Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»кона и —в€той ƒух — –елиги€ и мифологи€

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

Ћепахин ¬. ¬.

»кона и ƒух —в€той Ч этой теме удел€етс€ все еще мало внимани€. ¬ богословии иконы недостаточно определенно подчеркиваетс€ благодатное присутствие —в€того ƒуха, ≈го "дыхание" в генезисе и бытии церковного образа, во взаимосв€зи образа с ѕервообразом, в иконопочитании и в иконописании.(1) ћежду тем, учение об иконе бесспорно имеет и пневматологический аспект, о чем €сно говор€т —в€тые ќтцы: назовем прежде других свт. ¬асили€ ¬еликого и прп. »оанна ƒамаскина. Ќезримое сопребывание —в€того ƒуха во вс€ком про€влении или действии ѕервообраза обусловлено самой нераздельностью »постасей ѕресв€той “роицы. —вт. ¬асилий ¬еликий пишет: "Ќевозможно иначе видеть ќбраз Ѕога невидимого как только в озарении ƒуха. » кто устремл€ет взор на образ, тому нельз€ отлучить свет от образа... ѕри озарении только ƒуха, собственно и надлежащим образом, видим си€ние славы Ѕожией, а посредством ќбраза возводимс€ к той славе, которой ќн есть ќбраз и равнообразна€ печать".

„то соедин€ет образ и ѕервообраз? Ч ¬начале сотворение человека по образу Ѕожию. «атем спасительное нисхождение ѕервообраза долу Ч Ѕлаговещение, –ождество ’ристово. Ѕоговоплощение и вочеловечивание Ч это прин€тие Ќевидимым ќбразом образа видимого, человеческого. ѕо существу, –ождество есть воиконовление ¬торой »постаси, есть иконо€вление ’ристово. ƒалее следует движение горé Ч ¬ознесение √осподне. Ќо верное понимание ¬ознесени€ невозможно без учета того обетовани€, которое дал √осподь своим ученикам на ≈леонской горе перед восшествием к ќтцу, Ч обетовани€ о ниспослании —в€того ƒуха. ƒух превечно и неотлучно присутствует во всех действи€х —ына. Ќе случайно, как отмечает инок √ригорий ( руг), "в наиболеее древних изображени€х ¬ознесение и —ошествие ƒуха —в€того св€зываютс€ в одно". ѕо ¬ознесении √осподнем реальна€ онтологична€ взаимосв€зь между ѕервообразом-’ристом и образом-человеком возможна лишь при посредстве и содействии —в€того ƒуха, именно дл€ этого ќн посылаетс€ вознесшимс€ к ќтцу —ыном.  роме того, —в€той ƒух, по учению прп. »оанна ƒамаскина, имеет пр€мое отношение к ќбразу: "ѕодобный и совершенно равный образ —ына Ч —в€той ƒух, в одном только отношении име€ различие (с Ќим): в том, что ќн исходит". ќбратим внимание на богословие великого защитника икон: ¬торое Ћицо ѕресв€той “роицы Ч нетварный рожденный ќбраз, “ретье Ћицо Ч нетварный исход€щий ќбраз, —в€той ƒух Ч единоóбразен с —ыном, и поэтому в онтологическом плане ќн есть пр€ма€ и обратна€ св€зь между образом и ѕервообразом.

ќсобо свт. ¬асилий ¬еликий подчеркивает роль —в€того ƒуха в Ѕогопознании. ƒух Ч это свет вéдени€.  ак без света физического мы не видим какое-либо изображение, так без просвещени€ —в€тым ƒухом мы не способны созерцать ѕервообраз. —в€той ƒух возводит к созерцанию  расоты и —лавы ѕервообраза, ќн "подает тайнозрительную силу к созерцанию ќбраза". —в. ќтец оговариваетс€ при этом, что —в€той ƒух не вне —еб€ и даже не через —еб€, но "в —ебе —амом вводит в познание". ѕодвижник прилагает много сил, чтобы очистить в себе образ Ѕожий и взойти к ѕервообразу. Ёто необходимое, но недостаточное условие Ѕогообщени€ и Ѕогопознани€. ѕрп. —имеон Ќовый Ѕогослов в одном из "Ѕожественных гимнов" учит: " огда... станешь совершенным образом (Ѕожиим), то ѕервообраза еще не увидишь и не уразумеешь, если ќн не откроетс€ тебе через ƒуха —в€того, ибо всему научает ƒух, в неизреченном свете си€ющий".

Ќевозможно умалить роль —в€того ƒуха и в иконопочитании. —лова свт. ¬асили€ ¬еликого о том, что "чествование образа переходит к ѕервообразу" (¬асилий 1846:3,300)(2) стали крылатыми в православном богословии, их неоднократно цитирует прп. »оанн ƒамаскин, на них ссылаетс€ VII ¬селенский —обор. Ќо как "переходит" или "восходит" чествование, почитание? ќтвет здесь очевиден и только один: честь, воздаваема€ образу, восходит к ѕервообразу в ƒухе —в€том.

—ледует сказать и о благодатном присутствии —в€того ƒуха в самом процессе иконописани€, что естественно вытекает из всего сказанного. ≈сли к познанию ѕервообраза человек возводитс€ —в€тым ƒухом, то несомненно только —в€той ƒух может помочь иконописцу изобразить в лини€х и красках √оспода »исуса ’риста (ѕервообраз), Ѕогородицу и св€тых (чистые образы Ѕожии). —в€той ƒух €вл€етс€ истинным иконописцем в двух смыслах: ќн "пишет", восстанавливает человека как духоносную "живую икону"(3), и ќн помогает писать иконописцу образá. Ћ.ј.”спенский пишет: "ѕредание утверждает, что св€той евангелист Ћука написал икону Ѕогоматери после ѕ€тидес€тницы... ƒаже сами апостолы, непосредственно общавшиес€ со ’ристом и веровавшие в Ќего, до сошестви€ на них —в€того ƒуха не имели непосредственного опыта осв€щени€ ƒухом —в€тым и не могли поэтому передать его ни словом, ни образом".

¬ течение многих столетий иконописцы, даже самые знаменитые (в том числе прп. јндрей –ублев и ƒионисий) не подписывали своих икон, ибо св€то верили, что их талант принадлежит Ѕогу, что они лишь "подмастерь€" —в€того ƒуха. ќни заботились прежде всего о своем внутреннем духовном устроении, стремились сн€ть все возможные преп€тстви€ дл€ действи€ —в€того ƒуха в своей душе, чтобы стать идеальными "проводниками" воли Ѕожией.(4) —воей праведной жизнью они призывали в помощь себе —в€того ƒуха, и ƒух Ѕожий не посрамл€л их надежды, о чем и ныне свидетельствуют их иконы и фрески. —одействие —в€того ƒуха иконописцу особенно благочестиво описано в житии первого св€того иконописца ƒревней –уси прп. јлипи€ ѕечерского.

—в€той ƒух также св€зывает воедино икону-изображение и €вленного ей св€того. —в€той невидимо, но реально присутствует на своей иконе в ƒухе —в€том, в ƒухе он слышит молитвы человека, и через ƒуха —в€того проистекают чудотворени€ от св€тых икон. ¬ ƒухе —в€том протекает молитва, с которой человек обращаетс€ к Ѕогу перед св€той ≈го иконой, в ƒухе слышит мол€щийс€ и благодатный "ответ" иконы, т.е. —амого √оспода, Ѕогородицы или св€того. »так, —в€той ƒух

Ч в —воем превечном исхождении от ќтца таинственно €вл€етс€ совечным ќтцу и —ыну Ч ќбразу Ѕога невидимого;

Ч участвует в сотворении человека по образу и подобию Ѕожию;

Ч по воле ќтца и ≈го силою благовествует и совершает воплощение и вочеловечивание, воиконовление —ына Ѕожи€, прин€тие »м на себ€ плотского образа;

Ч в  рещении подтверждает полноту Ѕожественного ѕервообраза как —ына Ѕожи€, нисход€ на Ќего в виде голуб€, и вместе с тем Ч полноту прин€того на себ€ ѕервообразом плотского образа;

Ч в ѕреображении сквозь видимый телесный образ показывает во всей силе нестерпимое си€ние Ѕожественного ѕервообраза;

Ч соедин€ет в реальное богочеловеческое двуединство ѕервообраз (√оспода »исуса ’риста) и образ (человека), Ч до ѕ€тидес€тницы сокровенно, а в —ошествии ƒуха на апостолов €вленно и €вственно;

Ч св€зывает в духовное двуединство небесные первообразы и земные иконообразы;

Ч возводит через иконообраз к познанию ѕервообраза;

Ч возносит к ѕервообразу почитание, воздаваемое образу (иконе);

Ч восстанавливает, возрождает подвижника, вс€кого благочестивого человека как живую духоносную икону ѕервообраза;

Ч помогает иконописцу изобразить в лини€х и красках то, что неизобразимо, выразить то, что невыразимо, описать то, что неописуемо, т.е. €вить икону верующему духовному оку как двуединое, ипостасное, богочеловеческое таинство;

Ч реально пребывает со св€тым на его иконе;

Ч незримо, но неотлучно присутствует в соборном молитвенном Ѕогообщении перед иконами и в чудотворени€х, проистекающих от икон.

ћожет быть, нигде христологи€ и пневматологи€ не соединены так тесно, как в богословии образа, богословии иконы.

—носки:

1. Ќам известны две небольшие работы на эту тему.

2. »ногда эти слова цитируютс€ в другом переводе: "„есть, воздаваема€ изображению, восходит к ѕервообразу (переходит на первообразное)".

3. ¬ св€тоотеческой литературе св€тые именуютс€ не только христоносцами, как носители ќбраза ’ристова, но и духоносцами, ибо они исполнились ƒуха —в€того.

4. ¬ основе этого благочестивого обыча€ лежали и другие причины. ¬о-первых, VII ¬селенским собором составление композиции иконы отдавалось —в. ќтцам, иконописцам же была отведена роль художественных исполнителей. ¬о-вторых, икона мыслилась как соборное творчество многих поколений иконописцев, а не какого-либо одного, пусть и гениального, мастера. ¬-третьих, иконописец считал недопустимым вносить в св€тое и св€щенное пространство иконы, на котором значилось им€ Ѕожие, и свое профанное им€. »так, отсутствие подписи автора на иконе Ч это свидетельство особого почитани€ имени Ѕожи€.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Ћепахин ¬. ¬. »кона и ƒух —в€той Ч этой теме удел€етс€ все еще мало внимани€. ¬ богословии иконы недостаточно определенно подчеркиваетс€ благодатное присутствие —в€того ƒуха, ≈го "дыхание" в генезисе и бытии церковного образа, во вза

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru