База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Этническая культура — Краеведение и этнография

 

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


План

1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА


1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости и актуальности.

В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик.

Эта тенденция осознания и отстаивания собственной неповторимости и сохранения культурной традиции подтверждает в очередной раз общую закономерность, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнического многообразия. Мы продолжаем жить в крайне разнообразном культурном пространстве, и это разнообразие проявляется во всех сторонах нашей жизни.

Социальные и культурные изменения всегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкой рассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности. Эти общности и есть прежде всего результат развития и взаимодействия культур, а новые формы культурных различий, как и новые традиции, постоянно возникают из самых разных источников в процессе человеческой жизнедеятельности. Задача этнологии в этих условиях - дать обстоятельное научное объяснение этим этнокультурным процессам современности.

Этнокультурная проблематика уже давно привлекла внимание представителей самых разных наук, однако, несмотря на многолетние диспуты и огромное количество точек зрения, до сих пор отсутствует какое-либо общепринятое определение этнической культуры. Это, видимо, закономерно, поскольку гуманитарные науки не пользуются единым методологическим основанием. Сам по себе термин «культура» включает множество феноменов, часто противоположных и взаимоисключающих, относящихся к различным уровням и формам реальности. Поэтому стремление свести все многообразие проявлений культуры к одному определению до сих пор оказывалось безуспешным. Определение культуры формулировалось многими учеными, ему давались противоречивые, порой взаимоисключающие толкования - от бытового понимания как уровня воспитанности человека до понимания ее как мира созданных людьми культурных ценностей или до представления о культуре как всеобщем способе существования человеческого рода. Не вдаваясь в общую культурологическую дискуссию по определению термина «культура», остановимся лишь на его этнологическом аспекте.

В общем контексте культурологических исследований роль этнологии состоит в том, чтобы описывать и объяснять особенности культуры, мышления и поведения прошлых и современных обществ. А поскольку этнологическими исследованиями занимаются ученые разных стран и их описания касаются как «чужих», так и «своих» народов и культур, то в современной этнологии сложилось довольно много теорий и концепций самой разной методологической направленности. Так, если европейские этнологические школы складывались вокруг различных теорий общества и понятия «народ», то американская этнология избрала основным предметом своего исследования культуры разных народов и ее крупнейшие представители старались преодолеть этноцентрический подход. Русская этнологическая школа сформировалась преимущественно на европейских научных традициях и занималась описанием отсталых народов России и других стран. Позднее русские этнологи обратились к исследованиям в области теории этноса и этногенеза, обогатив этнологию описаниями происхождения народов и их классификациями.

Изучение этнических культур в наши дни основывается на методах этнографического и исторического анализа, социологии, достижениях структурной лингвистики. Культура при этом рассматривается как система символов и значений, которая требует своей интерпретации и объяснения. При таком методологическом подходе старые эволюционистские теории культуры постепенно вытесняются новыми конструктивистскими концепциями. И хотя эти постмодернистские новации оказали большое влияние на современную этнологию, традиционный взгляд на человечество как на состоящее из реально существующих этнокультурных общностей остается доминирующим.

В нашей работе мы исходим из понимания культуры как внебиологически выработанного (незакрепленного генетически) и передаваемого способа человеческой деятельности. Такое комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватные формы объяснения феномена этнической культуры как совокупности присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности. Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адаптивного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире.

По вопросу о функциональном назначении культуры в большинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой функции современной культуры таковы:

1) инструментальная - создание и преобразование окружающей среды;

2) функция инкультурации - создание и преобразование самого человека;

3) нормативная - система средств организации коллективной жизни;

4) сигнификативная (знаковая) - «означивание», благодаря которому осуществляются умственные и эмоциональные действия человека. Это формирование имен и названий. Если какое-то явление или предмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для человека не существуют;

5) познавательная - дает возможность человеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной;

6) коммуникативная - обеспечивает передачу этнокультурной информации в диахронном (между поколениями) и синхронном (устанавливая пространственную стабильность и культурную ин-тегрированность) срезах.

Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культуры и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. Тем самым подчеркиваются этнические функции культуры, решающие этнодифференцирующие и этноинтегрирующие задачи. Этнические компоненты культуры отличаются стабильностью и устойчивостью и потому составляют генетическое ядро этноса.

Все этнические функции культуры служат важнейшей цели - психологической защите индивида, дают ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать. Таким образом, этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса, среди которых можно выделить специфические и неспецифические.

Специфические механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Угроза маркируется - получает название и тем самым вписывается в иерархию бытия - определяется способ защиты от данной угрозы (ритуальное или реальное действие). Приведем в качестве примера знакомую всем ситуацию. Каждый из нас хоть раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом болезненные ощущения и чувство слабости и беспомощности были не единственным, что мы при этом испытывали. Обычно в таком состоянии в голову приходят разные неприятные мысли, в том числе и о возможном смертельном исходе болезни, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать (в данном случае дело обстоит прямо по Дж. Джерому - его герои читали медицинскую энциклопедию и нашли у себя все болезни, кроме родильной горячки). Ощущение неясности своего будущего значительно ухудшает общее состояние. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает соответствующее лечение, что снимает психическое напряжение. Это связано с тем, что таким образом угроза нашей жизни получает название (имя) и тем самым вписывается в нашу картину мира, что автоматически дает нам возможные средства борьбы с этой угрозой.

Неспецифические механизмы - это сама этническая культура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схема космоса, та призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образ мироздания. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию, а также в поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса осознается фрагментарно, в полном же объеме она остается достоянием немногих специалистов-культурологов. Мы уже выяснили, что основой этой картины мира являются этнические константы, составляющие центральную зону культуры и лежащие в бессознательном слое психики каждого члена этноса. Фактом сознания является не содержание этнической картины мира, а ее наличие и целостность (вернее, представление о ней как об упорядоченной и гармоничной, так как объективно она необходима из себя самой и внутренне противоречива). Эта картина не будет одинаковой у всех членов этноса, так как внутри этноса всегда существует множество социальных групп и слоев, чьи цели и интересы будут противоречить друг другу, а значит, вести к формированию различных картин мира. Кроме того, картина мира неизбежно будет меняться со временем. Но любые этнические картины мира (внутри одного этноса) при всем их внешнем несходстве будут иметь общие этнические константы-аксиомы.

Как действует защитный механизм этнической культуры, каковы уровни адаптации этноса к окружающей среде? Об этом говорит в своей концепции С. Лурье.

Во-первых, в качестве защитного механизма используется сама этническая культура - такая первичная систематизация мира, которая дает принципиальную возможность действовать. Это связано с формированием центральной зоны культуры, содержанием которой являются этнические константы, т.е. с формированием пласта этнического бессознательного.

Во-вторых, это адаптация центральной зоны культуры к конкретным условиям существования этноса, что связано с кристаллизацией вокруг центральной зоны инвариантов этнической картины мира и что способствует самоконструированию этноса.

В-третьих, это искаженное восприятие членами этноса реальности, невосприимчивость их к информации, противоречащей содержанию этнических констант (можно смотреть, но не видеть).

При столкновении с опасностью этнос первым делом старается вписать ее в уже существующую картину мира, часто закрывая глаза на имеющиеся между ними несоответствия. Это связано с высокой устойчивостью этнической картины мира. Только когда реальность слишком явно не укладывается в эту картину, традиционное сознание этноса начинает распадаться. Это означает, что этносу нужно сформировать новую картину мира, сохраняя в неприкосновенности центральную зону культуры. Будучи не в силах изменить мир, этнос меняет себя. Начинается период смуты, который есть не что иное, как кризис самоидентификации. Нужно по-новому истолковать факты реальности, приписать им новый взгляд на себя - это позволяет сохранить столь необходимый для этнической культуры и выполнения ее защитной функции баланс добра и зла в картине мира. А затем вокруг этих ключевых объектов реорганизуются и все другие объекты реальности.

Естественно, что изменение ключевых значений этнических констант происходит не сразу и не на пустом месте. Мы уже говорили, что этнос внутри себя культурно и социально стратифицирован, в любом этносе есть конфликтующие группы, которые связаны между собой через центральную зону культуры. Именно эти группы и представляют спектр возможных изменений этнической традиции в переломные моменты существования этноса. Победа одной из этих групп во многом зависит от личностного фактора -внутри этноса всегда есть люди, которые основные детерминанты культурной традиции выбирают для себя сами, т.е. их сознание менее детерминировано, чем у большинства членов этнической группы. И хотя выбор происходит на бессознательном уровне, именно эти люди определяют будущее своей этнической группы.

В результате такого активного пути развития этноса образуется новая картина мира, в которой адекватно узнается изменившаяся реальность. На этой базе идет новое самоконструирование этноса - как взаимодействие его социальных групп, имеющих различные ценностные ориентации. Ценностные ориентации победившей группы станут ценностными ориентациями всего этноса.

Возможен также пассивный путь изменения этнической картины мира. Он связан с созданием дополнительных заслонов между миром и этносом, позволяющих большей части этноса вообще игнорировать изменение условий его существования (пример - турецкие крестьяне, которые считают, что по-прежнему живут в великой империи, и ориентируются на прежние традиционные ценности: коллективизм, культ армии, идею превосходства).


2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

этническая культура знаковая

В этих условиях этническая культура остается важнейшей частью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе и вести себя соответствующим образом.

Исходной точкой и основным признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристикой таких потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механическую сумму индивидуальных интересов членов этого сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. В этнологических, исторических, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности.

В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым является неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам этого сообщества накопить специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единообразны, то условия их удовлетворения всегда более или менее различаются. В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения.

Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных составляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде. И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества.

Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества. В этом смысле образы жизни и картины мира представляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстравагантными и новационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры.

Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфичности неуклонно уменьшается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. При осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль пришла к выводу о необходимости методологического разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса».

Разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» порождено тем обстоятельством, что для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, национально взаимозависимым. В изучении этого процесса понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры обеспечивают, которые, с одной стороны, единство каждого отдельного этноса, а с другой - передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним).

Географическая (природная) среда - непременное условие возникновения этноса и его функционирования. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры. Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими этнонимами.

Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды и вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии тех или иных народов. Так, не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская. Одной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом.

Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ.

Находит отражение географическая среда и в этническом самоназвании. Именно ландшафты этнической территории ассоциируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой: береговые чукчи называют себя «морские жители».

Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непосредственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются земледелием: традиционным садоводством и виноградарством.

Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания. Такие этносы защищены своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современном мире.

В формировании каждой этнической культуры, как мы уже отмечали, важную роль играет язык этноса, который способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше 2 тыс. живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей. В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-алеутская). Среди них основной является индоевропейская, включающая в себя около 100 различных языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках.

Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка. Именно поэтому народам бывает так трудно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие «прогресс» расшифровывается как развитие, ускоренное движение вперед. В китайском языке соответствующий иероглиф обозначает «движение вовнутрь», к центру.

Общеизвестно значение религии в формировании этнической культуры. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа: фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык - французский. Это рождает массу проблем, но хотя оба этноса пользуются определенной автономией, нет оснований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется. Слишком крепка их связь, и важнейшей частью этой связи является общая религия - католицизм. Общеизвестен факт, что решением Венского конгресса 1815 года Бельгия была отдана под власть голландского короля. Однако уже через 15 лет бельгийцы - и фламандцы и валлоны - восстали и отделились. Хотя фламандцы по языку куда ближе к голландцам (их языки взаимопонятны), чем к валлонам, общие экономические интересы, общая история и религия объединяли их с валлонами, и все это вместе предопределило их выбор.

Хорошо известен и другой пример. То, что хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются разными народами, во многом вызвано различиями в религии: хорваты - католики, сербы - православные. Отсюда разные культуры, отсюда ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов - на Россию, отсюда давняя вражда между сербами и хорватами.

Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного арабского языка, который когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией - исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а арабский язык лег в основу формирования этих культур.

Важным элементом этнической культуры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его называют соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши - «криеви», финны и эстонцы - «вене», турки -«казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саамов это название связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в старину, племя кривичей. Эстонцы же и финны, судя по всему, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики - венедов. А для турок исторически представителями России были казаки.

Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя - это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они», все остальные племена без различия, были не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, у папуасов до XIX века. Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев, причем население одного района, отказавшееся креститься, получило от неудачливого миссионера имя «намау», что значит «глупые». Сами папуасы объясняли такое положение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличать их друг от друга, а про себя и так все ясно - люди.

Итак, очень много этнонимов восходит к этому понятию «люди». Именно это означало когда-то «дейч» - немец, «дене» -индейцы навахо. «Тюрк» происходит от слова, означающего «человек».

Важным этапом на пути формирования этнонимов служит появление перед словами «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, другой шаг в этом направлении - признание факта, что другие племена тоже составляют часть человеческого рода.

Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг».

Есть имена, означающие «чужой» и «враг», именно это, например, означает имя коряков.

Очень давно народы стали получать имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала это имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» - «черные шапки».

Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

Отражается в имени народа и характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII века землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый народ с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII веках, вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, географических и других условий проявляется у разных народов неодинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунктуальность, высокоценимая немцами или голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки).

Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Так, среднего немца в середине XVIII века представляли себе как человека добродушного и терпеливого, и только в середине и конце XIX века стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные представители определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

Еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в Первой и Второй мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. В то же время итальянские партизаны показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает.

Помимо горизонтального членения этнической культуры рассматривается также ее вертикальное деление. В этом случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный.

Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса.

Профессиональная культура - это искусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тесно связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а на сознательном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспецифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен в профессиональной культуре.

Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений. И здесь очень велика роль государственных и общественных организаций, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но даже если государство не проводит политики поддержки культуры, как это было в СССР (создавая лишь видимость деятельности), с ростом технических возможностей общества идет уменьшение контроля со стороны государства. И если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культуру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры - так появляются анекдоты, частушки и т.д.

Современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предполагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необходимых для существования общества, без учета этнической специфики. Действительно, трудно себе представить такой современный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исключительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. Таким образом, реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживается значительное число этноспецифических элементов культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены.


3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способы поведения. Процесс формирования оценочных суждений развертывается постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т. д.

Таким образом, окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, которые типизируют поведение человека, т.е. подчиняют его нормам, выработанным и принятым в сообществе. В каждом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, которые направлены на то, чтобы усреднить поведение людей, ибо нельзя допустить, чтобы оно не контролировалось, - это может привести к распаду общества. Но эти типовые программы не могут учитывать всего разнообразия возможных ситуаций, и некоторые фрагменты поведения людей остаются нерегламентированными. Обычно это социально незначимые действия. Безусловно, в каждой этнической культуре существуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фрагментов поведения, но в любой культуре действует правило: чем более значима сфера поведения, тем более она регламентирована, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандартов и образцов. Причина появления этих стандартов в том, что человеку свойственно стремиться к экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения некоторых вопросов и проблем. Такой способ действия намного облегчает ему жизнь. Подобных программ может быть довольно много.

Есть стандартное поведение, возникающее на основе социальной организации, поведение крестьянина, воина, охотника и т.д.; в соответствии с биосоциальным членением жизненного пути - поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин; в соответствии с этническими критериями - поведение японца, европейца и т.д.; в соответствии с конфессиональным членением - поведение христианина, буддиста и т.д.; в соответствии с эпохой - поведение античного, средневекового, современного человека. При этом поведение человека не подчиняется одной программе, а представляет собой синтез нескольких программ, поскольку человек одновременно является членом нескольких социальных групп.

Как формируются подобные программы поведения, каков их механизм? Каждое общество накапливает опыт взаимодействия с внешней средой. Его приобретение, хранение и передача - условия существования коллектива. В отличие от повадок животных эта информация не передается путем биологического наследования, а целиком основана на научении, связана с процессом социализации, формирования члена общества. Поскольку не имеет смысла, да и физически невозможно овладеть всей информацией, накопленной даже в течение жизни одного человека, нужно произвести упорядочивание этой информации и отобрать наиболее важные ее фрагменты. На это и ориентирован механизм стереотипизации. С его помощью накапливаемая информация предстает не просто как сумма полезных знаний, но как определенным образом организованный опыт, который благодаря своей структурированности может быть передан следующим поколениям. Кроме того, подобный стереотип позволяет сохранять рабочий объем необходимой информации, легко заменяя ее отдельные фрагменты при появлении новых данных.

Понятие стереотипа поведения близко к понятию социальной нормы - исторически сложившегося правила поведения и оценки действий человека (плохо - хорошо). Но в отличие от нормы стереотипы поведения стандартизируют также и неправильное поведение. Примером стереотипизации неправильного поведения могут служить карнавалы в латиноамериканских странах.

Общечеловеческие нормы и модели поведения полностью детерминированы биологическими свойствами человека, но существенно коррелируются социокультурными механизмами. Где бы человек ни жил, он должен есть, спать, одеваться и т.д. В разных культурах, у разных народов это происходит по-разному.

Стереотипы поведения диктуют как форму, так и содержание действий. Стереотипное поведение не нуждается в мотивации. Самым весомым аргументом в пользу такого способа действия служит ссылка на закон предков.

С другой стороны, не следует преувеличивать роль стереотипа, так как модель поведения и реальное поведение - это разные вещи. Стереотип выполняет роль программы поведения, реализующейся в конкретных обрядах, обычаях, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, оскорбления, наказания и т.д. В идеале стереотип и его реализация должны совпадать, но реально между ними всегда есть расхождение, причем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости и терпимости к нарушениям в разных сферах поведения. Поскольку стереотипы не навязаны сверху, а внутренне присущи человеку, кроме внешних регуляторов большую роль играют внутренние -стыд, страх, вина, честь.

Из всего многообразия этнических стереотипов этнология выделяет группу стереотипов восприятия, под которыми обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о разных народах.

Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов: 1) спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития; 2) социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3) длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.

Как и любой другой вид социальных стереотипов, этнический стереотип может быть по своему характеру автостереотипом (т.е. описывающим собственную группу) или гетеростереотипом (т.е. описывающим другую этническую группу). Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание черты идеала собственного этноса, подчеркнуть наиболее самобытные качества национального характера. Например, группы с более высоким статусом в экономической сфере характеризуют себя как компетентные и добившиеся экономического успеха, а группы с более низким статусом - как отличающиеся добротой, сердечностью, гуманностью и т.п.

Основой гетеростереотипов является такое свойство этнических стереотипов, как антропостереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность действительно часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотипах на уровне обыденного сознания внешний облик представителя соответствующей этнической общности чаще всего связывается с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы поведения и общения между людьми.

Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этносами. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разные типы социальных связей в этнической общности. Изменения в жизни этноса обусловливают коррекцию норм поведения, социально-психологических установок и этнических представлений. В качестве факторов изменения поведения этнической группы могут выступать исторические, экономические, политические, демографические, религиозные, а также особенно обострившиеся в последнее время экологические и технические факторы. Таким образом, этнические стереотипы поведения так же динамичны, как и сам этнос. Этот вывод подтверждают и многочисленные результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариации в поведении представителей различных этнических групп.

Несколько иным элементом этнического сознания является этнический образ. В отличие от этнического стереотипа поведения, который предполагает соответствие определенным социальным нормам, этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типическое свойство и которое основывается на чувственном восприятии представителей других этносов. Этнический образ, акцентируя внимание на какой-либо специфической черте внешнего поведения индивида, формирует общее представление об облике представителей того или иного этноса в целом.

Когда мы произносим слова «немец», «англичанин», «американец», мы вкладываем в них намного больше, чем просто название представителя какого-либо народа. Мы подразумеваем какие-то специфические черты внешности, связанные с расовыми особенностями, черты характера, темперамента, принадлежность к определенной религиозной конфессии. В своем сознании мы обычно связываем все эти свойства с преобладающими ландшафтными характеристиками места жизнедеятельности этноса. Легко убедиться, что этнический образ представляет собой довольно сложный элемент этнического сознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаются территориальные, общественно-исторические и культурные особенности жизни целого этноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификация одновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяющую роль в формировании этнического образа играют пространственно-временные, соматические (внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие особенности данного этноса, и совсем незначительна в этом роль языка.

Очень важное место в формировании этнического образа занимает нрав - характер ограничения своевольных импульсов личности (зона ненормированных, нестереотипизированных проявлений темперамента и психических состояний: любви, ненависти, ревности и т.д.). Это социально ограниченное проявление темперамента, способ регулирования биопсихических реакций. Он играет особую роль в формировании типичного этнического образа: чопорный англичанин, легкомысленный француз, гордый испанец и т.д. Этнический образ служит своего рода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидает определенного типа поведения от реальных этнических прообразов.

Разумеется, как и любые стереотипы, этнические образы лишь частично похожи на оригинал и больше отличаются от него. Но, как уже говорилось, истинность этих образов-стереотипов не так уж значима. Важно, что такие образы существуют и работают в межкультурных контактах. Мы склонны воспринимать человека прежде всего в рамках этнического образа и очень удивляемся, если конкретный человек из этого образа выбивается. Поэтому ориентация в межэтнических отношениях только на этнические образы может привести к большим ошибкам. Тем не менее, вступая в контакт с представителями другого этноса, желательно знать этнический образ своего народа в глазах других, ведь именно в рамках этого образа нас будут встречать при первых контактах.

Помимо этнических образов других народов у каждого народа есть и собственный этнический образ, являющийся автостереотипом.

Рассмотрим, например, образ русского, созданный на основе опросов среди самих русских:

1) ориентация на коллективность (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, открытость, доверчивость по отношению к другим народам);

2) ориентация на духовные ценности (стремление к справедливости, совестливость, альтруизм, широта души, правдивость, долготерпимость, оптимизм, мудрость, талантливость, поиск абсолютной истины);

3) ориентация на идолопоклонство (сотворение кумиров, чинопочитание, верноподданничество, управляемость, конформизм);

4) ориентация на лучшее будущее («все образуется само собой», неуверенность в себе, установка на «авось», необязательность, беспечность, безответственность, бесхозяйственность, неорганизованность, лень, непрактичность, выносливость, фанатизм);

5) ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем (умение собраться в экстремальной ситуации, трудовой героизм, жертвенность, удаль, трудолюбие, привычка к авралу).

Этнический образ будет тем более полезным, чем больше он будет соответствовать центральной зоне культуры данного народа. Но так бывает далеко не всегда, и ориентация на этнические стереотипы способна осложнить и без того непростые межэтнические отношения, которые, к сожалению, редко обходятся без эксцессов.

Каждому этносу, как и каждому отдельному человеку, свойствен полный набор социальных, этнических и психологических характеристик. Другое дело, что степень выраженности тех или иных качеств у разных этносов различна. Это и является объективным основанием для формирования этнического образа каждого конкретного народа.

4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА

Изучать этнологию как научную дисциплину нельзя абстрактно. Необходимо обращаться к конкретным психологическим особенностям этносов. Рассмотрение этих особенностей происходит путем выделения отличительных черт одного народа и их сопоставления со свойствами собственного народа. В результате складываются соответствующие этнические стереотипы и образы каждого рассматриваемого этноса. В этой связи большой интерес представляют народы нашего государства, одного из самых полиэтничных в мире - на его территории проживает свыше 70 народов. Большинство из них существенно отличается от русского народа по своей численности: 125 млн - русские; 5,5 млн - татары; 4,4 млн - украинцы. Около 2 млн составляют чуваши. Всего 10 национальностей имеют численность более 1 млн человек. Еще 15 народов имеют численность более 100 тыс. человек. Есть также этнические общности, которые насчитывают менее тысячи человек.

В этом многообразии не представляется возможным рассмотреть особенности этнических образов всех народов, поэтому наше внимание будет сосредоточено на характеристиках лишь основных этнических общностей.

Русские. Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории - России. Предками русского народа были земледельческие племена, проживавшие в I тысячелетии на обширном пространстве Днестровского междуречья. В IX-Х веках на этой территории сложилось крупное государство Киевская Русь, население которого говорило на едином древнерусском языке и называло себя «русью», «русичами», а свою родину «русской землей». Именно Киевская Русь послужила этнической основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского. Русская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась в начале XVII века. Несколько позднее по языковому диалекту и некоторым особенностям материальной культуры выделились северные русские и южные русские.

Важнейшими чертами русских являются такие, как человекелюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состоянии души».

У каждого народа есть свои положительные и отрицательные качества. Русские в этом отношении не являются исключением. Помимо отмеченных выше черт зачастую у них можно встретить и такие качества, как леность, несобранность, прожектерство, неумение доводить начатое дело до конца. Это те черты, которые во все времена высмеивались на Руси и отмечались иностранцами. Вместе с тем последними всегда подчеркивались высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством, гостеприимством и трудолюбием. Трудолюбие, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье родители всегда воспитывали у детей стремление жить в мире, любви к труду, человеку и осуждали лень, тунеядство, плутовство. Обладая многими положительными качествами, русские в то же время могут легко поддаваться отрицательным влияниям, перенимать чужие пороки, быть излишне доверчивыми и болтливыми, безответственными и халатными.

Русские в целом неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако склонны чрезмерно романтизировать ее отдельные стороны. Эта черта иногда развивает у них стремление к излишней активности, что в итоге приводит к разочарованию в работе.

Представители русского этноса довольно легко адаптируются к принятому образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они высоко ценят образование и успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого психологического напряжения воспринимают переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными. Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других этносов часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином иноэтническом регионе.

Украинцы. Этому, одному из древнейших славянских народов присущи интерес к выполняемому делу, напористость, трудолюбие, умение показать себя и свою работу, аккуратность, исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность. Особой отличительной чертой украинцев является гордость своим историческим прошлым, своими древними военными традициями борьбы против захватчиков, когда их воины проявляли решительность, настойчивость, хорошую организованность, легкость в управлении.

Отличительными чертами украинцев являются также подвижность и жизнерадостность, хотя в общении с новыми для них людьми, в непривычной обстановке они могут казаться замкнутыми. У них хорошо развито чувство юмора. Из всех славянских народов украинцы наиболее музыкальны. Для сельских жителей особенно характерны высокая нравственность, редкость пороков. Широко известна их приверженность к законности и порядку. Они питают большое расположение к природе, взаимному общению, коллективной работе.

В своем большинстве украинцы отличаются старательностью, добросовестным выполнением своих обязанностей. Они легко адаптируются к различным условиям быта и деятельности в многонациональных коллективах.

В деловом отношении украинцы обстоятельны, расчетливы, напористы. Они всегда стремятся отличиться, быть в числе лучших, что в общем является положительным качеством, но иногда не нравится сотрудникам других национальностей. Это вполне объяснимо, так как на фоне трудолюбивого и исполнительного украинца лучше видны те, кто ленится и не проявляет активности. В ситуациях подобного рода украинцы смело идут на конфликты со своими недоброжелателями.

Белорусы. Окончательное формирование белорусского этноса произошло довольно поздно - в конце XIX века. Причем этот процесс проходил трудно и сложно, поскольку очень часто приходилось воевать с захватчиками и после каждого нашествия начинать строить жизнь почти заново. В силу этих обстоятельств наиболее характерными чертами белорусов являются упорство, трудолюбие, надежность, неприхотливость в любых условиях, верность в дружбе.

По свидетельству социологов и психологов, у большинства белорусов наиболее очевидно проявляются такие черты, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность, доверительное отношение к людям, коммуникабельность, честность, порядочность, совестливость. Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно.

Склонности к образованию земляческих и этнических групп белорусы, как правило, не проявляют, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет решающего значения. Конфликтные ситуации с участием белорусов возникают довольно редко, поскольку они беззлобно относятся к шуткам товарищей, не реагируют на подтрунивание.

В то же время надо иметь в виду, что белорусы горды, их гордость выражается в неравнодушном отношении к несправедливости, унижению человека. Здесь белорусы проявляют упрямство, неуступчивость, неумение идти на компромиссы. Как показывают экспертные опросы белорусов в различных регионах, они более замкнуты, чем, например, украинцы, проявляют сдержанное отношение к новым знакомым, коллегам по работе и сослуживцам до тех пор, пока не узнают их на деле, но затем становятся надежными товарищами.

Американцы. В этническом образе американцев одновременно сосуществует много противоречивых черт, что является результатом своеобразной истории страны, народа. Для них, как и для большинства представителей других этносов, характерно трудолюбие, которое, однако, обладает своими особенностями. Американцы трудолюбивы главным образом тогда, когда это им выгодно. В этом случае они энергичны, напористы, полны неиссякаемого делового азарта. В иных случаях эти качества проявляются слабо. Поэтому работоспособность, усердие, целеустремленность американцев в повседневной жизни нельзя оценивать однозначно. Но там, где проявляются эти качества, они несколько усиливаются предприимчивостью, изобретательностью, смелостью, упорством американцев.

Этническими особенностями американцев являются их деловитость и практичность. Деловитость по-американски - это организованность в труде, четкость, точный расчет, обстоятельное знание дела, умение находить наиболее рациональные решения практических задач. Практичность американцев - это умение из всего извлекать пользу.

Высокая техника организации труда, умение ценить время являются своеобразной чертой американцев. Эта склонность к организованности укрепляет у них инициативу и самостоятельность. У американцев твердый организаторский талант в отличие, например, от немцев, у которых организаторский талант заменен дисциплиной. При этом американцы отличаются самостоятельностью, инициативностью, упорством. Их самостоятельность, стремление в любом деле полагаться только на собственные силы целенаправленно формируются с детства.

Самоуверенность, пренебрежительное отношение ко всему неамериканскому, преувеличенная самооценка своих сил и способностей - также характерные черты этнического образа американцев. Этнологи и этносоциологи констатируют, что американцы любого возраста и пола выделяются с первого взгляда именно своей самостоятельностью, самоуверенностью, громким разговором.

Страсть к совершенствованию, изобретательству является отличительной чертой всей американской нации. Практически это выражается в том, что американцы уже с юношеского возраста имеют практические технические навыки. В обычной жизни они простодушны, бодры. Свои эмоции американцы выражают прямо, непосредственно. Они несколько легковерны, хорошо понимают юмор, умеют посмеяться над собой.

Англичане. Для правильного понимания этнического образа англичан следует помнить, что они приветливые, предупредительные без фамильярности, уравновешенные и порядочные люди. Эти их черты являются продуктом парадоксов английского характера - сочетания конформизма и индивидуализма, эксцентричности и приглаженности, приветливости и замкнутости, простоты и снобизма.

Англичанам присуще чувство юмора, т.е. беззлобно-насмешливое, ироническое отношение к событиям, в том числе и к себе. При этом английский юмор весьма существенно отличается от французского остроумия, стремящегося показать тонкость ума и изобретательность в ярких, смешных и язвительных оценках различных событий и явлений. Для англичан юмор - это простота мысли, отражающая реальное положение вещей и легкий скептицизм.

Длительная и упорная работа на поприще коммерции породила в этнической психологии англичан черты сухой расчетливости и предприимчивости, сдержанность, выдержку и уверенность в себе. Спокойный и уравновешенный англичанин резко отличается не только от легко возбудимого, пылкого француза, но и от более живого и динамичного американца. Темп жизни в Англии несколько замедлен, и поэтому англичане флегматичны и хладнокровны, им присуще невозмутимое спокойствие, выдержка, но никак не равнодушие, отсутствие инициативы и предприимчивости.

В жизни англичан особую роль играют традиции, перед которыми они слепо преклоняются. Любые дела решаются ими «согласно обычаю». Если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращены в фетиш, в культ, и закономерно, что их существует там много. Среди наиболее устойчивых английских традиций следует отметить спортивное воспитание детей в семье, школе, университете; пристрастие англичан к простой, удобной повседневной одежде. Кроме того, незыблемыми для них являются установленные правила в еде. Последние предполагают утром первый завтрак, в 13 часов - второй завтрак, в 17 часов - чай, в 19-20 часов - обед. Ужинать англичане не любят. Эта строгая пунктуальность в еде и времени соблюдается неукоснительно, создавая размеренный режим работы и жизни.

Немцы. Наиболее известными национальными качествами немцев являются аккуратность, практичность, добросовестность, пунктуальность, точность, обязательность, трудолюбие. Их мышление отличается способностью к отвлеченным построениям, глубиной абстрагирования, философской широтой. Как считают исследователи этнической психологии, с одной стороны, гибкость, сметливость, рациональность мышления в известной мере чужды немцам, а с другой стороны, по умению планировать свои будущие действия немцы превосходят представителей многих других этнических общностей. Вместе с тем немцы наделены хорошим здравым смыслом, который не мешает им в то же время быть впечатлительными и сравнительно легко подвергаться внушению. Но если на французов особое воздействие оказывают идеи, эмоции и громкие фразы, то на немцев - факты, цифровые расчеты и другие конкретные аргументы.

Централизация страны, жесткий режим правления и строгая регламентация всех сторон жизни в государстве на протяжении длительного исторического периода породили в немецком национальном характере педантизм и приверженность системе. В этом состоит большой недостаток немецкой этнической психологии, так как приверженность к строгому порядку и системе порождает любовь к шаблону, глушит инициативу. Немцы дисциплинированны, пунктуальны. Эти качества одновременно и положительны, и отрицательны, поскольку малейшее нарушение в какой-либо части плана деятельности, как правило, ведет к нарушению всей системы, порождает смятение и дезорганизацию их жизни.

На первый взгляд кажется, что немцы достаточно приветливы и доступны в общении. Однако на самом деле взаимоотношения устанавливаются гораздо труднее и сложнее, доступ к душе немца затруднен. После первых впечатлений от внимания к вам можно быстро убедиться, что за внешней приветливостью и доброжелательностью нет искренней заинтересованности.

Французы. Отличительными чертами этого этнического образа являются повышенная чувствительность ко всему национальному и высокоразвитое честолюбие.

Современные французы отличаются аналитическим умом, богатством воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов находится постоянно под влиянием их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя при этом своей интуиции, французский ум принимает решения слишком быстро - заниматься рациональной оценкой действий и ситуаций для него утомительно.

Чувствительность и легкая эмоциональная возбудимость - главные характеристики французского темперамента. По силе и скорости возбудимости французы представляют собой полную противоположность флегматичным и сдержанным англичанам. Подвижный темперамент определяет склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельности французов. Они легче, чем другие народы, подвержены внушению идей - ведь идеи для них предпочтительнее фактов.

Сильно проявляются в характере французов контрасты психики. Они доводят храбрость до дерзости, любовь к свободе - до неповиновения. В повседневной жизни они чаще руководствуются чувствами, чем разумом, - логика у них всегда служанка страсти и чувства, для них характерна внезапность решений. При этом во всех житейских ситуациях французы остаются веселыми, остроумными, оптимистичными, общительными людьми, любящими шутку. Они язвительны, жизнерадостны, искренни, хвастливы и галантны.

Японцы. Вплоть до середины XIX века Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство, основанное на диктатуре феодальных правителей - сëгунов, по личному усмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Это породило специфические особенности национальной психологии японцев - подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтных группах, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.

Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, высокий прирост населения заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельности, которые могли бы обеспечить им хотя бы минимальные возможности и условия существования. В результате в национальном характере японцев сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождение японского народа и императорской власти, превосходство японцев над другими народами. Под их влиянием сформировались такие черты японского самосознания, как приверженность «культу предков», чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся в прошлом. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что иностранцы не виноваты в своем происхождении, но все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях.

Многие этносоциологи и этнопсихологи отмечают в мышлении японцев единство противоположных качеств: приверженность к абстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм соседствуют у них с медлительностью мыслительных операций, неуверенностью в себе и своих силах, малоинициативностью.

Рядовой японец связывает свое существование с той группой, в которую он включен. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в развитие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самым ценным качеством члена группы является умение ставить во главу угла интересы коллектива, желание и стремление быть ему полезным.

Японцы - люди самобытной культуры. Для них имеет значение все, что делают другие люди. В общении с ними не следует садиться, если вас не пригласили сесть. Нельзя смотреть по сторонам, так как, по их представлениям, это означает, что вы рассеянны и невнимательны. Каждый штрих вашей одежды и поведения повлияет на отношение к вам со стороны японцев.

Китайцы. Своеобразие исторического, социально-политического, экономического и культурного развития Китая предопределило формирование этнической психологии его жителей. К числу основных черт последней можно с полной уверенностью отнести следующие: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По причине сочетания этих черт в характере китайцев никакой вид деятельности их не оскорбляет, не угнетает и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.

Сложные климатические и природные условия страны, ставшие одной из причин строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую в жизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались такие качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Образ мышления китайцев можно назвать сугубо практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым мыслительным конструкциям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью.

Широко известно, как неприхотливы китайцы. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Свое влияние на эту особенность китайцев оказала конфуцианская философия, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольствование житейским минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широкого круга потребностей, а в ощущении счастья от того, что имеется в наличии. Следствием этого стали неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.

Весьма своеобразными являются форма и способы общения китайцев с другими людьми. При встрече с другим человеком китаец обязан показать и выразить ему свое глубокое уважение. При этом он должен подчеркнуть, что считает своего собеседника развитым и образованным человеком, даже в том случае, если оба прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время общения с незнакомыми людьми китайцы также ведут себя специфически. Они стремятся использовать минимум мимики и жестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, совсем не шевелится, а его голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор для китайца считается неприемлемым. В процессе всего разговора лицо китайца остается беспристрастным или выражает елейность. Признательность для китайца - форма проявления вежливости, в его понимании. В процессе общения китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по их представлениям, так делают враги или ненавидящие друг друга люди. В связи с этим представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренности и невнимании к ним, принимая за эти неприятные качества всего лишь следование установившейся традиции. В целом же китайцам в общении присуща поразительная вежливость, которая не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для вежливости китайца характерны предупредительность, игра воображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединенная со стремлением уважать собеседника.

Арабы. Многочисленные наблюдения и исследования арабов в различных регионах планеты позволяют сделать вывод, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем, согласно этим же источникам, им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность порождают немало трудностей в их жизни и деятельности.

Исторически сложившаяся иерархическая система подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношений между низшими и высшими слоями общества, между младшими и старшими членами семьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство являются обычной практикой высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящего, с равными себе проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, защищая свою честь и достоинство.

Труд для арабов всегда был тяжелой повинностью, и поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у других народов. В то же время исключительно тяжелые условия жизни приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепили у них такие качества характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпеливость. Кроме того, им свойственны необычайное жизнелюбие, незлопамятность, общительность, гостеприимство, чувство юмора.

Нравственная доктрина мусульманства придает нормам морали Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными и неизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением заслужить милость Аллаха. Вот почему у арабов развились униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность. В то же время под влиянием мусульманства среди арабов получили широкое распространение различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят в их повседневную жизнь чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятии и осмыслении окружающего мира.

Под воздействием арабского языка, для которого характерны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов выработалась склонность к преувеличению в восприятии окружающей действительности, не столько логическое ее осмысление, сколько внимание к стилю изложения, красноречию говорящего. Арабы не любят строгой логики и объективных доказательств, а предпочитают им афористичность, многообразие впечатлений. Им свойственна повышенная реактивность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.

В целом же арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику, если он им нравится, а общение с ним приносит удовлетворение и способствует их личному развитию.

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА План 1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА 1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ Бурн

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
Современная наука о сущности этноса и этничности
Этнология, как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
Этническая картина мира
Черкаський обласний краєзнавчий музей
Этнографические особенности караимов
Возрастные особенности игровой культуры русского народа
Музеї Астраханської області
Церковное зодчество Брянщины
Основні стереотипи Великобританії

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru