курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Котик М. А.
Целью данного параграфа является выделение основных факторов, которые создают для человека опасность в труде, факторов, которые защищают его от этой опасности, и установление общей взаимосвязи между ними. Для более четкого представления этой связи изобразим ее в виде структурной схемы (рис. 1.7), на базе которой и проведем рассмотрение интересующего нас вопроса. В основу построения такой схемы были положены следующие соображения.
Из процесса трудовой деятельности можно выделить, с одной стороны, работающего ЧЕЛОВЕКА, с другой — ПРОИЗВОДСТВО, куда включаются предметы и орудия труда, а также окружающая среда. Заметим, что под производством здесь понимается не процесс труда, а пространство, в котором протекает трудовая деятельность, возникает трудовая опасность и где человек подвергается ее воздействию: им может быть цех промышленного предприятия, сельскохозяйственный участок, лечебное учреждение, кабина летательного аппарата и т. п. Данное рассмотрение будет вестись на примере промышленного предприятия, но в общем случае эта схема применима и к любому другому производству, связанному с опасностью.
Для защиты человека от производственной опасности предусмотрена СИСТЕМА (СЛУЖБА) БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Эта система включает в себя целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев. Поэтому систему обеспечения безопасности труда в данной схеме мы будем рассматривать в виде третьей самостоятельной подструктуры.
Для удобства различения элементов указанных подструктур на схеме будем использовать различные графические обозначения и изображать блоки подструктуры ЧЕЛОВЕК в виде эллипсов, блоки подструктуры ПРОИЗВОДСТВО в форме прямоугольников, а блоки СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА в виде ромбов.
Начнем рассмотрение этой схемы с ее верхней части, где изображена подструктура ЧЕЛОВЕК. Здесь в виде отдельных блоков представлены только те основные факторы, которые определяют реакции человека на производственные опасности. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Человеку, как известно, присущ целый комплекс безусловных рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму, что способствует самосохранению человека*. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормального состава, давления или температуры окружающей среды в организме возникают соответствующие сдвиги, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т. д. Эти и многие другие защитные реакции организма, естественно, способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных. Большую надежность функционирования организма человека и его биологическую способность противодействовать опасностям обусловливает и его структурная избыточность. Эта избыточность создается как в материальном плане (дублирование органов, способность одних органов частично компенсировать функции других, вышедших из строя органов), так и в информационном (резервирование органов восприятия, хранения и переработки информации, ее передачи) [141; 6].
* Объективности ради следует заметить, что сторонники психоанализа придерживаются иной точки зрения. Так, родоначальник этого направления 3. Фрейд в 1932 г. писал А. Эйнштейну: «Согласно нашей гипотезе, имеются только два вида человеческих инстинктов: одни стремятся сохранять и объединять ... А другие стремятся разрушать и убивать; эти последние мы классифицируем вместе как агрессивный и разрушительный инстинкт... Этот последний инстинкт действует в каждом живом существе и старается разрушить его и свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи. Этот инстинкт совершенно серьезно заслуживает название «инстинкта смерти» [по 193, 315]. Предпосылкой для возникновения такой гипотезы мог служить тот факт, что у людей при некоторых условиях может возникать потребность в опасности, в риске (более подробно об этом пойдет речь в главе 3 настоящей работы). Абсолютизируя эту потребность, отрывая ее от других — ведущих потребностей, Фрейд пришел к заключению о проявлении в животном мире всеобщего «инстинкта смерти». Это заключение опровергается многочисленными биологическими исследованиями, доказывающими, что представление о смерти биологически не заложено в живом существе и такой инстинкт антибиологичен. Представление о смерти может возникнуть только в результате развития способности к абстрактному мышлению и не может расцениваться как врожденная программа.
Вторым выделенным на схеме фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скоростных возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т. п. Как названные, так и другие подобные показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.
Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора — его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, от жизненного опыта, что дает ему возможность гибко использовать эти факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути, новые методы безопасного решения трудовой задачи в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.
И последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. На различных мотивах в труде и их влиянии на его результаты и безопасность мы более подробно остановимся в главе 3. Пока же только отметим, что у разных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.
Итак, в рассматриваемой структурной схеме (рис. 1.7) можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде:
чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;
фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;
фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений;
фактор, характеризующий направленность человека, т. е. его мотивы, интересы, установки и т. п.
Использование четырех указанных факторов в качестве показателей способности человека противостоять опасности можно рассматривать как частное приложение к интересующему нас вопросу предложенного К. К. Платоновым общего подхода к описанию и анализу структуры личности [149]. Автор показывает, что на основе четырех названных выше составляющих возможно раскрывать разнообразные индивидуальные особенности личности. Человек как личность не является при этом простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия. Рассмотренные факторы подструктуры ЧЕЛОВЕК образуют, таким образом, гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности его существования и деятельности. Поэтому и возможность человека противостоять опасности также не следует рассматривать как простую сумму перечисленных выше факторов.
Как будет показано далее (в главах 2 и 3), человек является сложной саморегулирующейся системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата и избежания при этом опасности. Если у человека оказываются, например, невысокие биологические и психофизиологические качества по противодействию опасности, он может обеспечить требуемую безопасность за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокими биологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами по противодействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду может оказаться плохо защищенным от опасности.
Из сказанного следует, что уровень индивидуальной защищенности человека от опасности в труде является результирующей действия сложной системы саморегуляции, базирующейся на четырех указанных выше уровнях. Это положение отражено в структурной схеме (рис. 1.7). Указывая на наличие различных уровней в структуре личности, А. Н. Леонтьев обращал внимание на многообразие и сложность межуровневых связей, образующихся в процессе предметной деятельности, и подчеркивал, что абстракция, связанная с выделением в человеке отдельных уровней, «не разрушает целостности конкретного субъекта...», а позволяет рассматривать его таким, «... каким мы встречаем его на работе...» [НО, 232].
Определив факторы, из которых складывается индивидуальная защищенность, временно прервем рассмотрение подструктуры ЧЕЛОВЕК и обратимся к подструктуре ПРОИЗВОДСТВО.
ПРОИЗВОДСТВО, как уже отмечалось, рассматривается в данной схеме как общий источник опасности. В промышленном производстве таким источником опасности чаще всего являются орудия труда (инструмент, специальные приспособления, машины), порой сам предмет труда или окружающая среда. К среде относится, как уже отмечалось, окружающее рабочего производственное пространство со всем его содержимым, исключая предметы и орудия труда, с которыми человек непосредственно взаимодействует в рассматриваемом трудовом процессе. Поэтому, когда рабочий получает повреждение в результате того, что отскочила деталь от соседнего станка, или это повреждение ему случайно наносит стоящий рядом человек, источником несчастных случаев будем условно считать производственную среду. При более широком рассмотрении данного вопроса приходится принимать во внимание и тот факт, что окружающая производственная среда, и в частности социальное окружение, может явиться источником психической травмы.
Среди различных работ, выполняемых на производстве, у нас в стране специально выделяются работы (и целые профессии) повышенной опасности. К ним относятся все работы, связанные с подъемными кранами, баллонами высокого давления, электросетью" высокого напряжения и пр. Подобное деление производится в расчете на исправную работу техники и обычные нормальные условия и организацию труда. При нарушениях в указанных сферах может возникнуть дополнительная производственная опасность, которая превращает обычную работу в опасную. Поэтому на схеме 1.7 показано, что высокая опасность существует в работах с повышенной опасностью, но может появиться (при возникновении дополнительной опасности) и в обычных работах.
Разделяя работы на категории высокой и невысокой опасности, следует отметить, что несчастные случаи, как показывает опыт, чаще всего возникают при работах с невысокой опасностью. Это объясняется рядом причин. Во-первых, к работам с повышенной опасностью допускаются лишь лица, прошедшие специальную дополнительную подготовку по технике безопасности. Во-вторых, на таких работах используется более совершенная техника безопасности. В-третьих, опасных работ значительно меньше, чем обычных. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), высокая цена ошибки на работе с повышенной опасностью обусловливает более серьезное отношение рабочего к ее выполнению. К этому вопросу мы еще вернемся в дальнейшем изложении (глава 3). Пока же лишь отметим, что несчастные случаи возникают чаще всего при работах без повышенной производственной опасности, в связи с чем этой наиболее массовой категории работ следует уделять не меньше внимания, чем работам с повышенной опасностью.
Итак, ПРОИЗВОДСТВО здесь рассматривается как источник разного уровня опасности для человека. Теперь временно приостановим также рассмотрение данной подструктуры и перейдем к третьей части схемы.
Третьей подструктурой, выделенной на схеме, является СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, которая расположена между блоками подструктур ЧЕЛОВЕК и ПРОИЗВОДСТВО. Исходя из своего назначения, система безопасности труда призвана решать две главные задачи: снижать уровень производственной опасности и способствовать повышению защищенности человека в труде. Остановимся отдельно на рассмотрении каждого из этих направлений воздействия.
В сфере производства СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, как видно из структурной схемы, решает ряд важных задач:
способствует обеспечению общей организации безопасности производства;
способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов;
способствует организации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе;
осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы.
Под общей организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкий круг мероприятий, начиная от общего усовершенствования техники и технологического процесса в целях снижения уровня опасных производственных факторов и вплоть до организации различными путями безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. При этом предполагается, что безопасность труда должна закладываться уже в процессе проектирования техники и условий труда.
Для ограждения человека от опасных производственных факторов или понижения уровня их воздействия технике стационарно придаются или встраиваются в нее специальные устройства, выполняющие функции средств защиты. В настоящее время в конструкции стационарных средств защиты чаще всего реализуются следующие принципы.
Ограждение опасной зоны и предупреждение попадания в нее человека. Примером устройств, реализующих этот принцип, являются защитные кожухи, которыми прикрываются вращающиеся детали машин, защитные щиты, закрывающие доступ к выводам проводов высокого напряжения, и т. д.
Использование автоматических устройств, отключающих механизмы и вместе с тем устраняющих действие опасных факторов при нахождении человека или части его тела в опасной зоне. Примером использования данного принципа может служить штамп, перед опусканием которого сбрасывается шторка, зондирующая вход в опасную зону, и только тогда, когда в опасной зоне не обнаруживается ничего постороннего, в том числе и руки рабочего, замыкается цепь на опускание пресса.
Использование технических устройств, которые перед включением опасного фактора зондируют опасную зону и автоматически выталкивают из нее все посторонние предметы. Так, например, штамповочное устройство иногда снабжается специальными резиновыми отбойниками, которые перед опусканием пресса проходят через опасную зону и, если там находятся руки рабочего, инструмент или другие посторонние предметы, выталкивают их оттуда.
Создание таких систем управления, при которых для включения опасного фактора человек вынужден покинуть опасную зону. Так, например, для опускания пресса нужно нажать кнопки одновременно правой и левой рукой — этим исключается возможность нахождения рук в опасной зоне в момент падения пресса.
Использование сигнальных устройств, оповещающих рабочего о появлении опасного производственного фактора. Например, загорание сигнального табло может указывать на рост давления в системе сверх допустимого значения.
Использование устройств, которые, в случае появления опасных нарушений в работе техники, автоматически выключают ее.
Использование специальных систем контроля за управляющими действиями рабочего, которые отфильтровывают и не пропускают в систему управления команды, ведущие к переходу машины на опасные режимы работы.
Данный весьма неполный перечень свидетельствует о наличии целого ряда различных технических подходов к созданию стационарной защиты человека от производственной опасности.
Ко всем средствам защиты предъявляется одно весьма существенное требование: выполняя свои защитные функции, они не должны создавать рабочему помехи при выполнении основной трудовой задачи. Еще в 1930 г. директор Государственного института охраны труда С. И. Каплун писал, что техника безопасности не должна выполнять функции «смирительных рубашек» или «намордников», надевающихся на работающие механизмы для «обуздания» их опасности, поскольку это будет порождать «серьезные конфликты ее не только с организаторами производства, но и с самими рабочими» [70, XV]. Автор подчеркивал, что техника безопасности, в том числе и стационарные средства защиты, должна не придаваться к основной технике, а органически сливаться с технологическим процессом и организацией производства, растворяясь в этой технике.
По отношению к человеку средства защиты также не могут являться простым «заслоном», ограждающим его от опасности. Человек должен быть не объектом действия техники безопасности, а ее субъектом, поскольку зачастую ему приходится использовать эту технику. Поэтому операции по использованию средств защиты должны быть не какими-то «добавками» к рабочим операциям, а органически вписываться в основной процесс трудовой деятельности. Об этом писал в свое время еще Н. А. Бернштейн: «Нам известны случаи, когда рабочие подвязывали предохранительные приспособления, выключали их из рабочего процесса и предпочитали риск серьезной, но все же редкой травмы постоянной и назойливой помехе плохо продуманного ограждения» [21, 5].
И действительно, если, например, стационарные защитные кожухи создают неудобства, то рабочие зачастую снимают эти кожухи и работают без них, несмотря на возросшую опасность. Если стационарные защитные устройства с автоматическими блокировками увеличивают время трудовой операции, то рабочие просто-напросто отключают такие средства защиты. Так, работая с описанной в пункте 4 автоматической защитой, рабочие нередко закорачивают контакты одной кнопки, поскольку при управлении прессом одной рукой существенно ускоряется трудовой процесс и повышается производительность.
До сих пор мы анализировали воздействие системы безопасности труда на производство. Теперь перейдем к оценке ее воздействия непосредственно на работающего человека.
Вернемся к рассмотрению подструктуры ЧЕЛОВЕК, но теперь уже с учетом воздействия на него СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Как видно из структурной схемы (рис. 1.7), имеется три направления такого воздействия:
создание и использование индивидуальных средств защиты,
разработка правил по безопасности труда, обучение и контроль,
пропаганда и воспитание безопасного поведения в труде.
Коротко остановимся на каждом из этих направлений.
Индивидуальные средства защиты, наряду со стационарными, являются частью техники безопасности. Их отличие от стационарных средств защиты заключается лишь в том, что они придаются не машинам, а непосредственно работающему человеку. К индивидуальным средствам относятся: защитные каски, защитные очки, защитная одежда (комбинезон, перчатки, специальная обувь, фартук), страховочные ремни и прочее снаряжение. Выше мы отмечали, что стационарные средства защиты должны органически входить в структуру производственной деятельности. Это требование еще в большей мере относится к индивидуальным средствам защиты. Если стационарные средства защиты включает в себя машина, то индивидуальные средства полностью ложатся (в самом прямом смысле) на человека, в той или иной мере ограничивая, а порой стесняя его действия. Поэтому разработка средств индивидуальной защиты, которые охраняли бы рабочего и при этом не только не мешали, но и содействовали основному трудовому процессу, является наиболее сложной психологической и технической проблемой безопасности труда.
Примером такого средства индивидуальной защиты, которое органически входит в трудовой процесс, могут служить защитные очки с корригирующими стеклами. Подобные очки, улучшая зрение, способствуют большей эффективности работы и одновременно защищают глаза от воздействия опасных производственных факторов. Рабочий с недостатком зрения ощущает потребность в использовании такого средства индивидуальной защиты, поскольку оно является не только «защитником», но и хорошим «помощником» в его труде. В этой двойной функции таких очков и заключается их притягательная сила для рабочего.
Важным направлением практического приложения системы безопасности труда является разработка и внедрение правил безопасности труда, обучение им рабочих и контроль за знанием и выполнением этих правил.
При разрешении любой трудовой задачи рабочему приходится руководствоваться правилами — соответствующими ограничениями, налагаемыми на него производственным процессом. Эти ограничения рабочий обычно принимает как объективную необходимость, без соблюдения которой не может быть достигнута цель его трудовой деятельности. Правила по технике безопасности налагают на рабочего свои ограничения. Там, где эти ограничения оказываются незначительными или совпадают с ограничениями производственного процесса, они не создают для рабочего каких-либо дополнительных трудностей. Однако чаще всего с правилами техники безопасности связаны свои дополнительные ограничения, которые в той или иной мере усложняют его работу. Поэтому очень важно, чтобы обучение рабочих и выработка трудовых навыков осуществлялись, как уже отмечалось, одновременно с учетом как правил производственного процесса, так и безопасности труда. В результате у рабочего будут одновременно вырабатываться навыки выполнения трудовой операции и учета правил техники безопасности. Тогда наиболее удобным и приемлемым для него станет именно тот способ выполнения действий, который учитывает правила техники безопасности.
Последнее, но не менее важное назначение системы безопасности — пропаганда безопасного труда и воспитание в этом направлении человека. Здесь имеется в виду использование наглядной агитации (плакатов, кинофильмов), методов убеждения (лекций, бесед), методов стимуляции (наказаний за нарушения правил и поощрений за безопасный труд). Все эти мероприятия, как видно из схемы, направлены на усиление мотивации рабочего к безопасному труду и на повышение его профессионального уровня.
Итак, резюмируя воздействие СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА на ЧЕЛОВЕКА, можно заключить, что она, с одной стороны, способствует повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду и, с другой — обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким путем дополнительно увеличивает его результирующую защищенность.
Воздействие СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА на ПРОИЗВОДСТВО проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средств стационарной защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мер противодействия им формируется результирующая производственная опасность.
На базе взаимодействия всех трех рассмотренных подструктур (ЧЕЛОВЕК, ПРОИЗВОДСТВО, СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА) складывается фактический уровень безопасности труда. Если возникает несчастный случай, то он обычно оставляет свой отрицательный след на человеке и в той или иной мере негативно отражается на производстве; безопасный труд тоже оказывает свое обратное, но уже положительное воздействие на ту или другую подструктуру. Кроме того, фактический травматизм постоянно контролируется системой безопасности. Поэтому на схеме указаны и обратные связи, учитывающие влияние фактического уровня безопасности труда на работающего ЧЕЛОВЕКА, на ПРОИЗВОДСТВО и СИСТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ.
Следует обратить внимание на характер таких обратных связей. С одной стороны, рост фактического травматизма отрицательно сказывается как на человеке, так и на производстве. И в этом смысле данная обратная связь является положительной. Но, как уже говорилось выше и более детально будет показано в главе 3, несчастные случаи оказываются поучительными для человека. Они являются поучительными и для службы безопасности труда. С этой точки зрения такая обратная связь является уже отрицательной (когда плохой результат на выходе системы способствует улучшению качества ее функционирования). Таким образом, создается сложное обратное влияние фактического уровня безопасности труда на рассматриваемую систему. Нужно заметить, что подструктуры ЧЕЛОВЕК и ПРОИЗВОДСТВО находятся под постоянным контролем СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА — этот факт отмечен на схеме отрицательной обратной связью первых двух подструктур с третьей.
В описанной выше схеме были выделены два главных обобщающих фактора, которые обусловливают фактическую безопасность труда: результирующая производственная опасность и результирующая защищенность человека от этой опасности. Однако обе эти образующие в рассматриваемой системе не могут считаться равноценными компонентами. Производственная опасность, казалось бы, является активным, «наступающим» фактором, а человек здесь выступает в роли «обороняющегося». Между тем на практике получается как раз наоборот. Не производство, а именно человек оказывается активным и ведущим компонентом этой схемы. Данное заключение вытекает из следующих соображений.
В рассматриваемой схеме мы имеем дело с человеком определенной степени защищенности и с производственной опасностью, возникающей главным образом в результате его деятельности. Причем, как следует из приведенного рассмотрения, под защищенностью здесь понимается способность человека не только противодействовать производственным опасностям, но главным образом и не порождать своей деятельностью проявления этих опасностей и их реализации. Однако и в тех случаях, когда производственная опасность возникает независимо от деятельности человека, безопасность труда не может считаться функцией только «слепой» стихии производства, поскольку высокие приспособительные и творческие возможности человека нередко позволяют ему своевременно обнаруживать эти опасности и находить возможности противодействия им в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Из всего сказанного вытекает, что безопасность труда следует рассматривать прежде всего как результат активной предметной деятельности человека. Именно с этих позиций и будет вестись дальнейшее изложение материала.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bezopasnost.edu66.ru
Котик М. А. Целью данного параграфа является выделение основных факторов, которые создают для человека опасность в труде, факторов, которые защищают его от этой опасности, и установление общей взаимосвязи между ними. Для более четкого представл
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.