Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сторический аспект введени€ нового государственного праздника в –оссии — »стори€

ѕосмотреть видео по теме Ќаучной работы

√ородска€ открыта€ научно-практическа€ конференци€

“ема: »сторический аспект введени€ нового государственного праздника в –оссии

јвторы:

Ќаучный руководитель:

2006 г.


ќглавление

I ¬ведение:

1.                     ќбосновани€ выбора темы, актуальность

2.                     ѕостановка цели и задач

3.                     ‘ормулировка гипотезы

4.                     ќбзор используемых источников

II ќсновна€ часть:

1.           √осударственные праздники –оссии

a.            —одержание пон€ти€ Ђгосударственный праздникї. »сторический обзор государственных праздников –оссии

b.           «начимость государственных праздников в передовых государствах западной демократии

c.            јнализ результатов социологического опроса по теме исследовани€ (опрос респондентов г. «еленогорска; результаты опроса, проведенного ‘ондом "ќбщественное мнение", компанией "Ѕашкирова и партнеры", јналитическим центром ёри€ Ћевады)

2.            расный день календар€ Ц 7но€бр€

a.            »стори€ праздника ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции

b.           ѕричины отмены советского праздника

3.           1996г. Ц Ђгод согласи€ и примирени€ї (новый праздник Ц ƒень примирени€ и согласи€)

а. ѕолитическое обоснование нового праздника: Ђкрасные побелели, белые покраснелиї

4.           Ќовый праздник Ц ƒень народного единства

a.            »сторическое содержание нового праздника: от смуты к ¬еликой –оссии

b.           ѕолитическа€ борьба вокруг нового праздника продолжаетс€

c.            Ђ–осси€ празднует, ѕольша негодуетї

III «аключение:

1.         ¬ыводы и результаты исследовани€

2.         ѕолитические прогнозы

IV —писок источников

V ѕриложени€:

1.           †јнкета социологического опроса (дл€ респондентов г. «еленогорска)

2.           †ћнени€ о новом празднике различных политических де€телей:

a.            Ћидер  ѕ–‘ √. «юганов

b.           Ћидер  ѕ–‘ г. «еленогорска —. озлов

c.            ƒиректор »нститута политических исследований —. ћарков

d.           “елеведуща€ программы ЂЌедел€ї на телеканале REN-TV ћ. ћаксимовска€

e.            ѕрезидент –‘ ¬. ѕутин

f.            ¬ице-спикер √осдумы ¬. ѕехтин

g.            ƒоктор исторических наук, профессор ¬.  азарин.

h.           ѕрезидент ‘онда "ѕолитика" ¬. Ќиконов

i.             ѕервый вице-спикер √осдумы от "≈диной –оссии" ќ. ћорозов


I ¬ведение

 

1.         ќбосновани€ выбора темы, актуальность

¬ начале моей работы хотелось бы сказать о том, что выбранна€ мною тема только-только входит в разр€д актуальных тем. —овсем недавно, 4 но€бр€ 2005 года, многие росси€не были удивлены по€влением нового праздника. Ѕольша€ часть граждан отнеслись к нему как к дополнительному выходному, абсолютно не вника€ в историческую основу этого праздника. ƒанна€ ситуаци€ и побудила мен€ к написанию этой работы. ¬едь именно сейчас, когда –осси€ вышла на новый уровень развити€, и когда происход€т изменени€, касающиес€ всех сфер жизни, нельз€ обойти стороной календарную систему государственных праздников –оссии. 4 но€бр€ мы впервые отпраздновали ƒень народного единства, а 7 но€бр€ впервые за последние 88 лет пошли на работу. — утилитарной точки зрени€ Ц ничего особенного, просто выходной передвинулс€ на три дн€ назад. Ќо ведь праздничный цикл Ц это не только система дополнительных выходных дней, но и важна€ часть государственной символики, почти така€ же, как гимн, герб и флаг, поэтому не стоит недооценивать важность произошедших изменений. » важны тут обе даты: и отмененное 7 но€бр€, и введенное 4 но€бр€. √одовой праздничный цикл Ц сложна€ система, в которой переплетаютс€ идеологи€, традиции и экономическа€ целесообразность. ѕри этом последн€€ не сводитс€ к простому исчислению потерь ¬¬ѕ от каждого дополнительного выходного: праздничные дни Ц это не только недопроизведенный металл, но и купленные сверх обычной нормы продукты и подарки, дополнительные часы, проведенные в ресторанах, барах, развлекательных комплексах. —истемы государственных праздников европейских стран, и –оссии в том числе, стро€тс€ на основе сочетани€ религиозных и национальных праздников. ¬ XX веке в некоторых странах в эту систему были включены праздники так называемого красного цикла Ц всевозможные дни труда и солидарности труд€щихс€.

2.         ѕостановка цели и задач

√лавна€ цель моего исследовани€: определить исторический аспект нового государственного праздника –оссии - 4 но€бр€. ƒл€ достижени€ поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-    ќпределить содержание пон€ти€ Ђгосударственный праздникї и вы€вить, какие государственные праздники имеет –осси€, какова их истори€.

-    ѕровести краткий исторический обзор государственных праздников других стран, сравнив их значимость со значимостью государственных праздников –оссии.

-    ѕровести социологическое исследование дл€ вы€влени€ осведомленности респондентов о государственных праздниках –оссии и их отношени€ к праздникам 4 но€бр€ и 7 но€бр€.

-    —делать исторический анализ произошедших изменений в праздничном цикле –оссии, а именно Ц замены 7 но€бр€ и введени€ 4 но€бр€.

3.         ‘ормулировка гипотезы

ѕредполагаемым результатом моего исследовани€ €вл€етс€ доказательства того, что празднична€ система государства зависит от политической обстановки в данной стране, от уровн€ исторической пам€ти и национального самосознани€, от политической культуры населени€ и руководителей данного государства.

4.         ќбзор используемых источников

“ема моего исследовани€ не получила глубокого анализа в исторической литературе в силу своей новизны. ќсновными источниками моей работы стали: выводы по социологическому исследованию, справочна€ литература, публикации в периодической печати, государственные документы, источники »нтернета. —амую подробную информацию по моей теме € получила из книг  лючевского ¬.ќ. Ђќ русской историиї, √оловатенко ј. Ђ»стори€ –оссии: спорные проблемыї и Ѕушуева —.¬. Ђ»стори€ государства российскогої.


II ќсновна€ часть

 

1.         √осударственные праздники –оссии

a.         —одержание пон€ти€ Ђгосударственный праздникї. »сторический обзор государственных праздников –оссии

√овор€ о государственных праздниках –оссии предварительно необходимо разъ€снить пон€тие Ђгосударственный праздникї. »так, государственный праздник Ц это система выходных дней, которые стро€тс€ на основе сочетани€ религиозных и национальных праздников.

¬ насто€щее врем€ в –оссии отмечаютс€ восемь государственных праздников. —реди них Ч как те, что остались от предыдущих исторических периодов, так и те, которые св€заны с новейшей историей страны Ч обретением суверенитета, изменением государственной идеологии. „исло государственных праздников –оссии не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, –ождество ’ристово €вл€етс€ выходным днем, не име€ при этом статуса государственного праздника. Ќа празднование Ќового года и ƒн€ весны и труда отведено по два календарных дн€, поэтому общее число нерабочих дней в году составл€ет 11 (ст. 112 “рудового кодекса –оссийской ‘едерации).

Ќовый год (1Ц2 €нвар€)

ƒо прин€ти€ христианства на –уси новый год наступал в марте. — X века по юлианскому календарю новый год начиналс€ 1 сент€бр€, но официально эту дату стали отмечать в конце XV века. —1700 года с легкой руки императора ѕетра I Ќовый год в –оссии празднуют одновременно с европейскими странамиЧ 1 €нвар€, т. е. в соответствии с григорианским календарем.

–ождество ’ристово православное (7 €нвар€)

¬ 1991 году этот день объ€влен нерабочим.

ƒень защитника ќтечества (23 феврал€)

”становлен в 1919 году как ƒень  расной армии. ƒата дл€ этого праздника выбрана в честь побед  расной армии над войсками кайзеровской √ермании в 1918 году под ѕсковом и Ќарвой. ѕосле переименовани€  расной армии в —оветскую изменилось и название праздника Ч он стал ƒнем —оветской армии и ¬оенно-морского флота. ¬ насто€щее врем€ отмечаетс€ как ƒень защитника ќтечества в соответствии с ‘едеральным законом –‘ Ђќ дн€х воинской славы (победных дн€х) –оссииї (1995 год). — 2002 года по решению √осударственной думы —‘ –‘ 23 феврал€ €вл€етс€ нерабочим днем.

ћеждународный женский день (8 марта)

¬первые в –оссии он был отпразднован в1913 году в —анкт-ѕетербурге. — 1966 года в соответствии с ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 8 ма€ 1965 года праздник ¬осьмое марта стал нерабочим днем.

ѕраздник весны и труда (1Ц2 ма€)

ѕраздник в честь международной солидарности труд€щихс€ в –оссии начали регул€рно отмечать с 1890 года. ѕосле ќкт€брьской революции праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации труд€щихс€ и военные парады (первый первомайский парад –  ј состо€лс€ в 1918 году на ’одынском поле). Ќа второй день праздника, как правило, во всей стране проходили так называемые Ђмаевкиї Ч массовые праздновани€ на природе. 1 ма€ 1990 года руководство ———– и  ѕ—— подн€лось на трибуну, чтобы в последний раз прин€ть участие в официальной первомайской демонстрации. — 1992 года всенародно любимый праздник переименован в ѕраздник весны и труда. Ётот день, отмечаемый частью мирового сообщества как день солидарности труд€щихс€, в –оссии используетс€ дл€ проведени€ политических акций парти€ми и движени€ми левого политического спектра.


ƒень ѕобеды (9 ма€)

¬сенародный ѕраздник ѕобеды советского народа над фашистской √ерманией в ¬еликой ќтечественной войне отмечаетс€ в нашей стране с 1945 года. Ќо впервые широко был отпразднован в ———– лишь спуст€ 20 лет. ¬ том же юбилейном1965 году ƒень ѕобеды стал нерабочим. ѕосле распада ———– некоторое врем€ парады в ƒень ѕобеды не проводились, возобновили этот ритуал в юбилейном 1995 году. “огда в ћоскве прошли два парада: на  расной площади (в пешем строю) и на ѕоклонной горе (с участием войск и боевой техники). — тех пор парады на  расной площади проход€т ежегодно Ч правда, теперь без боевой техники. ¬ этот день традиционно встречаютс€ фронтовики, возлагаютс€ венки к пам€тникам —лавы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

ƒень –оссии (12 июн€)

¬ этот день в 1990 году I —ъезд народных депутатов –—‘—– прин€л ƒекларацию о государственном суверенитете –оссии.12 июн€ 1991 года состо€лись первые выборы ѕрезидента –оссии. — 1994 года по ”казу ѕрезидента –‘ Ђќ государственном празднике –оссийской ‘едерацииї отмечалс€ ƒень прин€ти€ декларации о государственном суверенитете –оссии. ¬ 2001 году праздник получил свое нынешнее название. ‘ормально ƒень –оссии Ч главный государственный праздник –оссийской ‘едерации.

ƒень согласи€ и примирени€ (7 но€бр€)

ѕразднование одного из важнейших государственных праздников ———– сохранено в современной –оссии. — 1992 года праздничным днем считаетс€ только один день Ч 7 но€бр€. ”казом президента –оссии от 7 но€бр€ 1996 года Ђќ ƒне согласи€ и примирени€ї в цел€х см€гчени€ противосто€ни€ и примирени€ различных слоев российского общества прежнее название праздника Ч Ђ√одовщина ¬еликой ќкт€брьской социалистической революцииї Ч изменено на современное.

ƒень  онституции –оссийской ‘едерации (12 декабр€)

ƒо 1977 года этот праздник отмечалс€ 5декабр€, в день прин€ти€  онституции 1936 года. «атем праздник был перенесен на 7 окт€бр€ (день прин€ти€ новой конституции ———– Ч Ђ онституции развитого социализмаї). “радици€ праздновани€ ƒн€  онституции продолжена в современной –оссии. 12 декабр€ 1993 года на референдуме была прин€та  онституци€ –оссийской ‘едерации, а с 1994 года ”казами ѕрезидента (Ђќ ƒне  онституции –оссийской ‘едерацииї и Ђќ нерабочем дне 12 декабр€ї) день 12 декабр€ был объ€влен государственным праздником.

Ќар€ду с государственными в –оссии отмечают некоторые профессиональные праздники. „асть из них прив€зана к конкретным датам, другие празднуют в тот или иной выходной день мес€ца (первую субботу, последнее воскресенье и т. п.). Ёти дни, не €вл€€сь официальными выходными дн€ми, отмечаютс€ членами различных профессиональных сообществ.

ѕраздники, установленные международными общественными организаци€ми и профессиональными объединени€ми, преимущественно €вл€ютс€ Ђпам€тными дн€миї, к которым приурочивают проведение гуманитарных и просветительских акций, присуждение различных премий и т. д. ѕеречень международных и всемирных праздников, установленных ќќЌ, ёЌ≈— ќ и другими крупными международными организаци€ми и союзами, может служить нагл€дным пособием по глобальным проблемам современности.

”станавлива€ тот или иной международный праздник, √енеральна€ јссамбле€ ќќЌ иногда обращаетс€ с призывом отмечать его во всех странахЦчленах ќќЌ. “акие призывы, как правило, остаютс€ без ответа Ц по крайней мере, на государственном уровне. “ак произошло, например, с неделей борьбы против расизма и расовой дискриминации. ¬ 1979 году √енеральна€ јссамбле€ призвала отмечать ее ежегодно с 21 марта, однако, по меньшей мере в последние полтора дес€тилети€ в –оссии об этом вр€д ли кто-то вспоминает. ¬семирный день борьбы с опустыниванием и засухой, международные дни охраны озонового сло€, кооперативов, день добровольцев во им€ экономического и социального развити€ остаютс€ праздниками групповыми. Ќезавидна€ судьба постигла даже ƒень ќќЌ (отмечаемый с 1948 года в день прин€ти€ ”става этой организации в 1945 году). ¬1971 году √енеральна€ јссамбле€ рекомендовала странамЦчленам ќрганизации отмечать день 24 окт€бр€ как государственный праздник, но, увы, в списках национальных праздников этот день найти невозможно.

 

b.         «начимость государственных праздников в передовых государствах западной демократии

—истемы государственных праздников европейских стран стро€тс€ на основе сочетани€ религиозных и национальных праздников. ¬ XX веке в некоторых странах в эту систему были включены праздники так называемого красного цикла Ц всевозможные дни труда и солидарности труд€щихс€.

≈сть три праздника, которые существуют в календар€х всех европейских стран, - это Ќовый год, –ождество (часто два нерабочих дн€) и ѕасха (сама ѕасха приходитс€ на воскресенье, а нерабочими дн€ми обычно €вл€ютс€ —трастна€ п€тница и пасхальный понедельник). –елигиозные праздники в редких случа€х (как, например, ƒень св€того ѕатрика у ирландцев) совпадают с национальными, однако чаще всего национальные праздники имеют отношение к важнейшим датам истории конкретной страны или св€заны с ее монархом.

Ќаименее идеологизирован праздничный цикл ¬еликобритании, где вообще нет национальных праздников, а их место занимают bank holidays (банковские выходные), которые не несут никакой символической нагрузки и назначаютс€ на понедельники в теплое врем€ года. Ѕанковские выходные выпадают на первый и последний понедельники ма€ и на последний понедельник августа. Ёти дополнительные выходные были введены в 1971 году и €вл€ютс€ об€зательными выходными практически во всех учреждени€х (кроме системы образовани€).  онфедераци€ британских профсоюзов TUC лоббирует введение еще трех дополнительных банковских выходных Ц по одному в июне, июле и сент€бре.  онфедераци€ также настаивает на том, чтобы выходные были доступны всем зан€тым в стране Ц сейчас они не охватывают 2,9 млн. человек.

“радици€ не фиксировать дату праздника, а относить ее на определенный день недели (чаще всего понедельник) вообще свойственна праздничной англосаксонской системе. “ак, в —Ўј шесть из дес€ти выходных дней закреплены не за числами, а за дн€ми недели. —Ўј также относ€тс€ к странам с большим количеством национальных праздников. ѕричем среди них есть и весьма маргинальные Ц вроде ƒн€  олумба.  роме того, в —Ўј, как и в –оссии, нет дополнительных выходных на ѕасху.

ќфициальные праздники —Ўј

1.         Ќовый год (1 €нвар€)

2.         ƒень пам€ти ћартина Ћютера  инга (3-й понедельник €нвар€)

3.         ƒень президента (3-й понедельник феврал€)

4.         ƒень пам€ти (последний понедельник ма€)

5.         ƒень независимости (4 июл€)

6.         ƒень труда (1-й понедельник сент€бр€)

7.         ƒень  олумба (2-й понедельник окт€бр€)

8.         ƒень ветеранов (11 но€бр€)

9.         ƒень благодарени€ (4-й четверг но€бр€)

10.      –ождество (25 окт€бр€)

ќфициальные праздники »талии

1.         Ќовый год (1 €нвар€)

2.          рещение (6 €нвар€)

3.         ƒень јнгела (28 марта)

4.         √одовщина освобождени€ »талии (25 апрел€)

5.         ћеждународный день труд€щихс€ (1 ма€)

6.         ƒень –еспублики (2 июн€)

7.         ѕраздник всех —в€тых (1 но€бр€)

8.         –ождество (25 декабр€)

9.         ƒень св€того —тефана (26 декабр€)

c.          јнализ результатов социологического опроса по теме исследовани€

ќпрос респондентов г. «еленогорска

¬опросы анкеты ѕолученные ответы
Ќазвание праздника  оличество ответивших

1.     акие государственные праздники –оссии вы знаете (перечислите)?

1.    ƒень милиции

2.    ƒень ¬ћ‘

3.    ƒень ¬ƒ¬†††††††††††††††††

4.    ƒень –оссии

5.    ƒень конституции

6.    ƒень победы

7.    ƒень независимости –оссии

8.    ћасленица

9.    –ождество ’ристово

10.   Ќовый год

11.   ƒень защитника отечества

12.   8 марта

13.   ƒень народного единства

14.   “роица

15.   »льин день

16.   ƒень »ван  упала

17.   ѕасха

18.   ѕокров день

19.   ёрьев день

20.   1 ма€

21.   ¬ербное воскресенье

22.   ƒень любви к русскому €зыку

23.   ƒень защиты детей

24.   ƒень космонавтики

25.   ƒень знаний

26.   ƒень согласи€ и примирени€

27.   —тарый Ќовый год

28.   ƒень —в€того ¬алентина

29.   1 апрел€

30.    рещение

31.   ’эллуин

1

2

2

6

22

52

18

12

20

27

43

27

6

3

1

5

10

1

1

25

1

1

11

4

8

4

4

1

2

1

1

2.    7 но€бр€ - что это за праздник?

1.    Ќе знаю

2.    √одовщина ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции

3.    ƒень согласи€ и примирени€

4.    ƒень народного единства

5.    ƒень независимости

6.    ƒень –оссии

7.    ƒень ———– (что-то св€занно с ———–)

8.    ƒень конституции

9.    ƒень создани€ социалистической армии

10.   ƒень международной солидарности труд€щихс€

12

21

27

1

3

1

1

6

1

1

3.    ѕочему этот праздник (7 но€бр€) был отменен?

1.    Ќе знаю

2.    ѕомен€лись взгл€ды с приходом нового времени

3.    ѕотому что, Ђ¬еликийї окт€брьский переворот принес советскому народу много гор€ и страданий. ƒень 7 но€бр€ молодой российской Ђдемократиейї признан днем траура

4.    ѕотому что в 1991г. произошел другой переворот. —оветский —оюз прекратил свое существование, а праздник 7 но€бр€ Ц это символ ———–

5.    ѕотому что по прошествии многих лет революцию назвали переворотом

6.    ¬ силу полного (внешнего) отказа от  оммунистической идеологии,  оммунистического прошлого страны (———–)

7.    —менились политические и идеологические приоритеты

8.    ѕомен€лась власть

9.    ѕо решению депутатского корпуса –оссии

10.   ¬ обществе сформировались другие, в том числе негативные, отношени€ к этому событию

11.   ѕослереволюционные событи€ стали национальной трагедией

12.   ≈го не отмен€ли, а перенесли на 4 но€бр€

13.   Ќе актуально

14.   решение √ос. ƒумы и —ов. ‘едерации + согласие ѕрезидента ¬.¬. ѕутина, =>т.е. по желанию гос. власти

48

1

1

6

1

1

1

1

2

1

1

4

2

1

4. „то мы празднуем 4 но€бр€?

1.    Ќе знаю

2.    ƒень народного единства, в пам€ть 2-ого ополчени€ под руководством ћинина и ѕожарского в 1612г.

3.    ƒень согласи€ и примирени€

4.    ƒес€ть дней до ƒн€ моего рождени€

5.    ƒень объединени€ –оссии

6.    ƒень независимости

7.    ƒень –оссии

32

22

14

1

1

2

2

»того опрошенных: 74человека

–езультаты опроса, проведенного ‘ондом "ќбщественное мнение", компанией "Ѕашкирова и партнеры" и јналитическим центром ёри€ Ћевады[1]

–ешение сделать 7 но€бр€ обычным рабочим днем, а 4 но€бр€ отмечать ƒень народного единства одобр€ют сегодн€ 22% российских граждан, вдвое больше - 41% - его не одобр€ют. Ѕолее трети опрошенных (37%) пока не определились, нрав€тс€ им эти перемены или нет.

ќб этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного ‘ондом "ќбщественное мнение" в конце окт€бр€ среди 1500 респондентов.

¬ ходе исследовани€ вы€снилось, что среди молодежи положительно относ€тс€ к нововведению 28%, а отрицательно - 25% респондентов, среди представителей старшего поколени€ - 17 и 54% соответственно.

—оциологи отмечают, что дл€ значительной доли росси€н (42%) 7 но€бр€ - ƒень ќкт€брьской социалистической революции, переименованный в 1997 году в ƒень примирени€ и согласи€, а с 2005 года утративший статус официального праздника, - по-прежнему остаетс€ "особым, важным, значимым днем". Ќе €вл€етс€ он таковым дл€ 47% опрошенных.

«начительно чаще других за€вл€ют, что этот день дл€ них важен, сторонники  ѕ–‘ (88%), росси€не старше 55 лет (62%) и люди с неполным средним образованием (56%).

Ћюбимыми государственными праздниками росси€н остаютс€ Ќовый год и ƒень ѕобеды. ѕраздники новой политической эпохи - ƒень –оссии и ƒень народного единства - пока воспринимаютс€ как менее важные, значимые, отмечают социологи ‘онда.

–езультаты другого опроса, проведенного в окт€бре компанией "Ѕашкирова и партнеры" среди 1500 респондентов, свидетельствует о том, что подавл€ющее большинство участников исследовани€ (80,5%) намерены провести ƒень национального единства как самый обычный выходной.

Ћишь 14,4% опрошенных, главным образом молодежь, намерены прин€ть участие в формальных и неформальных меропри€ти€х по поводу нового государственного праздника.

ћежду тем, по данным јналитического центра ёри€ Ћевады, по итогам опроса 1600 росси€н пока лишь 8% респондентов знают о том, что 4 но€бр€ в –оссии впервые отмечаетс€ ƒень народного единства. Ѕольшинство же (51%) опрошенных социологами в преддверии праздника затруднились указать его точное название.

“реть участников исследовани€ (33%) именовали предсто€щий праздник ƒнем согласи€ и примирени€, а 5% считают, что в этот день будет отмечатьс€ ƒень освобождени€ от польско-литовских интервентов. ƒругие варианты называли 3% респондентов.

2.          расный день календар€ - 7 но€бр€

a.         »стори€ праздника ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции

7 но€бр€ (25 окт€бр€ по старому стилю) 1917 года в ѕетрограде произошло вооруженное восстание, закончившеес€ вз€тием «имнего дворца и арестом членов ¬ременного правительства. ѕотом было много всего: кровавое утверждение большевиков в других городах, Ѕрестский мир, долга€ гражданска€ война, восстание мор€ков  ронштадта, но именно этот день стал точкой отчета советской власти в –оссии. »менно этот день стал главным советским праздником, основой советской идеологии и мифологии.

ѕраздновать 7 но€бр€ стали сразу же. ѕричем уже в 1918 году советское правительство всерьез обсуждало вопрос о том, чтобы радикально изменить календарь, заменив христианское летоисчисление революционным, и объ€вить 7 но€бр€ датой начала новой эры (большевики тут, впрочем, не были оригинальны, следу€ примеру французской революции). ¬ начале 1918 года декретом —овнаркома страну перевели с юлианского на григорианский календарь, однако этого показалось мало. ¬скоре после первой годовщины революции коллегии Ќародного комиссариата по просвещению поручила научному отделу Ќаркомпроса в двухнедельный срок представить проект замены христианской эры летоисчислени€. » такой проект был подготовлен, однако оказалс€ недостаточно радикален. ќн предлагал в цел€х Ђустановлени€ некоторого единообрази€ с существующим календарем буржуазных государствї первым днем первого социалистического года установить 1 €нвар€ 1918 года. — такой уступкой была не согласна большевистска€ верхушка, считавша€, что летопись надо начинать именно с 7 но€бр€, а потому научному отделу поручили более детальную обработку проекта.

ќчередной вариант обсуждалс€ уже в €нваре 1919 года. ¬ отличие от предыдущего в этом радикализма было хоть отбавл€й. јвтор, упраздн€€ недели, мес€цы и годы, отмен€л все передвижные и посто€нные праздники. ¬ частности, предполагались три формы социалистического года: простой, праздничный и юбилейный, которые имели свою последовательность и количество дней. ¬печатл€ет и размах проекта Ц юбилейные годы должны были наступать раз в 420 лет. ќднако и здесь авторы не только не справились с расчетной сложностью, но и не про€вили должной идеологической выдержки. ѕо их предложению Ђпервым днем первой (новой) квинты четвертого социалистического годаї должно было стать 24 декабр€ 1919 года.

— новой хронологией в итоге ничего не вышло, и в результате 7 но€бр€ стало просто основным праздником —траны —оветов. ѕри —талине окончательно оформилс€ и праздничный канон: демонстрации труд€щихс€, €вление вождей народу и, наконец, военный парад на  расной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Ётот канон соблюдалс€ неукоснительно, и даже 7 но€бр€ 1941 года, когда на ћоскву наступали немцы, не стало исключением: полки, пошедшие по красной площади, шли пр€миком на фронт и в конце концов совершили решающий перелом в битве за ћоскву.


b.         ѕричины отмены советского праздника

7 но€бр€ долгое врем€ был действительно главным праздником и дл€ большинства советских граждан, однако в 70-х ситуаци€ начала мен€тьс€. ѕафосный и официозный ƒень ќкт€брьской революции перестал восприниматьс€ как полноценный праздник, уступив место народным ƒню ѕобеды и Ќовому году. Ќа праздничную демонстрацию стали сгон€ть по разнар€дке с предпри€тий. ¬оенный парад тоже стал тер€ть свою прит€гательную силу Ц интерес к технике и вооружени€м у нового поколени€ советских людей стремительно падал. ¬прочем, обыватели почтительно относились к двум выходным дн€м (ведь выходным было и 8 но€бр€), а потому параллельно с официальным праздничным ритуалом 7 но€бр€ стал оформл€тьс€ народный ритуал: утреннее семейное застолье с салатом оливье и просмотром трансл€ции парада. Ќи к революции, ни к государственному пафосу этот ритуал особого отношени€ не имел.

–адикально изменилось значение 7 но€бр€ в начале 90-х.  рушение советской власти и самого ———– превратило бывший официозный праздник в день оппозиционных выступлений. ћассовые митинги коммунистов, красные флаги, јнпилов и анпиловские старушки с плакатами отдать под суд банду ≈льцина, нарисованные от руки карикатуры на „убайса и √айдара. Ќо по мере того, как проходил шок от реформ и жизнь в стране налаживалась, 7 но€бр€ уже в качестве ƒн€ примирени€ и согласи€ все очевиднее становилс€ просто очередным выходным днем без определенного ритуала.

ќднако сам факт оставшегос€ закреплени€ в качестве официального праздника годовщины государственного переворота 1917 года свидетельствовал о том, что переходный постсоветский период еще не пройден и –осси€ не готова формировать свой, не советский праздничный цикл. ј потому сегодн€шнее прощание с 7 но€бр€ - это не просто перенос выходного на другое число, это полноценна€ историческа€ веха.

¬прочем, одной отмены годовщины ќкт€брьской революции мало. Ќужна адекватна€ замена Ц новый национальный праздник, символическа€ роль которого была бы сравнима с 7 но€бр€. » выбор такого праздника Ц дело крайне серьезное и ответственное.

3.         1996г. Ц Ђгод согласи€ и примирени€ї (новый праздник Ц ƒень примирени€ и согласи€)

а. ѕолитическое обоснование нового праздника: Ђкрасные побелели, белые покраснелиї [2]

¬ канун 7 но€бр€ 1996 года президент своим указом объ€вил Ђгод согласи€ и примирени€ї. —ама дата Ц день победы большевиков в –оссии Ц говорит о том, что по сути российский президент сказал: Ђкраснымї и Ђбелымї пора помиритьс€. ј может, и правда пора?

»де€ не нова€. «а последние годы о необходимости национального примирени€ говорили неоднократно. ћногие ссылались на ‘ранко, который поставил пам€тник всем жертвам гражданской войны и добилс€ национального примирени€. ¬ 1994 году под впечатлением окт€брьских событий 1993-го  ремль уже проводил соответствующую процедуру Ц всем политическим силам было предложено подписать договор об общественном согласии. » хот€ определенный эффект от акции был (политическа€ борьба с тех пор шла в легальном русле, без кровавых эксцессов), оппозици€ с ≈льциным не согласилась. Ќе произойдет ли оп€ть то же самое? Ќе будем ли мы снова либо наблюдать, либо участвовать в очередной схватке Ђбелыхї и Ђкрасныхї, возможно с самыми драматическими последстви€ми?

ѕоследний крупный юбилей Ђ¬еликого ќкт€бр€ї - 70 лет Ц справили в ѕерестройку. ќбщественное настроение было на подъеме, ждали улучшени€, и все были полны надежд.  то бы мог тогда подумать, что к следующей круглой дате и ———– перестанет существовать, и Ђќкт€брьї будет разжалован в непон€тный день, почему-то отмеченный в календаре. 10 лет в истории страны Ц вроде бы немного. Ќо в жизни отдельного человека и определенного поколени€ Ц это весьма больша€ дистанци€. ƒети, выросшие за это дес€тилетие (целое Ђшкольное поколениеї), уже толком не знают, что, собственно, случилось в ѕетрограде - 25 окт€бр€ много лет назад. ” тех, кому меньше 17 лет, нет проблем с очередной годовщиной революции Ц дополнительный выходной, такой же, как и прочие субботы и воскресень€. ќни не были ни комсомольцами, ни даже пионерами, они не прис€гали дедушке Ћенину и родной коммунистической партии. » советское прошлое, в котором не было жвачки, бананов, сникерсов и рекламы, они и представить себе не могут.

“е, кому меньше 30 лет, то есть кому в прошлый юбилей было 20 лет, также мало интересуютс€ надвигающейс€ годовщиной. ƒоперестроечна€ жизнь дл€ них Ц это детство и безм€тежна€ юность. –азрушение старого пор€дка пришлось на пору их взрослени€ и личного самоопределени€. ќни еще ничего не имели в жизни Ц ни статуса, ни должностей и стабильной работы, ни об€занностей. Ётому Ђпролетариату по возрастуї нечего было тер€ть, и он, естественно, наиболее легко адаптировалс€ к изменени€м и новому жизненному укладу. ѕолитика их не интересует вовсе: ни то, что происходит сейчас, ни тем более то, что случилось 80 лет назад. ќдин из парадоксов краха коммунизма: на всей территории бывшего ———– молодежь оказалась самой социально пассивной частью общества, абсолютно аполитичной. ќна никогда не верила ни в какой коммунизм и рассталась с ним без печали, белые и красные дл€ нее приблизительно то же самое, что белые американские первопроходцы и краснокожие индейцы. »так, приблизительно дл€ половины населени€ –оссийской ‘едерации проблема мира между Ђкраснымиї и Ђбелымиї не существует вовсе. ѕрошлое не воспринимаетс€ им как нечто актуальное и имеющее какой-либо смысл.

Ѕолее сложное отношение к Ђкраснымї и Ђбелымї у тех, кому за тридцать и больше. ѕрежде всего, Ђкрасныеї и Ђбелыеї в нашей истории уже мирились, и неоднократно. ѕервый раз Ц в годы ¬еликой ќтечественной, когда эмиграци€ Ц а больше нигде к этому времени белых не осталось Ц выступила в подавл€ющей своей части на стороне —оветского —оюза. ƒеникин, Ѕерд€ев,  уприн и многие другие признали, что ———– €вл€етс€ законным преемником –оссийской империи, что гражданска€ война была трагедией народа, в которой виноваты не только Ђкрасныеї, но и Ђбелыеї.

ѕосле войны и Ђкрасныеї постепенно стали признавать, что сво€ правота была и у Ђбелыхї. ќсобенно нагл€дно прослеживаетс€ процесс исторического примирени€ в искусстве. ¬ 60-70-е годы кинематографа, отража€ настроени€ большинства, все более становитс€ если не Ђбелогвардейскимї,то нейтральным по отношению к участникам революции и гражданской войны. ≈ще шолоховский Ђ“ихий ƒонї имел €вно выраженную тенденцию к неидеологизированному представлению гражданской войны, что про€вилось и при его экранизации. —о временем фигуры Ђбелыхї становились все более симпатичными и привлекательными, Ђкрасныеї выгл€дели в лучшем случае просто такими же, как их противники. Ђјдъютант его превосходительстваї, ЂЌеуловимые мстителиї, ЂЅелое солнце пустыниї и многие другие фильмы свидетельствовали о реальной переоценке революции и толи в ней красных и белых. ѕротивники большевиков выведены в них весьма симпатичными и достойными людьми. ’от€ обща€ оценка событий оставалась ортодоксально-коммунистической, ее идеологическа€ направленность нейтрализовывалась на художественном уровне. јналогичные процессы шли и в других жанрах и видах массового искусства. ƒавно уже в моде Ђбелогвардейскиеї песни про Ђгоспод юнкеровї, Ђлейб-гусаровї, Ђфлигель-адъютантовї и Ђкорнетовї. ƒругой не менее €ркий пример Ц анекдоты про „апаева, который из красного геро€ превратилс€ в комическую фольклорную фигуру. ѕрофессиональные искусствоведы могли бы привести более существенные примеры и дать полную картину этого процесса, но € не претендую на роль специалиста и посему ограничусь, как мне кажетс€, достаточно убедительными примерами. ќни свидетельствуют о том, что к началу перестройки в общественном сознании советского народа примирение между Ђкраснымиї и Ђбелымиї уже произошло, что, кстати, и создало объективную предпосылку дл€ исторического поражени€ коммунизма.

 рах коммунизма, естественно, нарушил уже сложившийс€ мир: Ђкрасныеї были объ€влены во всем виноватыми, а Ђбелыеї - обладател€ми исторической правды. ќсобенно мощный идейный удар был нанесен по „ - √Ѕ и Ћенину, и одновременно были сделаны попытки подн€ть на пьедестал фигуры  олчака и ƒеникина.  ѕ—— была запрещена, коммунистическа€ иде€ и то, как она реализовывалась, были преданы анафеме. ¬ –оссии стали возрождать все, что было утрачено в революцию и гражданскую войну. Ќазвани€ городов и улиц, герб, флаг, храмы, идеи и авторитеты были вз€ты из прошлого.  азалось, что в –оссии с Ђкраснымиї покончено навсегда и спуст€ 74 года Ђбела€ иде€ї вз€ла полный реванш. ≈стественно, в то врем€ никто не говорил о примирении Ђбелыхї и Ђкрасныхї, от последних требовалась только полна€ и окончательна€ капитул€ци€.

ѕрошло несколько лет Ц и ситуаци€ кардинально изменилась: коммунисты стали, и не без оснований, претендовать на власть в –оссии. „то же касаетс€ Ђбелыхї, то они просто исчезли с политической арены. ¬озьмем, к примеру, состав нынешней √осударственной ƒумы: в ней 4 партийные фракции и 4 депутатские группы. ≈динственна€ более-менее антикоммунистическа€ Ц это Ђяблокої, но и этот партийный фрукт скорее Ђзеленовато-розовыйї: здесь сочетаютс€ анархистские и социал-демократические цели и методы политической борьбы. ѕрочие же вообще трудно помещаютс€ на оси Ђбелые-красныеї.

—реди этих прочих ведущую роль играет Ђпарти€ властиї - исполнительна€ власть в  ремле и регионах, св€занна€ с нею политическа€, финансова€ и информационна€ элита. ≈е-то уж никак Ђбелойї не назовешь. ќна в значительной степени состоит из прежней номенклатуры, антикоммунизм которой носит не идейный, а прагматический характер. ѕредставители этой политической силы фактически никогда от своего коммунистического прошлого не открещивались, так же как и от ќкт€брьской революции. » хот€ Ђкраснымиї они себ€ не считают, но и в Ђбелыеї не записались.

≈сть немало свидетельств того, что российское общество в основном уже нашло определенную форму компромисса между новым социальным строем и пам€тью о Ђпрокл€том прошломї. —работали консервативные механизмы, и часть советской цивилизации осталась либо полностью нетронутой, либо слегка видоизмененной. “ак, практически полностью прекратились переименовани€ городов и улиц, сохранилась система высших наград и почетных званий. Ќапример, словосочетани€ Ђ√ерой —оветского —оюзаї или Ђнародный артист ———–ї произнос€тс€ с пиететом. ≈ще более нагл€дным свидетельством того, что форма исторического компромисса уже найдена чисто эмпирическим путем, €вл€етс€ сохранение советских праздников: 23 феврал€, 8 марта, 9 ма€, день милиции, в который проходит главный концерт страны.

—трого говор€, отмечать ƒень защитника ќтечества в день, который был определен как дата рождени€  расной јрмии, - это вопиюща€ нелогичность. ѕолучаетс€, что страна, освободивша€с€ от тоталитаризма, празднует день основани€ одного из основных государственных институтов этого же тоталитаризма. Ќемногим лучше обстоит дело и с 8 марта, днем солидарности женщин-пролетарок. Ќо такова оказалась логика жизни Ц общество отвергло требование Ђразрушить все до основани€ї и сохранило часть своих традиций и привычек. Ѕолее того, на экранах центрального телевидени€ посто€нно прокручиваютс€ советские фильмы. —оветска€ песн€ воспринимаетс€ настольгически: два года праздновани€ Ќового года проходило при полном господстве советской эстрады. ‘актически, пусть и в слегка закамуфлированной форме, происходит частична€ реабилитаци€ советского периода истории.

≈сть люди, которые в приведенных выше примерах вид€т атавизм, дефективность российского пути к демократии и свободе и требуют тотальной декоммунизации, искоренени€ всех следов и признаков, напоминающих о тоталитарном прошлом. Ќо, может быть, именно мало-мальски терпимое отношение к прошлому и отражает более высокую ступень развити€ народа, когда объективно необходимый радикализм перемен сочетаетс€ с нормальным консерватизмом? » весьма символично, что радикальные реформы начал ≈гор √айдар, человек с фамилией, котора€ была одним из символов большевистского периода нашей истории.

4. Ќовый праздник Ц ƒень народного единства

a.         »сторическое содержание нового праздника: от смуты к ¬еликой –оссии

–азговор о новом празднике 4 но€бр€ надо начинать с того, что в 1612 году в этот день не произошло ровным счетом ничего значимого. Ќародное ополчение под руководством кн€з€ ƒмитри€ ѕожарского одержал победу в битве за ћоскву и выбило пол€ков из  итай-города 22 окт€бр€ 1612 года по юлианскому календарю (по старому стилю). –азница между юлианским и григорианским календарем (новый стиль) не задана раз и навсегда. — течением времени она увеличиваетс€, поскольку определ€етс€ в зависимости от века по следующей формуле: каждое столетие, кроме тех, где первые две цифры дел€тс€ на четыре Ц 1200, 1600, 2000, - прибавл€етс€ один день. ƒл€ XVII века, например, прибавл€ть надо не тринадцать дней, как сейчас, а дес€ть. “о есть годовщина событи€, о которой, мы говорим, должна отмечатьс€ 1 но€бр€, а вовсе не 4-ог. ќшибка эта вышла по невежеству и халатности: создатели законопроекта просто вз€ли дату праздновани€  азанской иконы Ѕожьей ћатери ( в пам€ть избавлени€ ћосквы и –оссии от пол€ков в 1612 году), даже и не задумавшись о том, что православна€ церковь живет по юлианскому календарю, а потому через 100 лет (нынешнее столетие не дает дополнительного расхождени€ между календар€ми) будет праздновать этот день 5 но€бр€, еще через 100 Ц 6-го и так далее. [3]

 роме того, и само событие Ц вз€тие  итай-города Ц не €вл€етс€ столь уж значимым. ћосковский Ѕелый город был и без того уже почти год зан€т казаками кн€з€ “рубецкого, которые, собственно, и освободили  итай-город 22 окт€бр€, причем польский гарнизон отступил в  ремль и сдалс€ только через мес€ц. Ѕолее того, после этого ћоскве угрожало войско польского корол€ —игизмунда, который после неудачной осады ¬олоколамска повернул назад в ѕольшу. Ѕыли и серьезные распри между ополчением ѕожарского и казаками “рубецкого, едва не переросшие в междоусобную резню.

Ќо тем не менее при всех реальных огрехах и возможных придирках выбор основани€ дл€ нового праздника как нельз€ более удачный.

„то представл€ла собой –осси€ начала XVII века? Ќачать с того, что никакой –оссии, собственно, еще не было. Ѕыло царство ћосковское, которое разваливалось на глазах и должно было вот-вот погибнуть совсем. — одной стороны Ц с одной стороны пол€ки в лице войска гетмана ∆олкевски, вышедшего к ћоскве, и корол€ —игизмунда III, осадившего —моленск. — другой Ц очередной Ћжедмитрий, хоть и оттесненный от ћосквы, но с мощным войском, состо€щим из казаков и самых разных наемников ( в том числе и литовских частей —апеги). — третьей Ц шведы, угрожающие Ќовгороду, с четвертой Ц русские Ђратные людиї, действующие то вместе с пол€ками, то вместе с Ћжедмитрием, то сами за себ€ и против всех. ѕри этом собственно Ђнашихї никаких и нет. ћосковские бо€ре в страхе перед Ћжедмитрием и его казаками прис€гают ¬ладиславу, сыну польского корол€ —игизмунда III, однако и это не спасает от грабежей и избиений со стороны зан€вших ћоскву польских войск. ƒа и —игизмунд III не спешит отправл€ть сына на царство, полага€, что проще будет просто захватить московские земли.  азаки «аруцкого и “рубецкого, выступившие против пол€ков, граб€т русские города еще хлеще интервентов.

» вот тут, когда уже и наде€тьс€ не на что и не на кого, на защиту государства встал народ. Ќе чернь московска€, бунтовавша€ с Ћжедмитри€ми, а торговый и подь€чий народ городов российских. Ђѕохотеть нам помочь ћосковскому государству, то не пожалеть нам ничегої, - так сформулировал национальную идею нижегородский торговец м€сом  узьма ћинин, и эта формула нашла отклик в сердцах таких же, как он, нижегородских, €рославских, суздальских, арзамасских обывателей.

» не только против пол€ков, чужеземцев и иноверцев собиралось ополчение. ќно собиралось так же против казаков и других Ђратных людей, твор€щих беззакониеї. Ћюди отдавали деньги дл€ восстановлени€ суверенного российского государства, дл€ возвращени€ жизни в нормальное русло.

» уже через год возглавивший ополчение кн€зь ѕожарский очистит северные кн€жества от пол€ков и разбойников, отгонит от ћосквы казаков «аруцкого, разобьет польские войска, пришедшие на подмогу осажденным в ћоскве, а потом вместе с казаками “рубецкого 22 окт€бр€ захватит  итай-город. ј уже 21 феврал€ 1613 года «емский собор изберет нового цар€ ћихаила –оманова Ц и тем самым будет положено начало ¬еликой –оссии.

»збавившись от внутренних неур€диц, –осси€ стала сильнейшей державой на пространстве ¬осточной ≈вропы, чему не могли помешать и амбициозные шведы, в разгар —муты позволившие себе захватить ¬еликий Ќовгород. ќтнюдь не случайно при ѕетре ¬еликом в 1721 году совпали два больших событи€ Ц победоносное окончание —еверной войны и провозглашение –оссии империей. ѕретензии Ўвеции на роль великой державы были утрачены навсегда, а –ечь ѕосполита€ в 1795 году, после третьего раздела ѕольши, и вовсе перестала существовать как государство (такое положение сохран€лось 223 года).

¬нутри –оссии победна€ осень 1612 года обернулась долгожданным избавлением от —муты. ¬ стране по€вилась законна€ власть и нова€ династи€. » хот€ выход из порожденного —мутой глубочайшего кризиса зан€л еще долгие годы, главное было сделано: разрушение государства было остановлено, а русское общество про€вило себ€ способным к консолидации и самосто€тельному историческому творчеству. „увство национального и религиозного единства, зримо про€вившеес€ в эпоху ћинина и ѕожарского, стало с тех пор неизменно сопровождать важнейшие вехи российской истории: без 1612 года не было бы и героических событий года 1812-го, когда –осси€ сумела остановить непобедимую армию Ќаполеона. Ќакопленный тогда бесценный Ђсимволический капиталї, надо наде€тьс€, растрачен не до конца, и слова —ерге€ ћихайловича —оловьева о Ђвеликом народном торжествеї 1612 года будут актуальны еще долго: ЂЌарод был готов встать как один человек; непрерывный р€д смут и бедствий не сокрушили могучих —ид юного народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем дл€ спасени€ веры, угрожаемой врагами внешними, и нар€да государственного, которому грозили враги внутренние, воры...ї

Ёти дни по праву занимают почетное место среди самых важных дат в русской истории и, несомненно, заслуживают быть отмеченными в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество гражданина свободной страны Ц психологию победителей.

b.         ѕолитическа€ борьба вокруг нового праздника продолжаетс€

ƒепутаты ѕетербурга - за сохранение праздновани€ 7 но€бр€[4]

Ќа заседании «аконодательного собрани€ ѕетербурга было прин€то постановление о проекте федерального закона о внесении изменений в статью 112 “рудового кодекса –‘. ѕетербургские парламентарии одобрили инициативу депутатов √осдумы ¬алери€ Ѕогомолова, ќлега ≈ремеева, ¬ладимира ∆ириновского, об изменении системы российских праздников.

¬ постановлении предлагаетс€ оставить праздником годовщину ќкт€брьской революции ƒень согласи€ и примирени€ 7 но€бр€. ѕри этом не поддерживать празднование ƒн€ народного единства (депутаты √осдумы предлагают отмечать 4 но€бр€ как день освобождени€ ћосквы от польских интервентов). ѕри этом обсуждение думской инициативы вызвало резкое осуждение депутата ћихаила јмосова (фракци€ "ƒемократическа€", парти€ "яЅЋќ ќ" - прим. пресс-службы), который считает, что "можно было бы поставить вопрос о праздновании дн€ рождени€ второго президента –оссии". "Ёто не чуть не хуже того, что произошло 4 но€бр€ 1612 года", - за€вил јмосов. ѕри этом он надеетс€, что "эта глупость умрет в недрах √осдумы без нашей помощи". “акже депутата јмосова не устроила и отмена праздновани€ ƒн€ конституции. ќднако большинство парламентариев были обеспокоены только исчезновением 7 но€бр€. 33 голосами они прин€ли постановление с единственной поправкой в основной текст: заменить празднование 4 но€бр€ на 7 но€бр€.

√. «юганов: Ђѕересмотр праздничных дат Ц провокаци€ї[5]

Ћидер коммунистической партии √еннадий «юганов считает провокационным намерение √осударственной думы пересмотреть праздничные дни в –оссии. “акое за€вление он сделал на пресс-конференции в ћоскве. ЂЁто провокационна€ попытка √осдумы и ничего кроме дополнительного раскола в общество не внесетї, - считает глава  ѕ–‘. ѕри этом, по его словам, соцопросы показали, что около 77% росси€н выступают против отмены праздника 7 но€бр€. Ћидер коммунистов выразил убеждение, что даже в случае отмены праздника 7 но€бр€ Ђего все равно будут отмечатьї.

¬замен 7 но€бр€ предложено отмечать в качестве государственного праздника 4 но€бр€ - годовщину освобождени€ ћосквы от польских интервентов. ѕо словам «юганова, изгнание из столицы польских захватчиков произошло 8 но€бр€ по новому стилю, в то врем€ как 4 но€бр€ - праздник –усской православной церкви. Ђ ак можно определ€ть этот день государственным праздником, когда в –оссии проживают миллионы людей, имеющих различные взгл€ды и убеждени€, а также вероисповеданиеї, - подчеркнул он.

«ам. руководител€  ѕ–‘ —ергей –ешульский за€вил, что законопроект был внесен в √осдуму с грубыми нарушени€ми регламента.  роме того, по его словам, правительство признает затратность законопроекта, реализаци€ которого потребует, по меньшей мере 8 млрд. рублей бюджетных средств.

¬еликий ќкт€брь Ђпочернелї (позици€ зеленогорских коммунистов)[6]

¬место Ђцерковного праздникаї коммунисты отметили годовщину ¬еликого ќкт€бр€

¬ воскресенье зеленогорские коммунисты провели демонстрацию и митинг, посв€щенные 88-й годовщине ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции. Ќесмотр€ на то, что по воле властей 7 но€бр€ из красного дн€ календар€ превратилс€ в черный, а официальным праздничным днем стало 4 но€бр€ Ц ƒень народного единства, немало людей категорически с этим не согласны.

»з-за жутко холодного ветра людей на демонстрацию и митинг пришло несколько меньше обычного дл€ такого рода меропри€тий. Ўествие организованное пешей колонны в сопровождении машин √»Ѕƒƒ традиционно началось от Ђѕромете€ї. ”частники демонстрации, нес€ флаги с эмблемой  ѕ–‘, проследовали главной дорогой площади перед ƒворцом культуры, где демонстраци€ плавно перешла в митинг протеста.

”становление 4 но€бр€ праздничным днем лидер зеленогорских коммунистов —.  озлов назвал Ђочередным трюком, власти, котора€ просто-напросто боитс€ собственного народаї. ѕо его словам, к примеру, во ‘ранции до сих пор празднуют ƒень вз€ти€ Ѕастилии, и никого не заботит то, что было такое событие, которое власт€м не по нраву.

¬ сущности, если власть действительно хочет, чтобы народ отмечал капитул€цию пол€ков, было бы логичнее сделать праздничным днем 8 но€бр€. ¬едь несколько сотен засевших в  ремле пол€ков, доведенных голодом до людоедства, вынудили капитулировать только 26 окт€бр€ (по старому стилю) или 8 но€бр€ (по новому стилю). ќкончание же 14-летней смуты на –уси исторически относ€т к 1613 году Ц к моменту провозглашени€ ћихаила ‘едоровича –оманова царем –оссии.

¬спомнили митингующие и о прошедшем недавно Ќародном референдуме, инициированном  омпартией –оссии. ЂЅолее 170 тыс€ч жителей  расно€рского кра€ прин€ли в референдуме участие, - за€вил в своем выступлении секретарь горкома  ѕ–‘, депутат горсовета јлексей —лонов. Ц ¬ «еленогорске в Ќародном референдуме участвовали 5 тыс. человек. ѕоставив свое Ђзаї в бюллетен€х Ќародного референдума.  расно€рцы тем самым сказали категорическое Ђнетї реформам, которые так настойчиво провод€тс€ нынешней властьюї

c.          Ђ–осси€ празднует, ѕольша негодуетї[7]

ѕрошедший 4 но€бр€ российский праздник, ƒень народного единства, навел на грустные размышлени€ пол€ковЕ “рудно не согласитьс€ с министром иностранных дел ѕольши јдамом –отфильдом, что в отношени€х между нашими странами Ђчто-то не в пор€дкеї.

Ћейтмотивом польских претензий остаетс€ мнимое Ђвозрождение имперского духаї. —оглаша€сь, что учреждение праздников Ч сугубо внутреннее дело страны, пол€ки, тем не менее, ропщут. ¬от вам и цивилизованные европейцы! –азве можно представить французов, протестующих, к примеру, против праздновани€ юбиле€ “рафальгарской битвы?  ак известно, они благосклонно прин€ли приглашение на участие в грандиозном параде по этому случаю. ј вот президент  васьневский, наход€сь в ћоскве на праздновании 60-лети€ ѕобеды, почувствовал обиду от недостаточного признани€ польских заслуг в деле сокрушени€ фашистской √ермании. “ак что часто упоминаемые польской прессой эпитеты о российских комплексах, в частности Ђимперскомї, скорее навод€т на мысль о рефлективности пол€ков, обостренной внутренними проблемами. 6-милионна€ безработица, несбывшиес€ надежды на финансовые вли€ни€ со стороны ≈вросоюза и т.п. ¬ –оссии уже давно не считают, что Ђпол€ки и скубенты - враг внутреннийї. ѕол€к нам не враг, а кровный брат, способный, как и мы заблуждатьс€. ƒавайте же вместе избавл€тьс€ от химер и заблуждений, уважа€ чужие убеждени€ и праздники, даже если кого-то на них не зовутЕ ƒело за малым - видеть в соседе равноправного партнера.


III «аключение

 

1.         ¬ыводы и результаты исследовани€

¬ конце моей работы хочу сказать, что € достигла предполагаемой цели, а именно: определила исторический аспект нового государственного праздника –оссии - 4 но€бр€. ѕреследу€ эту цель и поставленные в начале работы задачи, € вы€вила, какие государственные праздники имеет –осси€, какова их истори€. “акже € провела социологическое исследование дл€ вы€влени€ осведомленности респондентов о государственных праздниках –оссии и их отношени€ к праздникам 4 но€бр€ и 7 но€бр€.

–езультатом моего исследовани€ €вл€етс€ доказательства того, что празднична€ система государства зависит от политической обстановки в данной стране, от уровн€ исторической пам€ти и национального самосознани€, от политической культуры населени€ и руководителей данного государства.

Ѕлагодар€ этому исследованию, € пон€ла, что государство должно считатьс€ с мнением своего народа, ведь мы все-таки живем в демократической стране. ј народ, в свою очередь, должен быть прекрасно осведомлен о том, какие праздники он празднует и, конечно знать их историю. Ќеобходимо уважать и почитать историю своего родного государства.

—ледует признать, что 88 лет были великой эпохой, имевшей огромное значение, эпохой великих заблуждение и грандиозных экспериментов, невыносимых экспериментов испытаний и духовного гнета, невиданных по масштабу преступлений и в тоже врем€ невиданной стойкости и духовного взлета. Ёто врем€ надо признать историей народа и относитс€ не как к насто€щему и актуальному, а как к прошлому. “олько при таком подходе возможно насто€щее единство. ѕревратив российскую историю XX века в сплошную черную дыру, мы объективно способствуем не только развитию аполитичности молодежи, но и ее незаинтересованности в судьбе страны. ј при таком отношении трудно рассчитывать на формирование гражданского общества.

¬ истории –оссии немало громких событий и славных страниц. Ќо вр€д ли есть какое другое событие, столь подход€щее дл€ того, чтобы стать новым национальным праздником. ¬место дн€ породившего русскую смуту, - день, символизирующий пик единени€ народа против общего врага. ¬место дн€, с которого началась извращение государства российского, день, который обеспечил будущее спасение и становление этого государства. » в общем не так важно, первого но€бр€ или четвертого,  итай-город или всю ћоскву, - сама по себе отсылка к этому эпизоду российской истории столь важна, что вполне можно и не придиратьс€ к датам. ¬ конце концов пусть будет четвертого.

ƒругой и куда более важный вопрос Ц будет ли реализован потенциал этого праздника, сможет ли он стать организующим звеном дл€ всего российского праздничного цикла. —егодн€шний российский праздничный цикл вполне адекватен традиции и ритуалам. ¬ыпадает из него резвее что ƒень –оссии, который так и не стал национальным праздником. ƒа и не мог, наверное, стать Ц слишком сомнителен и незначителен его повод. —обственно, его место Ц место главного национального праздника, на р€ду с 9 ћа€ несущего основную идеологическую нагрузку, должен зан€ть день 4 но€бр€. ≈сли это произойдет, то дальнейша€ коррекци€ праздничных дней может быть весьма незначительной (первый опыт рождественских каникул вышел пока не слишком удачным: слишком много оказалось праздников). 8 ћарта даже в советское врем€ никем не воспринималс€ как международный праздник женской солидарности, да и 23 феврал€ далеко не об€зательно ув€зывать с днем образовани€  расной армии.  ак раз в советское врем€ было решительно не пон€тно, какое именно отношение имеет советска€ арми€ к 23 феврал€ 1918 года и почему вдруг выбрана именно эта дата. ќднако чтобы день 4 но€бр€ стал полноценным праздником и реализовал свой потенциал, необходимо €сно отдавать отчет в том, что именно мы празднуем и зачем это нужно.

» не надо слишком беспокоитс€ о пол€ках, национальные чувства которых мы можем оскорбить, дела€ праздник национальным. јмериканцы празднуют свой ƒень независимости и при этом имеют прекрасные отношени€ с ¬еликобританией. ƒа и сами пол€ки если и имеют претензии к –оссии и ее истории, то вовсе не по поводу событий четырехсотлетней давности.

2.         ѕолитические прогнозы

ƒиректор »нститута политических исследований —ергей ћарков считает, что праздник ƒень народного единства, как и любой другой новый праздник, вр€д ли приживетс€ в российском обществе, пока власть не добьетс€ каких-то реальных достижений. Ђѕроблема в том, что с одной стороны - никто толком не знает, что было 4 но€бр€, а с другой - праздновать сейчас нечего, потому что, с точки зрени€ людей, жизнь сейчас плоха€ї, - сказал ћарков Ђ»нтерфаксуї. ѕо его мнению, Ђнарод сейчас не хочет от власти никаких праздников, причем с нынешней властью они ассоциируют и ѕутина, и ≈льцина, и √орбачева. ¬месте с тем, логика властей, совершенно, очевидна - желательно отползти от 7 но€бр€, потому что невозможно праздновать большевистский переворот, когда во власти многие антикоммунисты или даже ультра- антикоммунисты, а с другой стороны, ведетс€ поиск новых символов государственностиї, - считает политолог.  роме того, он полагает, что Ђвласти не хватает духа полностью уйти от 7 но€бр€, и поэтому праздники назначаютс€ р€дом с этой датойї.

—о своей стороны президент ‘онда Ђѕолитикаї ¬€чеслав Ќиконов считает, что перспективы нового праздника ƒн€ народного единства пока неопределенны. Ђ—ейчас невозможно сказать - приживетс€ он или нет. ѕон€ти€ единство и служение отечеству слишком абстрактные и вр€д ли способны вызвать какие-то эмоции. ј праздник, чтобы его поддержали, должен затрагивать душу людейї, - сказал Ќиконов Ђ»нтерфаксуї. ¬ св€зи с этим, по его мнению, дл€ того, чтобы новый праздник был поддержан народом, Ђнужны серьезные пиарские усили€ї. ѕри этом Ќиконов предложил развивать Ђидею преемственности поколений, которые спасали –оссию в разные времена".

"  тому же, дл€ 4 но€бр€ как дл€ праздника есть и духовно- религиозные предпосылки, потому что в этот день все православные отмечают день  азанской иконы Ѕожией материї, - заметил Ќиконов.

ћежду тем, некоторые общественные и политические де€тели –оссии, поддержавшие отмену праздника 7 но€бр€, уверены, что со временем празднование ƒн€ народного единства наполнитс€ смыслом дл€ большинства росси€н. “ак, первый вице-спикер √осдумы от Ђ≈диной –оссииї ќлег ћорозов уверен, что Ђу этого праздника - хорошие перспективы и со временем он может стать дл€ народа, дл€ каждого росси€нина своим праздником. ¬едь именно в но€бре 1612 года впервые обозначилось то, что сегодн€ мы называем гражданской солидарностью, гражданской ответственностью, по€вились ростки гражданского общества. Ёто был великий перелом в жизни нашей страны, и эту дату, уверен, мы будем отныне праздновать всегдаї, - сказал ћорозов.


IV —писок источников

 

1.   Ѕондарев ¬.  расные побелели, белые покраснели// –одина. Ц 1997. Ц июль.

2.   Ѕушуев —.¬. »стори€ государства российского/  нижна€ палата. Ц ћ., 1994.

3.   √оловатенко ј. »стори€ –оссии: спорные проблемы/ Ўкола Ц пресс. Ц ћ., 1994.

4.   √ромов ј.,  уликов ј. ѕраздник на вырост// Ёксперт. Ц 2005. - є 42 (488).

5.   »ванов ё. Ёх, загул€лЕ// –одина. Ц 2005. Ц є 2.

6.    аверзин –. ¬еликий ќкт€брь почернел// ѕанорама. Ц 2005. Ц є 46 (897).

7.    лючевский ¬.ќ. ќ русской истории/ ѕросвещение. Ц ћ., 1993.

8.    остылев ¬.».  узьма ћинин/ ¬јѕ. Ц ћ., 1993.

9.   ћалинина ћ. ћинин и ѕожарский вернулись на родину// ”чительска€ газета. Ц 2005. Ц є 44 (10073).

10.      Ќазаров. ¬. 4 но€бр€ Ц заключени€ одной российской даты// ¬округ света. Ц 2005. Ц но€брь.

11.      Ўишков ј. ќчищение от смуты// –одина. Ц 2005. Ц є 1.

12.      »менинный календарь/јвт.-сост. ќ. Ќ. ѕопова. Ц ћ., 1996.

13.      ”ниверсальный энциклопедический словарь/ √л.ред. —. —амсонов Ц ћ., 2005.

14.      ѕоздравлени€ горожан с праздником//»мпульс. Ц 2005. - є

»спользуемые »нтернет ресурсы

1.         http://www.newsru.com/russia/04nov2005/edinstvo.html/

2.         http://www.pravda.ru/society/

3.         www.spb.yabloko.ru/pbl/

4.         www.psdp.ru/news/politics

5.         http://www.fontanka.ru


V ѕриложени€

1.         јнкета социологического опроса (дл€ респондентов г. «еленогорска)

”важаемые господа!

ƒл€ получени€ социологических данных по теме исследовани€ ученицы 11 класса гимназии є 164 ћышкиной ёлии, просим ¬ас ответить на следующие вопросы:

1.          акие государственные праздники –оссии вы знаете (перечислите)?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.          акова истори€ бывшего праздника –оссии - 7 но€бр€?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

3.         ѕочему этот праздник (7 но€бр€) был отменен?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

4.         „то мы празднуем 4 но€бр€?

___________________________________________________________________________________________________________________________________—пасибо за ¬аши ответы!

2.         ћнени€ о новом празднике различных политических де€телей:

a.                           Ћидер  ѕ–‘ √. «юганов

ЂЁто провокационна€ попытка √осдумы и ничего кроме дополнительного раскола в общество не внесет, - считает глава  ѕ–‘ √. «юганов. -  ак можно определ€ть этот день государственным праздником, когда в –оссии проживают миллионы людей, имеющих различные взгл€ды и убеждени€, а также вероисповеданиеї, - подчеркнул он.

b.                           Ћидер  ѕ–‘ г. «еленогорска —. озлов

Ђ—егодн€ мы впервые встречаем годовщину ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции не в праздничный день, - сказал 1-ый секретарь городского комитета партии, депутат госсовета —ергей  озлов, открывший митинг. Ц ¬сенародный праздник исключен из числа государственных дл€ того, чтобы вытравить его из пам€ти народа. ¬место нашего праздника подсунут очередной Ђсуррогатї. »нициатор этого Ц церковные иерархи, а разработчики Ц депутаты из фракции Ђ≈дина€ –осси€ї в √осударственной ƒуме. Ћюбовь к –одине не может быть частичной, - говорил —ергей  озлов. Ц ќна немыслима без уважени€ к прошлому своей страны. ќтмена праздника 7 но€бр€ не добавила –оссии ни славы, ни уважени€ в мире. Ќе добавила люд€м ни социальных гарантий, ни гражданских прав, не избавила от нищеты и преступности, не сделала жизнь простого человека богаче и безопаснееї.

c.                           ƒиректор »нститута политических исследований —. ћарков

ƒиректор »нститута политических исследований —ергей ћарков считает, что праздник ƒень народного единства, как и любой другой новый праздник, вр€д ли приживетс€ в российском обществе, пока власть не добьетс€ каких-то реальных достижений. Ђѕроблема в том, что с одной стороны - никто толком не знает, что было 4 но€бр€, а с другой - праздновать сейчас нечего, потому что, с точки зрени€ людей, жизнь сейчас плоха€ї, - сказал ћарков "»нтерфаксу". ѕо его мнению, Ђнарод сейчас не хочет от власти никаких праздников, причем с нынешней властью они ассоциируют и ѕутина, и ≈льцина, и √орбачеваї.

Ђ¬месте с тем, логика властей, совершенно, очевидна - желательно отползти от 7 но€бр€, потому что невозможно праздновать большевистский переворот, когда во власти многие антикоммунисты или даже ультра-антикоммунисты, а с другой стороны, ведетс€ поиск новых символов государственностиї, - считает политолог.  роме того, он полагает, что Ђвласти не хватает духа полностью уйти от 7 но€бр€, и поэтому праздники назначаютс€ р€дом с этой датойї. ¬месте с тем, по его мнению, Ђвместо того, чтобы давать люд€м врем€ дл€ пь€нки в начале но€бр€, лучше выделить день между майскими праздниками дл€ посадки картошкиї.

Ђј признанный праздник будет тогда, когда у –оссии будет победаї, - резюмировал ћарков.

d.                           “елеведуща€ программы ЂЌедел€ї на телеканале REN-TV ћ. ћаксимовска€

Ђ«автра в –оссии Ц праздник примирени€ и согласи€. », возможно, его будут отмечать в последний раз. Ќашим молодым согражданам уже надо напоминать, что праздник с таким странным названием был приурочен к событию, которое на самом деле раскололо нацию и страну в 1917 году. ѕри советской власти в этот день отмечали годовщину —оциалистической революции. ѕраздник переименовали в первый раз в современной –оссии, а теперь предлагают и перенести с 7 на 4 но€бр€ - и снова переименовать - в ƒень национального единства. ѕод это модное теперь слово подвели историческую базу Ц нам предлагают 4 но€бр€ отмечать освобождение ћосквы в 1612 году дружиной ћинина и ѕожарского от польских интервентов. ƒума планирует обсудить законопроект о переносе праздничных дней уже на следующей неделе, несмотр€ на все протесты коммунистовї.

e.                           ѕрезидент –‘ ¬. ѕутин

Ђ“огда люди разных вер, разных национальностей, сословий объединились дл€ того, чтобы спасти –одину, отсто€ть российскую государственность. Ёто было подлинное национальное единение во им€ будущего нашей страныї, - за€вил ѕутин.


f.                            ¬ице-спикер √осдумы ¬. ѕехтин

ЂЁта дата - символ исторической мудрости российского народа, который смог в критический момент вывести страну из состо€ни€ войны и всеобщего хаоса, символ независимости, государственности и жизнестойкости –оссии, символ колоссальной внутренней прочности страны, что и доказало ее дальнейшее блест€щее развитиеї, - сказал вице-спикер √осдумы ¬ладимир ѕехтин.

g.                           ƒоктор исторических наук, профессор ¬.  азарин

ќ том, что же все-таки символизирует загадочна€ дата 4 но€бр€, корреспондент поинтересовалс€ у доктора исторических наук, профессора ¬иктора Ќиколаевича  азарина.

Ч ¬иктор Ќиколаевич, что же все-таки происходит с государственными праздниками? ѕочему ‘ранци€, к примеру, отмечает свою революцию, а мы в который уже раз бросились искать "всенародно любимые" даты в учебниках истории?

Ч ћне представл€етс€, что с точки зрени€ современной государственности в –оссии этот шаг вполне оправдан, закономерен и логичен. ѕочему? ” нас 15 лет уже выстраиваетс€ нова€ государственность. √осударственность, котора€ не считает себ€ преемником той власти, котора€ пришла в –оссию в результате окт€брьских событий 1917 года. ћне думаетс€, что это должно было рано или поздно произойти. ¬спомните первый период президентства ≈льцина, который был выстроен на жестком отбрасывании коммунизма и всех коммунистических принципов, которые берут свое начало в –оссии с окт€бр€ 1917-го.

Ч Ќо ведь сегодн€ только слепой не видит тех заслуг, которые были перед народом у советской власти.

Ч ƒа, невозможно отрицать, что советска€ власть сумела осуществить крупномасштабные общенациональные программы, к числу которых относ€тс€ превращение страны в мощную промышленную державу, освоение космоса, где мы были первыми, масштабные программы по электрификации страны и строительству гидроэлектростанций. Ёто и масштабные миграционные программы Ч переселенческа€ политика в восточные районы страны.  рупномасштабные проекты, которые были под силу тому государству. ¬ласть понимает, что сейчас у нее нет ни желани€, ни сил осуществл€ть такие проекты. ѕоэтому многие считают, что –осси€ уже никогда не будет такой мощной державой.

Ч ¬ чем же смысл нового праздника?

Ч Ќынешн€€ администраци€ отличаетс€ от ельцинской своим прагматизмом. ћне думаетс€, в этом коренитс€ сущность вопроса. 7 но€бр€ было днем, когда кака€-то часть населени€ могла легально выразить свои протестные настроени€. — точки зрени€ социальной психологии масс было бы недальновидным отказатьс€ от праздника, не предложив что-то взамен. “аким днем оказалс€ день 4 но€бр€ 1612 года, когда под руководством ћинина и ѕожарского объединились и служилые, и посадские люди, и духовенство, и здорова€ часть казачества, и кресть€не. –азные социальные слои в едином порыве сделали все дл€ восстановлени€ российской государственности. —обыти€, которые произошли в –оссии в начале XVII века, были направлены на консолидацию общества. “аким образом, власть пытаетс€ консолидировать общество, но € не берусь сказать, насколько это будет удачно.

„то произошло 4 но€бр€ 1612 года? „етыреста лет назад верховную власть в –оссии захватили бо€ре. ѕреступное правление, так называема€ семибо€рщина, докатилось до того, что впустило в ћоскву войско польское. ÷арем вполне мог стать пол€к. √ражданин Ќижнего Ќовгорода  узьма ћинин и кн€зь ƒмитрий ѕожарский собрали под своим руководством народное ополчение и выбили 4 но€бр€ 1612 года польскую интервенцию сначала из  итай-города, а затем из ћосквы. »менно поэтому 4 но€бр€, по мнению депутатов √осдумы, Ђможно считать ƒнем народного единства, окончанием —мутного времени, завершением междоусобиц и гражданского конфликтаї. Ќе надо было отмен€ть седьмое но€бр€!

h.                           ѕрезидент ‘онда Ђѕолитикаї ¬. Ќиконов

—о своей стороны президент ‘онда Ђѕолитикаї ¬€чеслав Ќиконов считает, что перспективы нового праздника ƒн€ народного единства пока неопределенны.

Ђ—ейчас невозможно сказать - приживетс€ он или нет. ѕон€ти€ единство и служение отечеству слишком абстрактные и вр€д ли способны вызвать какие-то эмоции. ј праздник, чтобы его поддержали, должен затрагивать душу людейї, - сказал Ќиконов Ђ»нтерфаксуї.

¬ св€зи с этим, по его мнению, дл€ того, чтобы новый праздник был поддержан народом, Ђнужны серьезные пиарские усили€ї. ѕри этом Ќиконов предложил развивать Ђидею преемственности поколений, которые спасали –оссию в разные времена.   тому же, дл€ 4 но€бр€ как дл€ праздника есть и духовно- религиозные предпосылки, потому что в этот день все православные отмечают день  азанской иконы Ѕожией материї, - заметил Ќиконов.

i.                            ѕервый вице-спикер √осдумы от Ђ≈диной –оссииї ќ. ћорозов

ѕервый вице-спикер √осдумы от Ђ≈диной –оссииї ќлег ћорозов уверен, что Ђу этого праздника хорошие перспективы и со временем он может стать дл€ народа, дл€ каждого росси€нина своим праздником. ¬едь именно в но€бре 1612 года впервые обозначилось то, что сегодн€ мы называем гражданской солидарностью, гражданской ответственностью, по€вились ростки гражданского общества. Ёто был великий перелом в жизни нашей страны, и эту дату, уверен, мы будем отныне праздновать всегдаї, - сказал ћорозов.



[1] http://www.newsru.com/russia/04nov2005/edinstvo.html/

[2] Ѕондарев ¬.  расные побелели, белые покраснели// –одина. Ц 1997. Ц июль.

[3] √ромов ј.,  уликов ј. ѕраздник на вырост// Ёксперт. Ц 2005. - є 42 (488).

[4] http://www.fontanka.ru

[5] www.psdp.ru/news/politics

[6]  аверзин –. ¬еликий ќкт€брь почернел// ѕанорама. Ц 2005. Ц є 46 (897).

[7] http://www.pravda.ru/society/

√ородска€ открыта€ научно-практическа€ конференци€ “ема: »сторический аспект введени€ нового государственного праздника в –оссии јвторы: Ќаучный руководитель:

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ Ќаучна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ Ќаучна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

≤стор≥€  ривор≥жж€ в роки ƒругоњ св≥товоњ в≥йни
ћ.Ѕ. ћирский. "ѕроцессы "врачей-убийц". 1929-1953 годы"
Ќаука в услови€х культа личности ».¬. —талина (1930-1950-е годы)
ќрганизационное развитие красной армии в 1939-1941 гг. и проблема соотношени€ сил сторон к началу ¬еликой ќтечественной войны
ѕоражение летом 1941 года
ѕрац€ про ѕетра ћогилу
–€занское кн€жество в XI-XIII вв. и его материальна€ культура
—оветско-финл€ндска€ война
—олдат, генерал, дипломат Ц  .ћ. ƒеревТ€нко
—ол€н≥ промисли ƒонеччини в XVII-XVIII стол≥тт€х

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru