База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Философия духа и материи Рене Декарта — Философия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. Г.В.Плеханова


Кафедра общественных наук

Реферат на тему:


 ФИЛОСОФИЯ ДУХА И МАТЕРИИ РЕНЕ ДЕКАРТА






Реферат выполнен студенткой 1 курса
дневного отделения факультета Бизнеса и
делового администрирования (группа 3108)
Афанасьевой Верой Александровной














Москва 1995 г.


- 2 -













 План реферата


 Введение

 1.   Важнейшие черты эпохи и основные факты биографии Декарта

 2.   Формирование Декарта как философа и ученого



















- 3 -

 Введение


В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных
аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность фило-
софского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы
новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым
борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую сту-
пень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеа-
лизма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

 ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ
 И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ ДЕКАРТА


Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в.,
но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в
европейской - прежде всего западноевропейской - истории в период
Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на-
чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это
были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной бо-
гатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по
своему социальному происхождению культура гуманизма, концентриро-
вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль-
туре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархичес-
кого общества. Идеологической основой этого общества была хрис-
тианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе ос-
мысляемыми в схоластических философских системах и построениях.
Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцент-

- 4 -

рическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходя-
щее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневе-
кового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную
позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманис-
ты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре-
лигиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план че-
ловека с его многообразными телесными и духовными потребностями.
Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, ко-
торая в противоположность теологии и схоластической философии, ус-
матривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога
на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни
царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуаль-
но-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успе-
хов производственной деятельности и развития естественнонаучной
мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства чело-
века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь-
ма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки
стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль-
ником английского материализма и всей современной экспериментирую-
щей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - од-
ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры - не раз
объявлял себя и Декарт.
Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине
ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для
Англии, где приближалась буржуазная революция, самая зрелая из
тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции
было тогда далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту
эпоху возникли условия, во многом определившие вызревание фило-
софской доктрины Декарта. Среди таких условий первостепенную роль
играло формирование сильнейшего абсолютистского государства во
времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео-
дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все
эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое
дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство ман-
тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укрепле-
нии национального государства, стимулировавшего промышленно-ману-
фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос-
тояние с другими европейскими государствами, расширявшего колони-

- 5 -

альную экспансию в заморских странах. Производственные успехи в
этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах
Западной Европы при всей их скромности в сравнении с эпохой про-
мышленного переворота все же содействовали развитию научных иссле-
дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во-
енном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как
ни в одну из предшествующих эпох истории культуры, наука станови-
лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в
Италии уже в ХV в., в последующие два столетия и там, и в особен-
ности в Англии и во Франции превращались в кружки математиков и
естествоиспытателей. Возможность практического применения научных
открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии и во Франции
возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы ны-
нешних академий наук.
Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в
семье служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отп-
равлен отцом в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений
тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с
санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По
свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан
весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения - ха-
рактерное явление эпохи.
Напомним, что орден иезуитов, возникший в середине ХVI в.,
стал одним из основных организационно-идеологических орудий конт-
рреформации. В борьбе против реформационных движений, отделивших
от католической церкви ряд стран и областей Европы, этому ордену
принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа-
ции (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Ка-
толическая контрреформация, напротив, выражала прежде всего инте-
ресы стабилизации феодальных порядков и ценностей. Но в Западной
Европе они становились все более шаткими - определяющим руслом со-
циального и культурного прогресса был путь буржуазного развития,
невозможного без тесной связи с развитием знания (в особенности
естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особен-
ностях организации и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор-
мированию образованных и убежденных носителей католической веры,
иезуиты в основанных ими учебных заведениях были вынуждены отда-
вать определенную дань веяниям времени.

- 6 -

Конечно, основное содержание программ обучения оставалось
традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего
изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком ев-
ропейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в
совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным язы-
ком). Много времени отводилось в коллегии изучению произведений
древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало бо-
лее пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими".
В древности и в средневековье философия включала в себя совокуп-
ность как собственно философских, так и конкретнонаучных знаний -
метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской тра-
диции католицизма господствовал аристотелизм, как он был преобра-
зован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фо-
мой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала
теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теоло-
гии). Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим
умозрительным рассуждениям о природе. Важнейшей новацией, введен-
ной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было до-
вольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это прежде
всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании,
которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда уже хорошо из-
вестных и обработанных некоторыми математиками ХVI в. в целях пре-
подавания. Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие
прикладные науки, как фортификация и навигация, поскольку некото-
рые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь этот цикл
привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего большими мате-
матическими способностями.
Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не
менее был недоволен общим характером здешнего обучения, несмотря
на новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.
Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продол-
жил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616
гг., Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье
и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. В дальнейшем,
оказавшись в Голландии, он в 1629 г. записался в университет во
Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский универ-
ситет как "студент-математик". Но университетское образование не
играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в уни-

- 7 -

верситетском преподавании преобладали схоластические идеи, концеп-
ции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении
"Рассуждение о методе", в котором он сообщает читателю некоторые
важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что
многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.
В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого
знания считалась Библия - Священное писание, которое рассматрива-
лось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование
этого документа составляло главное содержание религиозно-философс-
кой мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства
церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так
называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифме-
тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природ-
ные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было не-
возможно, в средневековой теологизированной философии возникла
концепция "двух книг", созданных богом. Одна из них - книга в
собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая -
метафорическая "книга природы ".
Эта концепция приобрела наибольшее влияние у тех передовых
философов эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным
образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это-
го исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой науке,
которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира".
Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И
это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги
природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче-
ности, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходи-
ло во все более кричащее несоответствие с запросами жизни. Вместе
с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании вы-
ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво-
ей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, пола-
гавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ-
ного писания, истина в деле познания природы, как и самого челове-
ка, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-
тельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание
"книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном
сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.
"Великую книгу мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь

- 8 -

других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.
Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи-
мость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя во-
енные действия еще продолжались), на несколько десятилетий - пока
Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически
самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой
буржуазной республике процветала внутренняя и международная тор-
говля, развивалось мануфактурное производство, городское население
превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни
Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней
Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях
религиозная веротерпимость (все же при господстве протестант-
ско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма
благоприятствовала и развитию научных знаний. Здесь, в частности,
издавались произведения, внесенные в католических странах в папс-
кий "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея
сразу после их запрещения) . Совершенно закономерно, что в Нидер-
ландах находило убежище множество невольных и вольных изгнанников
из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в
качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский
дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен-
ным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерлан-
дах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление
в военное училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по
изучению "великой книги мира".
В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором
медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других
естественнонаучных знаний. Поводом к их знакомству послужила одна
трудная математическая задача, условия которой Бекман сообщил Де-
карту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только
вставшего тогда на порог своей научной деятельности, со старшим
(на восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в
весьма плодотворную для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г.
Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке", ко-
торый он посвятил Бекману. В 1619 - 1621 гг. в том же качестве
вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местах Германии,
Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в
основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешест-

- 9 -

вие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы
стали временем дальнейшего созревания его научного и философского
таланта.
Тому во многом способствовали связи Декарта с французскими
учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в
конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма
показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию
Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал
монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном
из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем фило-
софии и теологии и написал много трудов не только по этим предме-
там, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал
организующим центром для французских (и некоторых иностранных)
ученых, с которыми он находился в длительной переписке (или был
посредником в их переписке). Поскольку тогда еще не было научных
журналов, такая переписка стала необходимым условием развития нау-
ки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-
дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кру-
жок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после
смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук.
Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного
оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-
дерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли
ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских мест-
ностях этой страны. Он многократно менял места своего пребывания,
следуя девизу "Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто
у Овидия). Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел
в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего ра-
достью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем
(31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела - величай-
шее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, пи-
сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов-
ладевают, о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл
более двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину,
где находился в общей сложности менее года), В Нидерландах были
созданы и опубликованы все основные его произведения. Назовем
главные из них.
Это прежде всего "Правила для руководства ума", написанные в

- 10 -

1627 - 1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декарта опублико-
вана не была). Как видно из самого названия, это методологически
заостренное произведение. Сразу же после своего переезда в Нидер-
ланды Декарт начал работать и над большим конкретно-научным (и
вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое он со-
бирался назвать "Мир". На основе сложившихся у него принципов ме-
ханики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом
1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том,
что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за-
мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -
Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде-
ние произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его "Мир" был
написан на основе тех же принципов, что и произведение Галилея.
Хотя на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы
римской курии и инквизиции не распространялись, Декарт, оставав-
шийся католиком, отказался от публикации почти готового труда.
Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная фамилия)
осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали
духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идео-
логической силой оставалась религия. Правда, Декарт мог бы опубли-
ковать свой труд, устранив ряд принципиальных положений, сближав-
ших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы про-
изведение, и он предпочел его не публиковать.
Оправившись от потрясения, Декарт продолжал разработку своей
методологии, физики, философии. Итогом напряженной работы стало
"Рассуждение о методе", написанное по-французски и опубликованное
в 1637 г. Это произведение представляет собой программный доку-
мент, в котором автор сформулировал все основные вопросы своей фи-
лософии, как и направление своих естественнонаучных исследований.
Заключая в себе автобиографические моменты, оно формулировало и
правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей
жизни. Названию и главной направленности этого произведения соот-
ветствовали три приложения. В них рассматривались теоретические
вопросы оптики ("Диоптрика), метеорологические явления ("Метео-
ры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстри-
ровали эффективность принципов методологии, сформулированных во II
части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок иссле-
дования физических вопросов.

- 11 -

В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей
метафизики (разумеется, в ее традиционном, аристотелевском смысле
- как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углублен-
ную их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о
первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель), напи-
санном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе из-
дание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г., а французский пе-
ревод, опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизичес-
кие размышления". В этом издании к основному тексту были приложены
семь "Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн, ра-
зославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и
"Ответы" Декарта на "Возражения". Предусмотрительный автор, таким
образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.
В те годы его философия проникла в некоторые нидерландские
университеты, особенно в Утрехтский. Среди профессоров появились
убежденные и энергичные последователи Декарта. Самыми активными и
талантливыми пропагандистами картезианства (последующее наименова-
ние всей совокупности взглядов философа) были профессора Утрехт-
ского университета Хендрик Ренери и Хендрик Деруа , пришедшие к
философии от медицины.
Рост популярности и влияния картезианства в нидерландских
университетах весьма встревожил местных церковников. Хотя это были
не католические, а протестантские церковники, но и они мировозз-
ренчески во многом перестроились на традиционную аристотелевс-
ко-схоластическую философию, рушившуюся под ударами картезианства.
Профессор теологии того же Утрехтского университета Гисберт Воэ-
ций, который был также кальвинистским священником и популярным
проповедником, сначала обвинил в атеизме Деруа, а затем начал
злобную - и косвенную и прямую - травлю самого Декарта (борьба их
сторонников и противников распространилась и на Лейденский универ-
ситет, где виднейшим картезианцем стал профессор Адриан Хеерборд).
При всей своей осторожности Декарт не счел возможным уклониться от
борьбы и был вынужден принять вызов. В большом памфлете, написан-
ном в 1645 г., он, обнаружив талант могучего полемиста, выявил ис-
тинное лицо Воэция как злостного клеветника и невежды в философии.
Но, по существу одержав как научную, так и моральную победу, Де-
карт был бессилен в чужой стране, где кальвинизм был официальным
религиозным вероисповеданием, призвать руководство Утрехтского

- 12 -

университета к решительному осуждению Воэция. В дальнейшем против
Декарта выступали и другие протестантские церковники, ему пришлось
полемизировать и с некоторыми католическими авторами из числа ие-
зуитов.
В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала фи-
лософии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском
переводе) - систематическое изложение своей философской доктрины,
включавшей наряду с методологией и метафизикой все разделы физики
- учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме актив-
ной переписки, в которой уточнялись и развивались, многие фило-
софские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт работал над "со-
чинением "Описание человеческого тела. Об образовании животного"
(при жизни автора оно не было опубликовано). В этом произведении
Декарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению
животного и человеческого организмов. Антропологическая проблема-
тика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духов-
ных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души",
вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.
В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме,
куда он выехал по настоятельному приглашению королевы Христины,
которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук
(и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства). Но пре-
бывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько месяцев.
Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.
Прежде чем переходить к систематическому обзору философского
учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его соци-
ально-политическом содержании.
Здесь приходится констатировать довольно значительную полити-
ческую индифферентность французского философа. В " Рассуждении о
методе " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым, по его мне-
нию, людям, которые видят смысл своей жизни в различных обществен-
ных преобразованиях, и тем более в ниспровержении существующего
государственного устройства. По убеждению Декарта, много благот-
ворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем
или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их
угрожает людям огромными бедствиями. Содержание произведений Де-
карта и вся его деятельность имели первостепенное значение для бу-
дущего формирования во Франции условий для буржуазной революции.

- 13 -

Характерно здесь уже то, что, осуждая любое посягательство на су-
ществующие социальные порядки, как и на религиозно-идеологические
системы, их освещавшие, Декарт не только не отказывался признать
свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных
вопросах науки, писал он в "Рассуждении о методе", "большинство
голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее, чтобы
истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с
тем философ ясно сознавал социальную природу науки, ее жизненную
необходимость для общества. Отсюда неоднократно высказываемая им
мысль об обязанности правителей финансировать сложные эксперимен-
ты, без которых невозможно продвижение в научных открытиях (фран-
цузское правительство в признание заслуг Декарта назначило ему
пенсию, хотя ученый так ее и не получил).
Декарт продолжил ту принципиальную линию, которая выражала
едва ли не главное содержание социально - философской мысли гума-
нистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии
и феодально-теологическому мировоззрению в качестве важнейшего
своего компонента включала положение о природном равенстве всех
людей, об одинаковости человеческой природы. Это надисторическое
понятие при всей его абстрактности стало для множества гуманистов
и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма фео-
дального общества. Декарт не формулировал никаких социально-фило-
софских концепций. Но, сам дворянин, он отлично видел, что прог-
ресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только гос-
подствующие классы. Конечно, в его представлении это были главным
образом - если не исключительно - естественнонаучные знания, ибо
именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общест-
ва, но и дело совершенствования самой человеческой природы.
Подтверждением сказанного служит уже тот факт, что некоторые
свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой ауди-
тории, стоявшей за пределами цеховой учености, носители которой
общались между собой почти исключительно на латинском языке. В
"Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не сви-
детельствует о силе мыслей и человек, выражающийся на нижнебре-
тонском наречии, может формулировать их более точно и тонко по
сравнению с тем, кто прекрасно знает французский язык и владеет
всеми правилами риторики. Как в этом, так и в других своих произ-
ведениях философ превозносит здравый смысл ("естественный свет"

- 14 -

человеческого ума), представленный в народе даже чаще, чем среди
цеховых ученых, как гарант эффективности открываемых истин. Эта
социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии,
в собственной его научной деятельности выражалась и в высокой
оценке технического мастерства тех специалистов, без золотых рук
которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты
(например, без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) .
Декарт демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отноше-
нию к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг,
Жилльо, незаурядный математический талант, он нашел время для за-
нятий с ним, и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейде-
не. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном и
навигатор), узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже пора-
зил философа своими математическими способностями. Тот начал зани-
маться с ним и сделал его участником своих экспериментов.

 ФОРМИРОВАНИЕ ДЕКАРТА КАК ФИЛОСОФА И УЧЕНОГО

Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик кол-
легии Ла Флеш дошел до ее последних, "философских" классов. Прог-
рамма обучения в Ла Флеш предполагала еженедельные дискуссии -
обычно на темы философии и теологии, изучавшиеся в течение данной
недели (в конце месяца устраивались еще более сложные диспуты, в
которых могли принимать участие и преподаватели). Формулирование
тезисов и подбор аргументов для их обоснования (защитником) или
опровержения ( его оппонентом) развивали логические способности
учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый
биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдаю-
щееся искусство в точности определений и в умении обобщать свою
аргументацию.
Как говорилось выше, положительные моменты в организации обу-
чения в коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного
содержания преподаваемых дисциплин, и в особенности дисциплин
старших, ("философских" классов. Конечно, схоластика, будучи в
принципе теологизированной философией, включала в себя элементы
конкретных научных знаний ("свободные искусства") . В эпоху сред-
невековья она была исторически необходимой формой усвоения и
трансляции античной мысли. Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а

- 15 -

затем и в других европейских странах становилась все более ощути-
мой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлет-
воренные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в
нее одиозный смысл (сохранившийся и в наши дни), понимая ее как
формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение,
содержательность которого обратно пропорциональна его внешнему
блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластичес-
кой, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая фи-
лософия, поставив эпохальную проблему учреждения царства человека
в реальной, земной жизни, связывала ее решение с более глубоким
пониманием самого человека. Многие гуманисты сформулировали и но-
вое понимание природы. Природоведческие интересы гуманистов свое
наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских пост-
роений, ставших наиболее влиятельными в XVI в . Напомним здесь та-
кие имена , как Парацельс, Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т.
Кампанелла. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на
метафизических и природоведческих категориях и представлениях
Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентиро-
ваны на идеи других античных философов, частично или полностыю за-
бытых в эпоху средневековья,- платонические, пифагорейские, стои-
ческие, атомистические, некоторые идеи досократовских философов
("рассуждавших о природе") . В идейный контекст античной физики
некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достиже-
ния современного им естествознания (примером могут служить меди-
цинские прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Копер-
ника в космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренес-
сансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании при-
роды, исключавшем христианско-монотеистические представления о
творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешатель-
ства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфи-
лософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древней-
шее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из
глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий
вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской
философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Су-
щественной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение
взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого
(и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также

- 16 -

восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, ос-
мысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах
которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое ис-
толкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из ос-
нов ренессансной натурфилософии.
Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса
определялась главным образом восстановлением того диалектического
понимания природы как целостной и самосущей, которое господствова-
ло в античности и теперь противостояло креационистским догматам
схоластической философии.
Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы опыт-
ных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а также поло-
жения научной мысли, появившиеся в эпоху Возрождения, значительно
большую долю их содержания составляли устойчивые фантастические
представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячеле-
тия. Таковы представления алхимии и соответствующая им практика по
"производству" золота, добыче "философского камня" и т. п. Весьма
значительную роль в натурфилософских учениях Ренессанса играли и
астрологические представления, которые опять-таки со времен глубо-
кой древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями.
В астрологии имелось свое ("рациональное зерно", заключавшееся в
идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной
жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно
целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную на-
турфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и
магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке
жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного
мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверх-
ностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала
совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах
этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека
на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широ-
кая распространенность магических суеверий в их натурфилософских
представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию
с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натур-
философии появилось понятие естественной магии. В этом отношении
особенно показательна книга итальянца Джамбаттисты делла Порта
"Естественная магия, или о чудесах природных вещей" (1589), с ко-

- 17 -

торой Декарт, как полагают исследователи, ознакомился еще в стар-
ших классах коллегии. Дж. делла Порта ставил смелую задачу исполь-
зовать силы природы, опираясь на биоантропоморфные силы симпатии и
антипатии, существующие между природными вещами. При всей фантас-
тичности таких представлений идея овладения силами природы на ос-
нове познания присущих ей свойств (несколько позже эта идея была
весьма красноречиво сформулирована Ф.Бэконом) произвела на Декарта
очень сильное впечатление.
К разочарованию Декарта в схоластической учености прибавля-
лось и понимание малообоснованности натурфилософских концепций.
Его строгий ум не мог примириться с теми псевдоистинами, какими
довольствовались схоластики и даже отвергавшие их идеи мыслители,
учения которых приближались к концепциям натурфилософов. Этим во
многом объясняется сильное воздействие на него идей античного
скептицизма, обновленных одним из самых ярких философов позднего
Возрождения, соотечественником Декарта Мишелем Монтенеч (1533 -
1592) . Скептицизм выявил ряд противоречий познания (важнейшее из
них - противоречие между чувственным и умственным компонентами
знания) .
Один из главных аспектов скептицизма - неприятие догматичес-
кой самовлюбленности мыслителей, уверенных в неколебимости всего
того, что они считают единственно истинным. Возобновление этих
идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по схоластичес-
кому догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как
абсолютно незыблемым - в глазах множества современников - цитаде-
лям вероисповедного догматизма. Другая особенность скептицизма
состояла в том, что он подрывал (если не отвергал) всякую уверен-
ность в возможности достичь достоверного знания и утверждал дости-
жимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конк-
ретных ситуациях. По окончании коллегии, подводя итоги своего ду-
ховного развития в "Рассуиждении о методе", Декарт писал, что он
"запутался в сомнениях и заблуждениях", и притом настолько, что
"все более и более убеждался в своем незнании" . Из этого состоя-
ния молодого Декарта выводило наблюдение людей в круговращениях
жизни. В том же произведении он высказал мысль, что можно встре-
тить "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредс-
твенно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его,
если он неправильно рассудил, чем в кабинетных умозрениях образо-

- 18 -

ванного человека, не завершающихся действием..."
Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили
встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований
французского ученого первоначально была математика. Как явствует
из "Правил для руководства ума", математические размышления пере-
росли в методологические, в сущности неотделимые от философских.
Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значи-
тельно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, полу-
чивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относя-
щейся к январю 1619 г.) Декарт пишет, что если до тех пор он был
лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве дейс-
твующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .
Такой выход, в частности, означал активность в исследовании
различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодо-
го Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Ког-
да же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт пуб-
ликует "Рассуждение о методе" с тремя приложениями. Здесь перед
нами вполне зрелый философ и ученый, который в дальнейшем отраба-
тывает в основном уже сложившиеся мысли.
Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто-
рии математики он занимает весьма видное место. Одно из важнейших
достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей великих
древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригина-
лах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и найденные
к тому времени) произведения Евклида, Архимеда, Аполлония, Паппа,
Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрож-
дения появились начатки математического естествознания. Теперь же,
в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы
не способна стать производительной силой. В свою очередь математи-
зация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы не-
возможна без определенного прогресса в самой математике. Такой
прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации. И
именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной ал-
гебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буква-
ми латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынеш-
нее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия
числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были
объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит

- 19 -

также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что
преобразовало математику.
Применение алгебраических методов к геометрическим объектам,
введение системы прямолинейных координат означало создание анали-
тической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические
величины, которые со времен древнегреческой математики существова-
ли в раздельности.
Укажем, далее, и на большой вклад Декарта в формирование
столь важной науки, как оптика (итоги его исследований в этой об-
ласти содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он
открыл (независимо от В. Снеллиуса) закон преломления светового
луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого за-
кона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда
стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в
микроскопии).
Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и
научных открытий Декарта.






















- 20 -





 2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.  2Декарт Р. 0 Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989.
- 654с.

2.  2Богомолов А. 0 Буржуазная философия кануна и начала империа-
лизма. М.:Высшая школа, 1977.-421с.

3.  2Радугин А.  0Философия. М.:Владоc, 1995.



Набор текста и проверка правописания произведены с помощью
текстового процессора "LEXICON" версии 1.2 фирмы "Микроинформ".



Студентка 1 курса дневного отделения
факультета Бизнеса и делового
администрирования (группа 3108)


В.Афанасьева

" " ноября 1995 года





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В.Плеханова Кафедра общественных наук Реферат на тему:  ФИЛОСОФИЯ Д

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Философия государства и права Гегеля
Особенности влияния средств массовой информации на студенческую молодежь
Предпосылки возникновения гражданского общества, его структура и связь с государством
Двухфакторная теория потребностей Герцберга
Анализ исторических путей развития методологии. Научный метод познания
Античная философия
Аристотель как родоначальник науки о политике
Верификация и проблема истинности
Вклад Платона в экономическую теорию
Герменевтический метод в гуманитарном познании

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru