База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Государственная поддержка малого бизнеса — Экономика

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства

1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание

1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России

1.3 Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Глава 2. Анализ формы государственно поддержки малого бизнеса в Алтайском крае

2.1 Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Алтайского края

2.2 Оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Алтайского края

2.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае

Глава 3. Стратегические направления развития малого предпринимательства в Алтайском крае

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии в которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило. На год-два.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.

Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство Алтайского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.

Согласно поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы – в главе первой изучить теоретические аспекты и нормативную базу проблемы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса; в главе второй проанализировать состояние малого бизнеса в Алтайском крае; в третьей главе указать основные направления развития государственной поддержки малого бизнеса.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [1].

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вместе с тем малому предпринимательству присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях [2].

Признаки являющиеся общепризнанными при качественной характеристике малого предпринимательства:

–  Самостоятельность предприятия;

–  Способность к достижению индивидуальных, особых результатов;

–  Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;

–  Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия;

–  Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;

–  Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий;

–  Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка [3].

Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении малых, средних и крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

–  доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

–  доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

–  средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

•  в промышленности – 100 человек;

•  в строительстве – 100 человек;

•  на транспорте – 100 человек;

•  в сельском хозяйстве – 60 человек;

•  в научно-технической сфере – 60 человек;

•  в оптовой торговле – 50 человек;

•  в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

•  в остальных отраслях – 50 человек. [4]

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Упомянутый выше закон является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса. Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.

1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого

предпринимательства в России

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, − рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения. С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения.

Совершенно очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.


1.3 Основные положения программы государственной поддержки

малого и среднего предпринимательства в России

Цель программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

–  нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;

–  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

–  интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

–  выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Проектом федерального бюджета на 2011 год предусматривается направить в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий. [5]

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.

В рамках первого предусмотрены расходы на создание капитальных объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров. Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию программы.


Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В

АЛТАЙСКОМ КРАЕ

2.1 Роль малого и среднего предпринимательства в социально-

экономическом развитии Алтайского края

По данным Минэкономразвития России удельный вес малого и среднего предпринимательства Алтайского края в общероссийском объеме составляет 1,75%, что позволяет занимать 17 место среди всех субъектов Российской Федерации.

По данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Алтайскому краю на начало текущего года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в крае составило 101796 единиц, из них – 368 средние предприятия, 27628 – малые предприятия, 73800 – индивидуальные предприниматели. Учитывая, что на начало года на территории края было зарегистрировано 129648 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 78,5% из них относятся к субъектам малого и среднего бизнеса.

Рис.1. Структура малого и среднего предпринимательства на начало 2010 года


Рис. 2. Структура малого и среднего предпринимательства по отраслям в 2009 году

Оборот малых предприятий в 2009 году составил 143664,8 млн. руб. или 168% к уровню 2005 года. При общем снижении оборота по малым предприятиям в 2009 году относительно 2008 года, наблюдается рост данного показателя в расчете на одно предприятие. Так, в 2008 году оборот одного малого предприятия в среднем составлял 27 млн. руб., в 2009 году его размер увеличился на 7,4% и составил 29 млн.руб. Также выручка от реализации продукции, работ и услуг в расчете на 1 малое предприятие составляет по итогам 2008 года порядка 27 млн.руб., по итогам 2009 – 29 млн. рублей.

Сумма инвестиций в основной капитал в расчете на одно малое предприятие в 2009 году составила 947 тыс. руб., что на 69% выше, чем в 2008 году.

По данным управления федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю поступления налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты различных уровней составили в 2009 году 43,8% от общего объема поступлений, на 1003 млн.руб. больше чем по итогам 2008 года.


Рис.3. Структура оборота малых предприятий по отраслям

В территориальный бюджет края от данной категории плательщиков по итогам прошлого года поступило 8554 млн. руб. (34,5% от поступлений в территориальный бюджет) на 1334 млн. руб. больше, чем в 2008 году. Всего субъекты малого и среднего предпринимательства Алтайского края перечислили в бюджеты различных уровней в 2009 году 14978 млн. руб., 109,5% к уровню 2008 года. Положительная динамика поступлений от малого и среднего бизнеса свидетельствует о жизнеспособности и экономической стабильности данной категории хозяйствующих субъектов.

Сохранение динамики роста сферы малого и среднего предпринимательства, создание условий и стимулов для реализации экономических инициатив граждан является важной стратегической задачей Администрации Алтайского края в новых экономических условиях. Сегодня в секторе малого и среднего бизнеса более трети всего экономически активного населения региона. 27628 малых и микропредприятий по данным Алтайкрайстата по итогам 2009 года. 72440 индивидуальных предпринимателей зарегистрировано по данным Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю по состоянию на 1 января 2010 года. [6]

Данные о количестве малых предприятий в Алтайском крае по видам экономической деятельности приведены в таблице 1.

Таблица 1. Количество малых предприятий по видам экономической деятельности за 2005-2009 годы.

                     Наименование            Год

вида эконом. деятельности

2005 2006 2007 2008 2009
Сельское хозяйство 801 1000 1009 645 1797
Рыболовство 11 9 19 21 32
Добыча полезных ископаемых 33 32 27 54 57
Обрабатывающее производство 1904 1880 2065 2679 3475
Производство и распределение электроэнергии, воды и газа 37 54 68 151 255
Строительство 1183 1118 1349 2084 2515
Оптовая и розничная торговля 6969 7026 7924 9750 12204
Гостиницы и рестораны 188 199 394 479 633
Транспорт и связь 526 519 617 1127 1362
Финансовая деятельность 111 133 171 400 354
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1477 1542 2104 3553 4235
Образование 33 39 51 92 120
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 136 135 150 296 339
Всего 134091 13686 15948 21331 27378

Тенденции распределения субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности за последние годы демонстрируют рост количества хозяйствующих субъектов, занятых сельском хозяйстве (почти в 3 раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, воды и газа на 21%, в строительстве на 21%.

Развитие малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики способствует обеспечению динамичного роста и качественно нового уровня конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов края.


Рис.4. Количество малых предприятий по видам экономической деятельности за 2005-2009 годы.

Актуальной для предпринимательства края является задача по вхождению в новые сегменты рынка, открывающиеся с реализацией крупных региональных инвестиционных проектов. В этой связи, принятие управленческих решений для ее выполнения, включая освоение смежных видов экономической деятельности, модернизацию производств, использование инновационных разработок, может выступать существенным фактором для саморазвития предприятий малого и среднего бизнеса в ближайшие 10 - 20 лет.

2.2 Оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и

среднего предпринимательства Алтайского края

Одним из важнейших рычагов развития частного предпринимательства является кредитование малого бизнеса. В настоящее время многие банки расширяют количество кредитных программ для частного бизнеса, увеличивая, таким образом, объемы кредитования малого. По данным Центрального банка РФ по Алтайскому краю в регионе зарегистрировано 7 действующих кредитных организаций и 344 филиала и дополнительных офиса. С начала 2010 года общая сумма кредитов предоставленных предприятиям, организациям увеличилась на 7063 млн.руб. и составила в июле текущего года порядка 88 млрд.руб. Кредиты предоставленные индивидуальным предпринимателям составляют 7 млрд.руб., на 787 млн.руб. больше чем на начало года. Всего по данным Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю размер заемных средств по итогам первого полугодия текущего года, привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства, в кредитных организациях Алтайского края составил 8 132 млн. руб. или 158,6% к аналогичному уровню прошлого года. В структуре выданных кредитов удельный вес предпринимательства составляет 73%, в первом полугодии 2009 года чуть более 60% от объема кредитования.

Таблица 2. Участие Алтайского края в Федеральных конкурсах, направленных на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса за 2009г. (млн.руб.)

Показатель Федеральный бюджет Краевой бюджет
Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства путем предоставления гранта на открытие собственного бизнеса 20 5
Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства с использованием средств фонда микрозаймов 60 15
Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам 28 7
Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства с использованием средств гарантийного фонда 320 40,527
Обеспечение деятельности краевого государственного учреждения «Алтайский бизнес-инкубатор» 2 0,5
Итого привлеченные средства из федерального бюджета 430 68,027

На оказание финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства края в 2009 году было направлено более 530 млн. руб. из средств краевого и федерального бюджетов.

Порядка 3 млрд.руб. было привлечено благодаря ресурсам государственной поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства в 2009 году.

В дальнейшем, исходя из основных стратегических направлений «Комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края», необходимо развитие малого и среднего предпринимательства в сферах аграрного и промышленного комплексов, в осуществлении туристической деятельности.

Применение инновационных технологий в развитии бизнеса позволит повысить уровень экономики края в целом, а также принимать участие представителям предпринимательских структур при формировании региональных центров инновационного развития и территориальных кластеров, создать процедуру сопровождения проектов при движении научной разработки по цепочке: от идеи до серийного выпуска, продвижения инновационных технологий и продукции на рынок, обеспечить подготовку квалифицированных специалистов в области управления инновациями.

Динамичный рост кредитования в сфере предпринимательства связан с позитивными процессами в финансовом секторе, происходящими как в стране, так и в крае, улучшения деловой активности, а также эффективности мер принимаемых на федеральном и региональном уровне по созданию благоприятных условий развития этого сектора экономики. В крае созданы инфраструктурные объекты способствующие развитию системы кредитования субъектов предпринимательской деятельности – Алтайский фонд микрозаймов и Алтайский гарантийный фонд.

По итогам 8 месяцев 2010 года, в полтора раза по сравнению с периодом прошлого года увеличилось количество воспользовавшихся финансовой поддержкой в форме поручительства гарантийного фонда – 86 субъектов малого и среднего бизнеса. Ими привлечено порядка полумиллиарда кредитных ресурсов. Алтайский гарантийный фонд способен обеспечить по обязательствам предпринимателей поручительства для привлечения дополнительно порядка миллиарда заемных ресурсов.

В рамках ведомственной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы» в крае продолжается реализация мероприятия по предоставлению начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса. В краевом бюджете на эти цели предусмотрено 2 млн.руб. Заявки на участие в первом конкурсном отборе были предоставлены 85 начинающими предпринимателями. Победителями признаны 9 начинающих субъектов предпринимательства. В настоящее время проводится работа по подведению итогов второго конкурсного отбора. [7]

По утвержденным условиям гранты на открытие собственного дела до 300 тыс.руб. предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования.

Грантовой поддержкой воспользовались 78 субъектов малого и среднего предпринимательства. Более 60% получателей грантовых средств занимаются развитием бизнеса в сельской местности. В частности, ими реализуются проекты по производству животноводческой продукции, разведению рыбы, открытию пунктов общественного питания и мини-пекарен и др. При реализации проектов начинающими предпринимателями создано 525 новых рабочих мест, со средним уровнем заработной платы в размере 9 383 руб.

Развитие инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства в Алтайском крае осуществляется в соответствии с краевой программой и Концепцией формирования Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, предусматривающих создание объектов и технических условий для обеспечения доступа предпринимателей края к широкому спектру услуг, включая получение информационной, правовой и имущественной поддержки.

Предоставление различного рода информационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне осуществляется краевым Центром поддержки предпринимательства. Также Центр координирует деятельность муниципальных информационно-консультационных центров для предпринимателей и организует мероприятия по повышению образовательного уровня субъектов предпринимательской деятельности.

За 2009 год и первый квартал 2010 года через краевой Центр поддержки предпринимательства предоставлено – 1437 услуг.

В целях повышения квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году краевым Центром поддержки предпринимательства при содействии управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры проведены 8 обучающих зональных семинаров по темам: «Бухгалтерский учёт и налогообложение в малом бизнесе», «Трудовые отношения. Охрана труда», «Инвестиционное проектирование и бизнес-планирование, инвестиционная привлекательность бизнеса». В указанных мероприятиях приняли участие 697 предпринимателей.

На муниципальном уровне в каждом городском поселении и районном центре организованы информационно-консультационные центры (ИКЦ) поддержки предпринимательства, обратившись в которые предприниматели могут получить: информацию и консультации по использованию инструментов государственной поддержки; помощь в составлении бизнес-планов и в подготовке документов, необходимых для участия в краевых и муниципальных программах поддержки предпринимательства, в государственных и муниципальных заказах; методические рекомендации и практические пособия по вопросам организации и ведения бизнеса; подбор нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; подготовку необходимых для регистрации предпринимательской деятельности документов; доступ к поисковым и справочным системам Интернет-портала краевого Центра поддержки предпринимательства. Посетители Интернет-ресурса могут задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ, оставить сведения о своем предприятии в каталоге сайта. Также муниципальными центрами проводится консультирование граждан, желающих организовать собственное дело.

За 2009 год и первый квартал 2010 года специалистами информационно-консультационных центров субъектам малого и среднего бизнеса оказано 27839 информационных, консультационных и образовательных услуг по вопросам развития бизнеса, бухгалтерского учета и налогообложения, управления персоналом, бизнес-планирования и государственной поддержки предпринимательства.

Специалистами ИКЦ были проведены 222 семинаров по темам: «Основы предпринимательской деятельности», «Бизнес-планирование», «Развитие бизнеса», «Правовые основы», «Управление персоналом», «Формы и механизмы государственной поддержки в 2010 году», в которых приняли участие 5285 руководителей предприятий.

Министерством экономического развития Российской Федерации в текущем году определены приоритетные мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства. Одним из основных, учитывая стратегические задачи государства, является поддержка модернизации и инноваций в сфере предпринимательства, включая предоставление субсидий на компенсацию расходов предпринимателей (процентные ставки, аренда помещений и т.п.).

В связи с этим, в краевую программу «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы» внесены соответствующие изменения. [1]

На субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, в том числе на модернизацию, внедрение и использование инновационных технологий в 2010 году направлено 7 млн.руб. из средств краевого бюджета.

Кроме того, продолжены мероприятия по предоставлению грантов начинающим субъектам предпринимательства. Для осуществления данного мероприятия в краевом бюджете запланировано 2 млн. рублей. Указанная форма поддержки является одним из стимулов для регистрации предпринимательской деятельности физическими лицами, в том числе имеющими личные подсобные хозяйства, в установленном законодательством порядке.

Государственные субсидии будут предоставляться также микрофинансовым организациям. На развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства края 8 млн. рублей средств краевого бюджета поступят в «Алтайский фонд микрозаймов».

С целью повышения активности местных администраций в работе по созданию благоприятных условий развитию малого и среднего предпринимательства в 2010 году будет использован новый формат взаимоотношений управления Алтайского края по развитию малого предпринимательства и рыночной инфраструктуры с органами местного самоуправления. Механизмом для этого будет являться софинансирование муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса из средств краевого и федерального бюджетов.

В расходной части краевого бюджета 2010 года на эти цели было предусмотрено 6 млн. рублей. Краевые и федеральные средства будут выделяться на условиях конкурсного отбора и только после освоения средств муниципальных программ.


2.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае

В рамках реализации ведомственной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы» в крае проводилась системная работа по развитию малого бизнеса, его количественному и качественному росту. [8]

За последние два года в Алтайском крае с привлечением средств федерального бюджета получили развитие новые формы поддержки субъектов малого предпринимательства. Это позволило оказать серьезную финансовую поддержку наиболее перспективным предпринимательским проектам, обновить парк сельхозтехники в крестьянских (фермерских) хозяйствах, значительно модернизировать деятельность краевой инфраструктуры поддержки предпринимательства, сделав доступным широкий спектр информационных услуг для предпринимателей городов и районов края.

В нашем регионе одним из первых в стране создан Алтайский бизнес-инкубатор. В настоящее время на его площадях организованы и оснащены 64 рабочих места, размещено 16 малых предприятий, из которых семь представляют производственную сферу, четыре туристическую, четыре оказывают информационные и консалтинговые услуги.

Деятельность Алтайского бизнес-инкубатора послужила отправной точкой для запуска и реализации еще двух существенных для развития предпринимательства края проектов по созданию Центра поддержки предпринимательства и сети информационно-консультационных центров в территориях края. На данный момент соглашения об организации информационно-консультационных центров подписаны с 71 муниципальным образованием. Посредством деятельности данных центров предприниматели имеют возможность в дистанционном режиме пользоваться услугами всей краевой инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сегодня адекватные меры со стороны администраций муниципалитетов по реализации краевых проектов поддержки предпринимательства будут служить залогом для дальнейшего развития системы поддержки на всей территории края.

Администрация края инициировала принятие программ развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края. Сейчас такие программы приняты во всех муниципалитетах, причем важно, что их реализация подкреплена средствами бюджетов территорий.

В крае работает Алтайский гарантийный фонд по обеспечению субъектам малого и среднего бизнеса поручительств перед кредитными организациями. Данная организация предоставляет поручительства по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом целью использования привлекаемых кредитных средств должно быть создание и осуществление проектов расширения производства, приобретения и модернизации основных средств, внедрение новых технологий, инновационной деятельности. С привлечением средств федерального бюджета капитализация Алтайского гарантийного фонда в настоящее время составляет более 100 млн. рублей. В целях развития деятельности фонда и расширения клиентской базы приняты решения, позволяющие пользоваться поддержкой фонда широкому кругу субъектов предпринимательства. В частности, в течение 2009 года выдача поручительств будет осуществляться на безвозмездной основе. Размер поручительства увеличен до 10 миллионов рублей. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы введены в число получателей поручительств фонда. Для них размер поручительства может составлять 50 процентов залогового обеспечения по кредиту.

В рамках краевой инвестиционной комиссии поддержан ряд крупных проектов малых предприятий края. В частности, с участием краевого бюджета реализован бизнес-проект по производству современной упаковки – гофрокартона на ООО «Алтайтара» с мощностью до 3 млн. кв.м. в месяц. Данному малому предприятию субсидировано две трети банковской процентной ставки на сумму более 1 млн. рублей, что позволило на сегодня создать 124 рабочих места.

В соответствии с концепцией развития г. Бийска как наукограда и оказания государственной поддержки начинающим компаниям, занятым в наукоемком бизнесе, администрация края совместно с властью города приступила к реализации создания бизнес-инкубатора инновационного типа. На это уже направлены 7 млн. рублей средств краевого бюджета, кроме того, получено финансовое подкрепление из федерального бюджета в размере более 16 млн. рублей. На площадях Бийского бизнес-инкубатора будет организовано 70 рабочих мест и 4 научно-исследовательские лаборатории для компаний и предпринимателей, которые в результате конкурсного отбора докажут состоятельность в плане дальнейшей коммерциализации своих научных разработок. [9]

Одной из ключевых задач в реализации приоритетных направлений комплексных программ социально-экономического развития Алтайского края является улучшение делового и предпринимательского климата. Ее решение возможно только в условиях взаимодействия с общественными объединениями предпринимателей. Этому аспекту администрация края уделяет большое внимание, и это приносит свои результаты. Все инициируемые администрацией края нормативно-правовые акты в области регулирования предпринимательской деятельности проходят согласование с ведущими краевыми общественными объединениями предпринимателей. При Губернаторе Алтайского края Александре Карлине на постоянной основе действует Общественный совет по развитию предпринимательства.

Конструктивная совместная работа Администрации края с общественными объединениями предпринимателей позволила значительно расширить количественный состав представительств бизнес-структур в территориях края: в 55 муниципальных образованиях действуют 103 общественные организации, в том числе 36 подразделений Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края, 38 представительств некоммерческого партнерства «Алтайский союз предпринимателей». Члены общественных советов по развитию предпринимательства являются членами экономических советов.

Такой формат взаимоотношений бизнеса и власти позволил добиться роста предпринимательской инициативы в экономике и социальной сфере края, определить рамки взаимовыгодного сотрудничества.

Предпринимательское сообщество края демонстрирует готовность активного участия в позиционировании Алтайского края на межрегиональном и международном уровнях.

Программа поддержки малого и среднего бизнеса получила свое продолжение в программе, принятой на 2011-2013 годы. В новой программе совершенно четко выстроены приоритеты поддержки в отношении предпринимательской деятельности в сфере материального производства, инноваций, науки и научного обслуживания.

Уже в 2011году для развития таких предприятий будут использованы различные формы компенсационных выплат, возмещающие часть затрат, связанных с приобретением техники и оборудования по лизингу, использованию энергосберегающих технологий, получению российских и международных сертификатов качества. Отдельным самостоятельным направлением программы станет реализация комплекса мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность.

Всего за период с 2011 года по 2013 год на реализацию программы из краевого бюджета планируется направить более 160 миллионов рублей. При этом общий объем финансирования программных мероприятий из средств краевого и федерального бюджетов превысит 550 миллионов рублей.[10]


Глава 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Одним из важнейших рычагов развития частного предпринимательства является расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам. В настоящее время многие банки расширяют количество кредитных программ для частного бизнеса, увеличивая, таким образом, объемы кредитования сферы предпринимательства.

Сейчас капитализация Алтайского гарантийного фонда составляет 476 млн. рублей. В 2009 году фонд пополнился средствами краевого бюджета (40,5 млн. руб.) и федерального (320 млн. руб.). С начала осуществления деятельности гарантийным фондом выдано 200 поручительств на общую сумму более 370 млн. рублей. Сумма предоставленных кредитов банками под поручительства фонда сегодня составляет свыше 1 миллиарда рублей.

Поручительство фонда предоставляется на сумму до 50% от размера выдаваемого кредита для субъектов малого и среднего предпринимательства и до 70% для сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Максимальный размер поручительств, одновременно действующих в отношении одного заемщика, не может превышать 10 млн. рублей. В настоящее время максимальный размер поручительства пересматривается и возможно он будет увеличен до 25 млн. рублей.

В период с 2011 по 2013 годы фондом планируется предоставить порядка 700 поручительств, что позволит субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь более 3 миллиардов рублей кредитных ресурсов.

Алтайский фонд микрозаймов предоставляет кредитные средства для создания и развития собственного бизнеса, пополнения оборотных средств, приобретения оборудования и на другие, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности цели. Сейчас фонд располагает ресурсом в 75 млн.рублей. Микрозаймы размером до 1 млн. рублей предоставляются на возвратной и возмездной основе. Привлекательным для субъектов предпринимательства является размер процентной ставки за пользование микрозаймом, который не может превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ плюс пять процентных пункта. Таким образом, ставка по займу на сегодняшний день не превышает 12,75%. С начала деятельности фонда принято решение о предоставлении микрозаймов порядка 200 субъектам предпринимательства на сумму свыше 70 млн.рублей.

До 2013 года фондом планируется выдать 1200 микрозаймов на сумму 480 млн. рублей.

В целях улучшения предпринимательского климата в регионе и развития качественного взаимодействия между органами власти и предпринимательским сообществом в крае осуществляет свою деятельность межведомственная комиссия Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, которая позволяет выявлять острые проблемы, препятствующие развитию предпринимательства и находить пути их решения. Благодаря совместной работе членов комиссии, в 2010 году стало возможным сократить сроки оформления прав на земельные участки в черте городского округа – города Барнаула на несколько месяцев. Также скорректирована деятельность ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении необоснованных отключений хозяйствующих субъектов от энергосетей, упорядочены процедуры взимания дополнительных платежей ООО «Барнаульский водоканал» с субъектов предпринимательства за негативное воздействие на окружающую среду.

Значительному снижению административных издержек субъектов малого и среднего предпринимательства при получении муниципальных и государственных заказов будет способствовать реализация на территории края проекта «Обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет». Регион выбран пилотным для работы электронной торговой площадки Сибири. С 1 января 2011 года данный проект будет запущен.

В Алтайском крае субъекты малого и среднего предпринимательства активно пользуются правом преимущественного выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества (в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). За период с 01.01.2009 по 30.09.2010 предприниматели приобрели в собственность 242 объекта муниципальной собственности общей площадью 31 936,92 кв.м. и стоимостью более 335 млн. рублей.

Важную роль в выработке и реализации государственной политики в сфере предпринимательства выполняет Общественный совет по развитию предпринимательства при Губернаторе Алтайского края. Аналогичные советы при администрациях территорий работают во всех муниципальных районах и городских округах края.

Интересы предпринимательского сообщества в крае представляют около 40 региональных общественных организаций. Наиболее влиятельными, имеющими сеть представительств в городах и районах края, являются некоммерческое партнерство «Алтайский союз предпринимателей», Союз крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края, Алтайская торгово-промышленная палата.

В крае сегодня сформирована многоуровневая система поддержки предпринимательства, которая позволяет конструктивно взаимодействовать органам власти края и предпринимательскому сообществу, а также качественно и оперативно предоставлять широкий спектр информационных и консалтинговых услуг субъектам малого и среднего бизнеса.

Создание в крае в 2006 году Алтайского бизнес-инкубатора, а затем краевого Центра поддержки предпринимательства с сетью информационно-консультационных центров для предпринимателей (ИКЦ) в городах и районах края послужило отправной точкой для развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса и формирования систем поддержки предпринимательства на муниципальном уровне.

Еще одним значимым региональным проектом, стартовавшим в 2009 году, стала Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для малого и среднего бизнеса. Алтайский край является единственным регионом в Сибирском Федеральном округе, где начала работать такая форма поддержки предпринимателей. Принимая на себя эти обязательства, регион рассчитывает получить отдачу в виде высокого профессионального стандарта тех, кто работает в малом и среднем бизнесе. В 2010 году произведен второй набор слушателей программы. К обучению приступили 150 специалистов по направлениям «Финансовое обеспечение малого и среднего бизнеса» и «Правовое обеспечение малого и среднего бизнеса».

Миссия Губернаторской программы заключается в оказании помощи предпринимателям края в эффективном использовании своего потенциала и потенциала своих сотрудников, в открытии новых возможностей для развития бизнеса. Большая часть слушателей программы – предприниматели из сельских территорий.

Новым мероприятием государственной поддержки предпринимательства, которое впервые в текущем году проводится на территории Алтайского края, является софинансирование муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Новый механизм государственной поддержки позволит оказать дополнительную финансовую поддержку субъектам предпринимательской деятельности, реализующим проекты в сельских территориях края, а также перенести часть компетенций по сопровождению социально значимых бизнес-проектов и привлечению инвестиций на уровень органов местного самоуправления. В крае для реализации указанного мероприятия были выделены 6 млн. рублей из средств регионального бюджета и привлечено 24 млн. рублей из федерации на условиях софинансирования.

По результатам конкурсного отбора 36 муниципальных образования края в ближайшее время получат софинансирование из средств краевого и федерального бюджетов на реализацию пяти мероприятий государственной поддержки предпринимательства. В частности, муниципалитеты смогут возместить затраты предпринимателям, связанные с присоединением к коммунальным сетям, арендой помещений, обучением, оплатой банковских процентов по привлекаемым кредитам, а также затраты компаний, осуществляющих инновационную деятельность, связанные с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В текущем году управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры была продолжена грантовая поддержка начинающих предпринимателей, апробированная в 2009 году. Данная финансовая помощь предоставляется субъектам малого предпринимательства по результатам конкурсного отбора в размере до 300 тыс. рублей на безвозмездных условиях.

В крае с использованием средств грантовой поддержки за последние два года состоялись 102 предпринимательских проекта. Общий объем средств краевого и федерального бюджетов на эти цели составил 35 млн. рублей.

Также на территории края осуществляется традиционная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. За два последних года данной поддержкой воспользовались 468 субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 42 млн. рублей.

 По предварительным оценкам реализация программных мероприятий позволила обеспечить в течение трех последних лет (2008-2010 годы) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 20 тысяч единиц.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России пока идет очень трудно.

Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг_ на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в Росси стоит множество преград как экономического, так и социально-политического характера.

В процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом проблем: отсутствие кредитных ресурсов, административные барьеры, территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), незащищенность прав собственности.

В современных условиях механизм активизации финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого, в первую очередь, необходимо:

–  Формирование концепции, выбор приоритетов и основные роли малого бизнеса в экономике;

–  Упрощение регулирующих процедур в отношении субъектов малого предпринимательства, их унификация;

–  Совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;

–  Совершенствование налогообложения малых предприятий, в т.ч. повышение оборотного критерия для перехода на упрощенную систему налогообложения, льготирование налогообложения инвестиционной деятельности малого бизнеса;

–  Льготирование налогообложения банков, осуществляющих кредитование малого бизнеса;

–  Активация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого бизнеса.

В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством, но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо затронуть исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и финансовыми ресурсами.

Также поддержку малому предпринимательству оказывают негосударственные структуры: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды.

Перечисленные выше теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства позволили сделать вывод, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне. Это показал анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае, приведенные во второй главе настоящей работы. В ней были рассмотрены основные программы по финансированию и правовой поддержки малого предпринимательства.

На территории Алтайского края действуют более 100 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса – это почти 80% от всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории края на начало 2010 года. Показатели количества предприятий малого бизнеса по отраслям экономической деятельности показывают, что значительно увеличилось число малых предприятий, занятых в сельском хозяйстве. Актуальной для предпринимательства края также является задача по вхождению в новые сегменты рынка, открывающиеся с реализацией крупных инвестиционных проектов.

Во второй главе приведены данные об оказании финансово-кредитной поддержки малому бизнесу, а также выделении грантов для начинающих субъектов малого бизнеса.

Глава третья содержит основные направления развития малого предпринимательства в Алтайском крае, она написана на основании Федеральных законов о поддержки малого предпринимательства, региональных законов, принятых в Алтайском крае, а также региональной государственной программы поддержки малого бизнеса в период с 2010 по 2013 годы.

Таким образом, цель, поставленная в начале работы, была достигнута.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.:Бизнес и банки, 1999. – С. 127.

2.  Ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы» - Электронный ресурс – http://smb.gov.ru/files/?unid=f,2728 – дата обр.: 10.12.2010г.

3.  Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер, Карл – Хайнц Шмидт. Малые и средние предприятия. Управление и организация. – М.: «Международные отношения», 2002. – С. 12-13.

4.  Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.) – Электронный ресурс - http://www.consultant.ru/popular/ - дата обр.: 10.12.2010г.

5.  Лента новостей федерального портала малого и среднего предпринимательства – Электронный ресурс - http://smb.gov.ru/ - дата обр.: 07.12.2010г.

6.  Малое и среднее предпринимательство Алтайского края: состояние, роль в экономике, перспективы. – Электронный ресурс – http://altsmb.ru/business/ - дата обр.: 11.12.2010г.

7.  Ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы. Паспорт программы – Электронный документ - http://smb.gov.ru/program/program_srf/?region=01 – дата обр.: 10.12.2010г.

8.  Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. – С.98.

9.  Состояние и развитие малого предпринимательства в Алтайском крае – Электронный ресурс - http://www.russianeconomy.ru/Interviews/ – дата обр.: 10.12.2010г.

10.  Программа поддержки и развития малого и среднего бизнеса Алтайского края на 2011-2013 годы – Электронный ресурс - http://smb.gov.ru/content/news/regional/reggeneral/m,01,f,308146/ - дата обр.: 13.12.2010г.

11.  Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 года (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ,от 22.07.2008 N159-ФЗ, от 23.07.2008 N160-ФЗ,от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

12.  Закон Алтайского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае». Принят Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 10.11.2008г. №805 (в ред. Закона Алтайского края от 10.11.2009 №88-ЗС)

13.  Постановление от 13 ноября 2010г. №511 Об утверждении краевой целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 годы – Электронный ресурс - http://www.altsmb.ru/legalbase/altaiacts/administrationacts/programma - дата обр.: 10.12.2010г.

14.  Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры – официальный сайт - http://www.altsmb.ru/business - дата обр.: 10.12.2010г.

15.   Идеи малого бизнеса: кредитование малого бизнеса – Электронный ресурс - http://www.kreditbusiness.ru/gos/ - дата обр.: 13.12.2010г.

16.  Статистическое обследование субъектов малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае – Электронный ресурс - http://www.altsmb.ru/business/activities/stat-obsled - дата обр.: 10.12.2010г.

17.   Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае – Электронный ресурс - http://www.altsmb.ru/agencyaction/financecredit - дата обр.: 10.12.2010г.

18.  Регламент предоставления поручительств некоммерческой организацией «Алтайский гарантийный фонд» и исполнения обязательств по договорам поручительства – Электронный ресурс - http://www.altsmb.ru/agencyaction/financecredit/agf/reglamentAGF - дата обр.: 10.12.2010г.

19.  Система устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа – Электронный ресурс - http://www.altsmb.ru/agencyaction/system - дата обр.: 13.12.2010г.

20.  Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года - Распоряжение от 5 июля 2010 г. №1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» - Электронный ресурс - http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php - дата обр.: 13.12.2010г.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства 1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание 1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малог

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Показатели использования рабочего времени
Организация международной статистики
Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и механизмы реализации
Социально-экономическая природа кооперации
Модели рынков труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и проблеммы их регулирования
Малые предприятия торговли
Сущность системы национального счетоводства
Статистичне вивчення реалізації продукції птахівництва
Эффективность специализации и кооперирования производства
Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru