База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Культура Древнего Египта — Культурология

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                  по дисциплине: «Культурология»

                  на тему:  Культура  Древнего Египта.

ВЫПОЛНИЛ:

Студент: Митичев Руслан Сергеевич            

                                         Группа Г – 2 - 22

 Курс 1

 № зачетной книжки: 06375

 дом. телефон: 43-75-11

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель            

Мурманск

2003 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….1-2 стр.

Глава 1. Происхождение древнеегипетской культуры.

 Основные этапы ее развития…………………………………………3-6 стр.

1.1  Додинастический период………………………………………….3 стр.

1.2 Раннее царство: 1 и 2-я династии…………………………………3 стр.

1.3 Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии………………..3-4 стр.

1.4 Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии…………..5 стр. стр.

1.5 Новое царство - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии……………...5-6 стр.

Глава 2. Древнеегипетская мифология и религия.

Их роль в развитии культуры Египта…………………………………7-11 стр.

Глава 3. Искусство Древнего Египта.

Его сакрально-религиозный характер…………………………….…12-13 стр.

Глава 4. Научные достижения Египта……………………………….14-15 стр.

Вывод ………………………………………………………………….16 стр.

Список литературы……………………………………………………17 стр.

Список литературы.

1.     Розин В.М. Культурология.М.,2001

2.     Бабахо В.Н., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов. М.,2000

3.     Культурология в вопросах и ответах. Под редакцией Г.Драча. Ростов-на-Дону, 1999

4.     Мифы народов мира.Энциклопедия в 2-х томах. М.,1994

5.     Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989

6.     Лихачев Д.С. Сочинения в 3-хорошо томах. М., 1990

7.     Соловьев В. Сочинения в 2-хорошо томах М., 1988

8.     Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993

9.     Культурология. ХХ век. Словарь. СПб, 1997

10.         А. И. Пигалев  Культурология. Волгоград, 1999

Введение

    Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сло- жилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.         

   Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном  заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения гикососов и возродилась обновленной мощью.

    Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого  пользова- лись отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

    В  известной  ”Истории”  Геродота  прошлое  Египта  описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

    Несмотря на то, что в Египте сохранилось много памятников, лишь в 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания - произведения религиозной литературы, летописи, поучения, сказ- ки и повести.

    Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”, подчеркивая плодоро-

дие ее почвы, в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне. Слово “Еги- пет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения, представляло из себя искажен- ное поэтическое обозначение древней столице Мемфиса - Хет-ка-Птах (Кре -пость бога Птаха). Геродот называл Египет “Даром Нила”, ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали, и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.

    Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой огром- ной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы. Почти вся страна оказывалась под водой, за исключением естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых располагались города и селения, превра- щающиеся на время в островки. К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на по- лях плодородный слой ила.

    Вслед  за  временем наводнения начинается  второй  четырехмесячный сезон (время посева), а за ним следует третий - жатва (март - июль).

ГЛАВА 1

Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития.

    Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском  масштабе способствовала объединению множества областей (номов) в единое государство. Правда, в самом начале египетской истории их было два: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны осуществил царь Верхне- го Египта - Менес (Мина), подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основав- ший первую династию объединенной страны. С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей (фараонов). Обычно выделяют следую- щие периоды развития Древнего Египта:

1.1 Додинастический период

    В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне  пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.

    Если о раннеегипетских храмах судить по знакам - изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества - это гробницы царей, знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца (ступенчатая пирамида).

1.2 Раннее царство: 1 и 2-я династии.

    В Раннем царстве возникают  все виды египетского письма, складывается система  счета, появляется первый свиток  папируса, делаются первые попытки  мумификации, начинают возводиться монументальные гробницы - каменные  мастабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц.

1.3 Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.

   Время наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”, носителя двойной короны Египта, олицетворителя бога Гора, сына Ра. Все эти определения, имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру  египетского фараона, обладавшего неограниченной экономической, политичес- кой и верховной жреческой властью. Подтверждение тому - грандиозные гроб -ницы-пирамиды.

    Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы - Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения еги-петской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царст- ва вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начи- ная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. Уже во вре- мя Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки - гробни- цы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культо- вых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими верова- ниями.

    В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня - алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины - таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабаты вались в течение Древнего царства.

1.4 Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии.

    Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных династий.

Побеждает  фиванская  династия, но  власть  фараонов  явно тускнеет. Наибо- лее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет 1 , Сенусерт 3 -его похо- ды в Палестину, Аменемхет III - грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.

    Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, ко- торые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире «алфавитное письмо».

    Именно Среднему царству принадлежат первые математические и меди- цинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном пони- мании этого слова). Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах).

    Библиотека из гробницы Ремессеума позволяет сделать вывод о довольно высоком уровне развития художественной литературы. Среди религиозных, научных и традиционно дидактических текстов были найдены и художествен- ные произведения.

1.5 Новое царство - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.

    Эпоха нового царства была для Египта временем бурного экономического развития (приток в страну огромного количества сырья, скота, золота, денег и рабочей силы в виде пленных).

    Среди фараонов выделяются: Тутмос I ,  дошедший со своими войсками до Евфрата; царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II; Аменхотеп IV, он же Эхнатон – фараон, попытавшийся, пусть и вынужденно, из - за внешних обстоятельств посягнуть на пантеон египетских богов; Рамсес II, прославившийся сражением с хеттами.

    Плавность и гибкость очертаний – частое явление периода Нового царства. Изобразительное искусство эпохи Нового царства разносторонне по своему содержанию.

    Эпоха Нового царства характеризуется дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.

    В эпоху Нового царства продолжается строительство новых храмов в Египте. «Домами богов» называли египтяне храмы (Фиванский храм, Карнакский храм с колонным залом площадью 5 тыс. кв. м.).

    Новое царство явилось дальнейшим этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов.

   За новым царством следует так называемое Позднее или Ливийско-Саисское  царство. В начале этого исторического периода тенденции распада оказываются очень сильными. Здесь усиливаются влияние крупнейшего центра северного Египта – города Саиса, окруженного болотами и потому оказавшегося практически недоступным для завоевателей. Было даже время, когда саисский Египет вновь стал централизованным государством. Однако в 525 г. до н.э. Древний Египет был завоеван персами.

     332г. до н.э.- Египет отвоеван у персов Александром Македонским. Он был торжественно встречен египетскими жрецами, объявлен фараоном и обожествлен. В Египте Александр основал город Александрию. Этому городу выпала судьба сыграть очень важную роль в истории культуры, а сам Египет благодаря завоеванию его Александром открылся навстречу новым культурным влияниям[1]. В 30г. до н.э. Египет становится провинцией Римской Империи.

ГЛАВА 2

Древнеегипетская мифология и религия.

Их роль в развитии культуры Египта.

    Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее.

    Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходив- шей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобре- тает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним (Ра - Атум) становится во главе Эн- неады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возник- ших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, кото- рые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-це- лительница; Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с голо- вой львицы.              

    Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

    Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает но вый государственный культ Атона -солнечного диска; меняет свое имя на Эхна- тон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Гори- зонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхна- тона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”закон- ных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

    Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали пави анами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой но вых богатых плодов. Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”. В наиболее знойное вре- мя года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури”, люди переста- ли почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра соб- рал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и ре-шили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, ко-торая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъя- рилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подви- гах... Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом. Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила. Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с осо-быми волосами на хвосте. Кроме того, он был душой бога Птаха и бога Ра.

     Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодо- родия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодоро- дия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с го-ловой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окон чания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи -бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пе-ром на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и па леткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского кален-даря. Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

    А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения: “Тексты пирамид” – древней-шие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребаль-ных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обес-печить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и раз-мещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых”- составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, ко-торые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.      

    Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бес-смертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покой-ник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от воз делывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис - умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.

    К  основным письменным источникам относятся следующие произведения:

     “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в  пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

     “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспе-чить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и раз-мещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства.

       “Книга мертвых” - составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в заг-робное царство.

    Особо следует указать на такую черту религиозных представлений Древних Египтян, как почитание животных. Эту черту подчеркивают, не обращая внимания на хронологические рамки ее существования. Между тем эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли.

ГЛАВА 3

Искусство Древнего Египта.

Его сакрально-религиозный характер.

    Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно прос ледить на огромном протяжении времени - свыше четырех тысяч лет. Уже бла-годаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представ ляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и развития ис-кусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и уста-новить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетс-кого рабовладельческого общества.

    Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы велико-лепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Об этом яр-ко свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов - пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огром-ные обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн.[2]

    Египтяне путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства и художественные ремесла - резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева.

    Огромной заслугой египетского искусства было раскрытие внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Темой многих сцен было горе родных и друзей, оплакивающих смерть близкого человека, ужас бегущих от египетских колесниц врагов, нежная взаимная любовь членов семьи.[3]

    Существует одна характерная особенность египетского искусства – длитель- ное следование принятым в древности образцам. Причина этого явления заклю- чается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных об щих чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества, за-крепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников  Египеского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это развитие целиком.[4]

    Древний Египет не вышел за рамки пиктографического письма, но существенно усовершенствовал его. Сначала пиктография передавала действительность некоторыми цельными рисунками, которые изображали конкретные ситуации. У древних египтян рисунок начинает распадаться на отдельные части, тем самым превращаясь в текст. Пиктографическое письмо переходит в логографическое.

ГЛАВА 4

Научные достижения Египта

    Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают.             Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных  промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую  астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

     Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день.

    Грандиозное древних египтян было сделано в области  физики - для умень- шения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пира-мид).

    В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изо- бретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из  цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много  различных украшений.

    Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицин- ские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понима-нии этого слова).

    Особенно развита в Древнем Египте была математика – и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16.  Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

    Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце.

    Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часи- ки, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами).

    Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа.

    География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных про-мыслов пустыни.

    Возможно, современному человеку эти знания покажутся слишком примитивными, однако не следует забывать, что это – ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

Вывод

    Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского.

    Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере усвоены римлянами и Византией, народами христиан Востока и Русью.

    Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим  знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены величайшие практические знания в области  математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака).

    Европа, получившая от Древнего Египта начатки науки и искусства, обязана ему еще одним благодеянием – алфавитным письмом (фр. ученый Ж.Ф. Шампольон).

    Храмы Египта – это гигантские каменные книги, где художники использовали все доступные поверхности. Архитравы,  колонны, их основания, пилоны, стены изнутри и снаружи, все покрыто изображениями и иероглифами. Древние памятники сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и культовые предметы. Потребности усопшего были скопированы с потребностей живого фараона.

    Культура фараоновского Египта, связь с которой поначалу отвергались и христианами и мусульманами, ныне рассматривается всеми как неотъемлемая часть их исторической и духовной цивилизации.



[1] Пигалев А.И. Культурология. Учебное пособие Волгоград. 1999г.

[2]   Розин В.М. Культурология.М.,2001

[3] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М.,1994

[4] .   Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Под редакцией А.А.Радугина,М.,1998.

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                   по дисциплине: «Культурология»                

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Новогодние традиции народов мира
Городская одежда
Культура, ее функции, субъекты
Статья Ю. Лотмана "Сватовство, брак, развод"
Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы. (Возникновение и развитие панк-рока)
Честь и достоинство
Троице-Сергиева Лавра
Предметный и духовный мир древних греков, эллинистическая культура, идеал человека древнеримской античности
Несохранившиеся памятники Ульяновска
Культура Китая

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru