курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
Внутренний аудит для российской практики понятие новое, в то же время за рубежом он активно применяется уже с конца XIX века на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспорта и связи и других сфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру.
Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
В настоящее время организаций со сложной внутренней структурой достаточно много. Это крупные и средние предприятия различных сфер деятельности, организации, имеющие большое количество структурных подразделений, сложные образования типа холдингов.
Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждение достоверности отчетности и не решает многих проблем, связанных с совершенствованием системы управления.
Актуальность работы проявляется в том, что внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о ее финансово-хозяйственной деятельности, повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов ее обособленных структурных подразделений.
Теоретической базой для данной курсовой работы являются труды российских учёных Барышникова Н.П., Макальской А.К., Мельника М.В., Г.А. Юдиной, М.Н. Черных.
1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Новосибрат»
1.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «Новосибрат»
Предприятие ЗАО «Новосибрат» находится в г.Медногорске оренбургской области на базе ОАО «Новосибрат».
Предприятие ЗАО «Новосибрат» создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным Законом РФ «Об акционерных обществах» по организационно - правовой форме является закрытым акционерным обществом.
Филиалов и представительств у общества нет. Учредителями данного общества являются:
· Юридическое лицо по законодательству России: Открытое акционерное общество «Новосибрат».
· Юридическое лицо по законодательству Италии: STM S.p.a.
Целями деятельности общества является извлечение прибыли. Для этого осуществляются следующие виды деятельности:
· производство и реализация электротехнической продукции;
· оказание услуг по производству деталей и услуг по производству электротехнической и машиностроительной продукции;
· оказание услуг по производству электродвигателей промышленного и бытового назначения;
· коммерческая деятельность по производству и реализации электротехнической продукции;
· осуществление информационной и рекламной деятельности.
Органами управления общества являются: общее собрание акционеров, совет директоров, ревизионная комиссия, исполнительный директор.
Управленческие подразделения предприятия делятся на производственные и функциональные. В структуре ЗАО «Новосибрат» можно выделить бюро, цеха, участки, каждые из которых имеют свои органы управления. Организационная структура управления заводом сформирована на основе линейно-функционального принципа и во многом определяется производственной структурой предприятия.
По состоянию на 31 декабря 2009года среднесписочная численность работающих в ЗАО «УЭ-СТМ» составила 410 человек.
Аудитор Общества – внутренняя аудиторская служба, в состав которой входят 4 аудитора.
1.2 Основные экономические показатели ЗАО «Новосибрат»
Состояние финансово- хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изучения финансовых результатов его деятельности, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе.
Финансово-хозяйственную деятельность предприятия характеризует таблица №1 «Основные экономические показатели финансово- хозяйственной деятельности ЗАО «Новосибрат - СТМ».
Таблица 1 - Основные экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности ЗАО «Новосибрат» за 2007-2009 г.
Показатели | Годы |
Темп роста 2009 к 2007,% |
||
2007 | 2008 | 2009 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1Выручка от реализации продукции (работ, услуг) т.руб. | 95 786 | 104 059 | 231 796 | 241,99 |
В том числе от продажи продукции собственного производства | 92 331 | 99 492 | 219 440 | 237,67 |
Выручка от продажи прочего имущества | 3 455 | 4 567 | 12 356 | 357,63 |
2 Себестоимость продукции (работ, услуг) | 65 981 | 97 680 | 205 033 | 310,75 |
В том числе расходы по продукции собственного производства |
64 572 | 93 083 | 195 268 | 302,40 |
Расходы по продаже прочего имущества |
1 409 | 4 597 | 9 765 | 693,04 |
3 Прибыль от продаж, т.руб. |
27 354 | 2 150 | 1 010 | 3,69 |
7 Прибыль до налогообложения, т.р. | 25 446 | 1 414 | 7 | 0,03 |
8 Чистая прибыль, тыс.руб. | 19 339 | 1075 | 1 | 0,01 |
По результатам произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) с каждым годом увеличивается. В 2009 году по сравнению с 2007 годом выручка увеличилась на 136 052 тыс. рублей, то есть темп роста 2008г. к 2006 составляет 241,99%.
Соответственно увеличиваются и затраты. В 2009 г. по сравнению с 2007 годом себестоимость увеличилась на 139 052 тыс. руб., то есть темп роста составил 310, 75%. Увеличение выручки от реализации продукции связано, в основном, с увеличением объема продаж, в то время, как цены, по которым продукция реализуется, остаются практически неизменными. В результате чего уменьшается прибыль от продаж с 27 354тыс. руб. в 2007 г. до 1010 тыс. руб. в 2009 г.
2. Правовое и нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
2.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);
- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации";
- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;
- Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;
- Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.).
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.
Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.
Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.
Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.
До принятия закона об аудиторской деятельности в РФ классификация стандартов предусматривала деление их на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные и национальные.
Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.
Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы ХХ в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный характер.
Что касается национальных (российских) стандартов, то в течение 1996-2000 гг. в РФ было создано 38 правил (стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудит сегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.
К внутренним стандартам относятся правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Эта работа также велась и ведется аудиторскими фирмами и аудиторами-предпринимателями.
В новой классификации в соответствии с Федеральным законом (ст.9) предусмотрено, что:
1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п.5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (п.6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Созданные 38 российских правил (стандартов) будут использованы для создания федеральных правил (стандартов).
Одновременно профессиональные аудиторские объединения России, например Аудиторская палата, должны начать работу по созданию своих внутренних стандартов. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны продолжить работу по созданию и обновлению внутренних стандартов своих фирм.
Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:
- Общие принципы правила (стандарта).
- Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте.
- Сущность стандарта.
Практические приложения.
В разделе "Общие принципы правила (стандарта)" отражаются:
- цель и необходимость разработки данного стандарта;
- объект стандартизации;
- сфера применения стандарта;
- взаимосвязь с другими стандартами.
В разделе "Основные понятия и определения, используемые в стандарте" содержатся новые термины и их краткая характеристика.
В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.
Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).
Первая группа "Вводные замечания" включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.
Вторая группа "Ответственность" включает 9 стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В этих стандартах рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Третья группа "Планирование" включает 3 стандарта, относящихся к планированию аудиторской проверки.
Четвертая группа "Внутренний контроль" содержит 2 стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе условия компьютерной обработки данных у клиента.
Пятая группа "Аудиторские доказательства" включает 9 стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.
Шестая группа "Использование работы третьих лиц" включает 3 стандарта, в которых рассматриваются вопросы использования для проведения аудита экспертов, работы внутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.
Седьмая группа "Выводы и отчеты в аудите" - это 3 стандарта, посвященные вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, порядку оформления письменной информации аудитора руководству экономического субъекта.
Восьмая группа "Специализированные области" включает 2 стандарта. В этой группе содержатся материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям, изучению прогнозной финансовой информации.
В девятой группе "Задания" пока нет разработанных стандартов.
Десятая группа "Положения по международной практике аудита" включает 4 стандарта. Здесь рассмотрены вопросы использования компьютеров, общения с налоговыми органами.
Одиннадцатая группа "Образование и подготовка кадров" включает один стандарт, посвященный вопросам образования аудиторов и программе для сдачи экзаменов.
Разработанные отечественные аудиторские правила (стандарты) аудита позволяют значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.
Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
· способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
· содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
· определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
2.2 Внутренние стандарты и требования к ним
Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:
а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
в) использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
г) увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.
Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.
Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:
- по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;
- стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);
- методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
- по организации сопутствующих аудиту услуг.
В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др. Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил (стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам, как:
а) ответственность аудиторов;
б) планирование аудита;
в) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;
г) получение аудиторских доказательств;
д) использование работы третьих лиц;
е) порядок формирования выводов и заключений в аудите;
ж) специализированные внутренние стандарты.
К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; отражающие специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; отражающие специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.
Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.
Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.
Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
- целесообразность - при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
- преемственность и непротиворечивость - стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
- полнота и детализация - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
- единство терминологической базы - обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.
Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов - это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском стандарте "Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций".
Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.
Внутренние стандарты - интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.
3. Цель и задачи внутреннего аудита. Внутрифирменные стандарты
3.1 Понятие, цели и задачи внутреннего аудита
Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля организации; он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение:
Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:
· содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
· объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
· сложившейся системы управления экономического субъекта;
· состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
4) проверка деятельности различных звеньев управления;
5) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
6) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
7) работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
8) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
9) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
10) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемой организации никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр.
Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов. Основные отличия внутреннего аудита от внешнего приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Различия внутреннего и внешнего аудита
Критерии различия |
Внешний аудит |
Внутренний аудит |
1 | 2 | 3 |
Цель | Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами | Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью ведения учёта и представляемой руководству учётной информации |
Объекты | Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство | |
Субъекты | Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства | Сотрудники, подчинённые руководству организации и находящиеся в штате организации |
Характер деятельности | Предпринимательская деятельность | Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации |
Правовое регулирование | В основном гражданское право, хозяйственные договоры | Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право |
Управленческие связи | Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчёт перед ним | Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчёт перед руководством организации |
1 | 2 | 3 |
Практические задачи | Улучшение финансового положения организации, привлечение пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента | Улучшение финансового положения, определение достоверности учётной информации, помощь в консультировании |
Результат | Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации | Отчёт и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации системы учёта, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям |
Оплата услуг | Платит клиент по договору возмездного оказания услуг | Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключённому с проверяемой организацией |
Статус | Внешний аудитор- независимый эксперт | Внутренний аудитор-сотрудник организации |
Таким образом, можно сделать выводы, что потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
3.2 Понятие внутрифирменных стандартов аудита
Внутрифирменные стандарты позволяют повысить качество проводимого аудита, поскольку создают систему последовательного выполнения отдельных приемов, включают процедуры, необходимые для проверки отдельных объектов учета, обеспечивают рациональное использование времени работы аудитора и оптимизируют технологию проверки.
Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций", одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., протокол N 6, установлено, что наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
Применение внутренних стандартов аудиторским организациям и аудиторским службам позволяет:
· полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
· сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;
· содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
· обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
· детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Форма и порядок подготовки внутрифирменных стандартов разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно и являются ее интеллектуальной собственностью. Наличие внутрифирменных стандартов позволяет использовать на отдельных участках работы ассистентов аудиторов, поскольку стандарт может предусмотреть необходимое и достаточное количество приемов при проверке объектов учета. Риск необнаружения при этом будет достаточно низким, несмотря на выполнение работы ассистентом аудитора.
Несмотря на имеющиеся различия деятельности экономических субъектов, все они работают в рамках применения российского законодательства. Единым может быть подход к оценке аудитором системы организации бухгалтерского учета на основе изучения разработанной учетной политики организации. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696, аудитор обязан высказать в заключении суждение об оценке системы бухгалтерского учета проверяемого субъекта и степени ее соответствия действующему законодательству.
3.3 Порядок оценки учетной политики экономического субъекта
Известно, что порядок организации бухгалтерского учета регламентирован положениями по бухгалтерскому учету, в которых предлагаются выбор способов учета, оценки объектов учета их списания с баланса и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Именно эти элементы и необходимо проверить при оценке учетной политики организации. Проверка предполагает два этапа, закрепляемых в стандарте. Первый этап - проверка учетной политики как основного организационного документа проверяемого экономического субъекта. Второй этап - проверка применения утвержденной учетной политики.
Для выполнения первого этапа предлагается оценить учетную политику по критериям, которые являются едиными независимо от отрасли и масштабов деятельности организации. В этой связи представляется целесообразным утвердить эти критерии в качестве единых подходов в составе внутрифирменных стандартов аудита, для этого определить цель, задачи, основные вопросы и источники информации.
В качестве источников информации при проведении аудита учетной политики организации используют:
· учредительные документы аудируемой организации, содержащие сведения об аудируемой организации (осуществляемые виды деятельности, руководитель организации и т.д.);
· приказ об утверждении положения об учетной политике организации;
· приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации (если есть) - график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов, самостоятельно разработанных организацией, список (перечень) должностей лиц, имеющих право подписи первичных документов, список (перечень) должностей лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, другие приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации;
· информацию о применяемых аудируемой организацией способах ведения бухгалтерского учета, подготовленную участниками аудиторской группы (проводящей аудит данного предприятия);
· другие источники в зависимости от специфики аудируемой организации.
Цель аудиторских рекомендаций по результатам аудита системы бухгалтерского учета - приведение в соответствие в будущем и (или) в процессе проведения аудиторской проверки системы организации бухгалтерского учета проверяемого субъекта требованиям законодательства. Порядок подготовки аудиторских рекомендаций целесообразно включить в положения внутрифирменного стандарта. Аудиторские рекомендации должны прежде всего отвечать условиям "конкретности, адресности", т.е. быть адресованы непосредственно проверяемому субъекту.
Особенностью внутрифирменного стандарта для оценки системы организации бухгалтерского учета является отсутствие необходимости построения аудиторской выборки, поскольку учетная политика как документ рассматривается только сплошным методом и в полном объеме.
На втором этапе проверки предлагается закрепить в стандарте обязанность аудитора проверить применение декларированных способов. Данный этап выполняется на протяжении всего процесса аудита по всем проверяемым объектам учета. В результате осуществления второго этапа следует подготовить суждение аудитора по вопросам:
· правильности применения декларированных способов ведения бухгалтерского учета;
· достаточности элементов учетной политики и их соответствие масштабам деятельности экономического субъекта;
· целесообразности применения указанных способов.
Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Для изложения организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба». Под службой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.
Однако служба внутреннего аудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее характеру их деятельности. Целесообразно в составе службы внутреннего аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудиторского риска.
1. Руководитель службы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главный аудитор имеет познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он знает задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим функции руководителя:
- составляет план-графика проверок;
- определяет состав группы для проверки филиала и документальное оформление результатов аудиторских процедур;
- может взять на себя проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- проводит консультации по отдельным вопросам;
- контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам;
- составляет общий отчет о проделанной службой внутреннего аудита работе;
- может разрабатывать методический материал по повышению профессионального уровня работников бухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требований налогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принять участие в разработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).
2. Специалист по расчетам с головной организацией:
- проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией;
- консультирует по финансовым вопросам;
- участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита;
- участвует в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов;
- составляет отчет по результатам внутреннего аудита.
3. Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов:
- составляет план-график проверок;
- комплектует выездную группу;
- организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалом;
- составляет общий план и программу внутреннего аудита;
- доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите;
- участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторских процедур;
- составляет отчет по результатам внутреннего аудита;
- организует и контролирует работу участников выездных аудиторов;
- проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.
4. Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
5. Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях. (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционирование компьютерных систем и т.д.)
Специалисты по налогообложению, правовым вопросам и финансовому анализу могут не состоять в штате и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.
Применяя отдельные положения аудиторского правила (стандарта) «Использование работы эксперта» служба внутреннего аудита при необходимости должна иметь возможность привлекать к работе экспертов - не состоящих в штате специалистов, имеющих достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.
Методология внутреннего аудита представляет собой совокупность методов, определяющих проведение внутреннего аудита начиная от подготовительной работы и заканчивая принятием управленческих решений.
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй - использование цельных методических приемов внешнего аудита.
Накопленный в течение десятилетий опыт ревизионных проверок использован при разработке методологии внутреннего аудита в части, относящейся к контрольным функциям этой службы.
Методика, разработанная на примере внешнего аудита, включает в себя три раздела:
1. Планирование внутреннего аудита и другая подготовительная работа.
2. Основные направления аудиторской проверки, что составляет непосредственное решение задач по проверке: операций с наличными денежными средствами; операций на счетах в банках; операций внешних расчетов; расчетов по заработной плате; операций с основными средствами; операций с НМА; учета производственных запасов; финансовых вложений; затрат; финансовых результатов, фондов, резервов, кредитов и займов; правильности исчисления и уплаты налогов.
3. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.
Направленную на достижение целей при решении задач внутреннего аудита методику необходимо проанализировать в разных аспектах, которым присущи: вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ отдельных статей баланса, а также расчет и оценку коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, финансовой независимости и определения его влияния на стратегии управления). Необходимая для определения этих коэффициентов информационная база готовится на основе бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского учета. При разработке этой части методики может быть использован аудиторский стандарт: «Аналитические процедуры».
В зависимости от специфики проверяемого сегмента анализ может, проводится по следующим направлениям:
- анализ финансового состояния по данным баланса, при этом производится вертикальный анализ (анализ удельного веса отдельной статьи баланса в его общем итоге), горизонтальный (анализ темпов роста или снижения сумм по статьям баланса в отчетном периоде по сравнению с предыдущим), трендовый (анализ определяется среднегодовым темпом прироста по статьям баланса и рассчитывается его прогнозное значение, хотя при этом и присутствует недостаток основанный на тенденции экстраполяции, переносе данных тенденции на будущее);
- расчет и оценка коэффициентов ликвидности, таких как общий показатель ликвидности, коэффициентами абсолютной и текущей ликвидности, коэффициентом обеспечения собственными средствами, коэффициентом восстановления или утраты платежеспособности (стоит заметить, что в России это основной коэффициент характеризующий жизнедеятельность предприятия);
- расчет и оценка финансовой устойчивости: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное состояние.
- оценка деловой активности, расчет и анализ финансового цикла;
- факторный анализ прибыли от реализации;
- анализ рентабельности организации, расчет коэффициента финансовой независимости, его влияние на выбор стратегии управления;
- анализ движения собственного капитала, расчет чистых активов.
- анализ движения денежных средств, оценка достаточности денежных средств.
- анализ движения заемных средств;
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
- анализ амортизируемого имущества (объем, динамика, структура, эффективность);
- анализ движения средств финансирования долгосрочных финансовых вложений.
Стоит отметить, что при оценке и расчете финансовой устойчивости важно рассматривать не отдельно взятые показатели, а их различные комбинации и зависимости.
Задачи, стоящие перед внутренним аудитором, можно сформулировать следующим образом:
1) Периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головной организации и ее филиалов.
2) Анализ финансовой и хозяйственной деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля головной организации и ее филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита.
3) Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала головной организации и ее
4) Научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву, информационное обслуживание головной организации и ее филиалов.
5) Консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может потребоваться профессиональная помощь при необычных или редко встречающихся экономических ситуациях, а также при существенных изменениях законодательства.
6) Компьютеризация бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.
7) Взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых органов и других контролирующих органов.
Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений.
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй - использование цельных методических приемов внешнего аудита.
4.3 Аудит соответствия положений учетной политики ЗАО «Новосибрат» нормативным актам РФ
Одним из основных критериев оценки использования стандартов аудиторами является правильность разработки и применения ими внутренних правил аудита. Эти документы, принятые и утвержденные аудиторами с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности национальным стандартам аудита, призваны регламентировать требования к его осуществлению и оформлению. Внутренние стандарты могут обеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.
ФПСАД предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФПСАД и их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (Федеральный закон № 164-ФЗ).
В связи с этим представляется, что аудиторам и аудиторским фирмам необходим внутренний пакет стандартов, определяющих подход к проведению проверки. Использование внутренних стандартов способствует повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.
Предварительная стадия проверки:
1) определение целей соглашения для обоснованного и оптимального планирования;
2) обзор бизнеса клиента;
3) оценка степени возможного риска мошенничества и обычных ошибок и оценка их значимости;
4) оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита.
Рабочий этап:
5) определение стратегии аудиторской проверки и необходимых процедур;
6) расширенная оценка эффективности системы контроля, разработка плана проверки;
7) составление плана независимых обследований;
8) проведение независимых обследований. Завершающий этап:
9) завершение аудиторской проверки;
10) представление заключения.
· стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
· стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
· стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
· специализированные стандарты;
· стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
· стандарты по образованию и подготовке кадров.
Рассмотрим стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита ЗАО «Новосибрат». В них аудиторы отражают свой подход к планированию аудита, порядку изучения и оценки системы внутреннего контроля, получению аудиторских доказательств, определению уровня существенности, оценке аудиторского риска и т.д.
Определяя во внутренних стандартах порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля, аудиторам необходимо установить количество этапов, которое в соответствии с требованиями п. 5.1 ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» не может быть менее трех: общее знакомство с системой, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности оценки (при необходимости аудиторы вправе принимать решение об использовании большего количества этапов).
При создании внутреннего стандарта аудиторам необходимо помнить, что формирование общего впечатления о системе внутреннего контроля требует принимать во внимание ее компоненты, т.е. надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.
Во внутрифирменных правилах также должен найти отражение подход аудиторской фирмы к определению уровня существенности. Возможные варианты его расчета содержатся в ФПСАД № 4 «Существенность в аудите», однако данный внутренний стандарт аудиторских организаций является одним из важных. Прежде всего это связано с необходимостью формирования и представления аудиторами в определенной форме заключения по результатам проверки, содержащего мнение о достоверности данных отчетности клиента. Как известно, обоснованность показателей отчетности не должна быть установлена аудитором с абсолютной точностью (она должна быть достоверной во всех существенных аспектах). При этом возникают трудности в поиске критериев отнесения искажений к существенным. Аудиторские фирмы пытаются решать эту проблему посредством разработки соответствующего внутреннего правила.
Применение апробированных методик позволяет минимизировать аудиторский риск и проводить проверку в более сжатые сроки. Для их разработки в аудиторской фирме может быть создан методологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Внутрифирменные стандарты могут охватывать обширнейший круг вопросов - от методик проверки конкретных вопросов и направлений в области бухгалтерского учета и налогообложения экономических субъектов до общих вопросов организации аудиторской работы в фирме.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п. 5 Федерального закона № 164-ФЗ).
В России наряду с общенациональными ПСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных профобъединений, что вызывает недоумение у иностранных специалистов. Ведь национальные ПСАД должны содержать основные, базовые требования, а профобъединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ПСАД. Именно в стандартах профобъединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовых бланков, примерных расчетов уровня существенности и т.п.
Рабочий документ аудитора сформирован на основе внутрифирменного стандарта позволяет оценит соответствие учетной политики законодательной базе РФ (Приложение5).
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.
В результате аудита ЗАО «Новосибрат» выявлено, что учетная политика экономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиям законодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:
· дополнить приказ об утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способов организации бухгалтерского учета отдельных объектов;
· привести в соответствие положения учетной политики применяемым субъектом способам организации бухгалтерского учета отдельных объектов.
По результатам аудита могут быть предложены рекомендации руководству экономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатам проведения аудита, например:
· в п. 6 аудируемой учетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, по которым утверждены самостоятельно разработанные формы;
· п. 9 учетной политики изложить в редакции: "переоценка однородных объектов основных средств не производится, за исключением случаев, установленных законом".
При использовании такого документа в процессе проведения аудита ЗАО «Новосибрат» реализуется требование единства подходов к оценке системы бухгалтерского учета. Кроме того, появляется возможность оценить полноту исследуемой учетной политики и ее соответствие применяемым ЗАО «Новосибрат» способов ведения бухгалтерского учета.
Заключение
Целью внутреннего аудита является контроль за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри организации.
Примерный состав службы внутреннего аудита:
· Руководитель службы (аттестованный аудитор)
· Специалист по расчетам с головной организацией
· Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов
· Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
· Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй - использование цельных методических приемов внешнего аудита.
Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенно сократить объем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации.
Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат» является финансово-хозяйственная деятельность организации.
· стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
· стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
· стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
· специализированные стандарты;
· стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
· стандарты по образованию и подготовке кадров.
Внутренние стандарты ЗАО «Новосибрат» в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.
В результате аудита ЗАО «Новосибрат» выявлено, что учетная политика экономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиям законодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:
· дополнить приказ об утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способов организации бухгалтерского учета отдельных объектов;
· привести в соответствие положения учетной политики применяемым субъектом способам организации бухгалтерского учета отдельных объектов.
По результатам аудита могут быть предложены рекомендации руководству экономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатам проведения аудита, например:
· в п. 6 аудируемой учетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, по которым утверждены самостоятельно разработанные формы;
· п. 9 учетной политики изложить в редакции: "переоценка однородных объектов основных средств не производится, за исключением случаев, установленных законом".
При использовании такого документа в процессе проведения аудита ЗАО «Новосибрат» реализуется требование единства подходов к оценке системы бухгалтерского учета.
Список используемой литературы
1. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н (в ред. от 18.09.2007 № 116н).
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2007 № 183-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).
4. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.
5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.).
6. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: организация аудиторской деятельности: Учебное пособие.- М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000.
7. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие.- М.: издательство ПРИОР, 2002.
8. Лабынцев Н.Т. Стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2003.
9. Лабынцев Н.Т. Управленческий учёт и аудит в условиях рыночной экономики - Ростов, 2001.
10. Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Дело и сервис, 2001.
11. Путко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие, Интерпрессервис, 2003.
12. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа: Учебное пособие. - М.: Книга- сервис, 2002.
13. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник- М. «Финстатинформ», 2000 г.
14. Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие.-2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2002г.
15. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000г.
16. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ИНФРА-М, 2007.
17. Краев А.В., Краева О.А., Богомолов A.M. Аудит. Внутрифирменные стандарты. – М.: ПРИОР, 2002.
18. Сотникова Л.В. Методология оценки системы внутреннего контроля в процессе внешнего аудита. – М.: ВЗФЭИ, 2003.
19. Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторской организации. – Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2000.
20. Правила (стандарты) аудиторской деятельности с комментарием Е.М. Гутцайта. – М.: Современная экономика и право, 2000.
21. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
22. Шишкин А.К., Микрутов В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.
23. Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. – М.: ТОО «Интелтех», 2004
24. Правила аудиторской деятельности (составление и комментарий Ю.А. Данилевского). – М.: Бухгалтерский учет, 2007.
25. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС 1999 г.
26. Внутрифирменные стандарты - основа практического аудита. Н.Т. Лабынцев, профессор Ростовской государственной экономической академии, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита, директор аудиторской фирмы "А.У.Д.И.", А.А. Майборода, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита РГЭА, аудитор аудиторской фирмы "А.У.Д.И.", Журнал «Аудиторские ведомости», №5 май 2007.
27. Внутрифирменные стандарты аудита и оценка учетной политики организации. Е.М. Дарбека, директор, кандидат экономических наук, Н.В. Артемова, ООО "Аудиторская фирма "Сибирский аудит" (г. Абакан), журнал "Аудиторские ведомости", N 8, август 2004 г.
Введение Внутренний аудит для российской практики понятие новое, в то же время за рубежом он активно применяется уже с конца XIX века на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспо
Характеристика международных стандартов финансовой отчетности, их значение и содержание
Характеристика рынка аудита
Характеристика типов и видов изданий
Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерского дела
Хозяйственный контроль в Украине
Целевое назначение отчета о движении денежных средств
Цели и основные принципы аудита
Цели и приемы аудиторской деятельности
Цивільно-правові аспекти аудиту
Экономико-математические методы анализа
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.