Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»нновационные проекты с участием государства — Ёкологи€

јндрей јлександрович якoвлeв, кандидат экономических наук, проректор по науке √осударственного университета - ¬ысша€ школа экономики, директор »нститута анализа предпри€тий и рынков.

«ачем государство должно вмешиватьс€ в экономику?

ќпыт стран, сопоставимых с –оссией и другими государствами —Ќ√ по уровню развити€, показывает, что вмешательство государства в экономические процессы нужно дл€ того, чтобы в самом частном секторе создать те стимулы к инноваци€м, которые не генерирует в достаточной степени несовершенна€ институциональна€ среда. јнализ успешного опыта новых индустриальных стран позвол€ет выделить р€д принципов, на которых строилась политика стимулировани€ инноваций, повышени€ конкурентоспособности и модернизации экономики.

1. ќриентаци€ не на пр€мые макроэкономические результаты, а на демонстрационный эффект реализуемых проектов. ћодернизаци€ экономики не может быть обеспечена за счет бюджетного финансировани€. Ќо средства, выдел€емые правительством, могут послужить катализатором дл€ процессов модернизации, если в результате успешной реализации первых инновационных проектов бизнес сам убедитс€, что Ђэто возможної.

“аким катализатором дл€ венчурной индустрии в »зраиле стала правительственна€ программа ЂYozmaї с общим объемом финансировани€ 100 млн. долл. ¬ рамках этой программы правительство профинансировало 40% стартового капитала 10 частных инвестиционных фондов. –езультатом этого стало по€вление к концу 1990-х гг. почти 100 венчурных инвестиционных компаний, которые управл€ли активами в 10 млрд. долл. и стимулировали бурный рост новых высокотехнологичных фирм. Ќа подобный же демонстрационный эффект рассчитаны Ђзолотые проектыї в рамках мексиканской программы Ђ Avanchiї.

ќчень важным €вл€етс€ устранение недовери€ между потенциальными участниками процесса и преодоление их устойчивых негативных ожиданий, которые порождаютс€ предшествующим опытом. —казанное касаетс€ как возможных инициаторов инноваций, так и более многочисленных эффективных игроков Ђвторого эшелонаї, которые обладают меньшими ресурсами и не вер€т в то, что на практике можно что-то изменить.

ƒл€ установлени€ атмосферы довери€ между потенциальными участниками лучше, чтобы на начальной стадии услови€ реализации таких проектов были рамочными, оставл€€ пространство дл€ поиска конкретных форм и механизмов взаимодействи€. ¬месте с тем в дальнейшем при успехе таких проектов их услови€ должны быть формализованы, с тем чтобы обеспечить возможность их повторени€ и распространени€. ѕоследний шаг важен дл€ обеспечени€ демонстрационного эффекта, поскольку негативно-пессимистические ожидани€ среди игроков Ђвторого эшелонаї можно попытатьс€ переломить с помощью серии успешных совместных проектов, доказывающих возможность взаимодействи€ между заинтересованными игроками на стороне бизнеса и на стороне государства.

2. ѕоддержка не секторов, а новых видов активности. “ехнологические и организационные инновации, €вл€ющиес€ основой дл€ повышени€ конкурентоспособности и процессов модернизации, возможны сегодн€ во всех отрасл€х и секторах экономики. »менно поэтому государство должно поддерживать не сектора, а новые виды активности Ч будь то венчурные инвестиции, развитие промышленного дизайна или освоение английского €зыка менеджерами и инженерами. √лавным критерием предоставлени€ поддержки €вл€етс€ то, что эти виды активности, позвол€ющие национальным фирмам повысить свою эффективность и выйти на новые рынки, до того были не развиты в национальной экономике. Ётот подход также позвол€ет ограничить временные рамки предоставлени€ поддержки периодом, в течение которого данные виды активности остаютс€ новыми дл€ большинства экономических агентов.

3. —ущественное софинансирование проектов со стороны государства при сохранении управлени€ проектами в руках бизнеса. —ледует отметить, что в „или и »зраиле уровень государственного софинансировани€ составл€л около 40% как при поддержке собственно инновационных проектов, так и при компенсации издержек выхода на новые рынки и освоени€ новых технологий. ¬ отдельных случа€х (создание частных центров передачи технологий, поддержка сертификации продукции малых и средних предпри€тий на стандарт ISO-9000) в „или был возможен даже 50%-й уровень софинансировани€.

ќднако принципиальным €вл€етс€ то, что во всех случа€х проекты управл€лись самим бизнесом или специализированными посредническими организаци€ми. ѕопытки избыточной регламентации инновационной де€тельности со стороны правительства обычно привод€т к провалу программ, организуемых совместно с бизнесом.

Ёто, в частности, произошло с первой израильской правительственной программой ЂInbalї, предоставл€вшей частным венчурным инвестиционным фондам государственные гарантии на их инвестиции.—делав выводы из этого негативного опыта, правительство »зраил€ в рамках программы ЂYozmaї с самого начала объ€вило о приватизации пакетов акций в создаваемых инвестиционных фондах и предложило менеджерам фондов опционы на покупку этих акций. ѕоследующее развитие показало, что этот шаг создал сильные стимулы дл€ быстрого роста капитализации фондов ЂYozmaї и расширени€ масштабов их де€тельности.

Ћогическим развитием этого принципа €вл€етс€ введение представителей бизнеса с правом решающего голоса в управл€ющие органы новых инновационных программ при сохранении за государством права вето по принципиальным вопросам.

4. ƒецентрализаци€ государственной поддержки и формирование сети Ђинститутов развити€ї. ¬о всех рассмотренных нами странах правительства одновременно использовали различные каналы поддержки инновационной активности. ѕодобное экспериментирование и многообразие уменьшало риски Ђпровалов государстваї из-за неудачи конкретных институтов и в дальнейшем делало возможным расширение поддержки более эффективных из них при свертывании неудачных программ.

“ак, в »зраиле программа ЂYozmaї фактически заместила неудачную программу ЂInbalї. ¬ конце 1990-х гг. с учетом успешного предшествующего опыта было заметно увеличено финансирование программы поддержки технологических инкубаторов, а также программы ЂMagnetї, ориентированной на поддержку совместных исследований, проводимых университетами и коммерческими фирмами.

5. ¬заимодействие со старыми институтами Ч с их встраиванием в новую систему либо постепенным замещением новыми механизмами стимулировани€ инноваций и модернизации. ѕри всей возможной неэффективности существующих институтов они выполн€ют определенные функции и их радикальное разрушение может негативно отразитьс€ на инновационной системе. ќптимальным €вл€етс€ вариант Ђвстраивани€ї старых институтов в новую систему поддержки инновационной активности и процессов модернизации.

ѕример такого рода дает ёжна€  оре€, которой в последние годы удалось обеспечить эффективное сетевое взаимодействие старых крупных промышленных компаний и государственных Ќ»» с вузами и инновационными малыми предпри€ти€ми. Ёто взаимодействие привело к формированию динамичных инновационных кластеров вокруг университетов, расположенных в границах старых промышленных агломераций. ƒругой пример адаптации старых институтов к новым услови€м Ч это эволюци€ чилийской государственной корпорации ЂCORFOї, котора€ за 65 лет своего существовани€ претерпела три серьезные трансформации и тем не менее по-прежнему играет большую роль в стимулировании инноваций и в повышении конкурентоспособности национального бизнеса.

¬месте с тем следует сознавать, что вокруг существующих неэффективных институтов часто формировались устойчивые группы интересов, включающие представителей как государства, так и бизнеса. Ѕлагодар€ наличию этих институтов и облада€ преимущественным доступом к ним, соответствующие игроки имеют возможность извлекать политическую ренту. ѕоэтому в рамках рациональной модели поведени€ они будут преп€тствовать реформированию таких институтов или превращать этот процесс в частичные реформы. ѕредставл€етс€, что именно в этом заключаютс€ причины систематического Ђпробуксовывани€ї институциональных преобразований в –оссии.

ƒл€ того чтобы ослабить подобное сопротивление среды, по нашему мнению, следует изменить сам вектор преобразований. ¬место изменени€ и ломки уже существующих институтов надо делать акцент на выращивании новых институтов. “акие институты (или проекты, лежащие в их основе) лучше запускать в тех секторах, где провалы и неэффективность старых институтов наиболее очевидны. ќднако это лучше делать в режиме серии экспериментов при одновременном сохранении старых институтов, которые пусть плохо, но работают. “акой подход, на наш взгл€д, не только позволит ослабить сопротивление сложившихс€ групп интересов, но и создаст услови€ дл€ запуска конкуренции институтов.

6. ‘ормирование довери€ к новым институтам через личную репутацию управл€ющих. ƒл€ успеха любой политики очень важно доверие к ней со стороны тех, кому эта политика адресована. ќсобенно острой проблема довери€ оказываетс€ в услови€х несовершенного рынка и неэффективного государства, когда среди экономических агентов традиционно преобладают негативные ожидани€ в отношении действий правительства.

—читаетс€, что доверие к новым институтам может быть обеспечено лишь за счет открытости и прозрачности их де€тельности. ќднако соблюдение всех требований прозрачности св€зано с достаточно большими издержками. Ёти издержки могут быть чрезмерными при относительно ограниченных объемах финансовых ресурсов, которые правительства развивающихс€ стран и стран с переходной экономикой в состо€нии выделить на поддержку инновационной активности. ¬ этом случае доверие к новым институтам может достигатьс€ за счет того, что в состав их высших органов управлени€ и наблюдательных советов включаютс€ представители государства и бизнеса, которые пользуютс€ признанным уважением в обществе и в деловой среде. Ѕолее того, така€ команда Ђпервопроходцевї обладает реальными, а не номинальными полномочи€ми и активно участвует в прин€тии решений.  ак правило, такие люди не склонны рисковать своей репутацией ради извлечени€ краткосрочных выгод и в то же врем€ обладают достаточным опытом дл€ того, что чтобы уже на ранних стади€х обеспечить достаточную эффективность Ђинститутов развити€ї при одновременном снижении их стоимости.

7. ћониторинг, внешн€€ оценка и бенчмаркинг. ¬ажным механизмом повышени€ эффективности Ђинститутов развити€ї €вл€етс€ регул€рный мониторинг и оценка реализуемых ими программ, а также сопоставление их с лучшими образцами (бенчмаркинг). ѕредпосылкой дл€ проведени€ таких оценок и сопоставлений служит система индикаторов, позвол€ющих характеризовать степень достижени€ целей программы. ѕодобна€ внешн€€ оценка, проводивша€с€ в „или и »зраиле с привлечением международных экспертов, позволила определить общеэкономический эффект этих программ и соотнести его с затратами правительства на программы развити€.

ћониторинг и оценка программ также оказываютс€ принципиально важными дл€ своевременного закрыти€ неэффективных проектов.  ак показывает международный опыт, наибольшие потери от мер промышленной политики возникают не из-за ошибок в выборе проектов. “акие ошибки неизбежны. Ѕолее того, отсутствие неудачных проектов свидетельствует лишь о недостаточной амбициозности и агрессивности правительства в реализации промышленной политики. √ораздо большую опасность дл€ государственного бюджета представл€ет продолжение финансировани€ неэффективных проектов и программ. » именно поэтому задача правительства Ч не отбор победителей, а посто€нное экспериментирование при своевременном отсеве проигравших, дл€ чего необходимы адекватные механизмы мониторинга и оценки.

8. –еализаци€ функций поддержки через бизнес-посредников. –иск неэффективного использовани€ средств возрастает в тех случа€х, когда государственные органы непосредственно взаимодействуют с компани€ми, претендующими на государственную поддержку. Ёто св€зано с тем, что правительственные чиновники, как правило, не обладают достаточной квалификацией, чтобы оценить качество представл€емых проектов и св€занные с ними риски.  роме того, в случае пр€мых контактов между чиновниками и представител€ми бизнеса, обращающимис€ за поддержкой, увеличиваетс€ риск коррупции.

ќпыт стран Ћатинской јмерики показывает, что дл€ уменьшени€ подобных рисков целесообразна передача функции по оказанию государственной поддержки частным посредникам. “ак, в „или программы поддержки инноваций и повышени€ конкурентоспособности реализуют не министерства и ведомства, а 21 независимое агентство, большинство из которых функционируют как частные неприбыльные корпорации, работающие по контракту с правительством. ѕодобный аутсорсинг функций господдержки с передачей их частно-государственным посредникам помимо прочего позвол€ет правительству более эффективно осуществл€ть мониторинг и контроль реализации соответствующих программ.

9. ѕредоставление услуг вместо денег. —тимулы к извлечению ренты из взаимодействи€ с государственными органами существенно ограничиваютс€, когда предпри€ти€м вместо денежных субсидий предоставл€ютс€ услуги. Ёто может быть обучение персонала, содействие сертификации продукции, предоставление бизнесу научно-технической информации и результатов Ќ»ќ –, осуществленных за государственные деньги, предоставление площадей (например, технопаркам) на территории государственных вузов или Ќ»» на льготных услови€х и т.д. ¬ажно, что такие услуги также перепоручаютс€ частным компани€м, которые показывают более высокую эффективность по критерию ценаЧкачество.

ќдин из примеров практического применени€ данного подхода Ч государственна€ программа содействи€ сертификации предпри€тий малого и среднего бизнеса в „или в соответствии с требовани€ми ISO-9000. — помощью данной программы международную сертификацию получили примерно 25 тыс. из 100 тыс. чилийских средних предпри€тий. ¬еличина расходов на подобную сертификацию дл€ одной компании составл€ет в среднем 20Ч30 тыс. долл. (в зависимости от масштабов де€тельности). ѕравительство финансировало 50% расходов на прохождение сертификации, вторые 50% должна была оплатить компани€, обративша€с€ за поддержкой. ѕри этом бюджетные средства перечисл€лись не компании-за€вителю, а непосредственно международному агенту, провод€щему сертификацию. –езультатом данной программы стало снижение барьеров выхода на внешние рынки дл€ предпри€тий среднего бизнеса, что способствовало общему повышению конкурентоспособности экономики „или.

10. ѕоддержка кооперации и взаимного обучени€. ћалый и средний бизнес €вл€етс€ тем полем, где апробируютс€ инновации, которые потом в массовых масштабах могут быть внедрены крупными компани€ми. ћалые предпри€ти€ более гибки и склонны к рискованным проектам. »менно поэтому программы поддержки инноваций обычно ориентированы на малый и средний бизнес. ќднако правительства новых индустриальных странах не располагают теми финансовыми ресурсами, которые на подобные цели способны направить развитые страны.

Ќапример, известна€ американска€ программа SBIR получает ежегодное финансирование в объеме около 2 млрд. долл., а размеры грантов SBIR составл€ют 100 тыс. долл. дл€ первой стадии поддержки и 750 тыс. долл. дл€ второй стадии; дл€ сравнени€: в „или размер правительственных грантов дл€ технологических проектов обычно не превышает 20Ч30 тыс. долл. ¬ св€зи с этим правительства новых индустриальных стран стрем€тс€ оказывать поддержку не индивидуальным предпри€ти€м, а их группам или отраслевым ассоциаци€м.

¬ Ѕразилии через взаимодействие с ассоциацией ЂValexportї правительственное агентство ЂCODEVASFї способствовало координации усилий местных производителей, направленных на модернизацию и диверсификацию продукции, решение конкретных проблем (уничтожение фруктовой мухи), установление и выполнение стандартов качества, развитие экспорта. ѕравительство  ореи обеспечивает услови€ дл€ совместного использовани€ малыми инновационными компани€ми оборудовани€, имеющегос€ в распор€жении крупных корпораций и государственных исследовательских институтов.

ѕодобный подход существенно снижает расходы правительства на осуществление программ и одновременно способствует формированию инновационных кластеров, в рамках которых становитс€ возможным совместное обучение и эффективный обмен лучшим опытом между малыми и средними фирмами.

11. Ёффективный обмен информацией между правительством и бизнесом. Ќи одно правительство не обладает полнотой информации о процессах, происход€щих в экономике, и тех реальных проблемах, с которыми сталкиваютс€ экономические субъекты. Ёта информационна€ асимметри€ еще более усиливаетс€ в услови€х глобального рынка с его динамичностью и резко возросшей неопределенностью внешней среды. —оответственно дл€ формулировани€ политики, направленной на стимулирование инноваций, повышение конкурентоспособности и модернизацию экономики, правительство нуждаетс€ в механизмах регул€рных доверительных равноправных контактов с бизнесом. ¬ результате обмена информацией в ходе таких контактов кажда€ сторона Ч и государство, и бизнес Ч получает более полную и адекватную информацию о процессах, происход€щих в экономике. “ем самым снижаютс€ неопределенность и риски и возникают предпосылки дл€ согласовани€ интересов сторон и реализации совместных инициатив, способствующих модернизации.  ак показывает опыт многих стран, механизмом поддержани€ таких контактов могут выступать консультативные советы и иные координационно-совещательные органы при органах власти. ѕри этом они оказываютс€ более эффективными, если со стороны частного сектора в них представлены не отдельные компании, а реально работающие активные отраслевые и региональные бизнес-ассоциации, выражающие коллективные интересы бизнеса.

¬ конечном счете ключевым дл€ формировани€ новой промышленной политики, отвечающей реали€м XXI в., €вл€етс€ гибкое стратегическое взаимодействие между общественным и частным секторами, которое позвол€ет вы€вить информацию о новых бизнес-возможност€х и преп€тстви€х дл€ их реализации, а также в ответ на это генерирует изменени€ в политике и системе регулировани€.


јндрей јлександрович якoвлeв, кандидат экономических наук, проректор по науке √осударственного университета - ¬ысша€ школа экономики, директор »нститута анализа предпри€тий и рынков. «ачем государство должно вмешиватьс€ в экономику? ќпыт стра

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

Ёкологи€ городов. «агр€знение почв, воды и воздуха
¬ли€ние экологических факторов на формирование лишайникового покрова карстовых форм рельефа —еверо-«ападного  авказа
ѕоиск и характеристика фильтрующих материалов дл€ очистки вод
Ёкономико-организационные проблемы обеспечени€ безопасности де€тельности коммерческих банков
Ќоосфера «емли и глобальна€ эволюци€ человечества
Ёкологи€ городов. ќтходы производства и потреблени€
ћетодика структурировани€ данных дл€ информационного моделировани€ геологической среды
Ёкологические последстви€ структурно-вещественных преобразований отвальных пород терриконов
“рудовой потенциал экономики
¬ексель как финансовый инструмент

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru