База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Формирование и эволюция экономической мысли — Экономика

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБОАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Выполнила: студентка 1 курса,

гр. №1

факультета ЭиУЗ Баянова К. В

Проверила:  Ершова Т. В.  

г. Новосибирск 2005

 

Содержание

История экономической мысли………………………………………стр. 2

Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской       экономических школ…………………………………………………………..стр. 3- 5

Кембриджская и американские неоклассические школы… стр. 6

Институционализм и этапы его развития…………………………стр. 7 – 8

Кейнсианство неокейнсианство………………………………………..стр. 9 – 11

Неолиберализм и монетаризм………………………………………….стр. 12 – 13

Медицина в XVIIIв. в Западной Европе…………………………….стр. 14 – 15

Медицина в России в XVIIIв. ……………………………………………стр. 16 – 17

Медицина XIXв. ……………………………………………………………….стр. 18

Здравоохранение в России до Октябрьского

переворота 1917г………………………………………………………………. стр. 19 – 20

Здравоохранение Советского периода……………………………….стр. 21 – 25

Список использованной литературы………………………………….стр. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История экономической мысли

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин «экономия».

Попытки осмыслить принципы организации не отдельного хозяйства, а государственного, были предприняты много веков спустя. В этой связи наука получила новое название – «политическая экономия», т. е  учение о государственном хозяйстве.

В 1615г. написана книга «Трактат» Антуаном де Монкретье. Он изложил свои соображения королю Людвигу XIII: как собирать налоги и таможенные пошлины, способствовать развитию ремесел и торговли.

Следующий шаг в развитии экономической науки ознаменовало появление учения меркантилизма. Учение основано на представлении, что богатство состоит в обладании деньгами. Главной отраслью народного хозяйства является внешняя торговля, самыми ценными людьми – купцы.

В XVIIIв. во Франции зародилась физиократия, основателем которой стал Франсуа Кенэ.

Отцом экономики принято считать Адама Смита(1723 – 1790). Он считал, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики. По Смиту, спрос и предложение может успешно действовать в острой конкуренции. Идеи Смита были популярны в эпоху становления капитализма.

Карл Маркс (1818 – 1883) выдвинул свою экономическую теорию. Он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем замене другой системой.

Трудовая теория стоимости  - фундамент здания марксистской политической экономии. Обмен  товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством труда, который затрачен на их производство.

Социальное общество должно базироваться на собственности и некой плановой экономике, которая исключает «анархию» и «хаос» рынка, и присущие ему социально – экономические противоречия между трудом и капиталом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ

В последней трети XIX века происходит «субъективизация» всех общественных наук. Предшествующие сто лет обществоведы пытались найти «объективные законы» общественного развития. Но в конце XIX в. стала меняться вся парадигма обществознания, что было связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы. На первый план выдвинулся человек со своими субъективным, индивидуальным сознанием и начал играть доминирующую роль в общественных науках. Ведущее значение приобрели три неоклассические школы: Венская, Лозаннская и Кембриджская.

Венский университет стал одним из самых значительных и влиятельных научных центров  XIX - XXвв. Венская (Австрийская) школа сформировалась вокруг Карла Менгера(1840 – 1921).

Маржиналисты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей.

Маржиналистский анализ представляет собой фундаментальную экономическую теорию, объясняющую любую экономику.

Потребность – стремление к реализации какой – либо нужд, испытываемой человеком, недостаток чего – либо вызывает стремление устранить его. В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезности товаров, материальных и духовных благ.

Менгер напрямую связал полезность и редкость предметов потребления. Степень полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага – количества,  которым располагает потребитель. Потребность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Этот закон носит название   Первого закона Госсена.

Менгер для обозначения полезности ввел термин «предельная полезность». Убывающая  предельная полезность помогает понять, что с позиции потребителя конкретная полезность определяется предельной полезностью.

Венская школа рассматривала цену товара либо как выражение степени его полезности, либо как плату за отказ от иного использования товара. Цена является результатом столкновения на рынках продавцов и покупателей.

Второй закон Госсена: должно обеспечиваться равенство предельных полезностей на каждую единицу денежной оплаты каждого товара.

О.Бем-Баверк ввел  понятие субъективной и объективной стоимости. Субъективная стоимость – личная оценка товара потребителем и продавцом.

Объективная стоимость – цены, которые формируются в ходе их взаимодействия на рынке.

Ф. Визер распространил принцип убывающей полезности на факторы производства и расширил рамки анализа, доказав, что на определенном этапе начинает проявлять себя закон убывающей производительности: объем производства и затраты растут, а отдача не увеличивается или даже сокращается.

Одновременно с Венской начала свое развитие Лозаннская школа, которая положила начало исследованию экономического равновесия с помощью методов математического моделирования.

Основателем этой школы стал француз Леон Вальрас (1834 – 1910), профессор Лозаннского университета, где его сменил итальянец Вильфредо Парето (1848 – 1923).

Базовые положения модели Вальраса: всякое рыночное хозяйство в тенденции стремиться к равновесию; экономическая деятельность осуществляется на базе принципа субъективной  полезности.

Вальрас разделил субъектов на две группы:

·  Владельцы производительных услуг (земли, труда и капитала)

·  Предприниматели (фирмы)

Равновесные цены способствуют  устранению излишков  и дефицита – количество предлагаемых товаров соответствует количеству приобретаемых товаров, общая сумма цен равна совокупным издержкам.

Общее равновесие – устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности.

Рыночное равновесие – наилучшее положение в рамках уже сформировавшейся системы распределения, модель Парето предлагает невосприимчивость общества к неравенству.

 

Кембриджская и американские неоклассические школы.

Традиции классической английской политической экономии продолжила в новый период маржиналистской реформации экономической теории Кембриджская школа, которая сформировалась вокруг Альфреда Маршалла (1842 – 1924). Ключевая идея Маршалла – переключение усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение процессов, протекающих на рынке. С помощью концепции «равновесной цены» он осуществил единый подход к анализу процессов, протекающих в рыночной экономике, объединив теории издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.

Маршалл ввел понятия «цены спроса» и «цены предложения», также их эластичности: цена снижается – спрос растет, цена повышается – спрос падает.

В Кембриджском университете Маршалла сменил Артур Пигу (1877 - 1959). Пигу разработал инструментарий обеспечения благосостояния на основе посылок теории убывающей предельной полезности,  субъективно – психологического подхода оценки благ и принципа утилитаризма. Для более строгой оценки уровня благосостояния он предложил использовать показатели, более полно отражающие жизненные параметры и стандарты.

Основателем американской неоклассической школы является Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938). Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности»: в условиях, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение факторов дает все меньший и меньший прирост продукции, т. е  предельный продукт переменного фактора постоянно уменьшается.

На основе модели Дугласа и Кобба была построена первая модель экономического роста, который обеспечивается вложениями в производственные факторы, степень взаимозаменяемости которых постоянна. Далее стали разрабатываться более сложные модели производственных функций, учитывающие факторы производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институционализм и этапы его развития

В XIXв. в Западной Европе, а позднее в США возникло новое направление экономической мысли – институционально – социальное. Его представители ставили перед собой задачи:

1.  выступить оппонентами защитникам монополистического капитала

2.  разработать концепцию защиты среднего класса по средством реформации, в первую очередь, экономии.

Принципиальное отличие институционально – социального направления от классической и австрийской школ состояло в неэкономическом объяснении сущности и движущих сил общественного развития.

Основоположником немецкое исторической школы являлся Фридрих Лист (1789 – 1846). Разработал теорию производительных сил и создал учение о стадиях хозяйственного развития нации. Все его теории работали на одну идею – обосновать необходимость государственной поддержки развития мануфактур и промышленности в интересах прогресса национального производства.

Основная критика экономистов-историков была направлена против принципов классической школы. В основе институционализма лежали правовой, нравственный, историко-генетический подходы.

Институционалисты поставили  под сомнение основные постулаты классической политической экономии. Они настаивали на том, чтобы объектом изучения в экономической теории был реальный человек. Отвергли главные постулаты ортодоксальной теории экономического либерализма и «идею интересов».

Институционализм включает в себя четыре направления:

1.  социально – психологическое во главе с Т. Вебленом. Рассматривал психологию коллектива, а не индивидуума. Сконструировал психологическую теорию экономического развития. Основным противоречием капитала является  противоречие между индустрией и бизнесом.

2.  социально – правовое во главе с Д. Коммонсом. Его взглядам присущи две особенности:

·  основа экономического развития – юридические отношения и правовые нормы;

·  выражение интересов рабочей аристократии.

Разработал теорию социальных конфликтов. Особое внимание уделял роли корпораций и профсоюзов.

3.  эмпирическое во главе с У.К. Митчеллом. Отрицал возможность создания общей теории циклического развития экономики.

4.  социологическое во главе с Дж. Гелбрейтом. В корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфраструктура.

Капитализм трансформируется в индустриальное общество, лишенное многих недостатков капитализма. Деятельность корпораций устремлена к достижению наивысших производственных результатов.

Как направление экономической мысли институционализм довольно расплывчат, включает в себя множество течений и школ.

 

Кейнсианство и неокейнсианство

Самую большую революцию в экономической теории произвел воспитанник Кембриджской школы и ученик А. Маршалла Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946). Стал основоположником направления экономической мысли – нового интервенционализма.

Кейнс предложил радикальный способ избавления от жестоких кризисов и массовой безработицы. Он сделал следующие выводы: экономия во время депрессии пагубна; снижение цен или замораживание заработной платы не добавляет экономической устойчивости; рост цен стоит приветствовать, т.к он стимулирует инвестиции и экономическую активность;

Государство должно играть решающую роль в предотвращении кризиса и безработицы. Оно вмешивается в распределении дохода общества и сосредотачивает в своих руках денежные и другие ресурсы в целях активного воздействия на экономику. Для обеспечения полной занятости работников следует расширять покупательскую способность населения и покупку предпринимателями новых средств производства. Для этого государство должно наращивать объемы новых капитальных затрат в производство и увеличивать расходы на другие социально – экономические цели, используя повышение размеров налогов и выпуск большего количества денег.

Кейнс исследовал зависимости и пропорции между совокупными народнохозяйственными величинами, поскольку главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций. Благодаря этому Кейнс разработал теорию эффективного спроса, и основное внимание уделил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций.

Прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов незначительна. С ростом доходов предельная склонность к потреблению уменьшается, т.е по мере роста дохода прирост потребления замедляется, что является основной причиной снижения доли потребления на протяжении повышенной фазы экономического цикла в долгосрочном плане.

Кейнс представил макроэкономическое описание четырьмя основными  агрегатами ( доход, сбережения, инвестиции, потребление), выдвинув на первый план реальные производственные потоки и связи.

Для Кейнса инвестиции являются функцией предельной эффективности и нормы процента; занятость зависит от дохода инвестиций.

Избыточные сбережения Кейнс трактует как избыточное предложение товаров – такая ситуация оборачивается общим кризисом перепроизводства. Вывод: для поддержания роста национального дохода нужно увеличить капитальные вложения.

Создание дополнительных рабочих мест во всех сопряженных отраслях отразиться на росте платежеспособного спроса рабочих и соответственно создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом будут решены взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста, решение проблем безработицы.

Кейнс выступал сторонником фиксации заработной платы и проведения экономической политики, направленной на достижение высокой занятости в народном хозяйстве. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильный рост национального дохода, а инфляция имеет место только тогда, когда растет эффективный спрос при полной занятости.

Уже при жизни Кейнса возникло новое течение в развитии экономической теории – неокейнсианство.

Классики экономической теории исследовали рыночную структуру, которая получила название совершенная конкуренция: большое количество фирм, однородная продукция, никто не обладает долей рынка, влияющей на цену продукта, вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничивался.

Экономисты никогда не отрицали, что в экономике монополия присутствует, хотя в большинстве случаев объясняли ее внеэкономическими факторами. На процессы роста  монополизации в последней трети XIXв. обратила внимание немецкая историческая школа, а с 1930-х гг. экономический анализ активно приступил к изучению несовершенной конкуренции.  

Джоан Робинсон (1903 - 1983) и Эдвард Чемберлин (1899 – 1967) изучали изменение условий и характера рыночной конкуренции. Они выступали против положения о невозможности производителя влиять на цену. Наоборот, производитель получает такую возможность, занимая исключительную возможность на рынке в силу небольшого числа поставщиков или ограниченного количества товаров определенного качества. Таким  образом, вслед за совершенной конкуренцией в экономическую теорию вошли виды несовершенной конкуренции: монополия, дуополия, олигополия, монопсония.

Неолиберализм и монетаризм

В последнюю четверть XXв. произошло бурное возрождение неолиберальных концепций экономической мысли. Как система взглядов Неолиберализм ведет начало от А. Смита и Д. Риккардо.

Неолибералов объединяет общность методологии, первостепенное внимание они уделяют поведению отдельного человека, экономике фирмы, хотя и признают широкое вмешательство государства в экономическую жизнь. Основными школами неолиберализма являются:

1.  Фрайбургская

2.  Лондонская

3.  Чикагская

В неолиберализме существует множество направлений:

·  Правые – противники государства, проповедники абсолютной экономической свободы;

·  Левые – разрабатывают более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности;

·  Критики кейнсианства;

·  Исследователи микроуровневых эффектов рынка;

В западных странах получили наибольшее признание экономические подходы, для которых неолиберализм является методологической основой и на которые опирается современная неолиберальная политика: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.   

Мировой экономический кризис 1973 – 1975гг. ярко продемонстрировал, что замена рыночного саморегулирования экономики кейнсианскими методами государственного вмешательства не способна полностью избавить общество от кризисных потрясений. Неоконсерваторы выдвинули собственные теоретические разработки и практические рекомендации по проблемам инфляции, политики налогов.

Монетаризм   опирается на на количественную теорию денег. Его предпосылки:

·  Количество денег в обращении определяется автономно;

·  Скорость обращения денег жестко фиксирована;

·  Изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;

·  Исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;

Фридмен проанализировал три функции цен: информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод, что попытки заставить цены способствовать реализации социальных целей в плановой социалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю функцию от остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов.

Монетаризм исходит из положения, что рыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики: фискальная политика выталкивает частные инвестиции из производства.

 

о главе с Т. ихологическое себя четыре направления"номического либерализмаолитической экономии. вижущих сил общественного

Развитие медицины в период XVIIIXX вв.

                          Медицина в XVIII веке в западной Европе.        

Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в Европе – в Голландии, Англии, Франции.

Для Нового класса – молодой буржуазии из ремесленников и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы, причин социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви. Великие географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, открыли пути к новым рынкам и новым завоеванием. Пришла пора использования достижений науки новых знаний.

Ж.О Ламетри пропагандировал исключительно опытный путь развития естественной медицины. В своей книге «Человек – машина» он создал целую программу перестройки физиологической науки на основе опытов.

П.Ж. Кабанис закрывал университеты схоластического направления, создавал вместо них общенародные школы, в том числе и госпитали.

Материалистические  воззрения и опытное направление благотворно сказались на ряде направлений медицины. Возникла самостоятельная дисциплина – анатомия. Клиническая медицина все больше опиралась на экспериментальные исследования. Венский врач Л. Ауенбруггер внедрил в клинику метод перкуссии.

Рене Лазник разработал  метод аускультации. Результаты аускультации сравнивал с патологоанатомическими изменениями, способствуя развитию клиники.

Философскую поддержку своим материалистическим суждениям врачей получили в концепциях стихийно – материалистического характера в конце XVII – XVIII вв. у философов – материалистов Дидро, Гольбаха, которые были соратниками врачей – материалистов Леруа, Ламетри, Кабаниса.

В 40 – х. гг. начал распространяться марксизм, который большое внимание уделял развитию естествознания; его принципы были изложены в «Манифесте коммунистической партии», в котором получила обоснование материалистическая диалектика.

Начало XIX в. – время выдающихся открытий в медицине и биологии. Веллер впервые синтезировал вне организма мочевину в кристаллах. Либих заложил основы органической химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина в России в XVIII в.

Медицина в России к XVIII в. преодолела «период отсталости», в котором пребывала долгое время из-за татаро-монгольского ига. По отдельным направлениям она уже находилась на одном уровне с цивилизованным государствами, и даже начала обгонять их. Хотя крепостное право, закабалившее большинство населения страны, было серьезным препятствием на пути развития великой страны, ее экономики, промышленности и науки. До середины XVIII в в России не существовало университетов.  В 1755 создан первый университет М.И. Ломоносовым. Медицинский факультет начал функционировать в 1764г. Факультет вначале давал общее образование не только для будущих врачей, лишь в последующем среди его студентов появились те, кто посвятил свою жизнь медицине. Факультет смог дать полноценную и общую подготовку будущим врачам. Но, и как в западных странах, университет не обеспечивал подготовку практических врачей. Врачей готовили госпитальные школы.

Госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIIIв. в эпоху Петра I. Петр I не оставлял без внимания ни единой сферы жизни государства, в том числе и медицину. Бывал за рубежом, наряду с корабельным делом  он живо интересовался медицинским искусством. Понимая неудовлетворительное состояние здравоохранения: частые эпидемии, высокую смертность, резкую нехватку врачей, Петр начал строительство сухопутных и морских госпиталей, а при них госпитальных школ для подготовки лекарей. Первый сухопутный госпиталь был открыт в Москве в 1707 году, тогда же при нем появилась первая госпитальная школа, рассчитанная на 50 учащихся. Следует высоко оценить качество программ и характер преподавания в госпитальных медицинских школах России. Такой системы образования не было нигде в Европе. Деятельность школ руководствовалась общими указаниями и правилами, в том числе и Генеральным регламентом о госпиталях. В 1735 году в него были включены правила обучения, сроки учебных программ по медицинским дисциплинам ( 5 – 7 лет), а также по философии и латинскому языку. После обучения следовал жесткий экзамен, который включал 3 – 4 операции на трупе. В госпиталях для госпитальных школ устраивались специальные палаты для клинических занятий, преподавания основ акушерства и анатомии.

По распоряжению П.З. Кондоиди  стали вести истории болезней – «скорбные листы» на каждого больного, в госпиталях были выделены клинические палаты, организованы медицинские библиотеки. Во главе госпиталя стоял врач.

В эпоху Петра качество медицинского обучения и требования к врачам были высокими. Чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно  было получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIIIв. степени доктора медицины удостоено 89 русских и 309 иностранных врачей.

В 1764г Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины.

В 1797г. созданы   гражданские врачебные управы в губерниях.

В 1710 вместо Аптекарского приказа создана медицинская канцелярия как центральный орган здравоохранения, во главе которого стоял врач – архиатер.

К концу XVIIIв. в России работало 878 врачей.

В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы департаменту МВД. В 1786г. воспитательные медицинские школы реорганизовались в медико-хирургические училища, которые открыли путь к созданию медико-хирургических академий.

Петр также стал родоначальником лечения минеральными водами. По его распоряжению в Олонецком крае, в Липецке, Старой Руссе открыты водолечебницы, в которых гражданское население и военнослужащие получали процедуры. По приказу Петра  была построена и стала работать инструментальная мастерская для производства медицинского оборудования. Был введен учет демографических явлений, т.к смертность населения была высока и необходимо было иметь людские резервы для государства и армии. В Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома; здесь же в акушерских школах шла подготовка повивальных бабок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина XIX века.

В Новое время входит хронологически и XIX век – эпоха клинического развития медицины, век выдающихся ученых и  медицинских школ. Во второй половине XIXв. обозначились 2 тенденции развития науки, в том числе и медицины:

·  Образование новых дисциплин;

·  Интеграция ряда направлений и проблем в самостоятельные науки;

Медицина XIXв. развивалась на фоне исторических событий. Прежде всего это Великая французская революция (1789), которая открыла двери для трудящихся в высшую школу, провела радикальную реформу образования, сформировала условия  для развития рыночных отношений, расширения внешних связей.

Естествознание и медицина XIXв. в России находилась под воздействием передовых материалистических воззрений в диалектике, в том числе взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.

В России в XIXв. формируется школа офтальмологов. В 1805г. в Москве открылась первая в мире глазная больница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало XX столетия. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 года.

В XX веке произошел третий, наиболее насыщенный открытиями, этап НТР, буквально ворвавшийся в медицину.

В начале XX в., как признак социально – экономического неблагополучия, не прекращались эпидемии острозаразных заболеваний, особенно сыпного тифа, которым в течении 1907 – 1917  болело более 1 млн. человек. В течение 1915 года в России было зарегистрировано около 800 тыс. случаев эпидемических заболеваний, из 43 тыс. больных холерой, 178 тыс. – брюшным тифом. В 1909 г. от оспы умерло 32 тыс. человек, в стране имело место эпидемическое распространение туберкулеза, сифилиса, трахомы, гонореи.

Из примерно 6 млн. рождаемых ежегодно 2 млн. детей умирали в России каждый год от болезней и недоедания. Младенческая смертность составляла 250  на 1000. Общая смертность была 25 – 30 на 1000 чел. населения; средняя продолжительность жизни – примерно 40 лет. Среди причин смерти в России первое место занимали туберкулез, пневмонии, инфекционные заболевания.

Организации медицинской помощи мешала разноведомственность органов и учреждений здравоохранения. Накануне  Первой мировой войны в стране насчитывалось более 10 организаций, ведающих медицинским делом.

В России создавалось множество комиссий, проводились многочисленные проверки состояния здравоохранения.

К 1913 году в России насчитывалось 23 тыс. врачей. Число больниц в 1913 году не превышало 4500, не более 1 больничной койки на 1000 жителей империи. В 1913г. на всю страну имелось 9 детских и женских консультаций и 550 мест в детских домах.

К началу Первой мировой войны было всего 16 ВУЗов, из них 13 медицинских факультетов университетов и 1 военно – медицинская академия. На всю страну имелся один современный НИИ экспериментальной медицины, учрежденный в 1890г. в Петербурге, несколько лабораторий при кафедрах, а также Психоневрологический институт в С – Петербурге, созданный Бехтеревым.

К числу приоритетов в организации медицинской помощи нужно отнести не только теоретическое обоснование необходимости национальной системы здравоохранения, но и начало их практического воплощения в жизнь – земской системы с ее принципами  бесплатной общедоступной медицинской помощи на селе и участковости, разъездной медицинской помощью, бюро санитарной статистики. Сюда же нужно отнести фабрично – заводскую и  городскую медицину, основавшую структуру фабрично – заводских медицинских и городских учреждений.

В конце XIX – начале XXв. произошли позитивные процессы в здравоохранении России. К их числу следует отнести и начавшееся становление страховой медицины как организации, дополняющей деятельность существующих медицинских служб. С 1858г. используется опыт медицинских касс.

Общественное движение российских медиков наиболее эффективно проявилось в организации и проведении земских съездов врачей в губерниях.

Были и негативные стороны здравоохранения этого периода:

·  Низкий уровень всех показателей общественного здоровья вплоть до распространенности эпидемических заболеваний – тифов, кори, чумы, оспы, холеры;

·  Недостаток ресурсов здравоохранения – больничных коек (всего 209 тыс. на всю страну), медицинских кадров; мизерное материальное обеспечение (не более 1 рубля в год на жителя на все медицинские нужды);

·  Отсутствие единой национальной системы здравоохранения, отсутствие центрального органа управления системой здравоохранения, несмотря на все попытки его создания;

·  Охват земской медицинской организации лишь части территории России (34 губернии);

Все  эти и другие изъяны вытекали из существующих бюрократической, чиновничьей государственной системы в Царской России, которая не могла обеспечить формирование политической воли правящей верхушки, т.е осознания роли здравоохранения в обществе и представления необходимых условий, включая материальные средства для его обеспечения. Россия была очень далека от создания гражданского общества, в условиях которого и могут быть успешно решены проблемы здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравоохранение Советского периода (до Великой Отечественной войны)

После Октябрьского вооруженного восстания, Февральской революции, свержения самодержавия, власти Временного правительства наступил новый период  новейшей  истории России – образование Советского государства, руководители которых заявляли о начале строительства социализма.

29.10.1917г. был принят декрет «О 8-часовом рабочем дне», в соответствии с ним дети до 14 лет до работы не допускались, женщины и подростки до 18 лет к подземным работам.

22.12.1917г. Центральный исполнительный комитет утвердил декрет «О страховании на случай болезни», а 14.11.1917 Ленин подписал декрет «О бесплатной передаче больничным классам всех лечебных учереждений». 30.10.1918г. обнародован декрет «О социальном страховании», был принят ряд других важных для здравоохранения постановлений. Был организован Медико-санитарный отдел при Петроградском военно-революционном комитете во главе с М.И. Барсуковым. До образования Наркомздрава создавались врачебные коллегии, которые затем были объединены в Совет врачебных коллегий. Первым наркомом был назначен Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.

В интересах демократии и широкого правительства, трудящихся в Наркомздраве был создан Центральный медико-санитарный совет. В качестве консультативного органа под председательством Тарасевича был организован ученый медицинский совет.  

18.03 – 23.03.1919г. – VIII съезд Российской коммунистической партии большевиков (РКПб). Съезд принял новую Программу партии. Впервые в программу РКП(б) был введен специальный раздел, посвященный здравоохранению, в котором подчеркивалось значение профилактического направления, «проведения широких оздоровительных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».

Даже в годы Гражданской войны в стране создавались новые институты и лаборатории, в том числе объединение НИИ санитарно – гигиенического и микробиологического профиля.

Посильное внимание уделялось охране здоровья матери и ребенка. В стране создавались консультации по обслуживанию не только больных, но и здоровых детей, проводились профилактические мероприятия, недели ребенка, недели охраны материнства и младенчества.

В решениях Наркомздрава подчеркивалась ведущая роль социально – профилактических мер, ориентация на профилактическое направление медицины.

С 1924 года систематически осуществлялись меры, способствующие восстановлению и развитию служб здравоохранения на селе. Совнарком РСФСР 30.06.1924г. принял постановление «Об обеспечении медицинской помощью сельского населения».

По согласованию Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории и стационары.

Становление и развитие советского здравоохранения задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала.

1918 – 1922 открыто 16 медицинских факультетов университетов.

В 1922 г. выявлено более 76 тыс. случаев заболеваний оспой.

15.09.1922г. СНК РСФСР принял декрет «О санитарных органах республики».

До 18.02.1919г. существовало два типа медицины:

·  Государственная (Наркомздрав)

·  Страховая (за счет отчисления предпринимателей)

Несмотря на слияние этих двух секторов здравоохранения, для развития медицины средств не хватало. В период НЭПа решено было дополнительно обложить страховым налогом работодателей. Размер страхового взноса составил от 21% до 28,5% от размера заработной платы. Из него на лечебную помощь отчислялось до 7% заработной платы. Вскоре отчисления были отменены, и здравоохранение держалось на государстве.

С началом пятилеток сфера социальной политики  была поставлена на второй план, а вместе с ней и здравоохранение.

Сталин и его сподвижники делали упор на развитие индустрии, коллективизацию сельского хозяйства. С этого периода началось экстенсивное развитие здравоохранения – расширения материально – технической базы, подготовка большого числа медицинских работников, что при недостаточности ресурсов и остаточном принципе финансирования приводило к неудовлетворительному обеспечению  медицинских учереждений оборудованием, медикаментами.

В 1929г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», предусматривающее преимущественное обеспечение медицинской помощью ряда групп рабочих и колхозников.

В 1935г. II Всесоюзный съезд колхозников – ударников принял новый устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунктов по охране труда и здоровья колхозников. Возросло число сельских медицинских учереждений, в том числе здравпунктов.

19.02.1927г. принят декрет ЦИК «О санитарных органах республики».

8.10.1927г. вышло соответствующее постановление СНК РСФСР, согласно которому повсеместно устанавливался текущий санитарный контроль.

В конце 20-х г.г появились новые учреждения -   санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). В эти годы создана служба охраны материнства и детства с сетью поликлиник и женских консультаций, число которых возросло с 2,2 тыс. до 8,8 тыс. к 1940 году. Высокими темпами увеличивалось число больниц, диспансеров, поликлиник. В стационарах к 1940 году насчитывалось 791 тыс. больничных коек. Для подготовки медицинских кадров в 1929 по 1938 годы было организовано 24 медицинских ВУЗа; с 1930 года медицинские факультеты университетов перешли в ведение Минздрава, срок обучения в них увеличился до 5 лет. Число врачей возросло до 155,8 тыс.

На крупных промышленных предприятиях стали организовываться «цехи здоровья»  - медико-санитарные части (МСЧ).

20.07.1936. организован Народный комиссариат здравоохранения как союзно-республиканское учереждение.

В 1932 году по инициативе Горького учрежден Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ).

Произошли изменения основных показателей состояния здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания, уменьшилась распространенность малярии и др. инфекционных заболеваний и паразитических болезней, резко снизилась общая смертность, возросла средняя продолжительность жизни населения.

К началу Великой Отечественной войне существенно расширилась материальная база здравоохранения. Число врачей увеличилось более чем в 6 раз, до 130,4 тыс. человек; среднее число медицинских работников – до 412 тыс.; объем больничной помощи вырос в 5 раз, а количество амбулаторий и поликлиник к 1940г. до 13 тыс. К 1941г. врачебных участков стало 13500, а фельдшерских пунктов 18 тыс. за предвоенные годы создана мощная сеть санаториев и домов отдыха.

Во время Великой Отечественной войны была создана четко действующая система помощи раненым, больным – от батальонных медицинских пунктов. Мобилизация всех ресурсов здравоохранения позволила и в тылу, и на фронте предотвратить распространение эпидемических заболеваний.

Перед органами здравоохранения встала неотложная проблема медицинского обеспечения гражданского населения и прежде всего рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико – санитарные части, опыт организации которых имелся еще до войны; расширилась сеть  здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев.

Особое внимание было обращено на помощь детям, многие из которых остались без родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались молочные кухни, «пищевые станции», увеличивалось число домов ребенка, ясли.

В июле 1944г. издан указ президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и учереждение ордена «Материнская слава» и медали « Медаль материнства».

Война потребовала мобилизации сил ученых – медиков для решения неотложных проблем лечения раненых и больных, создания научно – обоснованной организации медицинской помощи.

Советский период истории здравоохранения в официальных публикациях и прежних исследованиях оценивался как триумф новой системы охраны здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Мамедов О.Ю. Современная экономика/ Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - 1995г. – 605с.

2.  Основы экономической теории/ под ред. Доктора экономических наук В.Д. Камаева – М: МГТУ им. Баумана Н.Э. – 1997г. – 282с.

3.  Основы экономической теории/ под ред. В.Д. Камаева – М: «Юнити» - 2005г. – 725с.

4.  Экономическая теория – учебник для студентов ВУЗов – М: «Практ» - 2004г. – 381с.

5.  Прохоров А.М. / Советский энциклопедический словарь IV изд./ Прохоров А.М – М: «Советская энциклопедия» - 1990г. – 1632с.

6.  Политология. Словарь/ ред. и сост. Аверьянов Ю.И – М: Московский коммерческий университет – 1993 – 431с.

7.  История медицины – учебник для ВУЗов/ Лисицын Ю.П – М: «Гоэтар – мед» - 2004г. – 400с.

8.  Бондаренко Е.Л Экономическое учение марксизма – М: 1999г. – 132с.

9.  http:// www. Biblioteka.ru

10.  http:// www. 5 ballov.ru.

 

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБОАЗОВАНИЯ РФ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Вып

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в Республике Беларусь
Формирование оборотных средств на предприятии
Шляхи підвищення ефективності використання основних виробничих фондів підприємства
Формирование себестоимости продукции
Эволюция взглядов экономистов на предмет экономической науки
Эволюция макроэкономической политики государства в США: от Ф. Рузвельта до Р.Рейгана
Эволюция отношений собственности в XX веке в России и мире
Формирование стратегии предпринимательской деятельности
Эволюция теории экономического роста
Экономический анализ основных средств предприятия

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru