База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Финансово-кредитная реформа Е.Ф. Канкрина — История

Содержание

Введение

1. Личность Е.Ф. Канкрина

1.1 Краткая биография

1.2 Взгляды Е.Ф. Канкрина

2. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов

3. «План финансов» М.М. Сперанского

4. Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг.

4.1 Причины и цели реформы

4.2 Проведение реформы

5. Дальнейшая судьба преобразований

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Тема моего реферата – Финансово-кредитная реформа Е.Ф. Канкрина. Для меня она представляет определенный интерес, так как в курсе истории экономики она рассматривается мало и не так широко известна, как, например, финансовая реформа С.Ю.Витте или аграрная реформа П.А.Столыпина.

Исходя из этого, цели моего реферата будут следующие: во-первых, осветить саму реформу, выяснить её причины, этапы проведения и значение; во-вторых, раскрыть вопросы, так или иначе связанные с этой реформой: «План финансов» М.М. Сперанского, экономические взгляды министра финансов Канкрина, а также последствия проведенной им реформы.

В начале XIX в. положение России в финансовом отношении было довольно тяжелым. С каждым годом увеличивалась денежная масса находившихся в обращении бумажных ассигнаций (в 1802 г. обмен их даже на медные деньги был окончательно приостановлен), росли темпы инфляции, увеличивались государственные расходы, что приводило к хроническому дефициту бюджета. Возникла реальная угроза полного расстройства денежной системы страны. Необходимо было принимать срочные меры. В этой ситуации спасительным стало назначение министром финансов Егора Францевича Канкрина.


1. Личность Е.Ф. Канкрина

 
1.1 Краткая биография

Немец по происхождению, Егор Францевич Канкрин все свои знания и силы отдал России, ставшей для него родиной. Приехав в 1797 г. в Россию, где тогда служил его отец, он вынужден был добывать себе средства к существованию разными способами и нередко терпел нужду. Карьера Канкрина началась в 1800 г. с должности помощника управляющего Старорусским соляным заводом. Затем он занимал различные должности по ведомству министерства внутренних дел. В качестве советника по отделению соляных дел Экспедиции государственной экономии он совершил несколько служебных поездок, которые помогли ему изучить страну.

Написанная Канкриным в 1809 г. работа, посвященная военному делу, была замечена военным министром Барклаем-де-Толли, а проект «О средствах продовольствия больших армий» заслужил одобрение императора. Указом Александра I в феврале 1811 г. Канкрин был назначен помощником генерал-провиантмейстера в военном департаменте, в 1812 г. генерал-интендантом – 1-й западной армии, а в 1813 г.– генерал-интендантом всей действующей армии. Деятельность в этой области выявила его административные и хозяйственные способности.

В апреле 1820 г. по собственному прошению, Канкрин был уволен от должности генерал-интенданта, а затем назначен членом Военного совета, участвовал в работе различных комитетов. В 1821 г. Канкрина назначают членом Государственного совета по департаменту государственной экономии. А 22 апреля 1823 г. был подписан указ императора о его назначении министром финансов. В этой должности он пробыл до 1844 г. В следующем году Е.Ф. Канкрина не стало.


1.2 Взгляды Е.Ф. Канкрина

По своим взглядам Канкрин, безусловно, был консерватором в прямом смысле этого слова, т.е. сторонником сохранения основ существующего порядка, противником каких-либо резких перемен и потрясений, последствия которых непредсказуемы. Признавая несовершенство многих из существовавших общественно-политических и экономических институтов, он выступал за их постепенное улучшение, производимое очень осторожно и без спешки.

Настоящим богатством, настоящим капиталом Канкрин считал металлические деньги. Однако при достаточно высоком уровне развития человеческого общества возникают бумажные деньги, которые заменяют звонкую монету и «мысленно совершенно уподобляются ей». По сравнению с металлическими, бумажные деньги имеют ряд преимуществ. Они более подвижны и значительно облегчают денежные сношения. Их изготовление и восполнение обходятся государству значительно дешевле. Бумажные деньги также искусственно увеличивают свободный капитал, создавая дополнительные возможности для развития производства и торговли.

Но они имеют и серьезные недостатки. Кредит бумажных денег поддерживать трудно. Нельзя практически определить, сколько их можно выпустить в известное время. В самой природе бумажных денег заключается стремление к их чрезвычайному умножению, а излишний выпуск нарушает необходимое равновесие в денежной системе, звонкая монета вытесняется из обращения, курс бумажных денег падает.

По мнению Канкрина, обращаться с бумажными деньгами нужно «умно и рассудительно с государственной точки зрения» и при их использовании соблюдать ряд обязательных условий. Бумажные деньги должны быть обеспечены неприкосновенным разменным фондом, состоящим не из государственных имуществ и бумаг, а из монеты. Новые их выпуски следует производить на умеренную сумму и постепенно. Вновь выпущенные суммы нельзя использовать на покрытие дефицита в обычных государственных бюджетах.

В случае войны лучше прибегнуть к помощи займов, выпуску облигаций государственного казначейства и специальным налогам и лишь в самом крайнем случае – к эмиссии бумажных денег. А по окончании войны следует как можно скорее принять надлежащие меры к поддержанию их курса.

Канкрин отрицательно относился к заключению займов на погашение ассигнаций. Наиболее разумным он считал поддержание постоянного курса ассигнаций. Канкрин был явным противником негосударственного, коммерческого кредита. Он заявлял: «Частные банки, выпускающие какие-либо кредитные бумаги, не должны быть даже терпимы правительством».

Взгляды Е.Ф. Канкрина, конечно же, не могли не отразиться на проводимой им политике. Они также определили направление его реформы.

 


2. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов

Приняв на себя управление российскими финансами, Канкрин застал их в расстроенном виде: дефицит государственного бюджета стал хроническим явлением; обыкновенные государственные доходы снизились с 447 млн. руб. в 1820 г. до 391 млн. руб. в 1822 г., росли недоимки; обыкновенные государственные расходы покрывались за счет средств, полученных от внешних займов и позаимствований из государственных кредитных и других учреждений.

Неустойчивость финансовой системы была во многом связана с находившимися в обращении бумажными деньгами – ассигнациями. Они были введены еще Екатериной II в 1768 г. для частичной замены обесценившейся медной монеты. Выпуск все новых и новых ассигнаций стал легким способом покрытия любых государственных расходов, и число их в обращении быстро росло, а стоимость падала, приводя к дороговизне всех предметов потребления.

У Канкрина были свои взгляды на пути преодоления кризиса. Он не считал нужным выкупать ассигнации, заключая займы или экономя средства из бюджета. По его мнению, изъятие ассигнаций нужно было отложить на длительное время – до тех пор, пока не будет накоплен достаточный фонд серебряных монет. До этого же следовало прекратить новые выпуски, закрепив тем самым стоимость уже циркулирующих бумажных денег. Этот план Канкрин выполнил с удивительным умением: за все его управление не было выпущено ни одного ассигнационного рубля, стоимость же бумажного рубля держалась в пределах 25-27 коп. серебром.

В своей деятельности Канкрин опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственных финансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи он постоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения к расходованию финансовых ресурсов.

Государственные расходы и доходы в период Е.Ф.Канкрина[1] 1823 и 1833 гг. млн. рублей в ассигнациях, 1843 г. серебряных.

1823 1833 1843
Расходы, всего в том числе: 479,1 495 740,3
военное и морское министерства 222,3 208,1 287
платежи по госдолгу 66,3 73,6 94,5
Доходы, всего в том числе: 463,4 501,7 777,7
Обыкновенные из них: 407,2 471,8 690,6
прямые налоги 133,2 121,0 161,7
питейные 131,2 116,9 190,8
таможенные 41,2 81,8 103,3
Займы 51,3 27,0 78,7

Стремясь выполнить две главные задачи – ликвидировать дефицит бюджета и создать денежные запасы – Канкрин применял некоторые экономические меры, которые и сам в принципе не одобрял. Так, в 1827 г. он ввел откупную систему в винную торговлю, взамен казенного управления, сопровождавшегося большими расходами казны и злоупотреблениями чиновников. Введя откупы, Канкрин не ошибся: доходы от продажи вина заметно возросли.

Другой мерой, осуществляемой при непосредственном участии Канкрина в 1822 г. было повышение сниженных за три года перед этим ввозных таможенных пошлин, в результате чего доходы казны возросли в несколько раз. Рост доходов был главной, но не единственной целью: увеличивая пошлины, Канкрин понимал, что протекционизм в данный период полезен для развития слабой отечественной промышленности.

Важным мероприятием Е.Ф.Канкрина, расширившим возможности иностранной и отечественной торговли, стимулирующим поиск новых форм, стала гильдейская реформа (1824). Она ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-й гильдии и расширяла права среднего городского купечества, ставила в определенные рамки торговлю купцов 3-й гильдии, стимулируя их переход в более высокую гильдию разрешением расширения предпринимательства. Улучшались торговые возможности крестьянства, в том числе крепостного, при условии уплаты всех налогов и пошлин. Тем самым укреплялась мелкая торговля в городах и обеспечивался дополнительный доход в государственный бюджет страны. К недостаткам гильдейской реформы можно отнести тот факт, что она не использовала систему прогрессивного подоходного налога, о чем много писали экономисты того времени, то есть налог брался с перечисленного товара, а не с обращающегося в торговле капитала. Улучшение организации торговли занимали помыслы Канкрина и в дальнейшем: в 1832 году был принят новый устав о векселях, уставы о торговой несостоятельности, о коммерческих судах, о петербургской бирже.

Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети и в особенности к расширению кредита не только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также и к сберегательным учреждениям.

Годы, когда Канкрин управлял финансами, были отягощены многими чрезвычайными расходами. Так, в 1827-1829 гг. требовались расходы на персидскую и турецкую войны, в 1830 г. – для подавления восстания в Польше; в 1830 г. в стране свирепствовала холера, в 1833 г. – вызванный неурожаем голод. Особенно тяготили министра военные расходы.

Все это время Канкрин готовил проект финансово-кредитной реформы, которая должна была улучшить состояние российских финансов. Но реализовать реформу на практике ему удалось только в 1839-43 гг.


3. «План финансов» М.М. Сперанского

При подготовке реформы Е.Ф. Канкрин обратил особое внимание на работу М.М. Сперанского «План финансов».

В 1809 г. известный в то время государственный деятель М.М. Сперанский по поручению императора занимался подготовкой проекта реорганизации государственного управления империи. «План финансов», предполагавший реформирование финансового управления, занял важное место в разработанной им программе.

«План финансов» состоял из двух частей. Первая включала первоочередные меры, которые следовало провести в 1810 году. Во второй рассматривались принципы организации финансовой системы в целом. Значительное внимание уделялось вопросам государственного бюджета, его сбалансированности.

В плане Сперанского развивалась мысль, что ассигнации, масса которых постоянно растет, превратились в своеобразный налог, с разной степенью тяжести ложившийся на различные части общества. Главные потери от него несли: 1) казна, получавшая фиксированные подати, в сумме которых не компенсировалось падение курса ассигнаций, а расходовавшая все больше из-за повышения товарных цен; 2) все те, кто получал от казны жалованье, пенсионы и другие фиксированные выплаты, так как они выплачивались ассигнациями по их номинальной цене; 3) частные лица, вступившие в договоры и давшие деньги взаймы, так как условия, составленные по одной цене ассигнаций, будут выполняться по другой, значительно понизившейся, поэтому реальная плата будет ниже, чет обусловленная договором. И если такое положение долго сохранится, все части государственного устройства будут расстроены.

Сперанский считал, что для устойчивого улучшения финансов необходимы равновесие в бюджете, бережливость в расходах и упорядочение долгов государства. Прежде всего, следовало добиться сокращения государственных расходов и «привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии», а также прекратить выпуск ассигнаций.

По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".

После долгих колебаний правительство приступило к претворению некоторых положений "Плана финансов". Идеи М.М. Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.

Для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной комиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М. Сперанского. Однако заем провалился, он был реализован лишь на 3,2 млн. рублей. Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом в стране свободных денежных капиталов долгосрочного вложения. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.

Е.Ф. Канкрин с уважением относился к М.М. Сперанскому и его работам о деньгах, он внимательно изучил их, о чем свидетельствует специальная работа**, а также схожие методы, используемые Канкриным при проведении финансово-кредитной реформы.


4. Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг.

4.1 Причины и цели реформы

Целями финансово-кредитной реформы было введение новых принципов организации денежной системы, устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций, а в более широком смысле – стабилизация денежного обращения и вывод страны из кризиса. Была и более конкретная причина проведения реформы – это разные курсы рубля: вексельный, податной, таможенный, биржевой и простонародный. Они менялись по времени и местностям, что усложняло и запутывало расчеты. Так, разница между биржевым и простонародным курсами достигала 18%. Попытки устранить этот лаж делались и до реформы. В 1837 г. было запрещено оформлять сделки на монету по простонародному курсу. Но это особого эффекта не дало.

4.2 Проведение реформы

1 июля 1839 г. вышел манифест «Об устройстве денежной системы», согласно которому все сделки с 1 января 1840 г. должны были заключаться только на серебро. Основной денежной единицей провозглашался серебряный рубль с содержанием 4 золотника 21 доли (18г) чистого серебра. Ассигнациям отводилась роль «вспомогательного знака ценности» с постоянным курсом 3 руб. 50 коп. за рубль серебром. Простонародный лаж прекратил свое существование. Ассигнации были отменены не сразу. После выхода манифеста поступления в казну и выдачи денег из нее должны были определяться в серебряных рублях, но сами платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях.

В один день с манифестом был опубликован указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Население сдавало в Депозитную кассу серебро и золото, а взамен получали депозитные билеты. Они обращались наравне с серебром и менялись на серебро рубль за рубль. Номиналы депозитных билетов были установлены в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб. Уже через год накопился разменный металлический фонд в 38 млн. руб. Этот фонд продолжал расти, так как депозитные билеты пользовались большой популярностью среди населения, особенно когда по Петербургу разнесся слух о том, что серебряные рубли скоро совсем отменят. Депозитные билеты эмитировались осторожно, в той мере, в какой накапливался металлический разменный фонд; их не хватало для потребностей товарооборота и обеспечения всех финансовых потоков; ассигнации продолжали обращаться.

Кроме депозитных билетов в 1841 г. были выпущены также кредитные билеты Сохранных Казен Воспитательных домов и Государственного заемного банка. Билеты выдавались под ссуды, выдаваемые под залог имений; размер эмиссии не должен был превышать 30 млн. рублей. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались как обычное платежное средство. Как и депозитные, кредитные билеты были, в сущности, квитанциями на серебро. Они носили исключительно временный, переходный характер. Конечной целью реформы был выпуск полноценных кредитных билетов.

1 июня 1843 г. в манифесте «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» сообщалось о начале выпуска кредитных билетов, обеспеченных «всем достоянием государства». На 1/6 суммы эмиссии кредитные билеты покрывались фондом звонкой монеты. Новые кредитные билеты, заменявшие все прочие виды бумажных денежных знаков (ассигнации, депозитные билеты, кредитные билеты сохранных казен), можно было разменивать на серебро и золото, но с определенным ограничением. Обменом с 1843 г. занималась Экспедиция государственных кредитных билетов; Государственный ассигнационный банк и Депозитная касса были упразднены. Билеты выпускались нарицательной стоимостью 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей.

Новые кредитные билеты вместе со звонкой монетой стали средством обслуживания денежного обращения.


5. Дальнейшая судьба преобразований

Таким образом, в результате реформы была создана новая денежная система, в которой ведущую роль играли кредитные государственные билеты, обеспечивавшиеся прежде всего через систему государственных банков. В первые годы реформы значительный разменный фонд в монетах и слитках, с избытком перекрывавший сумму, на которую были выпущены кредитные билеты, надежно обеспечивал их устойчивость. Но в последующие годы эмиссия пошла ускоренным темпом, а возможности размена кредитных билетов на звонкую монету не поспевали за ней. Разницу правительство пыталось покрыть за счет долговременных ссуд и внутренних займов у населения. Также широко практиковались займы банков у частных лиц.

Крымская война 1853-1856 гг. подорвала стабильную систему серебряного стандарта, созданную с таким трудом. Война потребовала резкого увеличения эмиссии и вызвала падение курса кредитных билетов. Всего с 1853 г. по 1 января 1858 г. общая сумма кредитных билетов возросла с 311,4 млн. руб. до 735,3 млн. руб. В 1854 г. правительство было вынуждено прекратить размен кредитных билетов на золото. Наплыв кредитных билетов привел к потере доверия к ним, их стали усиленно менять на серебро. Поэтому в 1858 г. размен на серебро был также прекращен. В России начался длительный процесс инфляции бумажных денежных знаков.


Заключение

Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839 – 1843гг. впервые установила в России серебряный монометаллизм. Главной платёжной монетой была утверждена серебряная (российской чеканки), а монетной единицей – серебряный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным знаком ценности.

Реформа имела важное значение для стабилизации денежного обращения в стране. Она уничтожила различные курсы рубля, оставив один, по которому совершались все обменные и расчетные операции; вывела из обращения большое количество бумажной денежной массы; разрешила свободный обмен кредитных и депозитных билетов на звонкую монету.

Заслуживает внимания и политика Е.Ф. Канкрина в будущность его министром финансов. Он сумел добиться бездефицитного бюджета, проявляя большую осторожность в использовании государственного кредита и установлении новых налогов, опираясь, главным образом, на бережливость и экономию в государственных расходах (прежде всего по военному ведомству) и способствуя развитию отечественной промышленности (в первую очередь горнодобывающей) через таможенную политику протекционизма и упорядочению внутренней торговли путём вовлечения мелких торговцев в систему налогообложения. Не меньшее значение имело наведение порядка в организации счётной и казначейской работы и устранение злоупотреблений в сборе государственных налогов.

В общем финансовая реформа, а также политика Канкрина были лишены радикально реформирующего характера, что обеспечивало большую практичность и приспособленность к жизни его.


Список использованной литературы

1.  Белоусов Р.А. «Экономическая история России: XIX век» Кн. 1, М: 2000

2.  Грузницкий Ю.Л. «Первая банковская реформа в России», «Финансы и кредит», №11, 2003

3.  Караваева И.П. «Государственные финансы России. XIX – пер. четверть XX вв.», М: 2003

4.  Мельникова А.С. «Деньги в России: История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г.», М: 2000

5.  Муравьева Л.А. «Экономика и финансы России во второй четверти XIX в.», «Финансы и кредит», №11, 2001

6.  «Русский рубль. Два века истории. XIX-XX вв.», М: 1994

7.  Юровский В.Е. «Министр финансов Е.Ф. Канкрин», «Вопросы истории», №1, 2000.



[1] Белоусов  Р.А. «Экономическая история России: XIX в.» Кн.1 М.,2000

** Записка о монетном обращении графа Сперанского с замечаниями графа Канкрина. – СПб., 1895

Содержание Введение 1. Личность Е.Ф. Канкрина 1.1 Краткая биография 1.2 Взгляды Е.Ф. Канкрина 2. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов 3. «План финансов» М.М. Сперанского 4. Финансово-кредитная реформа 1839-

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Формирование многопартийности в России
Формирование режима личной власти Сталина. Бюрократическая сущность государства. Роль партийных и репрессивных органов государства
Форсированная индустриализация Красноярского края
Франко-английские планы нападения на Советский Союз
Франко-германские отношения в 1871-1875 гг. "Военная тревога" 1875 года
Франко-русские отношения при Людовике XV
Франкское государство
Франція у другій половині XVIIст.
Французская буржуазная революция
Французьке просвітництво XVIII століття

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru