курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Реферат
Дипломная работа "Керамика Крыма. Питьевой набор" посвящена разработке авторских эскизов и керамического питьевого набора "Пасхальный". Работа имеет традиционную структуру и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список общим объемом ____ страниц. В работе представлены 20 иллюстраций и 3 приложения.
В первой главе исследуются искусствоведческая и техническая литература по данной теме, обуславливаются основные понятия по исследуемой теме и раскрываются особенности выполнения керамики народов Крыма и традиции Пасхи.
Глава вторая имеет практический характер и представляет основную идею, замысел и технику выполнения проекта.
Объект данного исследования - керамика Крыма.
Предмет - исследования - питьевой набор "Пасхальный".
Цель исследования - создание авторского керамического питьевого набора "Пасхальный".
Перечень ключевых слов: Керамика Крыма, питьевой набор, Пасха, традиции Пасхи, крымская природа.
керамика крым питьевой набор
Содержание
Введение
Глава 1. Предпроектное исследование
1.1 Анализ искусствоведческой и технической литературы по исследуемой теме для реализации проекта
1.2 Особенности крымской природы в керамике народов Крыма
1.3 Традиции Пасхи
Глава 2. Разработка керамического питьевого набора "Пасхальный"
2.1 Основная идея и замысел питьевого набора
2.2 Разработка керамического питьевого набора "Пасхальный"
2.3 Работа в материале
2.4 Экономический расчет себестоимости изделия
2.4.1 Экономический расчет себестоимости
Литература
Представленная работа посвящена керамике Крыма и разработке пасхального питьевого набора. Проблема данного исследования носит актуальный характер. На протяжении многих веков Крым населяли различные племена и народы и каждый внес неповторимый вклад в развитие керамики Крыма. Как интересен и разнообразен Крым, так же разнообразна и керамика. У всех народов свои обычаи, религия и быт, но всех их объединяет крымская земля и тесное соседство способствовало проникновению одной культуры в другую. История всей керамики настолько обширна и полна неповторимости, что даже нескольких томов книг не хватит, что бы всю ее рассказать.
На протяжении многих лет ученые исследовали данную тему. Большой вклад в изучение и раскрытие данной темы внесли Залеская В.Н. в работе Керамика с поливой, люстром и другими способами орнаментации, Шмидт Е.А. в работе Керамика и Якобсон А.Л. в работе Привозная керамика. Амфоры и красноглиняные кувшины.
В данном исследовании раскрывается история питьевых наборов, их виды и значение у разных народов. Неповторимость каждого набора, а так же похожие техники, формы и орнамент, свойственное только крымской керамике, освещаются в данной работе. История керамики Крыма так своеобразна и необычна, что вызывает интерес многих исследователей.
Актуальность данной работы так же обусловлена, с одной стороны, большим интересом к своей культуре и ее истории, а с другой - практическим применением праздничных наборов во время религиозных праздников.
В современное время подрастающее поколение мало интересуется собственной историей и религией, поэтому керамический набор "Пасхальный" направлен на привлечение интереса к этой теме, а так же раскрытию истории питьевых наборов Крыма у различных народов.
История православной религиозной посуды так же противоречива и увлекательна как и сама религия. Многие исследователи и ученые пытались раскрыть все тайны происхождения и развития керамики Крыма, а в частности пасхальных питьевых наборов, но чем больше изучается эта тема, тем больше возникает тайн и загадок связанных как с появлением религии на полуострове, так и с возникновением керамики и техник ее выполнения и применения.
Объектом данного исследования является керамика Крыма.
Предметом исследования - керамический питьевой набор "Пасхальный".
Целью исследования является создание керамического питьевого набора "Пасхальный". Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать искусствоведческую и техническую литературу по исследуемой теме
определить особенности керамики народов Крыма
выявить исторические особенности питьевых наборов народов Крыма
раскрыть особенности традиций Пасхи
Представить основную идею и замысел данной работы
разработать керамический питьевой набор "Пасхальный"
выполнить работу в материале
рассчитать себестоимость набора "Пасхальный"
В процессе исследовательской работы использовались следующие общенаучные методы и приемы как сравнительный метод, аналитический метод, научная абстракция и классификационный метод.
Керамика. Производство. Техника. Автор Долорс Рос. Книга о технике создания керамических изделий: различных способах формовки, отделке с помощью гравировки и рельефа, работе с ангобами и красками, глазуровке и обжиге. Последовательно и очень наглядно иллюстрируется каждый процесс, основные приемы.
Гончарное ремесло. Автор Бугамбаев М. Десять уроков и бесчетное множество советов по овладению тайнами гончарного искусства содержатся в первой части этой книги. Автор подробно рассказывает о том, как можно с удовольствием делать керамическую посуду для себя, для дома и на продажу.
Производство художественной керамики. Автор: Иманов Г.М., Косов В.С., Смирнов Г.В. Даны сведения о материалах для керамических масс, глазурей, для декорирования керамики. Описаны технология художественной керамики (из фарфора, полуфарфора, тонкой керамики, фаянса, майолики, терракоты): приготовление масс, формование изделий, модельно-формовочное дело, сушка, глазурование, обжиг, декорирование; контроль производства и качества готовых изделий. Учебник может быть использован при профессиональном обучении рабочих на производстве.
Автор: Джованна Буббико, Хуан Кру. Книга "Декорирование керамики. История. Основные техники":
Книга знакомит с древнейшим видом декоративного прикладного искусства - керамикой. Дается поэтапное описание техник декорирования керамических изделий в сопровождении цветных иллюстраций. В книге дан увлекательный обзор об искусстве керамики от древних времен до наших дней. Кроме того, читателю предлагается приобщиться к созданию изделий из глины на практике, следуя данным поэтапным описаниям работы. Для широкого круга читателей/
Вы научитесь не только декорировать тарелки, вазы, подносы и шкатулки, но и создавать собственные оригинальные изделия для вашего дома или в подарок.
Книга: Керамика, сборник Сборник из 4 книг в формате djvu: "В мире увлечений" Чесноков Л.А., "Глина и керамика" Федотов Г.Я., "Керамика для начинающих" Эткин Джеки, "Технология художественной керамики" Миклашевский А.И. В мире увлечений. Чесноков Л.А., Киев: "Реклама", 1986, 96 с. В пятом разделе книги дается история возникновения и развития гончарного промысла, технологические секреты изготовления декоративных изделий из глины, методах их декорирования и многое другое.
Глина и керамика. Федотов Г.Я. М.: Иэд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, 160 с. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.
Керамика для начинающих. Эткин Джеки, Арт-Родник, 2006, 129 с. Эта книга научит вас основным приемам, которые потребуются для создания прекрасной керамики.
Технология художественной керамики. Миклашевский А.И., Ленинград: Изд. лит-ры по строительству, 1971, 303 с. В книге собран и систематизирован материал, иллюстрирующий курс практического обучения в учебных керамических мастерских. Дано подробное описание приемов работ по изготовлению и технике декорирования художественных керамических изделий.
Технология керамики Автор: А.С. Юшкевич, А.Р. Рогова В книге дана классификация керамических изделий и подробная характеристика используемых для их производства сырьевых материалов. Разобраны технологические процессы производства различных видов керамики, приведены параметры производства, указаны требования к готовой продукции. Рассмотрены области применения керамики в различных отраслях техники и пути технического прогресса в керамической промышленности.
Книга является учебником для техникумов по специальности "Технология керамики", а также может быть использована широким кругом работников промышленности строительных материалов. Керамика для начинающих. Эта книга научит вас основным приемам, которые потребуются для создания прекрасной керамики. Поэтапные фотографии и подробные инструкции откроют вам секреты лепки, декорирования и обжига изделий из глины, а вдохновляющие проекты позволят применить навыки на практике и пробудят интерес к творчеству. Прочтите о типах глины и базовых методах лепки. Повысьте уровень знаний в работе с глиной на гончарном круге, при ее декорировании и обжиге.
Посмотрите проекты, представленные в книге, они покажут вам новые методики изготовления керамики: от простых ваз до шкатулок из мраморной глины, покрытых прозрачной глазурью. Следуйте простым инструкциям при оформлении поверхности и текстуры ваших изделий с помощью инкрустации, жидкой глины, сграффито, перышек, полировки и техники ручной росписи. Глина и керамика. Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, является изделием из обожженной глины - керамики.
Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г.Я. Федотова позволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.
Производство художественной керамики: Учеб. для сред. ПТУ. - М.: Высш. шк., 1985. - 223 с. Автор: Иманов Г.М., Косов В.С., Смирнов Г.В. Даны сведения о материалах для керамических масс, глазурей, для декорировання керамики. Описаны технология художественной керамики (из фарфора, полуфарфора, тонкой керамики, фаянса, майолики, терракоты): приготовление масс, формование изделий, модельно-формовочное дело, сушка, глазурование, обжиг, декорирование; контроль производства и качества готовых изделий. Учебник может быть использован при профессиональном обучении рабочих на производстве. Рецензенты: Козловский Л.В. - д-р техн. наук, зав. каф. химии и химической технологии тонкой технической керамики Ленинградского технологического ин-та им. Ленсовета; Папихин В.В. - инж., нач. Управления развития фарфоро-фаянсовой пром-сти Минлегпрома СССР. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. Автор: Долорс Рос. Керамика - древнейший вид декоративно-прикладного искусства, освоенный человеком еще в доисторические времена. Ни один материал в природе не может сравниться с глиной по обилию запасов и легкости обработки. Наша книга рассказывает о технике создания керамических изделии: различных способах формовки, отделке с помощью гравировки и рельефа, работе с ангобами и красками, глазуровке и обжиге. Последовательно и очень наглядно иллюстрируется каждый процесс, благодаря чему вы без труда освоите основные приемы и сможете сами создавать неповторимые изделия для украшения вашего Технология художественной керамики. Практическое руководство в учебных мастерских. Автор: Миклашевский А.И. Издательство: Ленинград: Изд. лит-ры по строительству В книге собран и систематизирован материал, иллюстрирующий курс практического обучения в учебных керамических мастерских.
Дано подробное описание приемов работ по изготовлению и технике декорирования художественных керамических изделий. Книга иллюстрирована фотографиями и рисунками, дающими наглядное представление о важнейших технологических процессах. Книга предназначена в качестве учебного пособия для студентов высших средних художественно-промышленных учебных заведений; может быть полезна мастерам керамических предприятий.
"Сокровища Русского Орнамента"
В 2008 году вышла книга "Сокровища Русского Орнамента". Её автор - замечательный мастер по ткачеству поясов и специалист по семантике славянского орнамента - Марина Качаева (Доброслава). Это наиболее полное на сегодняшний день исследование русского текстильного орнамента, его истории и смысла, значения тех или иных орнаментов в одежде и предметах убранства дома.
Эта книга - результат стремления автора поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на "носителя" украшенной им одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, альтернативной медицины.
Книга содержит ценнейшую информацию о семантике орнамента, таблицу символов, расшифровки узоров полотенец, рубах.
Исследование подано со стороны языческих представлений и дохристианских традиций Руси, затрагивая глубинные основы мифологии древних славян, героев самых первых мифов.
Расшифрованы смыслы архетипов в вышивке "Мировая гора", "Древний Громовержец", "Ящер-дракон, владыка подземного мира", "Громовница", "Рожаница", "Перун", "Огонь", "Купальский огонь" и т.д.
Отдельное внимание уделено значению вышиваемых символов, месту их расположения для выполнения ими обережной роли по отношению к своему владельцу. В основном описываются различные орнаменты женской одежды как севернорусской, так и рязанской. Показана и роль мужчины, действующего зачастую во враждебной внешней среде, противостоящего агрессии и нуждающегося в совершенно определённой символике. В книге представлены образцы мужских поясов и рубах с вышитыми символами, защищающими в бою и повседневной жизни в агрессивной среде российских городов.
Строки из книги: "…при употреблении оружия (меча, ножа или кинжала) оказывается, что лезвие описывает некие плавные линии, сложную перевить которых хочется поэтически сравнить с переплетением нитей кружев или плетёным орнаментом так называемого "кельтского" типа (которым, кстати, украшали древние клинки). Грозная, завораживающая красота, смертельное совершенство!" Изучив эту книгу, можно "читать" любые русские народные текстильные орнаменты. Любые, потому что в данной книге представлены почти все их основные виды.
Дана сводная таблица символов с указанием их значения, рассмотрена связь вышивки с лечебным эффектом. Но это не просто общеобразовательное чтиво, которое с интересом прочитал и поставил на полку - это книга-методичка.
Более половины книги (а в книге более 200 страниц) занимает альбом с красочными иллюстрациями на мелованной бумаге, данными в виде цветных схем вышивки, полностью готовыми к переносу на ткань.
Книга. Пасха. Автор Елена Резник. Ниола 21 век
Пасха: история, традиции, рецептыВоскресение Твое, Христе спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Пасху не зря называют Великим днем. Это самый большой праздник для христиан, ведь именно в этот день все человечество получило возможность начать новую жизнь. Из этой книги вы узнаете о многих народных традициях и церковных обрядах, посвященных этому величайшему празднику. Использование керамических кувшинов для хранения воды в жаркую погоду было очень практично. Для этих целей изготовлялась чуть пористая керамика, которая пропускала сквозь микроскопические поры часть влаги наружу, на внешнюю поверхность. Такой кувшин внешне выглядел как запотевший. Влага при контакте с жарким воздухом испарялась, тем самым, создавая невидимую для глаз тонкую оболочку по внешнему контуру кувшина - своего рода защитный экран, сохраняя жидкость (вода, вино, шербет, молоко) внутри кувшина прохладной. Здесь можно говорить о принципе термоса. Древние умельцы научились делать керамические черепки разной степени пористости и эти эмпирические (то есть достигнутые в процессе опыта), сведения дошли до настоящего времени.
Так кувшин снабжался ручками, был с широким горлом и предназначался для черпания и застольного разливания вкна (гндряя, ойнохоя, ккаф). В кувшине внутреннее пространство закрыто, темно. Для смешивания вина с водой или застольного питья использовались открытые чаши с большой внутренней поверхностью (кратер, скифос. килик. канфар). Исключительно культовыми считались высокие вазы, вытянутые по вертикали, в отличие от "горизонтальных" чаш (лутофор. лекяф, алебастр)
Кувшин для воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку и широкое круглое дно - чтобы удобно было носить его на плече издалека - от реки или со дна ущелья.
1.2 Особенности крымской природы в керамике народов КрымаМногое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей этой культуры является наличие у населявших Крымский полуостров народов традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Что это были за традиции? Какие объекты крымской природы наделялись статусом "святости"? Сохранилось ли поклонение "священным" горам, источникам, пещерам и деревьям в наше время? В многонациональном Крыму, где испокон веков мирно уживались различные культуры и конфессии, одним из главных факторов этого добрососедского сосуществования выступала сама крымская природа. Её неиссякаемые горные источники одинаково утоляли жажду путника любой национальности, на вершинах и склонах её вечных гор совместно вели хозяйство греки и татары, армяне и русские, караимы и болгары, а таврические леса дарили пищу, тепло и красоту как христианину, так и мусульманину.
Соответственным было и отношение человека к своей благодетельнице - природе. Более того, что необходимо у нее старались не брать, а за то, что брали, многое отдавали взамен: горные источники забирались в искусные каптажи-фонтаны, на безлесных участках гор сажали деревья, в суровую зиму в лесах подкармливали диких животных и птиц. Чувствовал предок современного крымчанина и пейзажную ценность окружающей его природы: за необычную красоту многие местности объявлялись заповедными и неприкосновенными - "святыми".
Природа объединяла крымские народы в прошлом, может она объединять их и сейчас. Для этого необходимо лишь более глубоко и уважительно относится к Природе и помнить, что все мы - общие её дети, а значит, кровные братья и сестры между собой.
Необходимо помнить и ещё одну вещь. Судьба нашей земли зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу. голос в кровавой и бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.
На Крымском полуострове производилась почти вся нужная населению керамика. В Крыму было несколько гончарных центров - в урочище Чабан - Куле и Канакской балке недалеко от села Морского, над Мисхором, у села Трудолюбовка вблизи Бахчисарая. В Чабан-Куле раскопано более двадцати двухярусных гончарных печей, представляющих собой сложные технические комплексы из обожженных кирпичей размерами до четырех метров в ширину и до пяти в высоту. Произведенные посуда и черепица продавались не только по всему Крыму, но и по всему Северному Причерноморью.
В курганах Крыма, в ямах и каменных сооружениях, встречаются скорченные погребения на боку с руками перед лицом, сопровождающиеся острореберными сосудами с выраженной шейкой и банками, часто украшенными врезным орнаментом. Такие погребения характерны как для срубной, так и для культуры многоваликовой керамики. Однако в том случае, когда сосуды богато украшены рельефным орнаментом, следует вести речь о многоваликовой культуре, для которой в равной степени характерны сосуды с декором и без него (орнамент преимущественно рельефный).
Такие сосуды, острореберные с двумя горизонтальными гладкими валиками (на венчике и ребре), найдены в погребениях кургана у Филатовки и в кургане на горе Клементьева у Коктебеля; в первом случае умерший был помещен в грунтовой могиле, а во втором - в гробнице со стенами, выложенными из каменных плит. Сходная керамика найдена в катакомбных грунтовых захоронениях, окруженных кромлехами, могильника Штурмовое на территории Севастополя.
Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представлена поселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка, Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесь создатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основанию каменными кладками. На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечники копий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи из других пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глиняная бусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживания стыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия (псалий, т.е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным, проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур, сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а также металлические четырехгранные шилья.
Многочисленны аналоги кизилкобинской керамики на Северном Кавказе. Это находки из верхнего слоя Алхастинского поселения в Ассинском ущелье, из Айвазовского поселения на реке Сушке и в особенности из Змеиного поселения. Сходная керамика и в северокавказских могильниках. Следовательно, как писал в 1952 г.П.Н. Шульц, кизилкобинская культура не представляет собой изолированного явления, она имеет в ряде элементов близкие аналоги и на Северном Кавказе, и на юге материковой Украины (рис.24).
Крымские татары разделили участь депортированных народов, лишённых возможности жить и творить на своей земле. С изгнанием крымских татар из Крыма исчезли материальные и художественные ценности народа, создаваемые веками, прервались традиции и навыки старинных ремесел. Крымскотатарская керамика не достигла таких высот совершенства, как металл, но она широко использовалась в быту, была незаменима в некоторых отраслях сельского хозяйства.
На сегодняшний день судить о крымскотатарском керамическом искусстве прошлого мы можем лишь по несколькими сохранившимся в музеях и частных коллекциях образцам, а для профессионального освещения темы вынуждены обратиться к результатам археологических исследований.
Еще с древних времен керамика играла большую роль в жизни людей, населявших Крымский полуостров. Возникнув как отрасль утилитарного значения, она постепенно приобретала и эстетическое. Посуда становилась украшением интерьеров богатых домов; декоративная керамика, в частности, изразцы - из простого выразительного средства архитектуры вырастала в монументальное искусство.
В 1926 году на побережье между Феодосией и Алуштой в древних крымскотатарских селах была проведена широкая археологическая разведка, которой руководил Н. Барсамов. В различных пунктах были обнаружены гончарные печи VIII-IX вв. (в Капсихоре, н с. Морское).А. Якобсон обнаружил более двадцати гончарных печей VIII-IX вв. около Чобан-Кулле (Башня чабана). В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное). Здесь же, в Канакской балке, крымской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством М.А. Фронджуло в 1961-1962 годах были найдены еще три гончарные печи. Печи возводились на склонах холмов, на берегах рек с учетом мощных отложений глины хорошего качества.
На примере печи, обнаруженной в Чобан-Куле можно восстановить облик и конструкцию крымских гончарных печей. Печь имела один топочный продольный канал, шириной в 1,15 м, длину канала установить не удалось. Под топкой у западной стенки прослеживается натяжение в 2 м, около южной стенки оно сохранилось в высоту 0,80 м. Из топки жар поступал по боковым каналам в обжигательную камеру. Сохранившаяся длина канала в 1 м начинается на высоте 0,40 м от пода топки и поднимается под углом в 40°. Ширина канала (0,30-0,35 м) на западном конце канала сужается (0,20 м). Печь сооружена из сырцового кирпича (0,50-0,20 м при толщине 12-15 см). При зачистке пода топки в слое золы и обожженной глины были найдены обломки гладкостенных круглодонных амфор VIII-IX вв. В яме находилось более 100 бракованных амфор. Среди остальной керамики, обнаруженной в той же яме, можно отметить несколько фрагментов раннесредневековых, плоских и коньковых черепиц обломки венчиков, стенок и ножек небольших и относительно крупных пифосов. Найден фрагмент ручной фляги с горлом и ручками, обломок боковой (выпуклой) части фляги, украшенной по краю дужками или гирляндами, написанными красной краской. Обнаружены венчик довольно большого кувшина с обломком плоской ручки с пальцевым вдавлением и обломки нижних частей плоскодонных красноглиняных сосудов (229, с.137).
Якобсон пишет, что из ремесленных центров, таких как Чобан-Кулле, амфоры вывозили не только в прибрежные селения, но и далеко за пределы Крыма: они распространялись среди тюркских племен, родственных крымским татарам. (А.Я. Якобсон. Средневековые гончарные печи в районе Судака. КСИИМК, вып.60, 1955, с.1-8).
Разнообразная расписная керамика, обнаруженная при раскопках гончарной печи в Канакской балке, дает возможность поставить вопрос о вывозе продукции крымских гончаров в различные районы юго-восточной Европы (на Дон и Северный Кавказ), где также в погребениях обнаружена аналогичная керамика (229, с.141).
Массовое производство амфор VIII-IX вв. было связано с расцветом средневекового виноградарства и виноделия в юго-восточном Крыму. Надо полагать, что амфоры в это время, как и в античную эпоху, использовались, в основном, как тара для вина и в качестве таковой расходились, вместе с товаром, по морским и речным путям.
В XIV-XV вв. на полуострове развивается производство местной посуды, сохраняющей приверженность византийской традиции, хотя все более ощутимым становится соприкосновение с декоративным искусством Востока.
Одним из центров керамического производства Крыма этого времени был и Алустон (н. Алушта). Здесь в 1992 году при раскопках генуэзской башни Орта-Кулле (Средняя Башня) среди большого количества фрагментов керамики обнаружено два блюда, представляющих собой высокохудожественные произведения, отмеченные сложностью и изысканностью рисунка, насыщенные деталями. В целом, это изделия, носящие парадный характер. Оба блюда красноглиняные, на кольцевом поддоне, с полихромной поливой по белому ангобу. Преобладающий колорит найденных фрагментов и изделий - желтый, коричневый. Эти цвета будут характерными впоследствии и для крымскотатарской керамики.
Среди керамики, обнаруженной при раскопках Алустона, часто встречаются изделия с изображением птиц и животных. (223, с.7). Аналогичные рисунки с птичьими фигурами можно встретить на керамике из г. Изник (б. Никея, Турция). Это раннеосманская керамика имеет название "Милетские изделия" (Ф. Зарре. Керамика исламских времен из Милета. Исламский Милет, Берлин 1935, т.3, с.69). Птицы на этих изделиях изображены в полете, сидящими в гнезде, среди виноградных гроздьев, сидящими друг против друга. Этот стиль полностью отличается от изображений птичьих фигур на византийской керамике XIII и XIV вв. Крымская керамика отличается от византийской и по цвету (Д. Талбот Раис. Византийская керамика. Оксфорд, 1930, с.88). Кстати, на вышивках крымско-татарских мастеров XVIII-XIX вв., привезенных экспедицией РКМИ из До-бруджи, также в большом количестве изображены птицы. Изображения птиц встречаются также в крымскотатарской торевтике (в фондах РКМИ хранятся гугумы, на поверхности которых выгравированы силуэты птиц и рыб).
Символом бессмертия и воскресения считался павлин, это был излюбленный персонаж в средневековом искусстве как Византии, так и Ближнего Востока. Блюда с изображением павлина из Херсонеса (Сары-Кермен) образуют узколокальную группу художественной керамики. На всех блюдах птицы-павлины обращены влево, у них узкое и короткое туловище с сильно выступающим брюшком, голова на короткой шее с челкой (почетным знаком), очень развито нижнее оперение (декорировано большей частью полосами или плетенкой); верхнее оперение в виде трех S-образно изогнутых лент с завитками на конце, как у хвоста барсов. Расцветка всех частей изображения основана на чередовании зеленого и коричневого. (237, с.135).
Следует также отметить, что результаты исследований остатков керамического производства, обнаруженных на территории крепости Алустон, позволяют предположить следующее: в северной части городища во второй половине XIV века функционировала мастерская по производству поливной керамики с орнаментом "сграффито", специализировавшаяся, в основном, на выпуске сосудов открытых форм. Работал в ней один мастер, возможно, с небольшим количеством помощников или учеников. Человек этот был, скорее всего, приезжим, решившим наладить изготовление поливной керамики в городе, где раньше этим никто не занимался. Он был хорошо знаком с традициями керамического производства и происходил из какого-либо центра такого производства. Продукция мастера покупалась населением соседних крепостей, о чем могут свидетельствовать находки из Фуны (с. Демирджи, н. Лучистое) и Ай-Тодора.
Изготовление художественной поливной керамики относится к разряду городских ремёсел. Сам факт появления такого производства отмечает прогресс в развитии Алустона, как городского центра во второй половине XIV в.
Одним из средневековых крымских центров по производству керамики являлась г. Кафа (Феодосия). Поливная керамика из Кафы и Солхата (Старый Крым), производившаяся на месте, представляет собой те же, что и бытовавшие ранее, глубокие чаши-миски или пиалы, декор которых выполнен особенно толстыми, врезными линиями, образующими основной рисунок; с ним контрастируют сравнительно тонкие линии орнаментального заполнения. Не менее характерна и яркая полихромная расцветка (зеленая, коричневая и желтая). Ради удешевления продукции поливные изделия часто оставляли без расцветки - монохромными, зато широкое применение получил выемчатый фон, создававший на внутренней поверхности чаши или блюда не только дополнительный, тёплый коричневый тон (глазурь в соответствующих местах ложилась непосредственно на черепок, а не на ангоб, который снимали при углублении фона), но и рельефность рисунка, большей частью орнаментального. Такова поливная керамика XIV и XV вв. из Солхата и Кафы. Кстати сказать, она очень близка художественной керамике из западного Причерноморья, заселенного родственными крымцам тюркскими племенами - в Румынии и Болгарии. (Штерн Э.Р. Феодосия и ее керамика. Одесса, 1906).
В 1980 году на северо-западе окраины Феодосии в пойме реки Бай-буга была раскопана часть поселения золотоордынского времени. Керамический материал исследованного памятника делится на несколько видов: кухонная и столовая неполивная керамика, красноглиняная керамика, покрытая прозрачной поливой, подсвечники и етильники. Всего на исследованном участке поселения найдено 8 целых и 72 фрагмента красноглиняных поливных сосудов. Кроме того, в керамическом материале из Западного помещения усадьбы А содержался фрагмент светлоглиняного сосуда, покрытого зеленой поливой и в подъемном материале поселения - мелкий фрагмент стенки красноглиняного сосуда с люстровой росписью (239, с.9).
Поливные красноглиняные сосуды представлены несколькими формами: хумы, тарелки и миски, пиалы с орнаментом сграффито тонкой и толстой линией, покрытые прозрачной глазурью по ангобу, подсвечник и светильник - плошка. Также среди керамики поселения были найдены небольшие фрагменты горлышек поливных кувшинов с ручками, верхняя часть которых крепилась к середине высокого горла. Полива была нанесена на ангоб, горло украшалось врезными линиями. Эти сосуды близки к типу одноручных кувшинов, изготовлявшихся в Азаке. (Перевозчиков, Классификация археологического материала золотоордынского времени (по материалам раскопок и сборов 1960-Х-1990-х гг., Азов, 1996).
Очень интересна находка донца монохромной миски с зеленой поливой, декорированной фигурами из спиралевидных завитков и прямых линий (сохранилась часть донца). Этот мотив применяется в декоре монохромных мисок из Азова (Романчук, Перевозчиков, рис.8-30, 9-28, 10-29. Глазурованная керамика из Азова, АДСВ - Свердловск, 1990). По форме подобные миски являются широко распространенным типом красно-глиняной поливной посуды, они встречаются в слоях Азова золотоордынского времени (240, 1996, с.32). Подобные миски широко представлены в керамике местного производства, в частности, в Кафе, где они, в основном, являются полихромными с подглазурным орнаментом сграффито. (242, с.11).
Интересен фрагмент миски с подглазурной росписью ангобом. Полива прозрачная, зеленая. Орнамент сохранившейся стенки представляет собой два ряда одинаково направленных, слегка изогнутых "капель", нанесенных белым ангобом. Ангобная роспись выполнена густым раствором, что придает не только зрительную выпуклость орнаменту, но и легкую рельефность поверхности сосуда.
Орнамент в виде изогнутых капель широко известен в декоре кашинных мисок и блюд, на которых эти элементы рисунка выполнены так же в легком рельефе. Сосуды из кашина могли поступать в Крым с конца XIII до конца XIV века в период тесных контактов с городами Поволжья и среднеазиатскими центрами, в частности из Сарая и Хорезма. (Айбабина Е. Кашинная керамика из Кафы. МАИЭТ-Симферополь, 1991).
Среди сосудов открытых форм, найденных на поселении, кроме тарелок и мисок с орнаментом сграффито и монохромных, выделяются чаши в форме пиал на низком или высоком поддоне, со сферическими стенками и тонким прямым или слегка отогнутым венчиком. Они покрыты глазурью желтого и зеленого цветов по ангобированной поверхности и желтого цвета, нанесенной без ангоба, с подглазурной подцветкой марганцем по ангобированной поверхности.
Сосуды этой формы и орнаментации найдены в слоях XIV - первой половины XV века в ряде памятников Крыма, в материале золотоордынского Азова, городищ Поволжья.
Анализ керамического материала поселения у р. Байбуга (Феодосия) позволяет считать его уникальным среди исследованных и опубликованных памятников Крыма. Весь керамический комплекс находит аналогии в производстве Азова золотоордынского времени и городищ, что позволяет датировать комплекс в целом второй половиной - концом XIV в. Некоторые отличия декора, главным образом, поливной керамики сграффито, от азовских и поволжских аналогий и, напротив, схожесть орнаментации с керамикой крымских центров, в частности Кафы, позволяет говорить о местном, крымском ее производстве. По мнению Айбабиной, центром этим являлся Солхат (Старый Крым), расположенный в непосредственной близости от поселения. (Айбабина Е.А. Керамика из раскопок золотоордынского поселения близ Феодосии. "Исторические связи Причерноморья и Средиземноморья X-XVIII вв. (по материалам поливной керамики). Симферополь, 1998
1.3 Традиции ПасхиКрымская восточнославянская культура - представляет собой удивительный симбиоз традиций украинского, белорусского и русского народов, проживающих на одной территории.
В обрядах славян Крыма, как и других славянских народов, не могут не угадываться обряды, сохранившиеся со времен язычества. Многие праздники, хотя и приурочены к датам религиозных событий, представляют собой культы почитания предков, солнца, различных природных явлений.
Традиции празднования Пасхи в Крыму аналогичны традициям в других регионах Украины. Воскресные школы проводят совместно с библиотеками, городскими домами культуры и Домами детского творчества пасхальные концерты, утренники, музыкально-литературные программы (например, в Евпатории, Феодосии, Симферополе, Саках, Джанкое, Севастополе, Алуште, Керчи, Раздольненском, Советском благочиниях). Ежегодно на Пасху дети из каждой воскресной школы для своих сверстников готовят праздничные концерты, выставки, конкурсы на лучший пасхальный стол и конкурсы пасхальных открыток.
Симферопольская и Крымская епархия УПЦ Московского патриархата ежегодно на Пасху проводит фестивали церковных хоров, "Славим Христово Воскресение", которые становятся настоящим праздником, так как проходят в центре Симферополя на открытом воздухе. Ежегодно члены Общества православных врачей Крыма на Пасху посещают все крымские больницы, детские дома и вместе со священнослужителями раздают пасхальные куличи и яйца.
Пасха, как известно многим, день воскрешения Иисуса Христа. Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Однако, тем не менее, многие на Пасху пекут куличи, замешивают паску и красят куриные яйца в разные цвета, так принято. Почему же этот праздник всегда был одним из самых массовых? Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Строгий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста. Во время всенощной люди освящали в церкви традиционные блюда, чтобы потом подать их на стол, в светлый праздник Пасхи. Традиционно в день праздника люди христосовались - говорили друг другу "Христос воскресе" - "воистину воскресе" и обменивались троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.
Итак, как же происходит само празднование? Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник. Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга, в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать генеральную уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу. Ну а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи. Перед пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.
Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.
Наверное, в каждой семье есть свой рецепт и паски, и кулича (нет строгих канонов), а краски для яиц сейчас продают и в магазине, как и полиэтиленовые наклейки, имитирующие крашенки. Наши хозяюшки красили яйца крепким отваром луковой шелухи, шелуху приходилось собирать задолго до праздника. Для такой покраски большое количество шелухи заливалось водой и бурлило около получаса, после в кипящую воду погружали сырые куриные яйца и варили около 10 минут. Так же окрашивали яйца свекольным соком, черникой, красной капустой и куркумой. Яйца оставляли остывать в этой же воде, для лучшего закрепления цвета. После яйца вытирали насухо и смазывали маслом, для блеска. Для образования различных узоров скорлупу обматывали ниткой, заливали парафином и вырезали узоры, обматывали тонкой тканью и так варили. Современные краски красят ярче, результат более предсказуем, но все же, покрашенные натуральными красителями яйца намного красивее.
Ограничения в еде Великим постом, кулинарные хлопоты перед Пасхой, разговление в пасхальную ночь делают Воскресение Христово самым "вкусным" праздником. Особое внимание уделялось убранству стола. Белоснежная скатерть, красивая посуда, живые и искусственные цветы, на самом видном месте яркие ритуальные блюда со всевозможными украшениями. Каждая хозяйка стремилась сделать свой стол неповторимым. Для яиц использовались специальные плоские блюда. Одни из них просто лежали на столах, у других были высокие ножки-подставки и они как бы возвышались над всем остальным угощением.
В некоторых домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием именно пасхальных атрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы: ХВ, что, как известно, означало "Христос Воскресе". Вышивались к такой скатерти и салфетки. Материал для таких изделий выбирался простой: лен, лен с лавсаном, холст, плотный хлопок. Цвета были в основном светло-серые и белые. И, конечно, яркие праздничные узоры. Была и специальная посуда, все с теми же предметами, которые олицетворяли этот светлый праздник. Такая посуда хранилась в домах и доставалась только на праздник.
На Пасху готовят куличи и пасхи, запекают окорок, жарят телятину. Пасхальный стол не имеет никаких запретов, но рыбные блюда на нем обычно не присутствуют. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Пасхальный стол накрывали на весь день. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались открытки дальним родственникам и знакомым. Пообедав, люди сидели за столами и играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг друга.
Мы живем в особую историческую эпоху; в период небывалого скептицизма, религиозной полемики и богоотрицания; в век массового сомнения, неверия и богоборчества.
Мы живем в такое время, когда вера в Бога и основные догматы подлинного Христианства, как никогда раньше, подвергаются яростной атаке поборников невежественного материализма и воинствующего безбожия.
Мы живем в такой отрезок времени, когда молодежь и народные массы буквально засыпаны антирелигиозной литературой, печатающейся в громадном количестве экземпляров, на государственные средства и в государственных типографиях. Не располагая ни правами, ни возможностями знакомиться с теми фактами, на которых покоится подлинное Христианство и христианское мировоззрение, люди поддаются ловкой пропаганде атеистических идей и обману лженаучных аргументов. Приходится только пожалеть об этих невинных людях, которые стали жертвами такой беспринципной политической пропаганды, не имеющей, кстати сказать, ничего общего с истинной наукой, философией или богословием.
Традиционные блюда, которые готовят на Пасху:
Убранству стола и кушаньям именно в этот праздник уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.
В домах еще до Заутрени накрывали стол для розговин. Плох был тот хозяин, если не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными яйцами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол разговляться, потом отдыхали.
Вместе с утром настанет праздник. В каждом доме чистота. За пасхальным столом собираются родные, друзья, знакомые, так давно не видевшие друг друга: ведь в пост не принято наносить друг другу визиты.
На столе все пестро, куличи и пасхи в розочках, крашеные расписные яйца. На кухне запекали целого поросенка, барашка или окорок, жарили телятину. По традиции крашеные яйца укладывали на деревянное блюдо среди проращенной зелени овса или пшеницы, перевязывали вышитым рушником и украшали цветами.
Пасхальный стол - праздничный, обильный. Помимо традиционных куличей, пасхи и крашеных яиц на нем почти в обязательном порядке бывают пироги, студень, буженина, гусь или утка с яблоками и т.д.
Всю Светлую седмицу священники служили по храмам пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем, никому отказа не было.
По благочестивому обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам. Тайную милостыню творили. Заключенным разговеться присылали, собирали деньги для выкупа из тюрьмы должников. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.
Существует множество рецептов, по которым из века в век готовят пасху, выпекают куличи, красят яйца и т.д. Выбранные для этой работы рецепты взяты из разных изданий
Ассортимент пасхальных блюд, Крашенные яйца, Яйца крашенные луковой шелухой, Яйца крашенные пищевой краской, Яйца крашенные тканью, Куличи, Кулич пасхальный, Кулич обыкновенный, Кулич заварной, Кулич царский, Кулич на молоке, Цукатный кулич, Кулич с шафраном, Кулич их жидкого теста, Шоколадный кулич, Артос, Пасхи, Пасха вареная, Пасха с шоколадом, Ванильная пасха, Пасха розовая, Пасха с крутыми желтками, Пасха с фисташками, Сдобная выпечка, Греческий пасхальный пирог, Кекс долматин, Традиционные блюда пасхального стола, Студень Буженина, Гусь (утка) с яблоками, Паштет пасхальный, Крашенные пасхальные яйца.
Почему на Пасху красят яйца, дарят их друг другу, почему чаще всего предпочитают именно красный цвет?
Это связано с тем, что некогда святая равноапостольная Мария Магдалина, давая римскому императору Тиверию яйцо, сказала; "Христос воскресе!" Император не поверил и возразил: "Скорее это бело яйцо станет красным, чем мертвый воскреснет!"
И яйцо в тот же миг стало красным.
Считается, что красный цвет - это и цвет той святой крови, которую пролил Спаситель за нас на кресте.
Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада.
Как из яйца рождается новая жизнь, так и из скорлупы гроба воскрес Иисус Христос.
Поэтому на Праздник Праздников, встречая друг друга, мы дарим крашеные яйца, словно продолжая ту давнюю проповедь, которую Мария Магдалина начала словами: "Христос воскресе!"
Графины и кувшины:
К сожалению, сейчас этот вид посуды используется мало, напитки обычно подают на стол в бутылках. И напрасно: графин придает столу особую торжественность, солидность. Графин, как предмет сервировки стола, пришел в Европу с Востока. Название этого сосуда обозначало арабскую меру сыпучих тел. Графины длинной вытянутой формы делали из бамбуковых стволов или выдолбленных стволов финиковой пальмы. Со временем их стали использовать не только для сыпучих продуктов, но и для воды и других напитков. Современный графин часто имеет причудливую форму и пробку. Их используют для подачи на стол выдержанных красных вин, портвейна, хереса, рома. Кувшин используется для различных вод и слабоалкогольных напитков. В отличие от графина, кувшин всегда имеет ручку. Емкость кувшина зависит от его назначения: 0,5, 1,0, 3,0 л. Различают следующие виды кувшинов:
- Кувшин для воды и вина - низкий, широкий, округлый.
- Кувшин для пива - удлиненной формы с крышкой.
- Разливочный кувшин для выдержанных вин - вытянутой формы, дно округлое, шире горлышка (для отделения винного осадка), с крышкой.
- Кувшин для меда - стеклянный, с металлическим порционным распределителем и задвижкой сверху.
Нарядные кувшины и графины для напитков просто необходимы для праздничной сервировки.
Кувшины предназначены для воды, молока, кваса и др. Они устойчивы, имеют ручку и широкое горло с носиком для слива жидкости. Форма обычно коническая или цилиндрическая. Емкость кувшина для воды до 1,5 л, для других напитков - до 2,5-2,7 л. Кувшины могут быть с крышкой и без нее.
Бокалы
Стаканы и бокалы:
Для различных напитков обычно используется стеклянная посуда. Конечно, графины, бокалы, фужеры могут быть сделаны из других материалов - керамики, металла и т.д. Но, как правило, для определенных напитков используют емкости определенной формы, вне зависимости от материала, из которого они сделаны.
Бокалы и рюмки могут быть яблокообразной, тюльпанообразной, прямой и развернутой формы. Яблоко - и тюльпанообразные формы бокалов позволяют раскрыть аромат вина или коньяка во всей полноте. В таких бокалах подают густые, выдержанные вина. Прямые и развернутые формы больше подходят для игристых и молодых вин, букет которых менее выражен. Форма и размер ножки бокала также не случайны. Высокая прямая ножка у бокалов, предназначенных для напитков, которые пьют теплыми. Для охлажденных напитков и вин предназначены бокалы с укороченной ножкой. Иногда ножка имеет булавообразную форму с утолщением - для того, чтобы тепло пальцев не передавалось бокалу и вино не грелось.
Слово "бокал" в переводе с французского означает "банка". Эта посуда появилась во Франции в XVIII веке. Бокалы использовались для различных вин. Теперь бокалом называют сосуд емкостью 125-150 мл удлиненной цилиндрической, грушевидной формы, или в виде вазочки для игристых вин. У бокала низкая, широкая ножка. Фужер, в отличие от бокала, имеет емкость 200-250 мл и используется для фруктовой или минеральной воды. Это цилиндрический или сужающийся кверху сосуд без ножки. Стакан похож на фужер формой и назначением. Из него пьют пиво и холодные напитки (воды, чай).
Рюмки могут быть чашеобразной или вытянутой формы, с длинными и короткими ножками. Емкость рюмки, как правило, небольшая: от 25 мл (ликерные) до 100 мл (рейнвейные и лафитные). Из рюмок пьют ликеры, водку, коньяк, вина и т.д. Вообще, чем крепче напиток, тем меньше предназначенная для него рюмка.
Полный набор посуды для напитков имеет восемь основных предметов:
- фужер для воды (пива) емкостью 200-250 мл;
- удлиненный бокал цилиндрической или конической формы (иногда в виде вазочки) для шампанского, шипучих и игристых вин емкостью 125 мл;
- бокалы или рюмки для красного вина ("лафитные") емкостью 125 мл;
- бокалы или рюмки для белого вина емкостью 100 мл;
- рюмка или бокал для десертных вин ("мадерные") емкостью 75 мл;
- рюмка для водки и горьких настоек емкостью 50 мл;
- рюмка для ликеров и коньяка емкостью 25-35 мл;
- "лимонадный" стакан для соков, лимонада, морса емкостью 200-250 мл, прямой или несколько расширяющийся кверху.
По отношению к сервировочной тарелке бокалы для напитков расставляются справа и вверху. Порядок их расстановки таков: дальним стоит тот бокал, который будет использован первым. Если коньяк и ликер предусмотрены к кофе, то рюмки сервируют вместе с кофейной посудой. Не рекомендуется ставить бутылки с коньяком или ликером на чайный или кофейный стол: напитки подают налитыми в рюмки.
Для вина подают специальные бокалы:
Они должны отвечать следующим требованиям:
- быть из простого (не цветного) и неграненого стекла или хрусталя, чтобы цвет и чистота вина были хорошо видны;
- у винного бокала должна быть обязательно высокая ножка;
- бокал должен сужаться кверху, чтобы аромат как бы концентрировался в небольшом пространстве над поверхностью вина; допускаются также бокалы с прямыми стенками.
Терпкие вина подают в высоких и округлых бокалах, а легкие - в бокалах, сужающихся кверху. Для красных вин, имеющих богатый насыщенный цвет, необходимы глубокие и широкие бокалы. Чаши этих бокалов самые широкие и высокие, обычно яблокообразной формы, ножка прямая и высокая. Бокал не наполняют вином полностью, иначе потеряется его вкусовой букет. Вино наливают в бокал на две трети, одну треть будет занимать воздух. Существуют специальные бокалы для особых вин - для бордо, бургундского и т.д. Кувшины предназначены для воды, молока, кваса и др. Они устойчивы, имеют ручку и широкое горло с носиком для слива жидкости. Форма обычно коническая или цилиндрическая. Емкость кувшина для воды до 1,5 л, для других напитков - до 2,5-2,7 л. Кувшины могут быть с крышкой и без нее.
Каждое изделие обладает своей спецификой, ставит свои задачи, раскрывает свой неповторимый замысел. В данной работе использовались основные формы - во всех сосудах подчеркивается форма яйца, которые на мой взгляд символизирует Пасху, как бы показывает начало бытия. Этот праздник несет в себе не только религиозное значение, он глубоко уходит в корни, когда еще не было христианства и люди покланялись духам (язычество).
В наше не легкое время когда люди уже не так верят в Бога, не интересуются историей и живут в основном в материальном мире глубоко уходят в быт забывая о духовности. Моя основная задача заключалась в том, что через форму сосудов передать нашу историю и культуру. Каждый кувшин индивидуален. Винный сосуд грациозный, тонкий, взвивающийся вверх, как виноградная лоза стремящееся к солнцу (свету). Издавна считалось, что вино - это напиток Богов, но в этот светлый праздник оно символизирует кровь Господню. Молочный - более приземистый, статичный, не высокий. Он символизирует начало, рождение. Кувшин для воды - символизирует жизнь. Это настолько разные, в то же время неповторимые сосуды, которые объединяет форма яйца. Символ Возрождения.
Мы все исповедуем разную религию, но верим в одного Бога. И нас объединяет вера. Вера в светлое будущее, в котором не будет войн, катаклизм, междоусобиц и катастроф. Ведь не зная прошлого, мы никогда не познаем будущего.
Актуальность этой темы заключается в том, что она вечна и будет интересна всегда и всем. Как человек познает мир, так и мир познает человека. В наше время она напоминает о единстве всех религий и культур, рождение и воскрешение.
Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей. Глиняное, или шликерное, литье основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу.
Шликер - это глина, разведенная до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки
Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок. После высыхания полое глиняное изделие извлекают из формы и досушивают перед тем, как подвергнуть обжигу. Такова в общих чертах схема глиняного (шликерного) литья. Непосредственному литью предшествует большая подготовительная работа. Необходимо выполнить эскиз и изготовить по нему модель будущего изделия, а затем отлить из гипса по модели литейную форму.
К разработке эскиза следует приступать только после того, как вы четко представите себе назначение разрабатываемого изделия, ведь форма, пропорции, величина и декоративная отделка находятся в тесной связи с ним. Но учтите, каким бы удачным ни был эскиз, при. изготовлении по нему объемной вещи почти всегда возникает необходимость внести какие-то поправки. Таким образом, непосредственная работа над объемной моделью может подсказать художнику такие решения, которые не всегда можно предугадать в эскизе. На производстве иногда существует разделение труда, когда эскиз выполняет художник, а модель вытачивает мастер-модельщик. Чтобы творческий процесс не прерывался, художник должен уметь сам вытачивать или вырезать модели. Модель можно выполнять из дерева или гипса. Из дерева модели точат на токарном станке или изготавливают столярными и резчицкими инструментами. Выточенные и вырезанные детали соединяют в единое целое с помощью гвоздей, шурупов и водостойкого клея, например БФ-2 или эпоксидной смолы. Готовую модель несколько раз пропитывают горячей олифой и просушивают. Модели из гипса вытачивают на специальном точильном станке, который представляет собой, по сути дела, гончарный круг, по правую и левую стороны которого расположены ступенчатые подпорки (рис.33.1а). Во время точения на ступеньки укладывают деревянную рейку-правилку (33.16). Правилка служит опорой резца при вытачивании модели. Если к гончарному кругу подсоединить электромотор, то его вполне можно использовать в качестве точильного станка. На верхний диск набивают несколько реек и по периметру привязывают бечевками опалубку из водостойкого картона, пропитанного олифой или парафином (33.1 в). В опалубку заливают гипс (33.1г). Таким образом, на диске после затвердения гипса и снятия опалубки образуется массивная цилиндрическая болванка - головка точильного станка (33.1д). Головка располагается с таким расчетом, чтобы во время работы вращающаяся модель находилась примерно на уровне глаз точильщика.
Так же, как и при вытягивании глиняного изделия на гончарном круге, диск должен вращаться против часовой стрелки со скоростью 300-350 оборотов в минуту. По принципу действия точильный станок напоминает токарный: с вращающейся заготовки также постепенно снимаются резцами стружки до тех пор, пока не будет получена нужная конфигурация тела вращения. Но в отличие от токарного станка, гипсовая заготовка располагается вертикально, а не горизонтально.
Благодаря этому заготовку удобно отливать непосредственно на головке точильного станка; к тому же мастер видит изделие в естественном положении, то есть так же, как если бы оно стояло на столе. В процессе поиска или уточнения формы это очень важно. Резцы для точильно-модельного станка называются клюшками (33.2б). Клюшки изготавливают из стальных стержней, которые насаживают на деревянные ручки. На торце стержня под прямым углом прикрепляется стальная пластинка, имеющая форму треугольника, ромба, трапеции, вала и т.п. Так как обрабатываемый материал достаточно мягок, то нет необходимости закалять режущие части резцов. Некоторые резцы можно изготовить из толстой проволоки, конец которой расплющивают и сгибают крючком. Подобные клюшки используются при точении глиняных изделий на гончарном круге.
Определяя размеры модели, а следовательно, и заготовки, нужно учитывать, что глиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложности на 10-15%. Чтобы керамическое изделие после сушки и обжига имело ранее запланированные на эскизе размеры, следует модель для ее формы делать крупнее, с учетом процента усадки, который определяется опытным путем. Если же он заранее известен, размеры гипсовой или деревянной модели определяют по формуле: X = 100 х а/100 - б, где а - размер керамического изделия после сушки и обжига, б - воздушная и обжиговая усадка в процентах. Предположим, что высота готового керамического изделия должна быть 250 мм при 10-процентной усадке глиняной массы. По формуле определяем, что высота модели из гипса должна быть равной 276 мм. Если же вы имеете дело с одной и той же глиной постоянно, то, значит, и усадка всегда будет постоянной. В этих случаях для определения размеров модели можно использовать масштабный циркуль, сделанный из двух стальных полосок (33.2а). Кончики циркуля подогните так, чтобы расстояния между ними имели определенные пропорциональные соотношения, которые устанавливаются опытным путем. Раствор циркуля на одной стороне должен соответствовать действительным размерам глиняной отливки, на другой - размеру, который необходимо взять на модели. Подготовив станок и инструменты, установите на гипсовой головке обечайку в виде цилиндра, свернутого из плотного, пропитанного олифой картона или толя (33.3а). Цилиндр скрепите мягкой проволокой или сшейте толстыми нитками.
Высота обечайки должна соответствовать высоте вытачиваемой модели, а диаметр - наибольшему диаметру модели с небольшим припуском.
В закрепленную на головке точильного станка опалубку налейте доверху гипсовый раствор (на 7 частей гипса 10 частей воды). Как только через 8 - 10 минут гипс затвердеет, снимите опалубку и, разметив карандашом все основные размеры (33.3б), приступайте к вытачиванию модели. Правильце положите на верхние ступеньки, обоприте на него клюшку и начинайте снимать стружку с вращающейся гипсовой заготовки (33.3в). Насыщенный влагой гипс режется очень легко. Во влажном состоянии его следует поддерживать до окончания точения. При высыхании гипс нужно увлажнять смоченной в воде губкой. Добившись нужной конфигурации модели, срежьте ее у основания стальной проволокой, а затем просушите при комнатной температуре 2-3 суток. Высушенную модель пропитывают несколько раз олифой или эпоксидной смолой, разведенной ацетоном. Чтобы модель просохла, требуется еще не менее двух суток. Модель служит основой для изготовления литейной гипсовой формы. Простейшая гипсовая форма состоит из двух "половин. Прежде чем приступить к отливке формы, со стороны донышка в основании модели сделайте неглубокий полусферический вырез. Это обеспечит устойчивость будущей отливки. Установите опалубку из толя на ровный щит, предварительно смазав разъединительной смазкой ее внутренние поверхности (рис.34). Разъединительную смазку приготовьте из двух частей парафина и пяти частей керосина, расплавленных на водяной бане. Закончив подготовку, налейте в опалубку слой гипса толщиной 10-15 мм (34.1). Как только гипс схватится, но не потеряет пластичности - примерно через 1,5-2 минуты, - установите внутри опалубки модель, вдавив в мягкий гипс ее основание. Затем долейте гипс в опалубку с таким расчетом, чтобы раствор оказался на уровне самых выпуклых участков модели. Помните, что если уровень гипсового раствора будет поднят выше самых выпуклых точек, то модель невозможно будет извлечь из нижней части формы.
Сняв опалубку, вырежьте ножом вдоль всего периметра фальц (четверть), которая в дальнейшем будет являться частью замкового соединения двух половин гипсовой литейной формы (34.2). Плоскости срезов смажьте разъединительной смазкой и снова установите в опалубку, которую теперь уже нужно залить гипсовым раствором доверху (34.3). После затвердевания гипса снимите опалубку и на боковой поверхности нанесите риску (34.3а), идущую вдоль ее оси и пересекающую обе половины формы. Это необходимо для того, чтобы при сборке формы можно было быстро и точно соединить одну половину с другой. После нанесения риски затвердевшие половины формы разъединяют и извлекают из нее модель (34.4). Форму нужно досушить уже без модели в течение двух-трех суток. Она высохнет гораздо быстрее, если ее сушить около печи или у батареи центрального отопления. Форма готова. Теперь нужно приготовить шликер - отмученную жидкую глину. О способе отмучивания глины рассказано в самом начале книги.
Глиняное литье. Залейте шликер в хорошо просушенную гипсовую форму доверху (рис.35.1). Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадаться по тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы.
Процесс всасывания влаги с одновременным нарастанием глиняного слоя на стенках формы называется у керамистов "насасыванием черепка". Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер нужно слить (35.2). На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, - стенки будущего сосуда. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать (35.3). Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах, и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенки затвердевают и становятся тоньше. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же не спеша извлеките отливку из нижней половины. Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней. После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностью восстанавливается и в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копией первого. В одной форме можно выполнить около двухсот отливок. Конечно, сосуд, в основе которого лежит тело вращения, можно изготовить и другим способом, например на гончарном круге. Но есть сосуды, для которых литье чуть ли не единственный способ формовки. К ним относится прямоугольная декоративная ваза, изображенная на рисунке (рис.36). Модель вазы изготовляют из прямоугольного деревянного бруска, к которому приклеивают ножки и горлышки, выточенные на токарном станке (36.1). На одной или двух стенках модели вырезают рельеф. Готовую модель зачищают наждачной бумагой и пропитывают горячей олифой два-три раза. Форма по этой модели отливается в той же последовательности, что и круглая ваза, только вместо цилиндрической опалубки применяется прямоугольная, собранная из четырех дощечек (36.2). Опалубку и поддон смазывают разъединительной мастикой и наливают в нее жидкий гипс так, чтобы в нем оказалась ровно половина модели. Замковое соединение получают вырезанием в нижней половине формы по углам конических углублений (36.3а), которые смазывают мастикой. После заливки второй половины формы (36.4) гипс заполняет эти углубления, образуя шипы. При сборке формы шипы точно войдут в соответствующие углубления и обеспечат точность соединения обеих половин.
Готовую форму освобождают от модели, сушат, а затем выполняют отливку уже известным способом (36.5).
2.4 Экономический расчет себестоимости изделия 2.4.1 Экономический расчет себестоимостиИзучив множество аналогов, проработав различную литературу был сделан вывод, что самое главное в нашей жизни - душа. А лучше всего ее раскрывает искусство. В этой дипломной работе раскрыта тема питьевой набор "Пасхальный". Она многогранная как алмаз. В ней затронуто много теме. Форма подчеркивает символ возрождения. А фразы на сосудах раскрывают смысл. На винном сосуде: "жаждущий! Идите все к водам: и даже вы, у которых нет серебра, идите, покушайте и съешьте, идите, покушайте и без платы вино и молоко". На сосуде для молока: "Как новорожденный младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение". На кувшине для воды: "И утвердил Землю на водах ибо во век милость Его" все эти стихи взяты из священного писания - Библия. Этот ансамбль как нельзя лучше подчеркивает нашу религию и культуру. Каждый сосуд дополняет друг друга и вместе они подчеркивают единство.
1. Артемоненко А.В. 1960 Технология керамики // УГ№8
2. Абрамова М.П. 1969. О керамике с зооморфными ручками // СА. №2.
3. Артамонов М.И. 1948. Скифское царство в Крыму // ВЛГУ. № 8
4. Арчер Мартин. Эллинистическая и римская керамика в Северном Причерноморье. - М: Просветление, 1998 - 128 с
5. Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. - 2000. - №2. - С.46-47.
6. Баранов И.А. 1968. Археологические памятники у с. Новокленово // АИУ 1967 г. Вып. II
7. Бурмистров В.Н. Нормирование теплотехнических свойств керамических стеновых изделий // Строит, материалы. 1996. № 4
8. Бондаренко В.М., Римшин В.И. Строительная наука - направления развития // Строит, материалы. 1998. № 4
9. Бабков В.В. и др. Несущие наружные трехслойные стены зданий сповышенной теплозащитой // Строит, материалы. 1998. № 6
10. Бабков В.В. и др. Несущие наружные трехслойные стены зданий сповышенной теплозащитой // Строит, материалы. 1998. № 6
11. Борейко В.Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. - К: Наукова Думка, 2000 - 200 с
12. Внуков С.Ю. 1984. Светлоглиняные амфоры городища Чайка близ Евпатории // ВМГУ. Серия 8. История. № 6.
13. Воробьев Х.С., Филиппов Е.В. Важный фактор повышения конкурентоспособности стеновых автоклавных изделий // Строит, материалы. 1997. № 2
14. Воробьев Х.С. Производство вяжущих материалов и изделий из ячеистых бетонов в рыночных условиях России // Строит, материалы. 1998. № 1
15. Горчаков Г.И. Строительные материалы: учебное пособие для высших учебных заведений/ Г.И. Горчаков, Ю.М. Баженов; под общ. ред.Г.И. Горчакова. - Владимир: Союзполиграфпром, 1986. - 686 с
16. Инчик В.В. Высолы и солевая коррозия кирпичных стен. СПб.: СПбГАСУ. 1998
17. Залесская В.Н. Керамика с поливой, люстром и другими способами орнаментации. К: Наукова Думка, 1985 - 240 с
18. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1980. - 176 с., ил.
19. Кокоев М.Н. Перспективы применения вакуумно-порошковой теплоизоляции в строительстве // Строит, материалы. 1998. № 3
20. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982. - 577 с., ил.
21. Музыка О.И. Пасхальные традиции // С: Искусство, 1989. - 355с
22. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984. - 144 с.
23. Рекитар Я.А. Экономичные системы наружных ограждений для реконструкции панельных зданий. // Строит, материалы. 1997. № 3
24. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. Школа, 1992. - 159 с.
25. Хигерович М.И., Байер В.Е. Производство глиняного кирпича. М.: Стройиздат. 1984
26. ХохловаЕ. Скопинское гончарство // Народное творчество. - 1997. - №6. - С.38-40.
27. Шмидт Е.А. Керамика. - Симферополь: Таврия 1970 - 280 с
28. Шепелев A. M. Как построить сельский дом. Россельхозиздат, 1984
29. Якобсон АЛ. Привозная керамика. Амфоры и красноглиняные кувшины. - Симферополь: Таврия, 1955 - 180 с.
Реферат Дипломная работа "Керамика Крыма. Питьевой набор" посвящена разработке авторских эскизов и керамического питьевого набора "Пасхальный". Работа имеет традиционную структуру и включает в себя: введение, основную час
Московская Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого состава в период 1993-2008 гг.
Діяльність зі створення і розповсюдження вторинної інформації бібліотеками України
Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Краткая история имяславских споров в России начала ХХ века
Дени Дидро и художественная культура Франции XVIII века
Изготовление оригинального художественного изделия
Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования
Пространственно-временной континуум в творчестве К.С. Петрова-Водкина
Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков
Революция и культура. Революционное искусство Советской России в 1917 - начале 1930-х гг.
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.