База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Экономическая теория — Экономика

Контрольная работа №1

по экономической теории

студентки заочного отделения

ФПК и ПК

группы ПС – 3 № 07555 курс 2

вариант 01

Бабич Ирины


СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки. Функции и методы предмета

2. Характеристика интернационализации и интеграции экономических аспектов глобальных проблем. Сущность основных форм международной экономической интеграции.

Литература


1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки. Функции и методы предмета

Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки. Функции и методы предмета.

Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики.

 Существуют различные представления об экономике. В обыденном понимании экономика - это все народное хозяйство страны, все его отрасли и виды материального производства и непроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всех отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наконец, существует наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей.

Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей "Экономикса", предметом изучения которого является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в "Экономиксе", но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Каждый из названных подходов расширяет круг объектов (блага, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройка) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи между которыми изучаются экономической теорией. Они углубляют и обобщают наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.

Предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Таким образом, экономическая теория предстает перед нами как система знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, категориях, законах, принципах и формах увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость, поддающуюся познанию и воздействию на нее.

Наиболее устойчивой является структура курса экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки - экономика и ее уровни - отдельное предприятие, фирма, национальная экономика страны, интернациональные процессы в экономике.

Кроме общих основ экономической теории, выделяются три уровня отношений, а значит, и разделения экономической науки, получившего название "микроэкономика", "макроэкономика" и "интерэкономика" (мировое хозяйство).

Задачи и функции экономической теории. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории.

Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил.

Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность и возможность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики.

Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики, определяющие их целесообразное поведение.

Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

Экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономической, но и социальной направленности развития общества, в котором мы живем. Соотношение социального и экономического в развитии общества и форма управления, регулирования определяют характер той или иной системы. Различают свободно развивающуюся, социально ориентированную и регулируемую рыночную систему.

Познание экономических процессов и явлений, развития экономики с определенными целевыми установками (более полное удовлетворение потребностей, эффективное использование ограниченных ресурсов, рациональный выбор) формирует экономическое мышление и экономическое сознание, порождает потребность в специальном экономическом образовании. В данном аспекте экономическая теория выполняет мировоззренческую функцию. Осознанный экономический мотив в поведении субъектов общественно-производственных отношений превращается в целенаправленную деятельность, обеспечивающую ее высокую эффективность.

В числе главных задач изучения экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить выявление особенностей:

- перехода общества от командно-административной системы к рыночной;

- формирования механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснования экономической политики для смешанной экономики;

- выхода из социально-экономического кризиса и достижения стабилизации экономического развития;

- становления национальной модели рыночной экономики.

Для решения этих задач необходимы своеобразный научный метод познания экономики, изучение реальной действительности и умелое использование достижений мировой экономической мысли.

Методы экономической теории. Выделяют общие мировоззренческие и общие научные, а также частные методы исследования.

Общим мировоззренческим методом является материалистическая диалектика - единый для всех наук метод. Однако специфика предмета каждой науки обусловливает своеобразие его применения к познанию объективного мира. В частности, способы, используемые исторической наукой, занимающейся вопросами исторического развития общества в его конкретном многообразии, не могут быть во всем одинаковыми со способами, применяемыми экономической теорией при изучении экономического строя общества. Что касается естественных наук, то в процессе познания законов природы они широко используют экспериментирование, постановку опытов, проводимых в искусственно создаваемых лабораторных условиях с тем, чтобы воспроизвести явление в его чистом виде.

Во-первых, диалектический метод исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что мы должны рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся, развивающиеся. Необходимо строго выяснить, как, почему и в силу каких причин возникают экономические явления, в чем состоит их развитие, как и почему они исчезают.

Во-вторых, диалектический метод исходит из того, что и в природе, и в обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Применительно к экономической теории это означает, что при восхождении от абстрактного к конкретному экономические категории располагаются в последовательности, которая выражает процесс перехода от наиболее простых экономических отношений ко все более сложным. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству. И в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит и черты, которые имели место в предшествующем простом отношении.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, между различными видами интересов и т.д.

Общенаучные методы включают, прежде всего, метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного.

В процессе абстрагирования формулируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны (внешние или внутренние) предметов, процессов, явлений. Выделение наиболее существенных черт при исследовании предмета, явления или системы в экономической теории особенно важно, ибо в отличие от естественных наук в общественной жизни нельзя моделировать явления в чистом виде.

К общенаучным методам относятся анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его место и роль внутри целого. Результатом анализа являются абстрактные определения, выражающие сущность экономических явлений. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрываются внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, выясняются противоречия между ними, намечаются пути их устранения.

Раскрытию сущности явлений служат индукция и дедукция. Первая - движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. На основе частностей логически выводятся общие положения, принципы. Вторая - движение мысли от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.

Проникновение в сущность экономических процессов, явлений обеспечивает единство исторического и логического подходов. Это необходимо не только для выяснения происхождения системы и ее элементов, но и для обоснования тенденций развития, его этапов. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Каждое экономическое явление имеет количественную и качественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она является ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.

Частные методы исследования. Среди частных приемов выделяют графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и т.д.

Экономический эксперимент - научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента - доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития. Современные средства технического оснащения науки (особенно применение электронных вычислительных машин) дают возможность для широкого проведения экспериментальной экономической работы. Экономические эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объемов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т.д. Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя точно спрогнозировать вероятные результаты эксперимента можно далеко не всегда. Вместе с тем поиск тех или иных методов повышения эффективности производства в странах рыночной экономики дает ощутимые результаты.

Единство экономической теории и практики. При изучении методов экономической теории следует исходить из единства теории и практики, решающей роли последней в развитии общества. Лишь практика может подтвердить или отвергнуть существующие знания о законах общественного развития. Она дает возможность установить, в какой мере теоретические положения соответствуют действительности, отражают реальный процесс общественного развития.

2. Характеристика интернационализации и интеграции экономических аспектов глобальных проблем. Сущность основных форм международной экономической интеграции.

Мировое хозяйство – система взаимосвязанных экономическими отношениями национальных хозяйств, участвующих в международном разделении труда.

В своем становлении и развитии мировое хозяйство прошло долгий и сложный путь. Одни исследователи возникновение ми­рового хозяйства относят ко временам Римской империи, считая ее системой всемирного хозяйства того времени. Другие ученые отсчет функционирования мирового хозяйства ведут со времени великих географических открытий XV- XVI вв. Именно эти от­крытия привели к ускоренному развитию международной тор­говли драгоценностями, пряностями, рабами. Однако мировое хозяйство этого периода было ограниченным, оставаясь сферой приложения только купеческого капитала.

Современное мировое хозяйство возникло после промыш­ленного переворота, в ходе перерастания капитализма в его мо­нополистическую стадию. Мировое хозяйство конца XIX - нача­ла XX в. отличается от мирового хозяйства конца XX в. В миро­вом хозяйстве начала XX в. существовали острые противоречия между самими развитыми странами, между промышленно разви­тыми и развивающимися странами. К середине XX в. мировое хозяйство было расколото на две части: мировое капиталистиче­ское и мировое социалистическое.

После распада СССР и преобразований в странах Восточной Европы мировое хозяйство начинает приобретать черты единого, целостного образования. Формирующееся глобальное мировое хозяйство, не являясь однородным, включает национальные эко­номики промышленно развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Мировое хозяйство конца XX - начала XXI в. является гло­бальным по своим масштабам, основывается всецело на принци­пах рыночной экономики, объективных закономерностях между­народного разделения труда, интернационализации производства.

Современные тенденции развития мирового хозяйства. Постиндустриализация. В постиндустриальной экономике структура производств и потребления изменяется преимущественно за счет возрастания роли услуг. В конце XX - начале XXI в. на услуги приходится около 70% объема мирового ВВП.

Открытость экономики. Стабильный рост большей части стран мира - это результат глобальной конкуренции и либерализации внешней сферы мирового хозяйства. Постоянно растет мировая экспортная квота.

Глобализация мировой экономики. После распада СССР и мировой социалистической системы все большее число стран включаются в систему мирохозяйственных связей. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, загрязнение окружающей среды, бухгалтерскую отчетность и т. д. Через международные организации (МВФ, ВТО) внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происхо­дит унификация требований к налоговой политике, к политике в области занятости и т. д. В процессе глобализации просматри­ваются две тенденции. С одной стороны, в мировой экономике происходит усиление позиции США, с другой - формируется экономический полицентризм.

Региональная интеграция. В настоящее время в мире дейст­вует около 130 региональных торговых и экономических согла­шений и договоренностей. Однако реальные интеграционные процессы имеют место лишь в Европе (Европейский союз) и Се­верной Америке (НАФТА), Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЭС, АСЕАН).

Эффективное государство жизнен­но необходимо для экономического процветания, развития обра­зования и здравоохранения, уменьшения социального неравенст­ва. К концу XX в. века в ведущих странах на первый план выходит проблемы человеческого капитала.

Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития второй половины XX в. является последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Появление «новой экономики». Связано с быстрым развитием новейших технологий в сфере информатики и телекоммуникаций и проявляется в трех аспектах: первый - высокотехнологические компании, использующие Интернет в качестве основного ресурса; второй - набор новых электронных практик, направленных на создание моделей бизнеса и повышения производительности труда и капитала; третий - чисто технологический, связанный с созданием veb-технологий и обеспечивающий первые два аспекта.

Интернационализация экономики – формирование, развитие и установление тесных экономических связей с другими странами.

Интернационализация экономики включает:

Ø   интернационализацию производительных сил, производства;

Ø   подготовку и переподготовку кадров на интернациональной основе;

Ø   региональную межстрановую интеграцию – единое экономическое пространство;

Ø   общий рынок;

Ø   валютные и финансово-кредитные отношения;

Ø   научные и технические исследования.

Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки МЭИ:

- Близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой

- Географическая близость, сложившихся экономических связей

- Общность экономических и иных проблем

- Демонстрационный эффект

- Эффект «домино»

Основные цели интеграционных объединений:

1. Использование преимущественно экономики масштаба

2. Создание благоприятной внешней экономической среды

3. Решение задач торговой политики

4. Содействие структурной перестройке экономик

Основные этапы экономической интеграции:

I. Заключение преференциальных торговых соглашений, соглашений об ассоциации и торговом сотрудничестве

II. Создание зоны свободной торговли. Предусматривается:

- несокращение, отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран;

- полная свобода действий в экономической связи с третьими странами;

- сохранение таможенных границ и барьеров.

III. Таможенный союз

- введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам;

- упразднение внутренних таможенных границ;

- полная свобода перемещения товаров и услуг;

- создание систем межгосударственных органов.

IV. Общий рынок:

- свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила);

- межгосударственные перемещения;

- высокий уровень межгосударственной системы координации экономической политики;

V. Экономический союз:

- координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства в банковской, страховой, бюджетной сферах;

-образование надгосударственных органов, способных принимать решения от всего экономического союза.

VI. Валютный политический союз:

- проведение единой экономической политики;

-использование единой валюты;

- наднациональные органы урегулирования;

- подготовка к образованию международной конфедерации.

Глобализация - тенденция к образованию всемирной инвестиционной среды и интеграция национальных рынков капиталов. Некоторые ученые считают глобализацию основным содержанием истории развития человечества в течение последних 500 лет. По их мнению, это явление включает в себя несколько аспектов: ментальный или культурно-идеологический, территориальный, экономический, информационно-коммуникационный, этнический, а также организационный (имеется в виду целенаправленная деятельность так называемого Мирового правительства).

Основным содержанием нынешнего этапа процесса глобализации является, согласно декларациям ее сторонников, объединение мира, завершение формирования целостного планетарного "эго", а конечной целью - прекращение войн и всякого геополитического противостояния вообще. Противники глобализации заявляют, что на практике она оборачивается, напротив, тотальным духовным и интеллектуальным рабством, потерей суверенитета и национальной идентичности.

Экономический аспект глобализации касается осуществляемых последние два десятилетия программ МВФ и Мирового банка по глобализации мировой экономики. Свободный перетек капитала в мировой финансовой системе и открытые рынки в конце ХХ века привели к серии острых валютных кризисов.

Рухнули финансовые системы большинства развивающихся стран. Социалистические страны стали банкротами. И если для некоторых стран глобализация - надежный путь к успеху, в других она не может оказать должного эффекта, поскольку экономические и социальные кризисы в этих странах не могут быть решены только с помощью свободного рынка и рыночных реформ. С этим связаны демонстрации противников глобализации, развернувшиеся по всему миру (в конце 1999 года - в Сиэтле, в сентябре 2000-го - в Праге, в апреле 2001-го - в Квебеке). Многие страны поняли, что свободная торговля - это еще не все: они не получают реальных выгод от глобализации и все больше отстают, их бедность приобретает фатальный характер.

Во второй половине XX–начале XXIв. человечество столкнулось с комплексом глобальных проблем, угрожающих существованию цивилизации. Они находятся в такой взаимосвязи и единстве, что их решение требует кардинально новых, концептуальных подходов. Глобальные проблемы могут решаться только путем сотрудничества всех государств, входящих в систему мирового хозяйства.

Можно выделить три основные группы глобальных проблем:

·          интерсоциальные (упрочение мира и предотвращение ми­ровой термоядерной катастрофы, прекращение гонки вооруже­ний, преодоление отсталости развивающихся стран, создание благоприятных условий для мирового социально-экономического, научно-технического и культурного развития);

·          проблемы, касающиеся взаимоотношений человека и при­роды (преодоление сырьевых, энергетических и продовольст­венных трудностей, охрана природы, рационализация природо­пользования и улучшения качественных характеристик естест­венной среды обитания человека, освоение космоса и ресурсов мирового океана);

·          система, глобальных проблем «человек-общество» (про­блемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, развития человека и его будущего).


Литература

1.         В.Л.Клюни «Экономическая теория», Минск, «ТетраСистемс» 2001.

2.         Л.Н.Давыденко «Экономическая теория», Минск, «Вышэйшая школа» 2007;

3.         С.В.Бичик «Основы экономической теории» Минск, «Вышэйшая школа» 2004;

Контрольная работа №1 по экономической теории студентки заочного отделения ФПК и ПК группы ПС – 3 № 07555 курс 2 вариант 01 Бабич Ирины СОДЕРЖАНИЕ 1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономиче

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Экономическая теория
Экономическая теория
Экономическая теория и экономическая политика
Экономическая теория предложения
Экономическая теория: решение практических задач
Экономическая характеристика действующих свободных экономических зон на территории РФ
Экономическая характеристика ИЧПТУП "Караван"
Экономические блага. Вмешательство государства в рыночную экономику
Экономические взгляды Тюрго
Экономические данные для изготовления ступенчатого вала

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru