Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ ораторского искусства в –оссии — »ностранный €зык

ѕосмотреть видео по теме  онтрольной работы

—одержание

¬ведение.ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.........................ЕЕЕЕЕ.Е2

1. ќсобенности древнерусского красноречи€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...ЕЕ3

2. –азвитие риторики в –оссииЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.......ЕЕЕ...Е.6

«аключениеЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...ЕЕ............................9

—писок использованной литературыЕЕЕЕЕЕЕ.......................................10


¬ведение

”мение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

“ермин ораторское искусство античного происхождени€. ≈го синонимами €вл€ютс€ греческое слово риторика и русское - красноречие.

¬ыражение ораторское искусство имеет несколько значений. ѕод ораторским искусством понимаетс€ высока€ степень мастерства публичного выступлени€, качественна€ характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. ќраторское искусство Ц это искусство построени€ публичного произнесени€ речи с целью оказани€ желаемого воздействи€ на аудиторию.

ќраторским искусством называют также исторически сложившуюс€ науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

ѕод термином риторика, как правило, понимаетс€ теори€ красноречи€, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского искусства, курс обучени€ красноречию.

ќраторска€ речь - вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говор€щий обращаетс€ к многочисленной аудитории с целью убеждени€ или внушени€. ќраторска€ речь характеризуетс€ традиционными особенност€ми композиции, стил€ (и вообще употреблени€ €зыковых средств), соотношением €зыковых и не€зыковых средств общени€.


1. ќсобенности древнерусского красноречи€

— православием на –усь пришло искусство красноречи€. ƒревнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объедин€ли людей, учили сильных мира сего. ÷ерковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщени€ народа к высоким ценност€м культуры, способствовало формированию национального самосознани€.

»стори€ не оставила пр€мых свидетельств об ораторском искусстве ƒревней –уси. Ќо по документам и сохранившимс€ литературным произведени€м можно составить представление об основных особенност€х и принципах древнерусского красноречи€. ѕервоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. ƒругой формой было красноречие политическое. —ходки старейшин, народные собрани€ и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступлени€. ¬ече выработало особые традиции обращени€ к народу, закрепленные в типе вечевой речи, котора€ чаще всего представл€ла собой политическую программу выступающего. Ёти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

»звестно в ƒревней –уси и дипломатическое красноречие. ќдна из первых серьезных дипломатических акций относитс€ еще к X веку, когда после знаменитой победы кн€з€ ќлега под ÷арьградом кн€жескими послами был заключен Ђƒоговор русских с грекамиї.

ƒостойным образом в ƒревней –уси было представлено военное красноречие - обращение к войску про€вить стойкость и мужество. ≈ще один вид красноречи€ - торжественное. ѕиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. ѕосле прин€ти€ –усью христианства развиваетс€ гомилетика - торжественное и учительное красноречие. ќформившеес€ как литературный жанр в ¬изантии, оно широко было известно на –уси в Ђсловахї и поучени€х отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижени€ восточного христианского проповедничества.

ќдно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - Ђ—лово о «аконе и Ѕлагодатиї. —оздано оно было митрополитом »лларионом - первым русским митрополитом на –уси - человеком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспорным писательским даром. »лларион был среди тех Ђкнижныхї людей, которых ярослав ћудрый собрал вокруг себ€, и, веро€тно, он причастен к созданию первой русской летописи - Ђѕовести ¬ременных летї. »лларион мог быть составителем предполагаемого Ђ—казани€ о прин€тии христианства на –усиї. Ќекоторые историки считают, что именно он и кн€зь ярослав были инициаторами сооружени€ собора —офии в  иеве. » не исключено, что именно в этом храме - тогда самом величественном и роскошном - в присутствии самого кн€з€ и членов его семьи и произнес он свое Ђ—лової.

Ђ—лово о «аконе и Ѕлагодатиї впитало в себ€ большое количество литературных источников, а очень скоро и само стало источником дл€ заимствований и подражаний. ≈го часто читали и неоднократно переписывали, включа€ в разного рода Ђ“ребникиї и Ђ—лужебникиї.

—толетие спуст€ после митрополита »ллариона развернул свою де€тельность другой церковный писатель, замечательный мыслитель и проповедник -  ирилл “уровский. ≈го интересовал, прежде всего, человек - Ђвенец творени€ї, его ƒуша и тело. Ђѕоучени€ї и Ђ—ловаї  ирилла “уровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижени€ их смысла. ѕроизведени€  ирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также том, что книжники XII в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества.

Ћюбимейшим чтением русских людей были жити€ св€тых (называемые также агиографией). ¬начале на –уси, естественно, были лишь переводные жизнеописани€. ѕотом их стали создавать и на собственном материале. “ак по€вились жити€ первых русских св€тых Ѕориса и √леба, ‘еодоси€ ѕечерского, ћстислава и ќльги, јлександра Ќевского. јвтором первых русских житийных произведений - о Ѕорисе и √лебе, о ‘еодосии ѕечерском - был монах Ќестор, один из составителей Ђѕовести ¬ременных летї. ѕозднее жити€ включались в различные книги - Ђѕрологиї, Ђ„етьи-ћинеиї (сборники, содержащие жити€ св€тых, Ђ—ловаї и Ђѕоучени€ї, расположенные по календарному принципу - в соответствии с дн€ми пам€ти каждого св€того), Ђѕатерикиї (сборники, в которых описывались отдельные эпизоды жизни и де€ни€ подвижников - монахов, отшельников - какой-либо одной местности). ќсобой любовью у русских людей пользовалс€ сложившийс€ в XII-XIV вв.  иево-ѕечерский патерик, в котором описывались де€ни€ монахов  иево-ѕечерской лавры.

¬ жити€х русских св€тых выразились три основных национальных идеала человеческого поведени€: добровольный кроткий и страдающий мученик-страстотерпец во им€ идеи, не против€щийс€ угнетению и смерти (Ѕорис и √леб); суровый аскет, живущий в уединении и обнаруживающий при этом великую силу духа и разума (јнтоний, »осиф ¬олоцкий); кроткий радетель человеческого счасть€, устроитель и заступник (‘еодосии ѕечерский, —ергий –адонежский).

ќгромно значение де€тельности епископа ћакари€ и ‘еофана ѕрокоповича дл€ русской риторики. ѕервые русские руководства по риторике XVII века написаны вологодским епископом ћакарием, одним из создателей —лав€но-греко-латинской академии, и сподвижником ѕетра I ‘еофаном ѕрокоповичем. ѕервые риторические труды были подвержены вли€нию латинских образцов и имели богословскую направленность. ќни служили пособием дл€ овладени€ особым проникновенным, выразительным голосом, интонаци€ми, прин€тыми в церковной службе, речитативом.

¬о всех речах древнерусских ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречи€.

ƒревнерусский оратор Ц это, прежде всего, проповедник, несущий христианское мировоззрение.

2. –азвитее риторики в –оссии

 ак справедливо отмечают исследователи, на прот€жении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строени€ и соотношени€ с другими област€ми знаний не раз претерпевало кардинальные изменени€.

«начительный вклад в развитие теории красноречи€ внесли русские ученые. ¬ XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник ћ. ”сачева Ђ–иторикаї (1699 г.). Ќо в этой и других работах еще сильно вли€ние богословско-церковной риторики. ѕодлинное же искусство светского публичного слова в –оссии св€зано с развитием университетского красноречи€. Ёто объ€сн€етс€ тем, что –осси€ была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. »менно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиватьс€ и совершенствоватьс€.

–ешительный шаг на этом пути сделал создатель ћосковского университета и јкадемии наук ћ.¬. Ћомоносов (1711-1765). »менно он предприн€л труднейшую реформу русского €зыка, заложил основы современной литературной русской речи. Ћомоносов положил начало русской риторике, написав Ђ раткое руководство к красноречиюї. ¬ этой книге, не потер€вшей своей актуальности и сегодн€, была заложена программа дальнейшего развити€ русского ораторского искусства. “еори€ ораторского искусства рассматриваетс€ ћ.¬. Ћомоносовым в трудах Ђ раткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречи€ї и Ђ–оссийска€ грамматикаї. ќн дает €ркое и образное определение красноречи€, перечисл€ет услови€ успеха публичного выступлени€.

ƒруга€ замечательна€ работа, оказавша€ вли€ние на развитие теории красноречи€ не только в –оссии, но и в других слав€нских странах, - это Ђѕравила высшего красноречи€ї, написанные ћ. ћ. —перанским (1772-1839). ¬ этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступлени€, аргументации, композиции, выразительности речи. ћного внимани€ уделено способам воздействи€ на слушателей, достижени€ поставленной оратором цели. —перанский считал, что Ђоснование красноречи€ суть страстиї, т.е. сила чувства и живого воображени€. ƒва главных предмета красноречи€, по —перанскому, - это Ђсклонить ум, тронуть сердцеї.

—реди других теоретических работ следует назвать " раткую риторику" ј.‘. ћерзл€кова, учебник риторики Ќ.‘.  ошанского, статьи об ораторском искусстве ћ.¬. Ѕуташевича-ѕетрашевского и ¬.√. Ѕелинского.  ак уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства.

Ќо во второй половине XIX века начинаетс€ постепенный упадок риторики как науки. ¬ системе образовани€ по€вл€етс€ новый предмет Ц теори€ словесности. ѕод этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XI’ века до 20-х годов X’ века. —одержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируетс€ на изучение фольклора и художественной литературы.

Ќовым €влением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в ѕетрограде »нститута живого слова, у истоков которого сто€ли выдающиес€ научные и общественные де€тели: —.ћ. Ѕонди, ¬.Ё. ћейерхольд, ј.¬. Ћуначарский, Ћ.¬. ўерба, Ќ.ј. Ёнгельгардт и другие. Ѕыла начата разработка теории красноречи€, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. ќднако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с »нститутом €зыкознани€. –азработка теории риторики была прервана на несколько дес€тилетий, развивалс€ лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.

» лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродилс€ интерес к риторике как науке и учебному предмету, по€вл€ютс€ работы ≈. ј. Ќожина, ј. ≈. ћихневича, √. 3. јпрес€на, ј. ¬. “олмачева и других. Ќар€ду с книгами зарубежных авторов (таких, как ѕ. —опер, ƒ.  арнеги, ѕ. ћицич, ќ. Ёрнст) они составл€ют основной круг учебных пособий дл€ тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

¬озрождение риторики было св€зано с социальным заказом Ц необходимостью повышени€ устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и по€влением новых учебных дисциплин Ц лингвистики текста, прагматики и др.

¬ последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных школах, лице€х, гимнази€х в рамках факультативных и элективных курсов. ѕо€вились авторские программы.

ќднако единого подхода к определению предмета и содержани€ современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в насто€щее врем€ не существует.


«аключение

Ќет ни одной области человеческих знаний, человеческой де€тельности, дл€ которых плоха€, запутанна€, бестолкова€ и многословна€ профессиональна€ или бытова€ речь исполнител€ была бы благом. –ечь, не содержаща€ в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мысл€ми, наполнена уже известными сентенци€ми, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. ј как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице.

 аждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. »менно этому и может научить предмет риторики.

ћожно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиес€ любых учебных заведений страны хот€ бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в –оссии подн€лс€ бы, как минимум на пор€док за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говор€щего.

 онкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанима€сь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось прин€ть говор€щего в число своих сотрудников; в новом коллективе за€вить о себе как о человеке, с которым при€тно и интересно говорить; отчитатьс€ о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

“от, кто обладает риторическими навыками и умени€ми, чувствует себ€ уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общени€. ј это очень важно дл€ достижени€ успеха в любом деле.


—писок использованной литературы

1.         јлександров ƒ.Ќ. Ђ–иторикаї, ћ., ЂёЌ»“»ї, 1999

2.         јпрес€н √.«. Ђќраторское искусствої, ћ., ћ√”, 1986

3.         √аудина Ћ. ., Ўир€ев ≈.». Ђ ультура русской речиї, ћ., 1988

4.         ¬веденска€ Ћ.ј., ѕавлова Ћ.√. Ђƒелова€ риторикаї, –остов н/ƒ, Ђћар“ї, 2001

—одержание ¬ведение.ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.........................ЕЕЕЕЕ.Е2 1. ќсобенности древнерусского красноречи€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...ЕЕ3 2. –азвитие риторики в –оссииЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.......ЕЕЕ...Е.6 «аключениеЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...ЕЕ...........

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru