курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
1. Предмет и структура философии.
Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом,фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.
Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.
Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.
Структура:
1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя.
3) Онтология - учение о бытии.
4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития об-ва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки.
5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений.
_____________________________________________________________
2. Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая.
Функции:
Þ 1. она выполняет
мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира в
целом, объединять данные наук, искусств, практик.
Þ 2. методологическая, поисковая функция. Данная функция
состоит в определении способов достижения какой-л. цели, например, эффект.
конструир-ия научного познания, эстетич. творчества. В соответствии со
спецификой Ф. речь идет о фундаментальных, а не частных методах. Примером может служить исторический метод –
есть резон учитывать историю интересующей проблемы.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе
порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том,
что должно быть в будущем. Взгляд
и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы
взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем
духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего
времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к
теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
_____________________________________________________________
4. Наука как предмет философского осмысления. Философия науки (ФН) как философская дисциплина.
ФН имеет 2 значения:
1. направление в зап. и отеч. Ф.
2. философская дисциплина 2-ой пол ХХ в
Предмет ФН – общие закономерности и тенденции науч. познания как особой деят-ти по произв-ву науч. знаний, взятых мысленно в их историческом развитии и рассматриваемых в особом социо-культурном контексте. ФН интересует научный поиск, алгоритм открытия, динамика развития научных знаний, методов исследования деятельности. ФН близки науковедение (60-е гг., изучает закономерности развития и функционирования науки. Имеет описательный хар-р), социология науки (исследует взаимоотношение науки как социального института с обществом), наукометрия ( область статического изучения динамики информационных массивов науки, потоков научной информации(рост кадров, фин. затрат) .
3. Основные философские направления. Типы мировоззрения. Связь мировоззрения и научной деятельности.
Основной вопрос Ф. - есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.
Основной вопрос Ф. имеет две стороны:
1) что первично, что вторично
2) познаваем ли мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
1) объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель
2) субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.
К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания
Объектив. считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
----------------------
Мировоззрение - система взглядов на мир в целом. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем и вместе с тем жизненные принципы, позиции, программы поведения.
3 типа:
1) мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности.
В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке.
2) Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие.
Причины существования религиозного мировоззрения:
· Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия
· Гносеологические причины - коренящиеся в противоречиях самого познавательного процесса.
· Психологические - страх смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с изменяющимися общественными отношениями.
3) Философия - для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.
5. Наука как социокультурный феномен.
Наука:
1. Форма деятельности:
- цель и полагание;
- принятие решений;
- соответствующие рез-ты.
2. Система дисциплинарных знаний :
- объективность;
- адекватность и тд
3. Социальный институт (Н стала им прим в ХХ в):
- подчеркивает социальную природу науки и указывает на то, ч то наука является одной из форм общественного сознания (наряду с религией и политикой)
Наука, как социальный институт – это:
· фактор формирования производства;
· ~ формирования мировоззрения
· ~ формирования идеологии
Наука детерминирует общественную жизнь (произв-во, политика, идеология и тд)
Коммерциализация науки – феномен: наука выполняет социальный заказ.
Наука состоит из:
· ученых со знанием и опытом
· разделение и кооперация научного труда
· системы информации
· научные организации и учреждения
Наука есть единство коллективного и индивидуального.
6. Наука и практика.
Практика – материальная деятельность:
1. материальное производство (труд. деятельность), связанная с преобразованием окружающего мира и созданием необходимого человеку и обществу.
2. созидание общественного бытия
Практика и познание две взаимосвязанные формы единого исторического процесса (первична практика, потом познание). Функции практики в процессе научного познания:
В свою очередь научное познание влияет на практику посредством совершенствования способов, деятельности.
______________________________________________________________
7. Научное познание (НП) как система, его особенности и структура.
Наука – не толко форма материальной деятельности, но и форма духовной деятельности людей, направленная на познание природы, общества, человека, самого процесса познания. Цель – постижение истины, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов, для того, чтобы понимать, изменять и объяснять действительность.
Особенности НП (критерии научности):
1. Обнаружение объективных законов;
2. Осуществление предвидения будущего;
3. Системность (упорядоченное множество) – совокупность знаний, приведенных в порядок.
4. Методологическая рефлексия – изучение объектов сопровождается осознанием методов, приемов, средств, с помощью которых исследуются данные объекты.
5. Объективность
6. Применение специфических материальных средств
7. Стремление к строгой доказательности, обоснованности результатов и выводов
Научное познание – целостная система со сложной структурой, включающей ненаучные элементы: мировоззренческие, религиозные, мистические, личные пристрастия, социально-психологические стереотипы.
Вернадский:
«Ядро науки:
1. Математический аппарат
2. Логические науки;
3. Научные факты».
2 полюса НП:
- субъект (исследователь, научный коллектив)
- объект (все на что направлено познание) Предмет – та сторона объекта, на которую направлена именно данная исследовательская деятельность
НП включает систему методов и приемов, характерную для данной научной дисциплины.
Элементы НП:
1. Факты, научный материал, почерпнутые из эмпирического опыта =>
2. Результаты обобщения этого опыта =>
3. концепция =>
4. проблемы, гипотезы =>
5. законы, принципы, теории =>
6. философские принципы =>
7. идеалы, нормы НП =>
8. стиль мышления.
13. Формы орагнизации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Коллективное и индивид. в научной деят-ти.
Научная школа – объединение ученых вокруг признанных специалистов в данной области (просматривается вопрос о приемственности поколений).
Соотношение коллективного и индивид. в научной деят-ти.
1) Проекты, осуществляемые не в одиночку, а группами.
2) Интелект, творчество одного – т.е. есть генератор идей и есть исполнители.
8. Философия (Ф) и наука (Н).
10. Формы и особенности вненаучного знания (ВНЗ)
Форма ненаучных знаний - обыденно-практическое знание (пр: професс. деят-ть, учитель – сочетание Н. и НН знаний, бытовая деят-ть).
Квазинаучные знания – форма которую принимает наука в условиях иерархически-организованного научного сообщества. Это коллективное социальное явление. КНЗ включает научные теории и в большей степени отношения между учеными (орудия, возможность группы ученых удерживать власть среди ученых, приверженность принципам, традициям. Пр: Лысенковщина).
ННЗ:
· несистематиз. знания
· приобретаются стихийно
· носитель => каждый человек
· язык => размытость формулировок
· содержит одиночные суждения (отношения субъекта к мысли)
· наполнено шаблонами и суевериями
Между НЗ и ННЗ существует взаимосвязь: 1) НЗ влияет на повседневную жизнь, т.е. на ННЗ (за идею на костер). 2) ННЗ влияет на НЗ. Наука использует термины обыденного языка для описания процессов.
Отличия: 1) ННЗ обслуживают чел-ка, а НЗ челов-во. 2) НЗ отражает действительность на уровне сущности, а ННЗ на уровне явлений.
Сходства: В ценности из приобретенного опыта знаний.
Лженаука (Л) – индивид. явление: ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем интеллекта, психич. болезнью. Характерен пафос, сенсация. Быть Л и объявлять Л – разные вещи.
Паранаучные знания – знания прир. и физич. сил, скрывающихся за обычными явлениями (экстрасенсор, психогенех, телепатия, ясновидение – возникают в переломные моменты истории, кризисы).
Изотерические знания – доступны немногим (жрецы).
НЗ объективно отражает действительность.
11. Классификация наук
1) Деление по объекты исследования:
· технические
· естественные
· общественные => гуманитарные (исследование духовной сферы жизни чел-ка)
2) Деление по отношению к практике
· фундаментальные
· прикладные (решение практич. задач)
3) Деление по взаимодействию с предметом.
- теоретические
- эмпирические
12. Актуальные проблемы науки 21 в.
1) Существование науки как таковой:
- финансирование (вложения в прикладные науки, а не в фундаментальные)
- приемственность поколений
2) Собственно научные проблемы.
Пассионарность – особый вид энергии, направленной на достижение определ. цели.
Коэволюция (сер. 20-го в) – (ноосфера) речь идет о существовании всего живого на Земле и взаимодействии.
Виды наук. Фундамент. наука – гос-венное учреждение. Прикладная наука – отраслевые НИИ. Вузовая наука – как прикладная, так и фундамент. исследования.
14. Научная картина мира. Прадигма. Научные революции.
Термин «картина мира» появился в 16 в.
НКМ – система общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующей стадии развития научного познания.
Естественно – научн. КМ – картина, сложившаяся из существующих научных представлениях о мире.
Философская картина мира – система наиболее общих понятий, концепций, основанных на принципах противоречивости, изменчивости.
Парадигма – определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историч. этапе идей. понятий, теорий и методов науч. исследований.
Научная революция – качественный скачок, т.е. смена парадигмы.
16. Научные открытия. Виды научных открытий. Историческая обусловленность научных открытий.
Виды НО:
1) Фундамент. О – носят мировоззренческий хар-р (геометрия Евклида, законы Ньютона, теория Дарвина), т.е. открытия основных принципов.
2) О 2-го рода – выполняются на основе фундамент. О (н-р: открытия планет).
О. исторически обусловлены, проходит борьба за приоритет между разными группами ученых.
Открытия – обнаружения, творчество-созидание.
17. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук.
Диалектич. взаимодействие в развитии науки. 2 процесса:
Дифф. – выделение новых научных дисциплин
Интегр. – объединение наук, синтез знания на «стыке» наук.
Д. хар-рна для этапа возникновения науки в целом и отдельных наук.
И. - для соврем. науки.
Д. – в 16-17 вв. философия делилась на собственно философию и науку как целостную систему знаний. По мере развития общества, быстрого увеличения и усложнения знаний Д. наук является закономерным следствием (биология => биохимия, биофизика). Отриц. сторона Д. – деят-ть ученых на узких участках, специализации, ремесленичества. И. – образование синтетич., общенаучных областей научного знания как кибернетика, синергетика, строятся интегральная картина мира: естеств.-научная, общенауч., философская. (изучение космоса – потребовало объединения ученых разных специальностей).
18. Проблемы истины в научном познании. Критерии истины. Принцип верификации. Фальсификационизм. Роль заблуждений в научном познаний.
Истина - это соответсвие мысли действительности (Аристотель).
Истинность – качество мысли
Истина – мысль адекватно отражающая действительность.
Признаки истины:
1) Объективность.
2) Абсолютность и относительность (пр: закипание воды при 100С – истина при определенных условиях)
1) материалистическая позиция – увязка истинности знаний с практикой.
2) концепция когеренции (сцепления). Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).
3) конвенционализм – т.е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину – облегчает понимание.
4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.
Истине противопоставлены заблуждения и ложь (преднамеренное искажение действительности). Цель научного познания – получение адекватных знаний о мире.
19. Основные онтологические категории: мир, бытие, материя. Виды реальности.
I. Бытие.
1-ая концепция: бытие сходно с такими понятиями как действительность, реальность, существование и в некоторых контекстах употребляются как синонимы.
по Спиркину: бытие есть всё что есть и материальные вещи и духовные явления, процессы. Антитеза Б. – ничто.
2-ая концепция: отождествление бытия и материи. В этом случае Б. противостоит сознанию. Эта позиция диалектического материализма. В историч. материализме подразумевается общественное бытие, как результат жизнедеятельности людей.
3-я концепция: разграничение сущего и существования. Т.е . Б. означает существование (быть значит существовать). Б. не однородно, т.е. мир в целом, существование отдельных вещей, человека в обществе и т.д.
II. Мир – целостная реальность в которой существует человек. Мир – народ (Толстой «Война и мир»).
III. Материя – выполняет функцию разграничения двух сфер реальности (всё что за пределами сознания). Первоматерия (ПМ):
- в античности поиск поэм сменился поиском строительного материала (Демокрит, Евклид, наличие сверхплотных частиц. Скопление их создает все дела).
- 17-18 вв. о материи говорят как о веществе обладающим массой покоя, t-ой, агрегатным состоянием и т.д.
- кон. 19 – нач. 20 в. в связи с открытием сложной струк-ры атома, радиоактивности, развитие термодинамики => пришли к выводу об ограниченности представления о материи – возникла потребность в философском понимании материи.
- сегодня: материя – есть субъективная реальность, данная нам в ощущение, существующая вне нашего сознания.
IV. Реальность – как действительность (синоним). Существуют разные формы реальности: 1) объективная (подлинное бытие); 2) субъективная – мир идеального (мысли, чувства). 3) возможность – существует в будущем опосредовано через действительность; 4) действительность – то что здесь и сейчас.
V. Виртуальная реальность – потенциальная, возможная реальность (искуственно созданная субъективная реальность, несвязанная с объективной реальностью). Объекты вирт. уровня порождаются субъектами нижележащего уровня, взаимодействующие на равных.
20. Структура материального мира.
Редукционизм – тенденция сводить сложное к простому.
Идея глобального эволюционизма – каждый новый уровнь материи порожден низшим.
Биологич. => в социальное (применительно к человеку). Но не биол. в химическое.
Микромир – мир элементарных частиц.
Макромир – окружающий мир.
21. Пространтсво и время, их объективность, абсолютность и относительность.
Августин Блаженный: «П и В. Я знаю что это такое, но пока не доходит время до их определения».
2 концепции:
1) Субстанциальная – П и В есть некоторые самостоятельные сущности, независящие друг от друга и от материальных объектов (А. Блаженный, Ньютон – классич. мех-ка).
2) Атрибутивная- П и В привязаны к материи. Рассматриваются как формы существования материальных тел, как атрибуты, т.е. материя первична. В – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность событий мира. П – всеобщая форма бытия матер. мира, харак-ризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.
Основные состояния (модусы) времени: прошлое, настоящее, будущее. В. хар-ризуется необратимостью и однонаправленностью. Большинство ученых осознают объективность П и В.
О П и В можно говорить об относительности (Энш) и абсолютности сообразно используемой системе координат.
22. Принцип движения. Движение и покой. Развитие.
Принцип движение предполагает, что мир обладает движ-ем, след-но, все движется. Т.е. изменение структуры , состояния, положения в пространстве. Формы движения по принципу соотношения их с уровнем организации материи (биологическая, социальная и т.д.) Это справедливо для П и В. Движение присуще духовной реальности, т.е. колич-но меняются знания. Д противопоставляется покою.
Соотношение между движением и покоем:
1. Абсолютизация изменчивости бытия – это присуще марксистско-лен. философии (движение абсолютно (атрибут материи), покой (неатрибут) относителен).
2. Абсолютизация устойчивости бытия. Картина мира, представленная элейской школой (Зенон).
Покой и движение имеют статус атрибута бытия.
Понятие развития (Р)
Р – есть необратимое кол-ное изменение системы.
Р – это фундаментальное универсальное св-во бытия.
Методы познания: логический, исторический.
Два типа законов:
1. законы функционирования
2. законы развития
23. Принцип всеобщей связи. Виды связей. Детерминизм.
Все в мире взаимосвязано (ручка упавшая со стола =>сотрясает всю Вселенную)
Осознание видов связи:
- материальные (социальные и физические)
- связи в сфере духа, сознания, человеческой психике (между чувством и мышлением)
- связи внутренние и внешние
- по направлению воздействия:
- прямые
- обратные
- непосредственные и косвенные
- иерархические и неиерархические
Выделение повторяющихся связей выводит на понятие закона.
Причинно-следственные связи=> в контексте многообразия мира.
Теория причинности – одна из форм всеобщей связи. Причина – есть совокупность обст-в, вызвавших следствие. Причина становится причиной, когда появляется следствие.
Есть относительность и абсолютность связей. Относительность выражается в том, что вещь с чем-то связана, а с чем-то нет.
Задача познания – выявление реальных связей.
Принцип детерминизма – принцип всеобщей связи (те все имеет причины)
Метафизический детерминизм – те жесткий детерминизм (те восстановление связей от одного автономно взятого объекта)
24. Понятие о законе. Объективность, абсолютность и относительность законов. Виды законов.
Устойчивые, повторяющиеся связи наз-ся законом. З имеют объективный хар-р. Человек не навязывает законы окр. миру, а обнаруживает их. Их знание позволяет познавать чел-ку окр. мир.
2 вида законов:
1. научно-формируемые
2. объективные
В чем абсолютность и относительность законов:
1. законы существования, функционирования (стабильные)
2. законы развития (между этапами, стадиями)
По структуре отношения детерминации законы делят:
1. Динамические – закон, управляющий поведением одного объекта (пр: законы механики => солнечное затмение, прогноз)
2. Вероятностно–статистические – закон, управляющий большими совокупностями. А в отношении индивидуального объекта позволяет делать только вероятностный прогноз (пр: закон распределения по скоростям Максвелла. Ни слова об отдельно взятой молекуле)
Законы делят по степени общности:
1. Частные, специфические
2. Общие
3. Всеобщие – предмет исследования Философии (пр: причинно-следственные связи)
Открытие законов действительности – вершина научного познания.
25. Принцип системности. Виды систем. Системный подход. Синергетика.
Система состоит из элементов, объединенных в структуру. Системе противостоит безсистемность.
Виды систем: можно соотности с видами связей. Делят на:
1. биологические 2. химические
3. физ –ие 4. иерархические – неиерарх.
5. простые – сложные
6. вертикальные – горизонтальные
7. статические – динам-ие
8. отк-ые – закрытые
Отношение к объектам как к системам является необходимым условием достижения поставленной цели: упорядоченность, системность.
Системный подход в научном познании выражается в двух аспектах:
1. Объект познания – рассматривается как сбалансир. система, выполняющая свои функции.
2. Сама деятельность как система (системность в изучении объекта исследований => план, план диссертации)
Синергетика – наука, изуч. мех-мы появления перехода от хаоса к порядку и наоборот.
Бывают системы равновесные и неравновесные
26. Принцип противоречивости. Диалектический метод.
ПП находит выражение в суждениях. Субъектом суждения является мир.
Все имеет противоположность, что нашло отражение в законе единства и борьбы противоположностей (основной закон материалист. диалектики)
Идея о противоречивости мира – основная идея диалектики
Борьба противоположностей служила оправданием классовой борьбы (конкуренция, соревнования, рыночная экономика)
Единство противоположностей – тоже необходимый фактор развития.
Сущность диалектического метода (ДМ) – в обнаружении противоположности в вещах, изучении ее и выявлении связей. ДМ – противопоставляется метафизическому методу (ММ). ММ отрицает наличие связей, абсолютизацию чего-то одного
Нигилизм – всеотрицание и впадание в крайность.
Диалектическое противостояние – эклектика.
Эклектика –соединение разных элементов из разных систем. В искусстве проявляется в смешении стилей, отсутствии гармонии.
27. Основные понятия диалектической картины мира.
ДКМ – опирается на единство и борьбу противоположностей.
ДКМ включает в себя :
1. Всеобщие диалектические катнгории, и отношения между ними рассматриваются как всемирные законы.
- движение и покой
- часть и целое
- конечность и бесконечность
- форма и содержание
- общее и единичное
- сущность и явление
- абсолютное и относительное
Это диалектические понятия. Они проявляются при их сопоставлении друг другу.
28. Принцип отражения, виды отражения. Сознание как высшая форма психического отражения.
Понятие отражения раскрывает сущность сознания. Отражение рассматривается как всеобщ. св-во вещей. О. проявляется в спос-ти воспроизводить в своей структуре осбен-ти воздействия на них других вещей. (пр: следы на снегу)
О. сущ-ет на всех уровнях: физическом, химическом, социальном.
О. в неживой природе характеризуется пассивностью, не избирательностью.
О. в живой природе – активно, избирательно. (=>раздражение)
Через ощущение (чувственное О.) возникает восприятие – комплексное отражение, чувственность, единство разнообразных св-в.
Возникает представление – возникновение образов, впечатлений
У человека два вида представлений:
1. Репродуктивное – непроизвольное представление предмета таким, как он был раньше.
2. Творческое – образы не имеют аналогов в действительности, но материал берется для создания их из реальной жизни.
Наши мысли – это О. действит-ти, это опосредованное О. в знаковой форме (символов) => слова, словосочетания => язык. Человеч. мышлению свойственно абстрагирование.
29. Мышление. Функции языка. Язык науки, его специфика.
Логическая правильность мышления – эффективный инструмент деят-ти => знание правил, законов необходимо, чтобы не совершать ошибок. Цель научной деят-ти – поиск знаний. Отражение – рядовой признак мышления.
Отражение – способность вещей воспроизводить в своей структуре особенности св-ва других вещей. Мышление – высшая форма психического отражения (св-ва отражения: адекватность и неадекватность). Отражение адекватно; мысль адекватно отражающая свой предмет - истина.
На адекватность влияют 3 фактора: св-ва оригинала, способ воздействия оригинала на объект, св-во объекта воздействия.
В нашей психике отражение действительности осуществляется в единстве чувственного (восприятие) и рационального (мышление).
1) М. связано с языком (система знаков)
2) М. способно обобщать (мыслью можно охватить совокупности предметов)
3) Способность к абстрагированию (идеализированные объекты)
М. осуществляется в определенных формах: понятие, суждение, умозаключение. Существуют законы, нормы, правила мышления, которые складывались естеств. образом (осмысленны Аристотелем, Бэконом, Шопенгауэром и др.)
Непреднамеренное отступление от этих правил (ошибки) - паралогизмы. Намеренное отступление – софизм.
Язык – материальный носитель мысли. Мысль не имеет вещественных хар-стик. Материальный субстрат мышления – мозг.
Язык => знаки + смысл (признаки, которые мы относим к предмету) => предмет.
Особенности научного мышления.
1) стремление к объективности
2) минимальное использование нормативного мышления (как должно быть, как не должно)
3) стремление к строгости и упорядоченности
4) понятийный хар-р
Язык науки.
1) слова и обыденные сочетания
2) термины обыденного языка, но им придается прикладной смысл
3) термины использующиеся только в словаре.
31. Понятие. Виды понятий. Объем и содержание понятия.
За каждым термином в принципе может стоять понятие (мысль, отражающая существенные признаки классов предметов).
Признаки предметов: св-ва и отношения.
Не всякие признаки явл-ся существенными (это признаки, обеспечивающие качественную определенность данного класса предметов). Отсутствие несущественных признаков не влияет на качество предметов.
Понятие хар-ризуется:
1) содержанием – существенные признаки класса предметов
2) объемом – мысленно выделяемые совокупности предметов на основании обладания одинаковыми существенными признаками.
Понятие:
1) пустые – в объеме имеют нулевой объем
2) непустые
- единичные – содержится один элемент
- общие – содержится более одного элемента (пр: президенты РФ)
Закон обратного отношения: чем шире объем понятия, тем меньше содержание, и наоборот.
Понятия:
1) собирательные (молодежь)
2) разделительные (мол. человек)
1) положительные
2) отрицательные
1) соотносительные
2) безотносительные
1) конкретные (человек)
2) абстрактные (человечность)
32. Определения. Виды и правила определений.
О. – логическая операция, раскрывающая содержание понятия, т.е. операция, указывающая предмет и его существенные отличительные признаки.
О:
1) явные – непосредственно указывающие на предмет и его отличительный признак, как правило лаконичные высказывания (дефиниция)
2) неявные (контекстуальные)
1) реальные – предмет и его признаки
2) номинальные – раскрывают значение терминов.
1) атрибутивные – неотъемлимые св-ва предметов
2) функциональные – какую функцию выполняет предмет.
3) операциональные – близки к 2-му.
4) генетические определения - то, каким путем возникают предметы.
1) определение должно быть соразмерным, т.е. V (определяющей части) = V определяемых понятий. А=В
А |
В |
А=В |
В |
А |
2)Неизвестное должно определятся через известные
3)Определение по возможности не должно быть отрицательным (молоток – не пила)
Возможные составляющие определения:
- описание
- характеристика
- сравнение
33. Деление как логическая операция. Виды и правила деления. Научная классификация.
Деление раскрывает объем понятия. В процессе деления все множество предметов, входящих в объем понятия делятся на 2 группы:
1. Целого на части
2. Роды на виды (вид имеет признаки рода) – осуществляется 2-мя способами:
- дихотомическое деление (Д) – Д надвое с образованием положительного (мысленное включение какого-л. признака.) понятия или отрицательного (есть дети – нет детей)
- по видоизменению признаков – интересующ. нас признак присущ всем видам. ( Д человечества на М и Ж, половой признак, дихотомия – бесполое и полое существо)
Правило деления:
1. Деление должно быть соразмерным. (Сумма объемов членов деления = Объему делимого понятия
2. Объемы членов деления не должны пересекаться (умные и красивые)
3. не должно быть скачков в делении, т.е. члены деления должны быть видами одного уровня
Различают классификации
1. вспомогательная – упорядоченное деление по несущественным признакам (внешним)
2. научная – упорядоч. деление выражает последовательность, закономерную связь (таблица Менделеева). Создание научной классификации является важным элементом научного познания.
Типология (операция деления-выделения типов). Тип- идеализированный объект, результат теор. осмысления.
34. Суждение, его структура, виды суждений.
Суждение – мысль, отражающаяотношение между предметом и признаком
Структура суждения:
- термин, обозн. предмет мысли – субъект (S)
- термин обозначающий признак – предикат (Р)
между ними логическая связка
Виды суждений
1. По качеству связки:
- утвердит. – наличие признака (S есть Р)
- отрицательно – отсутствие признака (S не есть Р)
2. По объему субъекта:
- общее (все S есть Р) – все люди смертны
- частные (некоторые S есть Р) – некот. грибы ядовиты
- единичные (S есть Р) – МК популярна среди читателей
1+2=3. По качеству и количеству:
- общеутвердительные
-общеотриц.
- частноутвердит.
- частноотриц.
…
4.
- выделяющие – только я знаю, где есть ключ от квартиры
- невыделяющие – я знаю где он
5.
- категорические – закрыто
-некатегорические (вероятностные) – возможно, закрыто.
6.
- атрибутивные суждения (о свойствах)
- суждения о сущ-ии (существуют черные лебеди)
- суждения об отношениях (Тобольск северне Тюмени)
7. По модальности – характер связи. Модальность выражается с помощью модальных операторов:
- суждение с физической модальностью (реальное отношение между предметом и признаком)
- суждение с эпистомической модальностью (мод. операторы «доказано», «известно»)
- оценочные суждения (МО: «хорошо», «нравицца», «плохо»)
-дионтические (О должноствовании) суждения – МО «должен»
8. Суждения по структуре.
- простые (один Р)
-сложные (много Р):
-соединительные (коньюктивные) – наступила весна и растаял снег
- разъединительные (дизъюнктивные) – или учиться или пить:
- строгое (А или В, но одно другое исключает)
- слабое (или А или В)
9. условные – если t<0, то вода замерзает.
35. Дедуктивные умозаключения, их роль в научном познании.
Умозаключение – связь суждений, в которой рождаются онвые знания. Выделяют посылки и вывод. Из связи посылок делают вывод. Умоз-ния бывают дедуктивными, индуктивными и традуктивными. Дедукт.: степень обобщенности вывода меньше, чем в исходной посылке (от общего к частному). Простой категорический силлогизм – 2 посылки, 1 вывод. ПКС – всё что говорят про класс, то можно повторить и о части класса.
36. Индуктивные умозаключения, их роль в научном познании. Индуктивные методы выявления причинных связей.
Умозаключение – связь суждений, в которой рождаются онвые знания. Выделяют посылки и вывод. Из связи посылок делают вывод. Умоз-ния бывают дедуктивными, индуктивными и традуктивными. Индукция – сначала изучаем отдельные предметы, ищем предметы с общими признаками, создаем класс предметов с этими признаками (от частного к общему).
1) полная индукция дает достоверный вывод
2) неполная
Пр: флюорография у 1-ого курса. Все 1000 студентов прошли, никто не болен. (1). 999 прошли, а один нет (2).
1) Популярная индукция. Больше возможностей ошибок – когда среди известных случаев не встречено противоречий выводам.
2) Научная. знание закономерных связей.
Методы выявления причинных связей (Ф. Бэкон)
1) метод единственного сходства (если 2 или более случаев подлежащих исследованию явления имеют общим лишь одно обст-во, то это обст-во вызывает данное явление)
2) метод единственного различия – если случай, в которм данное явление имеет место и случай в котором его нет сходно лишь одно обстоятельство, то данное обст-во и вызывает явление.
3) метод сопутствующих изменений – если при изменении какого-л обст-ва изменяется и исслед. явл-е, тогда как все остальные обстоятельства остаются неизм., это обстоятельство и вызывает явления.
4) метод остатков – если известно, что причиной исслед. явл-я не служит необходимое для обст-во, кроме одного, то это одно обс-во и вызывает данное явление.
37. Аналогия, ее роль в научном познании
Умозаключение, в котором вывод о принадлежности предмету определенного признака делается на основании сходства этого предмета с другим в ряде известных признаков.
Аналогия свойств:
1. Предмет имеет признаки а, в, с
2. Предмет имеет признаки а, в, с + д
Аналогия отношений – перенесение с одной пары предметов на другую. Пр: жабры для рыбы как легкие для млекопитающих
По степени достоверности:
1. строгая – предполагается наличие существования связей, признаков сходства.
2. нестрогое – пр: испытание корабля в бассейне => море. (всего не учтешь!!!!)
3. ложная – не все грибы съедобны.
Роль аналогии в научном познании:
1. появляются научные гипотезы, выводы предположительные
2. Аналогия широко используется в научно-техническом творчестве. Стрекоза – эхолет.
38. Вопрос, задача, проблема как элемент научного познания.
Вопрос стимулирует познание. Вопрос возникает на стыке знание – незнания. Знаковой формой вопроса является вопросительное предложение. Предпосылкой вопроса может быть истинное знание или ложное.
Виды вопросов:
1. Открытые
2. Закрытые
3. Альтернативные
4. Корректные-некорректные
5. Простые или сложные.
Ответы:
1. Полные – неполные
2. Истинные – ложные
3. правильные – неправильные
4. прямые – косвенные
39. Доказательства и опровержения. Виды и правила докозательства и опровержения.
Д – это рассуждение, имеющая цель обосновать истинность или ложность какого-л. утв-ия, называемого тезисом
Суждение, на которое опирается Д и из которых логически вытекает тезис, называется аргументом. Д, устанавливающие ложность тезиса, называют опровержением. Д может быть прямым (т.е. вытекать из цепи умозаключений) или косвенным (т.е. осущесвляться с помощью дополнит. допущений).
Содержащее ошибку доказательство является несостоятельным. Однако обнаружение несостоятельности доказательства, еще не есть доказательство ложности тезиса.
40. Эмпирический уровень научного познания, его методы. Эмпиризм
Основные методы эмпирического познания (формы):
1. Наблюдение (научн. набл-ие отличается от обыденного):
- целенаправленный характер => решение поставленных задач
- планомерность => план наблюдения
- последовательность (пр: метеорология – в течение нескольких лет и тд)
- описание результатов наблюдение в виде схем, с помощью цифр, знаков
- выполнение измерений с помощью приборов => количеств-ая хар-ка объекта
- исследователь не вмешивается в процесс существования объекта
2. Эксперимент
Активное вмешательство в существование объекта, возм-ть изменения его стр-ры. Главное св-во – воспроизводимость эксперимента.
Эксперимент делят по основаниям:
- научные
- производств-ые
- материальные
- мысленные
Эксперимент делят по цели:
- поисковые (исслед-ие)
- проверочные
- колич-ые (измерения объектов)
- качественные (выявление объектов и их свойств)
Результатом эмпир. познания является научный факт.
Факт – событие, которое прошло через наше сознание, оно описано и измерено. Факты, получ. на данном уровне – это база для теор. познания.
41. Теоретический уровень научного познания, его методы. Рационализм.
ТП не связано с экспериментом.
Методы ТП:
1. Абстрагированные – отвлечение от того, что несущественно для исслед-ля
- обобщение (род, вид, отряд)
- изолирующая абстракция, т.е свойства и отношения рассматриваются как самостоятельные. (пр: понятие растворимость, эл/проводность, красота в эстетике)
Как следствие – переход к конкретному знанию о предмете.
2. Идеализация – создание идеализированных объектов, внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с решаемой задачей. Используется для сложных объектов.
3. Формализация – заключается в использовании специальной символики, позволяет отвлечься от содержания изучаемых объектов. Применение матем. моделей, матем. логики.
44. Теория. Структура научной теории.
Т – результат научного исследования
Т – есть система знаний, относящихся к некоторой области действительности
Т – упорядоченная совокупность понятий, принципов, законов, целостная развивающаяся система.
Введение в науку новых понятий – одна из задач теории
Закон – высказывание, отраж. внутр. и внеш. связи, свойственные объекту.
Т основывается на эмпирическом базисе (ЭБ), не входящем в состав теории непосредственно. ЭБ – совокупность фактов, установленных эксперимент, наблюдения, опыт. К исходному базису теории относятся уравнения, аксиомы. Т содержит в себе идеализированный объект (ИО). ИО – абстрактная модель существенных свойств и признаков, составляющих объект.
Выделяют понятие логика теории-совокупность определенных правил искусства доказательства.
Т строится как доказательство или опровержение каких-л. гипотез.
В составе Т выделяют философские установки, социокультурные и ценностные факторы.
Виды теорий:
по разным критериям, основаниям
1. по предмету, области изучения объективной, реальной действительности. (конкретные науки) – естественно-науч. теории
2. теории, оперирующие с идеальными объектами (логические, математические теории)
3. по методу формулирования (по основным логическим построениям):
- дедуктивные – исходя из множ-ва явлений подводят общий закон и делают вывод (т.е. мысль движется от общего к частному)
- индуктивные – обратные
- объясняющие Т
описательные (феминологические) Т – характерны для этапа становления науки
Функции Т:
1. синтетическая – объединение отдельных знаний в единую систему.
2. объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, связей данного явления, законов его происхождения, развития)
3. предсказательная (прогноз)
4. практическая
47. Философские проблемы техники. Происхождение техники. Этапы развития техники.
Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что приводит к постоянному вытеснению человека из производственного процесса. В своем развитии техника имеет ряд этапов: - домеханический (орудийный), механический, электрический и электронный, каждый из последующих этапов, качественно отличается от предыдущего, включает его в свой состав как неотъемлемый элемент. Начало механического этапа совпадает со становлением машинно-фабричного способа производства. Электрификация технических средств дает начало конвейерным формам труда. Начало электронного этапа автоматизации приходится на период становления качественно нового, системно-автоматизированного, способа производства.
48. Связь науки и техники. НТП
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий наук, технику, экономику, предпринимательство и управление.
Научно-технический прогресс – процесс совершенствования средств труда, являющийся исходной основой развития производительных сил общества. НТП выступает в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма предполагает постепенное развитие, а революционная – качественный скачок, переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР), которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития производительных сил крупного машинного производства.
50. Техника в системе культуры. Философские аспекты проблемы «Человек-техника»
Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что приводит к постоянному вытеснению человека из производственного процесса. В своем развитии техника имеет ряд этапов: - домеханический (орудийный), механический, электрический и электронный, каждый из последующих этапов, качественно отличается от предыдущего, включает его в свой состав как неотъемлемый элемент. Начало механического этапа совпадает со становлением машинно-фабричного способа производства. Электрификация технических средств дает начало конвейерным формам труда. Начало электронного этапа автоматизации приходится на период становления качественно нового, системно-автоматизированного, способа производства.
Развитие системы "человек-техника" является условием коренных преобразований в содержании и характере труда. Широкое внедрение автоматизации порождает проблему "человек – техническая система". Роль человека в производственном процессе оценивается по тому, в какой степени он освобождается от рутинных однообразных операций, а его труд насыщается в широком смысле творческим содержанием. На механическом этапе автоматизации происходит технологическое (реальное по Марксу) подчинение человека техническим средствам труда. Человек здесь является придатком автоматической системы машин. Технологическое подчинение либо закрепляет социальное подчинение человека технике (труда-капиталу в условиях капиталистического способа производства), либо выступает сдерживающим фактором в том случае, когда техника социально подчинена человеку (иначе говоря, технические средства труда находятся в собственности всего общества).
Техника может и должна служить базой для гуманизации технической деятельности, для использования современных наукоемких технологий к качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого, рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационных технологий большие возможности повышения интеллектуального потенциала для каждого человека. В этом коренится возможность совсем иначе вписать технику в социально-культурный контекст, видоизменить само содержание технологии, соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.
51. Социология и культурология техники. Техника как фактор цивилизации. Технологический детерминизм, технократизм.
Объективно протекающий процесс формирования системно автоматизированного способа производства получил отражение в многочисленных новейших модификациях концепции "технологического детерминизма".
Понятие "технократизм" наиболее точно определяет сущность того направления социальной мысли, которое оформилось на основе техники, абсолютизации ее роли в обществе и связано с попытками духовного освоения НТР. Важнейшим признаком социальной философии технократизма, обозначенным уже в самом его названии, является примат техники как всеопределяющего начала в истолковывании социальной жизни. Данная философия восходит к позитивистским представлениям о науке и технике, постулирует их саморазвитие как процесс, независимый от воли людей, всецело определяющий характер общественного развития, неизбежным социальным итогом которого явится власть "обладателей специального знания". Существенным элементом данной идеологии, относящимся к способу построения ее теоретических форм, является метод технократического детерминизма. Технодетерминизм, особенно на начальных этапах формирования технократического направления, присутствовал, главным образом, как умонастроение, мировоззренческая установка, подход и лишь в современных развитых технократических теориях выступает как метод в собственном смысле слова. Его идентификация тем, что многочисленные модификации теорий, вызванные их внутренней противоположностью, сопровождаются приспособлением философско-методологической базы, ассимилированием других подходов, заимствованных из культурологии. Кроме того, рефлексия самих теоретиков технократизма по поводу применяемого ими метода, скорее комуфлирует, чем проявляет суть дела. Тем не менее "технократический детерминизм" остается для технократов универсальной формулой объяснения общественной жизни и методологическим принципом построения теорий. В этом качестве он задает параметры теоретического объяснения социальных проблем и способов их решения.
1. Предмет и структура философии. Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом,фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. н
Шпоры для магистранта БГУ
Шпаргалки по философии для магистранта БГУ
Идея развития в философии и науке
Экзаменационные билеты по философии
Критика расизма. О двух сторонах всякого вопроса
Шпора к канд. минимуму по философии
Антиномизм человеческого познания и критика системостроительства у П.А. Флоренского
Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)
Лекции по философии (Орел, 2003г.)
Философия и религия
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.