курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема:
«Государственный бюджет»
Содержание
Введение
Глава 1. Государственный бюджет и бюджетная система РФ
Глава 2. Бюджетная классификация государственного бюджета РФ. Федеральный бюджет РФ на 2004 год
Глава 3. Бюджет развития и источники формирования его средств
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной работы состоит в значимости вопросов планирования и регулирования бюджета и бюджетной системы в условиях рыночной экономики.
Цель этой работы – изучить следующие вопросы:
▪ дать определение государственного бюджета;
▪ описать структуру бюджетной системы;
▪ определить понятия доходов и расходов государственного бюджета;
▪ дать определение баланса, дефицита и профицита государственного бюджета, государственного долга;
▪ охарактеризовать нормативно-правовую базу государственного бюджета РФ;
▪ описать бюджетную систему РФ и ее уровни;
▪ проанализировать бюджетную классификацию РФ и ее основные характеристики.
▪ изучить бюджет развития РФ.
Работа включает в себя три главы.
В первой главе дается определение государственного бюджета, доходов и расходов бюджета, бюджетного баланса, анализируется государственный бюджет РФ и бюджетная система РФ.
Во второй главе изучается бюджетная классификация РФ: классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней; экономическая классификация расходов; классификация источников финансирования бюджетов; классификация видов внешних и внутренних долгов; ведомственная классификация расходов и описывается федеральный бюджет РФ на 2004 год.
В третьей главе описывается бюджет развития РФ.
В заключении делаются общие выводы, следующие из данной дипломной работы.
Глава 1. Государственный бюджет и бюджетная система РФ
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг – неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.
Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со статьей 1 Конституции РФ, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Бюджетное устройство определяется законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Т.е., бюджетная система состоит из трех уровней:
первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты; [1]
Бюджетная система РФ основана на принципах:
1) единства бюджетной системы РФ– единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов; [2]
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ– закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами власти;
3) самостоятельности бюджетов, что означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством; право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;
4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов– все доходы и расходы, а также иные обязательные поступления, определенные законодательством подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и по расходам, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года;
5) сбалансированности бюджета – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
6) эффективности и экономности использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с минимизации размера с использованием определенного бюджетом объема средств;
7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также при централизации средств из бюджетов иных уровней;
8) гласности, что означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных представительных) органов власти; обязательную открытость для общества и СМИ, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе, по вопросам, вызывающим разногласия. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;
9) достоверности – надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
10) адресности и целевого характера бюджетных средств– бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования на конкретные цели. Нарушение адресности, предусмотренных бюджетом средств является нарушением бюджетного законодательства РФ.
Цели бюджетов каждого уровня закрепляются расходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом:
· федеральный бюджет финансирует государственные расходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то: содержание вооруженных сил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственного долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и другое);
· бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое);
· местные бюджеты финансируют расходы по регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местной социально- производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и других).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований.[3]
Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением «О пенсионном фонде РФ», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №5 Ст. 180). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.
К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
· страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ;
· ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.
К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:
1) целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;
2) участие долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;
3) расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.
Названный фонд создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками являются: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.
Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации. Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается Государственной Думой.
В целях обеспечения профессионального переобучения и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных, организации и функционирования бирж труда в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» (ВВС РСФСР. 1991. №18. Ст. 565; 1992. №34. Ст. 1974) создана специальная служба занятости. Государственный Фонд занятости населения РФ функционирует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Его источником являются: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования, добровольные взносы и другие поступления.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.
В соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд.[4]
В ст. 5 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджетный процесс– регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:
1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;
2) перераспределение самих бюджетных источников;
3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов– это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год. [5]
Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.[6]
Дотация–бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.[7]
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.[8]
В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.[9]
Трансферт – наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.
Глава 2. Бюджетная классификация государственного бюджета РФ. Федеральный бюджет РФ на 2004 год
В системе государственных и муниципальных финансов единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории), а также бюджетов внебюджетных фондов.
Бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, классификации видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Из налоговых доходов бюджетов выделим следующие виды:
· налоги на прибыль доход, прирост капитала;
· налог на прибыль (доход) организаций;
· налог на доходы физических лиц;
· налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы по подакцизным товарам;
· налоги на имущество.
Отметим также такую группу доходов, как доходы целевых бюджетных фондов, например:
· дорожные фонды;
· экологические фонды;
· Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
· Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
· Государственный фонд борьбы с преступностью;
· Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
· Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
· Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;
· Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
· Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Например:
· государственное управление и местное самоуправление;
· судебная власть;
· международная деятельность;
· национальная оборона;
· промышленность, энергетика, строительство;
· образование и др.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.
Здесь, прежде всего, идет деление на текущие и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов– часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются соответствующим федеральным законом. Бюджет развития будет рассмотрен в главе 3.
Текущие расходы бюджетов– часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
4) классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемой органами власти различных уровней для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Включает источники внутреннего финансирования:
· кредит ЦБ РФ и изменение остатков средств бюджета;
· государственные ценные бумаги;
· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и др.
и источники внешнего финансирования:
· кредиты международных финансовых организаций;
· кредиты правительств иностранных государств;
· кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, др.
5) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации;
6) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом. Например,
· Управление делами президента РФ;
· Государственная Дума РФ;
· Министерство обороны РФ и др.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Российской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
По оценкам эксперта Госкомстата РФ А. Белоусова: «И в 1999 году, и в 2000-ном экономический рост был вызван шоками, толчками извне. В первом случае это была девальвация рубля, во втором – повышение цен на нефть. А уже в 2001 году никаких шоков не было, а рост есть… Речь идет о том, что начал формироваться расширяющийся воспроизводственный контур: производство – доходы – конечный спрос, который в свою очередь генерирует расширение производства… Еще один источник оживления,– инвестиционный спрос. Наблюдалась парадоксальная картина, согласно которой рост инвестиций происходил в условиях снижения доходов предприятий. Но инвестиционный подъем маскирует отсутствие значимых подвижек в его структуре. Это та проблема, которая встала во весь рост в прошлом году. А именно: отсутствие перелива капитала из секторов, производящих доходы, то есть из экспортноориентированных сырьевых секторов, в конечные отрасли. И эта проблема не решена до сих пор»[11]
Глава 3. Бюджет развития и источники формирования его средств
Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:
внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на инвестиционные цели;
части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
доходов федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития;
доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
отчисления части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
50 процентов средств сумм превышения фактически поступивших доходов от внешнеэкономической деятельности над доходами от указанной деятельности, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Денежные средства бюджета развития направляются на:
финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
исполнение обязательств Правительства Российской Федерации по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Использование денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.
Отвлечение временно свободных денежных средств бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов бюджета развития, не допускается.
Управление бюджетом развития осуществляет Правительство Российской Федерации.
По поручению Правительства Российской Федерации уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти:
осуществляет оперативное управление бюджетом развития;
проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств бюджета развития;
обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из федерального бюджета;
предоставляет инвесторам от имени Правительства Российской Федерации государственные гарантии за счет средств бюджета развития.
Государственные гарантии являются обязательством Правительства Российской Федерации возместить кредитору за счет средств бюджета развития часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае невозврата заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный кредитным договором.
Государственные гарантии за счет средств бюджета развития предоставляются заемщикам (инвесторам) в пользу кредитных организаций, резидентов и нерезидентов Российской Федерации на равных правах.
Предоставление инвесторам государственных гарантий за счет средств бюджета развития и выделение инвесторам денежных средств на финансирование инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития осуществляются при:
более высоком относительно других инвестиционных проектов уровне отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых государственных гарантий за счет средств бюджета развития или выделяемых денежных средств на финансирование инвестиционного проекта за счет средств бюджета развития;
наличии у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20 процентов полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 миллионов долларов США)– не менее 10 процентов указанного объема;
диверсификации риска государства с частным капиталом (наличие частных соинвесторов и кредиторов, готовых предоставить средства на финансирование инвестиционного проекта совместно с государством, в том числе наличие у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией).
Выделение денежных средств за счет средств бюджета развития осуществляется:
путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;
посредством прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций.
Кредитование инвестиционных проектов осуществляется исключительно путем оплаты счетов за товары, услуги, необходимые для реализации указанных проектов, в объемах и по графикам, которые согласованы с уполномоченными на то Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Кредитование и гарантийное обеспечение инвестиционных проектов осуществляются поэтапно. На каждом этапе доля, которую составляют выделяемые денежные средства за счет средств бюджета развития от общего объема средств, необходимых для финансирования этапа, или доля покрытых государственной гарантией за счет средств бюджета развития средств кредиторов не должна превышать предельное значение, установленное для инвестиционных проектов в целом Правительством Российской Федерации.
Для каждого отдельного инвестиционного проекта должна быть разработана индивидуальная схема его финансового обеспечения, в том числе график перечисления денежных средств всеми соинвесторами, объем и формы государственного участия в финансировании инвестиционного проекта и обеспечение возвратности получаемых денежных средств за счет средств бюджета развития (залоговые схемы, или безусловные контргарантии финансовых институтов, или другие формы обеспечения возвратности).
Возмещение вложенных за счет средств бюджета развития денежных средств обеспечивается путем:
возврата заемщиками кредитов, выданных за счет средств бюджета развития, и уплаты процентов за пользование ими;
возврата средств от реализации имущества, используемого в качестве предмета залога при предоставлении государственных гарантий за счет средств бюджета развития или при осуществлении финансирования инвестиционного проекта на условиях возвратности, платности и срочности, в случае прекращения реализации инвестиционного проекта по вине заемщика и в иных случаях, предусмотренных условиями кредитного соглашения между заемщиком и Правительством Российской Федерации.
К сожалению, проблеме формирования и исполнения бюджета развития пока не уделяется должного внимания со стороны органов исполнительной и законодательной власти. Более того, на уровне принятия решений в рамках экономической политики идея использования бюджета развития фактически отклонена. Подобная позиция нашла свое отражение в том, что с 2000 г. действие федерального закона о бюджете развития официально приостановлено.
В действительности реальный финансовый потенциал формирования бюджета развития за счет не используемых либо неэффективно используемых источников весьма существен и незаслуженно недооценивается. Чрезмерная концентрация на решении текущих проблем в ущерб достижению долгосрочных целей противоречит принципам действенной экономической политики. С точки зрения А. Марголина и С. Семенова, следует принять во внимание возможности повышения эффективности управления государственной собственностью, частичного использования золотовалютных резервов страны и средств стабилизационного фонда, размер которого может быть увеличен за счет более обоснованной централизации природной ренты, присваиваемой сырьевыми экспортерами, использующими относительно дешевые внутренние факторы производства и продающими свою продукцию по ценам мирового рынка, конъюнктура которого в настоящее время весьма благоприятна.[13] В целом, по мнению этих авторов, за счет данных трех источников, в бюджете развития может быть (без ущерба для финансирования непроцентных расходов и обслуживания государственного долга) аккумулировано до 400 млрд. руб. (или около 13 млрд. долл. США), что почти в пять раз превышает объем инвестиций в основной капитал из федерального бюджета в 2002 г. Следовательно, в бюджете развития могут быть консолидированы весьма существенные ресурсы, так необходимые сегодня России для обеспечения нового качества экономического роста, базирующегося не только и не столько на доходах от сырьевого экспорта, сколько на повышении конкурентоспособности высокотехнологичного сектора ее экономики.
Заключение
На основании данной работы можно сделать выводы:
Государственный бюджет можно определить, как баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год).
Бюджетное устройство РФ определяется в первую очередь Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Т.е., бюджетная система РФ состоит из трех уровней.
Бюджетная классификация РФ включает в себя: классификацию доходов и расходов бюджетов всех уровней; экономическую классификацию расходов; классификацию источников финансирования бюджетов; классификацию видов внешних и внутренних долгов; ведомственную классификацию расходов.
Бюджет развития Российской Федерации является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
С 2000 г. действие федерального закона о бюджете развития официально приостановлено. В действительности реальный финансовый потенциал формирования бюджета развития за счет не используемых либо неэффективно используемых источников весьма существен и незаслуженно недооценивается.
Список литературы.
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Федеральный Закон РФ «О бюджете развития Российской Федерации».
3. Федеральный Закон РФ «О бюджете Российской Федерации на 2004 год».
4. Федеральный Закон РФ от 01.06.98 «О бюджетной классификации Российской Федерации».
5. Федеральный Закон РФ от 05.08.00 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ»».
6. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М, ЮНИТИ, 2000.
7. Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы. М, Мысль, 2003.
8. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М, Мысль, 2002.
9. Белоусов А. Все невозможное возможно в стране возможностей таких.// Открытая экономика. 30.10.2003.
10. Марголин А. Семенов С. Нужен ли бюджет развития?//Экономист. 2004-№1.
[1] Бюджетный кодекс РФ. Ст. 10.
[2] Там же. Ст. 28.
[3] Бюджетный кодекс РФ. Ст. 11.
[4] Бюджетный кодекс РФ. Ст. 17.
[5]Бюджетный кодекс РФ. Ст. 48, 63.
[6] Там же. Ст. 44.
[7] Там же. Ст. 5.
[8] Там же. Ст. 5.
[9] Там же. Ст. 21.
[10] Федеральный Закон РФ «О бюджете Российской Федерации на 2004 год».
[11] Белоусов А. Все невозможное возможно в стране возможностей таких.// Открытая экономика. 30.10.2003.
[12] Федеральный закон РФ «О бюджете развития Российской Федерации»
[13] Марголин А. Семенов С. Нужен ли бюджет развития?//Экономист. 2004-№1.
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Финансы» Тема: «Государственный бюджет» Содержание Введение Глава 1. Государственный бюджет и бюджетная система РФ Глава 2. Бюджетная классификация государственного бюджета РФ. Федеральны
Государственный бюджет
Государственный бюджет и проблема его сбалансированности
Государственный бюджет и проблема его сбалансированности
Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования
Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Государственный бюджет Республики Беларусь
Государственный бюджет Российской Федерации
Государственный бюджет РФ: особенности формирования и проблема сбалансированности
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.