База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Фронтовая хроника «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского — Литература и русский язык

Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку...

А. Т. Твардовский

С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасно использовал его в «Повестях Белкина». Это помогает приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий.

Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. Но этот же прием позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские бытовые сцены, та же простота и доходчивость при несомненных художественных достоинствах произведения.

Был трудный бой.

Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Сразу «заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не надо вопросов и биографий — надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». Без рассуждений принимается помощь ребенка: боец не имеет возраста. Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых.

Шел бой за улицу.

Огонь врага был страшен,

Мы продвигались к площади вперед.

А он гвоздит — не выглянуть из башен,—

А черт его поймет, откуда бьет...

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

..А. дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Небольшое по объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрые решения, некогда предаваться сентиментальным рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление, осторожничанье было не в чести.

Что ж, бой не ждет.— Влезай сюда, дружище! —

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

В этих строках слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность, скорее дает ее в восприятии своего юного героя. Когда же рассказ «возвращается» к танкисту, он не идеализирует обстановку, а показывает ее со всеми реалиями.

Подъехали. Вот здесь. И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Страшная картина возмездия. Но это логическое завершение любого посягательства на свободу отечества, поэтому не воспринимается чем-то ужасным, не подходящим для литературного описания. Враги получили по заслугам. В следующий раз они не будут легкомысленно надеяться на скорую победу.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал...

Что может быть ценнее на войне, кроме взаимопомощи и взаимовыручки. Удивительно, но в стихотворении Твардовского вместился целый военный эпизод. Поэтическая форма позволила автору многое не досказать, что-то оставить за рамками произведения. Личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта. Главное же достигну-Т0 — показана яркая картина штурма населенного пункта, занятого врагом.

В «Рассказе танкиста» поэт применяет свой излюбленный способ — кольцевую композицию, подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще не скорую, хотя и неминуемую победу. Был трудный бой. Очередной из многих боев, которые предстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите родины.

Твардовскому прекрасно удалось передать обстановку и настроение того сурового времени. Немногословно, но весомо сказать о безвестных героях, раскрыть образ времени, его суровую романтику и реальную жизнь — главная задача автора. Лирика А. Т. Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит нас патриотизму, честному, а не показному отношению к порученному делу.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку... А. Т. Твардовский С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в п

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Фома Гордеев: своеобразие жизненного пути
Финал литературного произведения и его роль в раскрытии авторского замысла
Убийцы мнимые и истинные в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Философские взгляды в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Тема свободы и изгнания
Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока
Тема футлярности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru