База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Фантастическое и реалистическое в произведениях М.А. Булгакова — Литература и русский язык

Произведения М. А. Булгакова отличаются очень естественным переплетением в повествова­нии планов реального и фантастического.

Булгакова нельзя назвать писателем-фантас­том, как, например, братьев Стругацких. Но по­вести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безус­ловно, будут отнесены к области научной фантастики; роман «Мастер и Маргарита» — роман притчевый, философский, в котором сильно скорее метафизическое начало — традиционно классифицируется как фантастический.

Фантастика для Булгакова, научная или мис­тическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного (от Сатаны) и светлого (Божеского) начала. Все остальное — это лишь средства для раскрытия и более полного освеще­ния замысла.

В «Собачьем сердце» реальным становится то, что с научной точки зрения пока еще невозможно: профессор медицины Ф. Ф. Преображенский со­здает искусственного человека, своеобразного но­вого гомункула, за которого, как создатель, несет ответственность. Душа Шарикова — поле битвы между профессором и Швондером, представите­лем нового строя и полного отсутствия культуры. В конечном счете Швондер оказывается властите­лем души Шарикова, который пополняет легионы новых людей. Фантастические события создания и разрушения жизни пусть и неприятного, но все же человека являются для Булгакова средством обозначить в своеобразной аллегорической форме волнующие его проблемы: судьба России, взаимо­отношения Творца и творения, культуры (Филипп Филиппович) и антикультуры (Швондер), вечная битва Света и Тьмы — и осмыслить их.

«Мастер и Маргарита» — роман более объ­емный и многоплановый. В нем соединяются и пе­реплетаются три пласта: реальный, метафизи­ческий (фантастический) и исторический. Последний можно назвать ирреальным по отно­шению к основному романному действию, по­скольку Евангелие от Воланда является еще и книгой Мастера.

В романе нет границы между реальностью и фантастикой. Она стерта или, лучше сказать, раз­рушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических: Воланд и его свита, Понтий Пилат, Иешуа и его посланец, а также гости на балу у Сатаны.

Стираются в романе и временные границы, ко­торые, впрочем, оказываются литературными гра­ницами (роман Мастера).

Наиболее интересен и важен момент пришест­вия Воланда на землю. Сам по себе являющийся Властелином Тьмы и соответственно носителем зла, он, вступая в контакт с представителями че­ловеческого рода, оказывается Судией, восстанав­ливающим истину и наказывающим во имя ее. При помощи этого приема Булгаков говорит о тем­ной человеческой природе, по сравнению с кото­рой сам Сатана становится пророком истины.

Переплетение фантастического и реального со­здает в романе глубокий пласт философского смысла. С его помощью Булгаков в притчевой форме переосмысливает глобальные проблемы и переоценивает догматичные ценности. Это услож­няет восприятие, но и дает возможность читателю и автору расширить сферу осмысляемого и увели­чивает возможные оттенки смысла.

Тяготение М. А. Булгакова к притчевой форме повествования и объясняет столь масштабное со­единение в его произведениях реальных событий и героев и персонажей фантастико-аллегорических.

Произведения М. А. Булгакова отличаются очень естественным переплетением в повествова­нии планов реального и фантастического. Булгакова нельзя назвать писателем-фантас­том, как, например, братьев Стругацких. Но по­вести «Собачье сердце» и «Рок

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)
«О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» (тема Родины в поэзии А. А. Блока)
Гимн или реквием? Поэма А.Блока «Двенадцать»
Тема революции и гражданской войны А.А.Фадеева, И.Э.Бабеля, Б.Л.Пастернака, М.А.Булгакова.
Образ Петербурга
Они сражались за Родину
Поэт в России - больше, чем поэт
Подвиги советских людей в Великой Отечественной войне
Нравственные проблемы в произведениях современных писателей
Человек и природа

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru