курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).
Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.[1]
1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму.
2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.
3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах. В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.
Ввоз и вывоз капитала;
Краткосрочный капитал;
Долгосрочный капитал;
Оттоки, приток наличной валюты;
Банковские депозиты и средства на счетах других финансовых институтов;
Краткосрочные займы и кредиты;
Прямые инвестиции;
Долгосрочные займы и кредиты;
Портфельные инвестиции;
Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.
4. В ссудной и предпринимательской форме.
Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) — преимущественно в виде прибыли:
Ввоз и вывоз капитала;
Краткосрочный капитал;
Долгосрочный капитал;
Оттоки, приток наличной валюты;
Банковские депозиты и средства на счетах других финансовых институтов;
Займы и кредиты;
Прямые инвестиции;
Филиалы;
Портфельные инвестиции;
Прочие отделения;
Ассоциированные компании;
Дочерние компании.
С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция капитала происходит и между этими странами.
С точки зрения субъектов миграции капитала различают макро- и микроуровень. Макроуровень - межгосударственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе стран. Микроуровень - движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.
В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают Великобритания, Германия, Франция.
К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия, Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС. При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала.
В середине 90-х годов иностранные фирмы ежегодно вкладывали в экономику США в среднем по 60 млрд. долл. Почти 1/3 внутренних потребностей инвестиций США покрывается за счет импорта капитала. В середине 90-х годов на долю промышленно развитых стран приходилось до 85-87% мирового импорта заемных средств.
При исчислении в процентах инвестиций к валовому внутреннему продукту самый большой приток капитала в конце 90-х годов был в Бельгии и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды.
В соответствии с той же методикой исчисления в мировой классификации крупнейшими «донорами» капитала во второй половине 90-х годов являлись Япония (53%), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными «заемщиками» - США (27%), Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия.
Характерно, что взаимные инвестиции двух регионов - США и Западной Европы, затрагивают одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промышленность.
Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям.
Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность, а также в сферу услуг.
В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.
В частности, в Японии и ФРГ, занимающих второе и третье место по объему прямых заграничных инвестиций после США, доля вложений в сферу услуг других стран приблизилась в начале 90-х годов к 50 процентам.
Весьма заметной тенденцией 90-х годов является резкое возрастание роли фондового рынка в движении капитала.
Еще в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл., против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К концу десятилетия. это соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где обосновался громадный частный капитал: 555 млрд. долл. банковских денег против 2,3 трлн. долл. на рынках капитала.
В 90-е годы проявилась основная особенность процесса интернационализации рынков капитала. Она заключается в том, что, если в 70-80-х годах процесс интернационализации охватывал преимущественно развитые государства рыночной экономики, то в 90-е годы он распространился на развивающиеся страны, прежде всего государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков.
Важной чертой 80-х и начала 90-х годов является активизация миграции капитала между развивающимися странами и, в особенности, между «новыми индустриальными странами» и остальным развивающимся миром. По-прежнему активна на рынке капиталов Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Так, инвестиции частного сектора Кувейта за рубежом составляли в середине 90-х годов 100 млрд. долл. В свою очередь государственные вложения достигают 30 млрд. долларов.
В 90-е годы рекордные объемы прямых инвестиций поступили в развивающиеся страны, главным образом, из промышленно развитых стран. Основной поток инвестиций сконцентрирован в 10-15 развивающихся странах Азии и Латинской Америки.[3]
Заметно преуспел Китай как в привлечении иностранных инвестиций, так и в экспорте капитала.
Развивающиеся страны, относящиеся к категории беднейших, представляют и, по мнению ряда экспертов, будут представлять небольшой интерес для инвесторов из промышленно развитых стран.
На долю этих государств будет приходиться все уменьшающаяся часть мирового потока прямых инвестиций. В 90-е годы доля самых слаборазвитых стран составляла всего 5-6 процентов общего потока заграничных инвестиций.
Важная особенность современных процессов миграции капитала состоит в том, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, проходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение. В особенности за привлечение капитала в текстильную и швейную промышленность развивающихся и бывших социалистических стран.
В 90-е годы увеличился поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ. Основной поток идет в Венгрию, Польшу, Чехию. Основную часть получают наиболее благополучные, сравнительно далеко продвинувшиеся по пути экономических реформ государства.
Это общая тенденция, характерная для движения частного капитала в мировом хозяйстве, вне зависимости от географических или политических обстоятельств. Политическая стабильность, минимальный экономический риск, максимальная прибыльность являются незыблемыми ориентирами для частного капитала вне зависимости от времени и места его приложения. Этот вывод подтверждается и поведением частного капитала в развивающихся странах.
Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях.
Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении.
В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.[4]
Государство использует следующие меры регулирования:
1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов.
Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.
На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций.[5]
Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.
Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.
Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов.
Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство:
- торговая политика;
- налогообложение;
- монетарная политика;
- функционирование банковской системы;
- правовое регулирование иностранных инвестиций;
- права собственности;
- доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;
- политика экономического стимулирования;
- масштабы существующего в стране черного рынка;
- ценообразование и регулирование заработной платы.
В предкризисном 2007 г. Россия могла похвастаться мощным бюджетным профицитом и положительным текущим сальдо (у большинства развитых стран кроме Китая и экспортеров сырья - дефициты, слайд 5). Не казалась Россия уязвимой перед лицом кризиса и с точки зрения величины внешнего долга (18% ВВП), особенно на фоне стран Восточной Европы (Болгария - 35% ВВП, Латвия - 77% ВВП).
Не слишком сильной была к началу кризиса и зависимость российских банков от внешнего финансирования. Из 18 стран, с которыми сравнили Россию, только у польских и турецких банков отношение иностранных пассивов к суммарным обязательствам была перед кризисом ниже, чем у российских, - относительно скромных в заимствовании ресурсов за рубежом. Еще одним аргументом в пользу того, что Россия устойчива против западного вируса, был относительно малый размер ее финансового сектора. Из 22 стран отношение банковских активов к ВВП было у России минимальным.[6]
У России был устойчивый двойной профицит (бюджета и текущего счета операций), росли накопления - золотовалютные резервы составляли 37% ВВП, а средства нефтегазовых фондов - 11% ВВП. Это позволяло властям говорить о нашей стране как об «острове стабильности».
Мировой финансовый кризис не должен был сильно повлиять на российскую экономику. Но случилось не так. Ни огромные резервы, доходившие до $600 млрд, ни бюджетный профицит в 6-8% ВВП, не защитили страну, не стали гарантией стабильности, а лишь амортизировали шок.
Кризис сильно ударил по России. Оказалось, что ее рост «не отвязан» от мирового, а наоборот, «привязан» к нему крепко-накрепко («more super-coupling than decoupling»), пошутил Бернар. Россия за последние 12 месяцев пережила сильнейшее падение фондового рынка - почти на 70% в рублевом выражении. Спрэд в доходности российских и американских гособлигаций вырос примерно на 270 п. п. Отток частного капитала в IV квартале достиг фантастических $130,6 млрд.[7]
Резко снизилось кредитование экономики: годовой индекс прироста банковских кредитов с начала 2009 г. вошел в отрицательную область, чего еще не случилось ни в охваченной кризисом Восточной Европе (Польша, Румыния, Венгрия, Эстония), ни в других крупных развивающихся странах. Примерно с 10% до 65% за считанные месяцы выросла доля предприятий, сетующих на низкую доступность кредитов. Замедление темпов роста ВВП уже в конце прошлого года было сопоставимо со скоростью спада в Германии и Японии, в I квартале спад усилился. Скорость перехода от роста к спаду ВВП оказалась втрое выше, чем в 1997-98 гг., когда резкому снижению предшествовала длительная стагнация.
Резкое падение России вызвано тем, что удар оказался двойным. Недоступность привычного иностранного финансирования еще можно было пережить, если бы одновременно не произошло резкого ухудшения условий торговли (динамика цен экспортируемых и импортируемых страной товаров). По расчетам ОЭСР, за III-IV кварталы условия торговли ухудшились примерно на 28%. Ни одна стороне ОЭСР не снижала прогноз роста в 2009 г. так сильно, как России - с +6% (декабрь 2007) до - 5,6% (март 2009).
Резкость падения подчеркнула структурную уязвимость российской экономики к доходам от экспорта и потокам капитала. Чиновники недооценивали силу зависимости экономики страны от цен на нефть и притока капитала, признал он. Кризис показал силу связи.
Исходя из доли экспорта в экономике или динамики физических объемов экспорта, такой реакции не должно было быть, говорит он. Тем не менее внутренние показатели (промышленность, доходы населения и т.д.) реагируют на внешние поступления с коэффициентом 0,3-0,4, разочарован он (то есть при снижении экспортных доходов на 10% эти показатели падают на 3-4%). Налицо низкий уровень устойчивости и доверия между компаниями, между банками и компаниями и т.д.
Усилили кризис и внутренние дисбалансы: долгие годы импорт рос быстрее экспорта («мы проедали торговое сальдо»), и если бы не начавшийся в 2008 г. кризис, могли попасть в зависимость от внешнего финансирования.
Все эти факторы очень сильно повлияли на стабильный приток иностранных инвестиций в страну, и Россия стала далеко не самой привлекательной инвестиционной площадкой.
В настоящее же время инвестиционный климат крайне неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций примерно в 5 раз меньше оттока капитала. Финансовый кризис еще больше усугубил ситуацию.
Позиции России на международных рынках капитала в борьбе за инвестиции значительно уступают большинству стран Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии.[8]
Чистый отток иностранного капитала из России в 2008 году составил, по предварительным оценкам Центробанка РФ, $129,9 млрд - максимум за всю историю публикации статистики Банка России.
Любопытно, что эта цифра превысила декабрьские прогнозы самого регулятора: тогда первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозировал, что отток капитала не должен превысить $100 млрд. Чем же объясняется рекордный отток капитала частного сектора из России в минувшем году?
Основная часть оттока капитала в 2008 году пришлась на последний квартал - $130,5 млрд. «Похоже, что финансовые власти недооценили масштаб покупки валюты корпоративным сектором (активы нефинансового сектора в наличной валюте увеличились за IV квартал на $30 млрд.», - анализирует ситуацию директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Очевидно, что субъекты экономики в конце года запасались валютой впрок - кто для погашения внешних долгов, кто в спекулятивных целях, кто просто размещал таким образом свободные средства.
Отток капитала в IV квартале прошлого года вызван преимущественно отсутствием доверия внутри страны, считают аналитики Альфа-Банка. «Главным фактором оттока был не банковский сектор: на него приходится $56 млрд, причем половина этой суммы представляет собой погашение задолженности перед иностранными кредиторами, - поясняют эксперты. - Остальная часть оттока связана с другими секторами».
«В совокупности частный сектор РФ за один только IV квартал приобрел иностранных активов столько, что теперь в состоянии перекрыть почти все свои обязательства в рамках платежей по внешнему долгу вплоть до конца 2009 года (около $120 млрд за текущий год)», - говорит главный экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин.
Экономист также отмечает, что темп роста прямых инвестиций в нефинансовый сектор РФ упал заметно ($6,5 млрд за квартал против аналогичных прошлогодних $15,2 млрд). «По портфельным инвестициям нерезидентов в РФ в IV квартале наблюдался отток - $7,5 млрд, по итогам года - минус $10,8 млрд, однако это бледная цифра на фоне деятельности резидентов по наращиванию иностранных активов», - полагает г-н Надоршин.
В свою очередь, аналитики ИК «Файненшл Бридж» напоминают, что масштабный отток капитала из РФ в 2008 году начался еще в первой половине августа на фоне вооруженного конфликта в Южной Осетии, а мировой финансовый кризис и ожидания девальвации рубля ускорили этот процесс осенью.
Сами условия для оттока капитала из РФ сложились еще раньше. «У России есть определенные экономические проблемы, обусловленные тем, что значительная часть доходов экономики была завязана на ценах на нефть и металлы, - говорит главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. - Сейчас поток доходов в этих секторах существенно снизился, соответственно, возникает масса рисков для связанных с нефтянкой и металлургией отраслей (например, для машиностроения). А рост рисков - это, прежде всего, бегство капитала».
Политические риски также не утихают. На смену войны с Грузией пришел газовый конфликт с Украиной. «Новая война пока находится в холодной, то есть экономической, фазе, но ее негативные последствия уже сейчас ощущают большинство европейцев, - замечает г-н Логвин. - На инвестиционный климат России конфликт с Украиной будет влиять очень плохо и значительно дольше, чем летняя война с Саакашвили. Очень вероятно, что до полноценного разрешения ситуации Россия будет рассматриваться как очень рискованный регион, куда лучше деньги не вкладывать».
Если посмотреть на статистику притока/оттока капитала за последние 10 лет, можно сказать, что притока капитала в Россию фактически и не было. Приток наблюдался только в 2006 и 2007 годах ($41,8 млрд и $83,1 млрд соответственно), и носил он в значительной степени спекулятивный характер. «При низких процентных ставках в США, Европе и Японии и укрепляющемся рубле покупка любых российских облигаций была сверхприбыльным делом, - отмечает Алексей Логвин. - А сейчас, когда прошла волна дефолтов и рубль перестал укрепляться, явно появился повод по возможности погасить долговые бумаги, поменять все на доллары или евро и вернуть эти деньги туда, где они были первоначально».
В реальном же секторе отдельные проекты не носили столь массового характера, как приток средств на финансовый рынок. При этом российские власти за счет предоставления кредитов отдельным предприятиям и более активного регулирования экономики инвестиционный климат в России только продолжают ухудшать, сетует экономист.
Что касается прогнозов, не все эксперты пессимистично смотрят на будущее. «Как только в России возобновится экономический рост (мы ждем первых признаков оттепели уже в феврале-марте) и увеличится спрос на инвестиции, капитал вновь начнет возвращаться в экономику, что может привести к развороту тенденций на внутреннем валютном рынке», - считает Кирилл Тремасов. «Если мировые рынки капитала откроются для российских заемщиков хотя бы в середине года, то чистый отток капитала по году может оказаться достаточно скромным - в пределах $20-40 млрд»., - приводит свои оценки аналитик.
Велика вероятность того, что рекорд 2008 года по оттоку капитала по абсолютной величине продержится несколько лет, а рекорд четвертого квартала может держаться не одно десятилетие, считает Евгений Надоршин. «В 2009 году мы уже не ждем таких значительных изменений в капитальном счете - отток будет гораздо скромнее», - полагает экономист.[9]
Другой точки зрения придерживается аналитик Банка Петрокоммерц Дмитрий Харлампиев. При прогнозировании ситуации на следующий год, по его мнению, целесообразно ориентироваться на погашение внешних заимствований в полном объеме при существенно более скромном, а вероятнее, нулевом объеме новых привлечений.
Совокупный чистый отток капитала частного сектора в 2009 году эксперту видится на уровне порядка $100 млрд. Для сравнения, Минэкономразвития ожидает в нынешнем году чистого оттока капитала в размере $90 млрд.
Однако отток портфельных инвестиций из России оказался ниже, чем из фондов развивающихся стран. По мнению инвесторов, в США ситуация начинает налаживаться, а центр мирового кризиса начал перемещаться в более слабые страны Азии и Латинской Америки.
Именно этим объясняется приток капиталов в американские фонды акций компаний с большой капитализацией. Российские власти пока спокойно смотрят на действия спекулянтов.
Отток капиталов с развивающихся рынков объясняется не только резким снижением цен на сырье. Инвесторы посчитали, что глобальный кризис в ближайшее время начнет острее ощущаться именно в более слабых в финансовом плане странах Азии и Латинской Америки, в то время как в США проблемы пойдут на спад. Не случайно EPFR Global в указанный период зафиксировала приток капиталов в американские фонды акций компаний с большой капитализацией.[10]
В целом аналитики EPFR Global признают, что на дальнейшее движение капиталов на фондовом рынке России будут влиять как экономические, так и политические факторы. По мнению Иэна Уилсона, отток капиталов может прекратиться, если остановится падение цен на нефть и конфликт между Россией и Грузией разрешится.
Аналитики полагают, что временное ухудшение инвестиционного климата в России связано с целым комплексом причин, где политические факторы являются всего лишь одной из составляющих. «На фоне других развивающихся рынков Россия долгое время являлась «тихой гаванью», достаточно привести в пример обвал ведущего китайского индекса более чем наполовину с начала года, - сказал РБК daily генеральный директор УК «ОФГ Инвест» (UFG Asset Management) Андрей Подойницын. - Но, несмотря на то, что профицит внешнеторгового баланса России обновляет максимумы, а рост ВВП остается на уровне 8%, зарубежные инвесторы сегодня снижают лимиты на Россию из-за увеличения политических рисков. Впрочем, изменение отрицательной динамики на положительную может произойти уже в 2009 году: «Российская экономика с фундаментальной точки зрения имеет значительный потенциал для роста, мы оптимистично оцениваем перспективы фондового рынка до конца года.
Положительную динамику рынку могли бы задать конкретные шаги по снижению НДС, а также реализация мер по снижению налогообложения нефтяной отрасли».
Наконец, интерес к России со стороны иностранных инвесторов по-прежнему во многом будет определяться ситуацией на мировом рынке сырья. По мнению заместителя начальника аналитического департамента компании «Арбат Капитал» Алексея Павлова, в глазах зарубежных инвесторов фондовый рынок России стал менее привлекательным из-за существенного снижения стоимости нефти по сравнению с началом этого года. «Падение нефтяных фьючерсов будет способствовать дальнейшему оттоку средств с российского рынка, - считает Алексей Павлов. - По нашим оценкам, стоимость нефти начнет восстанавливаться не раньше начала 2009 года, поэтому именно тогда можно ждать начала возвращения капиталов».
Один из иностранных экспертов фондового рынка, просивший не называть его имени, дал такой комментарий: «Чтобы «западники» вернулись, нужно всего лишь, чтобы Путин дал развернутое интервью какому-нибудь ресурсу, которому доверяют инвесторы. Например, CNBC».
В прочем российские власти пока спокойно смотрят на временный отток портфельных инвестиций. Объем же чистого притока капитала в 2008 году, по оценке министра финансов России Алексея Кудрина, был немалым и достиг отметки чуть ниже прогноза в 30-40 млрд долл., сделанного ЦБ.
После всего сказанного можно сделать несколько основных выводов относительно политики улучшения инвестиционного климата в России:
На нынешнем этапе благоприятный инвестиционный климат становится главной задачей, с помощью которого обеспечивается экономический рост и сохраняется научно-технический потенциал для поддержания статуса России как индустриально развитой страны.
Учитывая все благоприятные тенденции развития инвестиционного климата в стране с 1992 г., он остается весьма непривлекательным.
Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в течение короткого периода времени;
Но приведенный выше обзор показывает, что быстро и кардинально решить эту проблему практически невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение надежной работы судебной системы и другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени.
Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.
Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.
Есть несколько фундаментальных вопросов, на которые надо ответить, прежде чем определять долгосрочную стратегию:
Все же еще раз надо задаться вопросом, есть ли иной выход, кроме ставки на частные инвестиции?
Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, современные методы управления. В тоже время частные инвестиции чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования - стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, степени гармонизации национальных стандартов с международными, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Отсюда - безальтернативность самых серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.[11]
Что мы больше предпочитаем - эффективность инвестиций или их объем?
При всех положительных качествах частных инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема.
Поэтому государство должно отдать предпочтение эффективности. Не все инвестиции одинаково полезны. Значительная доля инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешних жалких объемах остаются «советскими» по показателям эффективности.
Нередко это просто выброшенные деньги. Конечно, чем больше объем инвестиций, тем ниже показатели их эффективности даже при жестком отборе и качественном исполнении проектов: просто с увеличением объемов растет и число проектов, которые могут быть включены в список финансируемых. Но важно, чтобы в этом списке первые места занимали самые эффективные. Сейчас это не так.
Будем ли стимулировать потребительский спрос или сбережения?
Это также непраздный вопрос, ибо в последнее время получила хождение точка зрения, что сейчас стимулирование потребительского спроса и увеличение денежных доходов населения способствует экономическому росту. Есть даже предложения сразу удвоить зарплату.
Но доходы населения могут реально расти только в меру роста производства и производительности труда. Иной способ один - печатать деньги и ожидать роста цен, съедающего номинальные денежные доходы. Или брать взаймы, что для нас уже недоступно.
Другой способ стимулирования спроса - поощрять его в ущерб сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское общество не нуждается в поощрении потребления. Вопреки официальным данным, реальные национальные сбережения крайне низки, может быть за исключением только очень узкого слоя наиболее состоятельных граждан.
Поэтому в поощрении нуждаются именно сбережения, именно вложения в инвестиции, для чего должны быть предложены достаточно доходные и надежные инструменты, чтобы они стали важным элементом улучшения инвестиционного климата.[12]
Если мы говорим о поощрении или привлечении инвестиций, то как это предпочтительно делать: за счет предоставления каких-либо льгот и привилегий приоритетным проектам или инвесторам, или же за счет создания равных благоприятных условий для всех?
Вопрос более чем уместен, ибо, во-первых, конкретные льготы, особые условия предоставлять легче и эффект от них наблюдать можно быстрее. Для нас более характерна именно такая практика.
Пример - Указ Президента об особых условиях для инвесторов в автомобильной промышленности.
Другой пример - пониженная вдвое ставка налога на прибыль для расходов из прибыли на производственные инвестиции.
Между тем, такой образ действий искажает нормальные мотивы сбережений и инвестиций. Государство, отдавая предпочтение одним, ущемляет интересы большинства других инвесторов в российских условиях любая льгота порождает нездоровый интерес и желание воспользоваться ею, не предпринимая особых усилий в деятельности, для стимулирования которой данная льгота предназначалась.
В сложившейся обстановке, видимо, нельзя избежать применения некоторых льгот для инвесторов, таких, например, как инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный Налоговым кодексом.
Но, как правило, более эффективно общее улучшение условий для инвестиций: например, вместо льгот по налогам лучше общее снижение налогового бремени.
Последний вопрос - что делать для прекращения оттока капитала?
Инвестиции в тех объемах, которые необходимы для реструктуризации российской экономики, не удастся мобилизовать без этого.
Здесь также два принципиально разных ответа, которые, однако, в известной мере дополняют друг друга. Ответ первый - административные ограничения и усиление государственного контроля.
Более важен и перспективен второй путь - создание экономических и правовых условий для того, чтобы вывозить капитал было невыгодно.
Надо, однако, учитывать структурные особенности оттока капитала, разные его составляющие. А они таковы:
отток легального или полулегального (т.е. готового стать легальным, платить налоги) капитала, который просто ищет более надежного и прибыльного помещения, стремится уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких трансакционных издержек;
утечка капитала криминального, заработанного незаконным путем с целью его отмывания. Именно против криминальных доходов и отмывания денег нужны административные и силовые меры.
Поворот же первого потока равносилен самой задаче создания благоприятного инвестиционного климата.[13]
Необходимо также определить приоритеты в работе по улучшению инвестиционного климата. В среднесрочном плане это, по мнению экспертов:
радикализация борьбы с преступностью и коррупцией;
укрепление и обеспечение независимости судебной системы;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
защита прав собственности и улучшение корпоративного управления;
прозрачность российских предприятий для инвесторов и кредиторов.
Меры на ближайшую перспективу
Должны быть выделены и меры на ближайшую перспективу: что можно сделать в кратчайшие сроки, чтобы создать эффект постоянного движения вперед.
Следующие далее рекомендации не претендуют, разумеется, на полноту.
1. Совершенствование налоговой системы.
Совершенствование налоговой системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности действующих налоговых режимов в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы и установление единого налогового правопорядка.
Важное значение имеет включение в состав единой налоговой системы платежей, предусмотренных законами, не регулирующими в целом вопросы налогообложения: таможенные пошлины, плата за использование природных ресурсов, отчисления в социальные фонды и т.д.
До принятия Налогового кодекса целесообразно было бы Указом Президента РФ систематизировать и привести в соответствие с Гражданским кодексом ранее принятые нормативные акты, касающиеся налогообложения иностранных инвестиций.
В мировой практике в инвестиционном законодательстве принято устанавливать дифференцированный режим для инвесторов. В законодательстве России также следует предусмотреть несколько правовых режимов для иностранных инвесторов. Они должны применяться в зависимости от вкладываемого капитала и от того, в какие отрасли и регионы направляются средства.
2. Реализация инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации.
Предпринимательский климат регионов России изучен недостаточно. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, который совместно с Московским национальным банком провел исследование факторов привлечения иностранных инвесторов в различные районы РФ, в стране нет непривлекательных регионов: даже в «убыточных» можно найти экономически выгодные объекты для инвестиций; следует, однако, всесторонне оценить совокупность факторов, которые определяют хозяйственную целесообразность как со стороны инвестора, так и принимающей стороны.
Для привлечения иностранных инвесторов регионы используют законодательно предоставленную возможность самостоятельно определять количество и ставки налогов. Согласно докладу «Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения», подготовленному группой экономистов по заказу Торгово-промышленной палаты, в части регионов законы о налоговых льготах принимаются на один год.
Это вынуждает иностранных инвесторов действовать очень осторожно, поскольку они опасаются, что в дальнейшем льготы могут быть отменены.
Один из методов предоставления инвесторам гарантий - долевое участие регионального бюджета в проектах.
Другой подход - создание инвестиционных и залоговых фондов, которые объединяют финансовые средства государства и частных лиц.
3. Приведение системы бухгалтерского учета в России к международным стандартам.
Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, отчетность российских организаций непонятна их западным партнерам, не отражает реального имущественного и финансового положения отчитывающихся организаций и вообще «непрозрачна и ненадежна».
В условиях нестабильности и частичной криминализации экономических отношений эта мера вполне оправдана и направлена на защиту пользователя отчетной информации от ее преднамеренного искажения.
4. Совершенствование работы зарубежных бюро Российского центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России.
Здесь возможны следующие основные направления:
Активизация разъяснительной работы представителей зарубежных бюро среди предполагаемых инвесторов о необратимом характере экономических преобразований в РФ, улучшающемся инвестиционном климате в стране в связи с ожидаемым экономическим ростом, предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что должно способствовать уверенности в получении прибыли от реализации конкретного инвестиционного проекта.
Создание мощной информационной базы (банка данных) о возможных направлениях инвестирования (регион - отрасль - подотрасль - предприятие - проект). Подбор заинтересованных инвесторов, предоставление необходимой информации о них, обеспечение деловых контактов.
Усиление работы по поддержке и сопровождению уже заключенных договоров, контрактов, соглашений.
Привлечение иностранных инвестиций не только в крупномасштабные инвестиционные проекты, но также в сферу малого и среднего бизнеса, где возможности российской стороны практически не ограничены.
Организация и проведение регулярных встреч заинтересованных инвесторов и реципиентов в целях укрепления взаимного доверия и деловых контактов.
Проведение маркетинга различных сегментов международного рынка капиталов.
Привлечение к экспертным оценкам предполагаемых инвестиционных проектов ведущих консультационных компаний и фирм, известных ученых и практиков.[14]
Расширение издательско-рекламной деятельности по информированию потенциальных инвесторов о возможностях и путях прибыльного вложения капиталов в российскую экономику.
5. Развитие финансового рынка и рынка ценных бумаг.
В России до последнего времени основной упор в привлечении инвестиций делался на создание совместных предприятий. В условиях приватизации большого количества предприятий важной формой привлечения инвестиций становится продажа иностранным компаниям акций и других ценных бумаг. В связи с этим особое значение приобретает развитие фондового рынка на федеральном и региональном уровне.
6. Устранение внутренних и внешних барьеров к экспорту российских товаров.
Зарубежные эксперты отмечают, что политика российского правительства до сих пор остается непоследовательной, а многие факторы, препятствующие приходу капитала, нельзя исправить за короткий срок.
По их мнению, еще не менее двух лет инвестиционный климат в России будет отставать от уровня развитых стран.
7. Банки и финансовая система.
В кратчайшие сроки реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач.
банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
активизация деятельности АРКО;
создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухучета, базирующейся на международных принципах;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями деятельности.
Необходимо также воздержание Центрального банка от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам.
Порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте должен быть четко регламентирован.
Ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.[15]
Поэтому государственная инвестиционная политика должна основываться на следующих основных принципах:
оптимизация государственных обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;
обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его инвестиционно-финансовыми возможностями;
планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и входит в функции федерального правительства;
обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация в первую очередь инвестиционных проектов федеральных целевых программ;
открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
государственная поддержка проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;
введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
законодательное закрепление основных процедур формирования адресной инвестиционной программы.
Заключение
Вывоз и ввоз капитала осуществляется всеми странами, хотя и в разных масштабах. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в частной и государственной, денежной и товарной, краткосрочной и долгосрочной, ссудной и предпринимательской формах.
Вывезенный в предпринимательской форме капитал представлен портфельными и прямыми инвестициями.
Существуют различные теории международного движения капитала, прежде всего так называемые традиционные: неоклассическая, кейнсианская, марксистская. Особое место занимают концепции ТНК, так как в них много внимания уделено моделям предпринимательских инвестиций.
В первую очередь это модели монополистических преимуществ, жизненного цикла продукта, интернализации, марксистская модель прямых инвестиций, эклектическая модель.
Фирма направляет прямые инвестиции или на производство товаров и услуг за рубежом, или на организацию там товаро- и услугопроводящей сети, или вывозит капитал в рамках его бегства. Для российских прямых инвестиций характерны два последних направления вывоза капитала.
Механизм подготовки и осуществления прямых инвестиций базируется на проектном анализе, но имеет свои особенности.
Создание за рубежом фирм и компаний с российским капиталом являлось логическим шагом в освоении зарубежных рынков. Подготовка проекта осуществления прямых инвестиций — длительный процесс.
Инвестиционным климатом называется ситуация в стране с точки зрения условий для иностранных инвестиций.
Инвестиционный климат характеризуется различными инвестиционными рисками: политическим (социально-политическим), финансовым, внешнеторговым и производственным. В России отмечается улучшение инвестиционного климата.
В международном движении капитала Россия участвует весьма специфически. Она активно ввозит ссудный капитал и слабо — предпринимательский. Одновременно для России характерны широкие масштабы бегства капитала.[16]
В последнее время масштабы бегства капитала замедлились, а улучшение инвестиционного рейтинга России должно положительно сказаться на приросте частных инвестиций в Россию.
В обобщенном виде понятие «инвестиций» подразумевает расширенное воспроизводство не только капитала инвестора, но и его контрагента. Когда получаемые инвестиционные ресурсы идут на конечное потребление, инвестор может получить прибыль, но реального расширенного воспроизводства капитала не происходит, инвестор в данном случае получает доход за счет сокращения основного и оборотного капитала контрагента, т.е. практически происходит процесс деинвестирования.
«Инвестор» имеет спекулятивную прибыль, связанную не с увеличением капитала контрагента, а с игрой на бирже. Необходимо различать инвестиции и спекулятивные инвестиции — вещи прямо противоположного значения для их получателя.
Причиной появления спекулятивных капиталов являются рыночные способы регулирования предложения денежной массы.
Спрос на деньги непостоянен, например при реализации крупного проекта или резкого скачка цен на нефть государственный банк эмитирует дополнительную денежную массу.
Когда действие «возмущающего элемента» прекращается, высвобождаемые финансовые средства, не покрытые реальным товаром или услугами, оказываются на рынке в виде спекулятивных капиталов (пресловутые нефтедоллары) и обычно изымаются из обращения посредством приобретения активов фондового рынка.
Способность фондового рынка «переварить» массу спекулятивного капитала во многом определяет эластичность финансовой системы.
Список использованной литературы
1. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. М.: ЮНИТИ. 2007 г.
2. Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2004г.
3. Булатов А.С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования / Моск. обществ. науч. фонд. - М., 2007. - (Науч. докл. / Моск. обществ. науч. фонд; N 45).
4. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.
5. Звягинцев Д.А. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России, «Законодательство», N 1, январь 2003 г.
6. Киселев М.И. Бухгалтерский учет и налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг, «Финансовая газета», N 44 - 48, октябрь, ноябрь 2008 г.
7. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. III: Пер. с англ. — М., АНО, 2006.
8. Российская экономика: тенденции и перспективы,-М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.
9. Соколов С. Советский капитал за рубежом //Экономика и жизнь. 2007. № 41.
10. Стуков С. Инвестору о бухгалтерском учете, «Финансовая газета», N 33, 36, август, сентябрь 2003 г.
11. Тихомиров Ю.А. Корпоративное управление. Правовые аспекты, «Право и экономика», N 3, март 2003 г.
12. Тихомирова И. Инвестиционный климат в России: региональные риски. М: Издатцентр, 2007.
13. Халдин М.А., Адрианов В.Д. Капитал России: потерять или преумножить? М., 2006.
14. Экономика: Учебник / Под ред Булатова А.С. –М.: Юристъ, 2003.
15. Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.
16. Юдин П. Капитал. – М.: ЮНИТИ, 2006.
[1] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.
[2] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.
[3] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.
[4] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.
[5] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.
[6] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.
[7] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.
[8] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.
[9] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.
[10] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.
[11] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.
[12] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.
[13] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.
[14] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.
[15] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.
[16] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.
Содержание Введение 1. Сущность и формы движения международного капитала 2. Влияние экономического кризиса на экономику России 3. Перспективы развития инвестиционного климата в России Заключение Список использованной литературы
Двусторонние американо-японские отношения в области безопасности
Демпинг
Демпінг та антидемпінгові заходи
Державна політика стимулювання зайнятості
Деятельность Всемирной Торговой Организации после Уругвайского раунда. Взаимоотношения Республики Беларусь с ВТО
Деятельность Интерпола
Деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений
Доллар и евро в мировой валютной системе
Евразийское будущее Украины и России
Европейский банк реконструкции и развития
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.