курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня уже нельзя отрицать того факта, что переход к рынку в России вызвал серьезные качественные потрясения в экономике страны. Старая система хозяйственных связей, механизм хозяйствования были разрушены, а новые или не созданы или пока не начали работать, как этого хотелось бы. Выход из данного положения видится в укреплении микроуровневых связей рыночных субъектов, в рационализации общей материальной основы этих связей – кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий. Решить указанные задачи можно путем реинтеграции этих связей. Средством решения в условиях рыночной экономики, как это следует из вышеизложенного, должны стать финансово – промышленные группы (ФПГ). В нашей стране с целью их развития принят Федеральный закон о финансово-промышленных группах, введенный в действие 30 ноября 1995г.
Финансово-промышленная группа формируется в результате объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников с целью повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций.
Важнейшими задачами создания ФПГ являются:
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
- обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспобности продукции отечественных предприятий;
- содействие демонополизации рынков продукции промышленного комплекса;
- осуществление прогрессивных структурных изменений промышленности, конверсии оборонных предприятий;
- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
1. Финансово-промышленные группы как вид интеграции предприятий
1.1 Понятие финансово-промышленных групп
Финансово – промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово – промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (Федеральный закон о финансово – промышленных группах от 30 ноября 1995 г.).
К наиболее существенным характеристикам ФПГ относятся следующие:
- Интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
- Наличие общей стратегии;
- Добровольное участие и сохранение юридической самостоятелъности участников;
- Структура ФПГ позволяет решать многие вопросы с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и объединениях.
ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных и торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно – финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное или дочерние общества, образующие ФПГ.
В состав ФПГ входят коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные. Исключение составляют общественные и религиозные организации. Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.
В состав участников ФПГ могут входить также инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
Финансово-промышленные группы обладают одной особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры. Исследуя связи и зависимости корпораций по составу пайщиков и их долям в акционерном капитале, по составу членов правлений, советов директоров и т.д., по характеру и условиям кредитных сделок, по систематическим контрактным соглашениям, можно приблизительно очертить границы той или иной ФПГ. Но нельзя, например, вчинить иск какой-нибудь ФПГ, такого ответчика не существует. Можно лишь иметь дело с отдельными фирмами, входящими в группу, но не с группой как таковой.
Крайняя запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ вызвана стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность. Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Эти связи складываются посредством системы участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости.
1.2 Мировой опыт деятельности финансово – промышленных групп
В настоящее время за рубежом действуют около 40 тыс. ФПГ и транснациональных корпораций, имеющих в 150 странах около 180 тыс. филиалов. Они контролируют от 1/3 до 1/2 промышленных производств, более 1/2 внешней торговли, 4/5 пакетов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу-хау.
В странах с высокоразвитой рыночной экономикой ФПГ играют весьма важную роль в народном хозяйстве. Их создание вызвано стремлением эффективно воздействовать на рынок посредством контроля над производственно-распределительным циклом из одного центра. К примеру, комплекс «Ривер-Руж», хозяином которого был Генри Форд, еще в начале XX в. охватывал весь процесс производства автомобилей - от выплавки стали до выпуска готовой машины.
Особый интерес представляют формы регулирования деятельности ФПГ в развитых странах. Так, координация деятельности участников осуществляется посредством холдинговой компании. Например, в состав ФПГ Ф. Флика входит 49 компаний, в том числе 17 финансовых. Он представляет собой группировку крупных фирм олигополистического типа. Концерн располагает собственной банковской компанией и опирается в своей деятельности на Немецкий банк. Роль координатора могут выполнять траст-фонды и банк (например, группа Рокфеллера).
В Японии распространена такая форма, как взаимно владение акциями: перекрестное владение акциями предотвращает захват фирмы со стороны иностранных капиталов. Центральным органом координации деятельности является совещание президентов фирм, проводящееся секретно. Закрытость касается даже повестки дня.
Состав участников ФПГ с течением времени изменяется. Слияния и поглощения крупнейших корпораций резко активизировались на Западе в 70-90-е годы. Некоторая часть слияний и поглощений происходит в рамках одной и той же ФПГ.
Мировая практика показала, что финансово-промышленные группы экономически целесообразны, они обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над исполнением этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, аккумулирование средств, маневренность в распоряжении ими.
1.3 Развитие ФПГ в Российской Федерации
Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономике определяют специфику формирования ФПГ.
ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмам, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одно направления па другое, использовать для создания филиалов в различные регионы страны. ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.
Формирование ФПГ в России началось в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиление финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.
В настоящее время в России зарегистрировано более 80 ФПГ. В целом ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью, охватив более 100 направлений деятельности в разнообразных отраслях.
Существующие российские ФПГ можно классифицировать по различным признакам: масштабу деятельности, способу создания, типу организационного строения, специфике центра формирования ФПГ, видам и др.
По способу создания все действующие ФПГ можно подразделить на созданные:
- по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д., на основе межправительственных соглашений);
- в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе, рыночными методами консолидации пакетов акций).
На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. В основном в каждой из созданных групп использованы комбинации возможных вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.
ФПГ с точки зрения их центра создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, условно делятся так:
- банковские;
- промышленные (примером могут служить Волжско – Камская ФПГ, «Магнитогорская сталь» и т.д.);
- торговые (например, ФПГ «Сокол»).
По масштабам деятельности ФПГ делятся на следующие виды:
- региональные (58% всех созданных ФПГ);
- межрегиональные (например, Фпг «БелРусАвто»);
- транснациональные (например,«Нижегородские автомобили», «Транснациональная алюминиевая компания»);
- ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица стран СНГ. Основными задачами ФПГ в рамках СНГ являются восстановление традиционных хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ, интенсификация интеграционных процессов, сохранение позиций на мировом и внутреннем рынках товаропроизводителей стран СНГ.
Организационное строение ФПГ может базироваться на развитии внутренних договорных отношений между участниками в форме консорциума, стратегического альянса, союза. Другим типом ФПГ является холдинг.
По способу устройства различаются:
- вертикальные ФПГ - объединения, в которых предприятия - участники выпускают, допустим, один вид изделия, участвуя, в его производстве на разных стадиях. Примером служат «Союз - агропром»;
- горизонтальные ФПГ - группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или выпускают одну и ту же продукцию;
- конгломераты представляют собой группы: в их состав включены несколько непосредственно не связанных между собой производств.
Универсальной схемы формирования ФПГ нет. Однако можно отметить ряд общих закономерностей:
- широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
- целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
- долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
- высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
- селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
- совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.
В России в процессе формирования ФПГ сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.
Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.
При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев - в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь, необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд. ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ. Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем
1.4 Государственная поддержка ФПГ
Создание ФПГ отвечает прежде всего интересам государства. Государство получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.
В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.
Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, которые позитивно повлияют на организацию ФПГ, видится следующим образом:
1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.
2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.
3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.
4. Разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости.
5. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
6. Осуществление экспортно-импортных операций предприятиями участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена ФПГ).
7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.
9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.
11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.
Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.
2. Расчет себестоимости производства блоков из ячеистых бетонов в отчетном году
Рассчитаем себестоимости блоков из ячеистых бетонов (табл. 1).
Таблица 1 – Расчет себестоимости блоков из ячеистых бетонов
№ п/п | Наименование | Единица измере- ния | Количество | Цена за ед.(руб.) | Затраты | |
на ед. продук- ции (руб.) | на общий выпуск (тыс.руб.) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Сырье и материалы (основные) | |||||
1 | Песок | т | 0,23 | 85,0 | 19,55 | 488,75 |
2 | Известь | т | 0,02 | 210,0 | 4,20 | 105 |
3 | Цемент | т | 0,01 | 980,0 | 9,80 | 245 |
4 | Алюминиевая пудра | кг | 0,28 | 10,0 | 2,80 | 70 |
5 | Опанол | кг | 0,02 | 5,8 | 0,12 | 2,9 |
6 | Машинное масло | кг | 0,55 | 15,0 | 8,25 | 206,25 |
7 | Мелющие тела | т | 0,00125 | 200,0 | 0,25 | 6,25 |
Итого | 44,97 | 1124,15 | ||||
2. | Сырье и материалы (вспомогательные) | |||||
1 | Вода технологическая | куб.м | 0,23 | 1,0 | 0,23 | 5,75 |
2 | Теплоэнергия | тут | 0,25 | 200,0 | 50,00 | 1250,00 |
3 | Электроэнергия | тыс./кв т/ч | 0,02 | 270,0 | 5,40 | 135,00 |
4 | Сжатый воздух | куб.м | 0,03 | 85,0 | 2,55 | 63,75 |
Итого | 58,18 | 1454,50 | ||||
Всего | 103,15 | 2578,65 | ||||
3. | Заработная плата рабо- чих (основная и допол- нительная) | 1293,36 | ||||
4. | Единый социальный налог | 336,27 | ||||
5. | Расходы на содержание и эксплуатацию обору- дования | 1370,77 | ||||
6. | Цеховые расходы | 1222,25 | ||||
7. | Цеховая себестоимость | 6801,31 | ||||
8. | Общезаводские расходы | 297,90 | ||||
9. | Заводская себестоимость | 7099,20 | ||||
Продолжение таблицы 1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10. | Внепроизводственные расходы | 141,98 | ||||
11. | Полная себестоимость | 7241,19 | ||||
12. | Объем продукции в дого- ворных ценах | 8399,78 |
Таблица 2 - Расчет фонда оплаты труда основных и дополнительных рабочих за год
№ п/п | Наименование профессии | Фонд рабочего времени (1 раб.ч) | Численность (чел.) | Тарифный разряд | Часовая тарифная ставка (руб./ч) | Фонд за- работной платы (тыс.руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Производственные рабочие | |||||
1 | Оператор | 1860 | 7 | 4 | 22,83 | 297,25 |
2 | Мельник | 1860 | 1 | 5 | 25,81 | 48,01 |
3 | Крановщик | 1860 | 9 | 3 | 20,2 | 338,07 |
4 | Моторист | 1860 | 1 | 3 | 20,2 | 37,56 |
5 | Рабочий по подготовке форм | 1860 | 2 | 4 | 22,83 | 84,93 |
6 | Такелажник | 1860 | 3 | 4 | 22,83 | 127,39 |
2. | Итого | 23 | 933,21 | |||
3. | Вспомогательные рабочие: | |||||
Рабочие по обслуживанию механизмов и транспорт-ных средств | 1860 | 2 | 5 | 25,81 | 96,02 | |
4. | Итого | 25 | 1029,23 | |||
5. | Доплата 1…5% от п.4-2% | 20,57 | ||||
6. | Итого основная зарплата | 1049,80 | ||||
7. | Дополнительная заработная плата | 104,98 | ||||
8. | Всего | 1154,78 | ||||
9. | Доплаты за тяжелые условия труда | 138,57 | ||||
10 | Всего с учетом доплаты за тяжелые условия труда | 1293,36 |
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования рассчитываются по смете (таблица 3).
Таблица 3 - Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
№ п/п | Наименование затрат | Сумма (тыс. руб.) |
1 | Заработная плата дежурного персонала (основная и дополнительная) | 78,22 |
2 | Начисления на заработную плату | 20,34 |
3 | Охрана труда | 3,13 |
4 | Смазочные материалы | 2,48 |
5 | Вода на охлаждение оборудования | 8,25 |
6 | Возобновление мелкого инструмента и инвентаря | 0,24 |
7 | Амортизация оборудования | 825,0 |
8 | Текущий ремонт | 412,5 |
9 | Прочие неучтенные расходы | 20,63 |
Итого | 1370,77 |
Заработная плата дежурного персонала основная и дополнительная определяется по следующей формуле:
З = 3 × 11,95 × 1860 × 1,02 × 1,15 / 1000 = 78,22 тыс. руб.,
где 1,02 – коэффициент доплаты;
1,15 – коэффициент премирования.
Амортизацию оборудования рассчитывают исходя из балансовой стоимости и данных норм амортизационных отчислений на реновацию (полное восстановление) основных фондов:
А = F× Nа × 1000 / 100,
где F – балансовая стоимость оборудования;
Nа – норма амортизации
А = 6,6 × 12,5× 1000 / 100 = 825 тыс. руб.
Для определения цеховых расходов составляется соответствующая смета (табл. 4).
Таблица 4 - Смета цеховых расходов
№ п/п | Наименование статей | Сумма затрат (руб.) |
1 | 2 | 3 |
1 | Заработная плата цехового персонала | 330000,00 |
2 | Отчисления на социальное страхование | 85800,00 |
3 | Охрана труда | 34528,85 |
4 | Содержание зданий и сооружений | 771924,65 |
5 | Амортизация зданий и сооружений | |
6 | Текущий ремонт | |
7 | Прочие неучтенные расходы | |
Итого | 1222253,50 |
Таблица 5 – Заработная плата цехового персонала
№ п/п | Наименование должности | Количество человек | Должностной оклад (руб./мес.) | Годовой фонд зарплаты (руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Начальник цеха | 1 | 6250 | 75000,00 |
2 | Мастер | 2 | 5125 | 123000,00 |
3 | Лаборант | 3 | 3000 | 108000,00 |
4 | Уборщица | 1 | 2000 | 24000,00 |
Итого | 7 | 330000,00 |
3. Формирование и распределение финансовых результатов деятельности предприятия
3.1 Местные сборы, относимые на финансовые результаты
Местные сборы рассчитываются исходя из минимальной оплаты труда (МОТ), установленной на государственном уровне, среднесписочной численности работников предприятия и ставки местного сбора.
Мм, у, б = 3 min * Ч * Н м, у, б / 100,
где М м, у, б – размер местного сбора 1,2,3 пунктов;
3min – минимальная оплата труда (МОТ), установленная на данный год, руб.;
Ч - среднесписочная численность работников предприятия, чел.;
Н м, у, б – установленная администрацией муниципального образования ставка налога соответственно 1,2,3 в %.
РАСЧЕТ
3min = 100 руб.
1. Налог на содержание муниципальной милиции:
НМ = 100*35*12* 0,5/100 = 210,0 руб.
2. Налог на уборку территории:
НУ = 100*12*35*2,0/100 = 840,0 руб.
3. Налог на благоустройство территории:
НБ = 100*12*35*0,5/100 = 210,0 руб.
Итого местных сборов –1260,0 руб.
3.2 Направления использования чистой прибыли
Полученная чистая прибыль предприятия распределяется им самостоятельно. Государственное воздействие на выбор направлений использования прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы и экономические санкции.
На 2002 год установлен налог на прибыль в размере 24% от прибыли, последующей налогообложению.
На рисунке 1 показаны возможные направления использования чистой прибыли предприятия.
Рисунок 1 – Формирование финансового результата и его распределение
3.3 Анализ динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятий за два года
Для анализа и оценки уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия пользуются данными таблицы 6.
Таблица 6 – Показатели деятельности предприятия
Показатель | Предшеству- ющий период | Отчетный период | Отчетный период в % к предшеству- ющему периоду |
2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг собственного производства | 10333,48 | 8399,78 | 81 |
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг собственного производства, тыс. руб. | 1347,84 | 1158,59 | 86 |
Результат от прочей реализации, тыс. руб. | 40,00 | 70,00 | 175 |
Сальдо от внереализационных операций, тыс. руб. | 120,00 | 140,00 | 117 |
Прибыль от посреднической деятельности, тыс. руб. | 100,00 | 110,00 | 110 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. | 1607,84 | 1478,59 | 92 |
Местные сборы, относимые на финансовые результаты | 1,55 | 1,26 | 81 |
Прибыль подлежащая налогообложению, тыс. руб. | 1606,29 | 1477,33 | 92 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 1220,78 | 1122,77 | 92 |
Затраты на 1руб. реализационной продукции, коп. | 86,95 | 86,21 | 99 |
Себестоимость реализованной продукции | 8985,64 | 7241,19 | 81 |
3.4 Анализ динамики показателей результатов хозяйственной деятельности предприятий за два года
3.4.1 Анализ производства и реализации продукции
Таблица 7 - Динамика производства и реализации продукции
Год | Объем производства продукции, тыс. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2000 | 10333,48 | - | - | 10333,48 | - | - |
2004 | 8399,78 | 82 | 82 | 8399,78 | 82 | 82 |
Вывод: в отчетном периоде по сравнению с базисным объем производства и реализации продукции уменьшился на 1933,7 руб., а цепные темпы роста - на 18 %.
3.4.2 Анализ использования основных средств
Показатели, характеризующие использование основных фондов считаются за два периода, а затем производится сравнение.
Таблица 8 - Показатели использования основных средств
Показатели | 2000 год | 2004 год |
Фондовооруженность | 144,83 | 176,79 |
Фондоотдача | 1,66 | 1,36 |
Фондоемкость | 0,60 | 0,74 |
Фондорентабельность | 0,20 | 0,18 |
Для анализа использования основных средств рассчитывают следующие показатели:
1. Фондовооруженность труда:
где – средняя годовая стоимость основных производственных фондов;
C – среднесписочная численность работников.
Средняя годовая стоимость ОПФ рассчитывается по следующей формуле:
,
где Бст – балансовая стоимость;
А – амортизация.
тыс. руб.
тыс. руб. / чел.
Вывод: фондовооруженность в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 31,96 тыс. руб./чел.
2.Фондоотдачу:
где Q – объем произведенной в данном периоде продукции;
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
руб.
Вывод: в отчетном периоде с каждого рубля, вложенного в основные фонды было получено 1 руб. 36 коп. готовой продукции, что на 30 коп. меньше, чем в базисном периоде.
3.Фондоемкость продукции:
где – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Q – объем произведенной в данном периоде продукции.
руб.
Вывод: в 1 рубле готовой продукции отчетного периода содержится 74коп. основных фондов. Это на 14 коп. больше чем в 1 руб. готовой продукции базисного периода.
4. Рентабельность основных средств:
,
где П – чистая прибыль;
Q – среднегодовая стоимость основных средств.
руб.
Вывод: рентабельность основных средств в отчетном периоде составила 18 коп., что на 2 коп. меньше чем в базисном. Это значит рентабельность основных средств уменьшилась.
3.4.3 Анализ использования материальных ресурсов предприятия
Таблица 9 - Анализ показателей материалоемкости
Показатель | 2000 год | 2004 год | Отклонение абсолютное | Отклонение относительное, % |
Выпуск продукции, тыс. руб. | 10333,48 | 8399,78 | -1933,70 | 81 |
Материальные затраты, тыс.руб. | 3651,74 | 2578,65 | -983,09 | 72,4 |
Общая материалоемкость, коп. | 35,00 | 30,00 | -5,00 | 85,7 |
Опираясь на данные таблицы 10, можно сделать вывод: доля материалоемкости уменьшилась на 14,3% или на 5 коп.
3.5 Факторный анализ динамики объема готовой продукции
3.5.1 Анализ динамики объема готовой продукции
Анализ динамики готовой продукции производится с использованием индексного метода.
Стоимость продукции представляет собой произведение количества продукции в натуральном выражении q на единицу продукции p.
Агрегатный индекс стоимости продукции или товарооборота определяется по формуле:
где p1q1 – стоимость продукции текущего периода в текущих ценах;
p0q0 – стоимость продукции базисного периода в базисных ценах.
Абсолютное изменение стоимости продукции вычисляется по формуле:
8400000 – 10332000 = - 1932000 руб.
Вывод: стоимость продукции (товарооборота) в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшилась на 19 %
3.5.2 Анализ динамики объема готовой продукции за счет изменения объема производства
Агрегатный индекс физического объема продукции рассчитывается по формуле:
где q0 – количество продукции в натуральном выражении в базисном периоде
q1 – количество продукции в натуральном выражении в отчетном периоде;
p0 – базисная (фиксированная) цена единицы товара.
Абсолютное изменение физического объема продукции вычисляется по формуле:
12915000– 10332000 = 2583000 руб.
Вывод: количество произведенной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет увеличения количества продукции повысилось на 25%.
3.5.3 Анализ динамики объема готовой продукции за счет изменения цен на готовую продукцию
Агрегатный индекс Г. Пааше с отчетными весами определяется по следующей формуле:
где q1p1 – фактическая стоимость продукции (товарооборот) отчетного периода;
q1p0 – условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.
Абсолютное изменение объема произведенной продукции в денежном выражении в результате изменения цен на продукцию определяют по формуле:
8400000 – 12915000 = - 4515000 руб.
Вывод: цена произведенной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным снизилась на 35%, а объем произведенной продукции за счет снижения цены снизился на 4515000 руб.
3.6 Факторный анализ себестоимости продукции
3.6.1 Анализ динамики затрат
Агрегатный индекс затрат рассчитывается последующей формуле:
где – совокупные затраты в отчетном периоде;
– совокупные затраты в базисном периоде;
Абсолютное изменение затрат в денежном выражении рассчитывается по формуле:
7241250 – 8985600 = - 1744350 руб.
Вывод: совокупные затраты в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшились на 20 % или на 1744350 руб.
3.6.2 Анализ динамики затрат на производство за счет изменения объема производства
Агрегатный индекс затрат на производство продукции за счет изменения объема производства рассчитывается по следующей формуле:
где q0 – количество продукции в натуральном выражении в базисном периоде
q1 – количество продукции в натуральном выражении в отчетном периоде;
z0 – базисная (фиксированная) себестоимость единицы продукции.
Абсолютное изменение физического объема продукции вычисляется по формуле:
11232000 – 8985600 =2246400 руб.
Вывод: затраты на производство продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличились на 2246400 руб.
3.6.3 Анализ динамики затрат на производство за счет изменения себестоимости единицы продукции
Агрегатный индекс затрат на производство продукции за счет изменения себестоимости единицы продукции вычисляется по следующей формуле:
где q1z1 – фактические затраты на производство продукции отчетного периода;
q1z0 – условные затраты на производство продукции в отчетном периоде.
Абсолютное изменение затрат в денежном выражении в результате изменения себестоимость единицы продукции определяют по формуле:
7241250 – 11232000 = - 3990750 руб.
Вывод: в результате снижения себестоимости единицы продукции на 36% затраты на производство уменьшились на 3990750 руб.
3.6.4 Анализ динамики объема произведенной продукции за счет изменения численности персонала и производительности труда
Агрегатный индекс объема произведенной продукции за счет изменения численности персонала и производительности труда рассчитывается по формуле:
где w0c0 – объем произведенной продукции в базисном периоде;
w1c1 – объем произведенной продукции в отчетном периоде;
Абсолютное изменение объема произведенной продукции в денежном выражении рассчитывается по формуле:
7241,25– 8983,8= - 1742,55 тыс. руб.
Вывод: объем произведенной продукции уменьшился на 1742,55 тыс. руб.
3.6.5 Анализ динамики объема готовой продукции за счет изменения численности персонала
Агрегатный индекс объема произведенной продукции за счет изменения численности персонала рассчитывается по следующей формуле:
,
где с0 – численность работников в базисном периоде;
с1 – численность работников в отчетном периоде;
w0 – базисная (фиксированная) производительность труда.
Абсолютное изменение объема произведенной продукции в денежном выражении в результате изменения численности персонала определяется по формуле:
7245– 8383,8 = - 1738,8 тыс.руб.
Вывод: за счет уменьшения численности персонала на 20% объем произведенной продукции уменьшился на 1738,8 тыс. руб.
3.6.6 Анализ динамики объема произведенной продукции за счет изменения производительности труда
Агрегатный индекс объема произведенной продукции за счет изменения производительности труда рассчитывается по формуле:
,
где с0 – численность работников в базисном периоде;
w0 – производительность труда в базисном периоде;
w1 – производительность труда в отчетном периоде.
Абсолютное изменение объема произведенной продукции в денежном выражении в результате изменения производительности труда рассчитывается по формуле:
7241,25 – 7245 = - 3,75 тыс. руб.
Вывод: в результате понижения производительности труда на 0,1% объем произведенной продукции уменьшился на 3,75 тыс.руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Совокупные затраты в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшились на 1744,45 тыс. руб. Это произошло за счет:
- уменьшения материальных затрат на 983,09 тыс. руб.
- понижения затрат на оплату труда на 281,02 тыс. руб.
- понижения единого социального налога на 73,07 тыс. руб.
- роста амортизационных отчислений на 55,2 тыс. руб.
- уменьшение доли прочих затрат на 352,07 тыс. руб.
а) Уменьшение материальных затрат в отчетном периоде по сравнению с базисным произошло за счет увеличения общего выпуска продукции и уменьшения количества сырья и материалов.
б) В результате уменьшения численности персонала в отчетном периоде по сравнению с базисным затраты на оплату труда уменьшились.
в) В результате снижения заработной платы единый социальный налог уменьшился.
г) Вследствие увеличения нормы амортизации амортизационные отчисления увеличились.
д) Уменьшение прочих затрат произошло из-за снижения материальных затрат, затрат на оплату труда, цеховых расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
2. Совокупные затраты на единицу продукции в отчетном году по отношению к базисному уменьшилось на 159,63 руб.
а) Материальные затраты в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшились на 74,93 руб. Это произошло из-за увеличения общего выпуска продукции с одной стороны и уменьшения количества сырья и материалов с другой стороны.
б) Затраты на оплату труда на единицу продукции уменьшились на 26,97 руб. в отчетном периоде по сравнению с базисным в результате увеличения общего выпуска продукции с одной стороны и уменьшения численности персонала с другой.
в) Размер единого социального налога на единицу продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшился на 7,01 руб. в результате снижения заработной платы на единицу продукции.
г) Амортизационные отчисления на единицу продукции уменьшились на 5,48 руб. вследствие непропорционального увеличения общего выпуска продукции и нормы амортизации.
д) Прочие затраты на единицу продукции уменьшились на 54,75 руб. по причине уменьшения материальных затрат, затрат на оплату труда, цеховых расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования с одной стороны и увеличения общего выпуска продукции с другой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грузинов В.П. Экономика предприятия. М., 2002.
2. Зайцев Б.Ф. Механизм создания российских региональных ФПГ. – М., 2003.
3. Волков О.И. Экономика предприятия. – М., 2004.
4. Райзберг Б.А. Курс экономики. – М., 2001.
5. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – М., 2006.
6. Ильин М.С. Финансово – промышленная интеграция и корпоративные структуры. – Ростов н/Д, 2003.
7. Скрипнюк Д.Ф. Финансово – промышленные группы в РФ // Финансы -2004. - №3.- С.37.
8. Цветков В.А. ФПГ и государственная поддержка // Экономист. - 2004.-№3. - С.16.
9. Косачев Ю.В.Экономико–математические модели эффективности финансово – промышленных структур. – М., 2005.
10. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов экономических специальностей. – Ростов н/Д: РГСУ, 2006.
Приложение 1
Финансовые показатели деятельности предприятия
Приложение 2
Показатели использования основных средств
ВВЕДЕНИЕ Сегодня уже нельзя отрицать того факта, что переход к рынку в России вызвал серьезные качественные потрясения в экономике страны. Старая система хозяйственных связей, механизм хозяйствования были разрушены, а новые или не созданы и
Эволюция экономических систем
Экологическое страхование
Экономические риски и неопределенность
Экономические свободы и роль государства в их защите
Экономические системы
Экономические системы
Экономика промышленного предприятия
Экономический анализ активов баланса
Экономико-статистический анализ наличия и использования основных фондов
Экономико-статистический анализ производства продукции
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.