Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сторическое значение богословского творчества св. √ригори€ ѕаламы — –елиги€ и мифологи€

ѕротопресвитер протопресв. »оанн ћейендорф

—пор ¬арлаама с ѕаламой первоначально касалс€ тонких вопросов богопознани€, а затем, после вынесенных ¬арлаамом отрицательных суждений о монашеской практике молитвы »исусовой, перешел к самым основам учени€ о Ѕоге и о судьбе человека. ѕоэтому победа паламизма, закрепленна€ постановлени€ми —оборов 1341, 1347 и 1351 годов, была важна не только дл€ сравнительно узкого круга монахов-созерцателей, но и дл€ всего православного мира.

 алабрийский монах привез с «апада не (как иногда полагали) вли€ние католичества как такового, а основные принципы секул€ризации культуры, св€занные с италь€нским ¬озрождением. ≈го неуспех и победа ѕаламы были €ркими про€влени€ми факта, имевшего решающее значение не только дл€ ¬изантии, но и дл€ православных слав€нских стран. ‘акт этот блест€ще установлен ƒ.—. Ћихачевым: на ¬остоке "ѕредвозрождение так и не перешло в ¬озрождение".

ƒл€ правильного понимани€ исторической роли того религиозного и богословского движени€, которое обычно называетс€ "исихазмом", необходимо разрешить некоторые недоразумени€, св€занные с самим термином исихазм, который употребл€етс€ по крайней мере в четырех различных смыслах. ”же в древней христианской литературе он употребл€етс€ дл€ обозначени€ отшельничества, то есть формы монашества, отличной от общежительства в больших монастыр€х: исихаст Ц это, в собственном смысле, молчальник. ¬ XIII-XIV веках исихазм, как говорилось выше, тесно св€зан с психо-соматическими методами творени€ молитвы »исусовой, то есть указывает не на отшельничество собственно, а на определенную школу духовной жизни, могущей про€вл€тьс€ и в общежительных монастыр€х и в миру. ¬ современной литературе вопроса само богословие св. √ригори€ ѕаламы, то есть учение о нетварных энерги€х, определ€етс€ как исихазм, хот€ ѕалама видел в этом учении всего лишь св€тоотеческое богословие об отношении Ѕога к тварному миру. Ќаконец, пон€тие исихазм примен€етс€ в еще более широком смысле ко всему движению ревнителей православи€, которые во второй половине XIV века распростран€ли свое вли€ние на всю ¬осточную ≈вропу и особенно Ц на ћосковскую –усь. Ёти четыре несходных словоупотреблени€ необходимо различать хот€ бы дл€ того, чтобы верно определить соотношение между исихазмом (будь то в узком или в широком смысле этого пон€ти€) и другими €влени€ми общественной жизни и культуры.

“ак, отшельничество, или безмолвие (то есть исихазм в точном и первоначальном смысле этого слова) не €вл€етс€ необходимым элементом в богословии ѕаламы, которое раздел€ли и де€тельные церковные иерархи типа патриарха ‘илофе€, и видные политические де€тели (например, император »оанн  антакузин), и их идеологические последователи в Ѕолгарии, —ербии, на –уси. ¬ последние годы среди искусствоведов гор€чо обсуждалс€ вопрос о вли€нии исихазма на искусство так называемого ѕалеологовского –енессанса, на св€занное с ним возрождение искусства южных слав€н, а также на творчество гениев живописи —еверной –уси: ‘еофана √река и преп. јндре€ –ублева. Ќекоторые авторы расценивают вли€ние исихазма отрицательно: торжество византийского монашества на —оборах 1341 и 1351 годов прервало ѕалеологовский –енессанс и привело к иссушению форм искусства, тогда как гений ‘еофана и –ублева не имеет преемственной св€зи с исихазмом. ƒругие, наоборот, объ€сн€ют все оживление живописного искусства в ¬изантии и на –уси именно вли€нием исихазма, но одновременно противополагают паламитский "догматический" исихазм (который противосто€л "гуманизму" и поэтому задержал творческое развитие искусства в ¬изантии) исихазму "истинному", представители которого (например, преп. √ригорий —инаит или на –уси преп. —ергий –адонежский) будто бы не интересовались "догматами", но зато вдохновл€ли творцов искусства. ≈сть также исследователи, воздерживающиес€ от определенного суждени€ о вли€нии исихазма на живопись.

Ѕолее глубокое ознакомление с текстом "“риад", то есть основного манифеста богослови€ св. √ригори€ ѕаламы, должно помочь исследовател€м придти к более точным выводам и о природе исихазма, и о его отношении к искусству. Ќам лично представл€етс€, что вр€д ли возможно установить идеологическое различие между византийскими богословами, возглавл€емыми ѕаламой, и той пле€дой де€телей, благодар€ которым византийска€ православна€ культура проникала в южно-слав€нские страны, а через них и в –оссию.   этой пле€де принадлежал патриарх  онстантинопольский ‘илофей, патриарх “ырновский ≈вфимий и митрополит  иевский и все€ –уси  иприан. ѕоследний, как известно, был в близком сотрудничестве с северно-русскими монашескими кругами, о чем свидетельствует его сохранивша€с€ переписка с "игуменом все€ –уси" преп. —ергием.

Ќе подлежит сомнению, что творчество ‘еофана √река и јндре€ –ублева принадлежит тому же движению ревнителей и творцов православной культуры. ¬изантийское "ѕредвозрождение" было перенесено на русскую почву и тут дало в области искусства исключительно богатые плоды. Ќо эта плодотворность исихазма в –оссии не исключает несколько иных последствий его победы в ¬изантии: здесь ¬арлаамом и другими византийскими гуманистами проповедовалс€ светский эллинизм, ведший культурное творчество от ѕредвозрождени€ к –енессансу насто€щему, то есть к секул€ризации культуры.

—в. √ригорий ѕалама и его ученики были несомненными противниками этого перехода. ѕобеда паламизма действительно приостановила в ¬изантии развитие искусства в сторону "эллинизма" и секул€ризованного –енессанса, тогда как на –уси она наоборот способствовала расцвету ѕредвозрождени€. ”ченики ѕаламы возродили на –уси интерес к св€тоотеческой литературе и духовным традици€м ¬селенского ѕравослави€. ¬ лице митрополита  иприана они боролись с тенденци€ми, ведущими к раздроблению –усской ÷еркви на несколько митрополий, защищали единство митрополии  иевской и все€ –уси, включавшей в себ€ не только ћосковское кн€жество, но и Ћитовскую –усь. Ёто предполагало союз и мир между ћосквой и Ћитвой, конец шовинистического провинциализма отдельных кн€жеств и церковное строительство в соответствии не только с местными интересами, но и с высшими принципами церковной истины и кафолического единства ÷еркви. ”сили€ митрополита  иприана отчасти увенчались успехом и способствовали созданию условий, при которых стала возможной  уликовска€ победа над татарами.

ћы уже упоминали о том, что движение религиозного и культурного возрождени€ в ¬изантии и слав€нских странах, св€занное с победой паламизма в  онстантинополе, было гораздо шире собственно исихастского или вообще монашеского, хот€ истинные отшельники (например, преподобный √ригорий —инаит в Ѕолгарии и преподобный —ергий –адонежский на –уси) играли в нем видную роль.   движению примыкали и общественные де€тели, и иерархи, и живописцы. ¬сех их объедин€ло живое воспри€тие тех религиозных и богословских истин, которые лучше всего выражены в "“риадах" св. √ригори€ ѕаламы: Ѕог не сводим к категори€м рассудочного мышлени€ (и тем менее Ц к каким бы то ни было земным ценност€м); он выше всего, что человек может о Ќем восприн€ть. Ќо при этом Ѕог любит человека и любит мир и поэтому, по —обственной воле, выходит из —воей неприступности и €вл€етс€ человеку. „еловек также по самой своей природе обладает способностью "выхода из себ€", то есть воспри€ти€ “ого,  то выше его самого. ¬ этом его богоподобие, в этом его призвание Ц стать царем твари, потому что выход из себ€ предполагает не разрыв с обычной жизнью, а наоборот, возвращение в нее с целью ее преображени€ и спасени€ от зла и смерти.

¬оскресшее и преображенное „еловечество »исуса ’риста есть цель и надежда людей. ≈му человек приобщаетс€ в ÷еркви. ¬ нем он обретает обожение, то есть общение с единственно-истинной вечной жизнью. ¬ ней он побеждает смерть и получает новую живительную силу дл€ спасени€ всего мира.

»менно это откровение о спасенном и Ѕогом возлюбленном человечестве и €вл€етс€ предметом многих пам€тников литературы и церковной поэзии, а также гениальных икон и фресок, созданных в конце XIV века. ќни излучали свой радостный свет в храмах и в домах людей. »менно это откровение защищал св. √ригорий ѕалама, выступа€ против номиналистического агностицизма, принесенного из »талии ¬арлаамом  алабрийцем.

»з кн. прот »оанна ћейендорфа "ѕравославие и современный мир. (Ћекции и статьи)" ћинск, "Ћучи —офии", 1995

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

ѕротопресвитер протопресв. »оанн ћейендорф —пор ¬арлаама с ѕаламой первоначально касалс€ тонких вопросов богопознани€, а затем, после вынесенных ¬арлаамом отрицательных суждений о монашеской практике молитвы »исусовой, перешел к самым основам у

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

«агадка ≈дема
—ретение √осподне - истори€, духовный смысл и богослужебные особенности праздника
¬еликий ѕост
ќбраз воскресени€ человеческих тел по учению —в€тых ќтцов древней ÷еркви
ѕреп€тстви€ на пути к ≈вангелию
∆ивотворна€ смерть: св€тые мощи
ќсобенности гонений на христиан в –имской империи и в –оссии в ’’ веке. —равнительный анализ
Ќебо и земл€: ангел и человек в —в€щенном ѕисании
Ѕогословие как наука и дар
 афолическа€ церковь

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru