курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Пензенская государственная технологическая академия
Контрольная работа по дисциплине
«Культурология» на тему:
«Культура средневекового города»
Выполнила студентка
группы 06ПЭ1з
Сагарева Марина Евгеньевна
Проверила КИН,
доцент кафедры
« Философии» Кольчугина С.В.
440034 г. Пенза, ул. Металлистов 1-18
Тел. 32-49-67
Пенза 2006 год
Введение №1.
Общество – это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений представляет собой единство:
Духовных отношений | Экономических отношений |
Политических отношений | Социальных отношений |
Все они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
В основе развития человека и общества находится труд.
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.
Культура (от латинского – означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
В своей работе я остановлюсь на культуре «Руси» в эпоху средневековья (9-15 вв.) в центре которой стоял город. Культура «Руси», как и культура других народов, впитала в себя и общечеловеческое, и своё особенное, многовековое, временное. Здесь воедино слились Киевская Русь (9-12вв.), и формирование и возвышение Московского государства (13-15вв.). Здесь мы видим и мировую цивилизацию и самобытность. Но в центре стояла, стоит, и будет стоять самобытность «Руси» и «России».
Введение №2.
Тема: «Факторы самобытности русской истории»
Точек зрения на проблему самобытности русской истории в целом и культуры в частности очень много.
1. К. Маркс – начал изучать «Русь» с книг А. Бакунина (об анархизме).
2. В.И.Ленин – «Русского мужика пока сорок раз не обругаешь, тридцать раз не изматеришь, не одну вещь толком не сделает. Но если начнет делать – не остановишь».
3. И.П. Павлов – «Мозг русского человека устроен так, что он верит только слову, а на остальное ему наплевать». Эта цитата актуальна и на сегодняшний день.
4. Ф.И.Тютчев – «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить».
4. И.А.Ильин – «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар до великой войны двадцатого века».
5. В.О.Ключевский – «История России это история страны, которая колонизируется».
Их ещё множество, но их можно свести в три основных:
· Первая – однолинейность мировой истории.
· Вторая – многолинейность исторического развития (Россия – славянская цивилизация).
· Третья – пытается примирить первые две.
Итак, представители трёх подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Но все они указывают на некоторые мощные факторы, под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ. Есть четыре фактора:
1. Природно-климатический фактор. Из множества элементов укажем только на один. У нас сельхозработы занимали всего 125-130 рабочих дней в году (с середины апреля до середины сентября). На Западе в ряде стран сельхозработы прерывались в декабре-январе. В Южных странах сельхозработы велись круглый год.
2. Геополитический фактор. Геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:
· Обширная и слабозаселённая территория;
· Не защищённая естественными преградами граница;
· Оторванность на протяжении длительного времени от морей и морской торговли;
· Речная сеть – единственное благо;
· Промежуточное положение между Европой и Азией.
3. Религиозный фактор.
Все выше перечисленные факторы сформировали:
· Тело России
· Темперамент
· Навыки
· Привычки
· Быт
· Обычаи
· Семью
· Запад шел через Рим – «католизм», Россия – через Византию – «православие». А в целом это христианство, которое воспитало душу.
В Европе – спасение человека в активной экономической силе, в гражданском обществе.
В России - политический путь спасения: царь, Генсек и КПСС, президент и Единая Россия.
4. Фактор социальной организации.
Специфические элементы социальной организации в России:
· Община, артель, товарищество и т.д.;
· Государство, общество, личность не разделены, а взаимопроникаемы, целостны, соборные.
Если соединить общее и частность, то следует сказать, что крещение Руси, как считают многие историки и культурологи, стало началом истории русской культуры. До этого было язычество с его множеством божеств, что естественно препятствовало усилению Киевской Руси. И Киевский князь Владимир 1 (его жена Анна сестра византийского императора) принял православие и в 988 году крестил киевлян в Днепре.
Следует отметить историческое значение принятия «Русью» православия:
· Православие – духовная основа русской культуры;
· Формирование христианской морали русского народа;
· Появление монастырей – центра образования и культуры;
· Появление русской иконописи;
· Рассвет церковной архитектуры;
· Возникновение летописания и распространение религиозной литературы.
Но Киевская Русь была раздробленной. К концу 13в. были десятки удельных княжеств, которые враждовали друг с другом. Наиболее ожесточенная борьба была между князьями Твери и Москвы. Объединение завершилось при Иване 3 (1462-1505 гг.). Центром стала Москва. «Москва – третий Рим» - союз власти и церкви.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение № 1
2. Введение № 2 на тему: «Факторы самобытности русской истории»
3. Основная часть «Культура средневекового города»
4. Заключение
5. Список литературы
Культура средневекового города.
В любом государстве, в любом столетие если был город, то была и деревня. Они были тесно связаны экономически, политически, социально и духовно.
Прежде чем говорить о культуре средневекового города мы кратко скажем, что такое город и что такое деревня.
Город, населённый пункт, достигнувший определённой людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тысяч жителей) и воплощающий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.
Деревня, населённый пункт, охватывающий, прежде всего природно-географические особенности, а отсюда и особенности производства и культуры.
Итак, культура средневекового города.
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.
К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века – эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.
Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.
Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.
В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».
Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.
Этим автор видит заслугу князя Владимира и его сына Ярослава, продолжившего дело распространения новой веры. При этом дохристианское прошлое Руси не выглядит «темными веками». Напротив, он подчёркивает, что Владимир, его отец князь Святослав 1 Игоревич (945-972г.г.), и дед его князь Игорь (912-945г.г.) «не в худой и неведомой земле владычествовали, а в Русской, которая ведома и слышима во всех четырёх концах земли».
Во второй половине 11-начале 12вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе, «Житие» игумена Феодосия Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого же монастыря Нестором. В начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». Его автор – монах Нестор. В «Повести…» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как две части: славянской и всемирной. Нестор использовал ряд переводных византийских источников (в наибольшей степени «Хроники Георгия Амартола»). Из отечественных источников он использовал «начальный свод» - устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других.
«Повесть…» начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношении с другими народами. Также повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести…» события второй половины 11-начала 12вв.
В одну из рукописей, сохранивших текст «Повести временных лет» - Лаврентьевский список, были включены произведения, принадлежащие руке Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: собственно «Поучение детям» и, перечня «путей» - походов
и поездок, которые Мономах совершал в течение всей своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославовичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов 11 века, после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведение Владимира Мономаха является не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.
В начале 12 века продолжилось развитие этического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца 11-начала 12вв. В них в изменённом виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан – Тугарин Змеевич; Шарукан – Шарк Великан; Кудреван; Сутра – Скурла). К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алёше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом его героя явился приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятиниг).
Для русской духовной культуры середины 11-13 вв. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров
Получает дальнейшее развитие летописание. Если в 11-начале 12вв. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то
последующий период летописания ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: в Киеве, Чернигове, Переславле, Владимире - на-Клязьме, Галиче, Новгороде, Смоленске, Полоцке. Но эти летописи не велись на региональном уровне, а освещали историю и культуру всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец 13в.); Северо-Восточной Руси – Лаврентьевская летопись и летопись Переславля-Суздальского (13в.).
В конце 12в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году в Новгород. Его войско было разбито, а сам Игорь пленён. «Слово о полку Игореве» дошло до нас в рукописном виде, созданном в 1188 году. Но основной текст был написан в 1185 году, вскоре после бегства Игоря из плена. Основная идея «Слова…» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности.
«Слово…» - это яркий памятник истории и культуры Руси. Но характерно и то, что «Слову…» до сих пор не удалось найти прямых жанровых аналогий.
Не менее велики образы «плача Ярославны» на городской стене в Путивле. Путивль – город на реке Сейм, притоке Десны. Во второй половине 12 века Путивль был стольным городом одной из линий черниговского княжеского дома. Город Путивль и сейчас там, но только в Сумской области. В нём до сих пор действует множество храмов и стоит памятник жене Игоря – Ярославне.
В 11-13 вв. развивается каменное строительство храмов, княжеских дворцов. Появляется церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины 11-столетия – соборы св. Софии в Новгороде и Спасский собор в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице под Новгородом; Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
Каких-либо серьёзных достижений в области материальной и духовной культуры 13века после татаро-монгольского нашествия не сохранилось. Со второй половины 13 в. до нас дошло незначительное количество летописей. Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других мест. Однако в это время продолжает развиваться народное творчество. В монастырях не прекращалась работа по восстановлению утраченного литературного наследия.
С начала 14 века наметился новый подъём культуры на Руси, который продолжался в 14-15 вв. Практически во всех крупных городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В 14 веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо – полуустав.
С 14 века летописи вновь становятся всё более подробными и по содержанию и по культурной направленности. Они ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в Московском пожаре 1812 года. В 1442году появился первый русский хронограф, составленный Пахомием Лагофетом. В нём рассматривалась и всемирная и русская история.
Одним из самых распространённых жанров были исторические повести, «хождения» (путешествия). Выдающимся памятником русской культуры 15 века было «хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
Широкое распространение получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть об Александре Невском.
Подъём русской культуры в 14-15 вв. нашел яркое выражение в архитектурном творчестве этого периода. В Новгороде в 14 веке были построены Ковалевская и Волотовская церкви, имеющие фресковую роспись. В это время, с помощью итальянских мастеров, были возведены стены Кремля, за которыми построены дворцы великого князя и митрополита; здание государственных учреждений и монастыри. Был сооружен главный собор Кремля – Успенский. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы, построена Грановитая палата. Москва и Московский Кремль стали своеобразным символом сложившегося государства.
Русская живопись 14-15 вв. тоже поднялась. Феофан Грек расписывал Московские и Новгородский церкви.
Подъём русской культуры отражал развитие великорусской народности.
Заключение.
Войнами дыбились эти года,
стрелами черными в небе летели.
Споры и ссоры. А им то когда
Будет конец? Как они надоели!
В.В. Родионов.
Итак, Киевская Русь (9-12 вв.) – общество военной демократии, страна торговли и городов. В сущности это ранее средневековое общество, в котором свободные личности являлись преобладающей социальной категорией.
Однако с середины 12 века здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Руси, которая в начале 13 века была порабощена Золотой Ордой.
Во второй половине 13-14вв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепление своей власти. Этот процесс завершился на рубеже 15-16 вв. образованием мощного единого российского государства, которое было признано во всём мире.
В течение 9-15вв. начиная с Киева и до Москвы шло развитие культуры.
Центром её развития были Москва, Киев, Новгород, Псков и другие. В них концентрировалась вся духовная культура. Русская культура встала в один ряд с Византийской, Европейской и другими мировыми культурами.
Не могу не сказать немного о Византии. Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство 4-15вв., образованное при распаде Римской империи и её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица – Константинополь.
Исходя из всего выше сказанного, культура средневековья актуальна и в наше время. Образы выдающихся личностей того времени были и остаются героями художественных и анимационных фильмов, художественной литературы и т.д. и т.п.
«Слово о полку Игореве» в историческом и художественном смысле станет величайшим произведением не только древней, но и новой (19-21вв.) литературы. Поэты не только переводили «Слово…», но и использовали его образ в своих произведениях:
· А.С. Пушкин – в «Руслане и Людмиле»;
· К. Рылеев – в стихотворении «Боян», «Владимир Святой», «Рогнеда».
«Слово…» вошло в русскую музыку: опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Картины В.Г. Шварца «Боян», В.Г. Перова «Плач Ярославны».
«Слово…» было издано во многих странах мира: Америке, Италии, Индии, Японии, Германии, Франции и т.д. Оно было переведено практически на все языки. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.
Дословный перевод Д.С. Лихачёва на русский язык:
«Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльцах на воинов моего милого? Разве мало было тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, моё веселье ковылью ты развеял?»
Русло истории. Если считать
лишь хронологию важных событий,
или в сраженьях великих витать,
или в сомненьях догадок, наитий,
летопись русскую переписать,
если из тьмы докопать современность,
строго, к тому же, блюсти постепенность-
Рюрика с Игорем не миновать.
Русло истории не изменить.
Трудно найти первобытные акты.
Чтобы не выпустить логики нить,
не упустить интересные факты,
Рюрика с Игорем не обойти-
летопись русскую снова прочти…
В.В. Родионов.
Список литературы:
1. Гущин А.С. «Памятники художественного ремесла Древней Руси», том 1-2, Москва-Ленинград, 1936.
2. История культуры Древней Руси, том 1-2, Москва-Ленинград, 1951.
3. История русского искусства, том 1, Москва-Ленинград, 1941.
4. История русской литературы, том 1, Москва, 1953.
5. История СССР, том 1-2, Москва, 1966.
6. Лихачёв Д.С. «Культура русского народа 10-17 вв.», Москва-Ленинград, 1961.
7. Мануйлов И.М., Сагарев Л.П., Соловьёв В.Ю. «Основы культорологии» Пенза, 1996.
8. Маслова И.И. «История России», Пенза, 2000.
9. Маслова И.И. «Культура Древней Руси», Пенза, 1999.
10. Родионов В.В. «Сказание о России книга 1 Сумрак», Пенза, 2000.
11. «Слово о полку Игореве», Москва, 1984.
12. Соловьёв В.Ю., Дорошин Б.А. «История Отечества», Пенза, 1998.
13. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца 15 века», Москва, 1960.
Федеральное агентство по образованию Пензенская государственная технологическая академия Контрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему: «Культура средневекового города» Выполн
Культура СССР в послевоенное время
Культура эпохи Возрождения в Нидерландах
Леонардо да Вінчі
Любительские движения
Масленица
Массовая культура ХХ века - основные течения
Место жанра эмблемы в эпохе барокко
Мистецтво скоромохів
Музыкальные тексты как средство отображения внутреннего мира представителей эмо-культуры
Нумерология Китая
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.