курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
НОУ СПО Колледж управления, бизнеса права
Контрольная работа
По дисциплине:
Трудовое право
ПО ТЕМЕ:
«Государственный надзор за соблюдением норм трудового права .»
студента 5 курса
заочной формы обучения- экстернат
по специальности «Правоведение»
Проверил:
пр.
Архангельск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1. Федеральная инспекция труда………………………………………………...5
2. Функции Федеральной инспекции труда……………………………………..7
3. Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда………………………………………………………………………………..8
4. Полномочия органов Федеральной инспекции труда………………………..9
5. Защита трудовых прав путем осуществления Государственного надзора и контроля за соблюдением Трудового законодательства……………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...24
1. Решение задачи……………………………………………………………24
2. Тесты………………………………………………………………………25
3. Глоссарий………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
Введение
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.
В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников(незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослаблении их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах.
Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие. И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав. С научных позиций актуальность темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь, реформами и динамикой трудового законодательства.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как А.А. Абрамова, Н.Г. Александровна, К.Н. Гусов, В.В. Ершов, А.С. Пашков, В.Н. Скобелкин, В.Д. Шахова и др.[1]
Целью контрольной работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.
Методологической основой является совокупность научных методов и приемов исследования включающая в себя комплексный анализ явлений и процессов: диалектико-логический; системный; технико-юридический и другие.
Цели и задачи исследования обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Федеральная инспекция труда
В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.
Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.
Структура Федеральной инспекции труда включает руководителя Федеральной инспекции труда — главного государственного инспектора труда РФ в ранге заместителя министра по труду и социальным вопросам РФ, его аппарат и департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
В состав департамента входят несколько отделов, в том числе отделы по правовому надзору и контролю в ряде отраслей экономики и промышленности и отделы надзора и охраны труда в соответствующих отраслях экономики и промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. Ч9 78 утверждено «Положение о Федеральной инспекции труда».
Государственная инспекция в субъекте Федерации является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.
Государственная инспекция труда входит в состав Федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.
Государственная инспекция труда является юридическим лицом. деятельность ее финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.
Основная задача государственной инспекции труда— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.[2]
Функции Федеральной инспекции труда
Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:
• осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);
• расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;
• рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;
• информирует органы власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения законодательства о труде и охране труда;
• участвует в работе по распространению знаний законодательства о труде и охране труда;
• обобщает и анализирует опыт применения законодательства о труде и охране труда;
• готовит и представляет в Министерство труда и социального развития России отчет о соблюдении законодательства о труде и охране труда в соответствующем субъекте РФ.
Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда
В соответствии со ст. 355 ТК РФ деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:
• обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
• обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
Полномочия органов Федеральной инспекции труда
Полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ.
В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,
3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
7) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
8) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих основы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;
9) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по ею профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно,
10) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных доцентов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевые и межотраслевые правил по охране труда;
11) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
12) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
13) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
14) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
15) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
16) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
17) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту РФ и Правительству РФ
Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней[3], Россия взяла на себя обязательство иметь систему государственной инспекции труда, в функции которой входит обеспечение соблюдения законодательства о труде, в том числе об охране труда, на всех предприятиях и организациях.
В развитие указанного международного документа в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»[4], постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной организации труда № 81 об инспекции труда, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:
- обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадающих под действие законов и иных нормативных и актов.
В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
3) осуществляют в соответствии с законодательством Российской
Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
5) реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
7) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения
по их совершенствованию;
8) анализируют состояние и причины производственного травматизма и
разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в
расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
9) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
10) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
11) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
12) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
13) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
14) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
15) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
16) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке предоставляют их Президенту РФ и в Правительство РФ.
В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.[5]
1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При инспекционной деятельности государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, т.е. закон предусматривает возможность проведение проверок без предварительного уведомления. Особый порядок установлен для инспектирования организаций Вооруженных Сил РФ, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.
2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
3. Осуществлять расследование несчастных случаев на производстве и
причин нарушений законодательства о труде и охране труда.
4. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.
5. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законов и иных нормативных правых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая».
6. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинённого здоровью работников на производстве.
7. Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда:
Государственные инспекторы по охране труда также имеют право:
1) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
2) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
3) запрещать производство и использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;
4) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
5) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
6) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление таких сведений в искаженном виде влечёт за собой наложение административного штрафа.
Органы федеральной инспекции труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.[6]
Наделяя государственных инспекторов труда широким объемом прав, законодатель предусматривает также необходимость соблюдения ими определенных обязанностей.
1. Соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.
2. Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной, при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.
3. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю ведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Государственный инспектор труда является государственным служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Решения и действия государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в административном порядке соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Помимо органов государственной инспекции труда, осуществляющих общий надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ в ст. 366-369 предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными
государственными органами. Так, государственный надзор за соблюдением
правил по безопасному ведению работ и охране труда в организациях
угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей, газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации.
Заключение
Итак, защита трудовых прав работников сегодня является актуальной проблемой, поскольку создание многочисленных частных предприятий, на которых работают люди, согласно данным статистики, способствует многочисленному нарушению трудовых прав работников. Наиболее распространены нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок Государственной инспекции труда следующие: трудовые договоры (контракты) не заключаются в письменной форме; трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми; на некоторых предприятиях отсутствуют положения об оплате труда, что приводит к дифференциации в уровнях оплаты труда различных категорий работающих; задолженность по выплате заработной платы; нарушение режимов труда и отдыха, привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни без соответствующего оформления и оплаты; нарушения в области условий и охраны труда.
В этой связи в рамках данной контрольной работы мы рассмотрели основные способы защиты трудовых прав работников. Итак, ст. 352 Трудового кодекса среди основных способов защиты трудовых прав выделяет: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
Сегодня профсоюзы наделены правом защищать только тех работников, которые являются членами профсоюзов. Получается, что работники предприятия, не являющиеся членами профсоюза, выведены из-под данной защиты?! Следовательно, в рамках локального нормотворчества необходимо закрепить нормы, предусматривающие защиту таких работников профессиональными союзами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Решение задачи
Задача № 9
Бригада рабочих - котельщиков была приглашена для монтажа резервуаров хранения нефтепродуктов. Трудовые книжки на рабочих заведены не были, приказ о зачислении на работу не издавался. Вознаграждение выплачивались за каждый смонтированный резервуар.
Через пять месяцев работа была окончена, и котельщики потребовали им компенсацию за неиспользованный отпуск и выходные пособие.
Распространяются ли нормы ТК РФ на данные отношения? Подлежат ли удовлетворению эти требования. Аргументируйте свой ответ.
Решение
Нормы трудового кодекса на данные отношения не распространяются т.к трудового договора заключено не было, хотя они подпадали под статью 59 ( ст. 59 срочный трудовой договор ), а заработная плата выплачивалась сдельная по количеству смонтированных резервуаров. В последующем будет практически невозможно доказать что данная бригада действительно работала на этих работах.
Вывод из данной задачи:
Всегда следует заключать трудовой договор в котором прописаны все условия труда, заработная плата, компенсации, время и количество отпусков, выходные пособия и т.д. ( ст. 57 Содержание трудового договора.)
2. Составление тестов
1. Какую из функций невыполняет Государственная инспекция труда:
(А) осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);
(Б) расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;
(В) рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;
(Г) осуществляет надзор в сфере нарушения авторских прав;
2. Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:
(А) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
(Б) обеспечение контроля за исполнением внутри организационных приказов и указаний;
(В) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(Г) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3. Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:
(А) органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей;
(Б) только с органами прокуратуры и органами МВД;
(В) только с органами ФСБ;
(Г) правильного ответа нет;
4. На основании чего действует Государственная инспекция труда:
(А) только конституции РФ;
(Б) только на основе Трудового Кодекса РФ;
(В) Конституции РФ, ТК РФ и созданных на их основе правовых актах;
(Г) на основании правовых актах организаций;
5. Государственный надзор за точным и единовременным исполнением трудового законодательства и нормативно- правовых актов осуществляет:
(А) Президент РФ;
(Б) Председатель Правительства РФ;
(В) Министр труда РФ;
(Г) Генеральный прокурор РФ;
3. Глоссарий
№ |
Понятие |
Содержание понятия |
1 |
Государственная инспекция труда |
Входит в состав Федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
|
2 |
Федеральная инспекция труда |
Единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя |
3 |
Государственный инспектор труда |
Является государственным служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
|
4 |
Главный государственный инспектор труда РФ |
Назначается и освобождается от должности Правительством РФ.
|
5 |
Способы защиты трудовых прав и свобод |
- самозащита работниками трудовых прав; - защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; - государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - судебная защита; |
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. – Мн.: Амалфея, 1998. .
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательтсво Проспект, 2007. – 208 с .
4. «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан.» Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 1994 года.//САПП РФ, 1994. № 11.
5. Положение о Федеральной инспекции труда. Утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 //Собрание законодательства РФ 2000. - № 6. – Ст. 760.
6. Смоленский М.Б., Мажинского Н.Г. Трудовое право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К»,; Ростов н /Д: Наука-Пресс, 2007.
[1] Смоленский М.Б, Мажинского Н.Г « Трудовое Право РФ»
[2] Трудовой Кодекс РФ
[3] СЗ РФ. – 1998. – № 15. – Ст. 1698.
[4] СЗ РФ. – 1998. - № 29. – Ст. 3702.
[5] Положение о Федеральной инспекции труда. Утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 //Собрание законодательства РФ 2000. - № 6. – Ст. 760.
[6] Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 1994 года.//САПП РФ, 1994. № 11. ст. 851.
НОУ СПО Колледж управления, бизнеса права Контрольная работа По дисциплине: Трудовое право ПО ТЕМЕ: «Государственный надзор за соблюдением норм трудового права .»
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.