База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Глобальные проблемы современности — Социология

Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение Начального профессионального образования

Профессиональный лицей №35

РЕФЕРАТ

По предмету: Обществознание

На тему: Глобальные проблемы современности

Проверил:

Сдал:


Зеленогорск 2010 г.


Содержание

Введение

1. Глобальные проблемы современности

1.1 Понятие о глобальных проблемах

1.2 Причины возникновения глобальных проблем

1.3 Основные глобальные проблемы современности

2. Пути решения глобальных проблем

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. По ходу развития перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы, многие из которых имеют глобальный, общепланетарный характер, которые затрагивают интересы всех стран и народов. Человечество пережило трагедию двух самых разрушительных и кровопролитных мировых войн. Покончено с колониальными империями и колониализмом; крушение тоталитарных режимов открывает перспективу цивилизационного единства мира; научно-техническая революция и новейшие технологии преобразовали материально-техническую основу современного общества, которое приобретает качественные черты постиндустриального и информационного общества; новые средства труда и бытовая техника; развитие образования и культуры, утверждение приоритета прав человека и т.д., обеспечивают возможности для совершенствования человека и нового качества жизни.

В полной мере они проявились в последней четверти ХХ века, на рубеже двух веков и даже тысячелетий. Как сказал Гилберт Кийт Честертон, выдающийся английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX - начала XX веков: "Прогресс - отец проблем".

Одна из причин многообразия мира - различие природных условий, физической среды обитания. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В государствах мира проблемы жизни людей, их благосостояния и прав человека решаются в рамках исторических особенностей. В каждом из суверенных государств имеются свои проблемы.

Цель данного реферата: обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения. Попытаемся определить, какие проблемы носят глобальный характер, на какие группы они делятся. Обсудим, какие меры должны предпринимать люди для решения этих проблем.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы ___ страниц.


1. Глобальные проблемы современности

1.1 Понятие о глобальных проблемах

Прежде всего, необходимо определиться, какие проблемы мы можем называть "глобальными". Глобальный (франц. Global) - всеобщий, (лат. Globus) - шар. Исходя из этого, значение слова "глобальный", можно определить как:

1) охватывающий весь земной шар, всемирный;

2) всесторонний, полный, всеобщий.

Настоящее время - это рубеж смены эпох, вступления современного мира в качественно новую фазу развития. Наиболее характерные черты современного мира (рис.1):

информационная революция;

ускорение модернизационных процессов;

"уплотнение" пространства;

ускорение исторического и социального времени;

конец биполярного мира (противостояние США и СССР);

пересмотр евроцентристской точки зрения на мир;

рост влияния восточных государств;

интеграция (сближение, взаимопроникновение);

глобализация (усиление взаимосвязи, взаимозависимости стран и народов);

усиление национальных культурных ценностей и традиций.

Рисунок 1 - Современный мир


Таким образом, глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации и, следовательно, требующие согласованных международных действий для их решения.

Теперь постараемся выяснить - что между ними общего.

Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Стало очевидным - глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны для него. Сложные проблемы, возникающие перед человечеством, могут считаться глобальными, так как (рис.2):

во-первых, они затрагивают все человечество, касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев;

во-вторых, глобальные проблемы не признают границ;

в-третьих, приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации;

в-четвертых, требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем, так как не одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии решить их самостоятельно.

Рисунок 2 - Особенности глобальных проблем


Вплоть до середины XX века в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы" как всеобщие проблемы мировой цивилизации. Возникновение их было вызвано целым комплексом причин, которые наиболее отчетливо проявились именно в этот период. Что же это за причины?

1.2 Причины возникновения глобальных проблем

Ученые и философы на уровне обобщений выдвинули идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающая его среда, которая поддерживает жизнь на Земле). Русский ученый В.И. Вернандский в 1944 году высказал мысль о том, что деятельность человека приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Что породило глобальные проблемы? К этим причинам можно отнести и резкое возрастания численности человечества, и научно-техническую революцию, и использование космоса, и возникновение единой мировой информационной системы, и многие другие.

Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое "давление" на природу. Так, еще 400 тыс. лет назад синантропы уничтожили огнем значительные площади растительного покрова на севере Китая; а в некогда лесистом Московском крае во времена Ивана Грозного лесов было меньше, чем сейчас - из-за применения с древности подсечно-огневого земледелия.

Промышленный переворот XVIII-XIX веков, межгосударственные противоречия, НТР середины ХХ века, интеграция усугубила ситуацию. Проблемы нарастали как снежный ком по мере продвижения человечества по пути прогресса. Вторая мировая война положила начало превращению локальных проблем в глобальные.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи. С одной стороны, - это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, - это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

Итак, можно назвать причины появления глобальных проблем:

глобализация мира;

катастрофические последствия человеческой деятельности, неспособность человечества рационально распорядиться своей могучей силой.

1.3 Основные глобальные проблемы современности

По своему характеру глобальные проблемы различны. К их числу относятся, прежде всего, проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны; экологическая; демографическая; энергетическая; сырьевая; продовольственная; использование Мирового океана; мирное освоение космоса; преодоление отсталости развивающихся стран (рис.3).



Рисунок 3 - Глобальные проблемы человечества

Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем, но наибольшее признание получила классификация по содержанию и степени остроты проблем. В соответствии с данным подходом глобальные проблемы человечества делятся на три группы, выражающие суть общего кризиса цивилизации:

общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений);

проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса);

проблемы взаимоотношений общества и человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний).

Однако устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем не существует, тем не менее, к наиболее актуальным относятся следующие.

Проблема мировой термоядерной войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом. Тогда же было принято решение и о создании ООН - универсальной международной организации, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы - капиталистическую и социалистическую, а также начало "холодной" войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение.

Исследователи разных стран пришли к единодушной оценке, что третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации; наиболее губительным следствием возможного применения ядерного оружия, а также глобальных аварий в результате использования атомной энергии станет гибель всего живого и наступление "ядерной зимы"; 5 процентов накопленных ядерных запасов достаточно для того, чтобы ввергнуть планету в экологическую катастрофу.

Ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов. После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом.

Проблема преодоления экологического кризиса. Эта проблема является наиболее актуальной. Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век - это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую.

В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

в значительной мере истреблен лесной покров;

стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Она связана с непрерывным увеличением численности населения проживающего на территории планеты, однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены.

Именно от числа живущих на планете людей, территориального размещения и масштабов их хозяйственной деятельности зависят такие важнейшие параметры, как обеспеченность населения ресурсами, состояние биосферы Земли, мировая социальная и политическая среда.

В тоже время, демографические процессы на рубеже XX - XXI вв. определяют две тенденции:

демографический "взрыв", характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов;

"нулевой прирост" населения в странах Западной Европы.

Первая ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, включая голод и неграмотность десятков миллионов людей. Вторая - к резкому старению населения в развитых странах, включая ухудшение баланса между работающими и пенсионерами и т.д.

Продовольственную проблему также причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. На всем протяжении истории человечества производство продуктов питания, как правило, не успевало за ростом народонаселения. Лишь на протяжении 40 лет ХХ века (с 1950 по 1990 годы) ситуация была иной: население земли за это время удвоилось, тогда как мировой сбор зерновых увеличился в три раза. Однако в конце 80 - начале 90-х гг. рост мирового производства продуктов питания начал замедляться, тогда как спрос на них продолжал расти. Последнее связано уже не только с увеличением числа жителей на планете, но с таким фактором, как повышение благосостояния большой массы людей вследствие широкой индустриализации развивающихся стран, в первую очередь в Азии. Считается, что мировой спрос на продовольствие возрастёт к 2020 году на 64%, в том числе в развивающихся странах - почти на 100%. Сегодня развитие сельского хозяйства уже не поспевает за изменениями в объёме и структуре мирового спроса на продовольствие. Если подобную тенденцию не остановить, то в ближайшие два-три десятилетия потребность в покрытии недостающих продуктов питания может увеличиться в несколько раз.

Поэтому корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе. То, что в современном мире люди могут недоедать, а тем более - умирать с голода, явление совершенно аморальное, преступное и недопустимое. Это - позор человечества и прежде всего наиболее развитых стран.

Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира" (проблема "Север-Юг") - большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

Конечно, глобальные проблемы не исчерпываются вышеперечисленными. В действительности их больше. К ним можно отнести и кризис культуры и духовных ценностей, дефицит демократии в современном мире, распространение опасных болезней, терроризм, бюрократию и многие другие (Приложение 1).

В целом все глобальные проблемы человечества можно представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.


2. Пути решения глобальных проблем

Решение глобальных проблем - задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия могут спасти общество, а также его природную среду.

В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход - в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды. Необходимо, чтобы общечеловеческие интересы - предотвращение ядерной войны, смягчение экологического кризиса, пополнение ресурсов - преобладали над частными экономическими и политическими выгодами отдельных стран, корпораций и партий. В 1970-х гг. прошлого века были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации. В настоящее время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.

Ученые-глобалисты предлагают различные варианты решения глобальных проблем современности (рис.4):

изменение характера производственной деятельности - создание безотходного производства, теплоэнергоресурсосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т.п.);

создание нового миропорядка, выработка новой формулы глобального управления мировым сообществом на принципах понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

признание общечеловеческих ценностей, отношение к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества;

отказ от войны как средства решения спорных вопросов, поиск путей мирного разрешения международных проблем и конфликтов.

Рисунок 4 - Пути решения глобальных проблем человечества

Только сообща человечество может решить проблему преодоления экологического кризиса.

Прежде всего, следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природо-сберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти - на 35 лет, природного газа - на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

Планетарное общество сегодня предпринимает конкретные меры по решению экологических проблем и снижению их опасности: разрабатывают предельно допустимые нормы выбросов в окружающую среду, создают без отходные или малоотходные технологии, более рационально используют энергетические, земельные и водные ресурсы, экономят полезные ископаемые и т.д. Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Еще в 1982 г. ООН приняла специальный документ - Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести все возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить. Ряд ученых справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому духовно-экологическому, или ноосферному, - типу цивилизационного существования. Его суть в том, что "научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования".

Одна из наиболее популярных точек зрения решения данной проблемы - привить людям новые нравственно-этические ценности. Так в одном из докладов Римскому клубу, написано, что новое этическое воспитание должно быть направлено на:

1) развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества;

2) формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов;

3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;

4) воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

Успешно бороться за решение глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

Вывод: Без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Все проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна, лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества.

Будем надеяться, что главным богатством всех стран в XXI веке станут сохраненные ресурсы природы и культурно-образовательный уровень людей, живущих в гармонии с этой природой. Вполне вероятно, что формирование нового - информационного - мирового сообщества, имеющего гуманные цели, станет той магистралью развития человечества, которая приведет его к решению и устранению главных глобальных проблем.


Заключение

Завершая работу, кратко отметим следующее.

Международное сообщество всерьёз заговорило о глобальных проблемах с середины 60-х годов ХХ века. К их категории сразу стали относить деградацию окружающей среды и демографический взрыв, угрозу истощения в мире природных ресурсов и нехватки в мире источников энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми и бедными странами. Венчала этот печальный перечень проблем опасность III Мировой войны и термоядерной катастрофы.

Таким образом, глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование.

Особенности глобальных проблем:

возникли во второй половине XX века;

все глобальные проблемы взаимосвязаны;

охватывают все стороны жизни людей;

касаются всех без исключения стран мира.

Основные глобальные проблемы:

а) преодоление экологического кризиса и его последствий: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей природной среды;

б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара);

в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами;

г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны;

д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией;

е) предотвращение распространения СПИДа.

Все глобальные проблемы тесно связаны между собой, при этом проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны без преувеличения можно считать проблемой номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.

Экологическую проблему условно можно поставить на второе место, так как пренебрежительное отношение к природе так же грозит гибели цивилизации планеты.

К числу социальных последствий НТР относится: рост требований к подготовке специалистов, увеличение доли работающих в сфере обслуживания, увеличение продолжительности обучения в школе, рост образования населения.

Причины глобальных проблем:

эксплуатация ресурсов,

гонка вооружений,

низкая культура людей,

рост населения.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, существует комплекс глобальных проблем. Глобальные проблемы решать нужно всем вместе.

Подводя итог рассмотрению глобальных проблем современности, следует назвать основные способы их решения:

устранение войн из жизни общества;

создание эффективных международных органов по контролю за окружающей средой;

рациональное ограничение НТП;

гуманизация мирового сообщества;

формирование неагрессивной личности XXI века;

повышение достоверности научных прогнозов развития планетарного сообщества;

совместному решению глобальных проблем и другие.

Думаю, что выражение: "Мы не унаследовали Землю у наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков" очень хорошо подчёркивает важность и необходимость решения глобальных проблем.


Список используемой литературы

1.         Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2006. - 270 с.

2.         Кишенкова О.В. Новейшая история 9 - 11 классы: Методическое пособие / О.В. Кишенкова. - М.: Дрофа, 2001. - С.150-163.

3.         Кравченко А.И. Обществознание.10 класс / А.И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2005.

4.         Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. - М.: изд-во "Экзамен", 2006. - 383 с.

5.         Человек и общество. Современный мир: Учебное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Просвещение, 2000.


Приложения

Приложение 1

Классификация глобальных проблем современности

Глобальная проблема Содержание
Экологические

"Озоновая дыра"

"Парниковый" эффект (глобальное потепление) Истребление лесов

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, почвы, вод Мирового океана, продуктов питания

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи

Нарушения в окружающей среде, связанные с освоением космоса и Мирового океана

Экономические

Продовольственная проблема, полюса развития "Север - Юг"

Проблема пределов экономического роста

Истощение ресурсов

Экономический глобализм

Социальные

Демографическая проблема

Проблема охраны здоровья (распространение опасных заболеваний: рака, СПИД, атипичной пневмонии…)

Проблема образования (1 млрд. неграмотных, этнические, межконфессональные конфликты)

Политические

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны, сохраняющиеся полюса противостояния

борьба за сферы влияния (США - Европа - Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион)

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм)

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный)

Духовные

Деградация "массовой культуры"

Девальвация моральных и нравственных ценностей, уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания), рост агрессии, нервно-психических заболеваний, в. т. ч. из-за компьютеризации

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий

Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональный лицей №35 РЕФЕРАТ По предмету: Обществознание На тему: Глобальные проблем

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Глобальные социальные проблемы и будущее человечества
Гомосексуализм
Гомосексуализм как форма девиации в современном обществе
Государственная миграционная политика на современном этапе
Государственная политика в области образования в Российской Федерации
Государственная политика в России в области призрения (первая половина XIX века)
Государственная семейная политика в России и за рубежом
Государственная социальная политика в отношении пенсионеров
Государство и молодёжные организации
Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru