курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
Глава 1. Правоотношения в сфере социального обеспечения
1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению, субъекты правоотношений
1.2 Объекты социальных правоотношений, юридические факты
1.3 Классификация и виды социальных отношений
Глава 2. Фонды социального обеспечения
2.1 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства
2.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства
2.3 Пенсионный фонд, его функции и средства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.
Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.
Темой исследования курсовой работы выступает финансирование социального обеспечения.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена, что новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.
Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.
Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.
Целью данной курсовой работы является комплексное правовое исследование механизма управления и финансирования социального обеспечения. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:
- изучение правоотношений в сфере социального обеспечения и основных фондов источников финансирования социального обеспечения:
- фонда социального страхования;
- федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- изучение пенсионного фонда;
- негосударственных пенсионных фондов.
Объектом исследования выступают правоотношения в сфере социального обеспечения. Предметом - механизм финансирования социального обеспечения.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правоотношения в сфере социального обеспечения
1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению, субъекты правоотношений
Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.
Правоотношение – это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения[1].
Правоотношение средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретных (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.
Правоотношение в сфере социального обеспечения — это урегулированное правовыми нормами общественное отношение, возникающее между государственными органами и физическими лицами по поводу предоставления денежных средств, услуг или льгот.
К элементам правоотношений по социальному обеспечению относятся:
- субъекты правоотношения;
- объекты правоотношения;
- содержание правоотношения
- основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения являются:
- физические лица;
- государственные органы.
В качестве субъектов правоотношений выступают следующие физические лица: граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранцы, беженцы и переселенцы, семья в целом[2].
Государство выступает субъектом правоотношений по социальному обеспечению в лице своих органов: социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетных социальных фондов (социального страхования, пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования) и т.д.
1.2 Объекты социальных правоотношений, юридические факты
Крупной проблемой в теории являются научное определение объекта правоотношения. При этом «схлестываются» несколько концепций: интересов, поведения, благ и т.д.
Прежде всего, следует различать объект (предмет) права и объект правоотношения. Объект права — это общественные отношения, которые и регулируются системой норм (правил)[3].
Объект правоотношения — это различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных субъектов и т.д. Словом, теория на современном этапе утверждает о многоаспектности объектного содержания правоотношений. Это и предметы материального мира, в том числе и такие значимые, как средства производства, и объекты духовной жизни (например, личные неимущественные права, в том числе на объекты интеллектуальной собственности). Сюда же относятся и требуемое поведение субъектов, и результат этого поведения.
Объектами правоотношений по социальному обеспечению являются, как правило, конкретные блага, по поводу которых они возникают. В качестве основных объектов правоотношений можно выделить пенсии, пособия, компенсации и др.
Пенсия — денежное обеспечение, ежемесячно выплачиваемое за счет средств Пенсионного фонда РФ в качестве основного источника средств к существованию лицам, достигшим определенного возраста, потерявшим кормильца, за выслугу лет, при потере трудоспособности[4].
Государственные пособия представляют собой безвозмездные единовременные или периодические денежные выплаты, назначаемые гражданам за счет средств федерального и иных бюджетов Российской Федерации либо внебюджетных фондов в целях предоставления им содержания или оказания материальной помощи в случаях, установленных законом[5].
Компенсация — денежная выплата, предоставляемая гражданам в качестве дополнительной материальной поддержки с целью возмещения расходов, связанных с реализацией ими права на социальное обслуживание.
Юридические факты представляют собой объективные обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения, в том числе правоотношения в сфере социального обеспечения.
1.3 Классификация и виды социальных отношений
Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.
В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):
- профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
- протезно-ортопедическую помощь, врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
- льготы и преимущества инвалидам[6].
И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.
Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.
Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:
1. собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности, и надомные услуги нуждающимся и т. д.;
2. функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
3. функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
4. функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов[7].
Следует отметить важность следующих четырех принципов:
-принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
-принципа опоры на общественное участие:
-принципа территориальности:
-принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения, роль системы управления социальной службой.
В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами[8].
В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
фонд социальный финансирование
Глава 2. Фонды социального обеспечения
2.1 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства
Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. № 1431)[9].
Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.
В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда[10].
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создастся центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования[11].
Средства Фонда социального страхования и контроль над начислением и расходованием средств государственного социального страхования:
Средства Фонда социального страхования образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение пли возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
- оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
- оплата проезда к месту лечения и обратно;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов[12].
2.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства
Правовое положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации регламентируется Уставом Федерального фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857.
Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования[13].
Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Федерального фонда являются:
♦ финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
♦ обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории России;
♦ аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
♦ осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
♦ разрабатывает и вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
♦ осуществляет аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
♦ выделяет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования;
♦ осуществляет совместно с территориальными фондами и налоговыми органами Российской Федерации контроль за перечислением страховых взносов;
♦ вносит предложения по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
♦ обеспечивает организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
♦ участвует в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования и др.
Средства Федерального фонда, управление и контроль над деятельностью Федерального фонда.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);
- ассигнований из федерального бюджета;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- нормированного страхового запаса Федерального фонда;
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:
1. Налоговые доходы:
А. Единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Б. Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- Налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу2 процента;
- Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;
- Единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента.
2. Неналоговые доходы:
- Недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
3. Безвозмездные поступления:
- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
4. Прочие поступления.
Имущество Федерального фонда обязательного медицинского страхования является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доход такой деятельности, а так же доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда и используются для реализации вложенных в фонд задач[14].
В частности, временно свободные финансовые средства фонда в целях защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Расходы же Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного медицинского страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором. Исполнительный директор фонда назначается на должность правительством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах данной проверки предоставляется на рассмотрение правительства Российской Федерации.
Федеральный фонд ведет учет и отчетность в установленном порядке.
Ликвидация и реорганизация фонда осуществляется в случае принятия соответствующего федерального закона, и проводятся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.
Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления составляет 3 года.
Правление возглавляет председатель. Председатель правления имеет одного заместителя. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда.
В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединении.
Заседания правления проводятся не реже одного раза в 3 месяца. Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее правления. Решение правления принимается простым большинством голосов[15].
Директор Федерального фонда, а также его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Директор Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
2.3 Пенсионный фонд, его функции и средства
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. ФЗ от 5 августа 2000 г. № И8-ФЗ).
Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.
Пенсионный фонд обеспечивает:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
- организацию работы по взысканию с виновных работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств Фонда, а также привлечение в пего добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
- международное сотрудничество Российской Федерации но вопросам, относящимся к компетенции Фонда;
- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и т.д[16].
Средства Пенсионного фонда формируются за счет:
- страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- ассигнований из федерального бюджета;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Средства Пенсионного фонда направляются на:
- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;
- другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда[17].
Руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В состав правления входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор, а также управляющие двенадцатью отделениями Пенсионного фонда.
В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов регламентируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г.
№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Указа Президента РФ от 12 апреля 1999 г. (456) и другими нормативно-правовыми актами.
Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические и физические лица.
Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда.
Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Учредители (учредитель), вкладчики и участники, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, участников и государства.
Учредительными документами фонда являются устав и учредительный договор. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем). Порядок создания фонда определяется учредительным договором, заключенным его учредителями.
Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии).
Негосударственный пенсионный фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:
♦ разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
♦ заключает пенсионные договоры;
♦ аккумулирует пенсионные взносы;
♦ ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
♦ заключает договоры с управляющим (управляющими);
♦ формирует и размещает самостоятельно пли через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы;
♦ ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;
♦ осуществляет актуарные расчеты;
♦ производит выплаты негосударственных пенсий;
♦ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
♦ предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности[18].
Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Под вкладчиком понимается физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд, под участником - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.
Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.
Пенсионный договор в обязательном порядке должен содержать:
- наименование сторон;
- сведения о предмете договора;
- положения о правах и об обязанностях сторон;
- положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;
- вид пенсионной схемы;
- пенсионные основания;
- положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
- положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;
- сроки действия и прекращения договора;
- положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;
- положения о порядке урегулирования споров;
- реквизиты сторон.
Пенсионным договором могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Негосударственные пенсионные фонды в России существуют на основании указа президента от 16 сентября 1992 года, который определил общие принципы этого вида деятельности.
В настоящее время, правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля над их деятельностью регулирует Закон о негосударственных пенсионных фондах.
Суть закона в том, что каждый нетрудоспособный россиянин имеет право на государственную пенсию за то, что работал. Но, кроме того, право на дополнительную негосударственную пенсию, которую может обеспечить себе сам.
В большинстве европейских стран именно выход на пенсию открывает широкие возможности для пенсионеров, которые могут позволить себе как отдых у моря, так и новый автомобиль. К сожалению, говорить о достойной жизни пенсионеров в нашей стране не приходится. Очевидно, что и в ближайшие годы правительству страны не решить эту проблему. Слабое состояние экономики страны, а также демографическая ситуация в долгосрочном плане, уменьшение соотношения числа работающих граждан к числу пенсионеров не дают основания ожидать заметного повышения государственных пенсий[19].
Пенсионная реформа предполагает изменение ответственности за будущую пенсию. Эта ответственность будет возлагаться на работодателя, на государство и на самого работника. То есть речь идет о наличии государственной пенсии и пенсии дополнительной.
Для реализации этого в России создан новый институт финансовых организаций - негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, не имеющие своей целью получение прибыли. Их деятельность лицензируется, контролируется государством и целиком направлена на формирование и приумножение пенсионных накоплений граждан (участников фондов).
Заключение
В заключение данной курсовой работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению и источников финансирования социального обеспечения. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.
Естественно чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди, которые проработали, почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом.
При написании данной курсовой работы, изучив различную литературу по приведенной теме, можно сделать вывод, что финансирование системы социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды: пенсии; пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь; врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; льготы и преимущества инвалидам.
Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.
Основные задачи в области реформирования социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12.12.1993 г. С изменениями и дополнениями в текущей редакции по состоянию на 01.01.2011 г.
2. Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 20 декабря.
3. Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 20 декабря.
4. Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 20 декабря.
5. Федеральный закон № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»
6. Федеральный закон № 21 ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 г. № 11. Ст. 998.
7. Федеральный закон от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348.
8. Налоговый кодекс ч.2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 3340.
9. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 1999. 21 июля.
10.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 2006. 23 июля.
11.Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с послед, изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. № 19. Ст. 2071.
2. Учебно-методическая литература:
1. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова. КН. Гусов. М: Проспект: Велби. 2007. 640 с.
2. Bepxoвцев, A.B. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: учеб. пособие. М.: ПНФРА-М 2001. 152 с.
3. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов. СВ. Харитонова. М: Академия. 2006. 416 с.
4. Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко. В.П. Ковалев. М.: Юриспруденция. 2005. 224 с.
5. Гусов, КН. Право социального обеспечения России: учебник. М: Проспект. 2007! 640 с.
6. Должнекова, Г Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Юрайт. 2007. 187 с.
7. Ерусланова, РЖ Пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / Р.И. Ерусланова. Ф.Н. Емельянова. М.: Дашков и К0. 2007. 608 с.
8. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения: учебник / М.Л. Захаров. Э.Г. Тучкова. М.: ВОЛТЕРС КЛУВЕР. 2005. 323 с.
9. Лушникова, М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстинформ. 2008. 600 с.
10. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Е. Мачульская. К.В. Добромыслов. М: Кн. мир. 2006. 342 с.
11. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения: учеб. для вузов / Д.А. Никонов. А.В. Стремоухов. М.: Норма. 2005. 608 с.
12. Павлюченко, ВТ. Социальное страхование: учеб. пособие. М.: Дашков и К. 2007.412 с.
13. Соловьев, А.К Право социального обеспечения: учеб. пособие / А.К. Соловьев. В.В. Курочкина. Д.А. Никонов. М: ЮШГГИ. 2005. 319 с.
14. Социальное страхование: учебник / под ред. Н.А. Кричевского. М.: Дашков и К. 2007. 316 с.
15. Суперека, СВ. Право социального обеспечения: учеб. минимум для сдачи экзамена и зачета. М.: Юриспруденция. 2005. 24 с.
16. Телегина, Т.Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М: Велби - Проспект. 2007. 208 с.
17. Толмачев. А.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для подготовки к экзаменам. М: ПРИОР. 2007. 204 с.
18. Удалова, А.В. Право социального обеспечения: курс лекций. М.: Омега-Л. 2006.186 с.
19. Филиппова, MB. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юристь. 2006. 444 с.
[1] Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстицинформ. 2008. с – 111.
[2] Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова. КН. Гусов. М: Проспект: Велби. 2007. с. – 123.
[3] Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстицинформ. 2008. с – 134.
[4] Лушникова, М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстицинформ. 2008. с. – 203.
[5] Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Е. Мачульская. К.В. Добромыслов. М: Кн. мир. 2006. с. – 142.
[6] Телегина, Т.Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М: Велби - Проспект. 2007. с. – 86.
[7] Филиппова, MB. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юристь. 2006. с. - 144
[8] Социальное страхование: учебник / под ред. Н.А. Кричевского. М.: Дашков и К. 2007. с. - 159
[9] Должнекова, Г Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Юрайт. 2007. с. - 73
[10] Bepxoвцев, A.B. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: учеб. пособие. М.: ПНФРА-М 2001. с. – 167.
[11] Захаров, М.Л. Право социального обеспечения: учебник / М.Л. Захаров. Э.Г. Тучкова. М.: ВОЛТЕРС КЛУВЕР. 2005. с. – 123.
[12] Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов. СВ. Харитонова. М: Академия. 2006. с. – 181.
[13] Соловьев, А.К Право социального обеспечения: учеб. пособие / А.К. Соловьев. В.В. Курочкина. Д.А. Никонов. М: ЮШГГИ. 2005. с. – 109.
[14] Ерусланова, РЖ Пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / Р.И. Ерусланова. Ф.Н. Емельянова. М.: Дашков и К0. 2007. с. – 232.
[15] Суперека, СВ. Право социального обеспечения: учеб. минимум для сдачи экзамена и зачета. М.: Юриспруденция. 2005. с. – 240.
[16] Удалова, А.В. Право социального обеспечения: курс лекций. М.: Омега-Л. 2006.186 с.
[17] Соловьев, А.К Право социального обеспечения: учеб. пособие / А.К. Соловьев. В.В. Курочкина. Д.А. Никонов. М: ЮШГГИ. 2005. с. – 179.
[18] Лушникова, М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстицинформ. 2008. с. – 310.
[19] Телегина, Т.Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М: Велби - Проспект. 2007. с. – 198.
Содержание Введение Глава 1. Правоотношения в сфере социального обеспечения 1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению, субъекты правоотношений 1.2 Объекты социальных правоотношений, юридические факты 1.3 Классификаци
Финансовое состояние предприятия и показатели его оценки
Финансовый анализ предприятия на примере ООО "Промснаб"
Эмиссия ценных бумаг
Формирование основного капитала акционерного общества на примере ОАО "Россиянка"
Фінанси та їх структура
Финансовый рычаг как инструмент управления стоимостью и структурой капитала предприятия
Анализ методов государственного регулирования налогообложения и их влияние на производство и потребление
Анализ финансовых результатов реализации продукции растениеводства в ФГУП "Учхоз "Рамзай" ПГСХА
Бюджетный дефицит и источники его финансирования в Российской Федерации и экономически развитых странах
Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.