курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы[1].
Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых.
Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Объектом работы является культура.
Предмет работы выступают понятия определений «молодежь и культура».
Цель работы: изучить понятия «молодежь» и «культура»
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятия определениям «молодежь» и «субкультура»;
2. Выделить сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи;
3. Рассмотреть сферы реализации молодежи.
Теоретической основой контрольной работы выступают учебные пособия по культурологии, социологии, а также материалы периодических печатных изданий.
Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и списком использованных источников.
1. Понятие «молодежь» и «субкультура»
Молодежь как специфическая группа изучается многими науками: философией, социологией, педагогикой, психологией, культурологией и другими.
В широком смысле слова молодежь – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.[2]
Понятие «молодежь» достаточно часто используется сегодня в разговорной речи для обозначения определенной группы людей. Употребляя его, чаще всего, ориентируются на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, если даже пытаться определить только возрастные рамки молодежи, то и здесь возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия «молодежь». Однако точное установление данных границ остается проблематичным в связи с несогласованностью сроков биологического, социального и психического развития, а также в связи с несовпадением темпов формирования отдельных свойств индивида: физического роста, полового созревания, интеллектуального и социального развития.
В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.
Таким образом, молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик.
Понятие «молодежь» тесно связано с понятием «субкультура». Прежде чем рассматривать понятие «субкультура» необходимо дать понятие культуры в целом.
Существует множество определений понятия «культура». В данной работе под культурой будет пониматься следующее определение. Культура – совокупность социально значимых идей, символов и ценностей, идеалов, норм и правил поведения, языка и деятельности, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Таким образом, субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов, и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).[3]
Субкультура включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпровождения; жаргон; фольклор и другое.
С точки зрения культурологии субкультура – объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды.[4]
Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью, так называемая контркультура главной особенностью которой является отрицание общепризнанных принципов.
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени, что создает предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Существуют различные типологии молодежных субкультур. Рассмотрим некоторые из них.[5]
По социально-правовому признаку выделяют:
1. Просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
2. Социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;
3. Асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.
Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1. Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с известными оговорками – байкеры);
2. Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);
3. Криминальные (гопники, люберы);
4. Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Синкевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1. Со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2. С социальной позицией – экокультурные;
3. С образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;
4. С альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
Также молодежные движения можно разделить на такие группы:
· связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;
· отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;
· связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры;
· связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;
· связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;
· враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически – футбольные фанаты и металлисты;
· религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;
· группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;
· элита: мажоры, рэйверы;
· антикварные субкультуры: битники, роккабильщики;
· субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;
· социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
Таким образом, молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.
2. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи
В отечественной научной литературе молодёжная проблематика стала рассматриваться только с начала XX века. Можно выделить пять периодов в изучении такой группы, как молодежь. Первый период охватывает дореволюционное время. В это время появляются статьи о проблемах учащейся и студенческой молодёжи, о проблемах быта и материального положения студенчества, о положении рабочих-подростков на производстве и в быту, о проблемах «отцов и детей». Второй период относится к 20-м годам XX века: изучаются проблемы труда и воспитания молодёжи. Третий период приходится на середину 30-х годов XX века. Молодёжь стала рассматриваться на этом этапе как объект социалистического воспитания. Четвёртый период изучения молодёжи приходится на 60-е годы XX века. На этом этапе основными темами были: нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование "духовного - социалистического" облика молодёжи, патриотизма, честности, порядочности и верности идеям марксизма-ленинизма. Пятый период приходится на последние годы, когда стали появляться работы, в которых проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций: учебы, работы и семьи. Это направление представлено работами известных ученых А.А.Матулениса, Н.С.Слепцова, В.И.Переведенцева, М.Х.Титмы, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкина и других.[6]
Таким образом, молодежь рассматривается как объективное общественное явление. Не поняв общества, в котором живет молодежь, значит не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества, общественными проблемами. Общественные проблемы, в сущности, во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследование молодежи вне общества в целом является абстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Решим проблемы общества - решим и проблемы молодежи.
Действительно, молодежь является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Если из молодежной среды пробиваются порочные побеги, если в этой среде появляются проблемы, то это, прежде всего "вина" социальной среды. С молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом. Молодежь, такова, каким является взрастившее ее общество.
Однако у молодежи были и есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у "зрелого" человека. Перейдем к их рассмотрению.
1. В любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости. Человек находится в положении "молодого", пока он зависим. От зари человечества и до наших дней центральной фигурой в обществе был зрелый (взрослый) человек. Стариков и слабых детей в первобытном обществе просто убивали или бросали на произвол судьбы. Появление демографической когорты под названием "молодежь" мало что изменило: молодые люди рассматривались как "взрослые дети", о которых общество вынуждено заботиться постольку, поскольку это было необходимо взрослым. "Мальчиком" в старой Франции мог быть назван человек любого возраста, если он зависел от "сеньора". В сущности, и ныне все осталось, как было. Взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от родителей - он все еще "дитя", а в глазах окружающих недоросль, инфант.
2. В любом обществе большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому исключена из процесса распределения продуктов этого производства, живет в "кредит", находится в положении иждивенцев - не имеет своего жилья, получает меньшую зарплату и т.п. Следствием этого являются острота социальных проблем молодежи, которая всегда и всюду намного выше, чем применительно к взрослой самодеятельной части населения, и сравнима только с социальными проблемами стариков. В богатых обществах молодежь в основном бедна, в бедных обществах - по преимуществу нищая.
3. В любом обществе большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни. Объективно и постоянно находясь в положении выбора и самоопределения (кем быть? что делать? каким быть? когда завести семью? кого выбрать спутником жизни?), молодой человек существенно ограничен в своих решениях мнением и волей родителей, родственников, законами, традициями и правами, с которыми он нередко бывает, не согласен.
4. Молодежь объективно находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания, которые часто подменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности. Специфика молодежного сознания определяется тем, что в нем живут такие понятия, которые обычно не свойственны взрослому человеку: "второстепенность", "подсобность", "неполноценность". Они рождают в душах молодых людей обостренное чувство социальной справедливости, социальной ущемленности, болезненности мироощущения, повышенную готовность к протесту, избыточную критичность, агрессивность. Рост этих свойств и их проявление в поступках тем более неизбежны, когда зависимое положение молодежи сознательно подчеркивается со стороны взрослых, когда социальная справедливость нарушается в массовых масштабах, когда складывается авторитарное отношение обучающих к обучаемым, учителей к ученикам, воспитателей к воспитуемым, родителей к детям, когда "нищета положения" молодежи усугубляется нищетой общества в целом.
5. В любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии. Из всех возрастных групп населения эта проблема, прежде всего и главным образом беспокоит молодежь. Сказав себе: "Стану слесарем", юноша одновременно говорит: "Но не стану врачом, артистом, учителем, биологом, историком". Решиться - значит не только приобрести нечто, но и возможность потерять свою единственную судьбу. Когда в состоянии мучительных размышлений по поводу "кем быть?" находятся миллионы молодых людей, это вырастает в огромную общественную проблему, которая в своей сущности была и будет проблемой сугубо молодежной.
6. Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?». молодежь субкультура социальный социализация
7. Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство - зависит от уровня социального развития молодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь что такое она в его глазах - только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, прежде всего субъект и затем объект и т.п.[7]
Если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она, прежде всего объект, а часто только объект воздействия.
3. Культура и сферы реализации молодежи
Выделяют следующие сферы реализации молодежи:
1. Досуговая сфера. Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «больше дадут. Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода[8].
Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны, с трудом дифференцируются, причем у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов. Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования; лишь 2% занимаются в кружках, секциях[9].
2. Сфера религии. Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием.
Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.
В целом религиозность студентов резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%), осведомленность о «священной книги» христиан Библии, убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.
Границы между группами верующими и колеблющимися между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии[10].
3. Политическая сфера. Политические ориентации – это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивацию личности и ее поведение в политической сфере[11].
Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современной молодежи. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.
Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы[12].
4. Сфера культуры. На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.
Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.
Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.
Кино «существует» для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.
Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% респондентов.
Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников[13].
В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение)[14].
5. Профессиональная сфера. Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется специфика мотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам. В университете, медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены «интерес к профессии» - от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте – «престиж вуза» (40 – 45% ответов), в педагогическом – «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном – «стремление избежать армии» - 31% ответов. Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше – у экономистов (39%). Семейная традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес. В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии. В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены. Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза? В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.
Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.
Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов[15].
Таким образом, выделяются следующие сферы реализации молодежи: досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.
Заключение
В процессе написания контрольной работы были сделаны следующие выводы.
Молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.
У молодежи были и есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у "зрелого" человека: молодежь находится в положении зависимости в силу своего возраста; большая часть молодежи не включена в процесс производства; большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни; молодежь находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания, которые часто подменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности; в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии; социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации.
Рассмотрев вопрос о сферах реализации молодежи был сделан вывод, что существуют такие сферы реализации молодежи как досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.
Таким образом, в ходе выполнения контрольной работы были решены все поставленные задачи, цель работы достигнута.
Список использованных источников
1. Васильев В.Г., Мазеин В.О., Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии//Социологические исследования. 2000. №1
2. Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества// Социологические исследования. 2000. № 6
3. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие. 2-е издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 2003.
5. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян). – М.: Высш. школа, 2003.
6. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования. 1999. № 6.
7. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990.
8. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации // Вест. Российского гуманитарного фонда. – 1997. – № 1.
9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический проект, 2000.
10. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н / Д: «Феникс», 1997.
11. Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов// Социологические исследования. 1999. № 8.
[1] Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996. стр. 332.
[2] Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества// Социологические исследования. 2000. № 6
[3] Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации // Вест. Российского гуманитарного фонда. – 1997. – № 1.
[4] Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие. 2-е издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. С.132
[5] Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003. С.231
6 Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003. С. 232
7 Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990. С. 14
[6] Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. С. 198
[7] Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003. С. 200
[8] Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . С. 61 – 62.
[9] Попов В.А. Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования. 1999 г. № 6. с. 98.
[10] Васильев В.Г. Мазеин В.О. Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии// Социологические исследования. 2000 г. №1. с. 119 - 120
[11] Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества//Социологические исследования. 2000 г. № 6. с. 40.
[12] Вишневский Ю.Р. Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов// Социс. 1997 г. с. 89
[13] Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов//Социологические исследования. 1999. № 8. c.12
[14] Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи//Социологические исследования. 1998 г. № 12. С. 21
[15] Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина Социальный облик студенчества 90-х годов// Социс. 1997 г. с. 89
Введение Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манер
Содержательные характеристики, типология и процедура проведения интервью
Социально-правовой статус приемной семьи
Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества
Экспертиза социально-культурных проектов
Теоретические подходы к изучению глобализации
Анализ проблемы платного и бесплатного медицинского обслуживания
Организація соціального проектування в Україні
Причины и профилактика молодежного экстремизма в России
Соціальна стратифікація. Причини соціальної стратифікації в Україні
Бюрократизм как общественное явление
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.