курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Малявин С.Н.
В русской социально-философской мысли просматриваются три основные методологических направления: религиозное, метафизическое, естественнонаучное. К первому из них следует отнести: Хомякова, Победоносцева, Соловьева, Бердяева, Булгакова, Франка? ко второму - Киреевского, Чичерина? к третьему - Данилевского, Леонтьева, Герцена, Чернышевского. Аксаков и Страхов не вписываются четко в указанные направления, т.к. опирались в своих исследованиях на нечетко сфокусированный вариант историко-политического анализа, то же можно сказать и о евразийстве, в силу композитности своих адептов.
Общим для теоретиков религиозного направления было обращение к церкви как к архетипу общества, или как к институту, формирующему нравственность. Хомяков кладет в основу общества православие - эту остаточную форму некогда целостной вселенской церкви. Победоносцев пишет о том, что общественная жизнь базируется на религиозной основе и сводится к трем началам или законам, главным из которых является закон соблюдения заповедей Христа. Соловьев говорит о нравственных началах общества, рожденных одновременно с рождением церкви. Нравственность дана человеку постольку, поскольку он сотворен по образу и подобию Божьему, но обнаруживается и реализуется она только с появлением церкви, таким образом, опосредованно церковь стоит у истоков общества. Несколько иначе рассматривает основы общества Бердяев. Он говорит не о церкви, а о религиозно-онтологических основах: свободе, индивидуализме, консерватизме, иерархизме, творчестве. О духовных основах общества говорит Франк. Вслед за Бердяевым он пишет о консерватизме, иерархизме, свободе и равенстве как о началах общества, добавляя к ним начало служения,
Приверженцы метафизической и естественнонаучной методологии апеллируют к естественности и разумности основ общества. Так Киреевский и Страхов говорят о естественном развитии народного быта и семейной организации, а Чичерин о естественном происхождении общества, корни которого необходимо искать в личности. О необходимости естественного хода развития пишет Аксаков, сокрушаясь о потере преемственности в ходе петровских преобразований. Герцен и Чернышевский, придерживающиеся материалистических взглядов, также говорят о естественных началах общества.
Во взглядах на начала общества у отечественных мыслителей преобладают идеи простоты, целостности, социальной недифференцированности, апелляции к традиции. Целостность общества - важная смысловая составная всей русской социально-философской мысли. О социальном единстве говорит Хомяков, к "живой совокупности" стремится Киреевский, о былой целостности, нарушенной реформами, тоскует Аксаков, к целостности теократического общества призывает Соловьев, на целостности евразийского пространства настаивают евразийцы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/
Малявин С.Н. В русской социально-философской мысли просматриваются три основные методологических направления: религиозное, метафизическое, естественнонаучное. К первому из них следует отнести: Хомякова, Победоносцева, Соловьева, Бердяева, Булг
Идеология самодержавия
Опыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX века
Ценностные основания теории трансформации кризисного общества
Мораль как регулятор социального поведения
Мораль как регулятор социального поведения
Понятие герменевтики
Гершензон Михаил Осипович
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Авсенев Петр Семенович
Сущность и предмет индийской философии
Copyright (c) 2025 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.