курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
НА ТЕМУ:
КОНСТИТУЦИЯ БОЛГАРИИ
ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ПЕРВОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ ЗАОЧНОГО
КОММЕРЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ЕГОРОВ Д.Ю.
ИВАНОВО 2001
TOC o "1-1" h z 1. Конституция Болгарии. Основы государственного строя по Конституции Болгарии. PAGEREF _Toc508778960 h 3
2. ПАРЛАМЕНТ.. PAGEREF _Toc508778961 h 7
3. ПРЕЗИДЕНТ. PAGEREF _Toc508778962 h 10
4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД . PAGEREF _Toc508778963 h 12
5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА : PAGEREF _Toc508778964 h 14
Действующая ныне конституция Республики Болгария принята Седьмым Великим Народным Собранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив, таким образом, болгарскую Конституцию 1971 года.
Конституция 1991 г. представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей) и переходных и заключительных положений, имеющий отдельную нумерацию (9 параграфов).
В преамбуле конституции содержится заявление о верности общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права личности, ее достоинство и безопасность, провозглашается решимость создать демократическое, правовое и социальное государство и сохранить единство Болгарии.
Первая глава "Основные начала", состоящая из 24 статей, содержит характеристику государства, закрепляет основополагающие принципы функционирования политической и экономической системы Болгарии, принципы деятельности государства в социальной сфере. Как указывалось в одном из решений Конституционного суда Болгарии, принципиальное значение включенных в эту главу норм "определяется их предназначением очертить фундаментальные ценности, на которых базируются отношения в сфере государственного устройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство прав личности.
Вторая глава "Основные права и обязанности граждан" (36 статей) фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев. Содержащаяся в ней ст. 26 прямо указываемо пребывающие в Болгарии иностранцы имеют все права и обязанности, предусмотренные этой конституцией, за исключением тех, для которых конституция и законы требуют болгарского гражданства. Главы с третьей по шестую регулируют правовой статус органов государства ( соответственно: "Народное Собрание", ''Президент Республики", "Совет министров", "Судебная власть" ).
Седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местной администрации.
Восьмая глава носит название "Конституционный суд" и содержит нормы, регулирующие порядок образования и деятельности данного органа. Такой текстуальный "отрыв" от других органов государства не случаен: тем самым законодатель подчеркнул, что Конституционный суд стоит вне других органов власти.
Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнение действующей конституции, а также принятия новой конституции [1].
Статья 5 устанавливает, что Конституция является верховным законом, и другие законы не могут ей противоречить. Предписания Конституции имеют непосредственное действие. [2]
Конституция Республики Болгария устанавливает, что Болгария является республикой с парламентарным правлением (ст. 1-1). Видимо, такая формулировка была использована для введения термина «парламент», не характерного для социалистического периода, когда и парламент, и парламентаризм рассматривались официальной наукой и практикой как явления, чуждые социалистическому строю и принципу единства власти.
Но сам термин не может быть признан удачным, так как, по сути, он является синонимом термина «парламентарная республика». Однако, поскольку Президент в Болгарии избирается непосредственно избирательным корпусом, а не парламентом, как это характерно для парламентарных республик, данная форма правления никак не может быть отнесена к парламентарным республикам. Вместе с тем такие институты, как вотум доверия, возможность роспуска Президентом парламента, наличие должности главы правительства, показывают, что это и не президентская республика. Конституция установила в Болгарии смешанную (полупрезидентскую) республику.
Республика Болгария - правовое государство и управляется в соответствии с Конституцией и законами страны (ст. 4-1). Среди гарантий данной нормы следует отметить зафиксированные в ст. 5 верховенство и непосредственное действие Конституции, запрет осуждения за действие или бездействие, не являвшиеся по закону преступлениями на момент совершения, объявление ратифицированных в установленном порядке международных договоров частью внутреннего права страны и их приоритет перед нормами внутреннего законодательства, обязательное опубликование всех нормативных актов, которые вступают в силу через три дня после обнародования, если в них не определен другой срок.
Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. “Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им непосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции. Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан в выборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст.10).
Никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить осуществление народного суверенитета” (ст. 1).
Конституцией провозглашается принцип разделения властей: “Государственная власть в республике подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную” (ст. 8).
Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономные территориальные образования (ст.2). Территориальная целостность республики конституционно объявлена неприкосновенной. Эта же статья предусматривает наличие в республике местного самоуправления.
Особо установлено, что официальным языком является болгарский. Таким образом, не только отрицается право населения какой-либо части страны на сецессию, что в современном конституционном праве — распространенное явление, но и запрещается такая форма решения национального вопроса, как создание автономных образований. Это свидетельствует об остроте национального вопроса в стране, о том, что решение проблемы, устраивающее все стороны, еще не найдено.[3]
Конституция устанавливает (ст. 11) принцип политического плюрализма в организации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как государственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан. Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политические цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим партиям (ст. 12).
Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности - частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17).
Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права. Ее основными целями являются национальная безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого международного порядка (ст. 24). Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннего права страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат (ст. 5-4).
Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все граждане равны перед законом.
Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии, кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2).
Конституцией признаются и гарантируются личные, политические, экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойное обращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст. 30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения - ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36 (является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выбора вероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова - ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41; избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, создание объединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции в государственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитание детей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и на забастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь, на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право на пользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; на здоровую и благоприятную окружающую среду - ст. 55; право на защиту - ст. 56.
Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57).
Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении и исполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а также в оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях (ст.58-61).
Парламент - Народное Собрание - Республики Болгария состоит из 240 депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. В случае наступления состояния войны, военного или другого чрезвычайного положения во время или после истечения мандата Народного собрания, его полномочия продолжаются до отпадения этих обстоятельств
Народное собрание является постоянно действующим органом законодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74).
Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе Конституции и принятого им регламента (ст.73).
Народным представителем может быть избран дееспособный человек, достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65).
Конституция содержит нормы, характеризующие статус народного представителя. Статья 67 предусматривает, что народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этим императивный мандат запрещен. В случае избрания народного представителя министром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращает свои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке (ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получают вознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатской неприкосновенностью (ст. 70).
Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий также заместителя. Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организации деятельности Собрания (ст. 77).
Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных и временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности Народного Собрания и осуществляют от его имени парламентский контроль. Временные комиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79).
Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящей из 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторых иных полномочий.
Народное Собрание Болгарии:
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü [4]
Правом законодательной инициативы обладает каждый народный представитель и Совет министров (ст. 87).
Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов как правило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов (ст. 81).
Как было сказано выше, из своего состава Народное собрание избирает постоянные и временные комиссии.
Постоянные комиссии оказывают помощь Народному собранию в его деятельности и осуществляют от его имени парламентский контроль. В соответствии с принятыми в 1995 г. Правилами организации и деятельности Народного собрания создаются следующие постоянные комиссии: по труду, социальным и демографическим проблемам; по здравоохранению; по делам молодежи, спорту и туризму; по парламентской этике; по энергетике и энергетическим ресурсам; по доходам, расходам и имуществу политических партий: по борьбе с коррупцией; по развитию горных, полугорных и пограничных районов; по бюджету и финансам; по организации и деятельности государственных органов; по местному самоуправлению, административно – территориальному устройству и региональной политике; по внешней политике; по национальной безопасности; по правам человека и вероисповеданиям; по земледелию и лесам; по образованию и науке; по культуре; по делам радио и телевещания и Болгарского телеграфного агентства; по охране окружающей среды водам и экономическая комиссия. Состав колеблется от 13 (комиссия по парламентской этике и комиссия по доходам расходам и имуществу политических партий) до 31 (экономическая комиссия и комиссия по национальной безопасности) народного представителя.[5]
Временные комиссии создаются для изучения проблем и проведения расследований.
Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15 дней со дня принятия.
Президент Республики Болгария является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет государство в международных отношениях (ст. 92).
Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2).
Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этом предельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-1).
Президент не может быть народным представителем и исполнять другую государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в руководстве политической партии (ст. 95-1).
Наряду с президентом избирается вице-президент.
Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101).
Президент может быть принудительно отрешен от должности в случае длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого заболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушения Конституции (ст. 103-1).
Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст. 102-2).
Президент обладает несколькими группами полномочий.
Полномочия Президента в отношении парламента:
ü
ü
ü
ü
ü
Полномочия Президента в отношении правительства:
ü
ü
ü
ü
ü
ü
Полномочия Президента в военной сфере:
ü
ü
ü
ü [6]
Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящих лиц в судебной системе, Главного прокурора, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия.
Президент возглавляет Консультативный совет по национальной безопасности, в состав которого входят: председатель Народного собрания, министр - председатель, министр обороны, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр финансов, начальник генерального штаба болгарской армии и по одному представителю от каждой парламентской группы. Этот совет обсуждает вопросы внешней и внутренней политики, принимает меры по обеспечению гражданского мира в стране, общественного порядка, прав и интересов болгарских граждан; предпринимает действия, направленные на пресечение или предотвращение возникновения угрозы для национальной безопасности. На очередные заседания Совет собирается один раз в три месяца, внеочередные заседания проводятся в случае необходимости по инициативе Президента или при объявлении общей или частичной мобилизации, военного положения и в некоторых других случаях, прямо предусмотренных конституцией.[7]
Болгарский Конституционный суд, задуманный как один из пяти самостоятельных высших органов власти (наряду с парламентом Президентом, Советом Министров и высшей судебной властью в лице Верховного судебного совещания и двух Верховных судов), оказался принципиальным новшеством и посттоталитарной государственной системе Болгарии. Нормативной основой деятельности Конституционного Суда Болгарии является одноименная глава 8 Конституции Болгарии, а также некоторые другие нормы Конституции. В соответствии со ст. 152 Конституции 16 августа 1991 года Народным Собранием принят закон о конституционном суде.
Компетенция Конституционного Суда устанавливается только конституцией, в текущем законодательстве эти нормы присутствовать не могут.
Главная задача деятельности конституционного суда состоит в обеспечении верховенства конституции.
Конституционный Суд не входит в систему судебной власти, а занимает самостоятельное место среди высших государственных институтов.
Суд состоит из 12 судей, избираемых по одной трети соответственно Народным Собранием, президентом и общим собранием судей Верховных кассационного и административного судов на срок 9 лет.
Повторное избрание на должность запрещено. Состав суда обновляется через каждые три года от каждой квоты.
К компетенции суда относится (ст. 149):
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
Все решения Суда принимаются квалифицированным большинство голосов с перевесом минимум в 7 голосов.
Акты Конституционного Суда окончательны. Его решения обязательны для всех государственных органов, юридических лиц и граждан. По закону ни одно решение Суда не может быть отменено или приостановлено.
Как верховный гарант законности , Конституционный суд правомочен не просто контролировать законотворческую деятельность парламента, но и объявлять не имеющими силы любые акты парламента или Президента, которые не соответствуют Конституции. В условиях переходного периода, когда обе ветви власти действуют в своего рода законодательном вакууме, а часто и по законам, противоречащим действующей Конституции, такое расширение сферы компетенции Суда оказалось вполне оправданным. Вынужденные безотлагательно принимать решения по вопросам, для урегулирования которых не подготовлены еще даже законопроекты, парламент (обычно откликающийся на запросы кабинета) и Президент но необходимости следуют процедурам, принятым н установленным еще при коммунистическом режиме. Таким образом, на Конституционный суд возлагается поиск надлежащего баланса между эффективностью управления, законностью и верховенством Конституции.[8]
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
[1] Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии. // Правоведение, 1992, № 1, с. 81.
[2] Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко // Правоведение, 1992, № 1, с. 83-98.
[3] Конституционное право зарубежных стран. –М.: Норма : ИНФРА-М, 2000. С. 637.
[4] Конституция Республики Болгария. С. 83-98.
[5] Иностранное конституционное право: Учебник / Под ред. Маклакова В.В. – М.: Юристъ , 1997. С. 493-494.
[6] Конституция Республики Болгария. С. 83-98.
[7] Иностранное конституционное право. С. 496-497.
[8] Коларова Р. Скромное обаяние судей. / Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993, №2. С. 51.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ТЕМУ: КОНСТ
Кредит в производительной форме: аренда, лизинг
Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат
Монархия, республика и их виды
Конституционное право зарубежных стран (контрольная)
Опыт государственного регулирования на Украине (контрольная)
Особенности конституции США
Парламент Франции
Судебная власть и судебная система РК
Политическая жизнь и политическое устройство Испании
Закон Украины «О гражданстве»
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.