База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Герман Гессе и романтизм — Литература и русский язык

Мюнстер Елена Георгиевна

Немецкоязычный поэт и писатель Герман Гессе начал свой творческий путь в конце 19-го века. В 1899 году вышел в свет его первый поэтический сборник «Романтические песни», в котором он заявил о себе как поэт и последователь романтизма. В дальнейшем выходят и другие поэтические и прозаические произведения, которые также, в большей или меньшей степени, можно отнести к романтическим. Для более верного определения характера этих произведений необходимо было иметь точные критерии романтичности, а для этого, в первую очередь, определить основные черты романтизма вообще и немецкого – в частности. Необходимо было также выяснить, кто из немецких романтиков оказал на Гессе особенное влияние, и в чем это влияние проявлялось. Определенный интерес представляла и точка зрения самого Гессе на романтизм и неоромантизм, на его представителей. На заключительном этапе исследования предполагалось установить, кем же являлся Гессе на самом деле – романтиком или реалистом, и является ли дань романтическим традициям достоинством или недостатком.

Теме немецкого романтизма посвящено много исследований и научных работ. Наиболее известными из них по праву являются работы Н.Я.Берковского «Романтизм в Германии» и Жирмунского В.М. «Немецкий романтизм и современная мистика». Большое внимание немецкому романтизму уделено и в Истории зарубежной литературы Х1Х в. под редакцией Я.Н.Засурского и С.В.Тураева.

В результате анализа этих материалов были выявлены следующие характерные особенности романтизма, нашедшие свое отражение в творчестве Германа Гессе : одушевление природы благодаря употреблению метафор, олицетворения; воспевание темы странничества, вызванного страстью к движению, к переменам, уход в природу. Это и необычайная музыкальность лирических произведений, связь с народной песней и наличие присущих ей задушевности и простоты; большое внимание к личности, ее

универсальности; выдвижение на первый план личности художника – поэта, музыканта, живописца. Как и другие романтики до него Гессе развивает тему Востока, пишет о любви и о юношеских страданиях. Как Гете и Новалис активно использует тему единства жизни и смерти как целостного процесса, пишет философскую лирику, отражающую проблемы бытия.

В творчестве Гессе отразились и такие недостатки романтизма, как некоторый субъективизм в описании чувств и событий, идеализация старины, в основном средневековья, а в некоторых случаях и пассивная позиция – отрыв от реальной жизни, уход в нереальный, фантастический мир.

Романтизм как литературное течение не возник в Германии на пустом месте. Как отмечает В.М.Жирмунский, он «явился непосредственным продолжением и развитием идей эпохи «бури и натиска» [3, с. 21]. В свою очередь тенденции романтизма оказали определенное влияние на поэтов и писателей более позднего периода, вызвали к жизни неоромантиков и экспрессионистов. Особенностью творчества Германа Гессе, как и других художников конца 19-го, начала и середины 20-го века, является то, что он испытывал влияние сразу нескольких литературных направлений – позднего просвещения, романтизма и первых элементов зарождающегося реализма.

Вопрос о влиянии романтических тенденций на творчество Германа Гессе вызывал и продолжает вызывать глубокий интерес, как у отечественных, так и зарубежных исследователей творчества писателя. Можно назвать следующие работы: книгу Курта Вайбеля «Герман Гессе и немецкая романтика» (1954), статью Корнелии Буркхардт «Отношение Германа Гессе к классицизму и романтизму» (1984.) статью Т. Е. Некрасовой «Творчество Германа Гессе и традиции романтизма» (1987).

В своей работе Курт Вайбель характеризует творчество Германа Гессе как романтическое. При этом он отмечает ряд таких особенностей, которые позволяют говорить о том, что Гессе не просто следовал романтическим традициям, но так их прочувствовал и преобразовал, что смог сделать их близкими и понятными не только своим современникам, но и последующим поколениям. Осуществляя связь времен, Гессе пропагандировал взгляды и идеи одного из виднейших представителей раннего немецкого романтизма – Новалиса. По мнению Курта Вайбеля, лишь в редчайших случаях Гессе подражал Новалису осознанно и намеренно – в случае с голубым цветком в сказке «Ирис» или выражая идеи Новалиса в «Степном волке» и в «Игре в бисер». В основном же это подражание было неосознанным стремлением приблизиться к почитаемому им образцу [9, с.12]. Таким же образцом, считает Вайбель, был для Гессе и Э.Т.Гофман.

Особое влияние на творчество Гессе оказал Жан Поль. Как пишет Вайбель, именно Жан Поль с его всеобщей любовью определил человеческую позицию Гессе [9, с.12]. Влияние Жан Поля проявилось уже в одном из ранних прозаических произведений писателя – «Петере Каменцинде», а затем сказалось в изображении саксафониста Пабло из «Степного волка», Нарцисса и Гольдмунда, служителя Лео из «Паломничества в страну Востока» и, наконец, Иозефа Кнехта из «Игры в бисер». Вайбель затрудняется точно определить, насколько осознанно следовал Гессе и этому романтическому образцу, во всяком случае, благодаря влиянию Жан Поля герои Гессе находили выход из душевного отчаяния, а созданные Жан Полем образы являлись примером и свидетельством «внутренней божественности человека» [9, с.12-13].

Вайбель подчеркивает, что поэты-романтики были для Гессе друзьями, их образы он воссоздавал в своих произведениях, именно они явились главными героями магического театра в «Степном волке», и одной из заслуг Гессе является то, что в своем творчестве он вывел их за пределы романтики [9, с.14].

Очень близок был Гессе, по мнению Вайбеля, и Клеменс Брентано, с его мятущейся душой, жизнью, напоминающей печальное стихотворение или народную песню. Гессе и Брентано, считает Вайбель, объединяет и стремление соединить два полюса жизни – духовное и земное. Образ Брентано незримо присутствует и в герое «Степного волка» и в «Нарциссе и Гольдмунде». А характерная для Гессе символика «вечной матери», по всей видимости, берет свое начало и в «Картине каменной матери» Брентано.

Вайдель не оставляет без внимания и влияние на Гессе Эйхендорфа. Он считает, что именно Эйхендорфу Гессе обязан своим простым и ровным стилем, а повесть «Кнульп» - многими сюжетными линиями.

О сходстве Гессе и Гельдерлина пишет другой немецкий исследователь Гуннар Деккер. Он отмечает, что им обоим «было близко мировоззрение романтиков, хотя оба связывали с ним собственные философские представления: Гельдерлин – идеалы античности, Гессе – очарование востоком и реакцию на модернизм» [6]. Гельдерлину Гессе посвятил одно из своих стихотворений, его имя часто встречается на страницах произведений Гессе.

Говоря об образцах для подражания, учителях в творческой деятельности, нельзя не упомянуть имя другого швабского романтика – Э. Мерике. С Гессе их роднило не только швабское происхождение, но и восприятие действительности. В нем одновременно соседствовало романтическое представление, предполагающее наличие таинственного и загадочного начала, и реалистическое, отражающее жизнь такой, какой она является на самом деле. И если у Новалиса Гессе позаимствовал идею голубого цветка, то с Мерике у них была одна общая тема – тема ночи. Как и Мерике, Гессе не останавливался только на романтических позициях, он шел дальше в своем развитии к реализму.

Сочетание традиций романтизма и реализма в творчестве Гессе рассматривает в своей статье литературовед Некрасова Т. Е. . Она отмечает, что именно такие черты романтизма, как «преимущественное внимание к личности, к ее душевной жизни, четкая грань, проводимая между внешним и внутренним миром человека» связывают Гессе с современной литературой [5, c. 111].

Некрасова считает спорным тот факт, что Гессе можно отнести к неоромантикам, так как в его творчестве органично переплелись романтические традиции и реалистическая направленность. Одновременно с романтической лирикой Гессе пишет и вполне реалистические произведения – «Петер Каменцинд», «Под колесом». Некрасова обращает внимание на то, что «кроме романтизма Гессе отдавал предпочтение литературе немецкого Просвещения, прежде всего Гете, древнеиндийской и древнекитайской литературе, считал своими учителями швейцарского культуролога Я. . Буркхардта и Ф. М. Достоевского». Поэтому было бы затруднительно решить вопрос о принадлежности Гессе к той или иной литературной традиции [5, с. 113].

Можно согласиться с Некрасовой в том, что у Гессе «традиционные смыслы и ценности подвергались существенному переосмыслению и перетолкованию с точки зрения решения интересующих Гессе проблем современности». И поэтому речь может идти не о простом подражании каким либо образцам или традициям, а главным образом, «о полемике с ними, об избирательном и критическом усвоении тех из них, которые могли бы помочь разобраться в сложных проблемах бытия культуры и человека в условиях современной цивилизации» [5, с. 113].

Автор статьи отмечает и вопросы, по которым Гессе расходился с романтиками. И, прежде всего, это отношение к средневековью, которое романтики считали «золотым веком» и мечтали о его возвращении. Интерес Гессе к этой эпохе Некрасова объясняет не только влиянием романтиков, но и «связями пиетистской разновидности христианства с традицией средневековой мистики, глубоким знакомством со средневековой литературой» [5, с.114-115]. В отличие от романтиков Гессе жаждал не возвращения этого «золотого века», а стремился к сохранению традиций прошлого, недопущению «упадка культуры настоящего» [5, с. 115].

Другой особенностью романтического восприятия Гессе Некрасова считает то, что Гессе, признавая огромную воспитательную роль искусства, «полностью присоединяется к традиции Просвещения и Гете, в противовес которым романтики провозглашали священную независимость искусства от жизни» [5, с. 116].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Гессе не был простым подражателем романтических образцов 19 века. В какой-то степени он явился восприемником лучших романтических традиций и, переосмыслив и преобразив их в своем творчестве, сумел донести их до современников и последующего поколения. Нельзя отрицать и тот факт, что лирика Гессе испытывала определенное влияние Новалиса, Эйхендорфа, Жан Поля, Мерике и других поэтов-романтиков, но это отчасти объяснялось и личностными качествами поэта – любовью к природе, мягкостью характера, стремлением к уединению, и обстоятельствами его жизни в юности – непонимание со стороны окружающих, безответная любовь. Гессе, как и романтики, стремился понять бесконечное, а, по словам В. М. Жирмунского, «восприятие бесконечного требует особого склада характера. Оно предполагает в человеке известную пассивность, отдачу себя во власть душевным переживаниям. Оно предполагает также глубокое внимание к душе, прежде всего к тому, что жизнь несет для души, некоторое презрение, может быть, к обычным шумным интересам дня, к чрезмерной суетливости и озабоченности» [3, с. 62].

Гессе писал романтическую прозу – сказки «Поэт». «Ирис», писал романтическую лирику. Как отмечает Н.Я.Берковский, «романтический лиризм – новое развитие человека, познание его души, свободное от будничности, от прозаических ограничений» [1, с. 149]. В этом Гессе был романтиком, но в то же время и реалистом. Несмотря на влияние романтических предшественников, Гессе удалось развить и сохранить и собственные своеобразные черты лирики, выработать свой стиль не только в прозе, но и в поэзии.

Герман Гессе оставил после себя и много литературоведческих работ – эссе, рецензий. Он посвящал их как деятельности отдельных поэтов и писателей, так и некоторым литературным направлениям. Одной из таких работ является эссе «Романтика и неоромантика» (1900). В этом эссе двадцатитрехлетний Гессе рассматривает несколько основных проблем романтизма и, прежде всего то, что понимали под понятием «романтический» сами ранние романтики. Если для братьев Шлегелей и Тика слово «романтический» большей частью означало – «современный», то для Новалиса это понятие служило «магическим облачением его самых личных мыслей» и начиналось с романа Гете о Вильгельме Мейстере. Как отмечает Гессе, «ни один другой роман не оказал такого влияния на современную ему литературу, как этот» [7, c. 106].

Гессе подчеркивал тот факт, что имеется два вида романтики – «глубокая и поверхностная, настоящая и всего лишь маска» [7,с. 107]. И именно последний вид романтики, по мнению Гессе, победил в настоящее время во вкусах публики, а истинная романтика цвела и умерла вместе с Новалисом. Автор эссе не отрицает, что поздние романтики – Гофман и Эйхендорф обладали определенными лирическими талантами, но со старой романтикой были связаны лишь поверхностно. Гессе заявляет, что настоящую романтику мы можем найти только у Новалиса и в двух словах передает основную идею его романтического учения: существуют вечные законы бытия, и дух этих законов живет в каждой душе. Только путем самопознания, углубления в самого себя можно познать этот дух, познать собственный микрокосмос, а значит познать и самого себя [7, с.108-109].

У поздних романтиков эта основная идея постепенно затухает, и Гессе не находит в том их вины – наступает другая эпоха, эпоха модернизма, искания новых форм, начинается история «неоромантики». Затем, по его словам, последние остатки прежней литературы сметает новое течение – натурализм. Он тоже несет с собой положительное зерно, привносит в поэтику порядок и дисциплину. В качестве наследства он оставляет «утонченный, развитой вид наблюдения, психологию и язык» [7,с. 110].

Новое время несет с собой новые таланты, но Гессе выделяет только два имени, называет двух иностранцев. Это Дэн Якобсен, который, по мнению Гессе, соединял в себе мощную фантазию и мягкую мечтательную рафинированность с самым развитым реализмом. Он умел находить полные выразительной пластики слова для любого явления природы, любой соломинки на дороге, любого заметного явления красоты. И этот мощный дар выразительности, эту утонченную технику выражения поэт старался перенести в жизнь души [7, с. 111].

Другим выдающимся, современным ему романтиком Гессе считает Метерлинка. Он, по его мнению, «первым безошибочно следует учению Новалиса, видя в каждом человеке его затаившуюся робкую душу, и нежными бережными словами вызывает ее из глубины, подбадривает ее и пытается вернуть ей потерянное господство» (с.112)

Другое свое эссе Гессе посвятил непосредственно Новалису («Новалис», 1909). С любовью и почтительностью пишет он следующие строки: «Он был самым гениальным среди основателей первой «романтической школы», которую, к сожалению, слишком часто смешивают с ее поздними, вторичными отголосками, перенося на нее вызванное ими недоверие, вместе с ними предавая ее забвению» [2, c. 51] .

Поэтическое дарование Новалиса Гессе характеризует следующим образом: « …одна единственная строка Новалиса, в силу своей фрагментарности менее удовлетворяющая, имеет в себе несравнимо больше волшебства высшей поэзии. В отдельных образчиках его творчества, также и в песнях, веет совершенно неописуемое дуновение нежности, самой души; у него есть и такие слова, которые трогают нас, как ласка, и такие, от которых хочется затаить дыхание, чтобы всецело предаться этой чистой, почти неземной красоте» [2, с. 52].

Из этих строк ясно видно насколько близок и дорог был Гессе Новалис. Именно этого поэта можно по-настоящему считать великим образцом, которому следовал Гессе в своем поэтическом творчестве, идеи которого считал своим долгом сохранить и донести до потомков как величайшую, культурную ценность.

Кем же являлся Гессе на самом деле – романтиком или реалистом, и является ли дань романтическим традициям достоинством или недостатком? Нет никакого сомнения, что Гессе начинал как романтик и что ранние его стихи во многом подражательны и что образцов для подражания было множество. Этого не скрывает и сам Гессе. Он подражал, он учился писать стихи, но уже в раннем возрасте – с 14 лет, начал проявлять и черты творческой индивидуальности. Уже в первом сборнике стихов «Романтические песни» (1899) критики отмечают «такое богатство чисто личностных ощущений и мелодий, что вряд ли можно говорить о чьем-либо влиянии» [8, с. 7]. Своей меланхоличностью поэт напоминает им Эйхендорфа в его песнях странника, но в то же время Гессе «современен благодаря выразительному словесному материалу и символике, интимному изображению своей души» [8, с. 7].

В «Романтических песнях» Гессе заявляет о себе как романтик, но и после выхода в свет следующего сборника стихов - «Стихотворения», (1902), некоторые критики удостаивают его этим высоким званием, считая его лирику «утонченной, совершенной по форме, мягкой по содержанию и затрагивающей каждое сердце звучащей в ней тоской» [8, с. 24]. В одной из немецких газет этого времени пишется следующее: «Гессе – романтик, неоромантик, мечтатель, которому жизнь, со своими радостями и страданиями, открывается в звуках чарующего волшебства, как будто это мелодии из старинных сказок, из юности, когда еще любящий материнский взгляд баюкает детское сердце, а первая любовь касается его нежными пальцами» [8, с. 24].

Если эта ранимость, чувствительность и стремление к прекрасному являются наследием романтизма, то вряд ли можно считать это недостатком. Можно сказать, что романтизм – это состояние души, и если поэт способен испытывать такие состояния и передавать их с помощью волшебных звуков, то об этом можно говорить только как о большом достоинстве и необычайном даровании.

Если в первый период своего творчества (1895-1917) Гессе писал романтическую, неоромантическую лирику и лирику поэтического реализма, то поздние лирические произведения можно назвать философской лирикой. Его проза, несмотря на присущие ей реалистические особенности, по существу также является романтической – по теме, по духу. Гессе развивал традиции романтизма в реализме или же делал реализм романтическим. Эти два направления неразрывно соединены в его творчестве наряду с другими литературными традициями – классицизмом и экспрессионизмом. Можно еще раз подчеркнуть уже сделанные выводы о том, что Гессе трудно отнести к какому-либо одному литературному течению. Он был человеком своего времени, времени критического реализма, но в душе всегда оставался романтиком, последним ее рыцарем.

Список литературы

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л.: Худ.литература, 1973 – 568 с.

2. Гессе, Герман. Письма по кругу. – М.: Прогресс, 1987. – 400 с.

3. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – СПб: Аксиома; Новатор, 1996. – 231 с.

4. История зарубежной литературы Х1Х века: Уч.пособие по ред. Л.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.

5. Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма // Проблемы литературной преемственности в свете марксистско-ленинского сравнительного литературоведения. – Фрунзе, 1987. – с.111-117.

6. Gunnar Decker. Hesse als Lyriker. Hesse und H?lderlin.  http: //www.bibliomaniac.de/hesse/вio/misc.htm ; 19-12-02.

7. Hermann Hesse. Gesammelte Werke. Elfter Band. Suhrkamp Verlag Frankfurt am Main, 1987, S. 372.

8. Hermann Hesse im Spiegel der zeitgenossischen Kritik. Herausg.von Adrian Hsia. Francke Verlag Bern und M?nchen, 1975, S. 561.

9. Dr.Kurt Weibel. Hermann Hesse und die deutsche Romantik. Verlag P.G.Keller, Winterthur, 1954, S. 146.


Мюнстер Елена Георгиевна Немецкоязычный поэт и писатель Герман Гессе начал свой творческий путь в конце 19-го века. В 1899 году вышел в свет его первый поэтический сборник «Романтические песни», в котором он заявил о себе как поэт и последовател

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Творчество как осознание Слова
Ономапоэтика романа И. С. Тургенева «Рудин» (Дмитрий Рудин в системе других героев)
Лингвопоэтический анализ пьесы Н. Садур «Памяти Печорина»
«Текст Баха» в современной отечественной прозе
Синтез жанровых форм в романе Б. Пильняка «Соляной амбар»
«Кровавый закат звезды римской славы»: о возможной связи текстов Ф. И. Тютчева и Цицерона
Л. Шестов и В. Набоков: возможные сближения (на примере романа «Лолита»)
К специфике современного немецкого стихосложения
О композиционных принципах первой части «Сочинений» Г. Р. Державина 1808-1816 гг.
Русский мадригал в системе жанров конца XVIII – первой трети XIX вв.

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru