курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Стандартизация оборонной продукции составляет неотъемлемую часть гос. системы стандартизации. Организационные и методические принципы проведения работ по стандартизации оборонной продукции должны быть в максимальной степени гармонизированы с установленными, в основополагающих стандартах ГСС (ГОСТ P 1.0 – ГOCT P 1.5), порядком и правилами стандартизации гражданской продукции и продукции двойного назначения.
Организация работ по стандартизации ОП, включая выбор объектов стандартизации, имеет ряд особенностей:
– наличие в структуре государственной власти нескольких органов, наделенных специальной компетенцией и ответственностью за обеспечение обороноспособности страны;
– принадлежность изделий ВТ к продукции, поставляемой исключительно для госнужд и разрешительный (лицензионный) характер её разработки, производства и поставки;
– необходимость осуществления специальных мероприятий по обеспечению безопасности ВВТ в мирное время для окружающей природной среды, военного персонала и населения; требования безопасности должны учитываться и при утилизации ВВТ;
– необходимость проведения сертификации оборонной продукции в условиях ликвидации военных представительств на предприятиях, производящих комплектующие изделия и материалы;
– развитие производства изделий и технологий двойного применения.
Указанные особенности должны быть регламентированы в рамках основополагающих стандартов ГСС с учетом обязанностей, прав и интересов всех сторон, участвующих в разработке, производстве, поставке и обеспечение эксплуатации ОП.
Совершенствование фонда нормативных документов по стандартизации ОП и правил проведения работ по стандартизации должно заключаться в их динамичной адаптации к новым условиям работы оборонного комплекса с обеспечением максимально возможной преемственности.
Приоритетным направлением в стандартизации ОП является обеспечение обороноспособности РФ с формированием при этом благоприятных условий для интеграции оборонного потенциала государств СНГ в интересах коллективной безопасности.
1. Нормативные документы по стандартизации оборонной продукции
ГОСТ РВ 1.0–98. ГСС. Стандартизация оборонной продукции. Основные положения. Стандарт является основополагающим для организации работ по стандартизации оборонной продукции в РФ и устанавливает:
основные цели, направления работ и виды деятельности в области стандартизации оборонной продукции, а также основные принципы стандартизации оборонной продукции;
объекты стандартизации, виды нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;
основные положения организации работ по стандартизации оборонной продукции;
порядок планирования работ по стандартизации оборонной продукции, разработки, согласования, принятия и регистрации стандартов на оборонную продукцию;
требования к построению, содержанию, изложению и оформлению стандартов на оборонную продукцию;
основные положения организации ведения стандартов на оборонную продукцию;
основные положения организации контроля и надзора за внедрением и соблюдением требований стандартов на оборонную продукцию;
основные положения организации информационно-издательской деятельности;
требования по режиму секретности и обеспечению защиты государственной тайны при проведении работ по стандартизации оборонной продукции.
К нормативным документам по стандартизации оборонной продукции относятся:
стандарты;
нормативно-технические документы системы общих технических требований к вооружению и военной технике (НТД системы ОТТ);
общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
К стандартам на оборонную продукцию относятся:
межгосударственные стандарты на оборонную продукцию, разрабатываемые и применяемые в установленном порядке;
государственные военные стандарты Российской Федерации;
государственные стандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции;
военные стандарты отраслей;
стандарты отраслей с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции;
военные дополнения к стандартам;
дополнения на особый период к стандартам;
стандарты особого периода.
Государственные военные стандарты Российской Федерации разрабатывают на объекты стандартизации межотраслевого значения, используемые только для нужд обороны страны.
Государственные стандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции разрабатывают на объекты стандартизации межотраслевого значения, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.
Военные стандарты отраслей разрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения, используемые только для нужд обороны страны.
Стандарты отраслей с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции разрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.
На народнохозяйственную продукцию, используемую для нужд обороны страны, разрабатывают, как правило, стандарты с едиными требованиями.
В тех случаях, когда по техническим и (или) экономическим соображениям нецелесообразно изменять отдельные требования в стандартах на народнохозяйственную продукцию с целью использования ее для нужд обороны страны, разрабатываются военные дополнения к этим стандартам, устанавливающие специальные дополнительные требования к этой продукции.
Дополнения на особый период к стандартам (стандарты особого периода) разрабатывают для повышения производственных возможностей и мобилизационной готовности промышленности, обеспечения выпуска продукции в особый период и вводят в действие по особому указанию.
НТД системы ОТТ разрабатывают с целью установления состава и показателей общих тактико-технических требований к видам систем и комплексов (образцов) ВВТ, а также общих требований к методам их контроля и государственных испытаний.
НТД системы ОТТ являются обязательными для применения и соблюдения организациями Минобороны России и министерств (ведомств), с которыми эти документы согласованы, при составлении тактико-технических заданий на разработку (модернизацию) систем и комплексов (образцов) ВВТ, а также программ и методик их государственных испытаний.
Виды НТД системы ОТТ, основные требования к ним, порядок разработки, утверждения, внедрения и пересмотра устанавливает Минобороны России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
В обеспечение требований НТД системы ОТТ разрабатывают стандарты соответствующего вида и области распространения на оборонную продукцию, процессы ее создания, применения и утилизации.
Общероссийские классификаторы технико-экономической информации разрабатываются с целью установления классификации технико-экономической информации по оборонной продукции с присвоением ей единых кодовых обозначений.
Требования стандартов на оборонную продукцию являются обязательными в соответствии с областью их распространения и сферой действия при создании, применении и утилизации оборонной продукции.
Обозначение государственного военного стандарта Российской Федерации состоит из индекса (ГОСТ РВ), регистрационного номера и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта.
Обозначение стандарта, входящего в комплекс стандартов, состоит из индекса, регистрационного номера, первые цифры с точкой которого определяют комплекс стандартов, а цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данном комплексе, и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта. Допускается после цифр с точкой перед номером стандарта (или после него) в комплексе приводить другие цифровые индексы, установленные основополагающим стандартом данного комплекса стандартов.
Пример: ГОСТРВ15.702–94, ГОСТРВ29.05.005–95,
ГОСТ РВ 50665–94.
Обозначение военного стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ В), условного обозначения министерства (ведомства) и отделенного от него интервалом регистрационного номера, присваиваемых в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по согласованию с Госстандартом России, и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта.
Пример: ОСТ В 13 375–93
Обозначение военного дополнения к государственному стандарту Российской Федерации состоит из индекса (ГОСТ Р ВД), регистрационного номера основного стандарта и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия дополнения.
Пример: ГОСТ Р ВД 15125–92
Обозначение военного дополнения к стандарту отрасли состоит из индекса (ОСТ ВД), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера основного стандарта и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия дополнения.
Пример: ОСТ ВД 5 3489–94
Обозначение дополнения к стандартам на особый период состоит из индекса, условного (для стандартов отраслей) обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера основного стандарта, отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия дополнений и двух прописных букв ВД.
Пример: ГОСТ 14693–95 Р ВД, ГОСТ РВ 50748–96 ВД,
ОСТ 1 48007–88 ВД.
Обозначение стандарта особого периода состоит из индекса, условного (для стандартов отраслей) обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера соответствующего стандарта мирного времени, отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта особого периода и прописной буквы «В».
Пример: ГОСТ 27432–87 В, ГОСТ Р 50974–96 В,
ОСТ 3 231–90 В.
Примечание: Стандарту особого периода при отсутствии на данный объект стандарта мирного времени присваивают самостоятельное наименование и регистрационный номер.
Государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции отмечают звездочкой диаметром 3 мм (*), проставляемой на первой странице стандарта под словами Издание официальное. Знаком «звездочка» (*) отмечаются только ГОСТ Р и ОСТ Р, согласованные в установленном порядке с организациями Минобороны России.
Государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработаны военные дополнения, отмечают двумя звездочками диаметром 3 мм (**), проставляемых на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».
Государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработаны дополнения на особый период, отмечают окружностью диаметром 3 мм (о), проставляемой на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».
Правила и рекомендации по стандартизации оборонной продукции обозначают:
ПРВ и РВ – на объекты стандартизации, используемые только для нужд обороны;
ПР и Р – на объекты стандартизации, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.
Для эффективного функционирования фонда нормативных документов по стандартизации ВВТ должны обеспечиваться:
– установление взаимосвязанных требовании к изделиям ВВТ;
– увязка уровня требований к продукции оборонного назначения с задачами повышения обороноспособности страны;
– нормирование требований по обеспечению безопасности ВВТ в мирное время;
– соблюдение требований охраны информации при проведении работ по стандартизации;
– приоритетное развитие комплексов организационно-технических и общетехнических стандартов.
При решении проблемы конверсии важно на законодательном уровне и в государственных стандартах установить порядок и процедуры, обеспечивающие сохранение научно-технического и производственного потенциала и возможность на этой основе возобновления либо расширения производства ВВТ.
Одним из эффективных источников экономии материальных ресурсов при создании, эксплуатации и утилизации ВВТ является рациональное сокращение номенклатуры ОП.
Для реализации единого порядка каталогизации и стандартизации предметов снабжения Вооруженных Сил необходимо создание системы каталогизации предметов снабжения.
Разработка данной системы предполагает соответствующую программу каталогизации предметов снабжения, цель которой устранение возможности дублирования предметов снабжения, сокращения числа типоразмеров и видов изделий. Такая программа разработана и осуществляется ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ.
Нормирование требований по безопасности позволит увеличить вероятность сохранения жизни и здоровья, снизить риск и отрицательное воздействие ВВТ на людей и природу в мирное время.
Сюда же относятся и эргономические требования. Принятие обязательных норм и правил по безопасности, позволит значительно увеличить конкурентоспособность отечественной ВТ на мировом рынке.
Межгосударственная стандартизация ВВТ
Данным вопросом занимается межгосударственная комиссия (МГК) по военно-экономическому сотрудничеству, которая была образована 15 апреля 1994 г. в соответствии с решением глав государств СНГ.
Межгосударственные военные стандарты (ГОСТ В) и планы межгосударственной стандартизации утверждает межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Помимо традиционных целей военной стандартизации межгосударственная военная стандартизация призвана обеспечить:
– развитие интеграции и кооперации оборонной промышленности стран СНГ;
– повышение мобилизационной готовности промышленности стран СНГ и устойчивости их экономики в интересах обороны и коллективной безопасности;
– достижение наибольшей экономии при совместном использовании ресурсов и результатов научных исследований;
– ведение фонда НД в интересах обороны и коллективной безопасности.
Организация работ по стандартизации ОП в современных условиях.
Работы по стандартизации ОП проводятся в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и другими законодательными актами, постановлениями и распоряжениями правительства РФ. Следующий учебный вопрос.
2. Организационные основы стандартизации оборонной продукции
Оборонная продукция – продукция (работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу. Оборонная продукция включает в себя вооружение и военную технику, другую специальную технику и военно-техническое имущество, продукцию двойного применения (для нужд обороны страны и народного хозяйства), специальные средства производства, а также научно-техническую продукцию разрабатываемую по обеспечению обороноспособности и безопасности страны.
Основными целями стандартизации оборонной продукции являются:
повышение качества оборонной продукции и эффективности ее применения;
обеспечение совместимости и взаимозаменяемости оборонной продукции;
оптимизация номенклатуры оборонной продукции;
рациональное использование ресурсов, выделяемых на создание, применение и утилизацию оборонной продукции;
сокращение сроков создания и освоения оборонной продукции;
повышение технических возможностей и эффективности использования средств производства оборонной продукции;
повышение мобилизационной готовности промышленности в интересах обороны и безопасности страны;
обеспечение безопасности обслуживающего персонала и населения, а также охраны окружающей среды при создании, применении и утилизации оборонной продукции в мирное время.
Основными направлениями работ и видами деятельности по стандартизации оборонной продукции являются:
развитие и совершенствование системы требований к оборонной продукции;
развитие и совершенствование системы требований к процессам создания, применения и утилизации оборонной продукции;
развитие и совершенствование системы требований к технической документации на оборонную продукцию;
развитие и совершенствование системы классификации и кодирования оборонной продукции, процессов ее создания, применения и утилизации;
развитие и совершенствование организационно-технических основ стандартизации оборонной продукции;
развитие и совершенствование работ по стандартизации особого периода;
осуществление контроля и надзора за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;
формирование и ведение фонда нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;
информационно-издательская деятельность в области стандартизации оборонной продукции и обеспечение нормативными документами по стандартизации оборонной продукции.
Для реализации указанных направлений и видов деятельности в области стандартизации оборонной продукции научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями Госстандарта России, отраслей оборонной промышленности, а также Минобороны России и других государственных заказчиков работ по стандартизации оборонной продукции проводятся специальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области стандартизации оборонной продукции.
Основными принципами стандартизации оборонной продукции являются:
обязательность выполнения требований нормативных документов по стандартизации оборонной продукции в соответствии с областью их распространения и сферой действия;
согласованность работ по стандартизации оборонной продукции на основе распределения и закрепления ответственности в данной области между заинтересованными министерствами (ведомствами) и предприятиями – участниками работ;
системность в работах по стандартизации оборонной продукции, в том числе согласованность и непротиворечивость требований, взаимоувязанность нормативных документов по стандартизации оборонной продукции, исключение дублирования требований в различных документах, обеспечение унификации требований по стандартизации;
комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов стандартизации путем разработки и реализации плановых документов по стандартизации оборонной продукции, увязанных с перспективами развития ВВТ и технического оснащения отраслей промышленности;
использование единых систем классификации, идентификации, кодирования, автоматизированной обработки и обмена данными, обеспечивающих информационную основу работ.
Основными объектами стандартизации оборонной продукции являются:
– оборонная продукция;
– процессы создания, применения и утилизации оборонной продукции;
– системы документации.
Организация работ по стандартизации оборонной продукции
Работы по стандартизации оборонной продукции проводят в соответствии с законами Российской Федерации в области стандартизации, законодательными актами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Государственное управление работами по стандартизации оборонной продукции в Российской Федерации осуществляет Госстандарт России во взаимодействии с Минобороны России, Минэкономики России и другими заинтересованными министерствами (ведомствами).
Госстандарт России координирует деятельность государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности в работах по стандартизации оборонной продукции, по обеспечению оптимального научно-технического уровня и технико-экономической обоснованности требований принимаемых им государственных стандартов Российской Федерации, по совершенствованию научно-методических основ стандартизации, осуществлению информационного обеспечения в области государственной и межгосударственной стандартизации оборонной продукции; утверждает плановые документы по государственной стандартизации оборонной продукции.
Минобороны России в области стандартизации оборонной продукции осуществляет:
формирование предложений по НИОКР в области стандартизации оборонной продукции в проект государственного оборонного заказа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
разработку и ведение НТД системы ОТТ;
разработку предложений к плановым документам по стандартизации оборонной продукции;
разработку или участие в разработке наиболее важных программ комплексной стандартизации и стандартов на оборонную продукцию;
утверждение (согласование) проектов плановых документов по стандартизации оборонной продукции;
согласование проектов стандартов на оборонную продукцию;
контроль за разработкой стандартов на оборонную продукцию, за внедрением и соблюдением их требований при проектировании, производстве и испытаниях изделий ВВТ, контроль за разработкой (подготовкой к внедрению дополнений на особый период к стандартам (стандартов особого периода).
Министерства (ведомства) с учетом интересов смежных отраслей промышленности и при взаимодействии с государственными заказчиками оборонного заказа и Госстандартом России организуют работу по стандартизации закрепленных за ними видов техники, обеспечению оптимального уровня стандартизации и унификации оборонной продукции, научно-технического уровня и технико-экономической обоснованности разрабатываемых ими стандартов, в том числе на особый период.
Работы по стандартизации оборонной продукции в Российской Федерации проводятся в плановом порядке и на договорной основе в рамках Государственного оборонного заказа; а также бюджетных ассигнований, выделяемых министерствами (ведомствами), ведущими предприятиями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, проектно-технологическими организациями промышленности, научно-исследовательскими организациями Госстандарта России, Минобороны России, других государственных заказчиков оборонного заказа.
В целях координации и повышения уровня работ по стандартизации оборонной продукции министерства (ведомства) Российский Федерации возлагают на предприятия и организации с наиболее высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники функции головных организаций по стандартизации.
Планирование работ по стандартизации оборонной продукции
Планирование работ по стандартизации оборонной продукции является составной частью системы планирования работ по стандартизации в Российской Федерации и направлено на нормативное обеспечение процессов создания, применения и утилизации оборонной продукции в увязке с программами вооружения и другими программами в области обороноспособности, безопасности страны и мобилизационной готовности промышленности.
Основой планирования работ по стандартизации оборонной продукции является программный метод планирования.
Планирование работ по стандартизации оборонной продукции включает:
– перспективное планирование;
– текущее планирование.
Планирование стандартизации оборонной продукции осуществляется путем разработки взаимоувязанных плановых документов, к которым, соответственно, относятся:
– программы комплексной стандартизации оборонной продукции (далее в тексте – программы стандартизации);
– годовые планы стандартизации оборонной продукции.
В плановые документы по стандартизации оборонной продукции включают объекты, целесообразность стандартизации которых устанавливают на базе перспективных исследований, опыта создания, применения и утилизации подобных объектов.
Плановые документы по стандартизации оборонной продукции должны предусматривать комплексную стандартизацию изделий и идущих для их комплектования элементов, сырья и материалов и обеспечивать возможность использования продукции как для народнохозяйственных целей, так и для нужд обороны страны.
Управление работами по стандартизации ОП осуществляет Госстандарт РФ. Он несет ответственность:
– за организацию, состояние и развитие стандартизации ОП;
– за руководство и координацию деятельности министерств (ведомств) в работах по стандартизации ОП, за обеспечение увязки требовании стандартов на объекты стандартизации народнохозяйственного назначения с нуждами обороны страны и обоснованность требований в принимаемых им стандартах.
В области стандартизации ОП МО РФ осуществляет:
1. разработку и внедрение НТД системы ОТТ МО;
2. разработку предложений к плановым документам по стандартизации ОП;
3. разработку и участие в разработке наиболее важных программ комплексной стандартизации и стандартов на ОП;
4. согласование проектов планов, документов по стандартизации ОП;
5. контроль военными представительствами в промышленности за соблюдением стандартов на стадии проектирования, производства и испытаний ОП, контроль за разработкой и подготовкой к применению стандартов особого периода.
Разработка проектов стандартов на OП осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), ведущие предприятия, НИИ, проектно-конструкторские и др. органы промышленности, учреждения МО и Госстандарта.
Непосредственная организация и координация работ по стандартизации и унификации осуществляется специально созданным управлением МО РФ и соответствующими органами в управлениях видов ВС, родов войск, главными и центральными управлениями МО.
Научно-методическое руководство и координация научных исследований осуществляется ФГУ 46 ЦНИИ МО РФ и ВНИИ «Стандарт».
В управлении Начальника войск РХБ защиты вопросами стандартизации и унификации вооружения и средств РХБ зашиты ведают:
– заместитель Начальника войск РХБ защиты по вооружению и НИР;
– начальник группы метрологического обеспечения, стандартизации, сертификации, каталогизации предметов снабжения, патентной и лицензионной работе;
– ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ;
– ВП, подчиненные управлению Начальника войск РХБ защиты.
ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ решает следующие задачи:
– разрабатывает и пересматривает НТД системы ОТТ;
– принимает участие в составлении отзывов и согласовании новых ГОСТ, ТУ, СТП;
– принимает участие в согласовании годовых планов стандартизации;
– контролирует достигнутый уровень стандартизации и унификации на всех стадиях разработки образца;
– принимает участие в экспертизе разрабатываемых образцов.
Военные представительства осуществляя контроль по этому направлению деятельности, решают следующие задачи:
– принимают участие в составлении отзывов и согласований новых НТД системы ОТТ, ТУ, СТП;
– осуществляют контроль за внедрением требований ГОСТ на всех этапах разработки, изготовления и приемки продукции;
– принимают участие в согласовании годовых планов стандартизации, разрабатываемых предприятиями и осуществляют контроль за выполнением этих планов;
– контролируют уровень стандартизации и унификации заданным требованиям ТТЗ на ОКР;
– принимают участие в экспертизе проектов разрабатываемых образцов и осуществляют контроль за реализацией предложении по результатам экспертизы.
стандартизация унификация оборонный продукция
Список литературы
1. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Стандартизация, метрология, сертификация. Учебное пособие. – М.: Логос, 2005. 560 с.
2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. 4-е изд. – М.: Юрайт. 2004. 335 с.
3. Эксплуатация вооружения химических войск и средств защиты. Учебное пособие. ВАХЗ, ДСП. 1990. (инв. 2095).
4. Контроль качества разработки и производства ВВТ. Под редакцией А.М. Смирнова. дсп. 2003. 274 с. (инв. 3447).
Введение Стандартизация оборонной продукции составляет неотъемлемую часть гос. системы стандартизации. Организационные и методические принципы проведения работ по стандартизации оборонной продукции должны быть в максимальной степени гармони
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.