База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Жанровое своеобразие Чеховских пьес — Литература и русский язык

Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим  все  мотивы его повестей и рассказов, стала “новая драма”.  Именно в ней  наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.

 На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собою какой-то исторический парадокс.

 И в  самом деле, на рубеже веков, в период  наступления нового общественного подъема, когда в обществе  назревало предчувствие  “здоровой и сильной бури”, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе.

Почему же так? Я думаю потому, что, если Горький пишет в это время о людях активного действия, знающих, по их мнению, как и что нужно делать, то Чехов пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен прежний уклад жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё неизвестное.

Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного существования людей.  Именно на этой  исторической почве и вырастает “новая  чеховская драма” со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.

   Прежде  всего, Чехов разрушает “сквозное действие”, ключевое событие, организующее  сюжетное единство классической драмы. Однако, драма  при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности, “рифмуются”, перекликаются друг с другом и сливаются в общем “оркестровом звучании”.

 С  исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного, ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных  и отрицательных, главных и второстепенных,  каждый  ведет свою партию,  а целое, как в  хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных голосов и подголосков.

   Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Он писал  о господстве в жизни тупости, откровенного эгоизма, об “униженных и оскорблённых”, о человеческих отношениях, о любви, о становлении личности в обществе, о нравственных переживаниях. Начиная с Гоголя,  в литературе Х1Х века утвердился “смех сквозь слёзы”, смех сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех Чехова в пьесах именно такой.

Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы не чисто драматического или  комедийного, а весьма сложного формообразования.  В них драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим . убедительным примером тому служит пьеса  “Вишнёвый сад”. “ Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”, --  писал сам Чехов.

Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности  они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически.  Комическая основа пьесы отчетливо видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши.  “Вишнёвый сад” включает явные мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты.

Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него “Вишнёвый сад” является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил “Вишневый сад” именно в таком драматическом ключе.    

Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается  не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает  неведомый классической драме чеховский “подтекст”, или “подводное течение”.  Герои Островского целиком и полностью  реализуются в слове, и слово это лишено двусмысленности, твердо и прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив, смыслы слова размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои вкладывают в слова. Поэтому призыв трех сестер “В Москву! В  Москву!” отнюдь не означал Москву  с ее конкретным адресом. Это тщетные, но настойчивые попытки героинь прорваться в иную жизнь с иными отношениями  между  людьми. То же  в “Вишневом  саде”.

Во  втором акте пьесы в глубине сцены  проходит Епиходов — живое  воплощение нескладицы и  несчастья. Возникает такой диалог:

Любовь  Андреевна (задумчиво). Епиходов идет...

Аня  (задумчиво). Епиходов идет...

Гаев. Солнце село, господа.

Трофимов. Да.

Говорят  формально об Епиходове  и о заходе  солнца, а по существу о другом. Души героев через обрывки  слов поют  о неустроенности и нелепости всей своей несложившейся, обреченной жизни. При внешнем разнобое и нескладице диалога есть душевное внутреннее сближение, на которое откликается в драме какой-то космический  звук: “Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий печальный”.

Островский для изображения драмы своих героев берёт не ровное течение обычной жизни, а как бы выламывает из него событие. Например, история гибели Катерины - событие, потрясшее жителей Калинова, раскрывшее трагическую обречённость её положения.

 У Чехова же драматизм заключается не только в событиях, но и в обычном будничном однообразии повседневного быта. В пьесе “Дядя Ваня” изображен быт деревенской усадьбы Серебрякова во всей своей повседневности: люди пьют чай,  гуляют, говорят о текущих делах, заботах, мечтах и разочарованиях, играют на гитаре… События – сора Войницкова с Серебряковым, отъезд Серебряковых – ничего не меняют в жизни дяди Вани и  Сони и, следовательно, не имеют решающего значения для содержания драмы, хотя на сцене и прозвучал выстрел. Драматичность положения героев не в этих случайных эпизодах, а в однообразии и безысходном для них образе жизни, в бесполезной трате своих сил и способностей. 

Важное событие, меняющее жизнь героев, происходит редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым  из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка”, или дуэль в “Трёх сёстрах”. В неизменной жизни люди редко находят счастье – им трудно это сделать, т.к. для этого нужно преодолеть неизменность и обыденность. Не все могут сделать это. Но счастье всегда соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских пьесах.

Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего не благополучия. В них нет счастливых людей. Героям их,  как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они  в той или иной мере оказываются неудачниками. В “Чайке”,  например, пять историй неудачной любви, в  “Вишневом  саде” Епиходов с его несчастьями — олицетворение общей  нескладицы жизни, от которой страдают все герои.

За редким исключением - это люди самых распространённых профессий: учителя, чиновники, врачи и т.д. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живёт большинство его современников.

Новаторство Чехова – драматурга заключается в том, что он отходит от принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только проблемы, но и показывает психологические переживания героев.  Чеховская драматургия покорила театральную сцену почти всех стран мира. И в нашей стране нет крупного художника театра,  кино, который не называл Чехова в числе своих учителей.  И в подтверждение этому на занавесях  МХТа изображена Чеховская  “Чайка”.

Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим  все  мотивы его повестей и рассказов, стала “новая драма”.  Именно в ней  наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.  На первый взгляд

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru