курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение. 3
1. Концепция информатизации Ханты-Мансийского автономного округа. 5
2. Цели и задачи информатизации Ханты-Мансийского автономного округа 8
3. Основные направления информатизации Ханты-Мансийского автономного округа 12
3.1 Информационная поддержка хозяйствующих субъектов округа. 12
3.2 Информатизация процессов управления социальной сферой. 14
3.3 Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти округа. 20
3.4 Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа. 22
3.5 Основные направления информатизации органов местного самоуправления) 23
Заключение. 25
Список использованных источников. 31
Приложения. 32
Доминирующим фактором современного этапа развития цивилизации является процесс повсеместной информатизации, связанный с постоянным развитием и распространением в глобальном масштабе новых инфокоммуникационных технологий (ИКТ). В Окинавской хартии глобального информационного общества отмечено, что «инфокоммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века».
В российских условиях расширение сферы применения ИКТ представляет собой стратегическую задачу, без решения которой невозможно преодолеть характерную для нынешней отечественной экономики сырьевую зависимость, повысить эффективность деятельности предприятий и обеспечить надлежащее функционирование системы государственного управления и местного самоуправления.
На сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из ведущих регионов Российской Федерации в сфере практического применения ИКТ и развития информационных ресурсов. Подтверждение тому – присуждение Югре призовых мест в шести номинациях на Всероссийском конкурсе «Лучший регион в сфере ИКТ» в 2004 г. Округ включен в Федеральную целевую программу «Электронная Россия» (2002–2010 гг.)» в качестве опорной зоны по восьми направлениям.
В целях содействия проведению единой государственной политики в сфере информатизации, обмена опытом работы и освещения вопросов реализации мероприятий, предусмотренных ФЦП ЭР, в округе уже четвертый раз проводится межрегиональная научно-практическая конференция «Информационные технологии и решения для «Электронной России»», в которой принимают участие ведущие специалисты по информатизации из всех регионов России. Одновременно с конференцией в начале июня 2005 г. в Ханты-Мансийске прошла выставка «Информационные технологии XXI века». Эта выставка стала юбилейной, пятой по счету.
На конференции и выставке были представлены современные решения в области развития информационных систем в органах государственной власти, муниципальных образованиях и бюджетных организациях, а также передовые достижения компаний, работающих в ИКТ-секторе экономики. На форум были приглашены руководители структурных подразделений органов исполнительной власти автономного округа, образовательных учреждений, главы муниципальных образований и руководители подразделений по информатизации органов местного самоуправления, представители органов власти субъектов РФ и УрФО, а также коммерческие компании. Свои экспозиции представили 11 муниципальных образований (города Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, Югорск, Урай, Нягань; Ханты-Мансийский, Сургутский, Нефтеюганский, Октябрьский и Кондинский районы), 19 коммерческих организаций (ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Уралсвязьинформ», ЗАО «Констеллейшн 3D Восток» и др.), 10 структурных подразделений органов государственной власти автономного округа, 10 государственных учреждений и предприятий.
Информатизация – это многогранный организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на оптимальное удовлетворение информационных потребностей общества. Информатизация Ханты-Мансийского автономного округа является одним из важнейших и определяющих факторов, обеспечивающих необходимую информационную поддержку социально-экономического развития региона. Непосредственной целью информатизации является обеспечение эффективной информационной поддержки решения политических, социальных и экономических задач развития округа.
В политическом аспекте процессы информатизации позволяют:
– создать необходимые условия для доступа широких слоев населения к информационным ресурсам в целях повышения его политической, экономической и социальной активности;
– способствовать реализации процессов гласности и демократизации общества;
реализовать мониторинг общественного мнения населения по основным проблемам жизнедеятельности;
– создать условия согласованного развития округа и муниципальных образований в его составе как целостного субъекта Российской Федерации;
прогнозировать, выявлять и разрешать проявления социально-экономической напряженности.
Экономические аспекты информатизации ориентированы прежде всего на повышение эффективности общественного производства, использования природных ресурсов и собственности Ханты-Мансийского автономного округа, улучшение социально-экономических условий жизни населения.
Использование информационных технологий в социальной сфере позволяет:
– более полно и своевременно учитывать потребности населения округа и целенаправленно реагировать на эти потребности;
– способствовать реализации принципа социальной справедливости при распределении общественных благ;
– способствовать эффективному функционированию отраслей социальной инфраструктуры;
– повысить интеллектуальный потенциал общества, развивать новые формы досуга, отдыха и развлечения населения.
В Концепции информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, утвержденной постановлением Губернатора от 3.06.1996 г. №206 определены основные принципиальные положения и пути построения территориальной информационной системы (ТИС) округа, разработки общего представления о структуре и содержании системы в целом и направлениях информатизации в отдельных ее частях (элементах), разработано научно-техническое обоснование программы информатизации Ханты-Мансийского автономного округа.
Концепция информатизации округа является основным научно-методическим документом, содержащим основные принципиальные подходы к развитию процессов информатизации, обеспечивающим целостное представление об информационной системе округа в целом.
В настоящее время с учетом изменившихся за пять лет условий и полученных результатов в сфере информатизации Ханты-Мансийского автономного округа Концепция получила своё развитие и подготовлена её новая редакция.
В Концепции определены:
– основные цели и направления информатизации процессов управления Ханты-Мансийским автономным округом;
– стратегия и тактика проведения работ с учетом имеющихся в России работ в этом направлении, привлечения для решения проблем информатизации различных научно-производственных коллективов;
– основные направления по развитию инфраструктуры информатизации с учетом со временного состояния средств вычислительной техники;
– система управления информатизацией округа, основные этапы реализации Концепции, экономические и социальные последствия от внедрения новых информационных технологий.
В целом содержание Концепции ориентировано на формирование общей единой стратегии проведения политики информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, единого методологического подхода при проектировании и создании прикладных информационных технологий для всех уровней и структур органов власти и управления.
При разработке Концепции учитывались:
– законодательные и другие нормативные правовые документы федерального уровня, регламентирующие процессы информатизации отдельных сфер деятельности общества;
– методические документы Минсвязи России в области региональной информатизации, построения территориальных информационных систем и их элементов;
– опыт решения проблем информатизации в других регионах Российской Федерации;
– особенности округа как объекта информатизации, в т.ч. существующая специфика региональной экономики и системы управления Ханты-Мансийского автономного округа, уровень развития информатизации в отдельных сферах социально-экономической системы округа.
Основной целью информатизации Ханты-Мансийского автономного округа является создание на основе новейших информационных и коммуникационных технологий Территориальной информационной системы (ТИС), обеспечивающей формирование и интеграцию информационных ресурсов, необходимых для управления социально-экономическими процессами, развития предпринимательства в регионе, реализации прав граждан и организаций на информацию в соответствии с приоритетами, установленными Концепцией социально-экономического развития округа.
Основными задачами информатизации Ханты-Мансийского автономного округа являются: обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа необходимой и достаточной информацией для принятия своевременных, обоснованных и эффективных управленческих решений, в том числе, на основе создания первичных информационных ресурсов для органов управления, комплексных информационно-аналитических систем, использования современных технологий принятия решений, ситуационных центров; интеграция информационных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа на основе использования единой системы информационно-лингвистических средств ТИС (общесистемных классификаторов, стандартов на форматы представления данных и др.) и единой технологии построения баз данных; повышение информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа для общества. Организация доступа к информационным ресурсам округа граждан, юридических лиц, общественных организаций и объединений; интеграция информационных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа во внешние информационные среды в целях предоставления широкому кругу пользователей информации о регионе и получения адекватной информации о потенциальных деловых партнерах за его пределами; обеспечение информационной безопасности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В настоящее время основными объектами внимания территориальных органов управления являются:
– хозяйствующие субъекты различной ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе, субъекты, имущество которых принадлежит округу;
– региональные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, природные, информационные;
– окружающая среда;
– население округа.
К каждому из этих объектов органы управления применяют два вида воздействия: руководят (распоряжаются) либо координируют (создают условия).
Процессы, обеспечивающие реорганизацию системы хозяйствования и новые требования, предъявляемые со стороны юридических и физических лиц к информации, существенным образом должны изменить и изменили ролевые функции всех участвующих в этом процессе и, в первую очередь, органов управления. На первый план выдвинулись функции управления имуществом, ресурсами, социальной сферой. Немалое значение приобрели функции, связанные с развитием предпринимательской и коммерческой деятельности и ряд других, ранее не присущих централизованной системе управления. С другой стороны, немаловажное значение, с точки зрения налогообложения, формирования бюджета и бюджетной политики, имеют и взаимоотношения органов территориального управления с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.
Изменилась и предметная область информатизации территориального уровня, которая включает:
информатизацию законодательной и исполнительной власти как представителей коллективного собственника на территории и юридического лица, ответственного за установление цивилизованного порядка в отношениях между всеми собственниками на территории и поддержание устойчивого функционирования узаконенного механизма хозяйствования;
информационную поддержку деятельности хозяйствующих субъектов региона в части обеспечения информацией всех видов их деятельности;
информатизацию процессов управления социальной сферой;
информатизацию процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды в части обеспечения информацией органов территориального управления для оценки состояния природных ресурсов и воспроизводства жизненной (природной) среды населения;
информатизацию деятельности органов местного самоуправления.
Важной задачей информатизации округа является правовая информатизация, обеспечивающая создание условий удовлетворения информационно-правовых потребностей органов власти и управления государственных и общественных предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Она осуществляется на основе Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.06.93 г. №966.
Кроме того, в качестве отдельного направления региональной информатизации выделяется «Создание и обеспечение эффективного функционирования региональной инфраструктуры информатизации», как совершенно новой отрасли, формирующей информационную, программно-техническую, организационную, телекоммуникационную инфраструктуру региональной информатизации.
С учетом сложившейся структуры управления округом каждая из выделенных предметных областей информатизации рассматривается по трем уровням:
– информатизация управления округом в целом (государственное управление);
– информатизация управления городом (городским хозяйством) окружного значения (местное самоуправление);
– информатизация управления административно-территориальной единицей округа.
Состав и содержание конкретных проектов информатизации на каждом уровне существенно зависит от принятой в округе схемы делегирования полномочий каждому из органов управления, которая определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным за коном. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, уставом Ханты-Мансийского автономного округа.
Декомпозиция основных направлений в Концепции информатизации производится, исходя из принятых основных направлений социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа.
При описании и детализации Концепции информатизации использована следующая структуризация:
– направление информатизации;
– поднаправления информатизации;
– проекты информатизации.
Информационная поддержка деятельности хозяйственных субъектов округа ориентирована, прежде всего, на предоставление информационных услуг по всем видам деятельности (производственной, экономической, коммерческой) хозяйствующим субъектам, формирование (согласование) схем развития и размещения каждого из отраслевых комплексов, определение налоговой и кредитной политики по отношению к ним.
Все множество хозяйствующих субъектов, рассматриваемых при определении основных концептуальных положений данного направления информатизации, можно условно раз бить на две группы:
товаропроизводители;
хозяйствующие субъекты, поддерживающие производственную и социальную инфраструктуру округа.
К первой группе относятся хозяйствующие субъекты нефтегазодобывающего, топливно-энергетического, нефтехимического, лесного и машиностроительного комплексов.
Интерес органов государственного и муниципального управления к этим структурам объясняется следующим:
– эти хозяйствующие субъекты являются основными источниками пополнения окружного и местных бюджетов;
– эти хозяйствующие субъекты, как правило, оформлены в виде акционерных обществ со смешанной формой собственности и интерес государственных и местных органов управления заключается в возможности управления своей долей собственности.
К основным проектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, относятся:
– информационные технологии поддержки производственной, экономической и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов (предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т.д.);
– информационные технологии разработки схем формирования, развития и размещения отраслевых комплексов.
Ко второй группе относятся хозяйствующие субъекты транспортного, жилищно-коммунального и градостроительного комплексов.
Предприятия этих комплексов работают, как правило, в определенных территориальных образованиях и взаимодействуют с местными органами власти и управления.
Информатизация градостроительного комплекса ориентирована, прежде всего, на решение проблемы комплексной застройки города с учетом имеющихся ресурсов, инженерных коммуникаций, зеленых зон и т.д.
К основным проектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, отноcятся:
– информационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров;
– информационные технологии ведения генерального плана развития города и организации его исполнения;
– информационные технологии ведения городских земельных отводов;
информационные технологии плана капитального строительства и контроля его исполнения;
– информационные технологии ведения государственного градостроительного кадастра.
Вышеперечисленные проекты создаются для Главного управления архитектуры, подразделений капитального строительства городских мэрий.
Информатизация жилищно-коммунального хозяйства города предполагает информационную поддержку деятельности различных городских служб ЖКХ и ориентирована на развитие и поддержку инженерных коммуникаций города.
К основным проектам информатизации этого поднаправления можно отнести:
– информационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фондов;
– информационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей;
информационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
– информационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей;
– информационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
– информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля за его исполнением;
– информационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполнения;
– информационные технологии ведения городских кадастров газопроводов;
информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства.
Информатизация процессов управления в социальной сфере ориентирована, прежде всего, на внедрение экономических механизмов и информационных технологий, направленных на:
– смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
– расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальными услугами.
В рамках этого направления следует рассмотреть проблемы организации непосредственного информационного обслуживания населения по широкому спектру таких вопросов, как деловая информация, коммерческая информация, информация о деятельности предприятий сферы услуг и т.д.
Проблема социальной защиты малообеспеченных слоев населения связана с ухудшением положения дел на потребительском рынке, ростом цен на товары и услуги первой необходимости, различной покупательной способностью населения и ориентирована, прежде всего, на информатизацию деятельности территориальных служб социальной защиты населения.
На обеспечение решения задач органов социальной защиты населения направлены следующие проекты информатизации по данной проблематике:
– формирование банка данных лиц, имеющих право на получение социальных льгот;
– организация назначения, перерасчета, выплаты пособий, компенсаций и других денежных выплат социального характера, а также осуществление учета выплаченных сумм;
– формирование банка данных на прибывающих в регион граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы, в т.ч. нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и получении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации;
– организация учета граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
назначение и выплата возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
Значительную роль в обеспечении социальной защиты населения округа играет региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу. Информатизация процессов управления в этой сфере осуществляется в направлении персонификации учета доходов и расходов в разрезе каждого застрахованного физического лица, автоматизированного ведения персональных лицевых счетов медико-социального страхования, решения задач анализа уровня заболеваемости, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в округе и т.д.
Работы в этом направлении развиваются в рамках соответствующих программ Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основные направления информатизации деятельности региональных центров занятости населения определяются в соответствии с содержанием федерального закона о занятости и состоят из следующих взаимосвязанных технологий:
– информационные технологии учета вакансий;
– информационные технологии учета обратившихся;
– информационные технологии учета общественных работ;
– информационные технологии состояния учебно-курсовой сети;
– информационные технологии учета безработных и выплаты пособий;
– информационные технологии формирования и расходования фонда занятости;
– информационные технологии анализа рынка труда;
– учрежденческие информационные технологии деятельности Центров занятости;
– информационные технологии формирования статистической информации.
Специфика организации системы трудоустройства требует реализации этих проектов в виде территориально-распределенной системы обработки данных.
Основными проектами информатизации деятельности миграционных служб являются:
– информационные технологии персонифицированного учета граждан Российской Федерации, обратившихся в территориальные органы миграционной службы с ходатайством о получении (получивших) статуса вынужденных переселенцев;
– информационные технологии персонифицированного учета лиц, обратившихся за получением (получивших) статус беженца;
– информационные технологии персонифицированного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность или занимающихся незаконной трудовой деятельностью на территории Российской Федерации;
– информационные технологии персонифицированного учета лиц, незаконно пребывающих на территории округа;
– информационные технологии учета юридических лиц, утративших право на при влечение иностранной рабочей силы.
Информатизация управления потребительским рынком округа ориентирована, прежде всего, на информационную поддержку защиты прав потребителей и своевременное и качественное обеспечение их товарами и услугами первой необходимости.
Функционально задачи по информатизации данного поднаправления должны рассматриваться, прежде всего, на уровне органов местного самоуправления и заключаются в ведении баз данных о предприятиях и организациях, оказывающих услуги населению (розничная торговля, бытовое обслуживание, общественное питание), муниципальных договорах на предоставление услуг, реестрах действующих лицензий и паспортов на право оказания услуг; учете, контроле и анализе деятельности предприятий и организаций, оказывающих услуги населению; разработке, учете, контроле и анализе социальных программ по защите прав потребителей.
Информатизацию системы образования необходимо рассматривать как мощный инструмент, предоставляющий учащимся равные возможности в образовании независимо от места жительства и социального положения, а также равную доступность к новым знаниям. Основной задачей информатизации системы образования Ханты-Мансийского автономного округа является построение сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей создание единого информационного образовательно-педагогического пространства.
Комплекс сетевых услуг для образовательных учреждений автономного округа предусматривает:
– возможность коллективного обсуждения проблем (телеконференции),
доступ к базам данных различного уровня (местный, российский, международный);
– предоставление распределенных автоматизированных средств обучения;
удаленный доступ к программным продуктам;
– удаленный доступ к мировым центрам информатизации, библиотекам, фондам про грамм и т.д.;
– получение оперативной информации по всем областям жизнедеятельности общества.
Комплекс программ создания в автономном округе территориально-распределенной информационной системы образования включает:
– создание образовательного портала;
– создание и развитие системы дистанционного образования;
– создание образовательных информационных центров;
– разработку автоматизированного рабочего места преподавателя и учащегося;
разработка транспортной среды, обеспечивающей информационное взаимодействие;
– разработку и установку программно-технических средств (компьютерное, сетевое, телекоммуникационное оборудование);
– разработку нормативно-правовой базы.
Основными проектами информатизации системы здравоохранения округа являются:
– информационные технологии по организации медицинского мониторинга здоровья населения округа;
– информационные технологии управления и надзора за фармацевтической деятельностью предприятий, учреждений и организаций, сертификацией и контролем за качеством лекарственных средств;
– информационные технологии управления страховой медициной;
информационные технологии оперативного управления работой скорой помощи;
– типовые информационные технологии органов управления здравоохранением на окружном, городском и районном уровнях;
– типовые информационные технологии поддержки деятельности медицинских учреждений (больниц, поликлиник и т.д.).
Работы по информатизации в сфере культуры проводятся в следующих основных направлениях:
– создание единого информационного пространства для музеев округа;
создание базы данных по памятникам истории и культуры округа;
– информационное обеспечение мониторинга историко-культурного наследия округа;
– создание корпоративных библиотечно-информационных систем;
создание оцифрованного краеведческого книжного фонда;
– создание центров доступа к открытым базам данных правовой и другой информации в общедоступных библиотеках округа;
– создание и поддержка специализированной Web-страницы «Кинематография Югры»;
– создание централизованных баз данных по направлениям:
1) текущая информация в сфере кинематографии;
2) реестр окружного фильмофонда.
3) создание автоматизированной базы данных:
4) каталогов окружного фильмофонда;
5) лицензионно-правовой;
6) кинофестивалей и семинаров;
7) информации по актерам, режиссерам и киностудиям.
Для обеспечения эффективного управления развитием социальной сферы округа создаваемые в рамках отдельных ведомственных структур системы образуют единый функциональный комплекс – комплекс социальной защиты населения. Формирование такого комплекса предполагает создание необходимых условий информационного взаимодействия отдельных систем, в том числе, таких как единство и однозначность первичной информации, разработка интерфейсов между взаимодействующими системами, организационно-правовая регламентация информационного взаимодействия, наличие необходимой телекоммуникационной среды.
Органы исполнительной власти представлены Администрацией Губернатора, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, которое является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа, органа ми государственной власти округа, а также территориальными звеньями федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округа представлены окружной Думой и представительными органами местного самоуправления.
А. Информатизация деятельности органов исполнительной власти округа
В условиях реформирования системы управления социально-экономическими и политическими процессами в обществе, нарастающего многообразия проблем, требующих оперативного решения, обоснованность и эффективность решений, принимаемых органами исполнительной власти, в значительной степени зависят от качества и оперативности ин формационно-аналитического обслуживания этих органов.
Анализ основных направлений деятельности органов исполнительной власти округа позволяет выделить следующие поднаправления информатизации:
– информатизация учрежденческой деятельности органов исполнительной власти ориентирована, прежде всего, на внедрение безбумажных технологий обработки информации;
– информационная поддержка деятельности по вопросам управления государственной собственностью;
– информатизация экономической деятельности и финансово-кредитного комплекса округа;
– информатизация международных, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности Правительства округа, которая направлена на развитие и повышение эффективности внешних связей округа, на позитивное развитие социально-экономического положения округа в целом и определяется Программой социально-экономического развития и Программой развития внешних связей Ханты Мансийского автономного округа;
– информатизация процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ориентирована на информационное обеспечение деятельности соответствующих органов исполнительной власти округа, по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по защите объектов нефтегазодобывающего и топливно-энергетического комплексов, по защите коммунального хозяйства от аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Реализация проектов по данному поднаправлению осуществляется с использованием геоинформационных технологий обработки информации.
Б. Информатизация органов законодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округа
Информатизация законодательной и представительной власти округа проводится в следующих направлениях:
– информационная поддержка проведения заседаний Думы, в том числе, подготовка регламентных документов, регистрация, проведение заседаний, голосование, протоколирование;
– информационная поддержка законотворческой деятельности депутатов и депутатских комиссий, в том числе, доступ и работа с гипертекстовыми базами данных,
– электронный обмен готовящимися документами, информационные технологии рас смотрения и согласования проектов законодательных актов;
– информационная поддержка текущей деятельности депутатов;
– информационная поддержка геополитического и социально-экономического мониторинга региона.
Информатизация процессов эффективного использования природных ресурсов (природопользования) и охраны окружающей среды должна быть направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей в топливно-энергетических, минеральных, водных и лесных ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Направлениями информатизации процессов управления природопользованием и ох раной окружающей среды являются:
– информатизация процессов управления использованием минерально-сырьевых ресурсов;
– информатизация процессов управления использованием лесных ресурсов;
– информатизация процессов управления использованием водных ресурсов;
– информатизация процессов управления охраной окружающей среды;
– информатизация процессов регулирования в области обращения с отходами.
При этом большое значение имеет решение задачи организации эффективного информационного обмена между органами государственной власти округа, органами местного самоуправления и соответствующими ведомственными структурами. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа должно иметь исчерпывающую информацию, характеризующую состояние природных ресурсов территории и состояние окружающей среды округа.
Учитывая однородную предметную ориентацию большинства городов, районов и других административно-территориальных образований Ханты-Мансийского автономного округа, можно говорить о типизации проектных решений по информатизации органов местного самоуправления.
Выделены следующие основные типовые направления информатизации органов местного самоуправления:
– информатизация финансово-кредитной деятельности;
– информационная поддержка управления имуществом;
– информационная поддержка управления потребительским рынком;
– информатизация процессов социального развития территории;
– информатизация процессов градостроительства;
– информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйством;
– информатизация учрежденческой деятельности органов местного самоуправления;
– создание городской инфраструктуры информатизации.
Принимая в 1996 году Концепцию информатизации, руководство Ханты-Мансийского автономного округа понимало, что сделан лишь первый шаг на большом, трудном и длительном пути широкого внедрения передовых информационных технологий, телекоммуникационных систем, формирования региональных информационных ресурсов, на пути перехода на качественно новый уровень не только сферы управления округом, но и всех других сфер жизнедеятельности, а также жизни населения.
Из ряда научно-методических документов, разработанных на федеральном уровне в Минсвязи России (а ранее – Роскоминформе), а также из опыта работ по информатизации регионов было известно, что необходимыми условиями успешного решения большинства проблем по информатизации региона являются:
– принятие Администрацией региона специального Постановления о проведении работ по информатизации;
– решение проблемы ресурсного обеспечения работ, включая разработку механизма финансирования работ по информатизации региона;
– назначение одного из руководителей Администрации региона ответственным за информатизацию в регионе с возложением на него функций заказчика систем и средств региональной информатизации;
– выбор (назначение) головной организации по информатизации региона,
назначение главного конструктора (руководителя) работ по информатизации региона;
– создание нормативной базы процесса информатизации;
– построение организационной структуры управления процессом информатизации региона.
Формирование организационной структуры управления отраслью информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе началось с создания в системе органов исполнительной власти округа специального структурного подразделения по вопросам информатизации. Так, 18 марта 1997 года был создан Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. Главной задачей Комитета являлось информационное обеспечение органов государственной власти округа на основе интеграции информационных ресурсов с помощью территориальной информационной системы (ТИС) при взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными ин формационными системами. При этом главным направлением работы Комитета и явилась реализация Концепции информатизации округа. Большую работу по формированию структуры Комитета, по определению его задач и функций на начальном, самом трудном, этапе его становления выполнила Маслова Наталья Рудегоровна, которая является все эти годы его председателем.
Заметным событием в деятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание в его структуре в 2000 году отдела ситуационного анализа. Это позволило значительно повысить уровень информационного обеспечения процесса стратегического анализа и планирования социально-экономического развития округа, осуществлять структуризацию решаемых проблем, оценивать варианты управленческих решений на основе современных информационных технологий и средств отображения информации.
Важнейшим результатом деятельности и характеристикой Комитета по информационным ресурсам явилось формирование нормативной базы информатизации, подготовка по становлений и распоряжений Губернатора, Президиума Правительства и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по различным вопросам информатизации. По мере расширения функций и круга решаемых Комитетом задач, охвата процессом информатизации всё новых сфер жизнедеятельности округа требовалось документально и нормативно-обосновывать все проводимые мероприятия по информатизации. Яркой иллюстрацией расширения объема работ и активизации деятельности Комитета по информационным ресурсам в последние годы является существенный рост количества разработанных документов и характеристики документооборота Комитета.
Однако, еще более важной характеристикой активизации процессов информатизации а, следовательно, и эффективности деятельности Комитета по информационным ресурсам является количество баз данных, программных средств и автоматизированных информационных систем, внедренных в структурных подразделениях органов власти и управления, в организациях округа.
Потребность в новых информационных технологиях стала появляться всё у большего числа структурных подразделений и органов управления Ханты-Мансийского автономного округа. Значительно возросло количество закупаемых средств вычислительной и организационной техники, систем и средств телекоммуникаций. Остро встал вопрос о качественном техническом обслуживании СВТИ. В этой связи в 1998 году в структуре Комитета по информационным ресурсам появилась техническая служба. В функции технической службы входят не только установка и ремонт средств вычислительной и организационной техники, но и установка и настройка программного обеспечения, антивирусных программ, подключение к локальной сети, настройка доступа к Интернет, обеспечение работы с электронной почтой и поддержка ряда прикладных и справочных систем и программ, тщательный учет всех СВТИ, повышение квалификации пользователей, оборудование и техническая поддержка крупных общественно-значимых мероприятий, проводимых в округе.
Этапом в деятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание официального WWW-сайта органов власти Ханты-Мансийского автономного округа. Сайт предоставляет большие возможности для формирования информационной базы данных об автономном округе и доступа к ней из локальной вычислительной сети и сети Интернет. Сайт постоянно обновляется, совершенствуется и превратился в солидное электронное средство массовой информации, включая в себя все большее количество разделов.
Немаловажным обстоятельством для реализации Концепции информатизации Ханты-Мансийского автономного округа является ресурсное, в том числе финансовое обеспечение проводимых работ и приобретения СВТИ.
Придавая большое значение решению проблем информатизации округа, созданию системы интегрированных информационных ресурсов, внедрению передовых телекоммуникационных систем и применению современных информационных технологий, руководители Ханты-Мансийского автономного округа сочли необходимым и возможным включить в структуру регионального бюджета специальную статью – Информатика – тем самым внеся определенную стабильность и уверенность в процесс реализации Концепции информатизации Ханты-Мансийского автономного округа. Следует отметить, что далеко не в каждом регионе Российской Федерации имеется специальная «строка на информатизацию» в региональном бюджете, что, конечно, является определенным сдерживающим фактором в развитии работ.
Успех реализации Концепции информатизации в значительной степени зависит от информационного сопровождения Концепции и от деловой репутации органа власти, который осуществляет функции как заказчика ТИС, так и функции системного интегратора ТИС.
Пять лет, прошедших с момента создания Комитета по информационным ресурсам, показали, что в Ханты-Мансийском автономном округе выполнен значительный объем работ по реализации основных направлений информатизации округа, предусмотренных Концепцией информатизации. Округ вошел в число ведущих регионов Российской Федерации в сфере применения инфокоммуникационных технологий и развития информационных ресурсов.
Автономный округ включен в качестве опорной зоны для отработки типовых решений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия» (проект «Автоматизированная система «Государственный регистр населения»). Развернуты работы по созданию Единой образовательной информационной сети автономного округа.
Сформирована нормативная база первого этапа информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, позволяющая активизировать и расширить работы по информатизации на следующем этапе. Силами Комитета внедрено более 40 информационных систем и программных комплексов во многих органах государственной власти и местного самоуправления.
Эти и многие другие результаты были получены во многом благодаря реализации Комитетом следующих принципов:
– изучение и грамотное применение в конкретных условиях округа научно-методических материалов и документов, разработанных на федеральном уровне;
– творческое использование положительного опыта передовых регионов Российской Федерации;
– выделение главного ключевого звена информатизации на первом этапе информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, при реализации первого варианта Концепции информатизации округа. Таким звеном было формирование системы интегрированных информационных ресурсов и создание локальной вычислитель ной сети органов власти Ханты-Мансийского автономного округа;
– широкое использование Интернет / Интранет технологий;
– формирование коллектива разработчиков-единомышленников.
В настоящее время подготовлена вторая редакция Концепции информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, в которой учтены достигнутый уровень информатизации округа, новые задачи, стоящие перед информатизацией на современном этапе развития округа, а также современные достижения в сфере создания информационных систем, формирования систем информационных ресурсов, создания коммуникационных систем и нормативно-правовой и нормативно-технической базы региональной информатизации. Как будет реализована эта Концепция, читатели узнают в одном из будущих номеров журнала «Информационные технологии территориального управления».
1. http://www.admhmao.ru/
2. http://daily.sec.ru/
3. http://www.admsurgut.ru/
4. http://www.ccc.ru/
5. http://www.eduhmao.ru/
Приложение 1
Основные направления информатизации управления округом
Направления, поднаправления информатизации | Подразделения-пользователи |
Информационная поддержка деятельности хозяйствующих субъектов округа Информационная поддержка деятельности жилищно-коммунального комплекса региона Информационная поддержка деятельности транспортного комплекса Информационная поддержка деятельности нефтегазодобывающего комплекса Информационная поддержка деятельности топливно-энергетического комплекса Информационная поддержка деятельности химического и нефтехимического комплекса Информационная поддержка деятельности лесного комплекса Информационная поддержка деятельности градостроительного комплекса |
Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по финансам и налоговой политике, комитет по транспорту и связи, управление внешнеэкономических и межрегиональных связей, управление жилищно-коммунального хозяйства |
Информатизация процессов управления социальной сферой. Информатизация процессов социального обеспечения населения и социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Информационное обеспечение мониторинга состояния межнациональных отношений в округе. Информатизация деятельности региональных центров занятости и миграции населения Информатизация системы здравоохранения населения региона Информатизация процессов образования и профессионально-технического обучения. Информатизация управления потребительским рынком региона. Создание территориальных агентств по информационному обслуживанию населения |
Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по средствам массовой информации, комитет по делам молодежи, управление по труду и занятости, главное управление образования, отдел по защите прав потребителей, управление культуры |
Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти Информационное обеспечение учрежденческой деятельности аппарата органов власти и управления округа Информатизация экономической и финансово-кредитной деятельности Администрации округа Информатизация процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Информатизация деятельности органов региональной статистики для поддержки решений по управлению регионом Информационная поддержка процессов приватизации и управления имуществом Информационное обеспечение мониторинга общественного мнения населения округа Информатизация внешнеэкономической деятельности Администрации Информатизация представительных органов власти округа Информатизация органов местного самоуправления Информационное взаимодействие с финансовыми, правоохранительными, налоговыми и другими структурами территориально-отраслевого подчинения |
Аппарат администрации и думы, комитет по экономике и прогнозированию, комитет по финансам и налоговой политике, комитет по управлению госимуществом, комитет по средствам массовой информации, комитет по делам молодежи, управление внешнеэкономических и межрегиональных связей, юридическое правовое управление, окружное управление статистики, социологический центр |
Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды Информационное обеспечение системы экологического мониторинга округа Информатизация процессов управления земельными ресурсами округа Информатизация процессов управления воздушной средой Информатизация процессов управления природными ресурсами (недрами) Информатизация процессов управления флорой и фауной |
Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по природным ресурсам |
Приложение 2
Основные направления и проекты информатизации органов местного самоуправления
Основные направления, проекты | Подразделения, пользователи |
Юридическая и экономическая поддержка организации местного самоуправления Разработка основных положений по организации местного самоуправления Разработка комплекса нормативных документов, определяющих взаимоотношение органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, расположенными на данной территории Разработка нормативных документов по эффективному хозяйственному механизму местного самоуправления |
Заместители мэра, экономический отдел мэрии, финансовое управление, комитет по управлению имуществом, отдел городского самоуправления |
Информатизация финансово-кредитной деятельности, Информационные технологии формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств. Разработка информационных технологий эффективного налогообложения хозяйствующих субъектов территории Разработка информационных технологий эффективной кредитной политики за счет бюджетных и внебюджетных средств органов управления Информационные технологии подготовки и ведения планов социально-экономического развития округа в целом и его отдельных территориальных образований Информационные технологии формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения |
Заместитель мэра по экономике финансовое управление, экономический отдел, комитет по управлению имуществом |
Информационная поддержка управления имуществом Информационные технологии ведения регистров муниципальных предприятий Информационные технологии ведения договоров аренды на муниципальное имущество Информационные технологии разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации |
Комитет по управлению имуществом |
Информационная поддержка управления потребительским рынком Информационные технологии расчета минимального потребительского бюджета населения Информационные технологии формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполнения Информационные технологии формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта города Информационные технологии ведения баз данных по ценам на товары и услуги и организация контроля их исполнения Информационные технологии учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсов Информационные технологии оперативного выявления спроса на товары и услуги |
Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей, экономический отдел, инспекция по контролю за ценами и тарифами, Комитет по управлению имуществом |
Информатизация процессов социального развития территории Информационные технологии ведения базы данных о малообеспеченных слоях населения Информационные технологии учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населения Информационные технологии ведения базы данных по объектам системы образования Информационные технологии ведения базы данных по объектам системы здравоохранения Информационные технологии ведения базы данных по объектам культуры Информационные технологии ведения базы данных по объектам физкультуры и спорта Информационные технологии поддержки пенсионного обеспечения населения |
Управление социальной защиты населения, экономический отдел, финансовое управление, управления образования, здравоохранения, культуры, комитет по физкультуре и спорту |
Информатизация процессов градостроительства Информационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров Информационные технологии ведения генерального плана развития города и организация контроля его исполнения Информационные технологии ведения городских земельных отводов Информационные технологии плана капитального строительства и контроля его выполнения Информационные технологии ведения земельных кадастров Информационные технологии ведения договоров на использование земельных ресурсов Информационные технологии разработки планов оптимального использования земельных ресурсов |
Главное управление архитектуры и градостроительства, отдел формирования плана капитального строительства и застройки, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству |
Информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйством Информационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фонда Информационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей Информационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей Информационные технологии ведения городских кадастров электрических и дорожных сетей Информационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети Информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля его исполнения Информационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполнения Информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства Информационные технологии формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организация контроля его исполнения Информационные технологии формирования и контроля исполнения комплексной экологической программы территории Информационные технологии ведения картографической базы данных природоохранных и экологически вредных объектов |
Управление жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экологии и природным ресурсам, транспортный отдел, отдел оперативного реагирования на аварийные ситуации, управление дорожного строительства и благоустройства |
Информатизация учрежденческой деятельности органов местного самоуправления Информационные технологии поддержки правового обеспечения Мэрии Информационные технологии поддержки подготовки и ведения принятых Мэрией решений и контроля их исполнения Информационные технологии поддержки делопроизводства Мэрии Информационные технологии поддержки ведения жалоб и предложений городского населения в Мэрии Информационные технологии поддержки деятельности первых руководителей Мэрии Информационные технологии ведения базы данных «Структура органов власти и управления» Информационные технологии ведения баз данных актов гражданского состояния на территории |
Управляющий делами, юридический отдел, контрольный отдел, общий отдел, организационный отдел, городской отдел ЗАГС |
Создание городской инфраструктуры информатизации Создание программно-технической базы городского информационного узла и узлов абонентов городской компьютерной сети, проектирование и реализация городской сети передачи данных Разработка технологии ведения и использования распределенной системы баз данных коллективного пользования органов местного самоуправления Cоздание сервисных подразделений по поддержке работоспособности сети и системы баз данных |
Головные организации по проектированию и эксплуатации территориальной инфраструктуры информатизации |
Концепция проекта в проектном анализе
Концепция производительного труда экономистов XVII-XIX вв.
Короткострокова і довгострокова рівновага фірми
Корпорації. Методи втановлення цін на продукцію
Корреляционно-регрессионный анализ
Корреляция ВВП и коррупции
Краткосрочные и долгосрочные периоды деятельности фирмы
Кредит. Экономический цикл
Кредитно-финансовые инструменты стимулирования экспорта в Украине
Криві байдужості, їх властивості. Параметри підприємства як мікроекономічної моделі. Виробнича функція
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.