Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

∆изнь и музыка ».—. Ѕаха — ћузыка

Ѕашкирский государственный педагогический университет

∆изнь и музыка ».—. Ѕаха

 онтрольна€ работа

¬ыполнила: студентка 3 курса

 ондратьева ≈.Ќ.

ѕроверила: Ћевина ».–.

”фа

2010


»оганн —ебасть€н Ѕах

»оганн —ебасть€н Ѕах родилс€ 21 марта 1685 года. Ѕах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавл€ющее большинство представителей которого на прот€жении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах √ермании. Ќачальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). ѕосле смерти отца (мать умерла ранее) был вз€т в семью старшего брата »оганна  рис-тофа, служившего церковным органистом при —анкт-ћихаэлискирхе в ќрдруфе. ¬ 1700-03 гг. училс€ в школе церковных певчих в Ћюнебурге. ¬о врем€ учебы посетил √амбург, ÷елле и Ћюбек дл€ знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой.   этим же годам относ€тс€ и первые композиторские опыты Ѕаха Ч произведени€ дл€ органа и клавира.

√оды странствий (1703-08)

ѕосле окончани€ учебы Ѕах был зан€т поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставл€ющей врем€ дл€ творчества. — 1703 по 1708 он служит в ¬еймаре, јрнштадте, ћюльхаузене. ¬ 1707 женитс€ на своей кузине ћарии Ѕарбаре Ѕах. ≈го творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке дл€ органа и клавира. »звестнейшее сочинение той поры Ч Ђ априччо на отъезд возлюбленного братаї (1704).

¬еймарский период (1708-17)

ѕолучив в 1708 место придворного музыканта у герцога ¬еймарского, Ѕах обосновываетс€ в ¬еймаре, где проводит 9 лет. Ёти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинени€м дл€ органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органна€ токката и фуга ре-минор, пассакаль€ до-минор.  омпозитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). »спользу€ традиционные формы, он доводил их до высочайшего совершенства. ¬ ¬еймаре у Ѕаха родились сыновь€, будущие известные композиторы ¬ильгельм ‘ридеман и  арл ‘илипп Ёммануил.

—лужба в  етене (1717-23)

¬ 1717 Ѕах прин€л приглашение на службу герцога јнхальт- етенского Ћеопольда. ∆изнь в  етене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: кн€зь, просвещенный дл€ своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Ѕаха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. ¬  етене были написаны три сонаты и три партиты дл€ скрипки соло, шесть сюит дл€ виолончели соло, јнглийские и ‘ранцузские сюиты дл€ клавира, шесть Ѕранденбургских концертов дл€ оркестра. ќсобый интерес представл€ет сборник Ђ’орошо темперированный клавирї Ч 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональност€х и на практике доказывающие преимущества темпериро-ванного музыкального стро€, вокруг утверждени€ которого шли гор€чие споры. ¬последствии Ѕах создал второй том Ђ’орошо темперированного клавираї, также состо€щего из 24 прелюдий и фуг во всех тональност€х. Ќо безоблачный период жизни Ѕаха оборвалс€ в 1720: умирает его жена, оставл€€ четырех малолетних детей. ¬ 1721 Ѕах женитс€ второй раз на јнне ћагдалене ¬илькен. ¬ 1723 состо€лось исполнение его Ђ—трастей по »оаннуї в церкви св. ‘омы в Ћейпциге, и вскоре Ѕах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением об€занностей учител€ школы при церкви (латынь и пение).


¬ Ћейпциге (1723-50)

Ѕах становитс€ Ђмузыкальным директоромї всех церквей города, след€ за личным составом музыкантов и певцов, наблюда€ за их обучением, назнача€ необходимые к исполнению произведени€ и выполн€€ многое другое. Ќе уме€ хитрить и манкировать и не будучи в состо€нии исполн€ть все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. ’удожник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. ¬ первую очередь, это духовна€ музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), Ђћагнификатї (1723), мессы (в том числе бессмертна€ Ђ¬ысока€ мессаї си-минор, 1733), Ђ—трасти по ћатфеюї (1729), дес€тки светских кантат (среди них Ч комические Ђ офейна€ї и Ђ ресть€нска€ї), произведени€ дл€ органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл Ђјри€ с 30 вариаци€миї, так называемые Ђ√ольдберг-вариацииї, 1742). ¬ 1747 Ѕах создал цикл пьес Ђћузыкальные приношени€ї, посв€щенный прусскому королю ‘ридриху II. ѕоследней работой стало произведение под названием Ђ»скусство фугиї (1749-50) Ч 14 фуг и 4 канона на одну тему.

—удьба творческого наследи€

¬ конце 1740-х годов здоровье Ѕаха ухудшилось, особенно беспокоила резка€ потер€ зрени€. ƒве неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. ƒней за дес€ть до смерти Ѕах неожиданно прозрел, но затем с ним случилс€ удар, сведший его в могилу. “оржественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест.  омпозитора похоронили вблизи церкви св. ‘омы, в которой он прослужил 27 лет. ќднако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затер€лась. Ћишь в 1894 останки Ѕаха случайно были найдены во врем€ строительных работ, тогда и состо€лось перезахоронение. —ложной оказалась и судьба его наследи€. ѕри жизни Ѕах пользовалс€ известностью. ќднако после смерти композитора им€ и музыка его стали предаватьс€ забвению. ѕодлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Ѕерлине Ђ—трастей по ћатфеюї (организованное ‘. ћендельсоном-Ѕартольди). ¬ 1850 году было создано ЂЅаховское обществої, стремившеес€ вы€вить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Ѕах Ч крупнейша€ фигура мировой музыкальной культуры. ≈го творчество представл€ет собой одну из вершин философской мысли в музыке. —вободно скрещива€ черты не только разных жанров, но и национальных школ, Ѕах создал бессмертные шедевры, сто€щие над временем. Ѕудучи последним (нар€ду с √. ‘. √енделем) великим композитором эпохи барокко, Ѕах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

—реди продолжателей исканий Ѕаха Ч его сыновь€. ¬сего у него было 20 детей: семеро от первой жены Ц ћарии Ѕарбары Ѕах (1684 - 1720), и 13 от второй - јнны ћагдалены ¬илькен (1701 - 1760), только дев€ть из них пережили отца. „етверо сыновей стали композиторами.  роме упом€нутых выше Ч »оганн  ристиан (1735-82), »оганн  ристоф (1732-95).

¬окальные произведени€

 антаты. ¬ течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Ѕах в церкви св. ‘омы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. ’от€ Ѕах исполн€л и кантаты других композиторов, в Ћейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник.  роме того, он сочинил некоторое количество кантат в ¬еймаре и ћюльхаузене. ¬сего Ѕахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дожили до наших дней.  антаты Ѕаха сильно различаютс€ по форме и инструментовке. Ќекоторые из них написаны дл€ одного голоса, некоторые Ч дл€ хора; некоторые требуют дл€ исполнени€ большого оркестра, а некоторые Ч всего несколько инструментов. ќднако наиболее часто используема€ модель такова: кантата открываетс€ торжественным хоровым вступлением, затем чередуютс€ речитативы и арии дл€ солистов или дуэтов, а завершаетс€ всЄ хоралом. ¬ качестве речитатива обычно берутс€ те же слова из Ѕиблии, что читаютс€ на этой неделе по лютеранским канонам. «авершающий хорал часто предвосхищаетс€ хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Ќаиболее известными из духовных кантат Ѕаха €вл€ютс€ ЂChrist lag in Todesbandenї (номер 4), ЂEin' feste Burgї (номер 80), ЂWachet auf, ruft uns die Stimmeї (номер 140) и ЂHerz und Mund und Tat und Lebenї (номер 147).  роме того, Ѕах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событи€м, например, к свадьбе. —реди самых известных светских кантат Ѕаха Ч две —вадебных кантаты и шуточна€  офейна€ кантата.

ѕассионы, или страсти. —трасти по »оанну (1724) и —трасти по ћатфею (ок. 1727) Ч произведени€ дл€ хора и оркестра на евангельскую тему страданий ’риста, предназначенные дл€ исполнени€ на вечерн€х в страстную п€тницу в церкв€х св. ‘омы и св. Ќикола€. ѕассионы €вл€ютс€ одними из наиболее масштабных вокальных произведений Ѕаха. »звестно, что Ѕах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

ќратории и магнификаты. Ќаиболее известна –ождественска€ оратори€ (1734) Ч цикл из 6 кантат дл€ исполнени€ во врем€ рождественского периода литургического года. ѕасхальна€ оратори€ (1734Ч1736) и магнификат представл€ют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем –ождественска€ оратори€ или пассионы. ћагнификат существует в двух верси€х: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).

ћессы. Ќаиболее известна€ и значима€ месса Ѕаха Ч месса си минор (закончена в 1749 году), представл€юща€ собой полный цикл ординари€. ¬ эту мессу, как и во многие другие произведени€ композитора, вошли переработанные ранние сочинени€. ћесса никогда не исполн€лась целиком при жизни Ѕаха Ч впервые это произошло только в XIX веке.  роме того, эта музыка не исполн€лась по назначению из-за длительности звучани€ (около 2 часов).  роме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Ѕаха, а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie. ќстальные вокальные произведени€ Ѕаха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

ћесса си минор

ћесса си минор (¬ысока€ месса) Ч месса-кантата, музыкальное произведение »оганна —ебасть€на Ѕаха дл€ солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. ќтдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведени€, были написаны ещЄ в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г.

I. Kyrie

1.         Kyrie eleison Ч √осподи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2.         Christe eleison Ч ’ристос, помилуй. ƒуэт (soprano I,II)

3.         Kyrie eleison Ч √осподи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

II. Gloria

1.         Gloria in excelsis Ч —лава в ¬ышних Ѕогу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2.         Et in terra pax Ч » на земли мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

3.         Laudamus te Ч ’валим “еб€. јри€ (soprano II)

4.         Gratias agimus tibi Ч Ѕлагодарим “еб€. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

5.         Domine Deus Ч √оспода Ѕога. ƒуэт (soprano I, tenor) in G major

6.         Qui tollis peccata mundi Ч ¬з€вшего на себ€ грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

7.         Qui sedes ad dexteram Patris Ч —ид€щего одесную ќтца. јри€ (alto)

8.         Quoniam tu solus sanctus Ч »бо “ы ≈дин —в€т. јри€ (bass)

9.         Cum Sancto Spiritu Ч —о ƒухом —в€тым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

III. Credo

1.         Credo in unum Deum Ч ¬ерую во ≈диного √оспода. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2.         Patrem omnipotentem Ч ќтца ¬седержител€. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

3.         Et in unum Dominum Ч » во ≈диного √оспода (»исуса ’риста). ƒуэт (soprano I, alto)

4.         Et incarnatus est Ч » воплотившегос€. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

5.         Crucifixus Ч –асп€того. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

6.         Et resurrexit Ч » воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

7.         Et in Spiritum Sanctum Ч » в ƒуха —в€таго. јри€ (Bass)

8.         Confiteor Ч »споведую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

9.         Et expecto Ч „аю (воскресени€ мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei

1.         Sanctus Ч —в€т √осподь —аваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)

2.         Hosanna Ч ќсанна в ¬ышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)

3.         Benedictus Ч Ѕлагословен. јри€ (Tenor)

4.         Hosanna (da capo) Ч ќсанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор

5.         Agnus Dei Ч јгнец Ѕожий. јри€ (alto)

6.         Dona nobis pacem Ч ƒай нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). ћузыка повтор€ет ЂGratias agimus tibiї из ЂGloriaї јвтограф первого листа ЂCredoї.

ќписание

— самого момента своего зарождени€, со времен —редневековь€ месса Ц многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии Ц имела универсальный, незыблемый вид Ц п€тичастное строение. ћессы, и средневековые, и более поздние, баховского времени, сочин€лись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми. »х задача была предельно проста Ц отразить главные помыслы души верующего человека.

  XIV веку определились основные части мессы:

„асть перва€: Ђ√осподи, помилуйї Ц  ирие Ц мольба и просьбы о прощении.

„асть втора€: Ђ—лаваї Ц √лориа Ц выражение восторга и ликовани€.

„асть треть€: Ђ¬еруюї Ц  редо Ц утверждение силы и твердости духа.

„асть четверта€: Ђ—в€тї Ц —анктус Ц торжество и величие.

„асть п€та€: Ђјгнец Ѕожийї Ц Agnus Dei Ц благодарение и умиление.

Ѕах начал сочин€ть ћессу (Ђ¬ысокойї ее назвали потомки много лет спуст€ после смерти автора) в 1733 и завершил в 1738 году.

ќна состоит из четырЄх разделов. ѕервый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Ѕахом как собственно Ђмессаї. ƒва хора, раздел€емые дуэтом дл€ двух сопрано, грандиозные и по прот€женности звучани€, и по составу исполнителей. ќни написаны всего на четыре слова: ЂKyrie eleisonї (Ђ√осподи, помилуйї) и ЂChriste eleisonї (Ђ’ристос, помилуйї). ¬сего два слова на хор. Ќо сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! «десь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Ёто ощущение усиливаетс€ тем, что Ѕах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. ¬ ведении мелодии инструментальные партии в этих случа€х не уступают вокальным. Ќазвани€ номеров ћессы и в следующих част€х служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий Ђключ воспри€ти€ї.

—ледующа€, втора€, обширна€ часть ћессы Ч ЂGloriaї (Ђ—лаваї) Ц содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ари€ дл€ альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Ёто как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхвалени€. “акова драматурги€ мессы: скорбность в ЂKyrieї и пафос ликовани€ в ЂGloriaї.

«авершаетс€ эта часть ћессы могучим хором ЂCum sancto spirituї (Ђ—о св€тым духомї), он предвар€етс€ артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двум€ фаготами.

¬торой раздел Ц Credo, именуетс€ ЂЌикейский символ верыї Ц вершина ћессы. » может быть, философска€ вершина всей музыки Ѕаха. Ёто завершенна€ трагеди€, законченна€ по форме своей внутри самой монументальной ћессы.

¬ фуге начального хора Ч тема символа веры.

ќстальные три части ћессы содержат лишь п€ть номеров. “риумфально-праздничный хор ЂSanctusї (Ђ—в€тї) Ч мажорна€ вершина ћессы. ѕредельно €ркое выражение радости хором и оркестром Ч в полную силу звучат духовые и дробь литавр. ’ор ЂOsannaї заключает развитие темы прославлени€.

— высот одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Ѕах, не отход€ от канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Ѕах и поэт жизни земли. ќн вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повтор€ющий с оркестром Ђќсаннуї.

» последн€€ часть. —ама€ глубока€ ари€ ћессы: ЂAgnus Deiї (Ђјгнец божийї). јри€ альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть сравнима со знаменитой арией альта из Ђ—трастей но ћатфеюї. ¬ ней слышатс€ отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. »менно эта ари€ чаще всего исполн€етс€ в концертах как самосто€тельное лирическое произведение. «аключительный хор ЂDona nobis pacemї (Ђƒай нам мирї) Ч повторение одной из хоровых фуг второй части ћессы (ЂGratiasї), но с другими словами. “аким образом, и два номера заключительной части произведени€ снова выдел€ют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости Ч в финальном хоре.

...—луша€ ћессу Ѕаха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким по€снением всех номеров произведени€. ћузыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур.

ƒл€ своих месс »оганн —ебасть€н заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.

ѕолностью эту мессу Ѕах никогда не исполн€л. Ћишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах.

¬первые полностью это величественное творение было исполнено спуст€ более века после его сочинени€. —и-минорна€ месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполн€лась и исполн€етс€ ныне только как концертное произведение. ”ровень современного исполнени€ мессы столь высок, что кажетс€ воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Ѕаха в храме даже такого музыкального города, как ƒрезден.


—писок используемой литературы

1.         ».Ќ. ‘оркель. ќ жизни, искусстве и произведени€х ».-—. Ѕаха, глава II

2.         ћ.—. ƒрускин. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч стр. 51

3.         ј. Ўвейцер. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч глава 8

Ѕашкирский государственный педагогический университет ∆изнь и музыка ».—. Ѕаха  онтрольна€ работа ¬ыполнила: студентка 3 курса  ондратьева ≈.Ќ. ѕроверила: Ћевина ».–.

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

ƒетский музыкальный фольклор. —читалки и жеребьЄвки. ƒразнилки
∆изнь и музыка ».—. Ѕаха
Ћичность и де€тельность музыканта
ћузыка и сквозное действие в театрализованном представлении. ћузыкально-шумова€ партитура досугового меропри€ти€
ћузыка эпохи ¬озрождени€
ћузыкальна€ культура древней »ндии
ћузыкальное воспитание в детском саду
Ќоваторство в опере ƒебюсси "ѕеллеас и ћелизанда".  омпозиторска€ школа —Ўј
ѕроисхождение, развитие и распространение грегорианского хорала. јккорды
„еловеческий голос, как инструмент

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru