курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ПО ФИЛОСОФИИ
Вариант 13 (V=(20*66)div 100=13)
Студента Ерёмина Константина Львовича,
идентификатор BE011EKL, пароль 00494266
1. Какова структура философского знания?
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
· Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
· Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.
- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)
- Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.
- Общая история познания, эволюция познания.
· Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
· Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.
· Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)
· Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.
· Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
· Философия истории.
· История философии.
Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:
· Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
· Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).
· Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:
- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)
- Систематизация данных научного познания.
- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).
Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.
2. Проблема бытия в философии XX века.
Варианты современных философских знаний на бытие разнообразны:
· ''Критическая онтология'' - концепция немецкого философа Н. Гартмана.
В основе этой концепции лежит идея структурности бытия. Бытие обнаруживает себя в формах ''онтологического шока'' – столкновением человека с неподатливостью мира, с запредельностью, с границей наших возможностей. Человек ощущает, что он не господин собственной судьбы.
Здесь эмоции – есть формы переживания бытия как времени, неподвластного человеку. В реальном бытии Гартман выделяет материю, жизнь психику, дух, - существующие во времени. Существование в пространстве присуще только материи. В идеальном бытии Гартман выделяет сферу познания (восприятие, созерцание, знание) и логическую сферу (понятие, суждение, умозаключение).
По Н. Гартману, - бытие не может порождаться, возникать, исчезать. Бытие в понимании Н. Гартмана есть пространство.
· Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний). Представители этого направления (Х. Гадамер) рассматривают бытие как ''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного с бесконечным. Бытие представляется в формах временности.
Человек не может свободно двигаться, перемещаться во времени, но он не может и удержаться в одной точке временного потока. Человек не может властвовать над временем , но он пытается его освоить. Герменевтика –есть форма освоения времени.
· ''Телесность''. Представители этого направления , например, Ф. А. Лосев, считают, что
тело есть последняя осуществлённость личности. Тело – это основа самопознания, это бремя и благо, это постоянное напоминание человеку о его ограниченности, способ, с помощью которого человек преодолевает эту ограниченность. Способ бытия жизни, - дается, прежде всего, телом.
· С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного” и “мир естественного”. Такое деление бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякого существования.
Взгляды современных философов на бытие как на естественно – искусственную проблему важны в настоящее время так, как технологическое могущество современного человека сопоставимо с естественно – биосферным миром, окружающим его.
3 . Деятельностная природа человека и сознание.
Человек сам по себе, взятый изолированно от коллективных форм своей жизнедеятельности – ничто. Согласно К. Марксу человек является историческим и социальным существом. Он “он не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений “. (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т. 21. с. 265).
В своей социальной трудовой деятельности, человек создает искусственный материальный мир, мир культурных ценностей. Он создает язык, искусство, религию, науку, философию, нравственность, традиции. Конечно, создает он этот мир не на пустом месте.
Возникновение человека, антропогенез, эволюция человечества, свидетельствует о тесной связи человека и природы. Как социальное существо человек не просто приспосабливается к природе, он стремится стать ее хозяином.
Рассмотрим несколько этапов освоения человеком природы:
· “Присваивающий” период начинается с появления человека разумного (первобытная эпоха). Человек воздействует на природу лишь фактом своего существования. Природа практически полностью определяет все особенности жизни человека.
Сознанию, по видимому, отводилась роль орудия (подсобного средства) необходимого для оптимизации трудового процесса (трудовых навыков).
· Этап “производящей” экономики (от первобытного строя до буржуазных отношений).
Внешний мир, природа рассматривается как арена деятельности человека. Природа утрачивает самостоятельную ценность. Природа понимается как бесценная кладовая. Человек становится господином природы, и власть его кажется безгранична. Воздействие человека на природу приобретает глобальный характер.
В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Формируется новое ''биологическое'' мышление. Академик В. И. Вернадский создаёт учение о ноосфере, рассматривая её как область слияния законов общества и природы. Современный человек осознаёт в себе единство природы и космоса.
В заключение можно сказать:
1) Человек в процессе своей деятельности эволюционирует. Он является результатом эволюционных процессов в природе и в обществе.
2). Человек – деятель. Его деятельная природа непосредственно связана сего сознанием, с осознанием себя в окружающем мире.
3). Деятельность человека, его сознание должны быть направлены на понимание своей роли в окружающей природе и обществе, постоянное возвышение и нарастание в нём нравственного начала.
4. Проблема истины и заблуждения.
Важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью, идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзя верить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет.
Взгляды философов различных эпох на данную проблему:
· Классическая (аристотелевская) концепция истины
Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знаний или утверждений (представлений)- действительности, реальному положению дел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия.
· Когерентная теория (концепция) истины.
Выдающие представители, Гегель, В. Соловьев. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теории истины, - истина понимается как некоторый идеал, к которому нужно стремится, но достичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренции это согласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом.
· Прагматическая концепция истины.
Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знания удостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины – это типично инженерный подход к проблеме истины.
· Диалектико – материалистическая концепция истины.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, - считают, что истина это соответствие субъективного образа объективной реальности. Здесь соответствия насыщается практическим смыслом. Истина - по определению в субъекте, но она так же и вне субъекта. Истина объективна, – истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. Истина субъективна - это значит, что она не существует помимо человека.
Марксистская гносеология исходит из положения о том, что абстрактной истины нет – истина всегда конкретна. Абстрактная истина есть истина пределы применимости которой не установлены. Поэтому она (абстрактная истина) распространяется на неопределенную область явлений, превращаясь в свою противоположность – заблуждение.
Чтобы отличить истинное от заблуждения необходимы критерии. В домарксистских гносеологиях критерий достоверности истинности знания искался в самом знании. В марксистской концепции, критерий истины – в понятии практики. Марксистское определение практики включает в себя целеполагающую деятельность человека.
В качестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностным нормам и принципам. Ценностные принципы могут определять направление развития современного человечества
В качестве критерия истинности может выступать также эстетический критерий. Чувство, гармония, совершенство, красота – играют большую роль при выборе тех или иных сценариев развития
5. Смысл существования человека.
Смысл жизни изначально присущ жизни, в её глубинных основаниях бог создал человека по своему образу и подобию. Смысл жизни для верующих в Бога людей, состоит в служении человеку, своей семьи, своим детям, своей родине, Богу.
Вопрос “Для чего жить?” является наиболее характерным в человеческой жизни. От того, как человек относится к этому вопросу, какие цели он ставит перед собой, чем наполнена его духовная жизнь, - зависит его настоящее и бедующее. Вопрос сводится к выбору человека, его свободе выбора жизненного пути.
Закончился XX век впечатляющим шествием цифровых технологий. Необычайное развитие получили космические, медицинские, физико-биологические и другие технологии. Философия, наука, культура, религия, политология образование достигли таких вершин, о которых человечество могло только мечтать. Но техногенная деятельность человека принесла и отрицательные моменты системно-угрожающего характера. Перспектива глобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов, угроза экологических взрывов, огромный экономический разрыв между различными странами, неравномерность социально – экономического и научно технического развития, загрязнение мирового океана, сокращение энергетических и сырьевых запасов, - ставит перед человечеством жизненно важные проблемы. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности.
Различают несколько групп глобальных проблем:
Глобальные (общечеловеческие) проблемы:
· Интерсоциальные проблемы.
- Проблемы мира между народами.
- Проблемы создания нового международного экономического порядка.
- Проблемы устранения неравномерности экономического развития разных стран.
- Проблемы связанные с международным терроризмом.
· Проблемы, как результат взаимодействия природы и общества.
- Проблемы природных ресурсов.
- Проблемы освоения мирового океаны с космоса.
- Экологические проблемы.
- Продовольственные проблемы.
· Проблемы как результат взаимодействия человека и общества.
- Проблемы народонаселения (демографические).
- Проблемы здоровья человека.
- Проблемы образования.
Решение этих проблем возможно только совместными усилиями народов всех стран. В каком направлении будет осуществлено их решение, зависят судьбы всего человечества.
Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании. Появляются различные теории, авторы которых предлагают решить эти проблемы, рассматривая человека в качестве части природы.
В трудах русских космистов (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский) высказывается идея автотрофности будущего человечества. Традиционное представление о мире и человеке в нем исчерпало себя, свои возможности. На смену идет афтотрофно-созидательное будущее, где общество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечным космосом.
8. Космизм – это философское явление, отражающее проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. (Русский космизм. Представители: Н. Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв, В.И. Вернадский, П. А. Флоренский, К. Э.Циолковский.).
2. Философия и мировоззрение. В. Н. Ивановский. Понятие философии. Структура философии.), с. 243., М., 1990.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. с. 265.
4. Философия. Справочник студента. М. 1999.
5. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М. 1989.
6. А. Д. Московченко. Философия. Учебное пособие. Томск . 2001.
Контрольная работа по философии
Онтология, гносеология, аксиология
Шпаргалка по философии
Шпаргалки по философии
Материал к экзамену по философии
Философия Милетской и Элейской школ
38 вопросов по философии
Философия Милетской и Элейской школ
Билеты по философии
Материал к экзамену по философии
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.