База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Экономический кризис и кредитно-денежная система — Экономика

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

Факультет экономический

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Экономический кризис и кредитно-денежная система»

Автор курсовой работы                                                        Пучкина Л. В.

Специальность                                                              Маркетинг

Обозначение курсовой работы                   КР-02069964-08011165-ЭТ-14-09

Руководитель работы

канд. экон. ст. преп.                                                      Земскова Е. С.

Саранск 2009


РЕФЕРАТ

экономический кризис российский экономика

Курсовая работа содержит 33 страницы, 1 формулу, 4 таблицы, 2 рисунка.

ЦИКЛИЧНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНАЯ МАССА, ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ, НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ, ФОНДОВЫЙ РЫНОК, ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ, КРЕДИТ, ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС.

Объектом исследования является экономический кризис.

Цель работы – изучение и анализ кризиса мировой, в частности российской экономики и путей его преодоления.

В процессе работы использовались абстрактно-логический, статистический, аналитический методы, сравнительный анализ.

В результате исследования дана характеристика экономического кризиса, выявлено его влияние на различные отрасли экономики, жизни, проведен анализ его проявления в различных странах, изучены методы воздействия на экономический кризис и проанализированы возможные пути выхода из него.

Область применения – в учебном процессе в рамках курса «Экономическая теория» и «макроэкономика», в журналистике в рамках отражения особенностей современного кризиса.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Экономический кризис

1.2 Кредитно-денежная система

2 СОВРЕМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Причины и источники кризиса 2008 г

2.2 Влияние кризиса на кредитно-денежную систему

3 ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

ЗАКЛЮЧНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Экономический рост - это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы - медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой. Причины таких колебаний в ходе экономического развития объясняют по-разному. Одни экономисты (Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо и др.) вообще отрицали возможность всеобщих экономических кризисов; частичные же кризисы перепроизводства объясняли нарушением пропорциональности между различными отраслями производства, которая восстанавливается самим ходом движения рыночной экономики. Другая группа экономистов (Дж. Кейнс, Э. Хансен) объясняют кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, которая отстает от роста доходов, поэтому выход из кризисов видят в стимулировании совокупного спроса. Наконец, ряд экономистов усматривают причину кризисов в недостатках кредитно-денежной политики. Как видим, назвать единственную причину циклического хода движения рыночной экономики оказывается весьма трудным делом. Поэтому многие современные экономисты ограничиваются общим указанием на то, что причина циклического движения заложена в сложном и противоречивом характере многообразных сил и факторов.

И сейчас мы, и вся наша страна, да и весь мир находится в очередном кризисе. Следуя опыту многих стран, правительство с полным осознанием сложившейся ситуации и ответственностью приступило к разработке и выполнению общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ выхода из кризиса. Сложившаяся ситуация сама по себе обязывала правительство и нижестоящие инстанции более тесно и последовательно координировать свои действия по защите интересов национального бизнеса. Без этого не могло быть возрождения и развития экономического потенциала нашего государства.

Кризис в экономике показал, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России. Кризис в экономике и, прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель привел к резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кризисные явления в кредитно-денежной системе привели ее к практически полной стагнации, что, соответственно, отразилось на всех остальных отраслях экономики.

Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время в нашей стране, так как мы находимся в нем. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для сглаживания этих циклов, дабы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику.

Опыт современного развития показывает, что последствия кризиса не могут быть преодолены без активного и последовательного вмешательства государства, в частности проведения кредитно-денежной политики, которая направлена на обеспечение стабильности цен, полной занятости, улучшение инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.

В своей курсовой работе целью я обозначила изучение и анализ кризиса мировой, в частности российской экономики и путей его преодоления, для чего будут последовательно рассмотрены следующие задачи: сущность, содержание экономического кризиса, особенности проявления спада в экономике России, методы воздействия на экономический кризис и проанализированы возможные пути выхода из него.


1 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Экономический кризис

Цикличность представляется всеобщей формой и нормой развития рыночной экономики и выражает постоянно повторяющиеся нарушения экономического равновесия. Указанные нарушения равновесия - это повторяющиеся регулярно, в определенные промежутки времени подъемы и спады экономической и деловой активности при общей тенденции экономики к росту.

Рыночная экономика, таким образом, как и любая другая, склонна к повторению одних и тех же явлений. Это значит, что глубинные экономические процессы развиваются по определенному кругу, точнее, спирали. Капитал стремится к постоянному расширению производства, преодолению собственных размеров, к экспансии вглубь и вширь. При этом он совершенно не считается с возможностями потребления. В итоге рыночная экономика регулярно сталкивается с перепроизводством товаров и услуг.

Первый экономический кризис имел место в 1825 г., после образования во всех ведущих капиталистических странах национальных рынков с полным господством капиталистических производственных отношений. С тех пор кризисы повторяются каждые 8 - 12 лет с большим или меньшим размахом.

Впервые природу и причину периодически повторяющихся экономических кризисов раскрыл К. Маркс, показав при этом их неизбежность. Но классическая политическая экономия отрицала неизбежность экономических циклов. И только благодаря усилиям Дж. М. Кейнса - английского экономиста, обосновавшего из-за цикличности развития капиталистической экономики необходимость ее регулирования государством, положение в экономической науке резко изменилось. Экономическая теория начала изучать природу и характер экономических циклов.

Циклический характер развития экономики означает, что быстрый рост производства через определенный промежуток времени сменяется столь же быстрым его падением. Классический цикл имеет 4 фазы: кризиса (рецессии, спада), депрессии (стагнации), оживления (экспансии), подъема (бума, пика). Следовательно, экономическим циклом является процесс прохождения рыночной экономики от одной фазы до следующей такой же.

Экономисты по-разному объясняют циклическое развитие и кризисы. Некоторые объяснения вообще трудно воспринять. По У. Джевонсу и А. Л. Чижевскому, - между прочим, признанным экономистам, - причины кроются в состоянии солнца, интенсивности его пятен, радиации и т. д. По В. Парето и А. Пигу, не менее известным экономистам, причины цикличности кроются в соотношении пессимизма и оптимизма в экономической деятельности людей. Объяснения, данные этими экономистами, уводят нас из области экономики в область космической энергии, парапсихологии и т. д., поэтому анализом их аргументов не занимались.

По Дж. М. Кейнсу, причиной кризисов является избыток сбережений у населения - и отсюда недостаток инвестиций в производство.

По М. Туган-Барановскому, причина повторения экономических кризисов заключается в превышении производства средств производства над производством предметов потребления. Эта причина в условиях плановой системы превращает экономику в самоедную, когда она начинает функционировать ради производства средств производства, а не предметов потребления.

По Э. Хансену, причины циклов - экспансия банковского капитала (кредита) в экономике в целом и движение учетной ставки.

Вышеназванные причины действуют вместе, дополняя друг друга. Но эти причины не являются полным перечнем существующих. Назову еще другие причины:

1  противоречие между производством и потреблением. Производство товаров постоянно расширяется, вместе с этим потребление так же расширяется. Однако рост потребления объективно отстает от роста производства. В итоге масса произведенных продуктов не поглощается потреблением. Налицо перепроизводство товаров;

2  физический срок службы основного капитала. Каждые 7 - 8 лет основной капитал обновляется в результате технического прогресса. Капитал физически, а особенно морально устаревает, и происходит замена средств производства, совпадающая с фазой оживления в производстве;

3  взаимосвязь кругооборотов капиталов. Заминка в кругообороте одного капитала или его остановка автоматически означает возникновение кризисной ситуации для другого капитала, в другой отрасли;

4  продажа товаров и услуг в кредит. Массовые неплатежи могут спровоцировать кризис. Так, кризис неплатежей в России не дает возможности функционировать предприятиям: прерывается кругооборот капитала, растет безработица. При этом кризис и безработица взаимно связаны и обуславливают друг друга;

5  рост военных расходов: милитаризация экономики отвлекает большие массы финансов от гражданских отраслей производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить емкость рынка.

Нельзя делать упор на какую-то одну из причин. Только все вместе они могут объяснить природу кризисов. Одна причина может оказаться на сегодняшний день, при данном кризисе, более весомой, в следующий раз на острие циклического развития может оказаться другая причина.

Могут возникать и другие причины цикличности экономического развития. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, сколь велика цена высокого уровня потребления: растрата ресурсов земли, порой просто невосполнимых; нерациональное использование человеческого капитала; нарушение равновесия между экономической деятельностью человека и окружающей его природной средой.

Кроме того, ряд факторов тормозит ход общественного прогресса: разбалансированность научно-технических, экономических, экологических и социальных составляющих экономического роста; исчерпание возможностей систем регулирования экономики; ослабление стимулов к труду и накоплению. Указанные процессы нашли отражение в демографическом, энергетическом, сырьевом, продовольственном и структурном кризисах мировой экономики.

Таким образом, можно вывести из вышесказанного определение экономического кризиса. Экономический кризис - нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Порождает депрессивный процесс в экономической конъюнктуре. В широком значении - всеобщее либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры.

1.2 Кредитно-денежная система

Большинство современных экономистов рассматривают кредитно-денежную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидов.

Высшая конечная цель кредитно-денежной политики, при которой государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального ВНП.

Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на рисунке 1.

В мировой практике используются следующие инструменты кредитно-денежной политики, представленные в таблице 1:

Таблица 1 - Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики Общая характеристика
Денежная эмиссия Рост наличных денег в обращении
Резервная политика Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).
Валютная политика

Оказание непосредственного влияния на

величину денежного предложения в стране.

Продавая валюту, ЦБ сокращает количество

денег, покупая - увеличивает.

Политика открытого рынка Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг
Учетная политика Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

Рисунок 1 - Структура кредитно-денежной системы


Звенья кредитной системы

 

Кредит – движение ссудного капитала, осуществляемого на началах срочности, возвратности и платности

 


                     



При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует, прежде всего, на денежную массу - полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег), обращающаяся в стране денежная масса (М) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

MV = PQ, или M = PQ/V                                          (1)

Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты - виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Они складываются из денег M1. М2. М3.

М1 состоит из двух элементов: 1) наличности, т.е. металлических и бумажных денег, находящихся в обращении; 2) чековых вкладов, т.е. вкладов в коммерческих банках, различных сберегательных учреждениях, на которые могут быть выписаны чеки.

М2 = М1 +бесчековые сберегательные счета+мелкие срочные вклады.

Эти деньги могут быть быстро обращены в наличность и чековые вклады.

М3 = М2 + кредитные срочные вклады.

Деньги М3 , М2 , а также краткосрочные государственные бумаги в макроэкономике называют «квазиденьгами», так как они могут легко и без риска финансовых потерь переводиться в наличность или чековые счета. Иными словами, они являются высоколиквидными финансовыми активами.

Кредитно-денежная политика бывает жесткой (противоинфляционной) или стимулирующей экономический рост. Основные меры принимает ЦБ. В то же время любое изменение государственных расходов и доходов бюджета требует долгих и трудных обсуждений в парламенте.

Изменяя норму обязательных резервов[1], ЦБ В состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы.

Например, если в стране экономический спад, ЦБ может снизить норму обязательных резервов. Т.е. процентная ставка будет уменьшаться, что в свою очередь станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики. Если требуются меры для борьбы с инфляцией, то норма обязательных резервов увеличивается, тем самым сдерживая рост массы денег в обращении.

Так же чтобы стимулировать экономический рост, правительство скупает свои ценные бумаги у специализированных фирм, торгующих бумагами. И в результате на их банковских счетах появляются новые деньги, часть которых банки могут даже дать взаймы. А если правительство борется с инфляцией, то оно продает свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на счетах в банках, что дает возможность последних давать новые кредиты и создавать новые деньги уменьшается.

2 СОВРЕМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Причины и источники кризиса 2008 г.

Причинами начавшегося кризиса стали множества различных явлений, которые взаимосвязаны между собой. Одни из них менее влияют на развитие кризисной ситуации, другие, наоборот, усугубляют ее. Но все они важны.

Основными причинами мирового финансового кризиса, по мнению правительства, стало несовершенство регулирования финансовых рынков на национальном и международном уровне, перепроизводство американского доллара, рост экономической мощи США за счет ничем не подкрепленных долларов. В России в качестве причин кризиса называют зависимость фондового рынка[2] от средств нерезидентов, возникновение дисбаланса между спросом и предложением иностранной валюты на межбанковском рынке, что обусловило снижение курса рубля, не контролированный рост импорта в Россию, в связи с чем негативное сальдо внешней торговли достигло 12,5 млрд. долларов, уход инвестиций с российского рынка, падение акций, внешний долг российских банков на октябрь 2008 г. достиг 527 миллиардов долларов (в июле 2007г. он составлял 384,8 млрд. долларов).

В августе-ноябре 2008 года в России стремительно разворачивался экономический кризис, по многим показателям превосходящий по своим масштабам дефолт 2008 года и грозящий превратиться в крупнейший экономический кризис в стране с момента финансово-экономического краха СССР.

Хотя признаки проблем в экономике стали видны еще в первом полугодии 2008 года, когда были зафиксированы существенное падение фондового рынка, замедление темпов роста промышленного производства, инвестиций и доходов населения, реальные экономические трудности начали проявляться с августа 2008 года. Капитал побежал из России, резко подешевели фондовые индексы[3] - по состоянию на конец ноября индексы фондовых бирж РТС и ММВБ упали на 65-70% по сравнению с уровнем на 1 августа 2008 г. и на три четверти - по сравнению с пиковыми уровнями годичной давности. Переломилась прежняя тенденция к росту курса рубля по отношению к доллару США, рубль резко подешевел по отношению к доллару (рисунок 2):


Тенденция притока капитала в Россию сменилась резким и стремтельным его оттоком - в сентябре 2008 г. отток капитала из России составил 25 млрд. долларов, в октябре - рекордные 50 млрд. Избавлялись от российских активов и российской валюты не только иностранные инвесторы - большинство портфельных зарубежных инвесторов ушло из страны еще в самом начале острой фазы кризиса. Из России начали активно выводиться уже средства российских банков и компаний, не доверяющих экономической обстановке в стране.

Отток капитала спровоцировал развернувшийся в сентябре-ноябре 2008 года жесточайший кризис ликвидности в финансовой системе. Нехватка денег привела к резкому росту взаимных неплатежей, возникновению долгов предприятий, остановке проектов развития.

Пытаясь спасти эту ситуацию, власти выделили масштабную финансовую помощь на поддержку банковской системы, фондового рынка, курса  рубля. Средства были взяты из накопленных государством в предыдущие годы финансовых резервов - однако это привело к их стремительному сокращению. Золотовалютные резервы[4] российского Центробанка к концу ноября 2008 г. сократились на четверть, или более чем на 147 миллиардов долларов, по сравнению с уровнем на 1 августа. При таких темпах сокращения государственных финансовых резервов уже через год они могут полностью исчезнуть.

Всплеск финансового кризиса начал отражаться на реальном секторе экономики и гражданах. Дефицит денежной ликвидности и проблемы с доступом к финансированию привели к тому, что в октябре 2008 г. ВВП впервые за долгие годы не вырос, а снизился на 0,4%, а прирост промышленного производства упал до рекордно низких 0,6 %. До минимальной отметки за последние годы упали темпы роста объема работ в строительстве. На 1 % в октябре снизились инвестиции в основной капитал, которые до этого устойчиво росли высокими темпами.

Кризис уже ухудшил экономическое положение граждан. В октябре 2008 г. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились по сравнению с сентябрем 2008 г. на 0,5%, после долгих лет роста в десять и более процентов. Выросла безработица - по данным Росстата, в октябре 2008 г. число безработных увеличилось почти на 300 тыс. человек по сравнению с июлем 2008 г., темпы роста безработицы в сентябре-октябре достигли 7-9% в месяц. В ноябре, по оценкам Минздравсоцразвития, работу потеряли 500 тыс. россиян, а общая численность зарегистрированных безработных в России превысила 5 миллионов человек. Задолженность по зарплате в целом по Российской Федерации на 1 апреля 2009 г. составила 8 754 млн руб. и по сравнению с 1 февраля 2009г. увеличилась на 16,1 %! (Таблица 2):

Таблица 2 - Задолженность по зарплате

      1.03.2009 г 1.02.2009

 

Обрабатывающие производства 3776 3032.9

 

Транспорт 1268 1239,5

 

Строительство 1038 854,3

 

С/х, охота, лесозаготовки 642 619,7
Электроэнергетика 364 385,2
Добыча полезных ископаемых 358 289,4
Научные исследования и разработки 357 279,3
Здравоохранение и социальные услуги 76 56,8
Образование 67 84,2
Деятельность в области культуры 21 11,8

Все эти события происходили на фоне довольно высокой инфляции, рекордной по меркам последних лет и наиболее высокой с 2001 года (к концу ноября инфляция потребительских цен превысила 12,3 %, рост цен на основные продукты питания - хлеб, муку, масло, говядину - составил 25-30% к уровню декабря 2007 года).

2.2 Влияние кризиса на кредитно денежную систему России

Мягкая кредитно-денежная политика, проводимая федеральной резервной системой США с начала 2000-х годов, стимулировала выдачу кредитов[5] банками. Объем выданных ипотечных кредитов возрос с 238 млрд. долл. в 1 квартале 2000г. до 1199 млрд. долл. в III квартале 2003 г. Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 2003 - 2007 г. были на уровне 5 %.

По мере вхождения экономики США в рецессию наметилась тенденция постепенного сокращения объема выданных банковских кредитов. Осенью 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего 415 млрд. долл. Снизились темпы прироста потребительских кредитов - в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%.

Постепенно финансовый кризис США начал распространяться по всему миру.

По оценкам бюджетного управления конгресса США в 2009 США ожидает сильное сокращение экономической активности, реальный ВВП снизится на 2,2 %, бюджетный дефицит составит 1,2 трлн. долл.

По прогнозам Всемирного банка ожидается снижение темпов роста ВВП Индии до 5,8 %.

ВВП Бразилии к концу 2009 г. возможно вырастет на 2,8 %. Инфляция в этой стране должна снизиться с 6,3 % до 4,8 %, под влиянием политики ЦБ страны по повышению процентной ставки и на фоне падения цен на товары.

Снижается уровень мировых цен на нефть. К январю 2009 г. она составила примерно 40 долл. за 1 баррель нефти.

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в 3 раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, что привело к росту кредитования. Это способствовало быстрому наращиванию внешних заимствований, на конец 2007 г. - 417,2 млрд. долл.

Снижение цен на нефть с мая прошлого года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса[6] во втором полугодии 2008г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд. долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд. долл. в 2008 г.  В IV квартале прошлого года по сравнению с I кварталом счет текущих операций сократился в 4,5 раза - с 37 млрд. долл. США до 8 млрд. долл., а в целом за год он составил 99 млрд. долл. США (таблица 3). В 2009 г. ожидается нулевое сальдо счета текущих операций.

Таблица 3 - Платежный баланс РФ за 2008 г. (млрд. долл. США)

I II III IV(оценка) Год (оценка)
Счет текущих операций        37,4 25,8          27,6         8,1 98,9
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами       -24,7 35,4          -9,4       -129,7 -128,4
Финансовый счет (кроме резервных активов)       -24,6 35,2          -9,6      -130,0 -129,0

Изменение валютных

резервов (« + » - снижение,  «-» - рост)

       -6,4 -64,2         -15,0        131,0        45,3
Справочно:
Цены на нефть марки URALS (мировые) долл./бар.         93,4 117,1         113,0        54,2        94,4
Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором        -23,1 41,1         -17,4 -130,5 -129.9

В результате в прошлом году валютные резервы сократились на 45 млрд. долл. США (а золотовалютные - на 51,7 млрд. долл.) и фактически перестали выполнять функцию источника денежного предложения. Их сокращение привело к серьезному замедлению денежного предложения. За 11 месяцев 2008 г. объем денежной массы М2 даже снизился на 0,3%, в то время как в 2007 г. за тот же период он увеличился на 35,2%.

Основным источником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной ликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов (их доля в общем пассиве составляла 5 -6%).

В условиях нехватки «длинных» денег банки вынуждены в качестве источника формирования «длинных» активов использовать «короткие» обязательства. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.

В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданных населению кредитов снизился на 0,7%.

Повысились ставки в 2008 г. по банковским депозитам. Так, средневзвешенная ставка по рублевым депозитам населения в кредитных организациях сроком до одного года повысилась с 5,4% годовых в январе 2008 г. до 6,2% годовых в октябре, а средневзвешенная ставка по рублевым депозитам предприятий сроком до одного года - с 3 до 6,7%.

Кроме депозитов населения и предприятий в 2008 г. основными источниками формирования ресурсов коммерческих банков были кредиты, депо­зиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций, а также средства организаций на расчетных и прочих счетах и облигации. На долю этих статей, включая депозиты, на начало декабря 2008 г. приходилось 71,3 % общей суммы пассивов (таблица 4):

Таблица 4 - Структура пассивов кредитных организаций

1 января 2008 1 декабря 2008
млрд. руб. % к пассивам млрд. руб. % к пассивам
Вклады населения 5159,2 25,6 5523,8 21,3
Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) 3520,0 17,5        4849,7 18,7
Средства организаций на расчетных и прочих счетах 3232,9 16,1         3063,5 11,8
,
Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций, всего 2807,4 13,9         3879,0 15,0

Продолжение таблицы 4 – Структура пассивов кредитных организаций

Кредиты, депозиты и прочие при- влеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России       34,0 0,2          2123.4 8,2
Облигации, векселя и банковские акцепты 1112,4 5,5         1162,7 4,5
Фонды кредитных организаций 2182,2 10,8         1821,1 7,0

 

Прочие пассивы 2077,0 10,4          3500,7 13,5

 

Итого 20125,1 100         25923,9 100

 

В 2008 г. инфляция выросла вследствие мягкой кредитно-денежной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Это существенно увеличивало совокупный спрос в экономике и привело к кредитному буму. Прирост кредитов строительству составил на 1 октября 2007 г. 85,8%, а на 1 октября 2008 г. - 54%, транспорту и связи соответственно 81,5 и 38,2. Кредитный бум в среднесрочной перспективе может натолкнуться на снижение кредитоспособности заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно приводит к «жесткой посадке» перегретых отраслей и невозврату кредитов, ухудшению кредитного портфеля банков.

В зависимости от сценарных вариантов развития экономики Банк России предполагает увеличение денежного агрегата М2 в 2009 г. на 19-28%. В 2010 и 2011 гг. темпы прироста предложения денег замедлятся и могут составить 16-25% в 2010 г. и 14-22% в 2011 г.

Переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов позволит более эффективно использовать процентные инструменты кредитно-денежного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В то же время уменьшение присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке даст возможность повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.


3 ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство многих стран учитывает эти факторы при выработке реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

В России программа антикризисных мер заключается в следующем:

1. Социальная защита населения:

В 2009 г будет реализовано решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера, т.е. средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9 %.

Важной мерой станет реализация принятого решения об обеспечении ветеранов ВОВ жильем.

Получит дальнейшее развитие национальный проект «Здоровье». Приняты меры в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С середины года будет увеличен размер пособия по безработице в 1,5 раза. В начале этого года уменьшены в 2 раза квоты на привлечение иностранных работников, ввиду обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство.

Правительство совместно с банками проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Они будут давать заемщику, лишившемуся дохода, годовую передышку, уменьшают ежемесячные выплаты по кредиту, но через 12 месяцев должнику всё равно придется их возвращать. Будет выделено 26,3 млрд. руб. на возможность семьям с 2009 г. направлять материнский капитал на улучшение жилищных условий.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса.

2. Промышленность:

Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам, могут рассчитывать на поддержку государства.

Для всех предприятий в 2009г снижена налоговая нагрузка.

Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд. руб.)

В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.

В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.

В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-летним потребительским кредитам на приобретение отечественных легковых автомобилей (2 млрд. руб.). Частный спрос будет также стимулироваться через поддержку государством развития лизинга автомобильной техники.

Государственная поддержка будет оказываться организациям оборонно-промышленного комплекса. Предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления.

В транспортном комплексе буду приобретаться современные траспортные средства. Для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним.

В сфере металлургического производства принят ряд решений, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке.

3. Бизнес:

В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.

Будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.

Будет разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями за счет средств Внешэкономбанка.

4. Национальная финансовая система:

Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. - Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. - коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

Повысится доступность банковского кредитования для предприятий реального сектора.

Также будут обеспечиваться санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

5. Макроэкономическая политика

В 2009 г. из Резервного фонда на государственные расходы будет направлено примерно 2751,5 млрд. руб.

Один из приоритетов макроэкономической политики – постепенное сокращение инфляции.

Также будет идти борьба с долларизацией экономики - повышение доверия к рублю как к средству сбережения.

Будет расширяться банковское кредитование и его удешевление для предприятий и граждан.

В США так же проводятся антикризисная политика, и она делает упор, прежде всего, на усиление роли государства в экономике, на повышение расходов на население. Это выражается в таких мерах:

1. Социальная сфера:

В США продолжается борьба с безработицей. Повысили пособия по безработице до 11,7 тыс. руб. на 1 чел. (≈ 350,3 долл.)

Было выделено 20 млрд. долл. на строительство, модернизацию и техническое переоснащение школ.

Увеличены государственные стипендии студентам на 500 долл.

Также было принято решение о получении образования бездомными детьми. На эту цель было выделено 2,2 млрд. долл.

На профилактику различных заболеваний, вакцинации было выделено 3 млрд. долл.

Также начинается обновление клиник, вводятся усовершенствованные информационные технологии, компьютеризация здравоохранения.

Школьники будут обеспечиваться бесплатными обедами. Будет оказываться помощь малоимущим семьям в оплате счетов за электроэнергию.

2. Экономика и производство:

Будет происходить модернизация энергосетей, жилья для повышения энергосбережения.

На развитие пригородной системы железных дорог и легкого наземного транспорта был выделен 1 млрд. долл.

Также на улучшение водоснабжения в сельской местности также были выделены средства в размере 1,5 млрд. долл.

3. Бизнес:

Осуществляется программа по поддержке отечественного автопрома: замена старых автомобилей федерального правительства на новые. Направленные на эту программу средства составили 600 млн. долл.

Как и в России, повысится доступность кредитов бизнесу.

Будут расчищаться бывшие промышленные объекты, закрытые военные базы для использования их в других целях. На эту цель выделено 400 млн. долл.

В Великобритании снижаются краткосрочные процентные ставки. Предоставляется дополнительная ликвидность путем увеличения сроков кредитования, расширения списка приемлемого обеспечения (включая ипотечные ценные бумаги) и расширением списка получателей кредитов среди финансовых институтов.

Учреждаются специальные схемы ликвидности, предоставляющей возможность заключать долгосрочные свопы с Банком Англии для получения государственных облигаций в обмен на высококачественные, но временно неликвидные активы.

Разрабатывается специальные режим для слабых банков, их государственная поддержка.

Норвегия, Стабфонд которой «похудел» на 70 миллиардов вследствие кризиса, стимулирует внутреннее производство, отказавшись от большинства импорта.

Антикризисный план этой страны предусматривает строительство железных и автомобильных дорог по всему королевству.

Правительство начнет выкупать дома у строителей (на средства Стабфонда) и продавать их гражданам по себестоимости.

Также ведутся дискуссии о снижении налогов - здесь они самые высокие в Европе.

Правительство Китая будет осуществлять экономическую политику, чтобы поддержать рост, включая расширительную финансовую политику и умеренную либерализацию денежно-кредитной политики. Оно будет использовать комплекс мер, таких как сокращение налогов и увеличение инвестиций, для повышения внутреннего спроса, строительство жилья, а также проводить работу, направленную на стабильное развитие международной торговли. В 3 квартале текущего года рост ВВП Китая в годовом исчислении замедлился до 9% с 11,9% за весь 2007 год.

Резервный банк Индии, который выполняет функции Центробанка, снизил учетную ставку на 0,5% - до 7,5%. По мнению индийских властей, это должно повысить ликвидность банковской системы в стране и способствовать борьбе с мировым финансовым кризисом.

Министр финансов Индии заявил, что на борьбу с кризисом до конца этого года правительство планирует потратить дополнительно 2,4 трлн. рупий ($49 млрд.).

В Германии предприятия могут взять дешевый кредит. Если предприниматель будет намерен организовать дело за рубежом, ему выдадут страховку на случай убытков.

Семьям с детьми в кризис стали единоразово выдавать по 100 евро на каждого ребенка.

Налог на небольшие доходы снижен с 15 % до 14 %.

Также популярна антикризисная мера - премия за утилизацию: машину в возрасте 9 лет и старше можно сдать в металлолом. Взамен - скидка в 2,5 тыс. евро на новое авто.

Повышаются расходы на социальную инфраструктуру (дороги, школы, вузы, научные учреждения).

Из 80 млрд. евро, направленных в хозяйство, на новые технологии пошло менее 1 %.

На Украине будет создаваться стабилизационный фонд, который разместит свои депозиты в двух государственных банках: в Сбербанке (Ощадбанке) и «Укрэксимбанке», через которые можно будет рефинансировать при необходимости отдельные банки.

Будут финансироваться строительства дорог, железных дорог, стротельства жилья, то есть крупные инвестиционные проекты, а также аграрные проекты. А часть средств - израсходовать на удешевление удобрений, что обеспечит работу в химической промышленности.

Значительные средства будут направлены через реструктуризацию инфраструктурных проектов на закупку металла.

Также правительство Украины предлагает увеличить объем фонда гарантирования вкладов для населения.

Антикризисная политика Японии направлена на поддержку рынка труда, кредитование компаний, разработку и внедрение энергосберегающих технологий, помощь регионам и социальные нужды.

На помощь предприятиям, не увольняющим сотрудников, несмотря на тяжелое финансовое положение, государство выделит 600 миллиардов йен (6 миллиардов долларов). Помощь в получении новой профессии для потерявших работу и ежемесячные субсидии на проживание в течение всего срока обучения потребует от государства 700 миллиардов йен (7 миллиардов долларов).

Начинает развиваться система стипендиального фонда для обучения в частных учебных заведениях для семей с низким доходом.

Также будет улучшаться медицинское обслуживание в провинции - на это государство выделяет 310 миллиардов йен (3,1 миллиарда долларов).

Государство поддержит более широкое распространение солнечных батарей на крышах частных домов, офисов и школ.

2,5 тысячи долларов получат люди, отказавшиеся от использования автомобиля старше 13 лет и решившие купить новый высокоэкологичный или оснащенный гибридным двигателем автомобиль.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

События, которые произошли в мире за последний год, дали мощный импульс процессам формирования качественно иных основ глобальной финансовой системы. Ослабление ряда ведущих экономик и угроза распространения кризиса на другие страны потребовали от многих из них принять антикризисные меры в отношении отдельных финансовых компаний и финансовой системы в целом.

По мнению многих экономистов, кризис не достиг своего пика, а значит, борьба с ним еще долго будет оставаться темой номер один в мире. Правительство государств отчасти урегулировало многие проблемы, иначе всё было бы еще хуже.

Чтобы выйти на следующий виток развития в мировом хозяйстве должно многое перемениться. Прежняя система эксплуатации мировой периферии исчерпала свои возможности. Рабочая сила используется крайне нерационально: миллионы людей с высшим образованием не могут найти работу по специальности. Массы эмигрантов не социализированы. Промышленность нуждается в техническом перевооружении. Ставка на дешевую неквалифицированную рабочую силу больше не способна давать прежний экономический выигрыш. Требуется очень многое изменить в мировом хозяйстве. Абсолютно недостаточно снизить налоги или просубсидировать биржу.

Современный экономический кризис обещает быть острым. Одновременно он окажется и затяжным: вслед за падением производства до 2010 г. последует продолжительная депрессия, будет перестраиваться экономика для нового развития.

Сейчас появляется уникальная возможность (по историческим меркам) сформировать иные подходы и механизмы, которые могут обеспечить устойчивое развитие России в условиях затяжной глобальной нестабильности, усиливая ее международные позиции и превращая ее в один из важнейших центров экономического и политического влияния в мире. Эту возможность необходимо использовать.

Таким образом, проанализировав такие задачи работы, как изучение и анализ кризиса экономики и путей его преодоления можно сделать вывод, что сейчас на плечи правительства России ложится очень трудная задача и большая ответственность: не только не дать кризису наихудшим образом повлиять на нашу страну, но и обеспечить оптимальные условия для «выздоровления» российской экономики.

Главным направлением дальнейшего реформирования, как я считаю, должно стать четкое разделение функций бизнеса и государства, с одновременным укреплением государства и повышением эффективности его действий. У России сейчас, на мой взгляд, достаточно сил, решимости и веры в себя, чтобы стать процветающей страной и занять достойное место в мировом сообществе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1  Баликоев В.З., Общая экономическая теория: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям/М.: изд-во ОМЕГ А-Л,2006. с 540-548, 605-613

2  Кормишкина Л.А., Макроэкономика. Экономическая политика: учебно-методическое пособие/Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, В.А. Горин. Саранск: изд-во Мордовского университета, 2008. с 117-124

3  Салихов Б.В., Экономическая теория: учебник/М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007. с 638-639

4  Гришин А., Президент повернет кредитную историю вспять? //Московский комсомолец 2009, № 17. с 4

5  Гудкова В., Мозговой штурм//Аргументы и факты 2009, №10.с 4

6  Ершов М., Кризис 2008 года: "Момент истины" для глобальной экономики и новые возможности для России//Вопросы экономики 2008, № 12. с 4-26  

7  Зотов Г., Почему Россия не США и не Норвегия?// Аргументы и факты 2009, № 15. с 8-9

8  Зятьков Н., Цель и средства//Аргументы и факты 2009, № 15. с 4

9  Кудрин Ю., Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию//Вопросы экономики 2009, №1. с 9-27

10  Миркин Я., Проблемы - на 4 года//Аргументы и факты 2009, № 10. с 15

11  Мишина Е., Нищим ипотечникам станет проще//Московский комсомолец 2009, № 17. с 5

12  Никитина В., План Обамы не отнять, а поделить//Аргументы и факты 2009, № 10. с 5

13  Пахомов Ю., Пахомов С., Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки//Экономист 2009, № 2. с 37-42


14  Сидорович В., Спекулятивный капитал как фактор кризиса//Экономист 2009, № 2. с 43-51

15  Задолженность по зарплате//Аргументы и факты 2009, № 9. с 11

16  Кирпичом по кризису// Аргументы и факты 2009, № 17. с 11

17  Почему мы не Германия?//Аргументы и факты 2009, № 17. с 10

18  Программа антикризисных мер//Аргументы и факты 2009, № 13 с 4-6

19  http://system-finance.ru/2008111/29/kompartija-kitaja-poobeshhala-novye.html

20  www.bfm.ru/news/2009/04/09/pravjashhajа-partijа-odobrila-novye-antikrizisnye-mery.html

21  www.info-crisis.ru

22  www.infox.ru/business/finances/2008/11/03/document2353.phtml

23  www.rcb.ru/ol/2008-02116489

24  www.rian.ru/crisis_news/20090410/167802335.html

25  www.rosbalt.com.ua/2008110/23/535399.html



[1] Норма обязательных резервов – определенный процент обязательств коммерческого банка по вкладам, который он должен иметь в виде вклада в ЦБ или кассовой наличности.

[2] Фондовый рынок – организованный рынок торговли ценными бумагами

[3] Фондовые индексы – показатели, характеризующие изменение биржевого курса ценных бумаг на определенную дату.

[4] Золотовалютные резервы – государственный запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в ЦБ или в финансовых органах, а также принадлежащие государству золото и иностранная валюта в международных валютно-кредитных организациях.

[5] Кредит – заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом.

[6] Платежный баланс – таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну.

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА» Факультет экономический Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА «Экономический кризис и кредитно-денежная система» Автор курс

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Целевое использование нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ
Планирование промышленного производства
Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России
Принципы экономической теории
Состояние международной торговли Республики Беларусь и основные направления ее развития и совершенствования
Статистические методы изучения инвестиций
Анализ основных проблем платежного баланса Российской Федерации
Оценка трудового потенциала на предприятии ОАО "Балаковский завод запасных деталей"
Анализ финансового состояния производственного предприятия
Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru