, вернее его обязательным концом.

 Можно сказать с уверенностью многие жители Греции как материковой, так и островной готовились к этому часу ещё при жизни. Для них этот обряд был очень важен,  ведь мастера того времени трудились не только над усовершенствованием дворцов, но и гробниц, отличающихся разнообразием сооружений, а изменение, и распространение новых  видов длилось веками, в зависимости от их расположения.

   Неимение важен и инвентарь, сопровождавший умершего, он говорил о социальном статусе, о культуре того или иного периода, - огромный источник информации лежащий под землёй (если это захоронения), который может очень многое рассказать. Подбор вещей, которые клали в могилы,  зависел  от  пола и  возраста,  положения  в обществе  и  материальных  возможностей  умершего.

    Погребение или сожжение это зависело от разных факторов, таких как период истории, географическое положение или социального статуса. В разные периоды большее распространение получало то или иное погребение, в Микенах, Крите, в северном Причерноморье, было захоронение, что же касается статуса, то более бедные предпочитали захоронения, а богатые сожжение. 

    Т.о. погребальный обряд Древней Греции был важнейшей частью культуры древних греков.

 

                                               Источники

1    Гомер «Илиада».- М., Правда,1985

2    Еврипид.- М.,1980

3    Лукьян «О скорби»- М.,1987

4    Плутарх «Сравнительные жизнеописания.» ,т.2 -М., 1963

5    Софокл «Электра»;- М., 1954

6    Цицирон «Диологи о государстве, о законе».пер.В. Гроренштейна.- М.,1966

7    Эсхил «Агамемнон».- М.,1978

8    «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» под ред. А. И. Уткина.-М., 1965

Список литературы

1    Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

2    Блаватский В. Д., Античная археология Северного Причерноморья, М., 1961

3    Велишский Ф.Ф. Быт греков и римлян. Пер. с чешск. под ред.    И.Я.Ростовцева. Прага, 1978.

4    Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. Л., 1981

5    Гайдукевич В. Ф Некрополи некоторых боспорских городов,- МИА, 1959,   N° 69

6    Голубцов А.П. Из чтений по Церковной  Археологии и Литургике М., 1983 

7    Разин Е. А. История военного искусства. Т. 1. М., 1955

8    Кастаян Е. Г. Грунтовые некрополи боспорских городов V-IV.,МИА 69., 1959

9    Кауфман С. А. Об уступчатых склепах Боспора. – Сообщения Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР, 1947, № 6.

10  Кругликова И.Т. Античная археология. М., 1984..

11  Кузищина В.И. История древней Греции М. 1986.

12  Кулаковский Ю. A.  Смерть  и  бессмертие  в  представлениях  древних греков.  Киев 1999.

13  Окладников А.П. Центральноазиатский очаг первобытного  искусства. Новосибирск, 1974.

14  Паневин К.В. История древней Греции С-П,  1999.

15  Парович-Пешикан  М. Б., Некрополь Ольвии в эллинистическое время. Киев.,1974   

16  Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Л., 1925

17  Силантьева П. Ф. Некрополь Нимфея.- МИА, 1959, № 69.

18  Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.,1986.

19  Цветаева Г. А. Грунтовой некрополь Пантикапея,- МИА, 1957, N° 59

20  Цветаева Г. А. Грунтовой некрополь Пантикапея, его история, этнический и социальный состав,- МИА, 1951, N° 19.

121  Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., 1975

                      Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Марийский Государственный Университет»                                                                                                                    

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Евангелие в книге пророка Исайи
Етика християнства
Євангельська відповідь на органічно-моралістичну критику юридичного розуміння спасіння
Женщины в религии Востока
Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Иезуиты в России (1772-1820)
Исторические условия возникновения и развития христианства
История возникновения и развития христианства
История ислама: от истоков к современной трансформации
История развития религии

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru