курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Гуманитарный университет
Факультет Конструирования и Моделирования одежды
Заочное отделение
Контрольная работа №1
По дисциплине "Политология"
на тему: "Формирование гражданского общества в России"
Выполнил:
_____________________________
_____________________________
Преподаватель: _______________
Екатеринбург, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
Предпосылки становления гражданского общества. 5
Специфика формирования гражданского общества в современной России 7
Условия формирования гражданского общества. 10
Вывод.. 13
Список используемой литературы... 14
Человек по своей природе существо общественное, и невозможно представить его жизнь вне общества, вне многообразных связей с людьми. В обществе всегда есть зоны, свободные от политической и государственной власти. Это – сферы, где люди решают проблемы сами, где им не требуются внешний арбитр, где им не нужны указания сверху, где они чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы достичь своих целей без обращения за помощью к государству. Для более эффективного решения своих проблем люди объединяются. Сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного вмешательства со стороны государства и его должностных лиц, называется гражданским обществом.
Гражданское общество как общество свободных индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется только с принятием конституции, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан. Другими важными условиями гражданского общества являются следующие – а) разрушение свободной иерархии и сословных привилегий, б) возрастание значения личности, личной свободы, в) обретение каждым гражданином возможности экономической самостоятельности на основе частной собственности. Гражданское общество способствует самодеятельности граждан, реализации творческого потенциала личности, потому что только свободный человек может созидать, экспериментировать, создавать новое.
Гражданское общество внутренне противоречиво. Оно не может существовать без государства, которое должно создавать правовое поле, гарантирующее единые правила игры для всех членов гражданского общества, и осуществлять контроль над соблюдением нормативного порядка. Гражданское общество требует определённой культуры, утверждающей ценности прав и свобод граждан, равенства всех перед законом, толерантности, демократии. Культура гражданского общества должна одновременно помогать формированию у каждого человека активной жизненной позиции и высокой гражданской ответственности.
В России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. В этом смысле Россия демонстрировала альтернативный западным образцам вариант развития. Основой дореволюционного российского общества была жёсткая властная иерархия, всячески ограничивающая развитие индивидуальной частной собственности на землю, ресурсы и средства производства. Правящий класс, обладавший монополией на власть, одновременно был собственником почти всех средств производства и ресурсов в стране. Он управлял бесправным полунищим и нищим большинством населения. Социальная структура, состоявшая из двух крайних полюсов, была обречена на постоянные конфликты. Среднего класса, который мог бы выступать стабилизирующим фактором общественного развития, силой, предотвращающей открытое столкновение данных антагонистических сил, почти не было.
К началу царствования Петра 1 в российском обществе появились предпосылки для плавной индустриализации: сложился всероссийский рынок, возросло число городов, ставших центрами ремёсел, активную роль играло купечество, сосредоточившее в своих руках необходимые капиталы. Однако возникавшие слои свободного сельского и городского населения, которые потенциально могли бы стать социальной базой для новых классов – буржуазии и рабочих, были лишены Петром 1 юридической свободы и записаны в государственные крестьяне. Модернизация России происходила за счёт использования крепостного труда и концентрации власти в руках монарха.
Реформы 1860-х гг. открыли возможность формирования гражданского общества. Начало этому положила отмена крепостного права в 1861 г. С ликвидацией крепостной зависимости была создана первая предпосылка гражданского общества – все жители России обрели личную свободу. Активизировался процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. К 1897 г. Количество мелких зажиточных хозяев равнялось 231 млн. человек, что составляло 18,4% от общей численности населения. К 1913 г. Оно возросло до 315 млн. человек. Средний класс быстро пополнялся за счёт дворянства, которое после реформы 1861 г. В большинстве своём дворянство разорилось, и вынуждено было искать другие источники дохода. Дворянство переходило на гражданскую и военную службы либо занимало места в торговых и промышленных компаниях, в науке, образовании, земствах. Развитие капитализма создавало среду частных интересов, появились первые биржи, объединения промышленников. Однако государство в лице монарха не хотело уходить от сферы частных, гражданских интересов, Половинчатые политические реформы начала 20 в. Так и не привели к превращению самодержавия в конституционную монархию. Экономическое развитие России сдерживалось абсолютической формой правления. Император Николай 2 не желал поделиться властью с нарождавшимся " третьим сословием" и осуществить назревшие реформы. Первая мировая война лишь обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.
Октябрьская революция 1917 г. Не затронула принципов организации общества. Произошедшая смена власти не только ускорила процесс формирования гражданского общества, а напротив, повернула его вспять. Вместо сословно-кастовой структуры была введена статусная. Общество, как и прежде, основывалось на отношениях власти. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая однавременно собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. В силу незрелости гражданского общества государство оказалось единственной силой, способной решить проблемы форсированной индустриализации, культурной революции, сохранить целостность и независимость страны. Отсутствие гражданского общества в России обусловило установление тоталитарного режима в стране.
Тоталитарный режим использовал идею мнимого конституционализма для придания государственной системе большей легитимности. Так, конституция в политической доктрине советского государственного строительства всегда рассматривалась важным фактором консолидации общества, символом законности власти. Эта законность распространялась на все социальные группы, кроме руководящей. По мере того, как советское общество становилось всё более открытым, нарастал кризис прежних форм легитимности власти. Попытки интегрировать идею "социалистического правового государства", соединив тем самым буржуазный конституционализм и советское право, принцип "свободной личности" и общества трудящихся, в существовавшую конституцию власти лишь снижали её интегративные возможности, поскольку были несовместимы с ней.
Начавшиеся с 1985 г. преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля. Отношения между государством и обществом развиваются в современной России на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с другой – неспособностью или нежеланием правящей элиты создать новые "правила игры" в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.
В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрения творческой инициативы обнаруживают антисоциальные формы, когда существующую роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включённым в активную экономическую деятельность, так как не были своевременно принятые необходимые для этого решения правительства. Обесценение денежных вкладов населения из-за инфляции. Отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.
На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности: прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок порождают психологический дискомфорт. Вследствие ошибок и просчётов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, осознание необходимости и ценности этих принципов крайне затруднено.
Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включения и обособления её сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удалённости их социальной позиции от той, которая признаётся своей. Так индивид устанавливает собственную политическую идентичность, осваивает собственную политическую позицию. На основе этой позиции он взаимодействует с обществом, государством. В российском обществе позиции большинства остаются размытыми, не входят за пределы первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющимся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость не обеспечена и проблематична. Сама возможность существования современных и политических организаций решающим образом зависит от предсказуемости и надёжности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми. В 1980-х гг. семейственность, клиентелизм, беззаконие, неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения к коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась.
Значительное влияние на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса форсированной модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменение материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.
В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.
В этих условиях только сильное государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике всё больше приобретать признаки правового конституционного государства.
Вследствие возрождения традиций гражданского общества в конце 1980-х гг. люди демонстрировали готовность создавать неполитические объединения. Однако для становления полноценного гражданского общества начавшемуся процессу гражданской самоорганизации необходим был ряд условий.
1. Осуществление разгосударствления собственности, так как экономическая самоорганизация и экономическая самостоятельность возможны только на основе частной собственности. Программа приватизации, к реализации которой приступили в 1992 г., должна была способствовать созданию экономической основы гражданского общества – установлению частной собственности. Можно по-разному оценивать ход приватизации, её итоги, но неоспоримо главное – в настоящее время в нашей стране существуют различные виды собственности на средства производства, граждане получили реальные права и возможности заниматься самостоятельно, без контроля и опеки государственных органов, экономической деятельностью.
2. Средний класс – как многочисленная социальная группа. Исторический опыт многих стран показывает, что только средний класс может быть главной опорой гражданского общества, так как люди, живущие в достатке, в меньшей степени зависят от государства и мало ориентированы на его прямую помощь и поддержку. Средний класс отличают следующие черты:
а) хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, достаточный для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи
б) высокая образованность и квалификация, позволяющие заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми видами деятельности, иметь определенный культурный кругозор, в (своего рода политический консерватизм, базирующийся на удовлетворенности своим социальным положением и заключающийся в осознанном неприятии политического радикализма и стремлении поддержать сложившийся в обществе институциональный и ценностно-нормативный порядок. Накопившиеся проблемы экономического и социального развития мешают быстрому становлению среднего класса в нашей стране. Значительная часть населения в настоящее время решает проблемы элементарного выживания, что мешает проявлению инициативы, творчества, принятию самостоятельных решений.
3. Становление культуры гражданской ответственности и гражданской инициативы. В российском обществе уже наметились определенные изменения в этом направлении, в сознании россиян укореняются ценности либерализма, демократии и правового государства. Однако это только первые шаги. Важно не только, чтобы люди ценили права и свободы личности, но чтобы они умели пользоваться этими правами, старались к успеху, а не завидовали тем, кто в данный момент оказался успешнее их.
4. Гражданское общество не может нормально функционировать без соответствующей нормативно - правовой базы. Нужны законы, защищающие права и свободы граждан, общепринятые правила решения споров и выхода из конфликтных ситуаций. Процесс создания нормативной базы, необходимой для становления и развития гражданского общества в России, идет противоречиво и часто запаздывает. Правовой вакуум заполняется нормами и правилами, которые диктуются более сильными, в том числе теми, кто связан с криминальными кругами или принадлежит к ним.
Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким - либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию. Российское общество вновь оказалось перед дилеммой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели сильной власти при отчуждении от нее народом. Пока же нередки случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что все больше отчуждается общество от власти, не служит гарантией неприкосновенности гражданских прав индивидов.
Известно, что гражданское общество, рыночная экономика и политическая демократия тесным образом связаны друг с другом. В этом отношении не является исключением и Россия. В России – несколько позже, чем в большинстве западных стран – начали формироваться идеи конституционного права, гражданского общества, разделения властей, политического представительства и так далее.
Таким образом, в отличие от стран Запада, где демократия, как правило, стала результатом длительного либерально-рыночного развития, в России в силу её национально-исторической, социокультурной, политико-культурной, конфессиональной специфики провозглашение демократических свобод явилось прологом рыночной экономики и либерализации политических отношений. России суждено было за предельно сжатые сроки пройти путь, который западные страны прошли за 150 – 200 лет. Этим во многом объясняются те трудности и пертурбации, с которыми российские народы столкнулись на этом пути.
В.С. Боровик. Б.И. Крестов. Основы политологии и социологии. М. Высшая школа., 2004.
К.С. Гаджиев. Политология. Учебник. М. Высшее образование. 2005. Теория политики. Под редакцией – Б.А. Исаева. М. Питер пресс., 2008.
Р.Т. Мухаев. Политология. М. Юнити., 2007.
Политология. Учебник для вузов. Под редакцией – В.Д. Перевалов. М. Норма – Инфра., 1999.
Г.В. Пушкарёва. Политология. Краткий курс лекций. М. Юрайт., 2003.
Гуманитарный университет Факультет Конструирования и Моделирования одежды Заочное отделение Контрольная работа №1 По дисциплине "Политология" на тему: "Формирование гражданского общества в
Формы государственного правления и государственного устройства
Формы правления и политические режимы
Элементы и уровни государственной идеологии
Этнополитические конфликты
Политическая культура возникновение, составные элементы политической культуры и ее типологизация
Политическая культура России
Политическая модернизация
Политическая мысль в средние века
Политический риск: сущность, уровни. Управление политическими рисками
Политическая наука
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.