курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Топливно-энергетический комплекс является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообществе.
Ожидается, что в ближайшие тридцать лет во всем мире значительно возрастет спрос на все виды энергетических ресурсов. При этом, по выводам Международного энергетического агентства, нефть и газ сохранят свои доминирующие позиции. Одновременно произойдет усиление позиций России как ведущего экспортера различных видов энергоресурсов.
В настоящее время Россия практически полностью обеспечивает внутренний спрос на все основные виды топлива за счет собственного производства. Однако, и на государственном уровне, и в общественном сознании переработке нефти и газа уделяется гораздо меньше внимания, чем добыче. Недостаточное внимание к проблемам нефтепереработки и нефтехимии обрекает страну на усиление зависимости от сырьевого экспорта.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как топливно-энергетический комплекс играет огромную роль в жизнеобеспечения населения и является важнейшей структурной составляющей развития производительных сил страны и ее регионов. В энергетической стратегии России на период до 2020 года ставится цель достижения максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни народа. Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации вновь заострил внимание на необходимости ускоренного технологического обновления энергетики, обеспечивающего выход ее на современные, отвечающие уровню развитых стран, рубежи энергоэффективности и энергосбережения.
Между тем, располагая богатейшим топливно-энергетическим потенциалом, российская экономика по уровню энергоэффективности отстает от развитых стран на целые десятилетия. Эффективность использования энергии, даже с учетом климатических и других особенностей регионов страны, в России в 2-3 раза ниже, чем у конкурентов на мировых энергетических рынках. Низкий технико-технологический уровень добывающих и перерабатывающих отраслей топливно-энергетического комплекса, определяемый закритическим износом основных производственных фондов с одной стороны, и низкая энергоэффективность потребителей продукции ТЭК с другой обусловливают растущий энергодефицит в экономике, увеличение разрыва между предложением и спросом на энергоносители. Не отлажены механизмы государственного и рыночного регулирования развития ТЭК, в том числе ценообразования, которые обеспечивали бы оптимальные, отвечающее требованиям наибольшей эффективности соотношения цен на основные энергоносители - нефть, газ и уголь. Связанная с этим деформация отраслевой структуры ТЭК обостряется ввиду исчерпаемости невозобновляемых энергоресурсов, затрудняет решение проблем повышения надежности энергоснабжения народного хозяйства и обеспечения энергетической безопасности России.
Целью данной работы является изучение и анализ топливно-энергетического комплекса в России. Исходя из поставленной цели и чтобы полностью отразить суть данного вопроса в ходе работы предусматривается решение следующих задач:
1. Дать общее понятие топливно-энергетического комплекса, его значение в экономике страны;
2. Определить состав топливно-энергетического комплекса;
3. Исследовать основные факторы развития комплекса, их наличие и состояние;
4. Рассмотреть перспективы и пути развития комплекса в условиях рыночной экономики.
Россия является одной из самых крупных в мире стран по объему национального богатства, основную часть которого (около 80%) составляют минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Созданной на этой уникальной базе топливно-энергетический комплекс страны сегодня обеспечивает около четверти производства валового внутреннего продукта, треть объема всего промышленного производства, половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений Российской Федерации.
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, мощным фундаментом для проведения внутренней и внешней политики. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, от стабильной работы топливно-энергетического комплекса зависит экономическая устойчивость страны.
В целом добыча и производство основных видов первичных топливно-энергетических ресурсов за прошедшие годы остается в рамках оптимистического сценария реализации Энергетической стратегии. В наибольшей степени возросла добыча нефти с газовым конденсатом - на 8,9% (экспорт на 35, 1%), добыча газа увеличилась на 2,1% (экспорт на 11%), добыча угля на 2,3% (экспорт на 34,2%).
Выработка электроэнергии увеличилась на 1,6% в т.ч. ТЭС – (-0,2%), ГЭС – (12,6%), АЭС – (-3,8%). В общей энерговыработке на долю ТЭС приходится 59,4%, ГЭС – 19%, АЭС – 15,4%.
Имеется ряд объективных факторов сдерживающих развитие ТЭК, в том числе: высокая (более 50%) степень износа основных фондов, высокая энергоёмкость экономики России, при значительном неиспользовании потенциала энергосбережения, отставание в эффективности производства из-за практики продления ресурса оборудования, а не его возобновления на более высоком техническом уровне (это касается и атомной энергетики), пассивная политика развития минерально-сырьевой базы (в т.ч. по урану), дефицит инвестиционных ресурсов и недостаточно эффективное их использование, высокая экологическая нагрузка на окружающую среду.
Развитие электроэнергетики на современном этапе также характеризуется рядом серьезных проблем, осложняющих и ограничивающих эффективное функционирование отрасли, в результате которых энергетика может стать сдерживающим фактором развития экономики России и которые надо учитывать, делая стратегические прогнозы: в ЕЭС России в связи с износом оборудования обострилась проблема маневренности, нарастает процесс физического и морального старения генерирующего и электросетевого оборудования. Анализ, проведенный институтом "Энергосетьпроект" подтверждает, что недостаточная пропускная способность и надёжность электрических сетей в ряде регионов России приводит к ограничению использования мощности крупных генераций, в том числе атомных энергоблоков (например это касается Кольской АЭС, Ленинградской, Балаковской и Нововоронежской АЭС). При этом отмечается, что установленная мощность Единой энергосистемы России превышает зимний максимум нагрузки в 1,5 раза.
Предполагается, что к 2008 году будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому году закончатся основные преобразования РАО "ЕЭС России" (выделение компаний), концерна "Росэнергоатом", других предприятий. "Частными инвесторами в генерацию" при этом становятся в основном ОАО "Газпром" и крупные промышленные группы, приобретающие энергоактивы для интересов основного бизнеса.
Минпромэнерго России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, с привлечением естественных монополий, на базе социально-экономического прогноза развития страны, программных документов РАО ЕЭС и концерна Росэнергоатом, разработало Программу перспективного развития электроэнергетики России до 2020 года.
Формирование стратегии развития газовой промышленности России - исключительно важная задача. Роль газа в экономике и социальной сфере страны очень велика, поэтому и рассматривать вопросы развития газовой отрасли необходимо с позиций стратегических интересов государства.
Добыча газа в январе-феврале 2005 г. выросла на 0,7% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. Росту добычи газа в большей степени способствовало увеличение добычи нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа (в сумме на 104,1%), и предприятиями ОАО «Газпром» (100,3%), а также рост объёма добычи газа. При этом среднесуточный дебит газовых скважин в феврале 2005 г. вырос на 4,5% к соответствующему периоду 2004 года.
Необходимый уровень поставок поддерживался за счет высокого уровня добычи газа из месторождений и отбора из подземных хранилищ газа (ПХГ).
При этом в отдельные часы достигнуто рекордное, за все время эксплуатации ПХГ на территории России, значение суммарного суточного отбора газа из ПХГ – 493,9 млн куб. м. Кроме того, сумма максимальных суточных (в разные сутки) отборов из отдельных ПХГ в текущий зимний период составила 535,8 млн куб. метров.
По предварительным данным Минпромэнерго России экспорт газа за январь-февраль 2005 г. составил 37,8 млр дкуб.м (102,2%), в том числе, в дальнее зарубежье – 29,2 млрд куб.м (109,3%), а в страны СНГ – 8,6 млрд куб.м (83,5%). Снижение поставок газа в страны СНГ вызвано ростом транзитного газа на Украину.
Следует отметить продолжающуюся тенденцию опережения темпов роста экспорта газа над темпами роста добычи газа. Удельный вес экспорта в общем объёме добычи газа увеличился и составил 33,6% (в январе-феврале 2004 г. –33,1 процента).
В связи с увеличением спроса на газ, связанным с погодными условиями, ожидаемый объём добычи газа в I квартале 2005 г. увеличится на 1,6% к соответствующему периоду прошлого года и составит 170,4 млрд куб. метров.
Данные по добыче газа представлены в таблице
2004 год |
2005 год |
2005г. к 2004г. в % |
||||
январь-февраль |
в т.ч. февраль |
январь-февраль |
в т.ч. февраль |
январь-февраль |
в т.ч. февраль |
|
Добыча газа - всего, млрд куб.м | 111,6 | 53,6 | 112,4 | 53,7 | 100,7 | 100,1 |
В
том числе: |
|
|
|
|
|
|
Таблица 1. Добыча газа (данные Минэкономразвития)
Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.
В январе-феврале 2005 г. добыча нефти, включая газовый конденсат составила 74,8 млн тонн или 103,2% к соответствующему периоду 2004 года.
Необходимо отметить, что в феврале 2005 года имел место рост темпов среднесуточной добычи нефти после длительного снижения их с июля 2004 года. Темп роста среднесуточной добычи нефти в феврале текущего года составил 105,1% против 104,8% в январе к соответствующим периодам прошлого года.
Основными стимулами к увеличению добычи нефти продолжают оставаться благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть, использование нефтяными компаниями технологий, позволяющих увеличить нефтеотдачу пластов и дебит скважин и увеличение эксплуатационного бурения. Кроме того, снижение экспортной пошлины на нефть с 1 февраля 2005 г. также положительно сказалось на росте добычи нефти.
Наибольший рост добычи нефти в этот период достигли предприятия компаний: ОАО «НГК «Славнефть»- на 14%, ОАО «НК «РуссНефть» - на 11,9%; ОАО «ТНК-ВР» - на 7,9%; ОАО «Сургутнефтегаз» - на 8,5%; ОАО «Газпром – на 6%. На прошлогоднем уровне сохраняется добыча в ОАО «Сибнефть» и ОАО «НК «Роснефть». Максимальное падение добычи отмечается по ОАО «НК «Юкос» - на 11,4%, на 2.5% снизился объем добычи на ОАО НК «Башнефть».По оперативным данным Минпромэнерго России, экспорт нефти в январе-феврале 2005 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 1,1% и составил 39,8 млн тонн. Удельный вес экспорта в общем объеме добычи нефти уменьшился до 53,2% против 54,3% в январе-феврале 2004 года. Исходя из оценок внутреннего спроса и внешнеэкономической конъюнктуры, добыча нефти в первом квартале 2005 года ожидается на уровне 114,4 млн т. (103,8% к уровню 2004 года). На диаграмме показана динамика добычи нефти и газового конденсата в целом по России в 1999-2005 гг.
Диаграмма 1. Добыча нефти
Рост объемов первичной переработки нефтяного сырья за январь-февраль 2005 г. к январю-февралю 2004 г. на 6,5% позволил увеличить производство автобензина на 8,7%, дизельного топлива – 7,5% и мазута топочного на 5,2%.
Наибольший рост объемов нефтепереработки имеет место в АО «Салаватнефтеоргсинтез» (+0,32 млн т или 32,3%), ОАО «СИДАНКО» (+0,16 млн т или 20,3%) ОАО «Сургутнефтегаз» (+ 0,39 млн т или 14,6%), «Хабаровском НПЗ» (+ 0,06 млн т или 13,6%), ОАО «Татнефть» (+ 0,14 млн т или 12,8%), НК «Башнефтехим» (+ 0,1 млн т или 3,6%), и ОАО «ТНК-ВР» (+ 0,21 млн т или 6,3). Некоторое снижение объемов переработки отмечены на ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (-0,03 млн т или 99,5%) и ОАО «НК «Роснефть» (-0,03 млн т или 98,2 процента). Превышение предложения над спросом на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен, как у производителей, так и в розничной торговле.
С учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты, объем первичной переработки нефти в 1 квартале 2005 года оценивается в размере 50 млн т (105,5% к уровню 2004 года). Намечается произвести 7,8 млн т автомобильного бензина (108,3%), 14,5 млн т дизельного топлива (105,8%) и 14,1 млн т топочного мазута (102,9 процента).
Диаграмма 2. Переработка нефти
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.
Долгосрочные балансы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) предусматривают совершенствование структуры производства электроэнергии, в частности за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики. Приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей в европейской части России определяют развитие электроэнергетики за счет технического перевооружения действующих тепловых электростанций, создания мощностей парогазовых установок и максимального развития атомных электростанций.
Потенциальные возможности, основные принципы и направления долгосрочного развития атомной энергетики России с учетом возможностей топливной базы определены Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века, одобренной в 2000 году Правительством Российской Федерации.
2005 | 2010 | 2015 | 2020 | Ежегодный темп роста, млрд. кВт·ч, (%) | ||
Стратегия
развития атомной энергетики России в первой половине XXI века.
|
Всего | 945-995 | 1020-1135 | 1100-1315 | 1200-1545 |
16-33 |
в том числе АЭС | 174 | 212 | - | 340 |
10,5 |
|
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года |
Всего | 930-935 | 1015-1070 | 1110-1205 | 1205-1365 |
17-24 |
в том числе |
710-750 | 780-845 | 850-960 |
12-17 |
||
в том числе АЭС | 161-167 | 180-200 | 210-266 | 230-300 |
5-8 |
Таблица 2. Прогнозируемые параметры развития электроэнергетики и атомной энергетики по сценариям макроэкономических показателей и расчётам топливно-энергетического баланса
Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы урана и плутония, существующие производственные мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают заданные параметры развития атомной энергетики при использовании в основном реакторных технологий типа ВВЭР в открытом ядерном топливном цикле до 2030 года.
Долгосрочная отраслевая технологическая политика предусматривает эволюционное внедрение в период 2010-2030 годов новой ядерной энерготехнологии IV поколения на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевым топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья на обозримую перспективу.
· обеспечение вклада АЭС в рост спроса на уровне в среднем 3,5% в год;
· достижение производства электроэнергии на АЭС – 230 млрд.кВт·ч с перспективой развития для роста обеспечения производства до 250 млрд.кВт·ч в 2020 году при условии формирования к 2010 году производственных возможностей (строймонтажных, энергомашиностроительных, кадровых), обеспечивающих темп развития до 1,5 ГВт в год:
Период | 2006-2010 | 2011-2015 | 2016-2020 |
Темп ввода мощностей за период, ГВт/год | 0,4 | 1,2 | 1,5 |
Таблица 3. Темп ввода мощностей за период времени
· развитие поточной технологии строительства с обеспечением строительных процессов на пяти площадках к 2007 году и на восьми к 2015 году;
· реализацию проектов Курского энергокомплекса АЭС-ГАЭС мощностью до 0,5 ГВт, энергообеспечения магистральных газоперекачивающих систем и систем теплоснабжения от АЭС;
· потребность в новых линиях выдачи мощностей Калининской, Кольской, Балаковской, Волгодонской, будущей Северо-Западной АЭС;
· реализацию инновационного развития.
· замена энергоблоков ВВЭР-1000 на ВВЭР-1500 в базовом сценарии приведет к росту суммарной выработки 55 млрд.кВт.ч до 2020 года, что составляет около 2% от общей выработки АЭС за этот период.
Реально за последние 5 лет введены в действие 2 энергоблока ВВЭР-1000 (Волгодонская-1, Калининская-3), до 2010 года планируется ввести ещё 2-3 энергоблока (Волгодонская-2, Балаковская-5, возможно Калининская-4).
Однако программа перспективного развития необходимых производственных мощностей, подготовки строительно-монтажных и научных кадров пока отсутствует.
Атомная энергетика – это часть электроэнергетики России, часть топливно-энергетического комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с другими секторами комплекса одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений. Однако в силу своей специфичности, связанной с тем, что она рождалась из ядерно-оборонного комплекса, она по-прежнему требует особого подхода со стороны государства.
Необходимо политическое решение с необходимой государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем. Развивающаяся атомная энергетика в других странах (в частности в азиатском регионе) не будет долго опираться на увядающую отрасль в России, что приведет к нашему вытеснению с данного рынка энерготехнологий. Развитие быстрой энергетики в России обеспечит инструмент для решения проблем сокращения плутония и накапливающихся радиоактивных отходов отечественного и зарубежного производства.
С учётом серьезных задач по другим направлениям энергетического комплекса (развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего на текущий момент и в ближайшей перспективе экономическую стабильность государства, модернизация и развитие электроэнергетического сектора, определяющего энергобезопасность внутри страны) необходимое наращивание бюджетного финансирования на атомную энергетику не отменяет и не подменяет поиск механизмов и стимулов внебюджетного финансирования (государственные гарантии по долгосрочным кредитам, разделение гражданских и оборонных производств и использование государственно-частного партнерства, привлечение в качестве инвесторов крупные производства под долговременные договора на поставку электроэнергии по обоюдоприемлимым ценам и т.д.).
Энергетическая политика есть органическая составляющая экономической политики любого государства. Основная цель социально-экономического развития нашей страны — качественное улучшение жизни населения и возрождение государства.
Долгие годы в России действовала модель «количественного» развития энергетики. Наши уверенность в неисчерпаемости природных богатств и безмерная расточительность в использовании энергии приводят (и сегодня это стало очевидным) к разрыву естественных связей в системе «энергетика—экономика—природа—человек».
В последнее двадцатилетие энергетика как движущая сила триады «общество—экономика—окружающая среда» обеспечивала рост благосостояния людей в мире в целом примерно одинаково за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. Причем в развитых странах это давало 60—65 процентов экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в среднем по миру на 18, а в развитых странах — на 21—27 процентов.
В отличие от этой безусловно позитивной глобальной тенденции в России из-за глубокого экономического кризиса энергоемкость национального дохода не снижалась, а в 1990—1996 годах увеличилась на 15 процентов и затем стабилизировалась на уровне, превышающем мировые показатели в 3,15 раза и развитых стран — в 3,5—3,7 раза.
Исследовав материалы Петербургского экономического форума-98, где представлены основополагающие доклады и выступления, решения секций угольной, энергетической, газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, атомной энергетики, я полностью согласен с мнением, что по проблемам топливно-энергетического комплекса отмечается углубление кризисных явлений в экономике России.
В связи с этим особое значение для экономики России приобретает продуманная государственная политика в сфере топливно-энергетического комплекса как стабилизирующего фактора отечественной экономики.
Учитывая, что доля России в мировой добыче составляет 12 % по нефти и углю, и 28% - по газу, дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса является необходимым условием выхода страны из кризиса.
Вместе с тем продолжающийся кризис неплатежей, растущие дебиторская и кредиторская задолженности, непродуманные действия Правительства в области денежно-кредитной и налоговой политики привели отрасли топливно-энергетического комплекса к финансовому кризису, углубившемуся в связи с необоснованной реструктуризацией (особенно угольной отрасли).
Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство сырьевой базы отрасли, необходимо развивать опережающими темпами поисковые работы в перспективных нефтегазоносных районах с высокой результативностью работ с целью подготовки фонда структур для глубокого разведочного бурения.
Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ. Уровни добычи газа могут составить в 2010 г. и в 2020 г. 655 и 700 млрд м3 соответственно.
Чтобы иметь надежную сырьевую базу при намеченных темпах отбора разведанных запасов, в перспективе до 2020 г. необходимо обеспечить приросты не менее 3,0 трлн м3 эффективных запасов в каждое пятилетие (то есть, обеспечивающих цену добычи не выше 34-40 дол./тыс. м3, а отпускную – с учетом транспорта – не выше 70 дол./тыс.м3).
Основным газодобывающим районом страны на всю рассматриваемую перспективу остается Надым-Пур-Тазовский район Западной Сибири, хотя его доля и снизится к 2020 г. примерно до 64-60% против 87% в настоящее время.
Начиная с 2006 г. для компенсации снижения добычи газа необходимо ввести в разработку месторождения в акваториях Обской и Тазовской губ, Штокмановское на шельфе Баренцева моря, а в последний период - месторождения полуострова Ямал. Опережение развития добычи газа на Штокмановском месторождении по отношению к месторождениям Ямала обуславливается меньшими в 1,5 раза удельными затратами. Кроме того, освоение месторождений полуострова Ямал сдерживается нерешенностью экологических проблем.
В целом по отрасли добыча газа на действующих месторождениях составит к 2020 г. около 142 млрд м3. Свыше 76% добычи свободного газа должны быть освоены на новых месторождениях. Региональное значение имеет программа освоения мелких, низкодебитных месторождений и залежей, особенно в экономически развитых европейских районах.
Особое внимание в Энергетической стратегии уделено комплексному использованию газовых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа – основной газодобывающей базы России на всю рассматриваемую перспективу.
Продолжится газификация ряда регионов России, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, обусловленная, прежде всего необходимостью решения здесь экологических проблем. Общий прирост сети распределительных газопроводов составит до 75-80 тыс. км за пятилетие, из них более 75% — в сельской местности при массовом применении полиэтиленовых труб, обеспечивающем снижение стоимости и сроков строительства, соответственно, в 1,5-2 и 3 раза. Это позволит к 2021 г. дополнительно газифицировать до 10,5 млн квартир, из них 7,5 млн – в сельской местности.
Важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей останется за сжиженным газом, потребление которого прогнозируется увеличить в 1,2-1,3 раза.
В рассматриваемый период предстоит также создать научно-производственную базу для широкомасштабного подводно-подледного освоения перспективных ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей (Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и др.), включая технологии его добычи, переработки на месте в моторные топлива и транспортировки на внутренние и внешние рынки.
Учитывая важную роль систем трубопроводного транспорта энергоресурсов в энергетическом обеспечении жизнедеятельности общества, государство сохранит за собой контроль за деятельностью в этой сфере и соответствующую собственность в указанных системах – полную в системах магистральных нефтепроводов и частичную – в системе магистральных газопроводов.
Для подачи газа потребителям и обеспечения транзита потребуется существенное развитие Единой системы газоснабжения и строительство газотранспортных систем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего в рассматриваемый период будет необходимо заменить 23 тыс. км линейной части магистральных газопроводов и отводов, провести модернизацию и замену газоперекачивающих агрегатов (ГПА) суммарной мощностью 25 тыс. МВт и построить около 22 тыс. км новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.
Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Однако в современных экономических условиях уголь значительно уступает газу и нефтетопливу по затратным и экологическим показателям его использования потребителями и фактически замыкает топливно-энергетический баланс. Наращивание производственного и экономического потенциала отрасли должно обеспечить снижение риска в энергообеспечении России от возможного невыполнения целевых установок по добыче газа и вводу АЭС. Отрасль должна иметь необходимые резервы по наращиванию объемов добычи угля до 500 млн т/год к 2020 г.
В соответствии с оптимальной структурой топливно-энергетического баланса, принятого в Энергетической стратегии России, востребованные объёмы добычи угля по стране составят до 335 млн т в 2010 г. и до 430 млн в 2020 г. Названные уровни добычи угля в целом обеспечены разведанными запасами, что не исключает необходимости определенных дополнительных геолого-разведочных работ.
Прогнозы на дальнейшую перспективу имеют достаточно большой разброс. Предполагается, что диапазон потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 2020 году составит от 16,5 до 23 миллиардов тонн условного топлива с ростом к 2000 году на 26—75 процентов. Иными словами, темпы роста энергопотребления в мире могут за этот период составить от 1 до 2,8 процента в год, в зависимости от среднегодовых темпов экономического роста, которые оцениваются в 1,5—4 процента в год, а также динамики научно-технического прогресса производительных сил и успехов в реализации программы «устойчивого развития», направленной на сохранение природной среды обитания на Земле.
Диаграмма 3. Прогнозы структуры мирового потребления первичных ТЭР
Для того чтобы в течение ближайших 20 лет поддерживать темпы существующего в нашей стране сегодня экономического подъема, топливно-энергетическому комплексу предстоит значительно увеличить поставки продукции на рынок, причем, по оценкам ряда экспертов, чуть ли не в два раза.
Поскольку нефтяное и газовое благополучие нашей страны весьма призрачно, а экономический подъем носит энергозатратный характер, выход из сложившейся ситуации возможен путем структурной перестройки экономики, выражающейся в росте доли сферы услуг и высокотехнологичных производств, и реализации технологических и организационных мер по экологоэнергоэффективности.
Курс на экологоэнергоэффективность, рост производительности труда, повышение отдачи производственных фондов, снижение издержек производства должен быть взят везде, начиная от скважины, угольной шахты, электростанции и до потребителя энергии, в сфере науки, торговли, информации, образования, просвещения. Не менее важно и отношение людей к ресурсам и природе. Только в этом случае мы сможем впредь не латать «дыры» и служить сырьевым придатком, а на деле приостановить деградацию окружающей среды, обеспечить устойчивое энергоснабжение людей, стать достойной частью мировой цивилизации.
Какие бы сценарии развития энергетики в XXI веке ни рассматривались, Россия в них будет занимать одно из важных мест. Для этого есть все необходимые предпосылки: запасы нефти, газа, угля, технологический и научный потенциал, гидроресурсы. Кроме того, географическое расположение страны таково, что через нее можно эффективно транспортировать энергоносители, регулируя объемы подачи и гибко меняя их с учетом потребности.
Ресурсный потенциал топливно-энергетического комплекса страны, включая материальные активы и запасы природных ресурсов, формируется как совокупный потенциал региональных топливно-энергетических комплексов, в составе которых особо важное место занимают регионы Сибири и Дальнего Востока. Уникальными ресурсами энергоносителей всех видов располагает Дальневосточный федеральный округ и входящая в его состав Республика Саха (Якутия). Минерально-сырьевой потенциал республики по данным 2006 года составляет 78,4 трлн.рублей, что характеризует ее как богатейшую ресурсную базу не только российского, но и мирового значения. Доля топливно-энергетического комплекса в промышленности республики составляла в 2004 году в общем объеме производства 26,6%, в экспортных доходах - 15,03%, в численности промышленно-производственного персонала - 36,31%, в инвестициях в промышленности - 14,81%.
Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. В пределах Западно-Сибирской низменности открыты 300 нефтяных и газовых месторождений. На территории Западной Сибири расположены основные запасы природного газа страны. Из них более половины находится на Тюменском Севере, преимущественно в трех газоносных областях. Наиболее крупные газовые месторождения – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское – открыты в Тазово-Пурпейской газоносной области на севере Тюменской области в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иванковское месторождения природного газа.
Березовская газоносная область, расположенная вблизи Урала, включает Пунгинское. Игримское, Похромское и другие месторождения газа. В третьей газоносной области – Васюганской, которая находится в Томской области, самыми крупными месторождениями являются Мыльджинское, Лугинецкое, Усть-Сильгинское. В последние годы осваиваются ресурсы нефти и освоение крупного Русского нефтегазового месторождения.
Укрепление топливно-энергетической базы в нашей стране идет за счет восточных районов и, прежде всего, Западной Сибири. И в будущем основным центром добычи в течение всего периода, на который рассчитана энергетическая программа, останется Западная Сибирь. Запасы промышленных категорий в восточных районах составляют 21,6 трлн. м3, в том числе на долю Сибири и Дальнего Востока приходится 16,2 трлн. м3 или 70,5%. Как сказано выше, основная часть их сосредоточена в недрах Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области и приурочена в основном к меловым отложениям. При этом экономико-географическое положение ведущих месторождений газа оценивается положительно. Около 80% всех запасов газа сосредоточено на четырех уникальных месторождениях:
Уренгойском, Ямбургском, Заполярном и Медвежьем. Месторождения имеют, значительные размеры газоносных площадей и высокую концентрацию запасов. Так запасы по промышленным категориям Уренгойского месторождения оцениваются в 4,4 трлн. м3, Ямбурского – 5,4 трлн. м3, Заполярного – 2,0 трлн. м3 и Медвежьего – 1,6 трлн. м3.
Важное значение придается освоению месторождений газа полуострова Ямал (Ямало-Ненецкий автономный округ). Запасы природного газа здесь оцениваются в 9 трлн. м3. Среди двадцати пяти разведанных месторождений этой территории своими запасами выделяются Бованенковское, Арктическое, Крузенштерновское, Новопортовское.
На территории Тюменской области формируется крупнейший в России Западно-Сибирский программно-целевой территориально-производственный комплекс на основе уникальных запасов природного газа и нефти в средней и северной частях Западно-Сибирской равнины, а также значительных лесных ресурсов. Ресурсы нефти и газа были открыты здесь в начале 1960-х годов на огромной площади в 1,7 млн. км2. Формирование Западно-Сибирского ТПК началось в конце 1960-х годов.
В Обь-Иртышском бассейне распространены ценные виды рыб – лососевые, осетровые, сиговые. Поэтому особенно опасно при увеличении добычи и переработки нефти и газа загрязнение рек.
Общий замысел формирования Западно-Сибирского ТПК заключается в том, чтобы на основе месторождений нефти и газа создать крупнейшую топливно-энергетическую базу. Эта цель сейчас достигнута.
Освоение нефтегазовых ресурсов повлекло за собой и транспортное освоение этих территорий, эксплуатацию крупных лесных массивов в центральной части Тюменской и на севере Томской областей.
Машиностроение Западно-Сибирского ТПК специализируется на ремонте нефтяного и газового оборудования; быстро растет строительная индустрия.
Во внутренних связях ТПК большую роль играют железные дороги: Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск – Уренгой, тупиковые ветки: Ивдель – Обь, Тавда – Сотник, Асино – Белый Яр, а также водный путь по Оби и Иртышу.
При перспективном развитии Западно-Сибирского программно-целевого ТПК особенно важно решение острейших демографических проблем, в том числе проблем малочисленных народов, а также решение экологических проблем сохранения экосистем.
Таким образом, создание Западно-Сибирского ТПК не только позволяет решать текущие задачи – удовлетворение потребностей в нефти, природном газа, древесине, углеводородном сырье и т. д., но и имеет важнейшее значение для реализации долговременной экономической политики на освоение восточных районов страны с их разнообразными природными ресурсами.
Волго-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию между Волгой и Уралом и включает территорию Татарстана и Башкортостана, Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской.
Велики запасы природного газа на Урале. В Оренбургской области в промышленную разработку введено Оренбургское газоконденсатное месторождение с переработкой 45 млрд. м3. Благоприятное географическое положение месторождения вблизи крупных промышленных центров страны на Урале и в Поволжье способствовало созданию на его базе промышленного комплекса. Осваивается крупное газоконденсатное месторождение в Астраханской области. В Поволжском районе также эксплуатируются Арчединское, Степновское, Саратовское месторождения.
Оренбургское и Астраханское газокондснсатные месторождения содержат много сероводорода, их разработка требует использования экологически чистой технологии.
Запасы Оренбургского газоконденсата оцениваются в 1,8 трлн. м3. Астраханское месторождение с запасами, превышающими 2 трлн. куб. м, отличается от Оренбургского повышенным содержанием серы.
Промышленное развитие Предуралья Оренбургской области связано с разведкой нефти и газа. В отличие от Тимано-Печерского Оренбургский ТПК формируется в условиях обжитой и хорошо освоенной территории.
Запасы природного газа сосредоточены в центральной и западной частях области. Как сказано выше, месторождения являются газоконденсатными, но кроме конденсата и метана, содержат серу, гелий, пропан, бутан и т. д. Кроме того, выявлены структуры, благоприятные для открытия новых месторождений газа, – это Восточно-Оренбургское поднятие, Соль-Илецкое сводовое поднятие, Предуральский прогиб. Этот газоносный район расположен в непосредственной близости к топливодефицитным районам европейской части России.
Многокомпонентный характер месторождений требует комплексного использования сырья. Этому способствуют и благоприятные условия для жизни людей. Поэтому Оренбургский ТПК будет характеризоваться высокой ролью обрабатывающих звеньев в отраслевой структуре промышленного комплекса. Общий замысел Оренбургского ТПК заключается в том, чтобы на базе месторождений природного газа создать крупный центр по его добычи для удовлетворения местных потребностей и потребностей европейских стран с организацией химических производств на основе комплексной переработки газа, обеспечивающей получение исходного сырья. Это укрепляет экономический потенциал Оренбургской области и создает предпосылки для последующего ускоренного развития в ней машиностроения высокой и средней металлоемкости на базе уральского металла.
Развитие добычи газа и сети газопроводов имеет важное значение для улучшения условий жизни сельского населения области и ведения сельскохозяйственного производства. Такое положительное влияние связано со строительством автодорог вдоль трасс газопроводов и газификацией сельских поселений. Все это способствует дальнейшему развитию сельского хозяйства области – важного поставщика высококачественного зерна, шерсти, мяса.
Тимано- Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию Республики Коми и Ненецкого автономного округа Архангельской области. Большая часть разведанных и прогнозных запасов этой провинции размещена в относительно неглубоких (800 – 3300 м) и хорошо изученных геологических комплексах. Здесь открыто более 70 нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений. Запасы газа находятся в основном на территории Республики Коми. Крупные месторождения газа – Вуктылское, Василковское, Вой-Вожское, Джеболское. Ведуться усиленные геолого-разведочные работы в акватории Баренцева моря. Европейский Север относится к перспективным районам, располагающим запасами топливных ресурсов, которые приурочены к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и шельфовой зоне морей Северного Ледовитого океана. Природный газ и газоконденсат содержат 94% метана и другие ценные компоненты. В настоящее время уделяется внимание освоению Штокмановского месторождения шельфовой зоны Баренцева моря с запасами, превышающими 3 трлн. м3 и Ардалинского месторождения Архангельской области.
Коренным образом изменилось экономико-географическое положение республики Коми, благодаря открытию западно-сибирского природного газа. Сооружение проходящих по территории республики газопроводов способствовало дорожному строительству, развитию строительной индустрии, линий электропередач до компрессорных станций и т. п. Все это создало дополнительные экономические предпосылки для освоения местных природных ресурсов, несмотря на суровые природные условия.
На территории Тимано-Печерского ТПК открыты запасы природного газа. Особенностью наиболее известного газового месторождения – Вухтыловского является наличие запасов конденсата, из которого можно получать более дешевый бензин, чем из нефти. Вместе с тем наличие конденсата усложняет организацию добычи газа. Другая особенность Вухтыловского газового месторождения – это содержание этана – ценного сырья для органического синтеза.
На территории Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции выявлен целый ряд нефтяных месторождений – Усинкое, Возейское и другие. Эти месторождения отличаются высоким содержанием попутного газа (в 2 – 3 раза больше, чем в месторождениях Волжско-Уральского бассейна и Западной Сибири). Указанные особенности газовых и нефтяных месторождений Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции требует комплексного использования нефти и газа.
Дальнейшее развитие Тимано-Печерского ТПК заключается в том, чтобы на базе местных природных ресурсов создать и развить добычу нефти, природного газа, алюминиевого и титанового сырья, заготовку и переработку древесины при одновременном развитии угледобычи, электроэнергетики. Реализация этого замысла позволит решить не только отраслевые проблемы, стоящие перед страной в части укрепления ее топливной и сырьевой базы, но и окажет влияние на формирование крупного хозяйственного комплекса на северо-востоке европейской части России – в Вологодской, Архангельской областях и республике Коми.
Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территорию Краснодарского и Ставропольского краев, Чеченской и Ингушской республик, Дагестана, Адыгеи, Кабардино-Балкарии. На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Дагестанская и Грозненская. Грозненская расположена в бассейне реки Терек. Основные месторождения нефти и газа: Малгобекское, Горагорское, Гудермесское. Дагестанская область тянется широкой полосой от побережья Каспийского моря в западном направлении до Минеральных Вод, а в южной части ее границы проходят по предгорьям Большого Кавказа и охватывают территорию Северной Осетии, Чеченской и Ингушской республик, Дагестана. Важнейшие нефтегазоносные месторождения Дагестана – Махачкалинское, Ачису, Избербашское. Крупное месторождение газа в республике– Дагестанские огни.
В пределах Северо-Западного Кавказа расположены Ставропольская и Краснодарская нефтегазоносные области. В Ставропольском крае крупными месторождениями газа являются Северо-Ставропольское и Пелагиадинское, в Краснодарском крае – Ленинградское, Майкопское и Березанское.
Нефтегазоносные области Восточной Сибири в административном отношении охватывают территории Красноярского края, Иркутской области. В Красноярском крае – Таймырское, Мессояхское месторождения и в Иркутской области – Братское месторождение. К перспективным месторождениям относят Марковское, Пилятинское, Криволукское. Кроме того, с 1999 года на севере Иркутской области начали эксплуатировать Ковыткинское месторождение.
На Дальнем Востоке, в бассейне реки Вилюй на территории Республики Саха (Якутия) открыты 10 газоконденсатных месторождений, из них разрабатываются Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Мастахское; и на Сахалине – Оха и Тунгорское месторождения.
Для решения топливно-энергетической проблемы на Дальнем Востоке большое значение имеет разработка газовых ресурсов Лено-Вилюйской провинции. Группа месторождений газа в Центральной Якутии сможет обеспечить потребности в нем не только Дальнего Востока, но и Восточной Сибири. В перспективе следует учитывать использование газа на территории Южно-Якутского ТПК в технологических процессах производства стали и фосфорных удобрений. Рациональное использование якутского природного газа не ограничивается промышленностью. Следует также учитывать потребление газа в коммунальной сфере. Собственные потребности Якутии при строительстве новых ГРЭС и других газоемких производств составят около 7 млрд. м3 газа в год. Это означает, что если ограничиваться только добычей газа для местных нужд республики, то придется законсервировать в ее недрах более чем 2/3 подготовленных к эксплуатации запасов природного газа, что снизит эффективность капиталовложений в его разведку и добычу. В тоже время широкое вовлечение природного газа Якутии в межрайонный оборот, а также поставки на внешний рынок повысят эффективность этих затрат в 3 – 4 раза.
В отличие от нефти, природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу, отправлять к потребителю. Газ – главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов. Он используется в промышленности (80%) – электроэнергетика, химия, металлургия, строительство, полиграфия, а также в быту.
Сформировалось несколько регионов переработки газа – Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский. Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что, прежде всего, объясняется объемом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.
В номенклатуру продукции газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) входят собственно товарный газ, сера, гелий, пропанобутановая смесь, технический углерод, широкие фракции легких углеводородов, сжиженный газ, дизтопливо, различные виды бензинов, этан, этилен и др.
Производство каждого из этих видов продуктов распределено по основным регионам. Так, например, на Сосногорском заводе производят технический углерод, применяемый в полиграфической промышленности. Экспорт этого продукта растет, завод обеспечивает им не только Россию и страны СНГ, но и государства Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Скандинавию. Перспективы Сосногорского ГПЗ зависят от освоения месторождений Республики Коми, полуострова Ямал и севера Тюменской области.
По состоянию на 01.01.03 г. в разработке в стране находилось 1137 нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу нефти и конденсата на которых осуществляли 15 нефтяных компаний, 7 организаций РАО "Газпром", 80 мелких самостоятельных российских нефтедобывающих организаций и 44 совместных предприятия с иностранными инвестициями.
Существующая система налогообложения, а также проблема неплатежей привели за последние годы к значительному снижению темпов ввода в разработку новых месторождений, снижению объемов эксплуатационного бурения и обустройства этих месторождений, невыполнению принятых проектных уровней добычи нефти.
В общепринятых оценках экономического потенциала страны и ее регионов, распространяемых также и на топливно-энергетический комплекс, в отечественной литературе преобладают подходы, основанные на использовании валового внутреннего продукта (в регионах - ВРП) в качестве основного показателя объема и динамики экономического потенциала.
Рисунок 1. Запасы, затраты на добычу и направление перевозок угля.
Мировая общественность давно озабочена печальной перспективой развития цивилизации. Проблема исчерпаемости природных ресурсов при их влиянии на экономику любой страны и ограниченной способности природы к нейтрализации загрязнений заставляет общество задуматься о выживании в этих условиях. По существу, человек уже превратил планету в геотехническую систему, а следствием экологического метаморфизма является почти полная утрата способности восстанавливать жизненно важные функции объектов биосферы. Глобальность возникших проблем требует концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.
Программный документ «Повестка дня на XXI век», выработанный ООН, определяет основные направления действий, которые помогут обеспечить устойчивое развитие мировой цивилизации. (Устойчивое развитие — развитие, при котором благополучие последующих поколений должно быть не хуже благополучия живущих сегодня.)
К сожалению, в стране длительное время нет научно обоснованной стратегии экономического развития. А утвержденная Правительством Энергетическая стратегия до 2020 г., по существу, не нацелена на восстановление отечественной экономики и ее дальнейшее развитие.
Главной проблемой России в настоящее время является низкий уровень благосостояния российских граждан. Для решения этой проблемы необходимо высокими темпами развивать экономику, создавать миллионы новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Надо резко увеличить платежеспособность населения. Только при высоком уровне благосостояния народа уместно проводить реформы системы льгот, ЖКХ, образования, здравоохранения и др. К сожалению, Правительство, и особенно Минэкономразвития РФ, настойчиво уходит от решения задач коренной модернизации производственного аппарата страны и вывода его на современный технический уровень, видимо, предоставляя это "умной руке рынка". В связи с этим экономика страны все больше превращается в исключительно сырьевую, становится придатком западной экономики.
И это при том, что благодаря мировой конъюнктуре цен на нефть и газ, наличию в стране больших запасов нефти и особенно газа история предоставила России огромный исторический шанс быстро восстановить разрушенную в 1990-е годы экономику и высокими темпами развивать ее дальше. За счет продажи нефти и газа в стране накоплены значительные финансовые ресурсы. Конечно, эти ресурсы надо было бы направить на структурную перестройку экономики, на развитие энергосберегающих технологий, самолетостроения, на увеличение производства автомобилей, на химизацию экономики, восстановление и развитие легкой промышленности и т.д.
Известный экономический постулат "деньги должны работать" у нас в стране необходимо трактовать и исполнять так: "отечественные деньги должны работать на отечественную экономику". Учитывая мировую конъюнктуру цен, можно многого добиться в решении экономических проблем государства путем более масштабного, чем предусмотрено Энергетической стратегией, развития газовой промышленности.
Я согласен с мнением председателя совета союзов и ассоциаций, осуществляющих деятельность в сфере нефтяной и газовой промышленности России, президента российского союза нефтегазостроителей Ю. Баталина , что необходимо к 2020 г. выходить на уровень добычи не менее 900 млрд. куб. м газа в год. Ресурсная база позволяет ставить такую задачу, а у газовиков и строителей имеется огромный опыт ускоренного развития газовой промышленности. Как известно, в советское время на севере Тюменской области всего за 20 лет, с 1972 по 1992 г. были созданы мощности по добыче 576 млрд. куб. м газа. В 2003 г. в России было добыто 620 млрд. куб. м газа.
Решать поставленную задачу можно за счет освоения не вовлеченных в разработку новых месторождений Пур-Тазовского газового региона, полуострова Ямал и ускоренного создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.
На Восточной Сибири и Дальнем Востоке следует сосредоточить особые усилия, так как потенциальные возможности этих регионов очень велики. Так, по оценке институтов Сибирского отделения Академии наук РФ, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов здесь составляют 21-22 млрд. т нефти, 1,7-2,0 трлн. куб. м нефтяного газа, 58-61 трлн. куб. м природного газа и 4-5 млрд. т конденсата.
Россия - евразийская страна, однако до сих пор ее экономика обращена на Запад, и это направление продолжает усиливаться, несмотря на то, что в последнее время в мировой экономике постоянно возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Промышленность этих государств успешно развивается, в связи с этим высокими темпами увеличивается и потребление углеводородного сырья. Особенно быстро растет использование нефти в Китае.
В то же время усиливается конкуренция на энергетических рынках Европы в связи с их либерализацией и ожидаемым увеличением в ближайшем будущем поставок туда газа из Алжира, Ирана, Ирака. Поэтому "восточный вектор" транспортирования российского природного газа и нефти приобретает особое значение, так как позволит уменьшить исторически сложившуюся определенную зависимость от европейского направления и укрепить энергетическую и экономическую устойчивость России.
С учетом благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородного сырья, наличия значительных ресурсов нефти и газа в Восточной Сибири, близости этого региона к потенциальным потребителям в АТР представляется целесообразным в кратчайшие сроки сформировать программу создания Восточносибирского нефтегазового комплекса.
Основными целями реализации этой программы должны стать следующие: создание нового высокоэффективного энергетического и промышленного центра страны, обеспечение ускоренного экономического и социального развития региона, укрепление евразийского положения России, масштабное развитие долгосрочных экономических связей с Китаем, Японией и другими странами АТР.
Проблемы формирования Восточносибирского нефтегазового комплекса и варианты сооружения экспортных маршрутов поставок углеводородного сырья в Китай, Корею и другие страны АТР обсуждаются уже длительное время.
Открытые месторождения нефти и газа в Восточной Сибири разбросаны по большой территории, удалены от существующих магистральных трубопроводов, принадлежат различным недропользователям. Сложные природно-климатические условия, слабая изученность региона, полное отсутствие транспортной и промышленной инфраструктуры сдерживают потенциальных инвесторов в принятии решений по обустройству месторождений и строительству трубопроводов.
Имеются факторы, осложняющие освоение газовых месторождений Восточной Сибири. Прогнозируемые здесь дебиты скважин относительно невысокие. В газе восточносибирских месторождений содержится большое число компонентов, являющихся ценным сырьем для газохимической промышленности, и этот газ нельзя использовать в качестве топлива без их отбора и переработки. Следовательно, кроме обустройства промыслов, необходимо строить мощные газохимические производства. Нужны специальные хранилища для гелия. Все эти факторы обусловливают высокие удельные капиталовложения при освоении месторождений и не позволяют наращивать добычу газа высокими темпами.
Характерной особенностью месторождений Восточной Сибири и Якутии является то, что большинство из них является нефтегазовыми или нефтегазоконденсатными. Следовательно, их разработка должна быть комплексной и обеспечивать добычу как газа, так и нефти. Соответственно от месторождений должны строиться и газопроводы, и конденсатопроводы, и нефтепроводы.
Поэтому ключевым вопросом определения стратегии и тактики создания Восточносибирского нефтегазового комплекса является выбор наиболее целесообразных направлений строительства газопроводов и нефтепроводов.
Уже рассмотрены варианты строительства трубопроводов с месторождений Красноярского края, Иркутской области и Якутии, разрабатываемые в разное время различными организациями. Их общим недостатком является то, что в них не ставилась задача ускоренного масштабного и комплексного развития нефтяной и газовой промышленности всего региона.
Опираясь на потенциальную ресурсную базу Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно и целесообразно ставить задачу выйти к 2020 г. в восточных регионах страны на добычу 160-180 млрд. куб. м газа в год. В этом случае 20-30 млрд. куб. м следует направить на газификацию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, 15-20 млрд. куб. м уйдет на переработку и получение ценных химических продуктов, материалов и изделий, а до 130 млрд. куб. м может быть направлено на экспорт в Китай, Корею и другие страны АТР.
В целях ускорения освоения нефтегазоконденсатных месторождений Восточной Сибири и быстрого решения вопроса по формированию ресурсной базы для поставки нефти в Китай и другие страны АТР, а также получения части средств на развитие нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири было бы целесообразно в короткие сроки построить газопровод производительностью до 45 млрд. куб. м газа с месторождений северо-восточной части Пур-Тазовского газового региона. Сначала для этой цели можно было бы использовать газ Южно-Русского и Берегового нефтегазовых месторождений, которые начинают разрабатываться, а в дальнейшем подключать более северные месторождения. Газопровод предлагается построить из труб диаметром 1420 мм на давление 10 МПа по трассе: месторождение Заполярное - зона Юрубчено-Тохомского месторождения - Усть-Кут и далее по трассе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали севернее озера Байкал выйти через Читу на границу с Китаем в районе Забайкальска. К этой магистрали подключить газ с месторождений Красноярского края, Якутии и Иркутской области.
По нашим оценкам, протяженность газопровода от Заполярного до Забайкальска составит 3700-3900 км. Стоимость одной нитки оценивается до 12 млрд. долл. США. Продолжительность строительства составит 3 года. К осуществлению проектов сооружения газопроводов из Пур-Тазовского региона на восток могли бы быть привлечены и независимые отечественные производители газа, чтобы решить тем самым их проблему доступа к экспортной трубе. Предпочтительным следует считать сооружение через территорию нефтегазовых месторождений Восточной Сибири (Юрубчено-Тохомское и др.) первоначально газопровода и уже затем нефтепровода, так как это позволит с самого начала разработки нефтяных пластов не допустить потерь нефтяного газа. С учетом того, что ОАО "Газпром" приняло стратегическое решение заняться масштабной разработкой нефтяных месторождений, "восточный вектор" окажется весьма эффективным и для развития нефтяного сектора. Как известно, Правительством принято решение о строительстве нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Диаграмма 4. Доля России в мировой добыче нефти и газа
Безусловно, этот нефтепровод подтолкнет развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и позволит расширить экономические связи со странами АТР. У этого нефтепровода есть предыстория. В начале 1973 г. между правительствами СССР и Японии была достигнута договоренность о поставках Советским Союзом в Японию до 40 млн. т нефти в год. Для этой цели намечалось построить нефтепровод из Западной Сибири до бухты Ольга на берегу Охотского моря. Проект нефтепровода широко обсуждался, и я принимал в этих обсуждениях активное участие. В начале стоимость нефтепровода оценивалась в 2,5-3,5 млрд. руб., а срок строительства в 3,0-3,5 года. При более тщательном изучении пришли к выводу, что нефтепровод будет стоить 5-6 млрд. руб., а на его строительство уйдет примерно 5 лет, так как строители не имели возможности в тот период сосредоточить на нем необходимые силы. В это же время обсуждался проект строительства БАМа. Естественно, вставал вопрос, а что строить вначале? БАМ создавал условия для разработки месторождений многих полезных ископаемых, на 600 км сокращал расстояние транспортирования грузов с Дальнего Востока в Центр страны, решал ряд стратегических задач. При этом стоимость и сроки строительства БАМа оказались одинаковыми с аналогичными показателями по нефтепроводу. В конечном счете в 1974 г. было принято решение строить БАМ и по завершении его строительства поставлять по железной дороге в Японию до 20 млн. т нефти, а по мере открытия в Восточной Сибири нефтяных месторождений, построить на Восток и нефтепровод.
Сегодня для исполнения ранее принятых решений необходимо организовать поставку нефти Японии и другим странам АТР по БАМу и приступить к сооружению нефтепровода. Но так как ресурсы открытых в Восточной Сибири нефтяных месторождений пока невелики, то, для того чтобы обеспечить загрузку нефтепровода до 80 млн. т, необходимо осуществить крупномасштабные геологоразведочные работы.
Для быстрого и надежного решения ресурсной проблемы, предлагается построить нефтепровод из восточной части Пур-Тазовского нефтегазового региона до соединения с восточным нефтепроводом в районе Усть-Кута.
Головные сооружения такого нефтепровода можно было бы разместить в районе нефтяного месторождения Русское. На этот нефтепровод целесообразно ориентировать разработку Ванкорской группы месторождений, Русского нефтяного и ряда других нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений восточной части Пур-Тазовского региона. Кроме того, ресурсной базой нефтепровода будут Юрубчено-Тохомское, Собиновское, Куюмбинское, Пайгинское и другие месторождения Красноярского края и Иркутской области, прилегающие к нефтепроводу. По оценке геологов, ресурсная база в зоне нефтепровода позволит обеспечить добычу 80-100 млн. т нефти в год, а в дальнейшем, после проведения геологоразведочных работ на прилегающих к нему территориях, ее объемы существенно возрастут.
Строительство газопроводов и нефтепровода из Пур-Тазовского региона позволит реально ускорить освоение открытых месторождений восточной части Пур-Тазовского региона, Красноярского края и Иркутской области, стимулировать геолого-разведочные работы в Восточной Сибири и создаст большие возможности по экспорту нефти и газа в страны АТР, благодаря использованию новой мощной ресурсной базы. Недопустимо и дальше ориентироваться главным образом на экспорт нефти и газа. Ведущие государства мира, в результате использования внутри своих стран этих углеводородов и продуктов их переработки, получают экономический эффект в 8-10 раз больше, чем страны, которые только продают нефть и газ. Во второй половине XX века страны "большой семерки" и ряд других государств добились больших успехов в своем экономическом и социальном развитии во многом именно благодаря автомобилизации и химизации своих экономик. Химизация и автомобилизация мировой экономики продолжается высокими темпами и сейчас. Мы же в этом направлении практически ничего не предпринимаем и даже не обсуждаем эту тему, из-за чего продолжаем все больше отставать по производству современных химических продуктов от других стран мира. Так, в 2000 г. мы произвели химических волокон на душу населения меньше США в 19 раз, Китая - 4,5 раза, Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии - в 3-7 раз.
Также требуются большие затраты и значительное время для проведения в Восточной Сибири геолого-разведочных работ. Возможности поставки больших объемов нефти из Западной Сибири по многим причинам ограничены. Месторождения Восточной Сибири - в основном нефтегазоконденсатные - требуют комплексной разработки. При этом опережающее развитие добычи газа позволит эксплуатировать месторождения эффективнее и одновременно ускорить их разработку. С другой стороны, ускоренное развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и выход на большие объемы добычи нефти неминуемо приведут и к добыче больших объемов газа. Поэтому необходимо увязать вопрос о возможных поставках в Китай больших объемов восточносибирской нефти с условием одновременной покупки в значительных количествах газа и продукции его переработки. Если такие договоренности состоятся, то они должны быть закреплены долгосрочными межправительственными соглашениями.
Для финансирования восточной газопроводной системы и нефтепровода из Пур-Тазовского газового региона до Усть-Кута целесообразно создать консорциум с российским и зарубежным участием. При этом контрольный пакет должен быть у государства и муниципальных органов. Если бы государство приняло участие в консорциуме частью средств Стабилизационного фонда, то это сделало бы проект исключительно привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Привлечение в консорциум компаний Китая, Индии, Японии, Кореи и других стран АТР позволило бы быстро построить трубопроводы и подвести мощный фундамент под ускоренное развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.
Безусловно, для создания мощной нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности Восточной Сибири требуется хорошо проработанная комплексная программа. Ранее такую работу быстро и квалифицированно проделал бы Госплан СССР. Сейчас, казалось бы, это должно сделать
Минэкономразвития, но такой работы практически не ведется. Потребуется серьезный координирующий орган по реализации программ.
В настоящее время в стране, по нашему мнению, есть единственная структура, которая смогла бы сформировать такие программы и успешно их реализовать - это ОАО "Газпром". Именно Газпром имеет опыт реализации крупных государственных программ в газовой промышленности. Сейчас, когда Газпром объединяет такие структуры, как Роснефть и Сибур, он сумеет сформировать и эффективно реализовать в Восточной Сибири программы комплексного развития нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности и в дальнейшем успешно осуществлять внешнюю экономическую деятельность со странами АТР.
У России есть исторический шанс для быстрого развития экономики страны, и его никак нельзя упустить.
Итак, я думаю, что состояние и потенциал развития ТЭК — важнейшие факторы внутренней экономической стратегии и инструмент внешнеполитической деятельности страны.
Сегодня Россия занимает первое место в мире по суммарной добыче нефти и газа.
Необходимо сохранить и значительно укрепить роль России на мировом рынке минерального сырья, что диктуется как текущими финансово-экономическими обстоятельствами, так и долгосрочными интересами отечественной экономики и государства в целом, включая геополитические.
Предприятия топливно-энергетического комплекса — один из главных источников накоплений федерального бюджета России: в 1999 году их налоговые платежи составили 33,5 процента от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.
ТЭК России — одна из основных бюджетообразующих отраслей экономики России, поэтому, не решив ее проблемы, невозможно выйти из кризиса.
Доля российского экспорта в общемировом торговом балансе минерального сырья держится на уровне 7—8 процентов, в том числе нефти — 8 процентов, газа — 36 процентов. В стоимостном балансе экспорта России на углеводородное сырье приходится 40—45 процентов, а в целом объем экспорта основных видов углеводородного сырья в торговом балансе России многократно превышает объем импорта.
Целевые задачи отрасли: обеспечение качества электроэнергии, снижение удельных расходов на ее выработку и оптимизация управления работой энергосистем.
Намечаются дальнейшее развитие и совершенствование теплоснабжения страны. Этот сектор самый большой по объему потребляемых энергоресурсов — более 400 миллионов тонн условного топлива в год, или 45 процентов от общего их потребления в стране. В системах централизованного снабжения производится более 71 процента, а децентрализованного — около 29 процентов всего тепла. Электростанции отпускают более 34 процентов всего тепла, котельные — почти 50.
Прогнозируемый суммарный рост теплопотребления в стране в 2020 году по сравнению с 1999-м — не менее чем в 1,3 раза (до 2650 миллионов гигакалорий), снижение удельной теплоемкости экономики — более чем в 2,1 раза. При этом доля децентрализованного теплоснабжения вырастет с 28,6 процента в 1999 году до 33 процентов в 2020-м.
Нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы (дрова и другая биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная энергия) способны с избытком обеспечить внутренний спрос страны. Однако экономически оправданное их применение пока будет составлять лишь малую часть от общего расхода энергоресурсов.
Очевидно, что развитие ТЭК невозможно без:
· разработки и внедрения технологий, обеспечивающих перевооружение действующих и создание новых объектов энергетики;
· обеспечения безопасности действующих атомных станций и создания нового поколения безопасных ядерных энергетических установок;
· создания энергосберегающего оборудования и установок малой энергетики, в том числе с использованием гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других возобновляемых источников энергии и организации их серийного производства;
· повышения эффективности работ по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов с учетом экологических требований;
· глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов.
Российский ТЭК — потенциально сильный конкурент на мировом рынке, обладающий достаточно мощной инфраструктурой добычи, переработки и транспортировки нефти, а главное — интеллектуальной базой для создания высоких технологий.
Целью реализации последних научно-технических достижений должно стать не только снижение себестоимости продукции, но и формирование опережающих мероприятий, предотвращающих возникновение отрицательных антропогенных изменений и снижающих тем самым экологический риск в региональном и планетарном масштабах.
Устойчивое развитие энергетического комплекса России, базирующееся на создании экологоэнергоэффективных систем, решительно ускорит экономическое возрождение страны и позволит повысить качество и уровень жизни населения.
1. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П., Экономическая теория: Учебник. 2-е издание БГЭУ - 2001
2. Баталин Ю. Bосточный вектор развития. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19
3. Видяпин М.В., Степанов М.В., ред. Экономическая география России. ИНФРА-М., 2006
4. Гребцова В.Е., Экономическая и социальная география России, - Ростов-на-Дону. Феникс, 2000
5. Ильичев А.И. Экономические проблемы развития и функционирования топливно-энергетического комплекса – Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1987
6. Материалы Петербургского экономического форума-98 / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81)
7. Мазур И.И. Топливно-энергетический комплекс – основа развития экономики России XXI в./ Альманах "Государство Российское. Природные ресурсы.", 2001, АСМО-пресс
8. Морс К., Страйк Р., Пузанов А., Эффективные решения в экономике переходного периода: аналитические инструменты, разработки и реализации социально-экономической политики. Айрис-Пресс - 2007
9. Проблемы развития топливно-энергетического комплекса: экономика, политика, история. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Москва РГГУ. 2000.
10. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000
11. Российский статистический ежегодник. – М.: 2005
12. Экономическая география России. / Под ред. В.И. Видяпина, М: ИНФРА-М, 1999.
13. ТЭК России. Ежемесячный бюллетень. 2005
Введение Топливно-энергетический комплекс является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообще
Экономическое районирование в России
Энергетика России
Особо охраняемые территории Карельского перешейка на примере Юнтоловского регионального комплексного заказника
Оценка процесса внутренней миграции России
Памятники природы, занесенные в список ЮНЕСКО
Парниковый эффект
Перспективи розвитку і розміщення господарського комплексу Житомирської області
Поволжская физико-географическая провинция
Порівняння Чорного та Червоного морів
Размещение и территориальная организация производственных сил в Уральском экономическом районе на примере республики Удмуртия
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.