База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Жизнь и творчество Шолохова М.А. — Литература, Лингвистика

Средняя школа №3 г.Десногорска

Д  О  К  Л  А  Д 

по литературе на тему:

«Жизнь и творчество Шолохова М.А.»

Подготовил:

ученик 11 «Д» класса

Леонов Алексей

2001 год

ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1905-1984)      - прозаик, публицист

Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.

В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926).

Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой половины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтов, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).

В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать «Тихий Дон» (1928-1940) – роман, принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922); «Поднятая целина» (1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов – военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрел рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-1944 годах начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант – 1969).

Стремление к эпическому постижению судеб народа – в самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Рассказ «Судьба человека» (1956-1957) стал заметным явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает  только то, что дает возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа. Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора – дорога героя – судьба человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа – вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и другие, в которых он выступает против идеологов «холодной войны».

Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего связь писателя с народом. Книга – дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-м съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о том, что к оценке художественного произведения надо подходить, прежде всего, с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.

«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии (1965г.)

Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от трагической безнадежности до веселого смеха.

Вклад писателя в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.

В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые связи между духовным и материльнм, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики: человек – общество – природа – выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.

Средняя школа №3 г.Десногорска Д  О  К  Л  А  Д  по литературе на тему: «Жизнь и творчество Шолохова М.А.» Подготовил: ученик 11 «Д» класса Леонов Алексей

 

 

 

Внимание! Представленный Доклад находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Доклад по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru