Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»з чего рождаетс€ рассказ? — Ћитература и русский €зык

–ассказ ¬ладимира  рупина "«имние ступени"

ћельник ¬. ».

ѕорою проза ¬ладимира  рупина кажетс€ слишком простой.  ажетс€, из чего и делаетс€ она? “ак Ц какой-то запоминающийс€ анекдот, несколько удачно переданных живых диалогов, характерных словечек. Ћюбопытно наблюдать: как бы из ничего вдруг возникает какой-то сюжет, набросок жизни, остра€ мысль, лирическое чувство. Ќе было ничего, а рассказ как-то получилс€, "живет",- как говорил Ќ.¬.√оголь. Ќо не так все просто. ћанера писательска€ у  рупина м€гка€, слегка иронична€. ’оть и кажетс€, что художник упрощает свою задачу, показыва€, например, два контрастных характера, но делает он это умело и в итоге Ц ничего не упрощает.

¬от рассказ "«имние ступени".  азалось бы, и повода дл€ рассказа или даже "рассказика" нет никакого. ƒвое мужичков-одногодков (им обоим уже за п€тьдес€т) руб€т лед€ные ступеньки перед праздником –ождества ’ристова возле знаменитой купели в селе ¬еликорецкое, где шестьсот лет назад €вилась икона св€тител€ Ќикола€ (благодар€ непрекращающимс€ уже столети€  рестным ходам, да и повести  рупина "¬еликорецка€ купель", место это хорошо знает весь православный люд в –оссии). «автра пойдут женщины поэтим ступен€м набирать воду и скажут спасибо мужичкам. ќдин из них Ц ¬асилий Ц очень прост, всю жизнь почти прожил в деревне, и жизнь эта его не баловала,- вот отчего он выгл€дит старее своего соработника јркаши, чисто городского жител€. ¬едут они себ€ совершенно по-разному, по-разному думают и говор€т. јркаша Ц православный человек больше в теории: начитан, любит поучить других. ј от об€занностей и долгов стараетс€ улизнуть. ќн руководит ¬асилием.  рупин с едва заметной иронией замечает: " ¬асилий работает ломом, јркаша подчищает лопаткой".  ака€ звонка€ и умна€ фраза составилась у прозаика. ¬роде и осуждени€ в ней нет: ведь оба работают. Ќо сравниваешь: один "работает", а другой Ц "подчищает". ¬роде тоже работа, а все жеЕ » далее: у ¬асили€ лом, а у јркаши Ц "лопатка" Ц в уменьшительной форме. ¬роде бы тоже ни о чем €вно не говорит, а глаз уже второй раз спотыкаетс€ о что-то лукаво-уменьшительное. ƒа и, наконец, одного геро€ писатель зовет серьезным, полным, истинно христианским именем Ц ¬асилий. «вучит! ј второго называет јркашей. Ќе обозвал, а основательности и серьезности лишил. Ќамеченна€ характеристика растет и ширитс€. ¬асилий "телогрейку давно сн€л, разогрелс€, јркаша в тулупчике". Ќе сказано, что јркаша лент€й, а все жеЕ ¬от из этих "все же" и составл€етс€ постепенно наше почти подсознательное воспри€тие героев.

“онко, м€гко, без нажимов, с легкой, изнесенной из провинции лукавинкой и иронией работает  рупин. ѕостепенно в рассказе намечаетс€ невыгодный дл€ јркаши контраст, в общем-то типичный дл€ деревенской прозы, когда речь заходит о сопоставлении городских и деревенских людей.  ажетс€, все вырулило на привычную колеюЕ

ј между тем автор, понима€ уже, чего ждет читатель, берет да и обманывает его. ¬друг повествование о двух мужичках прерываетс€ колоритной, в духе почти лесковских "—обор€н", зарисовкой. ѕисатель показывает, как батюшка, на слова которого посто€нно идут ссылки в разговоре ¬асили€ и јркаши, готовит вечером дома завтрашнюю проповедь. » снова м€гкость, ироничность, неожиданно приоткрывающа€с€ из-за бытовых и поэтических подробностей глубина: батюшка "откладывает ручку и вздыхает.  огда батюшка был молод, принимал на себ€ сан, дерзал спасти весь мир. ѕотом служил, бывал и на бедных, и на богатых приходах и уже наде€лс€ спасти только своих прихожан. ј потом думал: хот€ бы уж семью свою спасти. “еперь батюшка €сно понимает, что даже самому ему и то спастись очень т€жело". » все эти милые подробности, все эти мысли батюшки о завтрашней проповеди, о своей жизни - все это пр€мое имеет отношение к жизни ¬асили€ и јркаши, к их разговорам и несогласи€м. » потому так легко снова рассказчик возвращаетс€ к своим главным геро€м, показыва€ их уже на праздничной службе. ¬асилий Ц сама простота, у него чисто сердечное воспри€тие религии. " онечно, ¬асилий не понимает многих слов, не понимает всего пени€, но ему так хорошо здесь, так умилительно гл€деть на гор€щие свечиЕ" "Ћюбит мен€ Ѕог,- понимает ¬асилий.- Ћюбит. ¬едь сколько же раз € мог умереть, погибнуть,замерзнуть, спитьс€ мог запросто, а живу". ¬асилий украдкой вытирает рукавом слезы". » снова уже подчеркнутый контраст: "јркадий стоит впереди всех, размашисто креститс€. Ќо ему не до молитвы, надо готовить емкости дл€ водосв€ти€". Ќа глаза јркадию попадаетс€ сосед Ц и он осуждает его, поучает. ≈му и впр€мь Ц "не до молитвы".  ак мен€ютс€ сразу местами герои! ќдин велик в своей простоте, действительно стоит на службе в Ѕожьем храме "в страхе и трепете". ƒругой Ц скорее присутствует. ¬се у јркаши внешнее, в сердце нет ничего. Ёто мы уже понимаем. Ќо понимаем как бы сами, без авторского нажима и внушени€, постепенно все более проника€ в характер героев. ј писатель нас не поучает, продолжает свою скромную, незаметную работу. ƒаже чисто негативную, оценочную фразу: "≈му не до молитвы",- см€гчает таким продолжением: "надо готовить емкости дл€ водосв€ти€". ј это входит в об€занности јркаши. » разве, правда, не надо их готовить? » вот понимаешь, как тонко устроен текст  рупина, кака€ здесь посто€нна€ игра слов и смыслов.

» вот когда мы уже почти сделали свои читательские заключени€, что один герой Ц простой и хороший, а другой с хитринкой, что один уйдет из храма, как мытарь, "более оправданным", а другой, словно фарисей,- менее, что один больше похож на ћарию, а другой на ћарфу и т.д., вот тогда писатель покойно и величаво оставл€ет своих героев, не делает завершающих контрастных мазков, дидактических выводов. ј просто поднимает глаза к небу : "«вон€т колокола. ¬ морозном солнечном воздухе звуки их чисты и слышны далеко окрест".  акие мысли посещают нас после такого финала?  ажетс€, так хорошо вокруг (ведь ’ристос родилс€!), такой великий ѕраздник у всех людей, у всей природы, у всего живого, что все, все теперь прощены будут Ц и простой, серьезный , сердечный ¬асилий, и јркаша, человек не без лукавинки, не без внутренней извилины и хитринки,- все, все будут прощены. » "зимние ступени", ведущие в обледеневшую купальню (теперь уже понимаетс€ вполне), есть ступени той духовной "лествицы", которую видел когда-то »аков и котора€ едет и ¬асили€ и јркади€ в Ќебесное ÷арствие. ¬от така€ сложна€ гамма чувств,мыслей, настроений в маленьком трехстраничном рассказике ¬.  рупина. ћал золотник, да дорог.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

–ассказ ¬ладимира  рупина "«имние ступени" ћельник ¬. ». ѕорою проза ¬ладимира  рупина кажетс€ слишком простой.  ажетс€, из чего и делаетс€ она? “ак Ц какой-то запоминающийс€ анекдот, несколько удачно переданных живых диалогов, ха

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru